<< Пред. стр. 599 (из 913) След. >>
театр", 1927, ј 11, с. 174. М. К л.ПОДГОРНЫЙ, Николай Афанасьевич [10 (22). XII. 1879-2. VIII.
1947]-рус. сов. актёр, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). В 1903
поступил в МХТ (сначала ученик школы МХТ, потом актёр этого т-ра). Роли:
Федотик, Тузенбах, Ферапонт ("Три сестры"), Медведенко ("Чайка"),
Молчалин ("Горе от ума"), Чумаков ("Пугачёвщина" Тренёва), Аристарх
("Горячее сердце"), Базють ("Женитьба Фигаро"). Роль Пети Трофимова
("Вишнёвый сад") П. играл на протяжении мн. лет. Участвовал в спектаклях
Муз. студии МХТ (Люшар - "Дочь Анго" Лекока, Герцог- "Перикола"
Оффенбаха). С 1919- зав. труппой и репертуаром МХАТа. П. занимался
театр. педагогикой, был одним из основателей Школы драматич. иск-ва
(1913), первый выпуск к-рой (1916) заложил основу Второй студии, MX Т.
Лт.: Актеры и режиссеры, "Театральная Россия", М., 1928
(автобиография) О. Р.
ПОДДЕРЖКА - группа технич. приёмов в сце-нпч. танце и балете:
термином "П." обозначают разл. приёмы в дуэтном танце (Дуэт, Па-де-дё)
посредством к-рых танцовщик помогает танцовщице в выполнении разл. танц.
движений и поз на полу (партерная П.) и в воздухе (воздушная П.).
Применяется также групповая П. (при участии неск. танцовщиц или одной
танцовщицы и неск. танцовщиков, и др.). Большинство приёмов П.
заимствовано из народного танца и позднее подвергалось развитию и
обогащению. А. И.
ПОДДУБНЫЙ, Иван Максимович (1870 - 8. VIII. 1949) - рус. сов.
цирковой артист, борец. Засл. арт. РСФСР (1939). Засл. мастер спорта
СССР (1945). Род. в крестьянской семье. Работал в Севастопольском порту
грузчиком. В 1897 впервые выступил как спортсмен-любитель в цирке в
Феодосии. В 1899 поступил в цирковую труппу Труцци в качестве
борца-профессионала. В последующие годы работал в разл. цирках. В 1905 в
Петербурге стал чемпионом мира. Выступал в России, гастролировал за
рубежом. Годы наибольшей известности П. совпали с ростом популярности
соревнований по борьбе в России. Чемпионаты франц. борьбы стали
неотъемлемой частью цирковых программ летних театр. и др. зрелищ. После
Октябрьской революции П. продолжал выступать в цирках
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Г р и н-в а л ь д Я., Русский
богатырь Иван Поддубный, 5 изд., М.. 1957. А. Гох.
ПОДЕСТА (Podesta)- семья аргент. актёров, сыгравших важную роль в
становлении нац. театр. иск-ва.
Х о с е П. (1858-1937). Был акробатом и клоуном в цирке. В 1881
создал образ-маску Пепино-88, к-рый стал героем исполняемых им фарсов и
сатирич. сценок. В 1884 пост. в цирке пантомиму "Хуан Морейра" (по
одноим. роману Э. Гутьерреса), сыграв в ней загл. роль. В 1886
возобновил эту пантомиму, введя в неё написанные им самим диалоги. Это
представление положило начало гаучо-театру. Трактовка актёром образа
гаучо как невежественного, грубоватого, но благородного и справедливого
человека с глубокими чувствами стала традиционной в аргент. т-ре и
драматургии. Обладал разносторонней синтетич. актёрской техникой. До
1900 работал в трупп-е бр. П., ставившей драмы, гл. героем к-рых был
гаучо ("Калан-дрия" Легисамона, 1896, "Правосудия!" Фонтанелья, 1900, и
др.). В 1900 организовал и возглавил "Нац. лирико-драматич. труппу",
к-рая с 1901 выступала в т-ре "Аполо". П. ставил здесь спектакли "Камень
преткновения" Коронадо (1902), "Иисус из Назарета" Гарсиа Вельосо
(1902), "Разлад в семье Барранко" Ф. Санчеса (1905) и др.
П а б л о П. (1875-1923). Брат Хосе. С большим успехом играл гл. роли
в пьесах Н. Гранады ("В деревню!", 1912), Санчеса Гарделя ("Гора ведьм",
1912). Особенно прославился как исполнитель ролей в пьесах Ф. Санчеса
(Зоили - "Разлад в семье Барранко" и др.). Актёр-трагик, П. глубоко
чувствовал стиль, атмосферу пьесы.
Среди представителей семьи П. пользовались известностью также
Хоронимо П. (старший брат Хосе и Пабло), его дочь Бланка П. И. С.
ПОДИЙ, подиум (лат. podium, от греч. TtoSiov- нога, основание), - в
др.-рим. цирке стена вокруг арены, отделяющая её от амфитеатра. Высота
П. в Колизее 4 At. П. имел широкую платформу, на к-рую ставились
мраморные кресла для наиболее почётных зрителей: императора, сенатора,
весталок.
Лит.: Сергеенко М. Е., Жизнь древнего Рима, М.-Л., 1964. Над.М.
ПОДКИДНАЯ ДОСКА - цирковой аппарат (трамплин). Применяется
акробатами-прыгунами для исполнения разнообразных прыжков. Делается из
реек крепкого дерева, на середине крепится к металлической подставке
высотой 45-50 см. С помощью П. д. исполняются разнообразные "сальто",
трюки "ручного вольтижа", акробатич. прыжки на "перши", "сальто" на
плечи партнёрам, сальто на ходулях и т. п, (исполняются одновременно и
на нескольких досках), Номера называются: "Акробаты с подкидными
досками". Появился в цирке в 19 в. С П. д. выступали: бр. Винкины,
Океанос (Ольховиковы), Бено (Шескин), бр. Манион, Павловы, Россини,
Степановы, Беляковы, Абопаловы, Аболонские, Довейко, Кожевниковы,
Шаламовы и др. А л. Ш.
ПО ДКИНА, Марианна Борисовна (р. 10. II. 1931)- рус. сов. артистка
балета. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1950 окончила Пермское хореографич.
уч-ще (класс Е. Н. Гейденрейх) и в том же году была принята солисткой в
балетную труппу Пермского т-ра оперы и балета. Первой значит, работой П.
была партия Катерины ("Каменный цветок" Фридлендера). Танец П.
отличается технич. смелостью, красотой и гармонией линий, тонким
изяществом и артистизмом. П. создаёт хореографич. образы волевых,
темпераментных героинь: Зарема; Никия ("Баядерка"), Жанна ("Пламя
Парижа"), Мирта ("Жизель") и др. В 1950-54 вела педагогич. деятельность
в Пермском хореографич. уч-ще.
Лит.: Кокурина А. Н., Балет, Пермь, 1961; Театральная жизнь", 1959, ј
16, с. 21-22. Cm. М.
ПОДКОВЫРОВ, Пётр Петрович [р. 6(19). X. 1910] - белорус. сов.
композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1957). В 1937 окончил Минскую
консерваторию по кл. композиции В. А. Золотарёва. Автор оперы "Павел
Корчагин" (по о. п. Н. А. Островского, 1960, пост. 1962, Белорус.
радио), музыки к спектаклям Т-ра им. Я. Купалы, Минского ТЮЗа, Т-ра
кукол БССР, а также симф., вок. и др. соч. С 1949 преподаёт в Минской
консерватории. С. и Я. Hue.
ПбДНИЕК, Теодор (1. IV. 1879 - 12. XII. 1936) -латыш, актёр. Принимал
участие в любит, спектаклях. В 1897 вступил в полупроф. труппу под рук.
Р. Янсона. В 1902-05 был актёром Нового латышского т-ра (Рига), где
играл роли Штокмана ("Враг народа" Ибсена, 1903), Андрея ("Полуидеалист"
Райниса, 1903). В этом же т-ре начал выступать и как режиссёр. После
закрытия Нового т-ра работал в т-ре "Аполо" (1906), в 1906-14 - в
Лиепайском т-ре. Роли: Митрич ("Власть тьмы", 1908), Бобчин-ский
("Ревизор", 1909), Федя Протасов ("Живой труп", 1911), Шейлок (1913),
Каренин ("Анна Каренина", 1914), В 1919 вступил во вновь созданный
Рабочий т-р Сов. Латвии (Рига). Роли: революционер Лаукудуре
("Воскресение" Паэгле), Яков Бардин ("Враги"). После закрытия т-ра
работал в Нац. т-ре (Рига). Играл характерные роли преим. в пьесах
латышских классиков: Сутка, Отец Микуса ("В огне", 1919, "Блудный сын",
1920, Блаумана), Дидзис ("Вей, ветерок!" Райниса, 1920), Кенцис
("Времена землемеров" Каудзитес, 1922), Могильщик ("Гамлет", 1923),
Счастливцев ("Лес", 1936) и др. Творчество П. отличалось реалистич.
направленностью, ярким юмором. Он создавал образы светлых людей, играл
непосредственно, правдиво.
Лит.: Kaupins Н., Т. Podnieks, в кн.: Teatris un dzive. Almanahs IV,
Riga, 1960, pusl. 43Q-50. В. Х.
"ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" - опера И. И. Дзержинского, либр. Л. И.
Дзержинского но о. п. М. А. Шолохова. Стихи Л. И. Дзержинского и А.
Чуркина. Пост. 23 окт. 1937, Большой т-р (дирижёр Самосуд, реж.
Мордвинов, худ. Вильяме, балетм. Захаров; Нагульнов -Головин, Давыдов -
Евлахов, Лушка - Кругликова, дед Щукарь - Стрельцов, Тимофей - Коротков,
Островнов -Перегудов, Половцев - Бугайский, Банник - Годовкин). 1937,
Ле-нингр. Малый оперный т-р (дирижёр Хайкин, пост. Зона, худ. Штоффер,
балетм. Чеснаков; Давыдов - Чернышёв, Нагульнов - Орлов, Лушка -
Софронова, дед Щукарь - Балашов, Лукич - Чесноков, Половцев - Бутягин,
Тимофей - Малаховский, Фрол - Аббакумов). Пост. в др. городах Сов.
Союза: Киев, Свердловск (1937), Харьков, Днепропетровск (1938), Одесса
(1939), Пермь (1964, в нов. редакции) и др.
Издания: "П. ц." - клавир, М., 1939. п. 1 р.
ПОДТЕКСТ (в театральном искусстве)- комплекс мыслей и чувств,
содержащихся в тексте, произносимом персонажами пьесы. П. раскрывается
актёрами не только в словах, но и в паузах, во внутр., не произносимых
вслух монологах. К. С. Станиславский называл П. явной, внутренне
ощутимой жизнью роли, "... которая непрерывно течет под словами текста,
все время оправдывая и оживляя их" ("Работа актера над собой", 1951, с.
492). П. является одним из осн. средств овладения образом. Понимание П.
основано на глубоком изучении и верном истолковании пьесы. П. помогает
актёру достигнуть непрерывного развития внутр. жизни образа, раскрыть,
как говорил В.И. Немирович-Данченко, "второй план" роли. Н.Гор.
ПОДЪ‚МНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ сцены - совокупность механизмов, с помощью
к-рых осуществляется подъём и спуск декораций, т. н. одежды сцены
осветительных приборов и т. п.
ПОЖАРОВ, Борис (1864 - 11. VII. 1942) - болг. актёр и театр. деятель.
Почётный артист софийского Нар. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1881
в любит. труппе пловдивского "Рабочего товарищества печатников". В
1883-86- актёр "Вост.-Румелийской театр. труппы" (Пловдив). В 1890
основал Т-р им. В. Левского (с 1894- "Заря"). В 1897-98 и 1899-1904 -
актёр т-ра "Слеза и смех". П. - один из основателей Нар. т-ра в Софии,
актёром к-рого был с 1904 и до конца сценич. деятельности.
Основоположник романтич. направления болг. т-ра. Пользовался большой
любовью зрителей, обладал заразит, сценич. темпераментом, красивым
голосом. Лучшие роли: Иванко (о. п. Друмева), Цинтио ("Прекрасная
Сидония"); Отелло; Готлер ("Нельская башня" Дюма-отца) и др. Занимался
педагогич. деятельностью. Среди его воспитанников: Т. Тончева, Н.
Штырбанова, В. Николаева, М. Канели и др.
Лит.: "Театьр", 1957, кн. 7, с. 74-75; Д о н е в Г., Строители на
българския театър, [кн. I], Плевен, [б.г.], с. 15-28;
Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950, с. 94, 207, 209, 210.
Д.Ив.
ПОЗА (франц. - pose)-1) положение тела; 2) в классич. танце -
остановка, задержка в движении, во время к-рой тяжесть тела танцовщика
удерживается в устойчивом равновесии на одной (опорной) ноге, в то время
как другая отведена вперёд, в сторона или назад. Л, Я.
ПОЗИЦИЯ (франц. position, от лат. positio - положение) - в балете
осн. положение рук и ног. Существуют 5 П. ног. Все они основываются на
принятом в классич. танце принципе супинации (выворотность). В 1-й, 3-й
и-5-й П. ноги сомкнуты; во 2-й - раздвинуты в стороны, в 4-й - назад или
вперёд. Отведённая вперёд или назад нога может касаться носком пола или
находиться на высоте под углом в 45 или 90. Насчитываются 3,5 и 7 П.
рук. Наиболее распространена теория трёх П.: 1-я - руки округлённо
вытянуты вперёд на уровне груди; 2-я - разведены в сторону на уровне
плеч; 3-я -.подняты над головой. Остальные положения рук и ног в танце
являются сочетанием из этих П. Обучение в балетных школах начинается с
изучения П. А. И.
ПОКОТЙЛО, Михаил Фёдорович (р. 21. VI. 1906) - укр. сов. актёр. Нар.
арт. УССР (1953).
В 1930 окончил Харьковский театр. ин-т. Работал в Красноармейском
т-ре, затем в Харьковском Красно-заводском т-ре. В 1933-61 - актёр
харьковского Т-ра им. Т. Г. Шевченко, с 1961 - Т-ра им. Франко (Киев). В
своём творчестве П. развивает лучшие традиции укр. реалистич. комедии.
Особым мастер-ством отличается исполнение П. эпизодич. ролей. В сценич.
образах П. яркие детали выражают сущность характера героя. Выступает как
режиссёр. С 1947 ведёт педагогич. работу. Снимался в кино.
Роли: Максим Кукса ("Остались в дураках" Кропивниц-кого), дьяк
Гаврила ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), дед Явтух ("Приезжайте в
Звонковое" Корнейчука), Трубач ("Егор Булычев и другие"),
Шельменко-денщик(о. п. Квитки-Основьяненко), Исаак Мендоса ("Дуэнья"
Шеридана), Абильда ("Третья патетическая" Погодина) - в Т-ре им.
Шевченко;
Николай Таран ("Фараоны" Коломийца), аптекарь Карлос ("День рождения
Терезы" Мдивани), дед Остап ("В степях Украины" Корнейчука), Роман
Вороний ("Ну идети!"3а-рудного)- в Театре им. Франко.
Лит.: Смоляк Я., Майстри радянського мистецтва, XapbKiB, 1947, с.
21-23. Л. Б.
ПОКРОВСКИЙ, Александр Васильевич [9 (21). III. 1886 - 1. VII. 1963] -
рус. сов. актёр и театр. деятель. Засл. деят. иск. РСФСР (1957). Чл.
Комму-нистич. партии с 1919. Учился на драм. отд. Моск. филармонич.
уч-ща (1908-11). Творч. деятельность начал как актёр в Туле (1911),
затем играл в т-рах Оренбурга, Архангельска, Севастополя, Казани,
Саратова, Тифлиса. Роли: Несчастливцев, Городничий, Скалозуб. В 1919-21
был нач. клубно-театр. отд. Политотдела 10-й и 11-й армий. В последующие
годы П. занимался профсоюзной работой - зам. председателя Грузрабиса
(1923-25), член Президиума (1925-28) и председатель (1937-39)
Мосгубрабиса, член Президиума (1926-52) и председатель ЦК Рабис
(1940-47). П. был также директором моск. т-ров: "Комедия" (Т-р б. Корш,
1930-33), Т-ра оперетты (1933-37), оперного Т-ра им. Станиславского
(1939-40), Муз. т-ра им. Станиславского и Немирови-ча-Данченко
(1947-48). В 1948-63 П. - зам. председателя Президиума Совета ВТО.
Лит.: Г е р а г а П., Памяти А. В. Покровского, "Театр", 1963, ј 10.
М. Лифт.
ПОКРОВСКИЙ, Борис Александрович [р. 10 (23). I. 1912] - рус. сов.
режиссёр оперы, педагог. Нар. арт. СССР (1961). В 1937 окончил
режиссёрский ф-т ГИТИСа. В 1937-43 был режиссёром, с 1939 - худ. рук.
Горьковского т-ра оперы и балета. В 1943-52 и с 1963-режиссёр, в
1952-63- гл. режиссёр Большого театра. Ставил также спектакли в др.
городах СССР и за рубежом'. Пост. впервые на сов. сцене оперы:
"Нижего-родцы" Направника (1942, Горьковский т-р оперы и балета), "В
огне" ("Под Москвой") Кабалевского (1943, Большой т-р; совм. с М. М.
Габовичем), "Алеся" Тикоц-кого (1944, Белорус. т-р оперы и балета),
"Война и мир" (1946, Ленингр. Малый оперный т-р; Гос. пр. СССР, 1947);
"Бэла" АН. Александрова (1946, Большой т-р), "Воевода" Чайковского
(1949, Ленингр. Малый оперный т-р), "Франческа да Римини" Рахманинова
(1951, Большой т-р), "Судьба человека" Дзержинского (1961, там же).
Спектакли П. отличаются глубоким проникновением режиссёра в
идейно-художеств. замысел произв., образным реалистич. решением, высокой
муз.-сценич. культурой. Ведёт педагогич. работу (с 1954- профессор
кафедры муз. т-ра в ГИТИСе). Ученики:
Г. П. Ансимов, Г. С. Миллер, Ю. Л. Петров и др. Др. пост.: в
Горьковском т-ре оперы и балета - "Кармен" (1938), "Иван Сусанин"
(1940); "Фауст" Гуно (1940), "Сильва" Кальмана (1941), "Скупой рыцарь" и
"Алеко" Рахманинова (1943) и др.; в Татарском т-ре оперы и балета -
"Муса Джалиль" Жиганова (1957, сореж. Г. С. Миллер); в софийской Нар.
опере - "Война и мир" (1957); в Большом т-ре - "Царская невеста" (1944),
"Евгений Онегин" (1944), "Майская ночь" (1947); "Великая дружба"
Мурадели (1947), "Вражья сила" Серова (1948; Гос. пр. СССР, 1949),
"Проданная невеста" (1948; Гос. пр. СССР, 1949), "Садко" (1949; Гос. пр.
СССР, 1950); "Галька" Монюшко (1949), "От всего сердца" Жуковского
(1951), "Аида" (1951), "Травиата" (1953); "Фиделио" ("Леонора")
Бетховена (1954), "Снегурочка" (1954), "Свадьба Фигаро" (1956, совм. с
Г. П. Ансимовым); "Банк-бан" Эркеля (1959, сореж. Ю.А. Петров), "Война и
мир" (1960) и др. А. Ив.
ПОКРбВСКДЙ, Ипполит Афанасьевич (1866- 1930) - рус. сов. актёр. Засл.
арт. Республики. С 1884 работал в т-рах Феодосии и Ялты (был суфлёром и
актёром на выходные роли). В 1888 гастролировавший в Ялте В. Н.
Андреев-Бурлак взял П. с собой в гастрольную поездку по России. П. играл
в провинциальных городах - Харькове, Киеве, Новочер-касске, Вологде,
Воронеже, Тифлисе и др. Организовывал (преим. на летние сезоны) собств.
антрепризы. Успех П. в комедийном репертуаре основывался на умении
актёра находить тонкие характерные детали. Роли: Бородкин ("Марья
Ивановна" Чирикова), Нухим ("Мирра Эфрос" Гордина), садовник Антонио
("Женитьба Фигаро"), Лука ("На дне"), Черпатов ("Жулик" Потапенко),
Опёнкин ("Обрыв" по Гончарову), Бадхан ("Сатана" Гордина) и др. В
1928-30 П.- играл в Рус. т-ре в Днепропетровске.
Лит.: "В естник раб отни-ков искусств", 1924, ј 1-2;
"Театр и искусство", 1910, ј 4; "Рампа и жизнь", 1910, ј 47. д. Кл.
ПОКРбВСКИЙ, Николай Александрович [17 (29). XII. 1896 - 23. II. 1961]
- рус. сов. актёр и режиссёр. Нар. арт. СССР (1959). Актёрскую
деятельность начал на сцене Калужского т-ра в 1919, в 1921-23 работал в
Туле, затем в Архангельске, Симферополе, Киеве, Воронеже, Свердловске.
Иг- рал роли Чацкого, Хлестакова. Особенно удавались
П. образы совр. положит. героев - Гай ("Мой друг" Погодина), Платон
Кречет и др. Умные, социально точные сценич. характеристики П. всегда
были остры, закончены, лаконичны. С 1935 П. выступает как режиссёр.
Спектакли, пост. П., отмечены высокой культурой, строгостью, точностью
режиссёрских решений. С 1940 - худ. рук. Смоленского т-ра, с 1945 -
Горьков-ского т-ра. С 1957 - гл. реж. Волгоградского т-ра. Пост. ряд
пьес Горького: "Варвары" (1943), "Дачники" (1946), "Егор Булычев и
другие", "Достигаев и другие" (оба в 1951), "Сомов и другие" (1957,
играл гл. роль). Среди др. реж. работ - "Воскресение" по о. п. Л. Н.
Толстого, "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского, "Кремлёвские куран ты",
"Третья патетическая" Погодина, "Бег" Булгакова. Др. роли: Йезнамов,
Фердинанд; Петруччио ("Укрощение строптивой"), Яго, Барон; Андрей
Белугин ("Женитьба Бе-лугина" Островского и Соловьёва), Протасов ("Живой
труп"), Иван Грозный (о. п. А. Н. Толстого). Н. Сл.
ПОКРОВСКИЙ, Николай Дмитриевич [р. 15(28). X. 1901]-укр. сов.
дирижёр. Нар. арт. УССР (1948). В 1925 окончил Киевский муз.-драм. ин-т
им. Н. В. Лысенко. В 1924-26 - зав. муз. частью т-ра "Берез?ль". В
1926-33 - дирижёр Одесского т-ра оперы и балета. В 1934-40 - дирижёр
Харьковского, в 1940-41 - гл. дирижёр Львовского т-ров оперы и балета. В
1944-64 -гл. дирижёр Одесского т-ра оперы и балета. С 1947 ведёт
педагогич. работу в Одесской консерватории.
Пост.: "Дума черноморская" ("Самойло Кошка") Яновского (1929),
"Кармелюк" Костенко (1930), "Иван Сусанин", "Евгений Онегин" (1945);
"Великая дружба" Мурадели (1947), "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1951,
2-я ред. 1954), "Броненосец ,,Потёмкин"" Чишко (1956, 2-я ред.) и др.- в
Одесском театре оперы и балета; "Кармен" (1934);
"В бурю" Хренникова (1939) - в Харьковском т-ре оперы и балета;
"Тихий Дон" (1940)-в Львовском т-ре оперы и балета, и мн. др. Р. Б.
ПОЛЕВЙЦКАЯ, Елена Александровна [р. 4(16). VI. 1881] - рус. актриса.
Окончила Александровский ин-т в Петербурге (1900), художеств. уч-ще
Штиглица (1905). В 1906-08 училась на Курсах драм. иск-ва Рапгофа
(Петербург), по окончании к-рых работала в Псковском т-ре. В 1909-10
играла в Т-ре В. Ф. Ко-миссаржевской в Петербурге, в 1910-18 (с
перерывами)-в труппе Н. Н.Синельникова в Харькове и Киеве. В иск-ве П.,
пользовавшейся большой популярностью у зрителя, эмоциональность,
непосредственность сочетались с одухотворённой интеллектуальностью,
пси-хологич. тонкостью, отточенностью формы, мастерством перевоплощения
(преображалась в каждой роли до неузнаваемости). Лейтмотив образов
актрисы- тема чистоты женской души.
Роли: Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Вера ("Обрыв" по
Гончарову), Катерина ("Гроза"), Юлия Тугина ("Последняя жертва"),