<< Пред.           стр. 586 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Заньковецкой). В годы Отечеств. войны написал пьесу "Начало битвы"
 (1942). В 1948 П. выступил с сатирич. пьесой "Рядом с вами" (Центр. т-р
 транспорта, Москва). Ведущая тема творчества П.- романтика подвигов сов.
 людей. Пьесы его поев. преим. совр. актуальной тематике, отличаются
 драматизмом, реалистич. образностью языка. Гос. пр. СССР, 1946 (за
 поэтич. произв.).
  Соч.: Твори в 3 томах, Кив, 1958-59. Лит.: Л. Первомайский, К
 премьере сп. "Начало жизни" [Сборник], X.. 1935. р Ямк'
  ПЕРВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ - рус. сов. т-р для детей.
 Осн. в Москве в 1920 на базе и в помещении Т-ра кукол и балета - первого
 детского т-ра, организованного в Москве в 1918.
  П. г. т. для д. управлялся директорией в составе М. И. Гиршовича, Б.
 П. Кащенко, Г. М. Паскар, Н. И. Сац, В. А. Филиппова; председателем
 директории был А. В. Луначарский. В состав труппы входили: М. И.
 Бабанова, И. В. Ильинский, М. Н. Гар-кави, Н. Л. Коновалов и др. Т-р
 открылся в июле 1920 спектаклем "Маугли" (по Р. Киплингу). Вскоре
 директория распалась, с 1920 директором т-ра стал А. М. Данкан, худ.
 руководителем - Г. М. Паскар. В репертуар т-ра входили: "Соловей" по
 Андерсену, "Том Сойер" по М. Твену, "Красочки" Ремизова, "Иосиф
 Прекрасный" Чумаченко, "Медведь и Паша" Скриба и др. В 1922 Паскар
 уехала во Францию и худ. рук. т-ра стал Ю. М. Бонды, поставивший
 спектакли "Колька Ступин" Ауслендера и Солодов-никова (1924), "Самолёт"
 Никифорова (1925). В 1925 т-р был слит с Мастерской Педагогич. т-ра и
 переименован в Педагогический театр для детей; худ. рук. был Г. Л.
 Рошаль. Н. Сац
  ПЕРВЫЙ ПЕРЕДВИЖНЙЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (в 1917-19 - Мастерская
 Передвижного драматического театра, с 1919 - Государственный
 общедоступный передвижной театр) - рус. т-р, существовавший в 1905-28.
 Был создан П. П. Гайдебуровым и Н. Ф. Скарской на основе труппы
 Общедоступного театра при Лиговском народном доме в Петербурге
 (1903-14). Постоянными руководителями и ведущими актёрами были
 Гай-дебуров и Скарская. В 1905-19 в т-ре работал (как актёр и режиссёр)
 А. А. Брянцев. Деятельность П. п. д. т., получившая высокую оценку
 большевистской печати, носила просветительский характер. Театр объездил
 почти всю Россию, гастролируя не только в крупных губернских и уездных
 городах, но и в глухих отдалённых местах страны. "В театре
 передвижников,- писал в 1912 о гастролях этого т-ра во Владикавказе С.
 М. Киров,- мы видели театр каков он должен быть, а не таким каким нас
 угощают сезонные труппы" ("Терек", 10 мая 1912). Репертуар т-ра
 составляли произв. рус. и зап. классики, лучшие произв. совр. авторов.
 Среди спектаклей т-ра: "Власть тьмы"; "Антигона" Софокла, "Гамлет", "На
 дне";
  "Свыше наших сил" Бьёрнсона, "Одинокие" Гауптма-на, "Женитьба",
 "Вишнёвый сад"; "Зелёный шум" по Некрасову, "Плоды просвещения";
 "Бетховен" Жиж-мора и др. П. п. д. т. систематически устраивал спектакли
 в пользу политических ссыльных и бастующих рабочих. После Октябрьской
 революции театр продолжал свои поездки по стране, помогал организовывать
 в Петрограде рабочие и красноармейские студии.
  Лит.: Записки передвижного общедоступного театра, СПБ, 1914,
 1917-1923; Записки/Передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф.
 Скарской, П., 1923-1924; 3 e л ь ц e p С., А. А. Брянцев, М., 1962, с.
 87-174. См. также лит. к ст. Гайдебуров П. П. С. Г.
  ПЕРВЫЙ ФУТУРИСТОВ ТЕАТР - см. Футуристов театр.
  ПЕРГАМЕНТ, Александр Викторович (р. 18.VI. 1906) - рус. сов.
 режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1927
 окончил студию в Ленинграде при Гос. академич. т-ре Драмы (ныне Гос. т-р
 драмы им. Пушкина). Работал режиссёром Театра-студии при этом т-ре,
 откуда перешёл в моск. т-р "Синяя блуза". В 1931-33 был одним из
 организаторов и художеств. рук. 1-го рабочего т-ра в Черемхове. В 1934
 вернулся в Ленинград и до 1956 руководил т-ром Краснознамённого
 Балтийского флота. В условиях блокады Ленинграда т-р Балтфлота
 бесперебойно показывал спектакли и поддерживал творч. связь с
 писателями-моряками. Здесь были впервые в СССР пост.: "У стен
 Ленинграда" Вишневского (1943), "Земля подтверждает" Аграненко и Бару
 (1944), "Офицер флота" Крона (1944). В 1956-58 П. был гл. реж. Ленингр.
 т-ра им. Ленинского комсомола, пост. спектакли: "Фабричная девчонка"
 Володина (1957), "Поднятая целина" по Шолохову (1958). В 1958--61
 работал в Петрозаводске. На декаде Карельского иск-ва в Москве (1959)
 был показан пост. П. спектакль "Трасса"
  Йворецкого. П." работает преим. над сов. драматур-ieu. Его спектакли
 отличаются скупой, строгой, изящной формой, подчинённой чёткому
 идейно-ху-дожеств. замыслу. С 1961 П. занимается педагогич. работой
 (зав. кафедрой режиссуры Ленингр. ин-та культуры им. Н. К. Крупской).
  Др. спектакли: "Падь серебряная" Погодина (1939), "Молодая гвардия"
 (1946); "Три солдата" Егорова и Победоносцева (1952). С. Д.
  ПЕРГАМЕНТ, Рувим Самуилович [30.VIII(12.IX). 1906- 6.111.
 1965]-карельский сов. композитор. Нар. арт. Карел. АССР (1959). В 1926
 окончил Ленингр. консерваторию. Автор опер "Три брата" на сюжет из
 "Калевалы" (соч. 1945) и "Кумоха" по мотивам карел. сказок (1959,
 Петрозаводский муз.-драм. т-р), а также музыки к пост. петрозаводских
 т-ров, симфоний и др. соч.
  Лит.: Лапчинский Г., Жизнеутверждающее творчество, Петрозаводск,
 1961. С. Кол.
  ПЕРГИАЛИС (Пер-уоЛт), Нотис (р. 1920) - греч. драматург. Первая пьеса
 "Горе рождает богов" была написана в 1948 (не пост.). В пьесах
 "Свадебная песня" (1949, Реалистич. т-р, Афины), "Рождённая солнцем"
 (1951, т-р Доре, Афины), "Девушка с ленточкой" (1955, греч. Нац. т-р,
 Афины) П. стремится к созданию нар. поэтич. драмы, отражающей судьбы
 простых людей, однако в его пьесах есть сентиментальность,
 мелодраматизм. Среди др. пьес: "Золотая пилюля" (1958, греч. Нац. т-р),
 направленная против угрозы ядерной войны, инсцен. (совм. с Г. Ставру)
 романа Казандзакиса "Христа распинают снова" (1956, там же) и др.
 Выступает и как актёр в т-ре и кино. Пьеса П. "Девушка с ленточкой" пер.
 на рус. и груз. яз., пост. в Т-ре им. Марджанишвили (1962).
  С о ч. в рус. пер.: "Девочка с ленточкой", М., 1960. Д. С.
  ПЕРГОЛЕЗИ (Pergolesi), Перголезе (Рег-golese), Джованни Баттиста
 (4.1.1710, Ези,- 16.III.1736, Поццуоли, близ Неаполя) - итал.
 композитор. Музыке учился в Неаполитанской консерватории у Ф. Дуранте и
 др. Выдающийся представитель неаполитанской оперной школы. Первая
 опера-сериа П. "Салюстия" была пост. в 1731 в неаполитанском т-ре
 "Сан-Бартоломео" (с интермедиями "Нерина и Ниббио"). Затем последовали:
 "Гордый пленник" (1733, там же, с интермедией "Служанка-госпожа"),
 "Адриан в Сирии" (1734, там же, с интермедией "Ливь-етта и Траколло"),
 "Олимпиада" (1735, т-р "Арджен-тина", Рим), "Фламиний" (1735, т-р
 "Нуово", Неаполь) и др. Строго следуя стилистич. традициям
 неаполитанской оперной школы (стройность архитектоники, осн. на
 чередовании арий и речитативов, и др.), П. создал свой индивидуальный
 муз. язык, пронизанный интонациями неаполитанской нар. песни; музыке его
 опер-сериа свойственны нежный и страстный лиризм, изящество,
 мелодичность. Интермедия П. "Служанка-госпожа" - первая классич. итал.
 опера-буффа, положившая начало расцвету этого жанра. Она отличается
 простотой структуры, живостью сценич. действия, яркой психологич.
 обрисовкой характеров действующих лиц. Опера быстро завоевала
 популярность; до сих пор сохраняется в репертуаре т-ров мира (в России
 впервые пост. в 1773; на сов. сцене - 1933, Ленинград). Оперы-буффа П.
 близки к итал. комедии дель арте и бытовым муз. жанрам. Творчество П.
 способствовало утверждению демократич. и реалистич. тенденций в итал.
 оперном иск-ве и оказало влияние на развитие комич. оперы в др. странах
 (в частности, во Франции, где успех опер П. вызвал т. н. "войну
 буффонов). П.- автор кантат, ораторий и др. хоровых (в т. ч. знаменитая
 "Stabat Mater"), a также инструмент. произв.
  Лит.: И в а но в-Б орецкий М. В. (ред.), Материалы и документы по
 истории музыки, т. 2, М., 1934;
  R a d i с i o t t i G., G. B. Pergolesi..., Roma, 1910; Della Corte
 A., L'Opera italiana nel* 700, v. 1, Bari, 1923.
  ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ (в театре)- способность актёра действовать на сцене в
 образе др. человека (того персонажа, к-рого он изображает в данной
 пьесе). П.- творческая основа, гл. отличительная особенность иск-ва
 актёра. Голос, пластика, дикция, темперамент являются средствами,
 развивающими технику сценич. П., способствуют созданию образа.
 Существует иск-во т. н. внешнего П.: резкое изменение актёром своей
 внешности, придание своему облику черт характерности, индивидуального и
 типич. своеобразия, помогающих характеристике сценич. персонажа. Более
 высокая стадия развития реализма в актёрском творчестве связана с
 иск-вом внутреннего П.- способностью актёра целиком жить на сцене
 мыслями и чувствами, присущими изображаемому им лицу. Существуют актёры,
 неузнаваемо меняющие в каждой роли свой внешний облик, и актёры,
 индивидуальность к-рых .всегда угадывается, кого бы они ни играли. К
 последним относятся художники, гражданственное творчество к-рых
 пронизывает единая тема, определяемая их мировоззрением. Таким было
 творчество П. С. Мочалова, М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссар-жевской и др.
  Содержание, границы, эстетич. принципы П. менялись на протяжении
 истории мирового и рус. т-ра в зависимости от идейных, нац.,
 художественных и стилевых особенностей разл. сценич. течений,
 направлений JS. школ. Законы античного т-ра и драмы определяли контрасты
 и границы П. актёра, носившего трагич. или комедийную маску. На одном
 полюсе- величие, страдания, страсти благородных героев или царственных
 злодеев, на другом - смешные, гиперболически подчёркнутые низменные
 черты сатирич. персонажей. Условно стилизованные образы положительных
 или отрицательных героев, строго зафиксированные, обобщённые характеры и
 типы в т-рах Востока (древнекитайском или японском) также
 регламентировали возможности П. актёров. В эпоху Возрождения в итал.
 т-ре масок - комедии делъ арте, иск-во П. основывалось на лёгкости
 включения актёра в сценич. действие, мастерстве щу-товских "розыгрышей",
 переодеваний, неожиданных переходах от слез к смеху, от лирики к фарсу.
  Все значительные идейно-эстетич. направления актёрского иск-ва
 выдвигали особые художественные задачи, давали своё истолкование
 творческому П. Классицизм подчёркивал различие мастерства П. в процессе
 создания образов высокой трагедии и комедии. В трагедии, согласно
 правилам нормативной эстетики, от актёра требовались идеализация,
 благородство облика, гармония в проявлении чувств. Большее разнообразие,
 житейское правдоподобие образов и типов допускались в классицистской
 комедии. Романтизм с его вниманием к личности человека придавал значение
 не столько внешней индивидуализации персонажей, сколько умению актёра
 проникнуть в мир неистовых страстей и вольнолюбивых стремлений героя.
  Выдающимися мастерами П. в западноевропейском театре были: Д. Гаррик,
 Г. Ирвинг (Англия), Фреде-рик-Леметр,С. Бернар, А. Антуан, Л. Жуве
 (Франция), Э. Поссарт, Т. Сальвини, Э. Росси (Италия) и др.
  Становление и расцвет иск-ва П. связаны с развитием реализма в т-ре,
 с требованием правдивого, объективного воспроизведения жизни во всем
 многообразии её явлений и типов. Новое понимание мастерства П. в России
 было связано с творч. принципами М. С. Щепкина (влезать "в кожу
 действующего лица", не подделаться, а "сделаться" и т. д.) и с иск-вом
 др. выдающихся рус. актёров 19 в. П. М. Садовский, В. В. Самойлов, В.
 .Н. Давыдов, Е. А. Мартынов, А. П. Ленский, М. Г. Савина и др. не только
 создавали выразительный внешний облик персонажа, но и неповторимый тип,
 характер героя.
  Новую эпоху в развитии иск-ва П. открыл реализм Моск. Художеств.
 т-ра. К. С. Станиславский считал П. основой актёрского мастерства.
 Изучению путей и методов сценич. П. он посвятил осн. разделы своей
 творч. системы (см. Станиславского система). Опираясь на многовековой
 опыт истории т-ра, Станиславский создал теоретич. и практич. основы
 работы над ролью, развивающие способность актёра жить и действовать на
 сцене, ощущать себя изображаемым героем, сливаться с образом. В процессе
 перевоплощения большое внимание уделялось так называемому "гриму души",
 верно понятой и схваченной сущности характера и типичности действующего
 лица. Актёры MX Т достигли огромного диапазона, разнообразия П. В одни и
 те же годы И. М. Москвин создал выдающиеся сценич. образы странника Луки
 ("На дне"), царя Фёдора ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого),
 Снегирёва ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Фёдора Протасова
 ("Живой труп"); В. И. Качалов - старца Берендея ("Снегурочка"), Пети
 Трофимова ("Вишнёвый сад"), Барона ("На дне"), Чацкого;
  О. Л. Книппер-Чехова - Наталии Петровны ("Месяц в деревне"
 Тургенева), Насти ("На дне"), Леля ("Снегурочка"), Аркадиной ("Чайка") и
 др.
  Высокого мастерства и разнообразия сценич. П. достигли актёры сов.
 т-ра. Богатство и сложность характеров, яркость и масштабность образов
 составляют основу й-ск-ва социалистического реализма. Особое внимание в
 актёрском иск-ве стало уделяться социальной характеристике образа. Е. Б.
 Вахтангов определял задачу П., как "органическое выращивание у себя на
 время репетиции такого мироотношения и миропонимания, как у данного
 образа" ("Из режиссёрских заметок", см. сб. "Мастерство актёра", 1935,
 с. 331); но он был против перенесения на сцену натуралистической правды,
 выступал за правду художественную, театральную (отсюда иронически
 красочная игра в его спектакле
  "Принцесса Турандот"). В процессе П. стала отчётливее и активнее
 проявляться гражданская позиция сов. актёра. Иск-во П. приобрело особую
 социальную остроту, выразительность и общественную значимость (Н. П.
 Хмелёв в ролях большевика Пеклеванова в "Бронепоезде 14-69", сановника
 Каренина в "Анне Карениной", жестокого врага рабочих Николая Скроботова
 во "Врагах"; В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой, и др.).
  Лит.: СтаниславскийК. С., Собр. соч. в 8 тт., т. 3, М., 1955;
 Вахтангов Е., [О мастерстве актера. Режиссерские заметки], в сб.:
 Мастерство актера, М., 1935; П о-п о в А. Д., Об искусстве
 перевоплощения актера, в сб.: Режиссерское искусство сегодня, М., 1962.
 А. Д.
  ПЕРЕВЙЩИКОВ, Лазарь Иосифович [р. 9(22).XL 1913] - удм. сов.
 драматург. Засл. арт. Удм. АССР (1945). В 1934 окончил Театрально-худ
 ожеств. муз. техникум (Ижевск), работал актёром. Драматургич.
 деятельность начал в 1940 пьесой "Марина" о колх. строительстве. Написал
 пьесу "Удмуртская девушка" (1945) об 'Отечеств, войне, "Майоров" (1947,
 совм. с И. Г. Гавриловым) об удм. поэте, комедию "Отщепенец" (1951),
 историко-революц. драму "Прапорщик Орлов" (1956) и др. (все пьесы П.
 пост. Удм. т-ром в Ижевске). Автор либретто первой сов. удм. оперетты
 "Любушка" (1957). С 1952 руководил Удм. нар. т-ром при Ижевском дворце
 культуры. М. Лифш.
  ПЕРЕГбНЕЦ, Александра Федоровна [1896 (1897?)-1944] - рус. сов.
 актриса. В 1915 окончила в Петрограде театр. школу под рук. А. П.
 Петровского. Начала свою актёрскую деятельность в Харькове у Н. Н.
 Синельникова. Далее работала в Петроградском т-ре миниатюр, в б. Т-ре
 Корша(1922-25), в Казанском т-ре, в Ленингр. Большом драм. т-ре, в
 Новосибирском т-ре. С 1931 П.- актриса Симферопольского т-ра. Во время
 войны осталась в Симферополе, вошла в подпольную группу, в работе к-рой
 принимала активное участие. В 1944 группу обнаружили и П. вместе с
 другими участниками была расстреляна фашистами.
  Лучшие роли: Дездемона; Машенька, Валя ("Машенька", "Страх"), Дунька
 ("Любовь Яровая"), Настя ("На дне"), Коринкина, Лидия ("Без вины
 виноватые", "Бешеные деньги" Островского), Верочка ("Месяц в деревне"
 Тургенева).
  В 1924 П. снялась в фильме "Аэлитам в роли марсианки Ихошка. П. была
 глубокой и сильной драма-тич. актрисой, но играла и комедийные роли,
 отличавшиеся изяществом и лёгкостью. Её героини, женственные и хрупкие,
 всегда были мужественны и сильны духом. Э. К.
  ПЕРЕДВИЖНОЙ ТЕАТР - т-р, показывающий спектакли в разл.
 территориальных пунктах. Передвижными было большинство нар. т-ров
 (представления ср.-ек. странствующих комедиантов и др.). Как особая
 форма проф. зрелищного предприятия П. т. создаются в 19 в. во мн.
 странах Европы и Америки. В России широкой известностью пользовался
 Передвижной т-р Гайдебурова (см. Первый передвижной драматический
 театр}.
  В Сов. Союзе П. т. обслуживают города, районные центры, не имеющие
 своих стационарных т-ров, рабочие посёлки, колхозы и совхозы (см.
 Колхозно-совхозные театры). В годы Отечеств, войны П. т. проводили
 большую работу в частях Сов. Армии (см. Фронтовые театры). П. т. разл.
 жанров (драматические, муз.-драматич., кукольные) существуют почти во
 всех краях, областях, автономных и союзных республиках. К типу П. т.
 относятся также мн. рабочие т-ры в капиталистич. странах.
  ПЕРЕДВИЖНбй ТЕАТР П. П. ГАЙДЕБУРОВА - см. Первый передвижной
 драматический театр.
  ПЕРЕДЕЛКА - приспособление иностр. пьес к особенностям быта той
 страны, для к-рой предназначается переработанный текст, путём
 перенесения места действия, изменения имён действующих лиц и пр. П.
 получили распространение в рус.т-ре 18-19 вв.
  ПЕРЕЖИВАНИЕ в актёрском искусстве - способность актёра при каждом
 исполнении роли переживать чувства и мысли изображаемого персонажа, как
 свои собственные. Термин "П." подчёркивает непосредственность творч.
 процесса актёра, подлинность его жизни на сцене в предлагаемых автором
 обстоятельствах. П. является творч. основой системы К. С.
 Станиславского. Добиваясь единства П. и перевоплощения, Станиславский
 искал для актёра путей к органич. действию на сцене. Он утверждал, что
 если актёр на основе текста драматурга в предлагаемых пьесой
 обстоятельствах будет "логично, последовательно, по-человечески" мыслить
 и действовать на сцене, он неизбежно начнёт жить чувствами своего героя.
 "На нашем языке это называется: переживать роль", - писал Станиславский
 (Собр. соч., т. 2, 1954, стр. 25). См. Станиславского система, Искусство
 актёра. Н. Гор. ПЕРЕПЕЛЬСКИЙ - см. Некрасов, Н. А. ПЕРЕС ГАЛЬДОС (Perez
 Gal dos), Бенито (10. V. 1843-4.1.1920) - исп. писатель, драматург.
 Представитель критич. реализма в исп. лит-ре. Лит. деятельность начал в
 1870. С 1892 работал в области драматургии. Написал 22 пьесы на
 социально-бытовые и исторические сюжеты. В драмах "Действительность"
 (1892, театр Комедии, Мадрид), "Герцогиня де Сан-Кинтин" (1894, там же),
 "Донья Перфекта" (1896, там же) П. Г. отразил распад феодального
 общества, рост капиталистич. отношений в Испании, религиозный фанатизм.
 Для более поздних пьес П. Г.-- "Электра" (1901, т-р "Эспаньоль",
 Мадрид), "Дед" (1904, там же), "Кассандра" (1910, там же)-характерны
 широта охвата жизни, острая социальная направленность, антиклерикальный
 пафос, мастерство психологич. анализа. В драм. произв. "Селия в аду"
 (1913, там же), "Сестра Симона" (1915, Т-р инфанты Изабеллы) проявилось
 снижение критико-реалистич. устремлений П. Г. под влиянием
 либерально-реформистских идей. Драматургия П. Г. пользовалась поддержкой
 демократич. кругов Испании. Премьера "Электры", рассказывающей о
 девушке, восстающей против монастырского заточения, стала выдающимся
 обществ, событием, вызвала массовые манифестации в адрес политич. и
 церковной реакции.
  В пьесах П. Г. выразился протест против упадочнич. драматургии т. н.
 "поколения 1898 года", возникшей после поражения Испании в войне с Сев.
 Америкой. В драмах "Электра" и "Кассандра" сильна критика бегства от
 жизни, философии мистицизма.
  С о ч: Obras completas, v. 1-6, Madrid, 1950-54. Лит.: Bueno M.,
 Teatro espanol contemporaneo, Madrid, 1909; A 1 a s L. (Clarin), Galdos,

<< Пред.           стр. 586 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу