<< Пред. стр. 6 (из 913) След. >>
Australian drama, "Overland", 1956, Autumn - Winter, ј7;I. T., Richard Beynon and "The shifting heart" (an interview),
"Overland", 1958, Winter, .No 12; в рус. пер.- Брэнд M., Чужие в стране,
M., 1955; её же, Под нашим небом, M., 1956; Лоулер Р., Лето семнадцатой
куклы, М, 1958. Л К
АВСТРАЛИЙСКИЙ ТЕАТР. Коренное население Австралии театра не знало.
Однако элементы театр. действия входили в быт народа (изустная передача
мифологич. преданий, имитация трудовых и бытовых сцен, повадок животных
в магич. тотемич. обрядах и т. д.). Своеобразными зрелищными
представлениями были и т. н. "корробори" - церемониальные пляски,
сопровождавшиеся пением и рит-мич. аккомпанементом муз. инструментов. В
"корробори" находила отражение жизнь коренного населения Австралии.
Театр. представления среди первых колонистов и каторжан, прибывших в
Австралию из Англии, относятся к концу 80-х гг. 18 в. Первый спектакль
состоялся в Сиднее 4 июня 1789 (каторжане пост. в бараке комедию Дж.
Фаркуара "Офицер-вербовщик"). В течение нескольких лет возникло много
любительских театр. трупп, выступавших в бараках ссыльных, в воен.
поселе-ниях.на палубах кораблей. Актёры-любители из числа каторжан,
солдат и моряков разыгрывали на англ. языке примитивные мелодрамы
собств. сочинения. Женские роли в этих спектаклях обычно исполняли
мужчины. Первая проф. австрал. театр. труппа в 1796 давала спектакли в
Сиднее, в специально оборудованном для этого помещении. В 1798 этот т-р
был закрыт по предписанию губернатора. В 1800 его спектакли
возобновились, но ненадолго. В 1832 антрепренёр Б. Леви построил в
Сиднее первое постоянное театр. здание, получившее название "Ройял
т-р".Режиссёром-постановщиком и ведущим актёром этого т-ра был К. Ноулс.
В репертуар т-ра наряду с комедиями, фарсами и мелодрамами входили пьесы
Шекспира ("Ричард III", "Макбет"). Значит, место в спектаклях уделялось
муз. сопровождению и танцам. В антрактах и в конце спектаклей
исполнялись короткие хореогра-фич. сценки, песни, арлекинады. Это
определяло син-тетич. характер иск-ва актеров.
В 30-40-х гг. 19 в. в крупных городах, выросших из поселений,
возникли постоянно действующие т-ры- в Хобарте "Ройял т-р" (1837), в
Сиднее "Ройял Виктория т-р" (1838), в Аделаиде также "Ройял Виктория
т-р" (1839), в Мельбурне - "Павильон", он же "Ройял т-р" (1842). Основу
трупп т-ров составляли местные любители, ведущие же актёры приглашались
обычно из Англии. Они приезжали со своим репертуаром, составленным гл.
обр. из произв. классич. драматургии (Эсхил, Еврипид, Шекспир, Мольер,
Гюго и др.), нередко шедших в сокращённых и упрощённых вариантах.
Наиболее популярные актёры этого периода, в течение длительного времени
игравшие в А. т. и нередко соединявшие в своём лице также
режиссёра-постановщика и театр. предпринимателя,- Ф.Нез-бцтт, Дж. Коппин
Э. Уинстэнли С. Кемерон, Т. Стюарт, К. Ноулс.
Ъ 1833 в Сиднее была осн. первая школа танца под рук. К. де Кастелла.
В это же время при "Ройял т-ре" (Сидней) открылись балетные классы,
к-рые возглавлял танцовщик и педагог-хореограф Ф. Уайт. В 30-е гг. в
Австралии выступали танцовщики: Филлипс, Фицджералд, Тонинг, Далль-Касе
и др., танцовщицы - Джонс и Вельбе. В 1834 в "Ройял т-ре" пост. первый
оперный спектакль-"Клари" Г. Бишопа. В 40-х гг. на сцене этого т-ра было
пост. много итал. опер, "Опера нищих" Гея и Пепуша и неск. опер совр.
ирл. и англ. композиторов ("Богемская девушка" M. Балфа, "Ночные
танцоры" Лодера). Т-р пост. и первые муз.-сценич. произведения австрал.
композиторов: комич. оперы "Весёлые проказы" (1844) и "Дон Джон
Австрийский" (1847) А. Натана, "Маритана" У. Уоллеса (1849) и др.
"Золотая лихорадка", вызванная открытием в 1851 золота в Австралии,
привлекла поток иммигрантов. Население увеличилось более чем в 2 раза.
Следствием этого явилось и оживление театр. жизни. 1850-1900 - период
подъёма А. т., к-рый выразился прежде всего в резком увеличении
количества проф. театр. коллективов (в Сиднее, напр., открылось 7 новых
т-ров, в Мельбурне - 6). В состав трупп по-прежнему привлекались гл.
обр. артисты, приезжающие из Англии, Ирландии, США.
Во 2-й пол. 19 в., с развитием капиталистических монополий в стране,
мелкие антрепренёры разоряются и их т-ры вливаются в тресты. Создаются
театр. монополии, во главе к-рых стоят крупные театр. деятели Австралии
(Дж. Коппин и др.). В 1882-90 существовало крупное театр. предприятие,
возглавлявшееся актёрами Дж. Уилъямсоном, А. Гарнером, Дж. Масгровом. В
пего входили т-ры: в Мельбурне ("Ройял т-р", "Принсесс т-р"), Сиднее
("Ройял т-р") и Аделаиде ("Аделаида ройял т-р"). Здесь ставились произв.
австрал. драматургов и иностранные классич. комедии, оперы и оперетты. В
1886 была создана популярная театр. компания во главе с известными
актёрами Д. Бусико (младшим), его сестрой - Н. Бу-сико, супругами Браф и
Дк. Тайфреджем. Эта компания владела т-рами в Сиднее и Мельбурне. В
репертуаре т-ров значительное место занимали комедии Шекспира, Шеридана,
Уайльда, пьесы ирл. авторов. Большим успехом в 90-е гг. пользовался
передвижной т-р актёра и реж. Д. Барри, выступавший в различных городах
и посёлках Австралии с постановками классич. произведений и совр.
австрал. пьес. В большинстве т-ров Австралии силами одного и того же
коллектива ставились драматич. и оперные спектакли, давались эстрадные
представления.
В нач. 50-х гг. в Сиднее была основана компания во главе с дирижёром
Л, X. Лавеню, ставившая исключительно оперы (Россини, Верди, Доницетти и
др). Компания гастролировала по городам Австралии. Оперные коллективы
возникали в Австралии в течение всей 2-й пол. 19 в. В последние
десятилетия 19 в. особенной известностью пользовались австрал. певцы: А.
Л. Прингл, Э. Рассел, А. Янсен, Ч. Тил-бери, Л. Арене, М. Юджин, Р.
Бакмен и др.
В 1889 Дж. Уильямсон организовал труппу танцовщиц, участвовавшую в
танц. сценах и пантомимах в оперных спектаклях, а в 1897 открыл в
Мельбурне балетную школу. Одна из участниц его труппы, педагог школы М.
Эверетт, открыла в 1909 свою балетную школу в Сиднее.
Значит, событием в театр. жизни Австралии 2-й пол. 19 в. были
гастроли крупнейших драматич. актёров Европы и Америки. В 60-х гг. в
Австралию приезжали Ч. Кин, У. Монтгомери, Ч. Мэтьюс, М. Глед-стон, Дж.
Карден, показавшие постановки пьес Шекспира. В 70-90-х гг. проходили
гастроли Сары Берна?, А. Ристори, Дж. Джефферсона и др.
Несмотря на оживлённую театр. жизнь и большое количество театр.
трупп, А. т. в течение всего 19 в. не получил самостоятельного развития
и следовал по пути англ. т-ра. Произв. австрал. драматургов (комедии
Банстера и Хора, освещавшие жизнь Австралии, и др.) т-рамп не ставились.
По мере роста нац. самосознания народа Австралии возрастали его
требования к т-ру - отражать жизнь страны, её прошлое и настоящее.
Отвечая на запросы демокра-тич. зрителя, драматург, актёр, режиссёр и
театр. предприниматель А. Дампир поставил в т-рах Сиднея и Мельбурна
несколько написанных им мелодрам, собственных инсценировок романов
австрал. писателей-реалистов - М. Кларка, С. Радда, Р. Болдре-вуда,
пьесы Ф. Хопкинса.
В нач. 20 в. коммерч. т-ры Австралии переживают кризис, вызванный
конкуренцией иностр. коллективов, гастролировавших в Австралии.
Начинается погоня за прибылью, художеств. уровень репертуара резко
снижается; классика идёт всё реже, ставятся бессодержательные муз.
комедии и сенсационные, часто реакционные пьесы.
В период 1-й мировой войны, временно ослабившей в Австралии иностр.
конкуренцию, деятельность коммерч. т-ров вновь активизировалась.
Посещаемость возросла в связи с постановкой пьес, отражающих совр.
политич. события. Ведущими актёрами А. т. этого периода были: Дж.
Маклерен, Ф. Хави, А. Фриф, М. Фейн, Д. Брайтон, С. Мод, Ф. Янг, М. Мур
и др.
В первой четверти 20 в. буржуазным коммерч. т-рам противостояла
деятельность вновь созданных прогрессивных лит.-театр. объединений и
т-ров: "Ежегодные вечера, посвящённые австралийской драме" (1909-12),
"Клуб любителей т-ра" (1918), "Актёры-пионеры" (1922-26) в Мельбурне,
"Народный т-р" под рук. Керри Теннант (1929) в Сиднее, домашний т-р Э.
Дэвидсон (20-е гг.) в Окли. Эти организации, выдвинувшие лозунг: "За
национальную драму и народный театр!", впервые поставили пьесы австрал.
авторов Л. Эссона, К. Причард, У. Мура, К. Уотсон, В. Палмера, С. Макки
и др. Режиссёрами спектаклей выступали сами драматурги, исполнителями -
актёры-любители. Деятельность этих объединений имела большое значение в
формировании реалистич. нац. А. т., однако они не могли противостоять
коммерч. т-рам из-за отсутствия проф. актёров, а также из-за финансовых
трудностей.
Значит, вклад в развитие демократич. А. т. внесли т. н. "репертуарные
т-ры" - небольшие полупроф. и любительские театр. коллективы, возникшие
в 10-х и 20-х гг. 20 в. (в Мельбурне, Сиднее, Перте, Хобар-те, Брисбене,
Аделаиде). "Репорту арные т-ры" ставили пьесы австрал. драматургов (А.
Сомервилл, Б. Дейвис, М. Эффорд, X. Дрейк-Брокман, К. Данкан) и
зарубежных авторов (Ибсен, Синг, Йитс, Шоу, Голсуорси, Моэм). В 1915
актёр А. Уилки приехал в Мельбурн со своей шекспировской труппой, к-рая
работала здесь до 1926, постепенно пополняясь австрал. актёрами. Эта
труппа ставила пьесы Шекспира, пытаясь реставрировать спектакли эпохи
Возрождения. В 1928 появилась другая прогрессивная труппа - Д. Рибуша,
пропагандировавшая систему К. С. Станиславского.
Популярными жанрами А. т. в 20 в. продолжали оставаться опера и
балет. На развитие австрал. муз. т-ра значит, влияние оказали гастроли
ряда крупных европ. оперных артистов и, в пер'вую очередь, Ф. И.Шаляпина
(1929). В 20-е гг. в Сиднее организовалась "Оперная лига",
способствовавшая развитию нац. оперы. Среди исполнителей - Н. Мелба,
первая австрал. певица, гастролировавшая в т-рах Европы и Америки,
певцы: Бедфорд, Р. Иттлер, Д. Маккинес. В 30-е гг. широкую известность
получила австрал. певица М. де Ганст. В первой половине 20 в. австрал.
композиторы создали новые музыкально-сценич. произведения: оперы
"Эндимион" Дж. Антилла, "Джованни", "Леди Долли", "Девушка-мавританка"
А. Хилла (либретто многих из этих опер основаны на легендах племени
маори); комич. оперы "Примадонна" и "Дьявол её возьми" А. Бенджамина;
балеты "Балетная сюита корробори" Дж. Антилла, "Терра Ау-стралис" и
"Морская легенда" Э. Роуф, "Трагедия моды" Гуссенса, "Фауст" X. Крипса,
"Трилогия Жанны д'Арк", "Сфинкс", "Маска Люцифера", "Каин и Авель" М.
Лорбера, "Калейдоскоп" и "Эурока" Дж. Пенберти, "Аркаринга" Г. Купера.
Значит, часть этих произв. построена на австрал. сюжетах.
Для развития австрал. хореографии большое значение имели гастроли А.
Жене (1913) и труппы А. Павловой (1926 и 1929). Со 2-й пол. 20-х гг.
были открыты балетные школы, руководимые рус. танцовщиками (А. Долинов -
в Сиднее, 1926; Л. Саранова- в Мельбурне, 1928). В 1929 М. Бурлаков
(танцовщик труппы А. Павловой) и Л. Лайтфут основали "Первый
австралийский балет", выступавший в Сиднее в "Са-вой т-ре" со
спектаклями "Лебединое озеро", "Коп-пелия"; "Шехеразада" на муз.
Римского-Корсакова, "Петрушка" Стравинского и балетами австрал.
композиторов: "Роксанда" Р. Малинга, "Плод забвения" Р. Пенникуика. В
1937 в Аделаиде при "Университетском т-ре Гилд" организовалась балетная
труппа во главке с Дж. Зибертом, просуществовавшая до 1950. В 1941 был
создан "Южно-австралийский балетный клуб" под рук. Дж.Приста. В 1939 в
Мельбурне открылась балетная школа ("Балетная академия Борован-ского"),
в к-рой была сформирована балетная труппа, с успехом выступавшая во мн.
городах Австралии и Новой Зеландии. С 1938 значит, роль в развитии
австрал. балета играла "Балетная студия национального театр. движения",
поставившая св. 60 балетов. На базе этой студии в 1949 была организована
"Национальная балетная труппа" (просуществовала до 1952) в составе: Дж.
Грим, Л. Гоулдинг, Р. Рид, М. Скотт, балетмейстеры - Л. Мартин, Дж.
Александер, Дж. Прист и др. Труппой руководили Э. Борованский и В.
Тви-ди.
Совр. австрал. балет следует традициям классич. хореографии. Но
существуют и модернист, труппы, пропагандирующие "абстрактный" танец
(труппа Г. Боденвейзер и др.).
Обострение обществ, противоречий в Австралии вызвало еще в нач. 30-х
гг. попытки организации демократич" театр. коллективов, противостоящих
господствующим бурж. тенденциям. В 1932 в Сиднее и Мельбурне возникли
драматич. секции при "Рабочих художественных клубах" - первые полупроф.
рабочие т-ры. Они ставили пьесы австралийских (К. Причард, В. Пал-мера,
К. Данкан), франц., англ. драматургов и произв. русских и советских
писателей ("Бронепоезд 14-69", "Враги"; "Разгром" по Фадееву, пьесы
Гоголя, Чехова, Билль-Белоцерковского, Афиногенова и др.). В 1936
рабочие театр. коллективы объединились в "Лигу нового т-ра",
развернувшую активную деятельность в период 2-й мировой войны. "Лига"
способствовала появлению т. н. "новых т-ров" ("нью т-р"), в создании
к-рых большую роль сыграли австрал. коммунисты. После 2-й мировой войны
"новые т-ры", среди к-рых ведущее место занимает "Новый т-р" в Сиднее,
превратились в крупные стационарные полупроф. т-ры. Кроме спектаклей в
закрытых помещениях, труппы выступают также и на улицах городов, в
рабочих посёлках, на фабриках и заводах. Они ставят пьесы совр.
прогрессивных австралийских писателей (М. Брэпд, Р. Лоулера, Л. Риса),
пьесы, написанные актёра?, я и являющиеся откликом на происходящие в
стране обытия, пьесы советских авторов (Горького и др.), пьесы писателей
др. социалистич. стран ("Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни, пьесы Л.
Круч-ковского и др.), произв. англ. и амер. авторов (О' Кей-си, Мальца,
Стейнбека, Гоу и д'Юссо, Миллера и др.).
Наряду с "новыми т-рами" в Австралии возникли т.н. "малые т-ры"
("литл т-р") - полупроф. театр. коллективы, объединяющие передовую
интеллигенцию. Популярностью пользуется любительский студенческий т-р
Мельбурнского ун-та, среди пост. к-рого пьесы и инсценировки рассказов
Чехова (на рус. яз.). Созданы новые проф. т-ры, театральные объединения:
в 1951 в Сиднее организована Нац. оперная компания Юж. Уэльса, к-рая в
1952 слилась с Мельбурнской оперной компанией. Объединённая труппа даёт
регулярные спектакли в крупных городах страны. В 1954 создана творч
общественная организация - "Австралийский елизаветинский театр. трест",
задачей к-рого является развитие всех жанров нац. проф. А.т.,
продвижение на сцену и субсидирование пост. пьес, отмеченных на
ежегодных конкурсах "Консультативного совета драматургов" Австралии
(напр.,"Лето семнадцатой куклы" Лоулера в "Юнион т-ре" в Мельбурне,
"Переменчивое сердце" Бейнона в "Университетском т-ре Гилд", "Смотри,
ягуар" Нэша в "Керне литл тиэтр" и др.).
Т. о., хотя общее организационное состояние А. т. препятствует росту
этого вида нац. культуры (театр. коллективы, как правило, не имеют пост.
помещений, материально не обеспечены, многие актёры вынуждены искать
работу в т-рах Англии и США), передовые деятели, выдвигая требование
обществ, и государств. поддержки нац. т-ра, стремятся освободить его от
подражательности, эпигонского следования образцам европ. и амер. иск-ва.
Лит.: II р и ч а р д К., Австралийский театр. "Интернациональная
литература", 1939, ј 12; The Australian Encyclopaedia, v. 1 - Ballet and
the Dance, v. 6-Music, v. 8-- Theatre, Sydney, 1958; I. T. Richard
Beynon and "The Shif-tina: heart", "Overland", 1958, Winter, ј 12; К a r
d о s s J., A brief history of the Australian Theatre, Sydney, 1955; М с
Gr u i r e P., The Australian theatre, L.- Melb., 1948; Moore W., The
Development of Australian drama, в кн.: Best Australian One-act Plays,
Sydney, 1937; New Theatre. 15 years of production, Sydney, 1948; New
Theatre proves that Art is a Weapon, "Tribune"", 1952, June 25; P h i 1
1 i p s A. A., Delia Ribush and the Australian Theatre, в кн.: P h i 1
11 p s A.A., The Australian Tradition, Melb., 1958; Rees L., Towards an
Australian drama, Sydney - L., 1953; Rees L., New hope for Australian
drama, "Overland-, 1956, Autumn-Winter, ј 7; Gr a r 1 i n J., Australian
notes on the Ballet, Sydney, 1951; Orchard W. A., Music in Australia,
Melb., 1951. Д. Я. Л. М.
АВСТРИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В средние века в Австрии, как и в других
еврод, странах, осн. драм. жанром была литургич. и полулитургич. драма,
в к-рую в конце 13 в. включались сцены светского характера, постепенно
выделявшиеся в самостоятельные произведения (например, комедия "О злых
жёнах"). В 15-16 вв. в гуманистич. кружках осваивалось наследие
античности, преим. произв. Плавта и Те-ренция. Драматурги-гуманисты К.
Цельтис и Б. Хе-лидониус писали драмы (на латинском языке), в к-рых
использовали античные и библейские сюжеты. Произв. В. Шмельцля - автора
"Похвального слова Вене" (1548)-отмечены стремлением драматурга к нац.
тематике. Формирование нац. А. д. началось в конце 17 в. после победы
над турками (1683), значительно позже, чем в др. европ. странах. Это
отставание было определено особенностями обществ, жизни Австрии.
Экономич. отсталость страны, разоряемой войнами и феодальными
междоусобицами, мешала развитию нац. культуры. Засилие католич. церкви и
ориентация дворянства на исп., итал. и франц. культуру также задерживали
становление нац. драматургии. Источником А. д. является фольклор
народов, населявших территорию совр. Австрии, их песенное творчество,
сатирич. рассказы (шпрухи, шванки). На этой основе в бродячих т-рах
создавались импровизационные сцены бытового характера, широко
использовались нар. сказания, легенды. К концу 17 в., несмотря на гнёт
феодально-католич. реакции, демократич. культура Австрии окрепла и
развилась, что нашло яркое выражение в творчестве крупнейшего австр.
актёра и драматурга И. Страницкого, создавшего многочисленные комедии,
трагикомедии и фарсы. Гл. персонажем этих комедий был Гансвурст,
олицетворявший тип зальцбургского крестьянина. Комедии Стра-ницкого
"Наказанное высокомерие турок", "Преследование из-за любви, или Жестокая
королева..." строились на приключениях Гансвурста, связанных с
актуальными событиями современности. Автор резко выступал против
представителей светской и духовной власти.
В 17 в. широкое распространение получила драматургия иезуитов,
соединявшая в себе элементы средневековой дидактич. драмы (моралите) с
ренессанс-ными мотивами (прославление светской жизни и её радостей).
Авторы иезуитской драмы, используя ис-торич. и мифологич. сюжеты,
проповедовали устойчивость феодализма, непогрешимость и величие церкви и
императорской власти. Видным представителем австр. иезуитской драмы был
Н. Аванцинус.
С сер. 18 в. в Австрию проникают идеи франц. и нем. Просвещения.
Однако развитие культуры Австрии проходило преим. в русле т. н.
просвещённого абсолютизма. В этот период в А. д. сложилось два
направления. Первое из них было связано с традициями бродячего
демократич. т-ра. К нему принадлежали рыцарские и "волшебные" пьесы Ф.
Хафнера ("Бюргерская дама", 1763, "Новый бурлеск", 1764, и др.), Э.
Шиканедера, комедии актёров И. Ланге, Г. Стефани, П. Вейдмана. Под
значительным влиянием выдающегося нем. теоретика и драматурга Г. Э.
Лессинга развивалось творчество драматурга Ф. Хейфельда - автора пьес
"Юлия, или Спор долга и любви" (1766), "Крестьянин с гор" (1767), и Т.
Геблера, написавшего пьесы "Министр" (1771), "Клементина, или
Завещание". Другое направление А. д. определялось развитием придворного
т-ра и стремлением драматургов к подражанию франц. классицизму.
Теоретиком этого направления был журналист И. Зонненфельс - автор "Писем
о венской сцене" (1767-69). Драматург X. Ай-ренгоф написал трагедии
"Ирена" (1781), "Клеопатра" (1783), являвшиеся прямым подражанием
произв. франц. классицизма.
В конце 18 - нач. 19 вв. в предместьях Вены открылись демократич. по
направленности т-ры, для к-рых работали драматурги Й- А, Глейх, А.
Вёйерле, К. Мейсль. Они создали жарр: венской нар. комедии, придав лит.
форму элементам нар. т-ра, выражавшимся в сочетании реального и
фантастического, в ярком бытовом колорите, остроте характеристик
действующих лиц, юморе, переходящем в сатиру. Эти пьесы, героями к-рых
были австр. ремесленники, крестьяне, буржуа, отражали современную жизнь.