<< Пред.           стр. 602 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 представлений о методе социалистич. иск-ва, в известной мере
 задерживавших её рост в конце 40-х -нач. 50-х гг. 20 в. Приход в
 драматургию представителей молодого поколения драматургов (Т. Ружевич,
 С. Мрожек, С. Гроховяк, Б. Дроздовский и др.) знаменовал не только
 расширение круга тем, но и обогащение художеств. выразительных средств.
  Лит.: Морозов П. О., История рус. театра до половины XVIII столетия,
 СПБ, 1889; Резанов Вл., Школьные драмы польско-литовских иезуитских
 коллегий, Нежин, 1916; Ростоцкий Б., Новое в драматургии, "Театр", 1947,
 .ј 3; Классическая драматургия стран народной демократии, т. l. M., 1955
 (раздел "Драматургия Польши", вступит, статья Б. Ростоцкого); Богатство
 драматургической классики-советскому зрителю. Сб., М., 1956, с. 28-33;
  Chmiel owski Р., Nasza literatura dramatyczna, t. 1-2, Peterburg,
 1898; SzyJkowski M., Dzieje komedji polskiej. W zarysie, Kr., 1921; его
 же. Dzieje nowozytnej trage-dji polskiej, Kr., 1923; Drama mieszczanska,
 Warsz., 1955;
  Dramaty staropolskie. Antologia (opracowal J. Lewanski), t. 1-6,
 Warsz., 1959-64; Teatr Urszuli RadziwiHowej, Warsz., 1961. Б. Рос.
  ПОЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР В НОВА-ХУТЕ (Teatr ludowy w Nowej Hucie;
 Нова-Хута - рабочий район г. Кракова). Осн. в конце 1955 К. Ску-шанкой,
 к-рая в 1955-63 была его директором и худ. рук. Совм. со своим мужем
 реж. E. Красовским и худ. Ю. Шайной осуществляла программу воспитания
 нового, рабочего зрителя, требовательного к идейной и художеств.
 ценности спектакля. В репертуаре т-ра- острые по форме, новаторские по
 средствам сценич. выразительности спектакли. В т-ре ставились спектакли,
 в к-рых отразились политич. и моральные проблемы современности: "Имена
 власти" Брошкевича (1958), "Похоронное шествие" Дроздовского (1962),
 "Якобов-ский и полковник" Верфеля (1957), "Сиротский гений" Домбровской
 (1959). Т-р обращался к новому прочтению классики: "Балладина"
 Словацкого (1956), "Мера за меру" Шекспира (1956), "Орестея" Эсхила
 (1960), "Дзяды" Мицкевича (1962, Гос. пр.). Популярность получили
 спектакли: "Мыши и люди" по Стейнбеку (1956), "Бурная жизнь Лазика
 Ройтшванца" по Эрен-бургу (1961). В 1957 т-р принял участие в фестивале
 в Венеции, посвящённом Гольдони ("Слуга двух господ"), в 1958 выступал в
 Париже в "Т-ре Наций" ("Турандот", "Якобовский и полковник"). С
 1963-директор и худ. рук. Т-ра Шайна.
  Лит.: TimoszewiczJ. iKralA., Teatr Ludowy Nowa Huta. 1955-1960,
 Krakow, 1962; "Театр", 1961, ј 9, с. 174-76; 1962, ј 3, с. 131-32; 1963,
 ј 7, с. 151; 1964, ј 2, с. 131-32; Гершкович А., По театрам Польши, в
 кн.: Театр наших друзей, М., 1963. Еж. Т.
  ПОЛЬСКИЙ ТЕАТР. На развитие польского театр. иск-ва оказало большое
 влияние принятие христианства в 966 (по латинскому обряду). Зрелищные
 традиции нар. игр и обрядов, связанных с дохристианским периодом, не
 смогли получить развития, хотя иногда встречались в несколько изменённом
 виде в выступлениях бродячих актёров - нар. потешников, т. н. франтов
 (первые упоминания в 13 в.). В 16 в. эти бродячие актёры создали своё
 профессиональное объединение, к 1547 относится статут цеха франтов
 ("Законы франтов"). Однако осн. формой театр. зрелищ в ср.-век. Польше
 были: литургич. драма и позднее мистерия. О раннем распространении
 литургич. драмы свидетельствует осуждение папой Иннокентием III участия
 лиц духовного звания в представлениях, устраиваемых в костёлах. К 14 в.
 относятся данные, подтверждающие распространение этого вида зрелищ
 (напр., описывая Краков, Длугош рассказывает о "theatrales ludi" -
 "театр. зрелищах"). Мистерии устраивались на сцене, разделённой на три
 осн. части, изображавшие землю, небо и ад. Участниками спектаклей, кроме
 членов церковных общин, были костёльные певцы, органисты, ученики школ,
 студенты. Имеются сведения о существовании объединений студентов,
 разыгрывавших в 16 в. мистерии в городах Кракове, Хелме, Ченстохове.
 Представления литургич. и мистериальной драмы в Польше дают особенно
 наглядные примеры проникновения в ткань религиозного сюжета мотивов
 сатирич., подлинно народных. Их носителями были странствующие
 потешники-франты, к-рые обычно исполняли комедийные роли чертей и слуг.
 Сатирич. и бытовые мотивы с особой яркостью проявлялись в интермедиях,
 перемежавших и порой пародировавших осн. действие.
  В 16 в. получили широкое распространение представления кукольного
 т-ра, т. н. шопки (szopka - сарай, место рождения Христа по евангельской
 притче). Шопка близка укр. вертепу, белорус. батлейке, рус. т-ру
 Петрушки. В основе представлений шопки было рождественское действо,
 обычно щедро обогащённое интермедиями, вполне светскими по духу,
 близкими нар. святочным играм.
  С кон. 16 в., в пору католич. реакции, иезуиты и др. монашеские
 ордена создавали школьные т-ры, получившие позднее широкое
 распространение. В эти религиозно-схоластич., назидательно-аллегорич.
 спектакли проникали, вопреки сопротивлению иезуитов, светские реалистич.
 мотивы (в интермедиях, разыгрывавшихся по-польски, в отличие от лат.
 текста осн. пьесы). Представления школьных т-ров давались в стенах
 коллегий перед аудиторией учеников и преподавателей. Иногда спектакли
 выносились и за пределы коллегий. Во 2-й пол. 18 в. просветительскую
 реформу школьного т-ра осуществил С. Конарский (1700-73) - автор
 написанной в духе классицизма трагедии "Эпаминонд" (пост. в Варшаве в
 Коллегии знатных, 1756). Он же был первым переводчиком пьес Корнеля,
 Расина, Мольера, Вольтера.
  В эпоху Возрождения возникла ещё одна ветвь развития т-ра в Польше -
 придворный театр. имевшая важное значение в установлении связи польск.
 драматич. иск-ва с передовой театр. культурой др. стран. Одним из ранних
 примеров зарождения этого вида т-ра явилось представление трагедии Я.
 Коха-новского "Отправление греческих послов", исполненной 12 янв. 1578
 любителями из знатнейших шляхетских родов в присутствии короля Стефана
 Батория в Уяздове (под Варшавой).
  С развитием придворного т-ра связано возникновение первых специально
 оборудованных зданий. Особого расцвета придворный т-р достиг при
 Владиславе IV, при к-ром существовала итал. оперно-балетная труппа и
 труппа комедии дель арте (1634-48). Владислав IV основал первое
 постоянное театр. помещение в королевском замке в Варшаве (1637). Сцена
 была оборудована по последнему слову театр. техники тех лет и снабжена
 усовершенствованной ма-шинерией по проекту арх. А. Лоччи. В 1616 при
 дворе выступала труппа англ. комедиантов Д. Грина, в репертуаре к-рой
 были пьесы Шекспира, Марло, Хей-вуда. Крупным событием в жизни т-ра
 явилось представление на придворной сцене (впервые вне Франции) "Сида"
 Корнеля (1661) в пер. А. Морштына. При дворе постоянно выступали нем.,
 франц., итал. труппы. В 1748 был открыт театр. зал в Варшаве в
 перестроенном здании т. н. "Опернхауза". От времени Станислава Августа
 Понятовского - последнего польского короля, к-рый был просвещённым
 меценатом и большим любителем т-ра, остались два значит, памятника
 театр. архитектуры (в парке Ла-зенки, Варшава) - открытый амфитеатр (т-р
 "На острове", 1790) и т-р "В апельсинной оранжерее" (1788).
  Во 2-й пол. 18 в. в подражание королевскому двору польск. аристократы
 строят и организуют у себя в поместьях собственные т-ры, деятельность
 к-рых имела важное значение в формировании польск. нац. т-ра. Мн. пьесы
 и переводы, пополнившие репертуар П. т., создавались именно для
 магнатских т-ров (напр., первые польск. переводы пьес Мольера делались
 для т-ра Радзивиллов в Несвиже, ведущие актёры варшавской сцены Б.
 Сераковская и Я. Гемпиньский первоначально выступали в т-ре кн. А.
 Сулковского в Рыдзыде).
  19 нояб. 1765 был открыт "Т-р Народовы" в Варшаве - первый постоянный
 публичный т-р Польши. На его сцене ставились произв. передовых польск.
 драматургов, связанных с идеями Просвещения (Ф. Богомольца, Ф.
 Заблоцкого и др.), и пьесы иностранных авторов. Нац. польск. театр.
 иск-во вело постоянную борьбу с засильем иностр. трупп. В конце 18 в.
 движение за становление нац. т-ра возглавил В. Богуславский. Он
 выступает организатором и руководителем новых т-ров, режиссёром,
 актёром, теоретиком сценич. иск-ва и педагогом, драматургом и
 переводчиком. Будучи выразителем идей нац.-освободит. движения, к-рое
 получило своё выражение в восстании Т. Костюшко (1794), Богуславский и в
 последующие годы, в условиях, сложившихся после третьего раздела Польши
 (1795), был в своей деятельности живым воплощением передовых идеалов
 нац. освобождения, На протяжении многих лет он руководил "Т-ром
 Народовы" (1783-84, 1790-94, 1799-1814). Особенно значит, его пост. на
 сцене "Т-ра Народовы": политич. комедия Ю. У. Немцевича "Возвращение
 депутата" (1791), написанная им самим опера-водевиль "Мнимое чудо, или
 Краковцы и горцы" (1794, там же). В 1811 по инициативе Богуславского в
 Варшаве открылась первая драматич. школа, для к-рой он написал
 руководство "Драматургия, или Наука сценич. иск-ва" (1812). Среди первых
 польских актёров, объединившихся в "Т-ре Народовы", были - К. Б.
 Свежавский, выдающийся комик, непревзойдённый исполнитель т. н.
 "кунту-шовых" ролей, т. е. ролей в пьесах, показывавших польский быт
 (был удостоен почётного звания "Первого актёра Польши"), Я. Гемпиньский
 (один из лучших исполнителей комедийных ролей в пьесах Ф. Заблоцкого,
 Мольера, Бомарше), А. Ф. Жулковский, Б. Сераковская (с успехом
 выступавшая в комедиях), К. Овсинъский (в репертуаре к-рого был Гамлет),
 М. Шимановский, М. Ясинъская (выступавшая одно-врем. и в опере).
 Выдающейся трагич. актрисой проявила себя Ю. Ледуховская.
  Период развития П. т., последовавший после "эпохи Богуславского",
 характеризуется разрывом между театр. практикой и лит. драмой,
 достигающей в эту пору вершин в произв. революционных романтиков А.
 Мицкевича и Ю. Словацкого. Но их драматич. произв. в пору создания
 оставались за пределами театр. репертуара. Условия, сложившиеся после
 раздела Польши (1815) и особенно после подавления восстания 1830-31,
 способствовали разрыву между высокими образцами нац. драмы и текущим
 репертуаром т-ров. Закрепить завоевания передового польск. т-ра помогают
 комедии А. Фредро, критически, с живым юмором живописующие картины совр.
 нравов, и проникнутые демократии, устремлениями пьесы Ю. Коженёвского.
 Введение этих произв. в репертуар т-ров, наряду с лучшими творениями
 мировой клас-сич. драмы, способствует развитию актёрского иск-ва,
 оттесняя заполоняющую П. т. франц. комедию положений (Скриб),
 сентиментальные пьесы (А. Дюма-сына) и др.
  По инициативе части труппы "Т-ра Народовы" в Варшаве был открыт, как
 его филиал, "Т-р Розмаитости" (1829). В 1836 труппа "Т.-ра Народ овы"
 влилась в "Т-р Розмаитости", ставший наследником его лучших традиций.
 Руководителем "Т-ра Розмаитости" был Б. Кудлич. Последователь
 Богуславского, сменивший его в руководстве т-ром и воспитавший плеяду
 польск. актёров, среди к-рых Б. Дависон, А. Жулков-ский, Л. Панчиковский
 (создатель эпизодич. ролей, острая и запоминающаяся детализация к-рых во
 мн. случаях определила стойкую сценич. традицию их исполнения), Л.
 Гальперт.Ю. Рыхтер, Я. Круликовский.
  С конца 60-х гг. 19 в. ведущим польским т-ром становится Краковский
 т-р, к-рым рук. С. Козьмян. В этом т-ре сформировалась т. н. краковская
 школа- школа передового реалистич. сценич. мастерства, направленного
 против внешней декламационности, преувеличенной патетичности,
 основанного на проникновении в психологию персонажа, на сдержанности
 внешних" средств выражения. В репертуар Краковского т-ра входили
 многочисл. произв. польск. и иностр. классики (Мицкевич, Словацкий,
 Фредро, Шекспир, Мольер, Шиллер, Гоголь), пьесы совр. польск. авторов
 (М. Балуцкий, Ю. Близиньский, Ю. Нажимский). Под рук. Козьмяна в
 Краковском театре были заложены основы совр. иск-ва режиссуры.
 Носителями и пропагандистами принципов краковской школы были актёры: В.
 Рауацкий, А. Гофман, Ф. Венда, позднее -Б. Ладновский, Р. Желязовский,
 Л. СолЬ-ский. В своих истоках с краковской школой связано творчество
 крупнейшей польской актрисы X. Моджеевской. В области режиссуры эти
 традиции были развиты Т. Павликовским, Ю. Котарбиньским. Традиции
 сценич. реализма, упроченные краковской школой, нашли своё продолжение в
 деятельности мн. виднейших актёров - К. Каминьского, М. Френкеля, М.
 Пшибылко- Потоцкой, В. Семашко, А. Зельверовича, К. Адвентовича, Ю.
 Венгжина и др.
  С 60-х гг. 19 в. в театр. жизни Варшавы значит. место начинают
 занимать т-ры в парках, действующие только летом: "Альгамбра", "Тиволи",
 "Водевиль" и др. Несмотря на коммерч. характер, "лёгкий" развлекательный
 репертуар, их деятельность имела и нек-рое положит. значение; здесь
 выступали крупнейшие актёры, нередко ставились лучшие новые пьесы
 (напр., пьесы Г. Запольской).
  На рубеже века в театр. иск-ве начинают всё более явственно
 сказываться бурж. влияния. Появляются спектакли, проникнутые
 модернистско-декадент-скими настроениями (пост. пьес С. Пшибышевского и
 др.). Космополитич. эстетизму Пшибышевского противостоял в своей
 программе театр. реформ и в своей драматургии выдающийся поэт-драматург
 и художник С. Выспянский. Его драмы не свободны от противоречий,
 связанных с проникновением в его творчество символистских мотивов, но по
 своим осн. устремлениям они явились продолжением принципов театр.
 эстетики польск. революц. романтиков, прежде всего Мицкевича. Попыткой
 противостоять духу бурж. коммерч. т-ра явилась организация "Т-ра
 Польски" в Варшаве в 1913 по инициативе театр. деятеля А. Шифмана. "Т-р
 Польски" объединил крупные актёрские и режиссёрские силы (Венгжин,
 Зельверович, Пшибылко-Потоцкая, М. Цвиклиньская, А. Венгерко, Л. Шиллер,
 Ю. Остэрва и др.), утверждал высокое качество репертуара, принцип
 подчинения всех компонентов действия единому замыслу, новаторство
 режиссёрских и декорационных решений. Важное значение в развитии П. т. с
 начала 20 в. приобрели контакты с передовой рус. театр. культурой,
 прежде всего с Моск. Художеств. т-ром. В годы 1-й мировой войны 1914-18
 мн. крупные польск. актёры и режиссёры - С. Высоцкая, Остэрва, С. Ярач,
 Зельверович, В. Брыдзиньский и др. работали в России, поддерживая тесные
 связи с Моск. Художеств. т-ром, непосредственно с К. С. Станиславским.
 По возвращении в Польшу они утверждали в своей сценич. практике принципы
 передового реалистич. иск-ва. Остэрва, руководя созданным им т-ром
 "Редута", строил его работу, во многом опираясь на принципы К. С.
 Станиславского, своеобразно преломляя их.
  Особенно важное значение в борьбе за передовой социально-насыщенный,
 новаторский т-р имела деятельность виднейшего режиссёра Шиллера,
 начавшего свою деятельность в 1917 на сцене "Т-ра Польски". В своём
 творчестве Шиллер исходил из идей Выспянского, стремясь к созданию
 спектаклей, проникнутых высоким гражданственным пафосом. В 1924-26
 Шиллер возглавил (совместно с В. Хожи-цей и Зельверовичем) Т-р им. В.
 Богуславского (Варшава), где ставил социально острые произв.-"Князь
 Потёмкин" Мициньского, "Роза" Жеромского и др. Глубоким демократизмом
 была отмечена деятельность С. Ярача, как актёра и руководителя т-ра
 Атенеумь им. С. Ярача, открывшегося в Варшаве при Доме профсоюза
 железнодорожников (1929). На этой сцене шли произв., вызывавшие широкий
 общественный отклик ("Туронь" Жеромского, "Человек с портфелем" Файко и
 др.). Несмотря на все трудности, в пору межвоенного двадцатилетия
 предпринимались и опыты создания рабочего т-ра ("Рабочая сцена" в Лодзи,
 где по инициативе В. Вандурского ставился пролог к "Мистерии-Буфф"
 Маяковского, 1925, т-р под тем же назв. в городе Челядзь и др.).
 Устремления передовых деятелей П. т. в предвоенные годы наталкивались на
 сопротивление, а зачастую и на репрессии "санацион-ных" властей и смогли
 получить своё развёрнутое выражение лишь в Нар. Польше.
  В годы гитлеровской оккупации в условиях конспирации действовал
 "Театр. совет" ("Рада театральна"), разрабатывавший программу
 возрождения П. т. после освобождения, проводились театр. выступления (в
 Кракове с 1941, действовал "Т-р Рапсодычны"), велась подготовка актёров
 в драматич. школе. В 1943 на территории СССР был организован польск.
 фронтовой т-р (под рук. В. Красноеецкого), к-рый в августе 1944 показал
 первый спектакль в освобождённой Польше в Люблине.
  После освобождения от фашистской оккупации (1944) начался процесс
 строительства нового нар. иск-ва. Т-ры открывались не только там, где
 они существовали до войны, но и на возвращённых Польше зап. землях (во
 Вроцлаве, Щецине, Катовице, Гданьске, Олыптыне, Еленя-Гуре, Ополе,
 Эльблонге и др.). К 1949 завершилась национализация т-ров. Уже в первые
 годы после освобождения, в репертуар начали входить новые пьесы совр.
 польск. авторов, но особенно важное значение в эту пору имела классич.
 драматургия. Значительной вехой в развитии польск. сценич. иск-ва стал
 фестиваль пьес Шекспира, проведённый в 1947. Лучшими спектаклями
 фестиваля были: "Буря" (Т-р Войска Польского, Лодзь, реж. Л. Шиллер,
 худ. В. Дашевский), "Ромео и Джульетта" (Т-р Земли Поморской, Торунь,
 реж. В. Хожица), "Как вам это понравится" ("Т-р Выбжеже", Гдыня, реж. И.
 Галль). В 1949 был проведён фестиваль рус. классич. и сов. пьес, имевший
 большое значение в утверждении принципов социалистич. эстетики в
 сце-нич. иск-ве Польши. Лучшие спектакли: "Три сестры" (Краковский т-р
 им. Ю. Словацкого, реж. Б. Дом-бровский, худ. А. Стопка), "Любовь
 Яровая" (там же), "На дне" ("Т-р Польски", Варшава, реж. Шиллер, худ. О.
 Аксер), "Егор Булычев и другие" ("Т-р Народовы", Варшава, реж.
 Красновецкий, худ. В. Дашевский), "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина
 ("Т-р Розмаитости", Варшава, реж. Б. Коженевскии) и др. В 1951 был
 организован фестиваль совр. польск. пьес: "Обыкновенное дело" Тарна
 ("Т-р Вспулчесны", Варшава, реж. Э. Аксер), "Проба сил" Лютовского ("Т-р
 Польски", реж. А. Бардини), "Восстановление Блэндомежа" Ивашкевича ("Т-р
 Стары", Краков). В нек-рых пьесах и их пост. сказывался схематизм, порой
 ощущалась сглаженность развития конфликта, что в значит, мере было
 связано с проявлениями тех вульгаризаторских тенденций, к-рые суживали
 понимание метода социалистич. иск-ва (особенно в кон. 40-х - нач. 50-х
 гг.). Этим тенденциям противостояли лучшие произв. драматургии и
 наиболее совершенные опыты её сценич. воплощения. Важнейшее значение
 имела драматургия Л. Кручковского, в особенности его пьесы "Немцы"
 (1949, "Т-р Стары", Краков, реж. Б. Домбров-ский, худ. Я. Косиньский) и
 "Юлиус и Этель" (1954, "Т-р Польски", реж. А. Бардини, худ. О. Аксер).
 Стремление к преодолению суженного, догматич. понимания возможностей
 социалистич. иск-ва отчётливо проявилось в создании спектаклей: "Дзяды"
 ]\ицкевича ("Т-р Польски", реж. А. Бардини), "Человек с ружьём" ("Т-р
 Народовы", реж. Коженевскии, худ. В. Дашевский, в роли В. И. Ленина - И.
 Ма-ховский и Я. Вощерович, Шадрин - Я. Курнакович), "Оптимистическая
 трагедия" ("Т-р Драматычны", Варшава, реж. Л. Замков), "Баня" ("Т-р
 Новы", Лодзь, реж. К. Деймек, худ. Я. Косиньский), "Кавказский меловой
 круг" Брехта (первая пост. Брехта в Нар. Польше, Краковский т-р им. Ю.
 Словацкого, реж. И. Бабель, худ. А. Стопка). В репертуар вошли новые
 пьесы: "Год 1944" Кусьмерека (Т-р Войска Польского, Варшава), "Крот"
 Лютовского ("Т-р Народовы"), "Справедливые люди" Брандыса (Т-р им. С.
 Ярача, Лодзь) и др., и хотя нек-рые т-ры ставили пьесы С. Беккета, Э.
 Ионеско и др. авторов т. н. "т-ра абсурда", эти спектакли не нашли
 поддержки у широкого зрителя.
  В П. т. последних лет в репертуар широко входит польская романтич.
 драма, пьесы Мицкевича ("Дзяды", 1962, "Т-р Людовы", Нова-Хута, реж.
 К.Ску-шанка и Е. Красовский, худ. Ю. Шайна), Словацкого ("Кордиан",
 1957, "Т-р Народовы", реж. Э. Аксер совм. с Я. Кречмаром, худ. В.
 Дашевский), Выспянского ("Свадьба", Краковский т-р им. Ю. Словацкого,
 реж. А. Вайда; "Т-р Повшехны", Варшава, реж. А. Ханушкевич, оба - в
 1963) и др. Значительным событием стало появление на сцене пьес
 Кручковского "Первый день свободы" (1959, "Т-р Вспулчесны", Варшава,
 реж. Аксер). Разнообразные искания в области воплощения совр. польск.
 драматургии отчётливо видны в пост. пьес: "Похоронное шествие"
 Дроз-довского (1962, "Т-р Людовы", Нова-Хута; "Ате-неум", Варшава,
 1963), "Стефан" Ярецкого и Раков-ского (1964, т-р в Олыптыне), "Партита
 для деревявГ-ного инструмента" Гроховяка (1964, Т-р им. Остэр-вы,
 Люблин). Опыты совр. прочтения старопольской драмы с успехом

<< Пред.           стр. 602 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу