<< Пред. стр. 618 (из 913) След. >>
"Чосон есуль", 1962, ј 4, с. 33-39. Г. Ли.ПЮЙ (франц. puy - возвышенность, эстрада)- франц. литературно-театр.
ассоциации, возникавшие в ср. века при церквах. В П. представители
духовенства и прихожане читали церковные книги, пели священные гимны,
сочиняли духовные стихи и исполняли религиозные пьесы. Первые известные
П. организованы в 11 в. во франц. городах Кане, Руане, Бо-ве. Под
влиянием роста городов, демократизации культуры деятельность П.
принимала мирской характер, религиозный репертуар вытеснялся светским.
Так, П. в г. Аррасе пост. одно из ранних произв. светской драматургии -
комедию "Игра в беседке" (ок. 1262) Адама де Ла Аля. В аррасском П.,
называвшемся "братство жонглёров", читались не только духовные стихи, но
и лирич. шуточные произв. местных поэтов. В связи с развитием цеховых
объединений ремесленников П. порывали связь с церковью; существовали при
городских ремесленных корпорациях, являясь ячейками, из к-рых
развивались самодеят. театр. союзы горожан.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; Бояджиев Г.H., У истоков французской
реалистической драматургии (XIII век), в кн.: Ежегодник Института
истории искусств. 1955. Театр. М., 1955; Petit de Julleville L., Les
comediens en France au Moyen age, P., 1885 (Histoire du theatre en
France au Moyen age). Гр. Б.
ПЯРИ, Виктор Гансович (р. 31.1.1919) - эст. сов. артист балета,
балетмейстер. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1956). В 1938-41 учился в
Саратовском театр. уч-ще (хореографич. отделение). В 1939-46 - артист
балета Саратовского т-ра оперы и балета им. Чернышевского, Узбекского
т-ра оперы и балета им. Навои, Муз. т-ра им. Станиславского и
Немировича-Данчен-ко. В 1946-50 учился на балетмейстерском ф-те
ГИТИСа. В 1951-56 - гл. балетмейстер Башк. т-ра оперы и балета (Уфа);
в 1956-65 - гл. балетмейстер Эст. т-ра оперы и балета (Таллин).
Пост.: "Лауренсия", "Раймонда"; "Золотопряхи" Каппа, "Жизель", "Дон
Кихот"; "Тропою грома" Караева, "Спящая красавица", танцы в операх и др.
Ст. М.
ПЯСЕЦКИЙ, Борис Иванович (г. рожд. неизв. - 19. IX. 1938) - рус. сов.
актёр и режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1934). Сценич. деятельность начал в
1903. Работал в киевском Т-ре Соловцова (1918), в Ростовском-на-Дону
т-ре политуправления Сев.-Кавказского военного округа (1921), Моск. т-ре
комедии и драмы(1925), Моск. т-ре драмы (1927), Т-ре МОСПС (1930-35).
Наиболее значит, роли: Александр ("Павел I" Мережковского), Каренин
("Живой труп"), Шигабуддинов ("Мятеж" Фурманова), Глоба ("Ярость"
Яновского), Кряжич ("Гордость" Гладкова), Гельпах ("Профессор Мамлок"
Вольфа), Щегловский ("Дело рядового Шибунина" Никулина), Бобоедов
("Враги"), Клоун ("Салют, Испания!" Афиногенова), Лавр Мироныч
("Последняя жертва").
Пост.: "Весенний поток" Косоротова, "Каин" Дымова, "За океаном"
Гордина (все в 1921), "Трильби" Ге (1922), "Бойцы" Ромашова (1934),
"Враги" (совм. с В. Давыдовским, 1937).
Лит.: Образцова А. Г., Создатель первых революционных спектаклей,
"Сообщения Ин-та истории искусств. Театр", 1955, [вып.] 6. EX РААБ
(урожд.- Б и л и к), Вильгельмина Ивановна [1848-10(23). XI. 1917] -
рус. артистка оперы (сопрано). Училась пению в Венской консерватории у
А. Бухгольц-Фалькони (до 1869) и в Петерб. консерватории у Г.
Ниссен-Саломан (окончила в 1872). В 1871 дебютировала в партии Матильды
("Вильгельм Телль" Россини) на сцене Мариинского т-ра, где выступала до
1885. Исполняла драматич. и лирико-колоратурные партии [лучшая-Маргарита
("Фауст")].
Партии: Наталья, Оксана ("Опричник", 1874, "Кузнец Вакула", 1876,
Чайковского), Тамара ("Демон", 1875)- первая исполнительница; Горислава
и Людмила ("Руслан и Людмила"), Купава и Снегурочка ("Снегурочка"),
Донна Анна и Эльвира ("Дон Жуан"), Маргарита и Паж ("Гугеноты"), Юдифь
(о. п. Серова), Джильда; Аида (о. п. Верди), Эльза ("Лоэнгрин") и др.
С 1884 вела педагогич. работу в Петерб. консерватории.
Лит.: Памяти В. И. Рааб, "Рус. муз. газета", 1918, ј 1- 2, с. 15-19;
Чайковский П., Музыкально-критические статьи, М., 1953. Лил. П.
РАБИНОВИЧ, Исаак Моисеевич (27.111.1894, Киев, -4-Х. 1961, Москва) -
сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1936). Учился в Киевской
художеств. школе (1905-12). Работу в т-ре начал в 1911 ("Оле Лукойе" по
Андерсену, кружок Форрегера, Осмёркина и Попова). Участвовал в пост.
петерб. т-ра "Би-ба-бо". Первый значит, спектакль -"Фу-энтеовехуна"
(1919, Киев); вместе с реж. К. А. Марджа-новым Р. создал спектакль,
созвучный революции. С 1920 Р. работал в Москве. Р. принадлежат
гротесковые, гиперболически заострённые декорации к спектаклям:
"Свадьба" Чехова (1920, 3-я Студия МХТ, реж. Вахтангов), "Бог мести" Аша
(1921, Евр. Камерный т-р, Москва, реж. Грановский), "Растратчики"
Катаева (1928, МХАТ) и др. Радостный, жизнеутверждающий характер носило
оформление спектакля "Колдунья" Гольдфадена (1922, Евр. Камерный т-р,
Москва), где художник разрабатывал принципы импровизац. декораций. В
спектакле "Лисистрата" Аристофана (1923, Муз. студия МХАТа, реж.
Немирович-Данченко) Р. создал ди-намич. образ солнечной Эллады (илл. см.
к ст. Декорационное искусство). Выступая против конструктивизма,
художник использовал и положит. черты этого направления, утвердил
архитектурный тип декорации, превратил сценич. пространство в одно из
важных средств театр. выразительности.
Р.- художник контрастов, резких граней. Параллельно с
комедийно-сатирич. гротеском (это направление иск-ва Р. проявилось и в
оформлении спектаклей муз. т-ра - "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева,
1927, и "Принцесса Турандот" Пуччини, 1931,- в Большом т-ре, и др.) он
создал декорации, отмеченные большой трагедийной силой: "Дон Карлос"
(1922, б. Т-р Корша), "Карменсита и солдат" по Бизе (1924, Муз. студия
МХАТ), "Гроза" (1934, МХАТ). В то же время оформление Р. ряда спектаклей
отличалось пышностью, самодовлеющей красивостью. Эта тенденция
проявилась и в работах Р. сер. 30-х гг. (балет "Спящая красавица", 1936,
Большой т-р, и др.). Творчество Р. отличается масштабностью,
монументальностью, его декорации передают эпоху, стиль и характер
произведения. Р. создал монументальные обобщённые, эмоционально
насыщенные реалистич. художеств. декорации, отличающиеся яркой
колори-стичностью, цветовой и световой выразительностью. Среди его
лучших работ также "Евгений Онегин" (1933); "Гугеноты" Мейербера (1934)
в Большом т-ре;
"Уриэль Акоста" (1940, Малый т-р); "Заря над Каспием" Касумова (1951,
моск. Т-р им. Ермоловой), "Мечты Кинолы" Бальзака (1954, Центр, т-р Сов.
Армии). Р. был также выдающимся мастером сценич. костюма. С 1955 Р. -
гл. художник Т-ра им. Вахтангова.
Др. спектакли: "Саломея" Уайльда (1918), "Мнимый больной" Мольера
(1919) в б. Т-ре Соловцова в Киеве; "Хозяйка гостиницы" (1914), "Фауст"
(1920) в б. Т-ре Синельникова в Харькове; "Идиот" по Достоевскому и
"Гамлет" (оба в 1958) в Т-ре им. Вахтангова.
Соч.*: Мой путь на театре, "Театр и драматургия", 1935, ј 1.
Лит.: Эфрос А., Художники театра Грановского, "Искусство", 1928, т.
4, кн. 1-2; М а р г о л и н С., Исаак Рабинович, "Советский театр",
1931, ј 8; Выставка произведений... И. М. Рабиновича. Каталог. [Вступ.
ст. Ф. Сыркиной], M., 1962; Березкин В., Художник контрастов, "Театр",
1963, ј2; Луцкая Е., Путь исканий, "Сов. музыка", 1963, .ј 1, с. 154; А
й з е н-ш т а т О., Театр большой мысли, "Творчество", 1963, ј 4, с. 8.
В. Вер.
РАБИС (Всерабис; Всесоюзный профессиональный союз работников
искусств) - массовая профессиональная организация в СССР, объединяющая
на добровольных началах всех работников иск-в. Создана в 1919 на 1-м
Всероссийском съезде работников иск-в. Съезд объединил многочисл.
разрозненные мелкие союзы, строившиеся по узкоцеховому признаку; нек-рые
из них вели своё начало от разл. об-в взаимопомощи работников иск-в. К
моменту созыва съезда существовали: Союз актёров, Союз рабочих сцены,
Союз театр. служащих, Союз живописцев, Союз скульпторов, Союз
оркестрантов и т. д. Организация Р., работавшая исключительно по
производственному принципу, способствовала не только улучшению
экономич., бытового и культурного обслуживания работников иск-в, но и
развитию орга-низац. и хозяйственных форм руководства и управления
художеств. практикой. Р. возглавлялся Центральным комитетом, избираемым
на всесоюзных съездах Р., и соответствующими руководящими органами на
местах (краевыми, областными, районными). В 1921 Р. был слит с Союзом
работников просвещения, получив наименование Всероссийского союза
работников искусств и работников просвещения - сокращённо - Всеиспрос. С
1923 Р. снова существовал как самостоятельная проф. организация. В 1923
Р. насчитывал 50 тыс. членов, в 1926 - 81 тыс., в 1953 - 150 тыс. С 1924
Р. наз. Всесоюзным профессиональным союзом работников иск-в. На 6-м
съезде (1923) было принято решение о культурном шефстве над армией.
Особый размах шефская работа приняла в годы Отечественной войны. Среди
руководителей Р.- Ю. М. Славинский (первый председатель ЦК Рабис),
сменивший его Я. О. Боярский (1929-35), А. В. Покровский (1935-53). В
1953 Р. влился в единый профессиональный союз работников культуры.
Лит.: Вестник театра и искусства, Петроград, 1921, ј 19, с. 3; Пять
лет работы Рабиса, М., 1924, Казань, 1924, Хабаровск,! 924 ;Еженедельник
академических театров, Л., 1924, .ј 13, с. 5-7; "Рабис", 1929, .ј 19, с.
3-10. М.И.
"РАБИС" - сов. иллюстрированный журнал. Орган ЦК Всерабис (Центр,
комитета Всесоюзного проф. союза работников иск-в). Выходил в Москве в
1927 -34; до 1930 (до 37-го номера) - еженедельно, после, до
1933,ежедекадно; с 1933-ежемесячно; всего - 302 номера. Наряду с
вопросами художеств. творчества (театр. кино, музыка, эстрада, цирк,
изобразит, иск-во, фото) "Р." широко освещал деятельность ЦК Рабис и его
организаций на местах. А. Шн.
РАБб (Rabaud), Анри (10.Х.1873-11.XI.1949) -франц. композитор. Учился
в парижской Консерватории у А. Жедальжа и Ж. Массне. В 1908-18 был
дирижёром т-ра "Гранд-Опера", в 1920-40- директором парижской
Консерватории. Музыка Р. продолжает традиции франц. классицизма с его
стремлением к ясности, законченности и уравновешенности, вместе с тем в
ней сказалось влияние Вагнера. Автор опер: "Дочь Роланда" (1904),
"Маруф, спаситель Каира" на сюжет из "Сказок 1001 ночи" (1914), "Зов
моря" по пьесе Д. Синга "Всадники моря" (1924),- все пост. в театре
"Опера комик" (Париж), "Роланда" (1934, т-р "Гранд-Опера"), "Мартина"
(1947, Страсбург), "Игра любви и случая" по Мариво (1954, Монте-Карло),
музыки к пьесам Шекспира и др. Опера "Маруф" пост. в театрах различных
стран мира. Р. обработал оперу Мегюля "Иосиф" (1946, театр
"Гранд-Опера"). Один из первых композиторов кино.
Лит.: d'Ollone M., H. Rabaud, sa vie et son oeuvre, P., 1958. Ал. М.
"РАБОЧИЙ ЗРИТЕЛЬ" - иллюстрированный театр.-художеств. журнал
культотдела МГСПС. Выходил еженедельно с дек. 1923 по май 1925; всего -
51 номер. Журнал освещал гл. обр. моск. театр. жизнь (рецензии на
спектакли, концерты, кинофильмы, программы и либретто моск. зрелищных
предприятий, хроника). Выражал позиции Пролеткульта. . 4. ifi
"РАБОЧИЙ И ТЕАТР" - сов. иллюстрированный театр.-худож. журнал.
Выходил в Ленинграде с сент. 1924 по дек. 1937 (до 1935 - еженедельно,
до 1937 - раз в две недели, в 1937- ежемесячно). В "Р. и т." освещалась
театр.-худож. жиз-нь Ленинграда, Москвы (рецензии на спектакли,
концерты, кинофильмы, выставки и пр. информация, хроника), печатались
статьи по разным творч. и организац.-худож. вопросам. До 1930, в виде
приложений, в "Р. и т." давались программы ленингр. т-ров. Большое
участие в работе журнала принимал А. В. Луначарский. А. Шн.
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ - технич. работник машинно-декорационного цеха т-ра, в
обязанности к-рого входит установка декораций к спектаклю, подготов-ка и
ремонт декораций, разработка и перемена их по ходу спектакля. Бригада
рабочих сцены работает Д руководством машиниста сцены и его помощников.
РАБОЧИЙ ТЕАТР СОВЕТСКОЙ ЛАТВИИ- латыш, драматич. т-р. Основан в Риге
в 1919 правительством Сов. Латвии. Организатором и идейным руководителем
т-ра был писатель А. Упит. Открылся 23 февр. спектаклем "Воскресение"
Паэгле (пост. А. Амтман-Бриедит). Затем были пост. трилогия А. У пита
("Голос и эхо", "Один и многие", "Солнце и мгла"), "Враги" Горького,
"Свыше наших сил" Бьернсона (все в 1919). В труппе т-ра были режиссёры
А. Миерлаук, А. Амтман-Бриедит, Э. Лауберт, А. Кокалис, актёры П.
Балтабола, Т. Банга, Р. Вейц, Я. Осис, Т. Подниек, Б. Румниеце, М.
Шмитхене и др. Т-р стремился создавать спектакли, созвучные революц.
эпохе. Работа т-ра прекратилась в мае 1919 после захвата Риги
контрреволюционерами. Бурж. пр-во, переформировав т-р, открыло в конце
1919 Нац. т-р (с 1940 - Т-р драмы Латв. ССР). К. К.
РАБОЧИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СОЮЗ - см. Политический театр.
РАВЕЛЬ (Ravel), Морис (7.III.1875, Сибур,- 28.XII.1937, Париж) -
франц. композитор. Учился в парижской Консерватории (по классу
композиции у Г. Форе). Наряду с К. Дебюсси Р.- крупнейший франц.
композитор конца 19 - нач. 20 вв. В творчестве Р. получили развитие нац.
муз. традиции; оно тесно связано с франц. и исп. муз. фольклором. В
раннем периоде Р. был близок к импрессионизму, позднее в его творчестве
выступают черты неоклассицизма. Музыка Р. отличается ясностью и
изяществом, гармоничностью формы, изысканностью мелодий, графич.
чёткостью линий. Композитор в совершенстве владел оркестровыми тембрами,
достигая единства и многообразия выразит, средств. Наряду со мн. симф."
камерными, фп. произв., Р. принадлежат две одноактные оперы - "Испанский
час" (1911, т-р "Опера комик", Париж) и "Дитя и чары" (1925,
Монте-Карло); балеты-"Сон Флорины" на музыку оркестрованной сюиты для
фп. "Моя матушка гусыня" (1912, "Т-р дез Ар", Париж), "Аделаида, пли
Язык цветов" (на музыку "Благородных и сентиментальных вальсов", 1912,
т-р "Шатле", Париж), "Дафнис и Хлоя" (1912, "Рус. балет С. Дягилева",
Париж), "Болеро" (соч. для И. Рубинштейн, 1928, театр "Гранд-Опера"),
хореографич. поэма
"Вальс" (1929, там же) и др. "Камерные" оперы Р. отмечены
стилизацией, иронией. Они отличаются выразительностью вок. партий, гибко
передающих речевые интонации, графической ясностью конструкций,
ансамблевой оркестровкой, выделяющей функции каждого инструмента. Балет
"Дафнис и Хлоя" (пост. по сценарию М. М. Фокина) - вершина сценич.
опытов Р. и лучшее его симф. произв. (музыка была задумана как
"хореографич. симфония" со строгим тональным планом и системой
лейтмотивов). Творчество Р. повлияло на мн. композиторов Франции и др.
стран, в т. ч. на Б. Бартока, М. де Фалья, Э. Вила Лобоса, А. Казеллу.
Воздействие Р. заметно в балетных партитурах С. С. Прокофьева и А. И.
Хачатуряна. В 1922 Р. оркестровал "Картинки с выставки" Мусоргского. В
его ред. это произведение ставилось как балет, в т. ч. в 1963 Московским
музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Лит.: Равель в зеркале своих писем. Сост. М. Жерар и Р. Шалю, пер. с
франц., Л., 1962; К р е и н Ю., Морис Равель, "Сов. музыка", 1957, М 12;
Цыпин Г., Морис Равель, М., 1959; К р е и н Ю., Симфонические
произведения Мориса Равеля, М., 1962; Альшванг А., Произведения К.
Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; М а с h a-bey A., M. Ravel, Р., 1947;
Bruyr J., M. Ravel, ou le lyrisme et les sortileges, P., 1950; J a n k e
1 e-v i t с h V., Ravel, P., 1956; Ackere J. van. Maurice Rave], P.,
Brux., 1957. Ал. М.
РАВЕНСКИХ, Борис Иванович [р. 14(27). VI. 1914]- рус. сов. режиссёр.
Нар. арт. РСФСР (1964). Чл. Ком-мунистич. партии с 1954. В 1935 окончил
режиссёрский ф-т Ленингр. ин-та сценич. иск-в и в этом же году поступил
в Т-р им. Мейерхольда, где до 1938 работал ассистентом режиссёра.
Пребывание в этом т-ре оказало влияние на дальнейшее творчество
режиссёра. Он воспринял у Мейерхольда публицистичность, тяготение к
яркой, выразит, форме. В 1940-41 Р. проходил практику во МХАТе, в
1941-50 был режиссёром Драм. студии им. К. С. Станиславского (позже
Моск. драм. т-р им. К. С. Станиславского). Пост. здесь "В тиши лесов"
Нилина (1948), "С любовью не шутят" Кальдерона (1949) и др. В 50-х гг.
Р. пост. спектакль "Свадьба с приданым" Дьяконова (1950, Моск. т-р
Сатиры), отличавшийся яркими красками, оптимистич. видением жизни.
В 1951-60 Р.-режиссёр Малого т-ра. Наиб. значит. работа в этом
т-ре-спектакль "Власть тьмы" (1956). Отказавшись от традиционного
бытового толкования этой драмы, Р. трактовал "Власть тьмы" как высокую
трагедию, стремился к раскрытию светлого начала в душе русского
человека. Р. обострял характеры, вносил в действие напряжённый динамизм,
широко использовал музыку, свет. В Малом т-ре Р. пост. также спектакли:
"Шакалы" Якобсона (1953), "Иван Рыбаков" Гусева (1954), "Почему
улыбались звёзды" Корнейчука (1958), "Осенние зори" Блинова (1960).
С 1960 Р. возглавляет Моск. драматич. т-р им. А. С. Пушкина; режиссёр
стремится к созданию совр. публицистич. спектакля - "Романьола"
Скуарцины (1963), "День рождения Терезы" Мдивани (1961), тяготеет к
яркой, темпераментной нар. комедии - "Свиные хвостики" Дитла (1961). В
1964 Р. пост. героич. монументальный спектакль "Поднятая целина" по
Шолохову. Спектакли Р. эмоциональны, насыщены движением, красками,
музыкой. Н. Вел.
РАДАКОВ, Алексей Александрович (26.III.1879- 1942) - рус.
художник-карикатурист, плакатист, живописец, иллюстратор, театр.
художник. Окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1900).
Занимался в художеств. уч-ще Штиглица и мастерской П. Лорана (Париж). В
т-ре начал работать в 1912 ("Царь Фалалей", Литейный т-р, Петербург).
Оформлял спектакли в т-рах "Летучая мышь" (Москва), "Бродячая собака"
(Петербург) и др.; ряд спектаклей подготовил с реж. К. А. Марджановым.
Осн. работы: "Много шума из ничего" (1919), "Разбойники" (1919) в
Ленингр. Большом драм. т-ре; "Дон Паскуа-ле" Доницетти (1922, Троицкий
т-р, Петроград), "Лебединое озеро" (Одесский т-р оперы и балета) и др.
АН. Ш.
РАДЖАБИ (Р а д ж а б о в), Юнус [р. 5(17).1896]- узб. сов.
композитор-мелодист. Нар. арт. Узб. ССР (1953). В 1923 окончил Нар.
консерваторию (Ташкент) как певец и исполнитель на нар. инструментах. В
1925-27 - муз. рук. Самаркандского муз.-драм. т-ра. В 1927-53 - худ.
рук. оркестра нар. инструментов радио Ташкента. Р. принял участие в
создании муз. драм: "Месть" (1941, Т-р им. Мукими, Ташкент), "Фархад и
Ширин" (1947, Т-р им. Таш-совета, Ташкент) (обе совм. с Б. Б.
Надеждипым), "Кучкар Турдыев" (совм. с Н. Н. Мироновым, 1942, Янги-Юль),
"Муканна" (совм. с Г. А. Мушелем, 1943, там же). Р. принадлежат произв.
для оркестра узб. нар. инструментов, записи узб. нар. музыки (5 тт.),
многочисл. песни, романсы, инструментальные произв. М. Ахм. РАДЗЯВИЧУС,
Альфонас Андряус (р. 19.111. 1905) - литов. сов. актёр, режиссёр. Засл.
арт. Лит. ССР (1947). В 1929 окончил драм. студию. В том же году был
принят в Каунасский гос. т-р. В 1931-35 и в 1939-43 работал в Шяуляйском
т-ре, в 1935-39 - в Клайпедском т-ре. С 1943 - актёр Т-ра драмы Лит.
ССР. В 1947-50 - худ. рук. Каунасского т-ра.
Роли: Николай Скроботов ("Враги", Гос. пр. СССР, 1947), Окаёмов
("Машенька"), Гуща ("Доля предрассветная" Сруоги), Сметона ("Незримое
оружие" Гудайтиса-Гузявичу-са), Вилли Ломен ("Смерть коммивояжёра"
Миллера), Яки-мов ("Совесть" по Павловой).
Пост. спектакли: "Беспокойная старость" Рахманова (1940, Шяуляйский
т-р), "Молодая гвардия" (1947); "Жизнь в цитадели" Якобсона (1948) -
Каунасский т-р; "Блудный сын" Раннета (1958, Т-р драмы Лит. ССР) и др.
Вёл педагогич. работу в драм. студии (Каунас) и в
Культурно-просветительном техникуме (Вильнюс). Ал- Д-РАДЗЯЛОВСКАЯ, Е.
П.- см. Родзяловская Е. П. РАДИН, Николай Мариусович [наст. фам.- К а-з
а н к о в; 3(15) XII. 1872- 24.УП1.1935 ] - русский сов. актёр и
режиссёр, Засл. арт. Республики (1925). Сын актёра М. М. Петипа, внук
балетмейстера М. И. Петипа. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1900).