<< Пред. стр. 585 (из 913) След. >>
ролей П.- Фредерик в драме Коцебу "Дитя любви" (театр "Честнат",Филадельфия). В 1813 П. уехал в Англию, где играл в т-ре "Друри-Лейн" и
в провинции. П. испытал влияние романтич. школы Дж. Кука и Э. Кина.
Пьесы П.- гл. обр. переделки драм Коцебу, мелодрам Пиксерекура и др.
авторов, а также популярных франц. мелодрам. Автор пьес: "Брут, или
Падение Тарквиния" (1818, "Друри-Лейн", в загл. роли выступал Э. Кин),
"Карл II, или Весёлый монарх" (1824, совм. с У. Ирвингом), "Тереза,
женевская сирота" (1821, т-р "Сэд-лерс-Уэллс"), "Аделина, или Жертва
обольщения" (1822, там же), "Клари, миланская девушка" (1923, т-р
"Ковент-Гарден"). С 1832 жил в Америке. В 1832-35 руководил т-ром "Парк"
в Нью-Йорке. С о ч.: America's lost plays, v. 5, 6, Princeton, 1940.
Лит.: Q u i n n A. H., A history of American drama from the beginning to
the Civil War, v. l, L., 1937. К Г
ПЕКЕЛИС, Михаил Самойлович [р. 29.VII(10.VIII).' 1899] - рус. сов.
музыковед, педагог. В 1922 окончил Киевскую консерваторию (по классу фп.
профессора Г. Н. Беклемишева и классу теории музыки профессора Б. Л.
Яворского). С 1923 занимается педагогич. деятельностью в Моск.
консерватории (1925-43, профессор с 1930), ГИТИСе (1944-48), Муз
.-педагогич. ин-те им. Гнесиных (с 1948).
Соч.: Даргомыжский и народная песня, М.-Л., 1951;
Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1965 (в печати); главы об
оперном творчестве М. И. Глинки, А. Г. Даргомыжского, А. Н. Серова, в
кн.: История русской музыки, т. 1-2, M.-Л., 1940; Драматургия Пушкина и
русская опера, "Сов. музыка", 1937, .ј 5 и др. Опубликовал впервые оперу
Даргомыжского "Эсмеральда" (1941).
ПЕКИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА (ц з и нс и - столичный театр) - один из
жанров кит. традиционного т-ра см ю и. Возник в конце 18- 1-й пол. 19
вв. в результате слияния т-ров провинции Аньхой и Хубэй. В 1790 в Пекине
выступала аньхойская труппа "Три радости", позднее еще три труппы той же
провинции - "Сыси", "Чуньтай" и "Хэчунь", к-рые вскоре слились и
образовали труппу "Четыре большие труппы аньхойской школы". В конце 20-х
- нач. 30-х гг. 19 в. из Хубэя в Пекин приехала труппа актёров т-ра
ханьцзюй. Оба театр. жанра пользовались большой популярностью и вскоре
заняли ведущее положение среди пекинских т-ров. Со временем они слились
и образовали новый жанр, получивший название П. м. д. Мелодич. основой
П. м. д. служили мелодии пихуан. П. м. д. вобрала в себя обширный
репертуар и технику актёрской игры Аньхойского и Хубэйского т-ров.
Большое влияние на формирование П. м. д. оказал также и куныпаньский
жанр (кунъцюй). П. м. д. использовала мелодии и сюжеты этого жанра, муз.
инструменты, танц. мастерство. К сер. 19 в. в П. м. д. объединились
Аньхойский и Хубэйский т-ры и т-р куньцюй. П. м. д. стала ведущим театр.
жанром, популярным и у широкого зрителя и у придворной аристократии. В
50-60-х гг. 19в.П.м.д. покровительствовал императорский дом, что
повлекло за собой аристократизацию жанра, превращение его в
развлекательное зрелище для избранной публики. В конце 19 в. новая бурж.
интеллигенция, отрицавшая феодальную культуру и традиционное театр.
иск-во, вы ступила против П. м. д. Ведущие актёры П. м. д.- Ван Яо-цин,
Мэй Лань-фан, Оуян Юй-цянь и др., стремясь сохранить традиционный т-р,
предприняли попытку реформировать П. м. д. (введение совр. сюжетов,
стремление к реалистич. манере игры и др.). Реформа не была осуществлена
из-за трудностей, связанных с изменением вековых канонов традиц. т-ра.
Спектакли П. м. д. разыгрываются актёрскими труппами, к-рые группируются
вокруг крупнейших мастеров этого жанра. В исполнительской манере П. м.
д. наметились два стиля: пекинский и шанхайский (менее традиционный,
испытывающий влияние европ. т-ра).
В начале антияпонской войны (1937-45) в Освобождённых районах Китая
был организован Научно-исследовательский театр. ин-т, поставивший в
новой редакции две пьесы традиционного репертуара П. м. д.- "Три удара
по Чжуцзячжуану" и "Уход в горы Лын-шань". Реформа П. м. д. началась
после 1949. (В 1951 было опубликовано "Указание Административного совета
Центрального народного правительства о проведении реформы классической
драмы"). Вульгаризаторски-упрощённый подход к вопросу о народности
иск-ва, его связи с политикой привели к запрещению значит, произведений
из репертуара П. м. д. В 1958 была пост. первая пьеса на совр.
тему"Седая девушка". Однако в репертуаре П. м. д. по-прежнему
преобладали произведения о прошлом страны. В нач. 60-х гг. в Китае
возникла дискуссия о репертуаре новых пьес П. м. д., подчёркивалась
необходим мость создания пьес на совр. тему. Летом 1964 в Пекине
состоялся Первый Всекитайский фестиваль совр. П. м.д. Среди спектаклей
П. м. д.-"Об этом забывать нельзя", "Пламя в камышах", "Красный фонарь"
и др.
В 60-х г.вПекине и Шанхае работает неск. трупп,вы-ступающих в жанре
П. м.д. Среди ведущих режиссёров П. м. д.: Цун Шэнь, Вэн Му, А Цзя, Вэн
Оу-хун и др.
Лит. см. при ст. Китайская драматургия и театр.
С. С.
ПЕКУТ (Pecour, Pecourt), Луи (10.VIII.1655- 22.IV.1729) - франц.
артист балета и балетмейстер. В 1674 дебютировал на сцене Парижской
Оперы в партии Кадма ("Кадм и Гермиона" Люлли). Вскоре занял положение
ведущего танцовщика. С 1706 - гл. балетмейстер этого т-ра. П. был
полухарактерным танцовщиком. Его танец, виртуозный и лёгкий, отличался
тонким артистизмом. Балетмейстерская деятельность характеризуется
большой изобретательностью (в частности, видоизменил форму менуэта,
сделав его более сценичным). Творчество П. способствовало художеств.
совершенствованию франц. балета. В 1703 окончил сценич. деятельность.
Пост.: "Суд Париса", "Века", "Гипермнестра", "Силы природы",
"Деревенский праздник", "Протей" и др.
Соч.: Recueil de'dances composees par monsieur Pecour... et mises sur
le papier par monsieur Feuillet, P., 1700.
Лит.: X у д e к о в С., История танцев, ч. 2, СПБ. 1914, с. 260-61;
Sain t-L e o n A., La stenochoregraphie ..., avec biographies et
portraits des plus celebres maitres de ballets anciens et modernes,
P.-St.-Petersbourg, 1852; G a s-t i 1 1 е-В 1 a z e, L'Academie
Imperiale de Musique. Histoire... de ce theatre de 1645 a 1855, P.,
1855. Ham. P
ПБЛАДАН (Peladan), Жозеф (28.III.1859-27 .VI'. 1918) - франц.
писатель, драматург. С реакционно-романтич. позиций выступал против
бурж. цивилизации. Испытал влияние музыкально-драматургич. взглядов Р.
Вагнера, к-рое проявилось в пьесах "Вавилон", "Сын звёзд" (обе в 1895),
"Принц Византийский" (1896), "Семирамида" (1897), "Эдип и сфинкс" (1897)
и др. Для пьес П. характерны религиозномистич. мотивы, восхваление
ушедших эпох, декадентские тенденции (эротика и пр.). Ставились в "Т-ре
декламации" (Париж) под рук. П. Валена, на сценах античных т-ров Оранжа,
Нима, Шампиньи. Автор труда "Происхождение и эстетика трагедии" (Origine
et esthetique de la tragedie, P., 1905), комментариев к изданию текстов
опер Вагнера (Le theatre complet de Wagner, P., 1894).
Соч.: Babylone, Р., 1895; OEdipe et Sphinx, P., 1897;
Semiramis, P., 1897.
Лит.: Au brun R.-G., Peladan..., Р., 1904. А, Я.
ПЕЛЛЙКО (Pellico), Сильвио (25.VI.1789-31.1. 1854) - итал. писатель,
драматург. Творч. деятельность начал как журналист и театр. критик. В
1818-19 был редактором прогрессивного журнала "Кончилья-торе" (Милан),
где помещал статьи о Шекспире,. Шиллере, Лессинге, Гёте, выражавшие
вольнолюбивые взгляды, пропагандировал идею объединения Италии. В 1820
по обвинению в карбо-наризме был арестован, а затем заключён в тюрьму
Шпильберг (освобождён в 1830). Автор знаменитых мемуаров "Мои темницы"
(1833). П. написал 12 трагедий, из к-рых особенно большой успех выпал на
долю трагедии "Франческа да Римини" (1815, Королевский т-р, Милан),
проникнутой любовью к родине и ненавистью к её поработителям. Эта пьеса
входила в репертуар крупнейших итал. актёров 19 в. Роли Франчески и
Паоло исполняли А. Ристори, Г. Модена, Т. Сальвини и др. Монолог Паоло,
в к-ром он прославляет величие Италии и даёт клятву защищать свою родину
(в 1-м акте), вызывал взрыв патриотич. чувств. Пост. трагедий "Эуфемио
да Мессина" (соч. 1820) и "Эстер д'Энгадди" (1832, т-р "Кариньяно",.
Милан) были запрещены. Во время пребывания в тюрьме пылкие патриотич.
идеалы П. сменились христианским смирением, поэтому следующие его пьесы,
в т. ч. "Томас Моор" (1834, Милан), утеряли боевой дух, революц.
направленность. После провала трагедии "Коррадино" (1834) П. отошёл от
т-ра. Творчество П. наряду с драматургич. деятельностью А. Мандзони
сыграло решающую роль в формировании романтизма в Италии.
Соч.: Prose e tragedie scelte. Mil., 19V); в рус. пер.- Франческа да
Римини, СПБ, 1860.
Лит.: R i n i e r i Z., Della vita e delle opere di G. Silvio
Pellico, Torino, 1898-1901; R a veli o F., Silvio Pellico, Torino, 1954.
Г. P
ПЕЛЬ1ЦЕР, Иван Романович [1871-30.III. 1959]- рус. сов. актёр. Засл.
арт. РСФСР (1925). В 1893 окончил Моск. театр. уч-ще (педагог М. П.
Садовский) и в этом же году дебютировал в роли Тихона ("Гроза") в.
Белгородском т-ре. В 1900-10 П.- актёр Т-ра Корша, затем в течение ряда
лет актёр и режиссёр крупнейших провинц. т-ров. Возвратившись в Москву,
работал сначала в Т-ре Струйского, потом в т-ре "Комедии" (б. Корш). В
1940 П. вступил в труппу Моск. т-ра им. Моссовета (играл роль маркиза
Форлипополи - "Трактирщица"). В 1946 перешёл в Театр-студию киноактёра.
П.- характерный актёр; его игра отличалась изяществом и чёткостью
внешнего рисунка" яркостью бытовых деталей, была пронизана мягким
юмором. П. снимался в кино ("Большая жизнь";
"Последняя ночь", Гос. пр. СССР, 1941). Занимался педагогич.
деятельностью с 1905.
Роли: Алексей '("Дети Ванюшина" Найдёнова), Хлестаков, Аркашка
Счастливцев, Карандышев; Аким ("Власть тьмы"). Караулов ("Чужой ребёнок"
Шкваркина), Бублик ("Платон Кречет"), Бородин ("Страх"), Ленчицкий-отец,
/"Бойцы" Ромашова), Лука. С, Д П‚ЛЬТЦЕР,Татьяна Ивановна
[p.24.V(6.VI).1904]- русская советская актриса. Народная артистка РСФСР
(1960). Чл. Коммунистической партии с 1956. Ученица своего отца И. Р.
Пельтцера. Проф. актёрскую деятельность начала в 1920 в Передвижном т-ре
Политуправления. В 1925-40 работала в Т-реим.МГСПС (ныне-Т-р им.
Моссовета). В 1940-47 П.- актриса Моск. т-ра миниатюр, с 1947 - в Моск.
т-ре Сатиры. Обладая ярким комедийным дарованием, мастерством острой
сатирической характеристики образа, П. создаёт реалистические,
жизненно-достоверные характеры. В творчестве П. органично сочетаются
юмор и лиризм. В Т-ре Сатиры П. исполнила комедийные и сатирич. роли:
Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), миссис Джекобс ("Остров
мира" Е. Петрова). Особенно удаются актрисе бытовые комедийные роли:
Уборщица ("Вас вызывает Таймыр" Галича и Исаева), Лукерья Похлебкина
("Свадьба с приданым"
Дьяконова, Гос. пр. СССР, 1951), Караулова ("Чужой ребёнок"
Шкваркина), Качурина ("Ложь для узкого круга" Салынского), Каурова
("Завтрак у предводителя" Тургенева) и др. Снимается в кино:
Лукерья ("Свадьба с приданым") и др. С. Д.
ПЕЛЬШЕ, Роберт Андреевич (15.Х. 1880-19.VI. 1955) - сов.
литературовед и театр. критик. Чл. Коммунистической партии с 1898. Засл.
деят. культуры Латв. ССР (1945). Доктор филологич. наук (1948). Член АН
Латв. ССР (1951). Литературно-критическую деятельность начал в 1910.
Писал статьи о творчестве Я. Райниса, А. У пита и др. После Октябрьской
революции заведовал художеств. отделом Главполит-просвета. Занимался
педагогической деятельностью (в 1946-55-директор Института фольклора АН
Латв. ССР).
Соч.: Проблемы современного искусства, М., 1927;
Пути современного театра (совм. с А. В. Луначарским и В. Ф.
Плетневым), М.-Л., 1926; Наша театральная политика, М.-Л., 19 29; О
литературном наследии и советской драматургии, [б.м.], 1933 ;Драматургия
социалистической индустрии, [б. м.], 1934; Latviesu un krievu kultaras
sakari Riga, 1951. А. Ник.
ПЕНДЖАБСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР -драматургия и т-р Индии и Пакистана
на пенджабском яз. Истоки П. д. и т.-в нар. творчестве; танцы, песни,
декламация являлись неотъемлемой частью религиозного церемониала и нар.
праздников. Основой для нар. представлений служили древние памятники
пенджабского фольклора - эпос "Брихаткатха", легенды о мудром радже
Расалу и др., разыгрывавшиеся жителями деревень. Сохранились формы нар.
т-ра - муз.-танц. драмы (в т. ч. наутанки) и сатирич. представления -
накалы. В нач. 20 в. зарождается новая драматургия и т-р Пенджаба. Их
возникновение было связано с подъёмом нац.-освободит, борьбы народов
Индии, ростом нац. самосознания. Одним из основоположников совр. драмы
на яз. пенджаби является Ишварчанд Нанда (р. 1892). В своей первой пьесе
"Дульхан" ("Невеста", 1913) он выступает против распространённого в
Индии брака по расчёту, осуждает алчность и бессердечие, резко осуждает
уродливые обычаи прошлого. В последующих драмах Нанда с большой
симпатией рассказывает о жизни трудового люда - крестьян и
ремесленников, обличает ростовщиков, торговцев. Большинство его пьес
ставит морально-бытовые проблемы ("Шамушах", "Общественная слава" и
др.). Нанда был также организатором труппы, с к-рой гастролировал по
городам и селениям.
В 30-е гг. широкую известность получила деятельность Сант Сингх
Секхона. Его творчество отличается остротой социальной проблематики.
Борьбе пенджабских трудящихся за лучшее будущее поев. его пьесы "Хартал"
("Забастовка") и "Музара" ("Арендатор")" о роли художника в обществе
повествует пьеса "Ка-лакар" ("Художник"). Среди младшего поколения
драматургов Пенджаба - Харчаран Синга, Рошан Лал-Ахудажа и др.
В 40-х гг. была организована Ассоциация инд. нар. т-ров, к-рая
оказала значит, влияние на дальнейшее развитие П. д. и т. Появляются
новые драматич. произведения, гл. обр. одноактные пьесы. В них звучит
призыв к борьбе против колониализма.
Социальной направленностью характеризуется творчество драматурга
Балванта Гарги - автора многих драм и одноактных пьес (часть из них
опубликована в 1943). Герои пьес Гарги борются за новую Индию, за мир.
Пьесы Гарги ставились в СССР: "Кесро" (1952, Т-р им. Лахути, Душанбе),
"Сохни и Махинавал" (1956, совм. с А. Антокольским, т-р "Ромэн",
Москва).
Значит, место в драматургии Пенджаба принадлежит Картару Сингху
Дуггала - автору пьесы "Кох-кан" ("Сокрушитель гор", 1958) о
строительстве гидростанции Бхакра-Нангал (Пенджаб) и др.
В 40-50-х гг. 20 в. в Пенджабе ставятся спектакли в традициях нар.
муз. драмы: опера "Прита" Шиды Бхатии и Снехлаты Саньял. В 1950 Шила
Бхатия написал оперу "Зов долины", поев. жизни инд. крестьян. Одним из
крупнейших театральных деятелей Пенджаба является режиссёр и драматург
Гурдаяла Сингх Кхонсла.
Лит.: Новейшая история Индии, М., 1959, с. 661-63;
Серебряков И., Пенджабская литература, М., 1963, с. 150-158; Гарги
Б., Театр и танец Индии (пер. с англ.), М., 1963; Бабкина М. П.,
Потабенко С. И., Народный театр Индии, М., 1964. Мел. Б.
П‚НЕВ, Пенчо (р.7.ХП.1911) - болг. театровед, историк т-ра, педагог.
Окончил филологич. ф-т Софийского ун-та. С 1944-профессор Высшего ин-та
театр. иск-ва в Софии, руководитель кафедры истории болг. т-ра. Автор
книг и статей по болг. т-ру. Гл. редактор журнала "Театър".
Соч.: Лекции по история на българския драматически театър, ч. 1-4,
с., 1952-56. ч. 1, 2 изд., 1959; Гео Милев" С., 1945; Васил Кирков, С.,
1953; Кръстю Сарафов, С., 1953 (совм. с С. Каракостовым); Българската
драматургия до освобождението. Хрестоматия по история на българския
драматически театър, ч. 1, С., 1962; Театрални и драматически интереси
на Христо Ботев, "Изкуство", 1949, кн. 1;
Кой е автор на драмата "Стоян воевода?", "Българска ми-съль", С.,
1940, кн. 9; Драматургията на Яворов, "Театър", 1963, .ј 6; Българската
драматургия през 1962 година, там же, ј 5; За национален етил в нашата
режисура, там же, 1955, .ј 1; "Ленин - творец на нов живот" и "Глас
народен" на Г. Караславов в три режисьорски решения, там же, 1957, X"
11.
Лит.: "Театър", С., 1961, .ј 12, с. 63-64. А. Ив.
ПЕНИЕ - см. Вокальное искусство.
"ПЕНСИОНЕР" (франц. pensionnaire)-название актёров т-ра "Комеди
Франсез" (Париж). Члены труппы этого т-ра, получающего правительств,
субсидию, но являющегося обществом на паевых началах, делятся на "П." и
"сосьетеров. "П." как бы состоят на службе у "сосьетеров" и получают
жалованье независимо от суммы доходов т-ра. Их набирают из
провинциальных или частных парижских т-ров или из числа окончивших
театральную школу. "П." может быть переведён в "сосьетеры" (в результате
голосования на общем собрании "сосьетеров" 1 раз в год), ему назначают
часть пая или полный пай, в зависимости от степени участия в жизни т-ра
и приносимой пользы. А. Мое.
ПЕНЬЯФЬ‚ЛЬ, де - см. Ариас де Пеньяфьель, Д.
ПЕРАЛЬТА (Peralta), Анхела (6.VII.1845-30. VIII. 1883) - мексиканская
артистка оперы (колоратурное сопрано). В 1860 П. дебютировала на сцене
Большого нац. т-ра в Мехико. В 1862 - 65 выступала в Европе с огромным
успехом (особенно в Италии), была первой мексиканской певицей,
получившей между нар. известность. Вернувшись на родину, организовала
собств. оперную труппу, с к-рой ставила лучшие произв. мировой (гл. обр.
итал. и франц.) оперной классики, давая представления в самых отдалённых
уголках страны.
Лучшие партии: Норма, Амина, Эльвира ("Норма", "Сомнамбула",
"Пуритане" Беллини), Лючия, Адина ("Лючия ди Ламмермур", "Любовный
напиток" Доницетти), Динора о. п. Мейербера), Джильда, Виолетта. Вс. Т.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ МХТ - организована в 1912 К. С. Станиславским и Л. А.
Сулержицким с целью воспитания молодёжи МХТ по системе Станиславского.
Открытие студии состоялось 15 янв. 1913 (спектакль "Гибель ,,Надежды14"
Хейерманса). В 1924 Студия была преобразована в Московский
Художественный театр второй.
ПЕРВЕНЦЕВ, Аркадий Алексеевич [р.13(26).I. 1905] - рус. сов.
писатель, драматург. Чл. Комму-нистич. партии с 1950. Автор пьес
"Кочубей" (1938, авторская инсц. по одноим. роману, совм. с Н. П.
Охлопковым, Камерный т-р), "Крылатое племя" (1941, ЦТКА), "Южный узел"
(1947, ЦТСА; 1948, Малый т-р), "Младший партнёр" (1951, Т-р им.
Моссовета), "Честь смолоду" (1951, Моск. т-р им. Ленинского комсомола,
по одноим. роману). Писал киносценарии. Гос. пр. СССР (1949, две).
Соч.: Избранные произведения, т. 1-2, Симферополь, 1950.
Лит.: Золотев' А. М.,А. Первенцев, Краснодар, 1960. С. Г.
ПЕРВОМАЙСКИЙ, Леонид Соломонович (наст. имя и фам. - Илья Шлемович Г
у р е в и ч) [р.4(17). V. 1908] - укр. сов. драматург и поэт. Чл.
Коммуни-' стич. партии с 1954. Лит. деятельность начал в 1924. Первая
пьеса - "Коммольцы" (1929, Т-р им. Франко;
1930, Одесский т-р им. Октябрьской революции и др.). В пьесе
"Неизвестные солдаты" (1931, харьковский Т-р им. Шевченко; 1932, моск.
Камерный т-р и др.) П. вновь обращается к теме гражданской войны,
создаёт образы закалённых бойцов революции. Пьесе присущ глубокий
лиризм, романтич. героика. Проблему личности и коллектива П. ставит в
стихотворной трагедии "Ваграмова ночь" (1933, Харьковский рус. т-р;
1935, Ленинградский т-р драмы им. Пушкина, Моск. т-р под рук. Ю.
Завадского). Драма "Местечко Ладе-ню" (1932, Т-р им. Франко, Т-р им.
Шевченко и др.) посвящена первым годам колхозного строительства, победе
социалистического уклада, росту нового поколения. П. написал пьесу
"Начало жизни" (Т-р им. Франко; 1935, Ленингр. ТРАМ; 1936, МХАТ 2-й).
Прошлому укр. народа поев. драм. поэма "Олекса Дов-буш" (1941, Т-р им.