<< Пред.           стр. 585 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 ролей П.- Фредерик в драме Коцебу "Дитя любви" (театр "Честнат",
 Филадельфия). В 1813 П. уехал в Англию, где играл в т-ре "Друри-Лейн" и
 в провинции. П. испытал влияние романтич. школы Дж. Кука и Э. Кина.
 Пьесы П.- гл. обр. переделки драм Коцебу, мелодрам Пиксерекура и др.
 авторов, а также популярных франц. мелодрам. Автор пьес: "Брут, или
 Падение Тарквиния" (1818, "Друри-Лейн", в загл. роли выступал Э. Кин),
 "Карл II, или Весёлый монарх" (1824, совм. с У. Ирвингом), "Тереза,
 женевская сирота" (1821, т-р "Сэд-лерс-Уэллс"), "Аделина, или Жертва
 обольщения" (1822, там же), "Клари, миланская девушка" (1923, т-р
 "Ковент-Гарден"). С 1832 жил в Америке. В 1832-35 руководил т-ром "Парк"
 в Нью-Йорке. С о ч.: America's lost plays, v. 5, 6, Princeton, 1940.
 Лит.: Q u i n n A. H., A history of American drama from the beginning to
 the Civil War, v. l, L., 1937. К Г
  ПЕКЕЛИС, Михаил Самойлович [р. 29.VII(10.VIII).' 1899] - рус. сов.
 музыковед, педагог. В 1922 окончил Киевскую консерваторию (по классу фп.
 профессора Г. Н. Беклемишева и классу теории музыки профессора Б. Л.
 Яворского). С 1923 занимается педагогич. деятельностью в Моск.
 консерватории (1925-43, профессор с 1930), ГИТИСе (1944-48), Муз
 .-педагогич. ин-те им. Гнесиных (с 1948).
  Соч.: Даргомыжский и народная песня, М.-Л., 1951;
  Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1965 (в печати); главы об
 оперном творчестве М. И. Глинки, А. Г. Даргомыжского, А. Н. Серова, в
 кн.: История русской музыки, т. 1-2, M.-Л., 1940; Драматургия Пушкина и
 русская опера, "Сов. музыка", 1937, .ј 5 и др. Опубликовал впервые оперу
 Даргомыжского "Эсмеральда" (1941).
  ПЕКИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА (ц з и нс и - столичный театр) - один из
 жанров кит. традиционного т-ра см ю и. Возник в конце 18- 1-й пол. 19
 вв. в результате слияния т-ров провинции Аньхой и Хубэй. В 1790 в Пекине
 выступала аньхойская труппа "Три радости", позднее еще три труппы той же
 провинции - "Сыси", "Чуньтай" и "Хэчунь", к-рые вскоре слились и
 образовали труппу "Четыре большие труппы аньхойской школы". В конце 20-х
 - нач. 30-х гг. 19 в. из Хубэя в Пекин приехала труппа актёров т-ра
 ханьцзюй. Оба театр. жанра пользовались большой популярностью и вскоре
 заняли ведущее положение среди пекинских т-ров. Со временем они слились
 и образовали новый жанр, получивший название П. м. д. Мелодич. основой
 П. м. д. служили мелодии пихуан. П. м. д. вобрала в себя обширный
 репертуар и технику актёрской игры Аньхойского и Хубэйского т-ров.
 Большое влияние на формирование П. м. д. оказал также и куныпаньский
 жанр (кунъцюй). П. м. д. использовала мелодии и сюжеты этого жанра, муз.
 инструменты, танц. мастерство. К сер. 19 в. в П. м. д. объединились
 Аньхойский и Хубэйский т-ры и т-р куньцюй. П. м. д. стала ведущим театр.
 жанром, популярным и у широкого зрителя и у придворной аристократии. В
 50-60-х гг. 19в.П.м.д. покровительствовал императорский дом, что
 повлекло за собой аристократизацию жанра, превращение его в
 развлекательное зрелище для избранной публики. В конце 19 в. новая бурж.
 интеллигенция, отрицавшая феодальную культуру и традиционное театр.
 иск-во, вы ступила против П. м. д. Ведущие актёры П. м. д.- Ван Яо-цин,
 Мэй Лань-фан, Оуян Юй-цянь и др., стремясь сохранить традиционный т-р,
 предприняли попытку реформировать П. м. д. (введение совр. сюжетов,
 стремление к реалистич. манере игры и др.). Реформа не была осуществлена
 из-за трудностей, связанных с изменением вековых канонов традиц. т-ра.
 Спектакли П. м. д. разыгрываются актёрскими труппами, к-рые группируются
 вокруг крупнейших мастеров этого жанра. В исполнительской манере П. м.
 д. наметились два стиля: пекинский и шанхайский (менее традиционный,
 испытывающий влияние европ. т-ра).
  В начале антияпонской войны (1937-45) в Освобождённых районах Китая
 был организован Научно-исследовательский театр. ин-т, поставивший в
 новой редакции две пьесы традиционного репертуара П. м. д.- "Три удара
 по Чжуцзячжуану" и "Уход в горы Лын-шань". Реформа П. м. д. началась
 после 1949. (В 1951 было опубликовано "Указание Административного совета
 Центрального народного правительства о проведении реформы классической
 драмы"). Вульгаризаторски-упрощённый подход к вопросу о народности
 иск-ва, его связи с политикой привели к запрещению значит, произведений
 из репертуара П. м. д. В 1958 была пост. первая пьеса на совр.
 тему"Седая девушка". Однако в репертуаре П. м. д. по-прежнему
 преобладали произведения о прошлом страны. В нач. 60-х гг. в Китае
 возникла дискуссия о репертуаре новых пьес П. м. д., подчёркивалась
 необходим мость создания пьес на совр. тему. Летом 1964 в Пекине
 состоялся Первый Всекитайский фестиваль совр. П. м.д. Среди спектаклей
 П. м. д.-"Об этом забывать нельзя", "Пламя в камышах", "Красный фонарь"
 и др.
  В 60-х г.вПекине и Шанхае работает неск. трупп,вы-ступающих в жанре
 П. м.д. Среди ведущих режиссёров П. м. д.: Цун Шэнь, Вэн Му, А Цзя, Вэн
 Оу-хун и др.
  Лит. см. при ст. Китайская драматургия и театр.
  С. С.
  ПЕКУТ (Pecour, Pecourt), Луи (10.VIII.1655- 22.IV.1729) - франц.
 артист балета и балетмейстер. В 1674 дебютировал на сцене Парижской
 Оперы в партии Кадма ("Кадм и Гермиона" Люлли). Вскоре занял положение
 ведущего танцовщика. С 1706 - гл. балетмейстер этого т-ра. П. был
 полухарактерным танцовщиком. Его танец, виртуозный и лёгкий, отличался
 тонким артистизмом. Балетмейстерская деятельность характеризуется
 большой изобретательностью (в частности, видоизменил форму менуэта,
 сделав его более сценичным). Творчество П. способствовало художеств.
 совершенствованию франц. балета. В 1703 окончил сценич. деятельность.
  Пост.: "Суд Париса", "Века", "Гипермнестра", "Силы природы",
 "Деревенский праздник", "Протей" и др.
  Соч.: Recueil de'dances composees par monsieur Pecour... et mises sur
 le papier par monsieur Feuillet, P., 1700.
  Лит.: X у д e к о в С., История танцев, ч. 2, СПБ. 1914, с. 260-61;
 Sain t-L e o n A., La stenochoregraphie ..., avec biographies et
 portraits des plus celebres maitres de ballets anciens et modernes,
 P.-St.-Petersbourg, 1852; G a s-t i 1 1 е-В 1 a z e, L'Academie
 Imperiale de Musique. Histoire... de ce theatre de 1645 a 1855, P.,
 1855. Ham. P
  ПБЛАДАН (Peladan), Жозеф (28.III.1859-27 .VI'. 1918) - франц.
 писатель, драматург. С реакционно-романтич. позиций выступал против
 бурж. цивилизации. Испытал влияние музыкально-драматургич. взглядов Р.
 Вагнера, к-рое проявилось в пьесах "Вавилон", "Сын звёзд" (обе в 1895),
 "Принц Византийский" (1896), "Семирамида" (1897), "Эдип и сфинкс" (1897)
 и др. Для пьес П. характерны религиозномистич. мотивы, восхваление
 ушедших эпох, декадентские тенденции (эротика и пр.). Ставились в "Т-ре
 декламации" (Париж) под рук. П. Валена, на сценах античных т-ров Оранжа,
 Нима, Шампиньи. Автор труда "Происхождение и эстетика трагедии" (Origine
 et esthetique de la tragedie, P., 1905), комментариев к изданию текстов
 опер Вагнера (Le theatre complet de Wagner, P., 1894).
  Соч.: Babylone, Р., 1895; OEdipe et Sphinx, P., 1897;
  Semiramis, P., 1897.
  Лит.: Au brun R.-G., Peladan..., Р., 1904. А, Я.
  ПЕЛЛЙКО (Pellico), Сильвио (25.VI.1789-31.1. 1854) - итал. писатель,
 драматург. Творч. деятельность начал как журналист и театр. критик. В
 1818-19 был редактором прогрессивного журнала "Кончилья-торе" (Милан),
 где помещал статьи о Шекспире,. Шиллере, Лессинге, Гёте, выражавшие
 вольнолюбивые взгляды, пропагандировал идею объединения Италии. В 1820
 по обвинению в карбо-наризме был арестован, а затем заключён в тюрьму
 Шпильберг (освобождён в 1830). Автор знаменитых мемуаров "Мои темницы"
 (1833). П. написал 12 трагедий, из к-рых особенно большой успех выпал на
 долю трагедии "Франческа да Римини" (1815, Королевский т-р, Милан),
 проникнутой любовью к родине и ненавистью к её поработителям. Эта пьеса
 входила в репертуар крупнейших итал. актёров 19 в. Роли Франчески и
 Паоло исполняли А. Ристори, Г. Модена, Т. Сальвини и др. Монолог Паоло,
 в к-ром он прославляет величие Италии и даёт клятву защищать свою родину
 (в 1-м акте), вызывал взрыв патриотич. чувств. Пост. трагедий "Эуфемио
 да Мессина" (соч. 1820) и "Эстер д'Энгадди" (1832, т-р "Кариньяно",.
 Милан) были запрещены. Во время пребывания в тюрьме пылкие патриотич.
 идеалы П. сменились христианским смирением, поэтому следующие его пьесы,
 в т. ч. "Томас Моор" (1834, Милан), утеряли боевой дух, революц.
 направленность. После провала трагедии "Коррадино" (1834) П. отошёл от
 т-ра. Творчество П. наряду с драматургич. деятельностью А. Мандзони
 сыграло решающую роль в формировании романтизма в Италии.
  Соч.: Prose e tragedie scelte. Mil., 19V); в рус. пер.- Франческа да
 Римини, СПБ, 1860.
  Лит.: R i n i e r i Z., Della vita e delle opere di G. Silvio
 Pellico, Torino, 1898-1901; R a veli o F., Silvio Pellico, Torino, 1954.
 Г. P
  ПЕЛЬ1ЦЕР, Иван Романович [1871-30.III. 1959]- рус. сов. актёр. Засл.
 арт. РСФСР (1925). В 1893 окончил Моск. театр. уч-ще (педагог М. П.
 Садовский) и в этом же году дебютировал в роли Тихона ("Гроза") в.
 Белгородском т-ре. В 1900-10 П.- актёр Т-ра Корша, затем в течение ряда
 лет актёр и режиссёр крупнейших провинц. т-ров. Возвратившись в Москву,
 работал сначала в Т-ре Струйского, потом в т-ре "Комедии" (б. Корш). В
 1940 П. вступил в труппу Моск. т-ра им. Моссовета (играл роль маркиза
 Форлипополи - "Трактирщица"). В 1946 перешёл в Театр-студию киноактёра.
 П.- характерный актёр; его игра отличалась изяществом и чёткостью
 внешнего рисунка" яркостью бытовых деталей, была пронизана мягким
 юмором. П. снимался в кино ("Большая жизнь";
  "Последняя ночь", Гос. пр. СССР, 1941). Занимался педагогич.
 деятельностью с 1905.
  Роли: Алексей '("Дети Ванюшина" Найдёнова), Хлестаков, Аркашка
 Счастливцев, Карандышев; Аким ("Власть тьмы"). Караулов ("Чужой ребёнок"
 Шкваркина), Бублик ("Платон Кречет"), Бородин ("Страх"), Ленчицкий-отец,
 /"Бойцы" Ромашова), Лука. С, Д П‚ЛЬТЦЕР,Татьяна Ивановна
 [p.24.V(6.VI).1904]- русская советская актриса. Народная артистка РСФСР
 (1960). Чл. Коммунистической партии с 1956. Ученица своего отца И. Р.
 Пельтцера. Проф. актёрскую деятельность начала в 1920 в Передвижном т-ре
 Политуправления. В 1925-40 работала в Т-реим.МГСПС (ныне-Т-р им.
 Моссовета). В 1940-47 П.- актриса Моск. т-ра миниатюр, с 1947 - в Моск.
 т-ре Сатиры. Обладая ярким комедийным дарованием, мастерством острой
 сатирической характеристики образа, П. создаёт реалистические,
 жизненно-достоверные характеры. В творчестве П. органично сочетаются
 юмор и лиризм. В Т-ре Сатиры П. исполнила комедийные и сатирич. роли:
 Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), миссис Джекобс ("Остров
 мира" Е. Петрова). Особенно удаются актрисе бытовые комедийные роли:
  Уборщица ("Вас вызывает Таймыр" Галича и Исаева), Лукерья Похлебкина
 ("Свадьба с приданым"
  Дьяконова, Гос. пр. СССР, 1951), Караулова ("Чужой ребёнок"
 Шкваркина), Качурина ("Ложь для узкого круга" Салынского), Каурова
 ("Завтрак у предводителя" Тургенева) и др. Снимается в кино:
  Лукерья ("Свадьба с приданым") и др. С. Д.
  ПЕЛЬШЕ, Роберт Андреевич (15.Х. 1880-19.VI. 1955) - сов.
 литературовед и театр. критик. Чл. Коммунистической партии с 1898. Засл.
 деят. культуры Латв. ССР (1945). Доктор филологич. наук (1948). Член АН
 Латв. ССР (1951). Литературно-критическую деятельность начал в 1910.
 Писал статьи о творчестве Я. Райниса, А. У пита и др. После Октябрьской
 революции заведовал художеств. отделом Главполит-просвета. Занимался
 педагогической деятельностью (в 1946-55-директор Института фольклора АН
 Латв. ССР).
  Соч.: Проблемы современного искусства, М., 1927;
  Пути современного театра (совм. с А. В. Луначарским и В. Ф.
 Плетневым), М.-Л., 1926; Наша театральная политика, М.-Л., 19 29; О
 литературном наследии и советской драматургии, [б.м.], 1933 ;Драматургия
 социалистической индустрии, [б. м.], 1934; Latviesu un krievu kultaras
 sakari Riga, 1951. А. Ник.
  ПЕНДЖАБСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР -драматургия и т-р Индии и Пакистана
 на пенджабском яз. Истоки П. д. и т.-в нар. творчестве; танцы, песни,
 декламация являлись неотъемлемой частью религиозного церемониала и нар.
 праздников. Основой для нар. представлений служили древние памятники
 пенджабского фольклора - эпос "Брихаткатха", легенды о мудром радже
 Расалу и др., разыгрывавшиеся жителями деревень. Сохранились формы нар.
 т-ра - муз.-танц. драмы (в т. ч. наутанки) и сатирич. представления -
 накалы. В нач. 20 в. зарождается новая драматургия и т-р Пенджаба. Их
 возникновение было связано с подъёмом нац.-освободит, борьбы народов
 Индии, ростом нац. самосознания. Одним из основоположников совр. драмы
 на яз. пенджаби является Ишварчанд Нанда (р. 1892). В своей первой пьесе
 "Дульхан" ("Невеста", 1913) он выступает против распространённого в
 Индии брака по расчёту, осуждает алчность и бессердечие, резко осуждает
 уродливые обычаи прошлого. В последующих драмах Нанда с большой
 симпатией рассказывает о жизни трудового люда - крестьян и
 ремесленников, обличает ростовщиков, торговцев. Большинство его пьес
 ставит морально-бытовые проблемы ("Шамушах", "Общественная слава" и
 др.). Нанда был также организатором труппы, с к-рой гастролировал по
 городам и селениям.
  В 30-е гг. широкую известность получила деятельность Сант Сингх
 Секхона. Его творчество отличается остротой социальной проблематики.
 Борьбе пенджабских трудящихся за лучшее будущее поев. его пьесы "Хартал"
 ("Забастовка") и "Музара" ("Арендатор")" о роли художника в обществе
 повествует пьеса "Ка-лакар" ("Художник"). Среди младшего поколения
 драматургов Пенджаба - Харчаран Синга, Рошан Лал-Ахудажа и др.
  В 40-х гг. была организована Ассоциация инд. нар. т-ров, к-рая
 оказала значит, влияние на дальнейшее развитие П. д. и т. Появляются
 новые драматич. произведения, гл. обр. одноактные пьесы. В них звучит
 призыв к борьбе против колониализма.
  Социальной направленностью характеризуется творчество драматурга
 Балванта Гарги - автора многих драм и одноактных пьес (часть из них
 опубликована в 1943). Герои пьес Гарги борются за новую Индию, за мир.
 Пьесы Гарги ставились в СССР: "Кесро" (1952, Т-р им. Лахути, Душанбе),
 "Сохни и Махинавал" (1956, совм. с А. Антокольским, т-р "Ромэн",
 Москва).
  Значит, место в драматургии Пенджаба принадлежит Картару Сингху
 Дуггала - автору пьесы "Кох-кан" ("Сокрушитель гор", 1958) о
 строительстве гидростанции Бхакра-Нангал (Пенджаб) и др.
  В 40-50-х гг. 20 в. в Пенджабе ставятся спектакли в традициях нар.
 муз. драмы: опера "Прита" Шиды Бхатии и Снехлаты Саньял. В 1950 Шила
 Бхатия написал оперу "Зов долины", поев. жизни инд. крестьян. Одним из
 крупнейших театральных деятелей Пенджаба является режиссёр и драматург
 Гурдаяла Сингх Кхонсла.
  Лит.: Новейшая история Индии, М., 1959, с. 661-63;
  Серебряков И., Пенджабская литература, М., 1963, с. 150-158; Гарги
 Б., Театр и танец Индии (пер. с англ.), М., 1963; Бабкина М. П.,
 Потабенко С. И., Народный театр Индии, М., 1964. Мел. Б.
  П‚НЕВ, Пенчо (р.7.ХП.1911) - болг. театровед, историк т-ра, педагог.
 Окончил филологич. ф-т Софийского ун-та. С 1944-профессор Высшего ин-та
 театр. иск-ва в Софии, руководитель кафедры истории болг. т-ра. Автор
 книг и статей по болг. т-ру. Гл. редактор журнала "Театър".
  Соч.: Лекции по история на българския драматически театър, ч. 1-4,
 с., 1952-56. ч. 1, 2 изд., 1959; Гео Милев" С., 1945; Васил Кирков, С.,
 1953; Кръстю Сарафов, С., 1953 (совм. с С. Каракостовым); Българската
 драматургия до освобождението. Хрестоматия по история на българския
 драматически театър, ч. 1, С., 1962; Театрални и драматически интереси
 на Христо Ботев, "Изкуство", 1949, кн. 1;
  Кой е автор на драмата "Стоян воевода?", "Българска ми-съль", С.,
 1940, кн. 9; Драматургията на Яворов, "Театър", 1963, .ј 6; Българската
 драматургия през 1962 година, там же, ј 5; За национален етил в нашата
 режисура, там же, 1955, .ј 1; "Ленин - творец на нов живот" и "Глас
 народен" на Г. Караславов в три режисьорски решения, там же, 1957, X"
 11.
  Лит.: "Театър", С., 1961, .ј 12, с. 63-64. А. Ив.
  ПЕНИЕ - см. Вокальное искусство.
  "ПЕНСИОНЕР" (франц. pensionnaire)-название актёров т-ра "Комеди
 Франсез" (Париж). Члены труппы этого т-ра, получающего правительств,
 субсидию, но являющегося обществом на паевых началах, делятся на "П." и
 "сосьетеров. "П." как бы состоят на службе у "сосьетеров" и получают
 жалованье независимо от суммы доходов т-ра. Их набирают из
 провинциальных или частных парижских т-ров или из числа окончивших
 театральную школу. "П." может быть переведён в "сосьетеры" (в результате
 голосования на общем собрании "сосьетеров" 1 раз в год), ему назначают
 часть пая или полный пай, в зависимости от степени участия в жизни т-ра
 и приносимой пользы. А. Мое.
  ПЕНЬЯФЬ‚ЛЬ, де - см. Ариас де Пеньяфьель, Д.
  ПЕРАЛЬТА (Peralta), Анхела (6.VII.1845-30. VIII. 1883) - мексиканская
 артистка оперы (колоратурное сопрано). В 1860 П. дебютировала на сцене
 Большого нац. т-ра в Мехико. В 1862 - 65 выступала в Европе с огромным
 успехом (особенно в Италии), была первой мексиканской певицей,
 получившей между нар. известность. Вернувшись на родину, организовала
 собств. оперную труппу, с к-рой ставила лучшие произв. мировой (гл. обр.
 итал. и франц.) оперной классики, давая представления в самых отдалённых
 уголках страны.
  Лучшие партии: Норма, Амина, Эльвира ("Норма", "Сомнамбула",
 "Пуритане" Беллини), Лючия, Адина ("Лючия ди Ламмермур", "Любовный
 напиток" Доницетти), Динора о. п. Мейербера), Джильда, Виолетта. Вс. Т.
  ПЕРВАЯ СТАДИЯ МХТ - организована в 1912 К. С. Станиславским и Л. А.
 Сулержицким с целью воспитания молодёжи МХТ по системе Станиславского.
 Открытие студии состоялось 15 янв. 1913 (спектакль "Гибель ,,Надежды14"
 Хейерманса). В 1924 Студия была преобразована в Московский
 Художественный театр второй.
  ПЕРВЕНЦЕВ, Аркадий Алексеевич [р.13(26).I. 1905] - рус. сов.
 писатель, драматург. Чл. Комму-нистич. партии с 1950. Автор пьес
 "Кочубей" (1938, авторская инсц. по одноим. роману, совм. с Н. П.
 Охлопковым, Камерный т-р), "Крылатое племя" (1941, ЦТКА), "Южный узел"
 (1947, ЦТСА; 1948, Малый т-р), "Младший партнёр" (1951, Т-р им.
 Моссовета), "Честь смолоду" (1951, Моск. т-р им. Ленинского комсомола,
 по одноим. роману). Писал киносценарии. Гос. пр. СССР (1949, две).
  Соч.: Избранные произведения, т. 1-2, Симферополь, 1950.
  Лит.: Золотев' А. М.,А. Первенцев, Краснодар, 1960. С. Г.
  ПЕРВОМАЙСКИЙ, Леонид Соломонович (наст. имя и фам. - Илья Шлемович Г
 у р е в и ч) [р.4(17). V. 1908] - укр. сов. драматург и поэт. Чл.
 Коммуни-' стич. партии с 1954. Лит. деятельность начал в 1924. Первая
 пьеса - "Коммольцы" (1929, Т-р им. Франко;
  1930, Одесский т-р им. Октябрьской революции и др.). В пьесе
 "Неизвестные солдаты" (1931, харьковский Т-р им. Шевченко; 1932, моск.
 Камерный т-р и др.) П. вновь обращается к теме гражданской войны,
 создаёт образы закалённых бойцов революции. Пьесе присущ глубокий
 лиризм, романтич. героика. Проблему личности и коллектива П. ставит в
 стихотворной трагедии "Ваграмова ночь" (1933, Харьковский рус. т-р;
  1935, Ленинградский т-р драмы им. Пушкина, Моск. т-р под рук. Ю.
 Завадского). Драма "Местечко Ладе-ню" (1932, Т-р им. Франко, Т-р им.
 Шевченко и др.) посвящена первым годам колхозного строительства, победе
 социалистического уклада, росту нового поколения. П. написал пьесу
 "Начало жизни" (Т-р им. Франко; 1935, Ленингр. ТРАМ; 1936, МХАТ 2-й).
 Прошлому укр. народа поев. драм. поэма "Олекса Дов-буш" (1941, Т-р им.

<< Пред.           стр. 585 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу