<< Пред. стр. 632 (из 913) След. >>
Kbh., 1959. Вл. M.РЕЙМОЗЕР (Reimoser), Ян (псевд.- Ян Рей) (р. 16. V. 1904) -
чехословацкий балетный критик и либреттист. С 1949-проф. и руководитель
кафедры хореографии пражской Академии муз. иск-в. Среди крупнейших
теоретич. работ: "Психология танца" (1928), "Танец как театр" (1938),
"Танец и искусство" (1942), "Как смотреть танец" (1947). Р.- автор
много-числ. балетных либретто, создание к-рых способствовало развитию
нац. хореографии: "Викторка" Востржака (1950, по Б. Немцовой),
"Философская история" Востржака (1949, по А. Ирасеку), "Волынщик из
Стракониц" Вачкара (1.954, по И. К. Тылу), "Слуга двух господ"
Бургхаузера (1958, по Гольдони). Р.- автор перевода "Писем о танце" Ж.
Ж. Новера (1945) на чеш. яз. и др. теоретич. книг по вопросам
хореографии.
Лит.: "Tanecni listy", Praha, 1964, ј 4; S c h m i d o-v a Z.,
Geskoslovensky balet, [Praha, 1962]. ff, Шер.
РЕЙНОЛДС (Reynolds), Фредерик (1764-1841) - англ. драматург. Первая
пьеса Р.- обработка "Вер-тера" Гёте (1785, т-р в Бате). В дальнейшем
писал лёгкие комедии, мелодрамы, адаптировал комедии Шекспира для комич.
опер. Среди др. пьес: "Драматург, или Остановите его, кто может!" (1789,
"Ко-вент-Гарден"), "Ярость" (1794, там же), "Ошибка судьбы" (1796, там
же), "Дешёвая жизнь" (1797, "Друри-Лейн") и др. Лучшая пьеса
Р.-"Караван, или Погонщик и его собака" (т-р "Друри-Лейн", 1803). В 1827
опубликовал воспоминания "Жизнь и время Фредерика Рейнолдса, описанные
им самим" ("The life and times of Frederick Reynolds written by
himself").
Лит.: N i c o 1 1 A., A history of English drama 1660- 1900, v. 3-4,
Cambr., 1952-55. В. Ю.
РЕЙНСГАУЗЕН, Фёдор Андреевич (1827 - or. 1900) - рус. артист балета.
Учился в Моск. театр. уч-ще, в 1837 дебютировал в Большом т-ре. Затем
перевёлся в Петерб. театр. уч-ще, балетное отделение к-рого закончил в
1847. В 1849-83- артист Большого т-ра. Р. был выдающимся
танцовщиком-мимом. Исполнял характерные партии: Ганс ("Жизель"),
Мефистофель ("Фауст" Паница и Пуни), Клод Фролло ("Эсме-ральда"),
Нубийский царь ("Дочь фараона" Пуни), Дон Кихот ("Дон Кихот") и др.
Лит.: Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1938; К p а-с о в-с к а я В., Русский балетный театр
второй половины XIX века, Л.-М., 1963. Г. Ш.
РЕЙНХАРДТ (Reinhardt), Макс (9.IX.1873, Ба-ден, Австрия - 30. X.
1943, Нью-Йорк) - нем. режиссёр, актёр и театр. деятель. По окончании
театр. школы при Венской консерватории (1893) играл в т-рах Братиславы и
Зальцбурга. В 1894-04 - актёр Нем. т-ра в Берлине, возглавляемого О.
Бромом, играл гл. обр. характерные роли стариков, исполняя их в
традициях пси-хологич. реализма: столяр Экгстрандт ("Привидения"
Ибсена), Аким ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого). Работа под руководством
Брама, высокоталантливый ансамбль актёров Нем. т-ра помогли Р.
приобрести превосходное знание сцены. Как режиссёр впервые выступил в
конце 90-х гг. в Берлине, в труппе Циккеля "Сецессионе бюне".
Самостоят, путь Р.-режиссёра начинается в небольшом берлинском
артистич. кабаре "Шум и дым", где-он ставил сатирич. сценки, пародии на
совр. драму и т-р. В 1902 на основе кабаре возник "Малый т-р". Р.
удалось привлечь в свой т-р много молодых талантливых актёров (Ф.
Кайслер, Р. Валлентин, Л. Дюмон,. Э. Рейхер, Г. Эйзольдт). 23 янв. 1903
в "Малом т-ре" впервые в Германии была показана пьеса М. Горького-"На
дне" (под назв. "Ночлежка"), пост. Р. Спектакль, имевший большой успех,
отразил противоречия в сценическом стиле раннего Р. Реалистич. традиции,
унаследованные Р. от режиссуры Г. Лау-бе и от О. Брама (передача
местного колорита, разработка типических черт образа, смысловая отделка
сценич. речи), уживались в этом спектакле с на- туралистич. деталями, с
фантастикой и мистикой; Р. стремился показать мир ночлежки как некий
символ. Часть актёров в этом спектакле играла в реалистич. манере
(напр., Рейхер - Актёр, Эйзольдт - Настя), сам Р. играл роль Луки. Успех
спектакля "На дне" побудил Р. организовать в Берлине второй, более
крупный т-р, под назв. "Новый театр", к-рым он руководил в 1903-06.
Репертуар "Нового т-ра" был чрезвычайно пёстрый. Наряду с модернистской,
символистской драматургией здесь ставились драмы Лес-синга, Шиллера,
Шекспира. Была пост. пьеса Л. Н. Толстого "Плоды просвещения" (1903).
Второй период режиссёрской деятельности Р. начинается с 1905. После
ухода Брама Р. возглавляет берлинский Нем. т-р, к-рым руководит до 1-й
мировой войны и далее с перерывами до 1933. В 1906 Р. оставил "Новый
т-р" и организовал в качестве экспериментальной сцены Камерный т-р
("Каммершпиле"). В Нем. т-ре Р.ставил гл. обр. классич. драматургию, в
Камерном - совр. пьесы. При Нем. т-ре Р. открыл драматич. школу. Наряду
с Нем. т-ром и Камерным т-ром в Берлине Р. руководил в 1915-19
берлинским т-ром "Фольксбюне", в 1919-20 возглавлял в Берлине т-р
"Гроссе шаушпильхауз". В 1924 открыл в Берлине т-р "Комедия", давал
спектакли в "Театре ам Курфюрстендамм", руководил в 1923-37
"Иозеф-штадттеатром" в Вене (с перерывами). Здесь он поставил цикл пьес
нем. классиков и Шекспира.
Основное внимание Р. уделял мастерству актёра и культуре сценич.
речи. Р. был вдумчивым воспитателем актёров; он утверждал, что "актёру -
поэту, творцу, принадлежит главное место в театре". Р. безошибочно
угадывал артистич. дарование в начинающем актёре; ему принадлежит честь
открытия и выдвижения таких замечательных актёров, как Г. Эйзольдт и А.
Моисеи. Одновременно Р. уделял большое внимание целостности спектаклей;
в 1905-10 он создал прекрасный ансамбль, куда входили крупнейшие нем.
актёры того времени - А. Бассерман, В. Кра-ус, Э. Яннингс и др. Выступая
против напыщенной декламации и против нарочитой "будничной"
на-туралистич. манеры игры, Р. требовал от актёров виртуозного
мастерства. Наряду со смысловой и муз. отделкой речи уделял большое
внимание пластич. выразительности, жесту, широко использовал пантомиму,
танец, акробатику.
Стремясь реформировать нем. театр. иск-во, Р. обращался к реалистич.
драматургии. Он возрождал на сцене произведения нем. классики, Шекспира
("Венецианский купец", "Сон в летнюю ночь", 1915, "Гамлет", 1904, 1910),
освобождал их исполнение от рутины, дурной театр. традиции; возвращал на
сцепу забытые или редко ставившиеся произведения нем писателей (Гёте -
"Фауст", "Совиновные", "Клавиго", "Ярмарка в Плузерсвейлене"; Ленц -
"Солдаты";
Бюхнер -"Смерть Дантона"), осуществлял пост. пьес античных авторов
(Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана), рус. классику (пьесы Л. Н.
Толстого, Гоголя, Чехова). Впервые на сценах нем. т-ров поставил пьесы
современных немецких драматургов - Ф. Унру, Г. Эйленберга, В.
Шмидтбонна, пьесы крупнейших иностр. драматургов-Б. Шоу, Р. Роллана, Дж.
Синга и др. Разрабатывая синтетич. основы т-ра, Р. ставил оперетты
("Орфей в аду"), пантомимы ("Зеленая флейта", сценарий Гофмансталя).
С самого начала своей режиссёрской деятельности Р. выступил
непримиримым противником натурализма в театр. иск-ве. Он вёл борьбу с
поверхностным бытовым правдоподобием, педантичным копированием поведения
человека и окружающей его обстановки. Он использовал нек-рые
режиссёрские идеи Г. Крэга и А. Я. Таирова. Но в основном Р. опирался на
традиции (словесной режиссуры" Г. Лаубе и стремился к психо-логйч.
разработке характеров, присущей лучшим пост. 0. Брама. Р. был
талантливым и смелым экспериментатором в области театр. формы, он
стремился к разнообразию стилей и сценич. приёмов, придавал большое
значение единству ритма в спектакле, особенно в массовых сценах;
виртуозно использовал декорации, свет, шумы, музыку, Р. работал на разл.
сценич. площадках, ставил спектакли на сцене-коробке, эстраде - на
интимной миниатюрной сцене, сливающейся со зрит. залом, на арене цирка и
городских площадях. Стремился возродить массовые театр. действа
античности и средневековья ("Царь Эдип" Софокла - Гофмансталя, "Миракль"
- пантомима по "Сестре Беатрисе" Метерлинка). Ему принадлежит идея
организации театрального фестиваля в Зальцбурге (1920), где Р. поставил
перед собором на площади средневековую мистерию "Каждый человек" в
обработке Гофмансталя (1920).
Р. смело раздвигал узкие рамки натуралистич. интерьера, воссоздавая
на сцене поэтич. образы природы, народных праздников и карнавалов. Он
широко привлекал к работе над постановками композиторов, балетмейстеров,
художников (Л. Коринт, Э. Орлик, К. Вальзер, Э. Штерн). Р. использовал
натуралистич. живописные, пневматич., надувные декорации, сукна.
Блестящими сценич. эффектами отличались шекспировские спектакли Р.:
"Венецианский купец", "Сон в летнюю ночь" (1905). Ищущий художник, Р.
создавал совершенно разл. сценич. редакции пьес, к к-рым возвращался
несколько раз, в т. ч. "Фауста" и "Гамлета". В условиях капиталистич.
конкуренции с коммерч. т-рами Р. сумел добиться высокого художеств.
уровня спектаклей.
Кризис бурж. культуры, упадок драматургии приводили Р. к творч.
метаниям, к эклектике в репертуаре. В спектаклях Р. реалистич. элементы
часто сочетаются с символистскими и натуралистич. приёмами, с историзмом
мейнингенцев. В его пост. реалистич. игра актёра часто вступала в
противоречие с условными декорациями.
Р. гастролировал во мн. странах Европы, в США. В ряде стран он ставил
спектакли с актёрами этих стран. В 1928 в Вене Р. организовал "актёрский
и режиссёрский семинар" (первую в Западной Европе школу для режиссёров),
где преподавал вплоть до оккупации Австрии фашистской Германией в 1938.
В годы, предшествующие фашизму, Р. стремился отстоять и сохранить в
репертуаре своих т-ров гумани-стич. произведения нем. классич.
драматургии, ставил лучшие пьесы нем. авторов ("Перед заходом солнца"
Гауптмана, 1932, и др.). После захвата гитлеровцами власти Р. был
вынужден в 1933 покинуть Германию и переселиться в Австрию. В
"Иозефштадттеатре" он ставил классику ("Мария Стюарт", 1934) и пьесы
нем. и иностр. драматургов 20 в. (Ф. Верфель - "Однажды ночью", 1937, Ж.
Кокто - "Любимый го-лос", Пиранделло - "Шесть персонажей в поисках
автора"). После оккупации Австрии гитлеровскими войсками в 1938
эмигрировал в США. В Голливуде основал театр. школу и пост. несколько
фильмов на сюжеты произведений Шекспира ("Сон в летнюю ночь" и др.).
Иск-во Р. оказало влияние на режиссёров Европы и Америки первых двух
десятилетий 20 в. Нем. т-р в Берлине по праву носит имя М. Рейнхардта.
Лит.: Гвоздев А., Западноевропейский театп на рубеже XIX и XX
столетий, М.-Л., 1939; И г н а т о в С. С История западноевропейского
театра нового времени М.-Л., 1940; Jacobsohn S., Max Reinhardt, В., 1921
С arte г Н., The theatre of Max Reinhardt, L., 1914 B a b J., Das
Theater der Gegenwart, Lpz., 1928- Stern E., Herald H., Reinhardt und
seine Buhne, B., 1920-Max Reinhardt. 25 Jahre Deutsches Theater, hrsg.
von H Rothe, Munch., [190]; Winds A., Geschichte der Reie' Stuttg.,
1925; Fleischmann B., Max Reinhardt W ' 1948- Л Г у р., И. Н.
РЕЙТЕР (Reiter), Вирджиния (17.L1868-22.I. 1937) - итал. актриса. В
1882-94 выступала в труппе, возглавляемой актёром Дж. Эмануэлем. Годы
работы под его руководством стали для Р. школой мастерства. В 90-х гг.
19 - нач. 20 вв. была ведущей актрисой в труппах В. Талли - Э. Рейнаха,
Ф. Андо, Ф. Паста, Л. Карини. Начав с ролей травести (Ке-рубино -
"Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Р. в дальнейшем играла роли, в
к-рых проявились драматизм, одухотворённость, поэтичность её дарования:
Офелия, Дездемона; Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), мадам
Сан-Жен, Федора (о. п. Сарду), Адриенна Лекуврёр (о. п. Скриба и
Легуве), Мессалина (о. п. Коссы) и др. В 1915 оставила сцену, p к?
РЕЙТЕР, Теодор (23.III.1884-12.XII.1956) - ла тыш. дирижёр. В 1917
окончил Петрогр. консерваторию. Дирижёрскую деятельность начал в т-ре
Муз. драмы. Был дирижёром симфонич. оркестра Латыш. стрелковых частей
(Петроград, 1917-18), ставшего основой оркестра "Латышской оперы" (Рига,
1918). В 1919-44 - гл. дирижёр Латв. т-ра оперы и балета. Руководил
пост. опер: "Банюта" А. Калныня, "Вай-делоте" ("Жрица") Яз. Медыня
(1927), "Русалка", "Борис Годунов", "Тихий Дон", "Аида", "Кармен";
"Нюрнбергские мейстерзингеры", "Лоэнгрин", "Парси-фаль" Вагнера,
"Саломея" Р. Штрауса, "Фиделио" Бетховена и др.
Часто выступал в симф. концертах. Был выдающимся хоровым дирижёром; в
1920 создал лучший латыш, хор 20-30-х гг. ("Хор Рейтера"), с к-рым
гастролировал в крупнейших европ. городах. С 1944 жил в Стокгольме. Я.
В.
Р‚ЙХАРДТ (Reichardt), Иоганн Фридрих (25.XI. 1752-17.VI.1814) - нем.
композитор и муз. писатель. Музыке учился у своего отца, затем у И. А.
Гил-лера в Лейпциге. С 1775 был придворным капельмейстером в Потсдаме,
отстранён за сочувствие франц. бурж. революции. В 1794 поселился в
Гибихенштей-не, где вокруг него группировались писатели и музыканты
предромантич. направления (Л. Арним, К. Брентано, Л. Тик, И. Эйхендорф).
Писал песни (ок. 1000), создал лидершпиль, представляющий собой нар.
вариант зингшпиля.
Р.-автор опер "Бренно" (1789), "Олимпиада" (1791), "Рос-монда" (1801,
все пост. в Берлине), "Брадаманта" (1809, Вена) и др.; зингшпилей - "Кла
удина из Вилла Белла" (1789), "Эрвин и Эльмира" (1790), "Йери и Бетели"
(1801)- все на тексты И. В. Гёте (пост. в Берлине), "Волшебный фонарь
Амура" (1773, Берлин), "Остров духов" (1799, там же), "Счастливое
кораблекрушение" (1808, Кассель); лидершпи-лей: "Восторги" (1800,
Берлин), "Пловец" (1811, Берлин) и др.. музыки к пьесам И. В. Гёте, А.
Коцебу, многочисл. муз.-критич. работ. Соч.: Uber die deutsche komische
Oper, Hamb.,1774;
Briefe eines aufmerksamen Reisenden..., Frankf.-Lpz., 1774-76.
Лит.: Материалы и документы по истории музыки, т. 2, под ред. М. В.
Иванова-Борецкого, М-, 1934; S с h l e t t e-r e r H. M., J. Fr.,
Reichardt, Augsburg, 1865, Lpz., 1879;S a 1-men W., J. Fr. Reichardt,
Freiburg-Z., 1963. Ал. M.
РЕЙХАРДТ (Reichardt), Поуль (p. 2.11. 1913) - дат. актёр. В 1931
дебютировал на сцене т-ра Нёр-ребро (Копенгаген), работал в разл. т-рах
страны, с 1950 - в труппе Королевского т-ра (Копенгаген). Исполнение Р.
комедийных ролей отличается сочной, почти фарсовой выразительностью,
темпераментностью, стремлением раскрыть социальное содержание пьесы:
Хенрик, Леандр ("Счастливое кораблекрушение", "Маскарад" Хольберга),
пономарь Линк ("Нет" И. Л. Хейберга), Каспар ("Однажды" Драхмана),
маркиз Форлипополи ("Хозяйка гостиницы" Голь-дони), Шут ("Двенадцатая
ночь"); Арчи ("Шут" Ос-борна), Артур ("Крик" Абелля) и др. Одновременно
Р. с успехом выступает в драм. ролях: Клавдий ("Гамлет"), Банко
("Макбет"); Биф ("Смерть коммивояжёра" Миллера), Архитектор ("12
разгневанных мужчин" Роуза), Руже де Лиль ("Божьей милостью" Лошера) и
др. Снимается в кино.
Лит.: Engberg H., Dansk teater i halvtredserne, Kbh., 1959. Вл. M.
РЕЙХЕР, (P а й x e p (Reicher), Эммануэль (7. VI.
1849-15.V.1924),нем. актёр. С 1867 играл в "Йозеф-штадттеатре", затем в
"Бургтеатре" (Вена). С 1887 - в Берлине в "Резиденц-театре",
"Лессинг-театре". В 1894-01 был одним из ведущих актёров труппы Нем.
т-ра под рук. О. Бра-ма. В 1902-05 участвовал в спектаклях берлинского
"Малого т-ра" под рук. М. Рейнхардта, затем вернулся в "Лессинг-театр".
В Берлине сблизился с передовыми литературоведами-критиками, поддерживал
О. Брама, П. Шленте-ра, Г. и Ю. Харта, пропагандировавших драматургию
Ибсена и Гаупт-мана. В спектакле "Привидения" Р. играл роль пастора
Мандерса ("Рези-денц-театр", 1887), участвовал также в спектаклях Брама
в "Свободном т-ре" ("Фрейе бюне"). Р. был сторонником реформы актёрской
игры, выступал против ложного пафоса эпигонов романтического театра,
призывал к созданию правдивых, сложных характеров, к естественности
сценической речи. В молодости Р. играл трагедийные роли-Эгмонт (о.п.
Гёте), Отелло; в зрелом возрасте получил известность как характерный
актёр. Ему особенно удавались 'роли людей с трудной судьбой,
надломленных жизнью. Тонко раскрывая психологию своих героев, актёр
наделял свои сценич. образы бытовыми деталями. Одна из лучших ролей
Р.Актёр в пост. "На дне" (под назв. "Ночлежка"). Р. играл в пьесах
Ибсена: Росмер ("Росмерсхольм"), Сольнес ("Строитель Сольнес"), Боркман
("Йун Габриэль Борк-ман") и Гауптмана - Гофман ("Перед восходом
солнца"), Анзорге ("Ткачи"), Иоганнес Фокерат ("Одинокие"). Был известен
как театр. педагог, в 1899 основал Высшую школу драматич. иск-ва
(Берлин).
Лит.: В a b J. und H a n d l W., Deutsche Schauspieler, W., 1908. И.
Я. РЕЙШ КИТА (Reis Quita), Домингуш душ (6.1. 1728-26.VIII.1770) -
португ. поэт, драматург. Выступал за реформу нац. т-ра на основе
эстетики франц. классицизма. Автор трагедий "Мегара" (изд. 1761)
"Астарта", "Гермиона" (обе изд. в 1781), построенных с соблюдением
классицистских единств (не были пост. на сцене). Лучшая из его пьес -
"Иниж ди Каштру" (изд. в 1781), написанная на сюжет нац. предания о
трагич. любви принца Педру и Иниж ди Каштру неск. раз перерабатывалась
драматургами 19 в.
Соч.: Castro, в кн.: Subsidios para a historia do teatro portugues,
v. X, Coimbra, 1917. 3 fJ
РЕКВИЗИТ (от лат. requisitum - необходимое) - 1) Совокупность вещей
(подлинных или бутафорских), необходимых актёрам на сцене во время
действия. Иногда Р. является дополнением к сценич. костюму (зонты,
палки, портфели, кошельки, ридикюли и т. п.). 2) Мелкие предметы утвари
(посуда, подсвечники, чернильные приборы и т. п.), используемые в
спектакле. Р. может быть также дополнением к декоративному убранству
сцены. Р." состоящий из подлинных вещей бытового обихода обычно
противопоставляется бутафории. 3) Т. н. исходящим Р. наз. еду, напитки,
табак, а также вещи,, используемые по ходу действия.
РЕКВИЗИТОР - технич. работник т-ра, в обязанности к-рого входит
хранение, ремонт, а также -покупка и подбор реквизита. Он же обычно
подаёт реквизит на сцену и убирает его. В небольших т-рах должность Р.
часто совмещается с должностью бутафора.
РЕМАРК (Remarque), Эрих Мариа (р. 22.VI.1898)- нем. писатель.
Участвовал в 1-й мировой войне, затем был учителем, автогонщиком,
журналистом. Лит. деятельность начал в 1929. В 1932 эмигрировал из
фашистской Германии в Париж, в 1939 уехал в США, с 1948 живёт в
Швейцарии. Единств, драматургич. произв. Р.-антивоенная и антифашистская
драма "Последняя остановка" (1957, т-р "Ренессанс", Зап. Берлин,. 1958,
Нем. т-р, Берлин). В СССР пьеса ставилась в Центр, т-ре Сов. Армии,
Ленингр. т-ре Комедии и др. Инсценировка романа Р. "Три товарища" была
пост. в 1960 в Т-ре им. Ермоловой и в др. сов. т-рах. Произв. Р.
неоднократно экранизировались.
Соч.: Последняя остановка, в альманахе "Современная драматургия", кн.
1, М., 1957.
Лит.: К о n e л e в Л., Победы и поражения Ремарка в его кн.: Сердце
всегда слева, М., 1960, с. 364-92.
Harn. B.
РЕМАРКА (от франц. remarque - отметка, примечание) - авторское
примечание (пояснение, указание) для читателя, постановщика и актёра в
тексте пьесы, содержащее краткую характеристику обстановки действия,
внешности, манеры произношения и особенностей поведения персонажей. Р.
имеет важное значение для понимания пьесы при чтении и особенно при
пост. её на сцене. Р. наз. также пометки режиссёра на рабочем экземпляре
пьесы, адресованные к пом. режиссёра, зав. постановочной частью и т. д.
,
РЕМИ (Remy), Тристан (р. 1897) - франц. писатель. Чл. Франц.
компартии. Редактор журнала "Cirque", вице-президент Всемирной
ассоциации историков цирка. Писал очерки и книги о цирке ("Les clowns",
1945).
Соч.: Jean Gaspard Deburau, Р.. 1954; Le cirque de Moscou, P.. 1956.