<< Пред.           стр. 596 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 реформы X. В. Глюка противопоставляли ему творчество П. В 1778 в т-ре
 "Граид-Опера" была пост. опера П. "Роланд", к-рая продемонстрировала
 достоинства мелодически яркого итал. оперного стиля, но вместе с тем в
 ней сказалось воздействие на творчество П. новаторства Глюка. Меньший
 успех имела опера П. "Ифигения в Тавриде" (1781, там же), созданная
 вскоре после появления одноим. оперы Глюка. Для франц. т-ра П. написал
 также оперы: "Атис" (1780), "Дидона" (1783), "Пенелопа" (1785). П.
 возглавил в Париже итал. труппу. После отъезда Глюка в Вену П. выдержал
 соревнование с его последователем А. Саккини. В 1784-89 П. был проф.
 Королевской школы пения и декламации. Помимо опер, П. оставил 3
 оратории, в т. ч. "Смерть Авеля" (1792) - образец бравурного вок. стиля.
 Сын П. Луиджи (1766-1827) - композитор, написал неск. опер для т-ров
 Парижа и Неаполя.
  Лит.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В.
 Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; A b e г t H., Piccinni als
 Buffokomponist, в кн.: Jahrbuch der Musikbibliothek Peters fur 1913,
 Lpz., 1914; Curzon H. de, Les dernieres-annees de Piccinni a Paris, P.,
 1890; Della Corte A.,* Piccinni, Bari, 1928; C a m e t t i A., Saggio
 cronologico delle opere teatrali di Niccolo Piccinni,"RMI", Vili.
 Torino, 1901. Б. Ш.
  ПЛАВИЛЬЩИКОВ, Пётр Алексеевич [24. III (4.IV).1760, Москва,-18(30).
 X. 1812, К анево Тверской губ.]- русский актёр и драматург. Род. в
 купеческой семье. Окончил Московский университет (1779). В 1779-93 был
 актёлом Петерб. т-ра (в 1787-93- инспектор труппы). Затем перешёл на
 моск. сцену. Красивая внешность, мелодичный голос способствовали успеху
 П. в трагедиях: Ярб, Тит ("Дидона", "Титове милосердием Княжнина), Эдип
 ("Эдип в Афинах" Озерова). Однако исполнение П. трагедийных ролей
 отличалось внешней эффектностью, рассудочностью, холодностью. Наиболее
 полно его талант раскрылся в бытовой комедии и мещанской драме, где
 актёр поражал зрителей "натуральностью", "чувствительностью", т. е.
 естественностью, искренностью своего исполнения. Лучшие роли создал в
 спектаклях "Недоросль" Фонвизина (Правдин, Скотинин), "Бевер-лей" Сорена
 (загл. роль), "Отец семейства" Дидро (гл. роль), "Сын любви" Коцебу
 (Пастор) и др.
  П. известен также как драматург. Горячо ратуя за демократизацию рус.
 т-ра, П. выступал против засилия на рус. сцене переводных пьес, считал
 необходимым изображать в качестве героев купцов и даже крестьян. В то же
 время он отрицательно относился к драматургии, несущей передовые идеи
 времени, опасной, по его мнению, для "отечественного образа правления"
 (просветит, трагедии Вольтера и Я. Б. Княжнина, политически острая
 драматургия Бомарше и Мерсье, рус. сатирич. комедии Д. И. Фонвизина, В.
 В. Капниста и др.). Его трагедии, проникнутые монархич.
 тенденциозностью, написаны в классицист-ском духе, насыщены внешними
 эффектами. В трагедии "Рюрик" (первонач. назв. "Всеслав", 1791) П.,
 полемизируя с "Вадимом Новгородским" Княжнина, наделяет князя Рюрика
 всеми добродетелями, а республиканца Вадима изображает злодеем и
 интриганом. Наибольший интерес представляют комедии П.,в к-рых показаны
 нар. нравы и быт. Однако часто он рисовал нар. жизнь в идиллич. тонах.
 Так, в комедии "Бобыль" (1790, Эрмитажный т-р) все конфликты разрешаются
 благодаря вмешательству благодетеля-помещика. В "Сидельце" (1793)
 комедийно-сатирич. сцены, подчёркивающие темноту, невежество,
 самодурство купеч. среды, сочетаются со сценами, изображающими честность
 и добродетельность лучших представителей этой среды.
  Соч.: Соч., ч. 1-4, СПБ, 1816.
  Лит.: Кони Ф., Один из русских трагиков, "Пантеон и репертуар русской
 сцены", СПБ, 1850, т. 1, кн. 2, с. 1;
  Кулакова Л. И., П. А. Плавильщиков (1760-1812), M.- Л., 1952; Жихарев
 С. П., Записки современника, т. 1, М.- Л., 1955; Асеев Б., Русский
 драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958; Всеволод-ский-Гернгросс
 В., Русский театр второй половины XVIII в., М., 1960. Ю.Д.
  ПЛАВТ, Тит Макций (Titus Maccius Plautus) - др.-рим. драматург (ок.
 254-184 до н. э.). Полностью сохранилось 20 комедий П., к-рые обычно в
 изданиях располагаются в алфавитном порядке их латинских заглавий (см.
 советское издание комедий П. в пер. А. В. Артюшкова): "Амфитрион"
 "Клад", "Вакхиды", "Пленники", "Куркулион" (имя парасита), "Хвастливый
 воин", "Псевдол" (имя раба), "Канат", "Стих" (имя раба) и др. Оцна
 комедия ("Чемодан") дошла в отрывках. Время пост. известно только для
 двух комедий: "Стих" (200 до н. э.), "Псевдол" (191 до н. э.)
  П.- выдающийся представитель паллиаты', сюжеты и персонажи его пьес
 те же, что и в новой аттической комедии, но П. внёс в неё такие
 изменения, что можно говорить о театр. реформе П. Черпая своё
 вдохновение в ателлане с её популярными масками, буффонадой и т. д., а
 также, вероятно, и в др. формах раннего комедийного творчества (мим,
 южно-сицилийские флиаки), он внёс в греч. оригиналы яркий и сочный,
 временами грубоватый комизм. П. ввёл в новую аттич. комедию музыку,
 пение, танцы. В рамках греч. сюжетов отображал мн. стороны жизни Др.
 Рима. В его произв. часто упоминаются др.-рим. боги, обычаи, должностные
 лица и учреждения, судебные порядки, военное дело и т. д. Греч.
 персонажи (пара-ситы, гетеры, рабы) получают в ряде случаев чисто рим.
 окраску. Н. А. Добролюбов писал (см. Собр. соч., т. 1, 1961, с. 316),
 что в комедиях П. зрители узнавали самих себя и свой нравы. При
 переработке греч. пьес П. применял контаминацию.
  П. продолжал демократич. линию Невия в др.-рим. драматургии и т-ре.
 Он сочувственно относился к плебеиским низам рабовладельч. общества,
 нападал на ростовщиков, крупных торговцев хлебом и мясом, сводников,
 алчных гетер. Однако противоположность богатства и бедности выступает у
 него преим. как моральная проблема, т. к. в аристократич. Рим.
 республике сенат не допустил бы мыслей, порочащих гос. строй, и, кроме
 того, имуществ. противоречия во времена П. не были настолько развиты,
 чтобы проявиться как столкновение антагонистич. сил внутри рабовладельч.
 общества. Поэтому П. не выступает против крупного капитала и торговли. В
 его пьесах находит отражение дух предприимчивости и удачи, охвативший
 рим. общество после победоносного окончания 2-й Пунич. войны (218-201 до
 н. э.) и с началом экспансии Рима на Восток.
  Лит. и театр. критики античности относили пьесы П. к типу "подвижных"
 комедий. К "статичным" комедиям, где мало действия и преобладает
 спокойный диалог, принадлежат только "Пленники" и "Канат", являющиеся
 прототипом "слёзной комедии" 18 в. Пьесы П. динамичны по развитию
 действия. Движение и живость вносится излюбленным персонажем П. -
 ловким, пронырливым рабом, ведущим всю ингригу пьесы и устраивающим
 любовные дела своего молодого господина. Сцены уличных перебранок,
 пирушек, плутни и обманы, переодевание ("Перс", "Казина"), комич. мотив
 двойника ("Менехмы", "Амфитрион"). мнимое сумасшествие ("Менехмы"),
 взаимное непонимание ("Клад"), непосредств. обращение к зрителям, в
 к-ром иногда идёт речь о театр. делах ("Амфитрион", "Куркулион",
 особенно "Пуниец"), обильная буффонада - таковы нек-рые драматургические
 приёмы П. Диалоги в пьесах П. строятся на разговорном языке римлян того
 времени. П. ввёл живую лат. речь в др.-рим. лит-ру. Язык-одно из овн.
 средств комизма у П. В его пьесах встречаются игра слов, комич.
 новообразования, метафоры, гиперболы, простонародные пословицы,
 прибаутки, бранные слова и т. д. П. широко использовал кантики, применяя
 разл. лирич. размеры как средство характеристики персонажей (любовная
 серенада в "Куркулионе", торжество над противниками в "Псевдоле",
 отчаяние скупца в "Кладе" и т. д.).
  В историю мирового т-ра П. вошёл как один из крупнейших
 комедиографов. В его творчестве др.-рим. комедия достигает своего
 апогея, определившего её последующее воздействие на мировой т-р. Связь с
 более ранними формами нар. комедийного творчества, верное изображение
 совр. ему жизни (хотя и ограниченное в осн. рамками семейных отношений )
 и происходящих в ней перемен от растущей власти денег, глубокое
 сочувствие судьбе людей из ср. и низших сословий делают П. подлинно нар.
 поэтом. Произв. П., проникнутые ярким комизмом, неистощимой энергией и
 оптимизмом, выразительные по сценич. форме, пользовались огромным
 успехом у современников драматурга в Др. Риме и ставились на сцене много
 лет спустя после его смерти.
  В ср. века П. был почти забыт, но заново "открыт" для европ. т-ра в
 эпоху Возрождения. П. подражали итал. драматурги, Шекспир ("Комедия
 ошибок"), Мольер ("Скупой" и "Амфитрион"), Л. Хольберг ("Якоб фон Тибое,
 или Хвастливый солдат"), П. К. Хофт ("Торговец") и др.; в наше время -
 Ж. Жироду ("Амфитрион 38") и др. Пьесы П. ставятся на совр. сцене:
  "Менехмы" и "Клад"-1938, реставрированный др.-рим. т-р Остии, близ
 Рима; "Привидение" (по П.) - 1954, т-р "Вьё коломбье", Париж, и др.; в
 СССР-"Менехмы", 1923, Ленингр. Большой драм. т-р, реж. К. Хохлов.
  Соч.: Comoediae, recens, et emendav. F. Leo, v. l-2, В., 1895-96, 2
 ed.. В., 1958; Comoedi?, recognov. W. M. Lindsay, t. 1-2, Oxonii,
 [1904-05], 2 ed., 1910; Comedies. Texte etabli et trad. par A. Ernout,
 t. 1-7, P., 1932-47 (текст йа франц. и латин. яз.); в рус. пер.-Тит
 Макций Плавт,
  Комедии, пер. с латин. А. В. Артюшкова,т. [1-3], M.-Л 1933-37.
  Лит.: Античная литература, под общей ред. А. А. Тахо-Годи, М., 1963;
 Савельева Л. И., Приемы комизма у Плавта, [Казань], 1963; ШтаерманЕ. М.,
 Расцвет рабовладельческих отношений в римской республике, М., 1964;
  ДератаниН. (вступ. ст.), Театр Плавта, в кн.: Плавт, Избр. комедии,
 т. [i]. M.-Л., 1933; Покровский М. (вступ. ст.), О литературных приемах,
 стиле..., там же, т. 2, М.-Л., 1935; Варнеке Б. В., Введения, там же, т.
 3, М.-Л., 1937; L e о F., Plautinische Forschungen.., В., 1895;
  2. Aufl., В., 1912; P r a n k e 1 Ed., Plautinisches im Plautus. В.,
 1922; Jachmann G., Plautinisches und Attisches, B., 1936; Leiay P..
 Flaute, P., [1925]; TirneyJ.J., Some attic elements in Plautus, Dublin,
 1945; D u n k i n P. Sh., Post-Aristophanic comedy, Illinois, 1946; B i
 e b e r M., The history of the greek and roman theater, 2 ed.,
 Prin-centon, 1961. См. также ст. Древнеримская драматургия,
 Древнеримский театр и лит. к ним. Вал. Г.
  ПЛАН (от лат. planum- плоскость) - часть сценич. площадки.
 Расположена параллельно рампе. Ширина (глубина)-1,5-1,8 м (зависит от
 расстояния между софитами, количество к-рых определяет число планов).
 Первый П. от портальной арки наз. нулевым, следующие 1-м, 2-м и т. д.
  ПЛАНКЕТ, Планкетт (PIanquette), Робер (31.VII.1848-28.1.1903)-франц.
 композитор. Учился в Парижской консерватории. Начал творч. деятельность
 как автор популярных песен и маршей. В 1872 дебютировал как театр.
 композитор. Известность П. принесла оперетта Корневилъвкие колокола"
 (1877, т-р "Фоли драматик", Париж), к-рая в первый же год была пост. мн.
 т-рами Европы и Сев. Америки. Успехом пользовались оперетты П.: "Рипван
 Винкль" ("Рип-Риш, 1882, т-р "Комеди", Лондон) на сюжет новеллы У.
 Ирвинга. "Панург" по Ф. Рабле (1895, т-р "Гете", Париж) и др. Это лирик
 о-романтич. оперетты, в к-рых развиваются традиции франц. комич. оперы.
 Они отличаются богатством и свежестью мелодий, живым, лёгким юмором,
 сценичностью и до сих пор сохраняются в репертуаре т-ров.
  Др. оперетты: "Шевалье Гастон" (1879, Монте-Карло), "Стрелки 32-го
 полка" (1880, т-р "Ренессанс", Париж), "Маркитантка" (1880, т-р
 "Нувоте", Париж), "Принцесса Коломбина" (1886, там же), "Сюркуф" (1887,
 т-р "Фоли-дра-матик"), "Трёхцветная кокарда" (1892, там же), "Талисман"
 (1893, т-р "Гете"), "Мамзель Катр-Су" (1897, там же). Лит.: Янковский
 М., Оперетта, Л.- М., 1937.
  ПЛАНСОН (Plancon), Поль Анри (12.VI.1854- 12.VIII.1914) - франц.
 артист оперы (бас). Пению учился в Париже у Ж. Дюпре и Ж. Б. Сбрилья. В
 1877-79 выступал в оперном т-ре Лиона. В 1883 с большим успехом
 дебютировал в т-ре "Гранд-Опера". Гастролировал в т-рах "Ковент-Гардеш
 (1891-1904) и "Метрополитен-опера" (1893-1908). Голос полного,
 насыщенного тембра, необычайная экспрессивность и драматизм исполнения
 сделали П. достойным партнёром таких вокалистов, как В. Морелъ, М.
 Зембрих, Н. Мелба, Я. Решке, Д. Фаррар, Э. Кару зо. П. был выдающимся
 исполнителем партии Мефистофеля ("Фауст").
  Др. партии: Зарастро ("Волшебная флейта"), Оровез ("Норма"),
 Верховный жрец ("Самсон и Далила"Сен-Санса), Сен-Бри ("Гугеноты"),
 Погнер, Генрих, Ландграф ("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Лоэнгрин",
 "Тангейзер" Вагнера). Вс. Т.
  ПЛАНШЕ (Planche). Джеймс Робинсон (27.11. 1796 - 30. V. 1880) - англ.
 драматург, либреттист. В юности выступал как актёр в разл. любит,
 труппах. Первая пьеса П.- "Влюблённый, или Король малой Британии", была
 пост. в т-ре "Друри-Лейн" в 1818. Драматургия П. испытала влияние франц.
 бытовой мелодрамы. Лучшие его пьесы написаны в период совм. работы с
 актёрами Э. Вестрис и Ч. Мэтьюсом-младшим в т-ре "Олимпик" (1831-38;
 муз. бурлеск "Увеселения Олимпика),1831) и в годы работы в т-рах
 "Ковент-Гардеш (1838-42) и "Лицеум" (1847-54), где пост. "Остров
 сокровищ" (1849). П.- автор либретто мн. опер. в т. ч. "Оберон" Вебера
 (1826. "Ковент-Гардеш). В 1826-27 был муз. директором т-ра
 "Вокзал-Гарден" (Лондон). П.-историк т-ра. автор книги "История
 английского костюма" ("History of British costume", 1834).
  Соч.: The extravaganzas of ... 1825-1871, testimonial ed., v. 1-5,
 L., 1879; The recollections and reflections, v. 1- 2, L., 1872.
  Лит.: Granville-Barker H., Exit P.- Enter Gilbert, "The London
 Mercury", 1932, III, IV, p. 157-66, p. 558-73; Macqueen-PopeW., Nights
 of Gladness, L., 1956. В, Ю.
  ПЛАНШЕТ в театре (от франц. planche - доска, мн. ч. - сцена) - пол
 сцены. Состоит из отдельных выемных щитов размером 1 лХ1,20 м, плотно
 прилегающих друг к другу; щиты делаются из сосновых досок высшего
 качества, сухих, с твёрдой (мелкослойной) древесиной, толщиной в 80-90
 мм. П. бывает горизонтальный и покатый, с уклоном от арьерсцены к рампе
 (3-4 см на каждый 1 м). Покатый П. применяют обычно в т-pax, где идут
 балетные спектакли, т. к. при наклонной поверхности сцены зрителям легче
 видеть фигуры танцующих. В совр. т-ре П. механизирован, в нём имеются
 поворотные круги, люки, фурки и т. д.
  ПЛАНШбН (Planchon), Роже (р.12.IX.1931)- франц. режиссёр, актёр,
 драматург. Творч. деятельность начал в 1951 в труппе, получившей назв.
 "Ко-меди де Лион". В этом т-ре П. пост. св. 30 спектаклей, в т. ч.
 "Добрый человек из Сезуана", "Страх и отчаяние в Третьей империи"
 Брехта, "Паоло Паоли" Адамова и др. В 1957 возглавил "Т-р де ла сите" в
 Вийёр-банне (рабочее предместье Лиона)- первую постоянную труппу во
 франц. провинциальном городе.П. пост. здесь: "Генрих IV" Шекспира. "Три
 мушкетёра" по о. п. Дюма-отца (инсценировка П.), "Жорж Дан-ден",
 "Тартюф" Мольера, "Мёртвые души" по Гоголю, "Швейк во второй мировой
 войне" Брехта и др. Пост. П. зрелищны, отличаются режиссёрской
 изобретательностью, интеллектуальностью, стремлением к совр. прочтению
 произв. драматургии. П.- сторонник нар. т-ра, обращённого к широким,
 демократич. кругам зрителей. Руководимый им т-р устраивает спектакли по
 абонементам, бесплатные и по сниженным ценам для коллективных посещений,
 организует диспуты о пост.Т-ра на з-дах, в молодёжных клубах. П.- автор
 пьес "Каретный сарай"-хроника из крестьянской жизни, "Чикаго - мама" -
 балет-феерия о чикагских гангстерах, "Белая лайка" о войне в Алжире (все
 пост. в "Т-ре де ла сите"). В 1963 вместе с т-ром приезжал в Сов. Союз.
 И. М.
  ПЛАОВИЧ (Plaovic), Радомир (р.7.П.1899)-югосл. актёр, режиссёр,
 драматург. Творч. деятельность начал* в'Нар. т-ре (Белград) в 1921.
 П.один из ведущих театр. деятелей Югославии. В 1930 начал режиссёрскую
 деятельность пост. в Нар. т-ре (Белград) пьес '"Немане" Драгошевича,
 затем "Господа Глем-баевы" Крлежи (1945), "Гамлет" (1946), "Юлий Цезарь"
 (.1948) и "Венецианский купец" (1950).
  Роли: Гамлет (Гос. пр., 1949), Антонио ("Юлий Цезарь"), Яго; доктор
 Морган и Леон ("Артей" и "Господа Глембаевы" Крлежи) и др.
  П.- последователь школы К. С. Станиславского. В 4952-56 преподавал в
 Академии театр. иск-ва в Белграде. П.-автор книг по вопросам театр.
 иск-ва, пьес "Царь Давид" и др. Г. Шум.
  ПЛАСТИКА (от греч. тсаотшт? - скульптура) - в танце, сценич. иск-ве
 общая гармония, согласованность движений и жестов. П. основана на
 согласованном и оправданном положении всех частей тела, при к-ром
 неподвижность ощущается как один из моментов прерванного движения.
  Широкий интерес к П., как к иск-ву движения и как к средству
 художеств. и физич. воспитания, возник в Европе в конце 19 в. А. Дункан
 и её последователи, протестуя против самодовлеющей техничности и
 эпигонских штампов в зап.-европ. классич. балете конца 19 - нач. 20 вв.,
 стремились возродить высокое иск-во античного танца. Они
 пропагандировали хореографию, к-рая выражала бы содержание муз. образов
 средствами гармонич., свободных и естественных движений человеч. тела.
 П. вошла во мн. системы эстетич. воспитания (система ритмич. воспитания
 Э. Жак-Далькроза). Многочисл. школы и студии П., возникшие в бурж.
 странах, испытали влияние декадентских, модернистских течений.
 Формалистич. тенденции (увлечение эксцентрикой, механич. движениями),
 сказавшиеся в 20-е гг. и в сов. хореографии" на нек-рое время задержали
 развитие иск-ва П. С конца 40-х гг. в Сов. Союзе П. вошла в систему
 физич. и художеств. воспитания.
  На эстраде и в цирке существует жанр т. н. плас-тич. танца (в
 цирке-пластич. этюд); сюда относятся акробатич. этюды, демонстрирующие
 силу, гибкость, пластичность движений исполнителей.
  ПЛАТбН, Иван Степанович [15(27).IV.1870-11. Х.1935] - рус. сов.
 режиссёр и драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1933). В 1892 окончил
 драм. курсы Моск. театр. уч-ща и был зачислен в труппу Малого т-ра как
 актёр и пом. режиссёра. С 1895 работал в режиссёрском управлении Малого
 т-ра. В 1923-30 - управляющий постановочной частью этого т-ра. Первая
 самостоят, пост.- "Ложь" Зеланд (1899).
  Среди спектаклей, пост. П. в Малом т-ре: "Цезарь и Клеопатра" Шоу
 (1909), "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Мария Стюарт" (оба в
 1910); "Стакан воды" Скриба, "Самоуправцы" Писемского (оба в 1915),
 "Старик" Горького (1919), "Холопы" Гнедича (1921), "Оливер Кромвель"
 Луначарского (1921) , "Бедность не порок" (1924, совм. с Л. М.
 Прозоровским), "Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина (1925, совм. с
 Прозоровским), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (1931).
  П.-режиссёр этапного в истории сов. т-ра спектакля "Любовь Яровая"
 (1926, совм. с Л. М. Прозоровским). Боролся за реалистич. принципы в
 театр. иск-ве, большое внимание уделял актёрскому исполнению. Был одним
 из основателей Земетченского колхозного филиала Малого т-ра, где пост.
 многие пьесы Островского, а также "Ревизор" и др. В 1936 имя П. было
 присвоено Земетченскому т-ру.
  С 1902 П. выступал как драматург. Автор пьес:
  "Напасть" (1902, Новый т-р), "Рабы" (1904), "Арак-чеевщина" (1925),
 "Наследие времён" (1927) и др., пост. в Малом т-ре. Переводил пьесы
 Бомарше, Мольера и др.
  В 1905-12 преподавал (был профессором) в драм. уч-ще Моск.
 филармонич. об-ва.
  Лит.: Балерин С., И. С. Платон, "Колхозный т-р", 1935, .ј 23; Актёры
 и режиссёры, М., 1928; Прозоровский Л., Из прошлых лет, М., 1958. С. Г.
  "ПЛАТОН КРЕЧЕТ" - пьеса в 3 д., 5 карт. А. Е. Корнейчука. Соч. 1934
 (на укр. яз.). Гос. пр. СССР, 1941. Пост. в дек. 1934 в Т-ре им. Франко
 (реж. Кошевский, худ. Федотов; Платон - Шумский, Лида - Барвинская,
 Аркадий - Дуклер, Мария Тарасовна - Борисоглебская, Берест - Ватуля). 13
 июня 1935 - в МХАТе (пер. Крути, реж. Судаков, худ. А. Гончаров и А.
 Попов; Платон - Добронравов, Лида - Степанова, Бублик - Грибков, Марья
 Тарасовна - Тихомирова, Берест - Топорков, Майя - Морес, возобн. в МХАТе
 в 1946; пост. в новой ред. в 1963, реж. Блинников под рук. Кедрова).
 Среди последующих исполнителей "П. К." в разные годы - М. П. Болдуман,

<< Пред.           стр. 596 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу