<< Пред.           стр. 614 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Возрождения в 16 в. (т-р Юлимпико" в Виченце, арх. П. Палладио). Итал.
 арх. С. Серлио, описав в своём трактате об архитектуре (1545) три вида
 сцены, сделал первый шаг к созданию ренессансной сцены-коробки и впервые
 разделил сцену на планы. В Англии 16-17 вв. развивался иной тип П.,
 отделённого от сцены не портальной аркой, а раздвижным занавесом или
 просто-колоннами, поддерживающими навес над задней сценой. Этот
 просторный, глубоко вдающийся в зрительный зал П. перешёл в англ. т-р
 конца 17 и 18 вв. ("Дру-ри-Лейн" в Лондоне, 1663). Постоянные наружные
 П. имеются в Ленингр. т-ре юных зрителей (1921), в Шекспировском
 Мемориальном т-ре в Стратфорде-он-Эйвон (Англия, 1932) и др.
  Лит.: Извеков Н. П., Сцена, т. 1, М., 1935;
  Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 1-2, М.,
 1936-39; Бархин Г. Б., Архитектура театра, М., 1947.
  ПРОТАГОНИСТ (греч. тсротагмклс) - в др.-греч. т-ре 1-й из трёх
 актёров-участников драмы. П. исполнял лучшие, наиболее трудные роли и
 выполнял функции режиссёра. Первоначально выбор актёров производился
 самим драматургом. В 449 до н. э. назначение П. было поручено
 архонту-эпопи-му-руководителю Дионисийских торжеств (см. Дионисии).
 Выбранные им П. по жребию распределялись между тремя драматургами.
 Каждый П. сам подбирал себе 2-го (девтерагонист) и 3-го актёра
 (три-тагонист). С 443 П., занятые в трагедиях, могли принимать участие в
 конкурсах; возможно, что первое состязание комедиографов и актёров
 произошло впервые на Ленеях в 442. Имя П. вносилось в список жобедителей
 вместе с именами поэтов и хорегов. Лит.: Варнеке Б. В., История
 античного театра, М.- Л., 1940; Колобова К. М., Древний город Афины и
 его памятники, Л., 1961. Над. М.
  ПРОТОДЬЯКОНОВ (псевдоним - Кулантай), Василий Андреевич [р. 1(14).
 XI. 1912] - якутский сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Деп.
 Верх. Советов СССР 2-3-го созывов и ЯАССР 2-3-го созывов. В 1941-47 -
 министр финансов ЯАССР, в 1947-49 - пред. Президиума Верх. Совета ЯАССР.
 В 1949-53 - пред. Совета Министров ЯАССР. Лит. деятельность начал в
 1932. Написал пьесы: "В золотой тайге" (1940) о геологах-патриотах,
 открывающих золото в якутской тайге, "Партизан Морозов" (1942) об
 Отечеств, войне, "Манчары" (1945) - трагедия, поев. якутскому
 легендарному герою, "Золотое зерно" (1947) о новаторах сел. х-ва,
 "Молодые сердца" (1955) о сел. молодёжи, "На ледяных просторах" (1947,
 совм. с Д. Сивцевым) об охотниках Заполярья, "Первые подснежники" (1960)
 о градостроителях Севера, "Кто твой друг?" (1963) о воспитании детей,
 либретто для оперы "Манчары" (1963), одноактные пьесы и др. Все пьесы П.
 пост. якутскими т-рами. П. написал ряд литературно-критич. статей о
 якутских драматургах, в т. ч. о Н. Мординове, Д. Сивцеве, о реж. С.
 Григорьеве и др.
  Соч.: Кулантай, Партизан Морозов, Якутск, 1943;
  В золотой тайге, Якутск, 1947 (обе на якут. яз.); Золотое зерно, пер.
 с якут., Якутск, 1957; Манчары. На ледяных просторах, в кн.: Пьесы
 якутских драматургов, М., 1957. М. Лифш.
  ПРОТОДЬЯКОНОВ, Иван Константинович (р. 1.Х.1922) - удм. сов. актёр.
 Нар. арт. Удм. АССР (1964). В 1951 окончил Ленингр. театр. ин-т по
 классу проф. Л. Ф. Макарьева. С 1951 - актёр удм. т-ра (Ижевск).
 Дебютировал в ролях Мики ("Волнуется синее море" Садовникова) и
 Перчихина ("Мещане"). Выступает в муз. комедиях. П. принадлежит муз.
 оформление ряда спектаклей.
  Роли: Горей, Макар ("На крутом берегу", "Свадьба" Садовникова),
 Санчо, Генрих ("Если нет любви...", "Волчья тропа" Широбокова), Бабанов
 ("Азин" Гав-рилова), Эдик ("Не забывайте этого" Перевощико-ва), Лыков
 ("Настя Колосова" Овечкина), Антон {"Любушка" Корепанова-Камского),
 Джонни ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Вели ("Аршин мал алан" Гаджибекова)
 и др. А. Ив.
  ПРОТОПОПОВ, Владимир Васильевич [р. 30. VI (13. VII). 1908] - рус.
 сов. музыковед, педагог. Доктор искусствоведения (1960). В 1937 окончил
 истори-ко-теоретич. ф-т Моск. консерватории. Автор книг л статей о
 кдассич. и сов. музыке. Редактор лит. соч. А. П. Бородина, В. Ф.
 Одоевского, В. В. Стасова, С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова, П.
 И. Чайковского, муз. соч. М. И. Глинки ("Иван Сусанин"). С 1938 ведёт
 педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1961 - профессор).
  Соч.: Вариации в русской классический опере, М., 1957;
  Глинка. Творческий путь, т. 1-2, М , 1955 (совм. с Т. Ливановой);
 Оперное творчество Чайковского, М., 1957 (совм. с Н. Туманиной);
 Некоторые особенности оперной формы Римского-Корсакова, в сб.: Советская
 музыка, ј 3, М.-Л., 1945, с. 87-104; Творческий путь С. И. Танеева, в
 сб.:
  Памяти Сергея Ивановича Танеева, М.- Л., 1947, с. 60- 101; "Иван
 Сусанин" Глинки, М., 1961; Статьи в журн. "Советская музыка"Музыкальный
 язык "Золотого петушка", 1938, ј 6; Образ Бориса в опере Мусоргского,
 1939, .ј 4; "Декабристы" Ю. Шапорина, 1950, " 11. В. Кис
  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ - см. Рабис.
  ПРОФКЛУБНАЯ МАСТЕРСКАЯ (Государственная драматическая показательная
 профессиональн о-к л у б н а я мастерская) - театр. организация.
 Работала в 1927-30 в Москве под рук. Наркомпроса и ВЦСПС. Худ. рук. - Н.
 О. Волконский. Цели II. м.: помощь клубным драм. кружкам в освоении ими
 проф. театр. культуры, поиски наиболее эффективных путей создания
 клубного спектакля. 11. м. составляла т. н. "иллюстрированные лекции" по
 осн. вопросам театр. иск-ва, программы по повышению квалификации
 руководителей кружков, давала устные и письменные консультации драм.
 кружкам и др. При П. м. был т-р (Гос. драм. показательный профклубный
 т-р), показывавший спектакли на клубных сценах Москвы и др. городов.
 Пост. агитзрелище "Всем... Всем!" (1927, в осн. по повести Дж. Рида "10
 дней, которые потрясли мир", авторы инсц. Волконский и В. Северов, реж.
 Волконский). В спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" (1928,
 реж. Волконский) т-р пытался трактовать пьесу Островского как
 условно-гротесковую комедию. Просуществовав неполных 2 года, П. м., не
 справлявшаяся с поставленными перед ней задачами, была закрыта.
  Лит.: "Материалы для клубной сцены", М., 1929, ј 1, с. 44. А. Шн.
  ПРОЦ‚НКО, Александр Иванович [р. 11(23).X. 1909] - рус. сов. артист
 балета, балетмейстер. Нар. арт. Каб.-Балк.АССР (1964). Засл. деятель
 иск-в Тадж. ССР (с 1945). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1930, по
 окончании Моск. хореографич. уч-ща (класс Е. И. Долинской, С. В.
 Чудинова и П. И. Тарасова), был принят в балетную труппу Большого т-ра.
 С 1939 занимается балетмейстерской деятельностью. В 1939-51- гл.
 балетмейстер Тадж. т-ра оперы и балета (од-новрем. выступал как артист
 балета).
  Пост.: "Тщетная предосторожность" (1943), "Бахчисарайский фонтан"
 (1945), "Лебединое озеро" (1947), "Золушка" (1948) и др. В 1951-56
 П.-гл. балетмейстер Моск. филармонии; в 1956-58 - гл. балетмейстер Молд.
 т-ра оперы и балета. С 1960 работает в Кабардино-Балкарии. Организовал
 здесь хореографич. отделение при культпросветучилище, где пост. первый
 нац. балет на совр. тему "Люлюца" Когана (1964, автор либретто П.). А.
 Шор,
  ПРОШЬЯН, Перч (1837-1907)-армянский писа-тель. Один из создателей
 новой армянской лит-ры и организаторов арм. проф. т-ра в Тифлисе (1862);
 перевёл для этого т-ра ряд пьес. Автор историч. драмы "Агаси" по роману
 X. Абовяна "Раны Армении" и воспоминаний о становлении арм. т-ра. После
 смерти П. были инсценированы нек-рые его романы - "Сое и Вардитер",
 "Из-за хлеба".
  Соч.: Собр. соч. в 7 томах, т. 1-7, Ереван, 1962-64 (на арм. яз.). В.
 Т.
  ПРУДЕИН, Марк Исаакович [р.2(14).1Х.1898]-рус. сов. актёр. Нар. арт.
 СССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1918-24 - актёр 2-й
 Студии МХТ. С 1924 П. работает в МХАТе. На сцене 2-й Студии П. исполнял
 роли романтич. героев в классич. репертуаре - Карл Моор (1923), Дон Луис
 ("Дама-невидимка" Кальдерона) и др. Впоследствии диапазон актёра
 значительно расширился, список его ролей обширен и разнообразен. П.
 особенно удаются сценич. образы, в к-рых он может через острую внутр. и
 внешнюю характерность раскрывать психо-логич. и социальную сущность
 персонажа. Актёр уделяет большое внимание костюму, гриму, мимике,
 интонации, достигает мастерства полного перевоплощения. П. использует
 богатые и смелые сценич. приёмы, позволяющие ему создавать различные и
 порой противоположные образы - от яркой и лёгкой комедийности до
 углублённого драматич. психологизма. П. подчёркивал легкомыслие
 беззаботного Шервинского ("Дни Турбиных" Булгакова, 1926), мрачную
 истеричность капитана Незеласова ("Бронепоезд 14-69", 1927), трусливость
 Кастальского, прикрывающегося наглой самоуверенностью и маской
 "непонятого" интеллигента ("Страх", 1932); честолюбие инженера Мехти-Ага
 ("Глубокая разведка" Крона, Гос. пр. СССР, 1946). К числу значит. работ
 П. последних лет относится роль Фёдора Павловича Карамазова ("Братья
 Карамазовы" по Достоевскому, 1961). Гос. пр. СССР (1947, 1949) за
 участие в спектаклях "Победители" Чирскова и "Зелёная улица" Сурова.
  Др. роли: Чацкий (1925, 1939), Фигаро (1930), прокурор Бреве
 ("Воскресение" по Л. Н. Толстому, 1930), Вронский ("Анна Каренина",
 1937), Дульчин ("Последняя жертва", 1946), Басов ("Дачники", 1953),
 Кареев ("Золотая карета" Леонова, 1957), Каренин ("Анна Каренина",
 1957), Дости-гаев ("Егор Булычев и другие", 1963), Бейкер ("Зима тревоги
 нашей" по Стейнбеку, 1964) и др. ff Лит.
  ПРУТ, Иосиф Леонидович [р.5(18).X.1900] - рус. сов. драматург. Лит.
 деятельность начал в 1919 как журналист. Первое драматургич. произв. П.
 - пьеса "Князь Мстислав Удалой" (1932, Центр, т-р Красной Армии, реж. Ю.
 А. Завадский). Эта и последующие пьесы П. поев. г-л. обр. событиям
 гражд. войны; Отечеств, войны 1941-45, жизни пограничников в мирное и
 военное время. Пьесы П.:
  "Я вас люблю" (1935), "Год девятнадцатый" (1936, реж. А. Д. Попов),
 "Артиллеристы" (1939), "Тихий океан" (1947), "Западная граница" (1949) -
 пост. в Центр, т-ре Красной (ныне Советской) Армии и др. "Дорога на юг"
 пост. в 1938 в Ростовском т-ре им. Горького.
  П. выступал также как автор инсценировок - "Разгром" (по одноим.
 роману Фадеева, 1955, Астраханский, Петропавловский-на-Камчатке т-ры),
 "Господин Дюруа" (по роману "Милый друг" Мопассана, 1950, Моск. т-р
 Сатиры), писал сценарии к фильмам "Тринадцать", "Моя любовь", "Секретарь
 райкома" и др.
  Соч.: Пьесы, М., 1951; М., 1963.
  Лит.: "Театр", 1939, ј 9. ff. Мор.
  ПРУХА (Prucha), Ярослав (24. IV. 1898-25.1 V'. 1963) - чехословацкий
 актёр, режиссёр. Нар. арт. ЧССР (с 1953). Чл. Коммунистич. партии ЧССР с
 1945. С юношеских лет выступал в любительских кружках, был организатором
 любительских спектаклей. В 1920-24 - актёр труппы реж. Я. Мартина (г.
 Рокицани); в 1924-28 - Гор. т-ра в Кладно. Играл роли: Войнара, Дивишека
 ("Войнарка", "Отец" Ирасека), Валенты ("Дочь поджигателя" Тыла),
 Лопахина, Муромского ("Вишнёвый сад", "Свадьба Кречинского") и др., П.
 стремился заострить в них социальное начало. В 1927 исполнил роль Глеба
  Чумакова в собственной инсц. "Цемента" Гладкова. С 1931 работал в
 Нац. т-ре (Прага), где в 1936 создал впервые на чеш. сцене образ
 рабочего пролетария - горняка Догани-ча ("Цена человеческой жизни"
 Немечека). Не менее значит, была роль солдата Мартина Кабата в пьесе Я.
 Дрды "Шутки с чёртом" ("Чёртова мельница", написанной для П.). В этом
 спектакле актёр прославлял простого человека, его доброту, оптимизм. В
 1946 впервые на чехословацкой сцене создал образ Ленина ("Кремлёвские
 куранты"). П. часто обращался к сов. драматургии, он играл роли: Бублика
 ("Платон Кречет"), Макара Дубравы (о. п. Корнейчука), Вершинина ("Три
 сестры"), Лёвшина ("Враги"), Боцмана ("Оптимистическая трагедия") и др.
 Страстная вера в человека, борьба за его права, за развитие его творч.
 способностей - гл. тема творчества П. Гуманистич. пафосом исполнен образ
 доктора Галена в "Белой болезни" Чапека, ставший одной из лучших работ
 П.
  П. выступал и как режиссёр, пост. на сцене Нац. т-ра "Русские люди"
  (1945), "Нашествие" (1947), "Макар Дубрава" (1949), "Плоды
 просвещения" (1955). Особая заслуга принадлежит ему в пост. пьес И. К.
 Тыла. В этих пост. П. стремился выявить характерные для Тылабезыскусную
 простоту, целостность, патриотич. страстность; за пост. "Упрямой
 женщины" был удостоен Гос. пр. (1952). П. был также популярным
 киноактёром. В 1963 Союз деятелей т-ра и кино Чехословакии установил
 премию им. Ярослава Пру-хи. В 4951 за исполнение роли Яна Жижки (о. п.
 Ирасека) был удостоен Гос. пр.
  Соч.: Hrdinove okamziku, Praha, 1948. Лит.: С олнцева Л., По театрам
 Чехословакии, М., 1958, с. 45-53; Ежегодник Института истории искусств,
 1959. Театр. М., 1959, с. 246-64; Palenicek L., Jaroslav Prucha, Praha,
 1961. Л. Сол.
  ПРЫГУНОВ, Михаил Данилович (1889-1934) - рус. сов. театр. критик,
 историк т-ра. Автор книг и статей по истории рус. т-ра (о П. Самойлове,
 Ст. Кузнецове, И. А. Слонове и др.). Занимался преподавательской
 деятельностью.
  Соч.: Русская сцена за последние 40 лет (1880-1920), Казань, 1921; А.
 П. Чехов - драматург. Конспект-программа очередной лекции с приложением
 библиографии, Казань, 1923; К истории жизни и творчества П. А.
 Стрепе-товой, в кн.: Стрепетова П. А., Воспоминания и письма, М.- Л.,
 1934. Е. X.
  ПРЫЖКИ (акробатические) - один из видов цирковой акробатики. В
 отличие от спорта, где прыгают в высоту, в длину, акробатич. П. основаны
 на повороте тела, исполняются в воздухе в разных направлениях и в разных
 положениях корпуса ("прогнувшись", в "группировке"). П. демонстрируются
 на ковре и на разл. аппаратах (подкидных досках, трамплинах, батуте).
 Плечевые акробаты демонстрируют П. на плечах партнёров,
 наездники-акробаты - на спине лошади. П. входили в представления
 скоморохов и др. бродячих артистов, исполнялись на нар. празднествах.
 Кит., япон., араб. артисты исполняли своеобразные П.
  Рекордсменами в акробатич. П. являются сов. прыгуны. Среди артистов
 сов. цирка - Сосины, Довейко, Федосовы, Россини, бр. Маслюковы, Павловы,
 Девяткины, Осташенко, Самолётовы, Пону калины, Беляковы, Канагины,
 Кожевниковы, Быковские. Ал. Ш.
  ПРЮНЬЕР (Prunieres), Анри (24. V. 1886-11.IV. 1942) - франц. историк
 музыки. Ученик Р. Роллана. Автор крупных трудов по истории музыки и
 т-ра. В центре внимания П., во многом разделявшего интересы Р. Роллана и
 близкого его культу рно-исто-рич. методу, стояли проблемы формирования
 оперы в Италии и Франции в 17 в. Издавал полное собр. соч. Люлли, осн.
 журнал "Revue musicale" (1919). Соч.: Nouvelle histoire de la musique,
 t. 1-2, P., 1934- 1936 (в рус. пер.-Новая история музыки, т. 1, M.,
 1937);
  Luily, P., 1910, 1927; L'Opera italien en France avant Luily, P.,
 1913;Le ballet de cour en France avant Benserade et Luily, P., 1914; Cl.
 Monteverdi. [2] ed.. P., 1931; Cavalli et l'opera venitien au XVII
 siecle. P., 1931.
  Лит.: "La Revue musicale", 1952-1953 (Hommage a H. Prunieres, 1952)
 (спец. номер). См. также лит. при ст. Люлли Ж. Б., Моптеверди К. Ал, М.
  ПРЯНИШНИКОВ, Ипполит Петрович [14 (26). VIII. 1847 - 11. XI. 1921] -
 рус. артист оперы (баритон), режиссёр, педагог, муз .-обществ, деятель.
 Учился в Петерб. консерватории (1873-74), совершенствовался в Милане. В
 1875-77 выступал в оперных т-рах Италии. В 1878-86- солист Мариинского
 т-ра (дебютировал в партии Демона), затем был (до 1889) солистом и
 режиссёром Тифлисского оперного т-ра. В 1889 гастролировал в Праге.
 Организатор и руководитель первого в России оперного товарищества
 (1889-92 - Киев, см. Киевское оперное товарищество; 1892-93-Москва),
 спектакли к-рого отличались целостностью ансамбля, художеств. вкусом. В
 апр. 1892 неск. спектаклями товарищества ("Фауст", "Демон", "Евгений
 Онегин") дирижировал П. И. Чайковский, к-рый ценил ум, энергию и
 энтузиазм П.
  Занимался педагогич. деятельностью. Ученики:
  Г. А. Бакланов, Е. К. Катульская, Е. К. Мравина, М. А. Славина, H. H.
 Фигнер и др.
  Партии: Лионель ("Орлеанская дева" Чайковского, 1881), Мизгирь
 ("Снегурочка", 1882) - первый исполнитель;
  Мазепа, Онегин (1884) - первый исполнитель в Петербурге; Руслан; Пётр
 ("Вражья сила" Серова), Риголетто и др. Пост.: 1890-"Пиковая дама" (за
 год до пост. в Москве);
  1892 - "Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь", "Майская ночь"
 (впервые в Москве), "Паяцы" (пер. либр. П.) и др.
  Соч.: Советы обучающимся пению, СПБ, 1899, нов. изд., М., 1958.
  Лит.: "Русская муз. газета", 1896, .ј11; Чайковский на Моск. сцене.
 Первые постановки в годы его жизни, M.- Л., 1940, с. 226-228, 244. Б.
 Яг.
  ПСАТАС (фоас), Димитрис (р. 1907) - греч. писатель, драматург" С 1925
 выступал как журналист-фельетонист. Материал фельетонов послужил основой
 для первых комедий П.: "Брюзга" (1940, т-р Аргиропулоса), "Моя персона"
 (1941, т-р Котопули), "Мадам Сусу" (1942, т-р Андреади-Веакиса). В
 комедии "Фон Димитракис" (1946, т-р "Объединённых артистов") сатирически
 изображён шкурник-коллаборационист, сочувственно показано Движение
 Сопротивления. Несмотря на идейную непоследовательность авторской
 позиции и на притупление социально-критич. направленности в комедиях
 "Требуется лжец" (1953, т-р Котопули), "Заколдованный круг" (1954, там
 же), "Набитый дурак" (1956, т-р Логотетидиса), "Общество чудес" (1959,
 т-р Хорна), "Давайте разденемся" (1962, т-р Андреади) и др., эти пьесы
 пользовались успехом благодаря остроте комедийных ситуаций, правдивому
 отражению быта, нравов современной Греции. Пьеса "Требуется лжец"
 ставилась в т-рах Киева, Тбилиси, Ташкента и др. городов СССР. Д. С.
  "ПСКОВИТЯНКА" - опера H. А. Римского-Корса-кова, либр. композитора по
 одноим. драме Л. А. Мея. Пост. 1 янв. 1873 в Мариинском т-ре (дирижёр
 Направник; Иван Грозный - О. Петров, Токмаков - Мельников, Матута -
 Васильев 2-й, Туча - Орлов, Ольга - Платонова, Влась-евна - Леонова,
 Вяземский - Соболев). В 3-й ред. опера пост. 6 апр. 1895 в Петербурге в
 Панаевском т-ре силами участников С.-Петерб. об-ва муз. собраний; в
 1896- в Моск. частной рус. опере (дирижёр Бернарди, художники Васнецов и
 Коровин; Иван Грозный - Шаляпин). В 1901 пост. в Большом т-ре вместе с
 муз.-драм. прологом "Боярыня Вера Шелога" (дирижёр Альтани; Иван Грозный
 - Шаляпин); в 1903 - в Мариинском т-ре с прологом "Боярыня Вера Шелога"
 (дирижёр Направник, реж. Василевский, худ. Головин; Иван Грозный -
 Шаляпин). За рубежом впервые пост. 11 мая 1909 в Париже в т-ре "Шатле" в
 исполнении рус. артистов (дирижёр Черепнин, пост. Санина, хорм. Авранек;
 Иван Грозный - Шаляпин, Ольга - Липковская, Туча - Дамаев, Матута -
 Давыдов, Токмаков - Касторский, Юшко - Шаронов, няня - Петренко). Опера
 была пост. на сценах европ. городов: Милан (1912), Лондон (1913, на рус.
 яз.; 1917), Манчестер (1918), Кре-фельд (1924), Барселона (1927, на рус.
 яз.), Бирмингем (1955), Брюссель (1956), Палермо (1959).
  На сов. сцене впервые пост. 4 окт. 1919 в Петрограде в Акад. т-ре
 оперы и балета (сценич. возобн. Шаляпина, дирижёр Купер, худ. Головин;
 Иван Грозный - Шаляпин). В 1932 пост. в Большом т-ре (дирижёр Кубацкий,
 реж. Баратов, худ. Федоровский); в 1933 -в Ленингр. т-ре оперы и балета
 с прологом "Боярыня Вера Шелога" (дирижёр Похитонов, реж. Шкафер, худ.
 Головин; Иван Грозный - Рейзен, Ольга - Талонкина, Токмаков - Плешаков,
 Матута - Кабанов, Туча - Нэлепп, Надежда - Смирнова, Вера Шелога -
 Павловская); в 1945 - в Большом т-ре (дирижёр Сахаров, реж. Баратов,
 худ. Федоровский, хормейстеры Рыбнов и Луковников); в 1952 - там же; в
 1952- в Т-ре оперы и балета им. Кирова (дирижёр Ельцин, реж. Соковнин,
 худ. Федоровский, хорм. Михайлов). Среди исполнителей на рус. и сов.

<< Пред.           стр. 614 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу