<< Пред.           стр. 623 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 трагедии. Среди его учеников-Вольтер (Франция), Дж. Драйден (Англия), И.
 К. Гот-шед (Германия). В числе рус. последователей Р. были А. С.
 Сумароков, Я. Б. Княжнин, П. А. Катенин.
  Драматургия Р., наряду с наследием П. Корнеля, составляет основу
 репертуара франц. т-ра. В 18 в. А.Лекуврёр поражала современников лирич.
 проникновенностью юной Монимы ("Митридат"), М. Дюмениль- величественным
 пафосом Клитемнестры ("Ифигения в Авлиде") и грозной силой Гофолии, М.
 Клерон - тончайшей отделкой ролей Гермионы ("Андромаха"), Роксаны
 ("Баязет"). На рубеже 18-19 вв. Ф. Ж. Тальма создал образы
 воодушевлённого Ореста ("Андромаха"), жестокого, надменного Нерона
 ("Британник"). Утверждение романтизма в 1-й пол. 19 в. оттеснило
 драматургию Р., новое обращение к к-рой связано с творчеством Э. Рашель,
 насытившей образы расинов-ских героинь теплотой, ясностью этич. оценок.
 В 20 в. влияние модернизма сказалось на исполнении ролей Федры и
 Андромахи Сарой Бернар, отмеченном чертами трагич. исступлённости,
 болезненного смятения духа.
  В совр. франц. т-ре трагедии Р. входят в репертуар т-ра "Комеди
 Франсез", отдельные пост. идут и на сцене др. т-ров (напр., "Федра" в
 Нар. нац. т-ре).
  На рус. сцене в образах Клитемнестры ("Ифигения в Авлиде", 1815) и
 Федры (1823) прославилась Е. С. Семёнова. В роли Федры выступала M. H.
 Ермолова (1890), поражавшая зрителей человечностью и трагич. простотой
 игры. В сов. время "Федру" пост. Камерный т-р (1921); исполнительница
 роли Федры А. Г. Коонен в скупых и строгих формах передала высокий
 трагизм пьесы Р.
  Соч.: Oeuvres, nouvelle ed. par P. Mesnard, t. 1-8, р 1865-73;
 Oeuvres completes, v. 1-8, P., 1869-77; Oeuvres, v. 1-5, P., 1931, в
 рус. пер.- Соч., т. 1-2, М.-Л., 1937; Федра, пер. В. Брюсова, М.-Л.,
 1940 (см. предисл. Г. H. Бояджиева).
  Лит.: Батюшков Ф., Женские типы в трагедиях Ра-сина, "Северный
 вестник", СПБ, 1896, ј 7, 8; Весело в-с к и и Ю., Жан Расин, в его кн.:
 Литературные очерки, т. 1, М., 1900; Державин К., Книга о Камерном
 театре, Л., 1934; Мокульский С., Расин, Л., 1940; История французской
 литературы, т. 1, М.-Л., 1946; Виппер Ю. Б., Расин, в кн.: Виппер Ю. Б.,
 Самарин Р. М., Курс лекций по истории зарубежной литературы XVII в., М.,
 1954; Гриб В. Р., Расин, в его кн.: Избранные работы, М., 1956; История
 западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М.,
 1956; Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М.,
 1961, с. 254- 263; Lemaitre J., Jean Racine, P., [1908]; L a r-roumet
 G., Racine, 5 ed., P., 1919. Гр. Б.
  РАСЛЙЛА (санскр., от рас - представление и лила - игра) - инд. нар.
 представление. Истоки - в нар. и обрядовых играх кочевников-скотоводов,
 населявших Индию в глубокой древности. Одна из наиболее древних форм
 нар. т-ра. В основе сюжета Р. лежит миф о Кришне - боге-пастухе,
 покровителе скотоводч. племён. Р. разыгрывалась при индуистских храмах
 во время вишнуитских праздников, состояла из пролога ритуального
 характера и многочисл. эпизодов, воспроизводящих жизнь Кришны- мальчика,
 юноши и мудрого правителя, доблестного воина.Между эпизодами вставлялись
 бытовые комедийные интермедии. Индуистские священнослужители приписывали
 Р. символич. значение. Несмотря на религиозный характер сюжета, Р.
 отражает жизнь широких слоев населения: их обряды и обычаи, песни и
 танцы, музыку, своеобразие быта. Исполняется на открытом воздухе, на
 импровизированной сцене. По существующей традиции участники
 представления и зрители, отыграв один эпизод, переходят на другое место,
 в соответствии с изменением места действия (хоровод Кришны с пастушками
 разыгрывается на берегу реки, встреча с отшельником - в лесу и др.). В
 Р. входят танец, пантомима, пение и диалог. Музыканты, находящиеся на
 сцене, сопровождают действие игрой на муз. инструментах и пением.
 Актёры-танцовщики иллюстрируют эти песнопения хореогра-фич. пантомимой.
 Танец исполнителей Р. сходен с классич. инд. танцем катхак.
  Р. широко распространена в сев. частях Индии (штат Уттар-Прадеш) и
 является одной из популярных форм нар. театр. представлений.
  Лит.: Бабкина М.П., Раслила и другие формы народного театра штата
 Уттар Прадеш, в сб.: Драматургия и театр Индии, М., 1961. Мел. Б.
  РАСПОПОВ, Ростислав Владимирович [р. 28.11 (13.III). 1905]-рус. сов.
 театральный художник. Учился в изомастерских Пролеткульта (1917).
 Занимался у Ф. Ф. Федоровского (1919-23) и В. А. Ше-стакова (1924).
 Деятельность в т-ре начал в 1924 ("Гений случая" В. В. Каменского,
 Замоскворецкий т-р, Москва). Был художником моск. т-ров Пролеткульта,
 Ленсовета, Революции. В 1930-46 - гл. художник Моск. т-ра юного зрителя
 (МТЮЗ). Оформлял также спектакли в театрах Одессы, Свердловска, Казани и
 др. городов.
  Спектакли: "Закон Ликурга" по Драйзеру, (1934, 2-й Белорус. т-р,
 Витебск), "Блуждающая школа" Кассиля (1935), "Мнимый больной" Мольера
 (1939), "Финист - ясный сокол" Шестакова (1940), "Крепость на границе"
 Тевелева и Сагаловича (1947) - все в МТЮЗе; "Диктатура" Микитенко (1929,
 одесский Т-р им. Октябрьской революции), "В одном городе" Софронова
 (1948, т-р в г. Гродно), "Двадцать лет спустя" Светлова (1956, Моск. т-р
 им. Пушкина) и др.
  С 1927 Р. связан с театр. коллективами художеств. самодеятельности.
 Работал в домах культуры Первого подшипникового завода, Завода им.
 Лихачёва, Дома культуры им. Ильича и др. С 1959 - гл. художник Нар. т-ра
 Завода им. Лихачёва. АН. Ш.
  РАССКАЗОВ, Александр Александрович (1832- 28.VII.1902) - рус. актёр,
 антрепренёр. Занимаясь в Моск. театр. уч-ще, участвовал в полупроф.
 спектаклях. В 1850 был зачислен в балетную труппу. В 1853 уехал в
 провинцию. Выступал как драм. актёр в городах Сибири. В 1853-66 был
 актёром Малого т-ра. Затем начал антрепренёрскую деятельность; держал
 антрепризы в Самаре, Туле, Калуге, Симбирске и др. городах. В 1880-90
 организовывал спектакли в Нем. клубе в Москве; выступал здесь как актёр.
 В последние годы жизни был антрепренёром т-ра в Пушкино под Москвой.
 Один из лучших антрепренёров России, Р. подбирал хороших актёров,
 добивался в своих труппах творч. дисциплины.
  Играя роли амплуа простака, Р. стремился к ярко выраженной внешней
 характерности. Большое внимание уделял костюму, гриму сценич.
 персонажей. Его игра изобиловала метко схваченными бытовыми деталями, в
 то же время Р. стремился подчёркивать в своих сценич. образах чисто
 комедийные, внешние черты характера действующих лиц.
  Роли: Белогубов ("Доходное место"). Бальзаминов, Грозной ("Женитьба
 Бальзаминова", "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского), Синичкин
 ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского), Митрич ("Власть тьмы") и др.
  Соч.: Из прошлого, "Театрал", 1896, кн. 20, .ј 70, кн. 24. ј 74.
 Лит.: Н. К., Александр Александрович Рассказов, "Сезон", 1887. вып. 1.
 Ю. Д.
  РАССОХИНА, Елизавета Николаевна (ок. I860 - март 1920) - рус. театр.
 деятельница и антрепренёр. Держала антрепризы в разл. городах России.
 Отличалась большой энергией и предприимчивостью. Была организатором и
 учредительницей "Первого театрального агентства для России и заграницы
 Е. Н. Рассохиной" (1892, Москва), занимавшегося посредничеством между
 антрепренёрами и актёрами. До организации в 1896 справочно-статистич.
 бюро РТО агентство Р. было единственным в России посредником между
 актёрами и антрепренёрами. В дальнейшем агентство начало заниматься
 также устройством актёрских "товариществ", организацией гастролей-рус. и
 иностр. актёров (драм. и оперных) и др. С договорных сумм в пользу
 агентства отчислялись проценты. Просуществовало до Октябрьской
 революции.
  Лит.: Театральное агентство Е. Н. Рассохиной. Программа деятельности
 агентства, в кн.: Пчельников П.М. [сост.]. Справочная книжка по
 театральному делу, М., 1900. С. Г.
  РАСТЕЛЛ (Rastell), Джон (1475-1536)-англ. литератор и издатель. Был
 родственником и другом Т. Мора. Писал книги по вопросам религии. В
 историю т-ра вошёл как автор моралите "Новая и весёлая ин-герлюдия о
 природе четырёх стихий", утверждавшего гуманистич. идеи. Используя
 аллегорич.форму моралите, Р. выступил против ср.-век. схоластики,
 призывал к изучению живой природы.
  Лит.: Стороженко Н., Предшественники Шекспира, СПБ, 1872; The
 Cambridge history of English literature, ed. by A. Ward and A. Waller,
 v. 5, Cambr., 1932. А. Б.
  РАСТЕЛЛИ (Rastelli), Энрико (1896-1931)- цирковой артист; жонглёр. По
 национальности итальянец. В цирке выступал с 11 лет. Гастролировал в
 России, Италии, Сев. Америке, Германии. Жонглировал палочками,
 резиновыми мячами, тарелками (до 8)-реквизитом, заимствованным у
 японцев. Сочетал жонглирование с эквилибристикой. Достигал виртуозного
 мастерства. Лит.: "Цирк", 1926, ј 1. М. 3.
  РАСУЛ РЗА (Р з а е в, Расул Ибрагим оглы)
  Ц".6(19).V. 1910] - азерб. сов. писатель, драматург. ар. поэт Азерб.
 ССР (1960). Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1944). Чл, Коммунистич,
 партии с 1939. Депутат Верх. Совета Азерб. ССР 1-го, 3-го, 4-го, 5-го,
 6-го созывов. Р. Р. - автор пьес "Вэфа" (1943, Т-р им. М. Азизбекова),
 поев. Отечеств, войне, моральной стойкости сов. людей, "Гардашлар"
 ("Братья", 1956, там же) - о борьбе пролетариата Баку за Сов. власть,
 "Закон" (1963) - о трагедии простых людей Америки. Драматургии Р.Р,
 присущи боевой по-литич. тон, лаконичность живой поэтич. речи, жизненная
 яркость образов. Автор сценариев фильмов. Перевёл на азерб. язык
 "Прикованного Прометея" Эсхила, "Учителя танцев" Лопе де Вега,
 "Маскарад" Лермонтова и др. Гос. пр. СССР, 1951, за поэму "Ленин". Соч.
 Р. Р. переведены на языки народов СССР и др, стран мира.
  Соч.: Избранное, Баку, 1959. К. Кае. РАТАССЕПП,Вальдеко Рудольфович
 (р.3. IX. 1912)- эст. сов. актёр. Нар. арт. Эст, ССР (1962). Сценич.
 деятельность начал в 1932 в т-ре "Ванемуйне" (Тарту). В годы войны -
 актёр и режиссёр Эст. художеств. ансамблей (Ярославль). С 1944 - актёр
 Т-ра драмы им. В. Кингисеппа. Страстность мысли, яркий темперамент,
 умение превращать публицистику в явление иск-ва, а иск-во пронизывать
 пламенной публицистикой сделали Р. выдающимся исполнителем ролей совр.
 положительных героев.
  Лучшие роли: Сабуров ("Дни и ночи" по Симонову), Фёдор Таланов
 ("Нашествие"). Позже играл характерные роли - Мак Кеннеди ("Шакалы"
 Якобсона), Могри-Мярт ("Бог мошны" Китцберга), Чеснок ("В степях
 Украины" Корнейчука) и др. Создал эпич. образ Андреев Пааса в инсц.
  "Правда и право" по роману А. X. Таммсааре, а также образы Астрова
 ("Дядя Ваня"), Фи-липпа II ("Дон Карлос"). С. Лев.
  РАТАССЕПП, Рудольф [23. Ш (4. IV). 1891-7.11. 1942]-эст. актёр.
 Сценич. деятельность начал в 1910 в т-ре "Эстония" (Таллин). С 1911
 работал в т-ре "Ванемуйне" (Тарту), где под рук. К. Меннинга
 сформировалось его реалистич. иск-во. С 1919 Р.- актёр Таллинского драм.
 т-ра, с 1925-вновь т-ра "Ванемуйне", где работал до начала Великой
 Отечеств, войны (перерыв в 1927- 1928, когда Р. был одним из
 организаторов "Ряндтеатра"-"Передвижного театра"). Р. был характерным
 актёром, вносившим интеллектуальное начало в свои лучшие сценич. работы:
 Шейлок, Король Лир;
  Полоний ("Гамлет"), Ник Баттон ("Сон в летнюю ночь"), епископ Николае
 ("Борьба за престол" Ибсена), Вурм ("Коварство и любовь"), Яан ("В вихре
 ветров" Китцберга), Вястрик и Соогенбитс ("Американский Христос",
 "Благодать потрясённого разума" Раудсеппа).
  Р. работал также режиссёром. Пост. "Сапожники Нумми" Киви, "После
 потопа" Синклера (обе 1934), "К. Р. Якобсон" Метсанурка (1935), "Человек
 с портфелем" Файко (1932), "Король Лир" (1935) - в т-ре "Ванемуйне". М.
 Вал.
  РАТКАИ (Ratkai),MapTOH(18.XI.1881-18.IX.1951)- венг. актёр. Нар. арт.
 ВНР (1951). Выступала т-рах драмы и оперетты. В 1903 окончил Академию
 театр. иск-ва в Будапеште. В том же году дебютировал на сцене т-ра
 "Мадьярсинхаз" (Будапешт). Нек-рое время работал в провинции. В 1905 был
 приглашён в "Ки-райсинхаз" (опереточную труппу); одновременно продолжал
 выступать в "Мадьярсинхаз", позднее работал в Нац. т-ре в Будапеште (до
 1945). Был остро характерным актёром, превосходным комиком и
 танцовщиком.
  Роли: Мишка ("Магнаш Мишка" Сирмаи), Фичур ("Ли-лиом" Мольнара),
 Городничий; Прохор ("Васса Железно-ва"), Оргон ("Тартюф"), Бартоло
 ("Женитьба Фигаро"), Сен-Жюст ("Смерть Дантона" Бюхнера), Меттерних
 ("Орлёнок" Ростана), Менелай ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Зюльфикар
 ("Гюль-Баба" Хуски), Бони ["Княгиня Чардаш" ("Сильва") Кальмана] и др.
 Пр. им. Кошута (1949).
  Лит.: Karpathy G., A nagy komedias: Ratkay Mar-ton, в сб.: Nagy
 magyar szineszek, Bdp., 1957, p. 349-72;
  Nagy Adorjan, Ratkay Marton, "Szinhaz-es film-muveszet", Bdp., 1951,
 ј 15, p. 631-36. А. Ив.
  PATOB, Сергей Михайлович (М у р а т о в; г. рожд. неизв.- ум.
 12.VIII.1924) - рус. актёр, режиссёр, театральный педагог. Род. в
 аристократия, семье. В нач. 1890-х гг. участвовал в клубных спектаклях в
 Петербурге. Затем был актёром крупных провинц. т-ров (Рига, Могилёв и
 др.). Несмотря на физич. недостаток (был горбат), пользовался большим
 успехом в характерных и комедийных ролях: Аким ("Власть тьмы"), Расплюев
 ("Свадьба Кречинского"), Робинзон ("Беспри'да"ница"), Лемм ("Дворянское
 гнездо" по Тургеневу) и др. Был актёром и режиссёром в т-рах Пе тербурга
 (Новый т-р Яворской, т-р Об-ва трезвости в Таврич. саду и др., в петерб.
 Нар. доме). Р. преподавал в театр. учебных заведениях Петербурга (курсы
 Заславского), читал лекции по вопросам драматургии и т-ра. В серии
 статей "Искусство актёра" Р. разрабатывал метод работы актёра на основе
 развития воображения, внимания и переживания. Автор рассказов "Герои
 сцены" (СПБ, 1913).
  Соч.: Мысли о сценическом обучении, "Театр и искусство", 1906, ј 18;
 Искусство актера, "Библиотека театра и искусства", 1913, кн, 5-7; О
 мимике, жесте и отделке роли, там же, 1914, кн. 4, Мысли актера о
 задачах театра, СПБ, 1905. Г. К.
  РАТОМСКИЙ, Владимир Никитич (наст. фам.- Лаптев)
 [р.11(23).VII.1891-1965] - рус. сов. актёр. Нар. арт. РСФСР (1951).
 Участвовал в любит, спектаклях. В 1918 начал проф. сцеыич. деятельность
 в Архангельском т-ре. Работал здесь с В. Н. Давыдовым в антрепризе С. А.
 Светловой. В 1920 работал в Новороссийском т-ре; в спектакле "Нора"
 (пост. Мейерхольда) играл Крогстада, затем был актёром т-ров Иркутска,
 Тулы, Красноярска и др. В 1934-37-актёр Свердловского т-ра.
  Роли: Павел I (о. п. Мережковского), Смердяков ("Братья Карамазовы"
 по Достоевскому), Оргон ("Тартюф"), Пикалов ("Любовь Яровая"), Швач
 ("Разлом"), Паршин ("Рельсы гудят" Киршона), Бородин ("Страх"), Семён
 Рак ("Воздушный пирог" Ромашова),Суслов ("Мстислав Удалой" Прута),
 Отченаш ("Конец Криворыльска" Ромашова). Лёвшин ("Враги"), Бублик
 ("Платон Кречет"), Редуткин ("Человек с портфелем" Файко), Рогачёв
 ("Чудак" Афиногенова). Р. много играл в пьесах Островского - Кудряш,
 Тихон ("Гроза"), Шмага, Счастливцев; Юсов ("Доходное место") и др.
  С 1937 - в труппе ЦТСА (Москва). Роли: Перчихин ("Мещане"),
 Головастиков ("Варвары"), дед Щукарь ("Поднятая целина" по Шолохову),
 Храпов ("Васса Железнова"), Гайворона-отеп ("Пархоменко" Вс. Иванова),
 Шалтунов ("Степь широкая" Винникова; Гос. пр. СССР, 1949), Максим
 ("Левониха на орбите" Мака-ёнка). Р.- актёр остро характерного
 дарования, ему свойственны тёплый юмор, простодушие, богатство интонац.
 красок. Снимался в кино - "Кавалер Золотой Звезды" (Гос, пр. СССР, 1952)
 и др. Э. К.
  РАТОНЬИ (Ratonyi), Роберт (р. 18.II.1923) - венг. артист оперетты.
 Засл. арт. ВНР (1964). В 40-е гг. учился в уч-ще К. Рожахедьи, затем в
 Гос. консерватории (Будапешт). С 1945 работал в т-ре "Вигсинхаз", с
 1949-актёр Будапештского т-ра оперетты.
  Роли: Бони, Флоримонд ["Княгиня Чардаш" ("Сильва"), "Фиалка
 Монмартра" Кальмана], Бриссард ("Граф Люксембург" Легара), Марци ("Отель
 Палота" Броди), Клинко ("Государственный универмаг" Керкеша), Хошка
 Лайош ("Золотая звезда" Секея), Марс ("Орфей в аду" Оффенбаха), Мики
 ("Вольный ветер" Дунаевского), Сако ("Кето и Котэ" Долидзе) и др.
 Известен также как артист драмы, эстрады и конферансье. Пр. им. Ясаи
 (1956 и 1961). А. Ив.
  РАУДСЕПП, Кирилл (р.5. IV.1915) - эст. сов. дирижёр. Нар. арт. Эст.
 ССР (1952). Окончил Таллинскую консерваторию. В 1944-51 - дирижёр, в
 1951- 1963-гл. дирижёр т-ра "Эстония" (Таллин). Дирижировал первыми
 пост.эст. сов. опер: "Берег бурь" (1949; Гос. пр. СССР, 1951), "Боевое
 крещение" (1957) Эрнесакса, "Певец свободы" Э. Каппа (1950; Гос. пр.
 СССР, 1952), "Дальние берега" Реймана (1959) и др., операми сов. и
 зап.-европ. композиторов, эст. сов. балетами "Кале-випоэг" Э. Каппа
 (1948), "Тийна" Аустер (1956), "Зо-лотопряхи" Э. Каппа (1956). X. Кыр.
  РАУДСЕПП, Хуго (псевд.- Миллималли-кас)
 [28.VI(10.VII).1883-18.IX.1952] -эст. писатель, драматург. В начале
 своей лит. деятельности был журналистом, театр. критиком. Как драматург
 дебютировал пьесой "Демобилизованный отец семейства" (1923, т-р в г.
 Валга). Ведущее место в творчестве Р. занимает комедия,
 характеризующаяся искрящимся юмором, остроумным диалогом, замечательным
 мастерством лепки характеров: "Судья Самсон" (1925, т-р "Угала", г.
 Вильянди), "Американский Христос" (1926, т-р "Эстония", Таллин),
 "Синимандрия" (1927, т-р "Ванемуйне", Тарту), "Под знаком Синая" (1928,
 Рабочий т-р, Пярну), "Микумярди" (1929, там же), "Благодать потрясённого
 разума" (1931, т-р "Кан-нель", г. Выру), "Лежебока" (1932, "Эстония"),
 "Розовые очки" (1934, "Угала"), "Крысы" (1946, "Эстония"), "Тийзенозен
 из Тагатипу" (1946, "Угала"), "Хозяева Тиллерэйну" (1948, "Эстония") и
 др. Пьесы Р. (всего св. 20) ставились мн. эст. т-рами. К. Каск.
  РАУПАХ (Raupach), Герман [1728 - дек. 1778(?)] - композитор и
 дирижёр.По национальности немец. Муз. образование получил у отца,
 Христофора Р., органиста и композитора. В 1756-62 - капельмейстер
 придворной оперы в Петербурге. Автор опер "Альце-ста" на текст А. П.
 Сумарокова (1758), "Добрые солдаты" на текст М. М. Хераскова (1779),
 оперы на итал. яз. "Кир" (1760), музыки к балету "Прибежище добродетели"
 и прологу "Новые лавры" (совм. с И. Стар-цером) (все пост. в Петербурге)
 и др. соч.
  РАУС (нем. Raus, от heraus - изнутри наружу)- высокий балкон над
 входом в ярмарочный балаган; с Р. участники представления зазывали
 зрителей, исполняя разл.трюки. Гл. персонажем был клоун-зазывала (дед),
 к-рый расхваливал программу, исполнял сатирич. монологи, состязался в
 острословии со зрителями. Крупные цирки вместо Р. устраивали кавалькады.
 Ал. ///.
  РАУТАВАРА (Rautawaara), Ауликки (p.2.V.1906)- фин. артистка оперы и
 камерная певица (сопрано). Дочь композитора и педагога Г. В. Раутавары.
 В 1925 окончила консерваторию в Хельсинки. Совершенствовалась в Дании и
 Германии. Концертную деятельность начала в 1927. В 1932-33 - солистка
 фин. оперы в Хельсинки. Пела в т-рах Вены, Брюсселя, Амстердама,
 Антверпена, на фестивалях в Зальцбур-ге, Эдинбурге. Концертировала во
 мн. странах Скандинавии и центр. Европы. Выступала пропагандистом фин.
 музыки, особенно творчества Я. Сибелиуса. Снималась в кино.
  РАУХВЕРГЕР, Михаил Рафаилович [р.22. XI (5. XI I).1901] - рус. сов.
 композитор. Нар. арт. Кирг. ССР (1961). В 1927 окончил Моск.
 консерваторию по классу фп. проф. Ф. М. Блуменфельда. Внёс большой вклад
 в развитие кирг. муз. т-ра. Автор муз. произв., пост. в Кирг. т-ре оперы
 и балета: оперы "Кокуль" ("Золотой Чуб", 1942), балета "Чолпон" (1944,
 2-я ред. 1958)-оба произв. по мотивам кирг. нар. сказок; оперы "Джамиля"
 (1961, 2-я ред. 1964) о колхозной жизни; оперы-балета "Снежная королева"
 (1965); музыки к драматич. спектаклям: "Недоросль" (1939, Центр. детский

<< Пред.           стр. 623 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу