<< Пред.           стр. 633 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 M g
  РЕМИЗОВ, Пётр Николаевич [p.l(14).IL1900] - рус сов. актёр и
 режиссёр. Нар. арт. Башк. АССР (1957). В 1946-47 работал в Читинском
 т-ре, с 1947 Р. в Стерлитамакском т-ре (Башк. АССР), с 1959 - в
 Сызранском т-ре.
  Пост.: "Вишнёвый сад"; "Настоящий друг" Сахаровой "Не называя
 фамилии" Минко (все в 1954), "Черноликие" по М. Гафури (1956),
 "Тансулпан" Даяна (1957).
  Роли: Мак Клосски ("Тёмной осенней ночью" Германа) Дмитрий Ладыгин
 ("Обыкновенный человек" Леонова), полковник Фостер ("Полковник Фостер
 признает себя виновным" Р. Вайяна), Цыганов ("Варвары"), Дубравин
 ("Огненный мост" Ромашова), Берсенев ("Разлом"); Юрий ("О личном"
 Пистоленко). Е, X.
  РЕМИЗОВА, Александра Исааковна [ р. 12(25).XII. 1905] - рус. сов.
 актриса, режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1920 поступила в 3-ю Студию
 МХТ (с 1926 - Т-р им. Вахтангова). До окончания студии сыграла роль
 Зелимы ("Принцесса Турандот" Гоцци). Впоследствии, работая в Т-ре им.
 Вахтангова, проявила себя как характерная актриса,создала сатирич.,
 острый, гротесковый образ мадам Токарчук ("Интервенция" Славина) и др. С
 нач. 40-х гг. выступает гл. обр. как режиссёр.
  Пост. в Т-ре им. Вахтангова спектакли: "Опасный поворот" Пристли
 (1940, совм. с А. И. Горю-новым), "Перед заходом солнца " Га у птмана
 (1941 и 1954), "Кому подчиняется время" б р. Тур и Шейнина (1946),
 "Приезжайте в Звонковое" Корнейчука
  П947), "На золотом дне" по Мамину-Сибиряку (1955), "Одна" Алёшина
 (1956), "Идиот" по Достоевскому (1958), "Платонов" Чехова (I960),
 "Отверженные" по Гюго (1950), "Дамы и гусары" Фредро (1960), "Чёрные
 птицы" Погодина (1962). В Ленингр. т-ре Комедии Р. пост. спектакли:
 "Русский вопрос" (1947); "Софья Ковалевская" (1948), "Милый обманщик"
 Килти (1961) и др.
  В пост. ею спектаклях Р. достигла сочетания яркой театр. формы с
 колоритной сочностью и жизненной достоверностью образов. Ведёт
 педагогич. работу, доцент Театр. уч-ща им. Щукина. В. M .-M.
  PEHAP (Renard), Жюль (22.II.1864-22. V.1910)- франц. писатель,
 драматург. Лит. деятельность начал в конце 80-х гг. 19 в. Автор произв.,
 демократич. по своей направленности. В комедиях "Радость разрыва" (1897,
 т-р "Буфф-Паризьен"), "Домашний хлеб" (1898, Париж), "Господин Верно"
 (1903, Т-р Антуа-на), "Ханжа" (1909, т-р "Одеон") Р. обличает пошлость,
 лицемерие бурж. общества. Наибольший успех и признание принесла Р. драма
 "Рыжик" (1900, Т-р Антуана, в загл. роли С. Депре, Лепик - А. Антуан),
 написанная драматургом по собств. одноим. повести. Это пьеса о
 безрадостном детстве в мещанской семье, где отношения людей изуродованы
 чувством собственности, бездушием, лицемерием, эгоизмом. Р. прослеживает
 в ребёнке борьбу человечности с нарастающей жестокостью, чёрствостью,
 порождаемыми окружающей средой. Пьесы Р. часто лишены внешнего действия,
 в них мало персонажей, но диалог тонко раскрывает психологию героев,
 отмечен горьким юмором.
  Соч.: Theatre complet. P., 1957.
  Лит.: История французской литературы, т. 3, M., 1959;
  P o l l i t z e r M., J. Renard, sa vie, son oeuvre. P., 1956.
  Я. Лил.
  PEHE (Rene), Людвик (р. 28.VIII.1914) - польский режиссёр. Окончил
 ф-т права Варшавского ун-та (1936-39), одновременно изучал
 музыковедение. В 1939 - рук. любительских театр. кружков во Львове. В
 1946-49 учился в Гос. высшей театр. школе в Лодзи (ученик Л. Шиллера). В
 сезон 1949-50 - режиссёр "Т-ра Польски" (лучшая пост.- "Дело Павла
 Эстерага" Гергеля, 1950, Гос. пр.); в 1950-51 - худ. рук. т-ра "Атенеум"
 в Варшаве ("Интервенция" Славина); в 1951-55 - режиссёр т-ра Дома Войска
 Польского в Варшаве, где пост. "Гибель эскадры" Корнейчука (1953),
 "Саламейский алькальд" Кальдерона (1954). С 1955 - в варшавском т-ре
 "Драматычны", где осуществил свои значит. ПОСТ. .'"Добрый человек из
 Сезуана" (1956) и "Швейк во второй мировой войне" Брехта (1957, впервые
 пост.). "Кресла" Ионеско (1957), "Эдип-царь" Софокла (1961), "Дачники"
 (1964) и др. Ставит также и оперные спектакли. Р.-один из ведущих
 польских режиссёров среднего поколения, его пост. поэтичны, большое
 значение в них придаётся пантомимич. движению, музыке, организации
 сценич. пространства.
  Лит.: Gruda J., Portret rezysera: Ludwik Rene. "Dialog", 1960, .ј 4;
 Rozmowa z rezyserem, газ. "Nowa Kultura", 1962; Teatr Dramatyczny m. st.
 Warszawy, [Album], Warsz.. 1959. Еж. К.
  РЕНО (Renaud), Мадлен (р. 25.II.1903) - франц. актриса. В 1921-46
 работала в т-ре "Комеди Фран-сез", играла в пьесах Мольера, Мюссе, в
 инсценировке романа "Идиот" по Достоевскому и др. В 1946 основала вместе
 со своим мужем актёром и режиссёром Ж. Л. Барро труппу М. Рено-Ж. Л.
 Барро. Р.- блестящая исполнительница ролей классич. франц. репертуара, с
 особым успехом выступает в жанре "высокой комедии". Р. присуще тонкое
 чувство стиля, её игра отличается изяществом, интеллектуальной остротой.
  Лучшие роли: Селимена ("Мизантроп" Мольера), Ара-минта. Маркиза
 ("Ложные признания", "Вторая неожиданность любви" Мариво), Раневская
 ("Вишнёвый сад").
  Выступает также в водевилях и пантомимах. В 1962 вместе с труппой
 гастролировала в Сов. Союзе.
  Лит.: Б а р р о Ж.-Л., Размышления о театре, пер. с франц., М.. 1963;
 Frank A.. Companie "Madeleine Renaud-Jean-Louis Barrault", "Theatre de
 France. Spectacles", VI, P., 1956, p. 15-20. В. Г.
  PEHO (Renaud), Морис (24.VII.1861-16.X. 1933)- франц. артист оперы
 (баритон). Муз. образование получил в Парижской и Брюссельской
 консерваториях. В 1883-90 пел в т-ре "Де ла Монне" (Брюссель). В
 1891-1902 - солист т-ров "Опера комик" и "Гранд-Опера" в Париже. В
 1897-1905 выступал в Лондоне (т-р "Ковент-Гарден" и др.), в 1906-12 - в
 городах США - Чикаго, Нью-Йорке (т-р "Метрополитен-опера" и др.).
  Партии: Бонифаций, Атанаэль ("Жонглёр мадонны" - первый исполнитель
 этой роли на междунар. премьере в Монте-Карло, 1902; "Таис" Массне), Дон
 Жуан (о. п. Моцарта), Валентин ("Фауст"), Мефистофель ("Осуждение
 Фауста" Берлиоза), Скарпиа ("Тоска"), Генрих VIII (о. п. Сен-Санса),
 Невер ("Гугеноты"), Вольфрам ("Тангейзер" Вагнера). Риголетто и др. Вс.
 Т.
  PEHTEP, Эльдор (р. 13.V.1925) - эст. сов. театр. художник. В 1945-51
 учился в Гос. художеств. ин-те Эст. ССР (Таллин). С 1951 работает в т-ре
 оперы и балета "Эстония".
  Оформил спектакли: "Лебединое озеро" (1954); "Сказки Гофмана"
 Оффенбаха (1957), "Отелло" Верди (1963). "Свадьба Фигаро" (1958) и
 "Волшебная флейта" (1964) Моцарта и др.
  Творчество Р. характеризуется поисками новых выразит, средств; наряду
 с живописными декорациями Р. применяет систему строенных декораций,
 стремится к созданию праздничного декорац. оформления спектакля. Э. П.
  РЕНУАР (Raynouard), Франсуа Жюст Мари (8.IX. 1761- 27. X. 1836) -
 франц. писатель, драматург. Был связан с жирондистами; во время
 якобинской диктатуры находился в тюрьме, где написал свою первую пьесу,
 антиякобинскую трагедию "Катон Утический" (1794). Наиболее крупное драм.
 произв. р, историч. трагедия "Тамплиеры" (1805, "Т-р Франсе", в роли
 Мариньи-сына - Ф. Ж. Тальма). Драматургия Р. отразила кризис
 классицизма. Его трагедии формально связаны с канонами классицизма, но в
 них заметны романтич. тенденции - обращение драматурга к средневековью,
 стремление к воссозданию местного колорита, живописности,
 рели-гиозно-мистич. восторженность. Реакционность поли-тич. позиций,
 религиозно-мистич. тенденции сближали творчество Р. с консервативным
 романтизмом.
  РЕНЦ (Renz), Эрнест (1815-92) - нем. цирковой предприниматель и
 артист. Был канатоходцем, атлетом, гимнастом, прыгуном, наездником. В
 1846 создал цирковую труппу, с к-рой гастролировал. С 1856 обосновался в
 Берлине. Жизнерадостные, насыщенные трюками представления, обеспечили
 цирку Р. успех у демократич. зрителя. Он создал клоунскую маску Августа,
 ввёл парфорсную езду в конной акробатике (50-е гг.), ставил
 гимнастико-акробатич. клоунаду-пантомиму (60-70-е гг.- арт. Даниелло,
 Ганлон-Ли и др.), муз. клоунаду (70-е гг.- Толони, Марианн, Котрелли и
 др.), большие пантомимы, в т. ч. водяные, и др. Р. держал также цирки в
 Амстердаме, Брюсселе, Копенгагене, Милане.
  Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л.. 1931. M. 3.
  РЕНЬЕ (Regnier) (наст. имя и фам.-Франсуа Жозеф Пьер Tyae;Touzez)
 (1.IV.1807- 27.IV.1885)- франц. актёр. С 1831 работал в т-ре "Комеди
 Франсез". в 1834 принят в (сосъетеры"\ до 1874 - генеральный директор
 этого т-ра. Легко, весело, но без сатирич. остроты Р. исполнял роли слуг
 в классич. комедии- в пьесах Мольера, П. Бомарше, а также А. Р. Леса-жа,
 П. Мариво и др. В 30-х гг. 19 в. стал играть характерные роли в совр.
 драматургии, утверждая образ бурж. положит. героя (Аннибал -
 "Авантюристка" Ожье, и др.). В 1872 оставил сцену. Р.- один из лучших
 франц. театр. педагогов, профессор парижской Консерватории, учитель Б.
 К. Коклена. Автор книги "Воспоминания и очерки о театре" (Souvenirs et
 etudes de theatre, P., 1887).
  РЕНЬЯР (Regnard), Жан Франсуа (7.II.1655- 4.IX.1709) - франц.
 драматург. С 1688 писал (самостоятельно и вместе с Ш. Дюфрени) для
 актёров т-ра "Комеди Итальенн" (Париж) весёлые комедии, насыщенные
 пением, танцами, комич. импровизациями: "Развод", "Сошествие Меццетино в
 ад", "Кокетка, или Дамская академия" и др. Ранние бурлескные комедии Р.,
 свободные от канонизированных условностей и правил, направлены против
 класси-цистского т-ра. Однако, критикуя принципы классицизма, Р. ощущал
 разрыв между изощрённой формой своих пародийных пьес и бедностью их
 идейного содержания. С сер. 90-х гг. 17 в. Р. обращается к творч.
 осмыслению драматургии и поэтики Мольера, от отрицания классицизма
 приходит к освоению его стилевых приёмов и принципов. С 1694 пьесы Р.
 появились на сцене т-ра "Комеди Франсез" ("Серенада", "Подождите меня
 под вязом", "Бал" и др.). В 1696 здесь была пост. комедия Р. "Игрок",
 рисующая быт молодых беспутных аристократов, прожигателей жизни. Эта
 комедия утвердила известность Р. как талантливого преемника Мольера и
 крупнейшего франц. комедиографа конца 17 - нач. 18 вв. В комедии
 "Единственный наследник" (1708) показано, как обогащается честолюбивый
 предприимчивый слуга, как всемогуща и пагубна власть денег в
 феодально-бурж. обществе. Р. принадлежат также комедии "Рассеянный"
 (1697), "Демокрит" (1700), "Любовное безумие" (1704), "Менехмы" (1705).
 Большинство пьес Р.- типичные образцы "комедии положений", они
 отличаются мастерством построения сюжета, комизмом, основанным на игре
 слов и остротах. Он с исключительной свободой владел афористически
 метким стихом.
  Соч.: Oeuvres completes, v. 1-6, Р., 1822; Theatre choisi, v. 1-2,
 Р., 1924; в рус. пер. -"Игрок", M., 1940 (стеклогр.); Единственный
 наследник, М., 1956; Одноактные комедии, М., 1940 (стеклогр.); Комедии,
 Л.-М., 1960 (см. вступ. ст. и примеч. И. Гликмана).
  Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
 Мокульского, т. 2, М., 1957; L i п t i 1 h а с Е., Histoire generale du
 theatre en France, v. 1-5, P., 1904- 1910 (см. v. ,4).
  РЕПЕРТКОМ - см. Главрепертком.
  РЕПЕРТУАР (франц. repertoire, от лат. reperto-rium - список, опись) -
 совокупность произведений (драматических, музыкальных и др.),
 исполняемых в театре, на концертной эстраде и т. д., а также круг ролей,
 в к-рых выступает актёр. Существуют понятия: совр. Р. (произведения,
 отражающие жизнь совр. общества) и классич. Р. (нац. и мировая классич.
 драматургия, классич. муз. произв.). Кроме того, Р. различают по видам
 т-ров (напр., оперный, эстрадный Р.), по стилям и жанрам (комедийный,
 романтический Р.), по характеру, направленности (напр., агитационный
 Р.). В Р. т-ра находят прямое выражение его идейные и художеств.
 позиции.
  "РЕПЕРТУАР И ПАНТЕОН"- РУС. театр. еже месячный журнал. Издавался в
 Петербурге в 1844-45. Редактор В. С. Межевич,издатели В. С. Межевич и И.
 П. Песоцкий; с ј 6 1845 - издатель В. С. Межевич. Вышло 24 номера
  "РЕПЕРТУАР И ПАНТЕОН ТЕАТРОВ"- РУС. театр. ежемесячный журнал.
 Издавался в Петербурге в 1847. Издатель И. П. Песоцкий, ред. Ф.А.Кони.
 Вышло 12 номеров. "РЕПЕРТУАР РУССКОГО И ПАНТЕОН ВСЕХ ЕВРОПЕЙСКИХ
 ТЕАТРОВ" - рус. театр., муз. и лит.-художеств. журнал. Выходил в
 Петербурге в 1842-56 (кроме 1849) сначала дважды в месяц, с 1843 -
 ежемесячно. Образовался из слияния "Репертуара рус. театра" с "Пантеоном
 русского и всех европейских театров". Неоднократно перестраивался
 ("Репертуар рус. и пантеон иностранных театров". "Репертуар и пантеон" и
 др.). Издатель И. П. Песоцкий (с .ј 15 совм. с В. П. Поляковым), ред. Ф,
 В. Булгарин, в 1843-45 - ред. В. С. Межевич, в 1846 - ред. и издатель И.
 П. Песоцкий. с 1847 - Ф. А. Кони, В журнале печатались пьесы, романы,
 мемуары, статьи по теории и истории т-ра и музыки.
  В 1844-52 на последних страницах журнала давалась "Театральная
 летопись" (обозрение текущего репертуара). В 1845 три первых номера
 "Театральной летописи" вышли отдельным приложением. В 1852-56 журнал
 выпускал приложение "Репертуар русской сцены". С. Г ал.
  "РЕПЕРТУАР РУССКОГО И ПАНТЕОН ИНОСТРАННЫХ ТЕАТРОВ"- РУС- театр.
 ежемесячный журнал. Выходил в Петербурге в 1843. Издатель И. П. Песоцкий
 (с 7-го ј - В. С. Межевич и И. П. Песоцкий). Ред. В. С. Межевич. Вышло
 12 номеров.
  "РЕПЕРТУАР РУССКОГО ТЕАТРА"- РУС. ежемесячный театр. журнал.
 Издавался в Петербурге в 1839- 1841. Вышло 36 .ј.ј (в 1842 был объединён
 с "Пантеоном рус. и всех европейских театров"). В журнале печатались
 пьесы, со 2-й пол. 1839 также статьи по истории рус. т-ра, обозрения
 театр. и муз. жизни столиц и др. В качестве приложения к "Р. р. т."
 выпускались "Репертуар С.-Петербургских и Московских рус. театров" и
 "Портретная галлерея рус. сценических артистов" (гравюры, литографии).
 С. Тал.
  РЕПЕРТУАРНЫЕ ТЕАТРЫ (Repertory theatres)- англ. драматич. т-ры 19-20
 вв., имеющие постоянный репертуар. В отличие от т-ров, ставящих один и
 тот же спектакль, до тех пор, пока он делает сборы, Р. т. имеют в своём
 репертуаре одновременно несколько постановок.
  Первыми Р. т. в Англии были Мемориальный театр в Стратфорде-он-Эйвон
 (открыт в 1879) и лондонский "Независимый театр" (1891-97; впервые пост.
 в Англии пьесы Г. Ибсена и Б. Шоу). В едущий Р. т. Англии- "Олд Вик"
 (1894-1963), в труппе к-рого собраны лучшие актёры страны. Обширным
 репертуаром, сыгранностью актёрского ансамбля отличался т-р "Корт", \
 рук. X. Гренвилл-Баркером (Лондон, 1904-07). В первом десятилетии 20 в.
 были созданы Р. т. в Дублине (1903), Манчестере (1908), Глазго (1909),
 Ливерпуле (1911), Бирмингеме (1913). Однако в годы 1-й мировой войны
 деятельность большинства этих т-ров прекратилась. Единств. Р. т. в
 период между двумя мировыми войнами'оставался "Олд Вик".
  В 60-е гг. в Англии функционирует более 100 Р. т. Большинство из них
 возникло после войны в провинции, а в 50-60-х гг.- в Лондоне. Мн. из
 этих т-ров не имеют постоянного помещения и ведут передвижную работу,
 разъезжая по стране. К Р. т. примыкают клубные т-ры, пользующиеся правом
 пост. пьес, запрещён- ных цензурой,и имеющие узкий контингент
 зрителейчленов клуба. Крупнейший из них - т-р "Юнити" в i рабочей части
 Лондона (осн. в 1937), на сцене к-рого I выступали П. Робсон, П.
 Скофилд, П. Брук. Наиболее значительные Р. т.: т-ры Бристоля, ;
 Бирмингема, Оксфорда, Ковентри, Королевский шек-! спировскпй т-р в
 Стратфорде-он-Эйвон, а также т-ры I Лондона -т-р "Уоркшоп" (осн. в 1945,
 рук. Дж. Литл- вуд и Ю. Маккол); труппа "Инглиш стейдж компани" (осн. в
 1956, рук. Дж. Девин), впервые показавшая пьесы Дж. Осборна и А.
 Уэскера; т-р "Мермейд" (осн. в 1959, рук. Майлс), ставящий пьесы Б.
 Брехта, Ш. 0'Кейси; филиал Королевского шекспировского т-ра "Олдуич"
 (осн. в 1960).
  Многолетняя борьба англ. театр. общественности за создание нац. гос.
 Р. т. завершилась организацией в 1963 на основе труппы т-ра "Олд Вик" (и
 в его помещении) первого гос. т-ра Англии - "Национальное театр. об-во"
 (рук. Л. Оливье).
  Деятельность Р. т. способствует воспитанию молодых актёров. Здесь
 формируются актёрские ансамбли, получает развитие режиссёрское иск-во.
 Р. т. стремятся влиять на формирование художеств вкусов и идейное
 воспитание зрителя, развивать лучшие традиции англ. т-ра.
  К англ. Р. т. относятся также оперный т-р "Ковент-Гарден" и балетная
 труппа "Королевский балет". Р. т. имеют также распространение в США,
 Италии, Австралии и др.
  Лит.: Современный английский театр.М., 1963; Н о w e Р., The
 Repertory theatre. L., 1910; С h i s h о 1 m С., Repertory.. , L., 1934;
 P о g s о n R., Miss Hornimann and the Gaiety Theatre, Manchester, L.,
 1952; К e m p Th. C., Birmingham Repertory theatre, Birmingham, 1943. В.
 Ю.
  РЕПЕТИЦИЯ (от лат repetitio - повторение) - осн. форма подготовки
 спектакля. Проводится театр. коллективом под рук. режиссёра. В процессе
 Р.- чтения, обсуждения пьесы, многократного её исполнения по отдельным
 сценам, актам и всей в целом - постановщик и исполнители добиваются
 верного раскрытия идейного содержания драма-тургич. произв.,. яркого
 воплощения образов; они стремятся найти выразит, средства, необходимые
 для создания целостного по своему идейному и художеств. решению
 спектакля. В сов. т-ре широкое применение в репетиционной работе
 получило учение К. С. Станиславского о работе режиссёра и актёра над
 пьесой и ролью (см. Станиславского система). Необходимыми моментами
 репетиционной работы Станиславский считал определение сквозного действия
 спектакля и его сверхзадачи. Создавая характеры персонажей, выявляя
 логику их действий и взаимоотношений в обстановке конкретной социальной
 среды и историч. эпохи, режиссёр и исполнители приходят к действенному
 построению спектакля, определяют его стиль и жанр.
  Существуют т. н. "застольные" Р.- беседы по анализу драматургич.
 произв.; Р. в "выгородке" - в фойе или в дро репетиционном помещении
 (без декораций); Р. на сцене (сначала в частичном, потом в полном
 оформлении): монтировочные (см. Монтировочная репетиция), прогонные (см.
 Прогон) и генеральные (перед выпуском спектакля в полном оформлении,
 обычно с публикой). В процессе монтировочных Р. окончательно
 определяется декорац., световое, шумовое оформление спектакля. В муз.
 т-рах практикуются оркестровые Р., концертмейстерские (сольные и
 ансамблевые), хоровые, хореографич. и т. п. Р. проводят и при подготовке
 концертных, цирковых программ. См. Режиссёрское искусство.
  "РЕПЕТИЦИЯ" (rehearsal) - пародийный жанр в англ. драматургии,
 зародившийся после появления сатирич. комедии Дж. Бекингема, Т. Спрата,
 М. Клиф-форда и С. Бетлера под назв. "Репетиция" (пост. в 1671 в
 Королевском т-ре, Лондон). Комедия была направлена против риторики и
 ложного пафоса драм Дж. Драйдена, высмеивала декламационную манеру игры
 нек-рых англ. актёров. Вслед за этой пьесой появилось множество подобных
 произв., среди к-рых выделяются драм. миниатюры Г. Филдинга и Р.
 Шеридана.
  Лит.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред.
 С. Мокульского, т. 1, М., 1953, с. 563-65; Buckingham G.. The Rehearsal,
 в кн.:
  British plays from the Restoration to 1820, ed. by M. V. Moses,
 Boston. 1929. В. Ю,
  РЕПИНА, Надежда Васильевна (1809-67) - рус. драм. актриса и певица
 (драм. сопрано). Род. в семье крепостного музыканта, купленного
 Дирекцией имп. т-ров и отпущенного на волю. В 1816-25 училась в театр.
 уч-ще. Обладая хорошим голосом, совершенствовалась в пении под рук.

<< Пред.           стр. 633 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу