<< Пред.           стр. 601 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 самоотверженные натуры. Снималась в кино. 3. Вл.
  ПОЛОВЙНКИН, Леонид Алексеевич [1(13).VIII. 1894-8. II.1949] - рус.
 сов. композитор, дирижёр, педагог. В 1924 окончил Моск. консерваторию по
 кл. композиции С. Н. Василенко и кл. фп. проф. Л. Э. Конюса, в 1926 -
 аспирантуру. Композиторскую деятельность начал в 1927 в Моск. т-ре для
 детей.
  П.- автор оперетт: "Сирокко" (1928, моск. Камерный т-р), "Даже в
 трикотаже" (1931, Моск. т-р оперетты); опер: "Герой" (соч. 1933, пр. на
 конкурсе Большого т-ра), "Сказка о рыбаке и рыбке" (1935, Моск. т-р для
 детей).
  В 1926-38 - зав. муз. частью и дирижёр Моск. т-ра для детей
 (впоследствии Центр, детский т-р). Писал яркую, выразительную,
 новаторскую по форме музыку ко мн. спектаклям этого т-ра
 (балеты-пантомимы "Негритёнок и обезьяна", 1927, "Я - мало, мы - сила",
 1931, пьесы "Сережа Стрельцов", "Золотой ключик" и др.), а также к ряду
 спектаклей др. т-ров. П.- автор симф., камерных произв., музыки к
 фильмам. Занимался педагогич. работой в техникуме им. Скрябина и Моск.
 консерватории (1945-46).
  Лит.: Поляновский Г., [Статья], "Сов. музыка", М., 1934, .ј5;
 Янковский М-, Советский театр оперетты, Л.-М., 1962, с. 124-25, 163-64;
 С а ц Н., Дети приходят в театр. М., 1961, с. 222-28. Ю. Быч.
  ПОЛОВНЕВ, Юрий Константинович (р. 1927) - сов. артист цирка,
 эквилибрист. Начал работать в цирке как униформист. С 1943 - ассистент в
 номере "Эквилибристы на шестах" под рук. Р. Манукяна. С 1947 - участник
 этого номера. В 1950 возглавил номер "Эквилибристы с шестами", выступает
 как "нижний" (держит на лбу или плече высокий шест, на к-ром работают
 его партнёры). На вершине шеста артисты с лёгкостью и изяществом
 демонстрируют акробатич. и гимнастич. упражнения. Номер включает
 рекордные трюки: перш на лбу и на плече с двумя партнёрами, выпрыжки с
 перша руки в руки и др. Участники номера - ученики П.: Р. С. Вербицкая,
 М. А. Акопян, Г. Г. Ульданов, В. А. Соболев. Гастролировал в Польше
 (1955), ГДР (1956), Греции и Югославии (1957), Бельгии иЛюксембурге
 (1958), Бразилии и Уругвае (1960). ФРГ, Голландии (1961). М. Зон.
  ПОЛОСНИ, Евгений Максимович [р. 24. XII. 1911 (6.1.1912)]-рус. сов.
 актёр. Нар. арт. БССР (1956). Чл. Коммуйистич. партии с 1939. В 1934-39
 учился в ГИТИСе (класс Л. М. Леонидова). Творч. деятельность начал в
 Гомельском драм. т-ре. В годы Отечеств, войны работал в 1-й фронтовой
 белорус. бригаде по обслуживанию действующей армии. В 1945-48 - актёр
 Могилёвского т-ра. С 1949 - в труппе Рус. гос. т-ра БССР им. Горького.
  Роли: Ничипор ("Кто смеётся последним"Крапивы), Кроп-ля ("Константин
 Заслонов" Мовзона), Гриша ("Варвары"), Кукушкин ("Брестская крепость"
 Губаревича), Блохин ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Аким ("Власть
 тьмы"), Кныш ("Главная ставка" Губаревича), Вафля ("Дядя Ваня"),
 Стрешнев ("Дали неоглядные" Вирты),0каёмов ("Машенька"), Щукарь
 ("Поднятая целина" по Шолохову), Дормидонт ("Поздняя любовь"
 Островского), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова") и др.
  Лит.: Майстры беларускай спэны, М?нск, 1960, с. 179-85.
  ПОЛОЦКИЙ, Симеон - см. Симеон Полоцкий, ПОЛТАВСКИЙ УКРАИНСКИЙ
 МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Н. В. ГбГОЛЯ. Основан в 1936 на
 базе Харьковского молодёжного т-ра. Первый худ. рук.- В. Скляренко. В
 состав труппы вошли Е. Хуторная, П. Захаров, М. Янковский, Н. Цуканов,
 С. Евстигнеев, П. Колесник. Т-р ставил муз. и драм. спектакли:
 "Соро-чинская ярмарка" (1936), "Наталка-Полтавка" (1936), "Запорожец за
 Дунаем" (1936); "Банкир", "Правда" Корнейчука (1937), "Таланты и
 поклонники" Островского, "Двенадцатая ночь" (1939, реж. М. Терещенко).
 Большое внимание уделяет т-р сов. драматургии - "Бронепоезд 14-69" (реж.
 М. Мицкевич) и др. В годы Отечеств, войны т-р работал в Казахстане.
 Пост.: "Нашествие", "Русские люди" и др. В марте 1944 возвратился в
 Полтаву. Среди значит. спектаклей т-ра: "Олеко Дундич" Каца и
 Ржешев-ского (1944), "Ревизор" (1946), "Кремлёвские куранты" (1947);
 "Закон чести" Штейна (1949), "Дума про Британку" Яновского, "Власть
 тьмы" (1957), "Весёлка" Зарудного (1959), "Иркутская история" (1960).
 Т-р в течение всего года обслуживает также сельского зрителя. Активно
 работает с авторами; спектакли "Непокорённая полтавчанка" Лубенского
 (1949), лирич. комедия "Шуми, Дубрава!" Котляра и Майор-чика, "Выдно
 шляхи полтавские" Барабаша (1960)- о людях совр. колхозного села. Гл.
 реж. т-ра (1965)- засл. арт. УССР В. Смоляк, реж. Б. Прокопович, худ.
 Т.'Шевченко. В труппе т-ра: нар. арт. УССР Г. Лазарев, засл. арт. УССР
 И. Моровщик, Т. Кислякова, К. Сидорчук и др. С. Б. ПОЛТАВЦЕВ, Корнелий
 Николаевич [1823- 29.XII.1865(10.1.1866)] - рус. актёр. Учился в Моск.
 театр. уч-ще. В 1842 был принят в Малый т-р и благодаря безукоризненному
 знанию франц. языка зачислен во франц. труппу. Исполнял выходные роли во
 франц. и рус. пьесах. В 1845 получил отпуск "для усовершенствования себя
 в драматических искусствах на провинциальных сценах". Играл в Одессе
 (1845-46), Таганроге и Ростове-на-Дону (1848- 1849), Воронеже и Туле
 (1849-50). В роли Фердинанда (Кишинёвский т-р, 1846-47) раскрылся
 трагедийный талант П. В 1850 после успешного дебюта в роли Ляпунова
 ("Князь Скопин-Шуйский" Кукольника) был зачислен в труппу Малого т-ра на
 роли умершего в 1848 П. С. Мочало-ва. Одновременно" много гастролировал
 в провинции. Роли: Эдгар и Лир ("Король Лир"), Отелло, Гамлет, Кориолан
 (о. п. Шекспира), Фердинанд; Жорж Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь
 игрока" Дюканжа), Грозный ("Царская невеста" Мея) и др. Последний раз П.
 выступил на сцене Малого т-ра в 1865 в роли Романа Дубровина ("Воевода"
 Островского).
  П. обладал прекрасными внешними сценич. данными - стройной фигурой,
 голосом красивого тембра, способным выражать самые разнообразные оттенки
 чувств. Однако яркая эмоциональность сочеталась в его исполнении со
 склонностью к ложной патетике, внешним эффектам. Стремление П.
 продолжать в своём иск-ве сценич. традицию П. С. Мочалова, создавать
 образы романтич. героев, вступающих в борьбу против рабства и тирании,
 снижалось абстрактностью и неопределённостью положительных идеалов,
 отсутствием подлинной глубины в раскрытии характеров.
  Лит.: "ЕИТ". Сезон 1900 - 1901 г., Приложение [I], с. 105-111;
 Ленский А. П., Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Медведев П.
 М., Воспоминания, Л., 1929; Зограф Н.Г., Малый театр второй половины XIX
 века, М., 1960. 7Гг.
  ПОЛЬ (наст. фам.- С и н и ц ы н), Павел Николаевич [28. ?У(?О.У).
 1887-1955] - рус. сов. актёр. Нар. арт. РСФСР (1947). Выступал в любит,
 спектаклях. С 1904 играл с проф. актёрами в Нар. домах (Введенском) в
 Сокольниках, в "Аквариуме". В 1908 П. уехал в провинцию (работал в
 Сибири, Архангельске, Новороссийске). Исполнял комедийные роли:
 Хлестаков; Подколёсин ("Женитьба"), Буланов ("Лес") и др. Впоследствии
 П. работал в разл. т-рах миниатюр. Достиг большого мастерства в
 исполнении комедийных и сатирич. монологов и сценок. Заразительный юмор,
 лёгкость, изящество ведения диалога отличали творчество актёра. С 1919
 П. работал 9-Тбилисском драм. т-ре (играл роль Лыняева - "Волки и овцы",
 и др.). Затем-в Пятигорске, Владикавказе, в 1922 в т-ре "Кривой Джимми",
 в 1924 в Т-ре б. Корш (Москва). П. участвовал в организации Моск. т-ра
 Сатиры, с к-рым связал свою дальнейшую творч. судьбу. Создал ряд
 злободневных образов-портретов. П.актёр-реалист, его игра была исполнена
 жизненной правды, мягкого юмора. Сценич. персонажи П. были смешны и
 трогательны; имели яркую, точную социальную характеристику.
  Роли: .Тараканов ("Таракановщина" Ардова и Никулина )" Земчихин
 ("Мелкие козыри" Ардова), Караулов ("Чужой ребёнок" Шкваркина), Зайцев
 ("День отдыха" Катаева), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Мардыкин ("Нечистая
 сила" А. Н. Толстого), Джекобс младший ("Остров мира" Петрова) и др.
 Значит, место в его творчестве занимала работа на эстраде. Н. Сл.
  ПОЛЬСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Зарождение польской драмы связано с развитием
 осн. форм театр. представлений, бытовавших в средние века,- литур-гич. и
 мистериальных. В числе памятников старопольской письменности немалое
 место занимают ми-стериальные сценарии, написанные на латинском и
 польском яз. Основанные на библейско-евангель-ских мотивах, они
 охватывают весьма широкий круг сюжетов. Среди них- мистерии
 рождественского цикла, пасхальные, посвящённые житиям апостолов,
 святыхпокровителей того или иного города или профессии и др. Примерами
 могут служить - "История о славном воскресении господнем" Миколая из
 Вильковецка (1575), "Диалог о чудесном рождении сына божьего" Яна Кароля
 Дахновского (1621), "Явление милосердной милости божьей, представленной
 в жизни святой Марии Магдалины" (1656) и др. Значит. явлением для
 развития нац. драмы были интермедии, дополнявшие мистериальный сюжет. Их
 излюбленные персонажи - крестьянин, лекарь, воин-фанфарон, ловкий слуга,
 сосед-иностранец, сутяга и др. Наряду с острой и грубоватой
 комедийностыо, зачастую направленной против власть имущих, интермедии
 обычно содержали своеобразное поучение. Дидактические мотивы, знаменуя
 упрочение и развитие драматич. форм, тесно связанных с реальной жизнью,
 становятся основой т. н. "моралите", появляющихся в 16 в. (напр., "О
 богаче и Лазаре", "О блудном сыне"). В моралите, как и в интермедиях,
 постепенно начинают всё более явственно проступать черты бытовой
 сатирич. комедии. С интермедиями связана и своеобразная разновидность
 ренессансной комедии, возникшая в 16 в., известная под названием комедии
 рыбалтов. Комедии рыбалтов была близка и популярная трёхактная
 антикатолич. пьеса Петра Барыки "Из мужика в короли" (1637).
  В создании первых образцов лит. драмы сказались распространение
 гуманистич. образованности, рост и укрепление ренессансной культуры 16
 в. В своей драме "Жизнь Иосифа" (1545) М. Рей (1505-69) дал характерный
 яркий пример совр. истолкования традиционного библейского сюжета,
 насыщенного живы' ми реальными подробностями. Примером наполнения совр.
 содержанием классич сюжета (заимствованного из "Илиады") была трагедия
 "Отправление греческих послов" (1578), написанная белыми стихами поэтом
 Я. Кохановским.
  Усиливавшаяся со 2-й пол. 16 в. католич. реакция и связанная с нею
 деятельность ордена иезуитов (с 1564, запрещена лишь в 1773) тяжело
 сказались на развитии нац. культуры Польши. Подъём драматургии,
 начавшийся в сер. 18 в., был связан с распространением идей
 просветительства, противостоявших католич. реакции. Предвестием их
 проникновения в драматургию явилась первая польск. трагедия, выдержанная
 в духе классицистских правил,- "Эпаминонд" Конарского (1756). Идеи
 Просвещения определили направление творчества основоположника польской
 комедии Ф. Богомольца, произведения к-рого характеризуются реалистич.
 картинами совр. нравов, общественно-морализаторской тенденцией,
 сказавшейся в комедиях "Брак по календарю" (1766), "Добрый пан" (1767),
 "Чары" (1775), "Автор комедии" (1779). Продолжателем Богомольца явился
 И. Красицкий. Его сатирич. комедии осмеивают духовное убожество
 аристократии, ее невежественное подражание иностранщине, фанфаронство,
 сутяжничество ("По-модному, или Пяльцы", "Франт", "Ябедник", "Лжец",
 "Именинник", "Сутяга", написаны в 1776-80). Особое место занимали пьесы
 Ф. Князь-нина (1750-1807),правдиво и сочувственно изображавшего
 крестьянскую жизнь ("Цыгане", 1788).
  Значение для становления П. д. имело создание в 1765 "Т-ра Народ
 овы". Дальнейшее развитие П. д. неразрывно связано с утверждением идей
 Просвещения, нац.-освободит, борьбы, программы прогрессивных
 общественных реформ. В конце 18 в. видное место занимают пьесы В.
 Богуславского - комедии "Генрих VI на охоте", 1792, "Модные спазмы",
 1797, комич. опера-водевиль "Мнимое чудо, или Краков-пы и горцы", 1794;
 политич. комедия Ю. Немцевича- "Возвращение депутата", 1790; сатирич.
 комедии Ф. Заблоцкого - "Суеверный", "Ухаживания Фир-цика", 1781,
 "Сарматизм", 1785. Прогрессивные реалистич. тенденции просветительской
 комедии нашли своё продолжение в творчестве крупнейшего польск.
 комедиографа 19 в. А. Фредро. В стихотворных пьесах Фредро, отличающихся
 живостью и остротой диалога, отразился критич., отчасти сатирич. подход
 к изображению быта и нравов шляхетства и представителей
 буржуазно-мещанских кругов ("Пан Гельдхаб", 1818;
  "Муж и жена", 1820; "Дамы и гусары", 1825; "Караул, что творится!",
 1826; "Девичьи обеты", 1827; "Пан Йовяльский", 1832; "Месть", 1834;
 "Пожизненная рента", 1835),
  После потери государственной самостоятельности Польши (1795) идеи
 нац.-освободит, борьбы находят особенно острое выражение в творчестве
 выдающихся представителей польского революционного романтизма-А.
 Мицкевича и Ю. Словацкого. Драматич. произведения Мицкевича и Словацкого
 имели решающее значение в преодолении канонов поэтики классицизма,
 наиболее ярким выражением к-рой была историч. трагедия А. Фелиньского
 "Барбара Радзивилл" (1811). Бунтарский, революционный пафос пронизывает
 драматич. поэму Мицкевича "Дзяды" (II и IV части, 1823; III часть,
 1832). Осуждение консервативно-шляхетских кругов, реакционной политики
 Ватикана, прославление революционного деяния, глубокая народность
 отличают драматич. произв. Словацкого - создателя выдающихся образцов
 поэтич. драмы ["Мария Стюарт", 1830, "Кордиан", 1833, "Балла-дина",
 1834, "Лилла Венеда", 1839, "Фантазий" ("Новая Деянира"), 1841 ].
  В произв. представителя польского романтизма 3. Красинъского острое
 осознание бессилия и обречённости аристократии противоречиво сочеталось
 с консервативными антидемократич. тенденциями, что нашло отражение и в
 его драматургии ("Небожественная комедия", 1833, "Иридион", 1835).
 Развитие творчества Мицкевича и Словацкого свидетельствует о зарождении
 реалистич. метода внутри самой роман-тич. драмы.
  Утверждению реализма способствовала деятельность Ю. Коженёвского. Его
 ранние драмы ("Димитрий и Мария", 1828; "Красавица", 1829) отмечены
 романтич. направленностью, в последующих пьесах Коженевский выступает
 как драматург-реалист, стоящий на демократич. позициях ("Карпатские
 горцы", 1840; "Евреи", 1843). Связь с традициями романтизма и стремление
 к критич. реализму обнаруживается и в драматургии Ц. Норвида (1821-83) -
 выдающегося поэта и драматурга. Неприятие Норвпдом бурж. ограниченности
 и шляхетского консерватизма нашло отражение в его пьесах, построенных на
 леген-дарно-историч. сюжетах ("мистерии" "Кракус" и "Ванда", 1847;
 трагедия "Клеопатра", 1870-78), и в острых, проникнутых иронич. юмором,
 "серьёзных комедиях" ("Перстень знатной дамы", 1872, и др.). Критич.
 реализмом отмечено творчество драматургов 70-80-х гг. 19 в.: Ю.
 Нажимского ("Эпидемия", 1871; "Позитивные", 1872); Ю. Близинъского,
 близкого традициям Фредро, рассказывающего об упадке польского
 дворянства ("Пан Дамазий", 1877; "Обломки", 1881); М. Балуцкого,
 осмеивающего в своих бытовых комедиях духовную скудость галицийской
 буржуазно-шляхетской среды ("Советники пана советника", 1869; "Золотая
 молодёжь", 1876; "Соседи", 1880;
  "Крупные рыбы", 1881; "Новая газета", 1888). На рубеже 19-20 вв. в П.
 д. с особой резкостью обозначились противоречивые тенденции,
 столкновение к-рых отражало обострение классовых противоречий.
 Творчество Г. Заполъской было близко натурализму, как школе, нёсшей в
 определённых пределах критику бурж. общества. Большой силы типизации
 Заполь-ская достигла в пьесах "Мораль пани Дульской" (1906), "Их
 четверо" (1907), "Панна Маличевская" (1910). Противоречивость,
 характерная для писателей "Молодой Польши", нашла выражение и в
 творчестве драматургов. Присущее им стремление к отрицанию прозаизма
 капиталистич. мира противоречиво связано с влияниями символизма
 ("Заколдованный круг" Рыделя, 1900; "Эрос и Психея" Жулавского, 1904;
 "Князь Потёмкин" Мициньского, 1907;
  "Конец света" Каспровича, 1891, и др.). Наиболее крайнее выражение
 декадентско-модернист-ские устремления получили в драмах С.
 Пшибышев-ского ("Золотое руно" и "Гости", 1901; "Снег", 1903; "Вечная
 сказка", 1905, и др.). Драматургия С. Выспянского, одного из самых
 крупных польских драматургов рубежа 19-20 вв., противостояла
 воинствующему индивидуализму и эстетизму. В его пьесах, написанных
 стихами, своеобразно преломлялись принципы романтич. поэтики. Пьесы
 Выспянского явились образцом драмы "огромного театра", проникнутого
 пафосом нац.-освободит, борьбы, продолжающего традиции Мицкевича,
 Словацкого, Норвида ("Варшавянка", 1898; "Свадьба", 1901;
 "Освобождение", 1903; "Ноябрьская ночь" и "Акрополь", 1904).
 Социально-критич. элементы, связанные с осмеянием духовного убожества
 мира мещанства, определили значение пьес Я. Киселевского ("В сетях",
 1899), Г. Ритнера ("В маленьком домике", 1904; "Глупый Якуб", 1909, и
 др.), В. Пежиньского (наиболее популярна его комедия - "Легкомысленная
 сестра", 1904). Крупнейшим представителем критич. реализма, начавшим
 свою писательскую деятельность в кон. 19 в. и завершившим её в Польше,
 обретшей в 1917 независимость, был С. Жеромский. Его социально-значит.
 драмы были проникнуты обличит, пафосом ("Роза", 1909; "Туронь", 1923;
 комедия "Улетела от меня перепёлочка", 1925). В период между двумя
 мировыми войнами видное место в П. д. заняло творчество Е. Шанявского -
 создателя своеобразных комедий, соединяющих тонкую психологич.
 разработку характеров с поэтичностью и иронич. гроте-сковостью, порой
 приобретающей сатирич. направленность ("Бумажный любовник", 1920;
 "Птица", 1923; "Моряк", 1925; "Адвокат и розы", 1929; "Мост", 1933;
 после образования Нар. Польши - комедия "Два театра", 1946, и др.).
  Кризис буржуазного сознания отразился в своеобразных
 гротескно-фантастич. драмах С. Виткевича, субъективистски деформирующих
 действительность ("Сумасшедший и монахиня", "Соната Вельзевула" и др.).
 Религиозно-католич. настроениями были отмечены нек-рые пьесы К.
 Ростворовского (1877- 1938) ("Милосердие", "Антихрист"). Реакционным
 тенденциям противостояла зарождающаяся революционная пролетарская
 драматургия, первыми опытами к-рой явились пьесы В. Ванду рского "Смерть
 на груше" (1923) и "Игра об Ироде" (1926) и Б. Ясен-ского "Мирское дело"
 (1927).
  В развитии традиций революционной пролетарской драмы, революционного
 романтизма и критич. реализма проходит становление передовой драматургии
 Нар. Польши. Один из выдающихся представителей совр. польской
 драматургии Л. Кручковский создал цикл пьес, отмеченных боевым
 публицистич. духом, силой философского обобщения, остротой и глубиной
 психологич. характеристик ("Возмездие", 1948; "Немцы", 1949; "Юлиус и
 Этель", 1954; "Первый день свободы", 1960; "Смерть губернатора", 1961).
  Драматургия Нар. Польши охватывает широкий и разнообразный круг тем,
 она представлена драматургами разных поколений, разных творческих
 стилей. Темам борьбы за мир, разоблачения поджигателей войны посвящены
 пьесы А. Тарна - "Обыкновенное дело", Грущинъского - "Ключ от пропасти"
 и "Великий Бобби", Брошкевича - "Скандал в Хелльберге". Новое в жизни
 совр. Польши, формирование новых отношений, утверждение социалистич.
 морально-этич. норм нашли отражение уже в первые годы после освобождения
 (пьесы "Инженер Саба" Вирского, "Проба сил" и "Беспокойное дежурство"
 Лютов-ского). О строительстве Нар. Польши, о трудностях рассказывают
 пьесы Я. Ивашкевича "Восстановление Блэндомежа" (1951), Л. Пастернака
 "Первые шаги" и др. Большое место в П. д. заняла тема сопротивления
 фашистским оккупантам в годы второй мировой войны (пьесы Ивашкевича
 "Старый кирпичный завод", Т. Холуя "Дом под Освенцимом", А. Свирщиньской
 "Выстрелы на улице Длугой", Т. Брезы и С. Дыгата "Покушение" и др.).
  Историч. сюжеты, осмысленные по-новому, послужили основой в пьесах Г.
 Аудерской "Речь Посполи-тая заплатит", Р. Брандштеттера "Король и актёр"
 (о В. Богуславском), "Бонапарт и Сулковский", А. Малишевского "Путь в
 Чернолесье" (о Я. Коха-новском), "Баллады и романсы" (об А. Мицкевиче),
 К. Брандыса "Справедливые люди" (о событиях революции 1905). Многие
 драматурги обращаются к античным сюжетам, заново толкуя их ("античная
 трилогия" Морстина -"В защиту Ксантиппы", "Пенелопа" и "Клеопатра").
 Получает развитие комедийный жанр ("Такие времена" и "Девятый праведник"
 Юрандота, "Комбинаторы" Сковроньского).
  Значительным для развития П. д. было преодоление узких догматич.

<< Пред.           стр. 601 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу