<< Пред. стр. 633 (из 913) След. >>
M gРЕМИЗОВ, Пётр Николаевич [p.l(14).IL1900] - рус сов. актёр и
режиссёр. Нар. арт. Башк. АССР (1957). В 1946-47 работал в Читинском
т-ре, с 1947 Р. в Стерлитамакском т-ре (Башк. АССР), с 1959 - в
Сызранском т-ре.
Пост.: "Вишнёвый сад"; "Настоящий друг" Сахаровой "Не называя
фамилии" Минко (все в 1954), "Черноликие" по М. Гафури (1956),
"Тансулпан" Даяна (1957).
Роли: Мак Клосски ("Тёмной осенней ночью" Германа) Дмитрий Ладыгин
("Обыкновенный человек" Леонова), полковник Фостер ("Полковник Фостер
признает себя виновным" Р. Вайяна), Цыганов ("Варвары"), Дубравин
("Огненный мост" Ромашова), Берсенев ("Разлом"); Юрий ("О личном"
Пистоленко). Е, X.
РЕМИЗОВА, Александра Исааковна [ р. 12(25).XII. 1905] - рус. сов.
актриса, режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1920 поступила в 3-ю Студию
МХТ (с 1926 - Т-р им. Вахтангова). До окончания студии сыграла роль
Зелимы ("Принцесса Турандот" Гоцци). Впоследствии, работая в Т-ре им.
Вахтангова, проявила себя как характерная актриса,создала сатирич.,
острый, гротесковый образ мадам Токарчук ("Интервенция" Славина) и др. С
нач. 40-х гг. выступает гл. обр. как режиссёр.
Пост. в Т-ре им. Вахтангова спектакли: "Опасный поворот" Пристли
(1940, совм. с А. И. Горю-новым), "Перед заходом солнца " Га у птмана
(1941 и 1954), "Кому подчиняется время" б р. Тур и Шейнина (1946),
"Приезжайте в Звонковое" Корнейчука
П947), "На золотом дне" по Мамину-Сибиряку (1955), "Одна" Алёшина
(1956), "Идиот" по Достоевскому (1958), "Платонов" Чехова (I960),
"Отверженные" по Гюго (1950), "Дамы и гусары" Фредро (1960), "Чёрные
птицы" Погодина (1962). В Ленингр. т-ре Комедии Р. пост. спектакли:
"Русский вопрос" (1947); "Софья Ковалевская" (1948), "Милый обманщик"
Килти (1961) и др.
В пост. ею спектаклях Р. достигла сочетания яркой театр. формы с
колоритной сочностью и жизненной достоверностью образов. Ведёт
педагогич. работу, доцент Театр. уч-ща им. Щукина. В. M .-M.
PEHAP (Renard), Жюль (22.II.1864-22. V.1910)- франц. писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в конце 80-х гг. 19 в. Автор произв.,
демократич. по своей направленности. В комедиях "Радость разрыва" (1897,
т-р "Буфф-Паризьен"), "Домашний хлеб" (1898, Париж), "Господин Верно"
(1903, Т-р Антуа-на), "Ханжа" (1909, т-р "Одеон") Р. обличает пошлость,
лицемерие бурж. общества. Наибольший успех и признание принесла Р. драма
"Рыжик" (1900, Т-р Антуана, в загл. роли С. Депре, Лепик - А. Антуан),
написанная драматургом по собств. одноим. повести. Это пьеса о
безрадостном детстве в мещанской семье, где отношения людей изуродованы
чувством собственности, бездушием, лицемерием, эгоизмом. Р. прослеживает
в ребёнке борьбу человечности с нарастающей жестокостью, чёрствостью,
порождаемыми окружающей средой. Пьесы Р. часто лишены внешнего действия,
в них мало персонажей, но диалог тонко раскрывает психологию героев,
отмечен горьким юмором.
Соч.: Theatre complet. P., 1957.
Лит.: История французской литературы, т. 3, M., 1959;
P o l l i t z e r M., J. Renard, sa vie, son oeuvre. P., 1956.
Я. Лил.
PEHE (Rene), Людвик (р. 28.VIII.1914) - польский режиссёр. Окончил
ф-т права Варшавского ун-та (1936-39), одновременно изучал
музыковедение. В 1939 - рук. любительских театр. кружков во Львове. В
1946-49 учился в Гос. высшей театр. школе в Лодзи (ученик Л. Шиллера). В
сезон 1949-50 - режиссёр "Т-ра Польски" (лучшая пост.- "Дело Павла
Эстерага" Гергеля, 1950, Гос. пр.); в 1950-51 - худ. рук. т-ра "Атенеум"
в Варшаве ("Интервенция" Славина); в 1951-55 - режиссёр т-ра Дома Войска
Польского в Варшаве, где пост. "Гибель эскадры" Корнейчука (1953),
"Саламейский алькальд" Кальдерона (1954). С 1955 - в варшавском т-ре
"Драматычны", где осуществил свои значит. ПОСТ. .'"Добрый человек из
Сезуана" (1956) и "Швейк во второй мировой войне" Брехта (1957, впервые
пост.). "Кресла" Ионеско (1957), "Эдип-царь" Софокла (1961), "Дачники"
(1964) и др. Ставит также и оперные спектакли. Р.-один из ведущих
польских режиссёров среднего поколения, его пост. поэтичны, большое
значение в них придаётся пантомимич. движению, музыке, организации
сценич. пространства.
Лит.: Gruda J., Portret rezysera: Ludwik Rene. "Dialog", 1960, .ј 4;
Rozmowa z rezyserem, газ. "Nowa Kultura", 1962; Teatr Dramatyczny m. st.
Warszawy, [Album], Warsz.. 1959. Еж. К.
РЕНО (Renaud), Мадлен (р. 25.II.1903) - франц. актриса. В 1921-46
работала в т-ре "Комеди Фран-сез", играла в пьесах Мольера, Мюссе, в
инсценировке романа "Идиот" по Достоевскому и др. В 1946 основала вместе
со своим мужем актёром и режиссёром Ж. Л. Барро труппу М. Рено-Ж. Л.
Барро. Р.- блестящая исполнительница ролей классич. франц. репертуара, с
особым успехом выступает в жанре "высокой комедии". Р. присуще тонкое
чувство стиля, её игра отличается изяществом, интеллектуальной остротой.
Лучшие роли: Селимена ("Мизантроп" Мольера), Ара-минта. Маркиза
("Ложные признания", "Вторая неожиданность любви" Мариво), Раневская
("Вишнёвый сад").
Выступает также в водевилях и пантомимах. В 1962 вместе с труппой
гастролировала в Сов. Союзе.
Лит.: Б а р р о Ж.-Л., Размышления о театре, пер. с франц., М.. 1963;
Frank A.. Companie "Madeleine Renaud-Jean-Louis Barrault", "Theatre de
France. Spectacles", VI, P., 1956, p. 15-20. В. Г.
PEHO (Renaud), Морис (24.VII.1861-16.X. 1933)- франц. артист оперы
(баритон). Муз. образование получил в Парижской и Брюссельской
консерваториях. В 1883-90 пел в т-ре "Де ла Монне" (Брюссель). В
1891-1902 - солист т-ров "Опера комик" и "Гранд-Опера" в Париже. В
1897-1905 выступал в Лондоне (т-р "Ковент-Гарден" и др.), в 1906-12 - в
городах США - Чикаго, Нью-Йорке (т-р "Метрополитен-опера" и др.).
Партии: Бонифаций, Атанаэль ("Жонглёр мадонны" - первый исполнитель
этой роли на междунар. премьере в Монте-Карло, 1902; "Таис" Массне), Дон
Жуан (о. п. Моцарта), Валентин ("Фауст"), Мефистофель ("Осуждение
Фауста" Берлиоза), Скарпиа ("Тоска"), Генрих VIII (о. п. Сен-Санса),
Невер ("Гугеноты"), Вольфрам ("Тангейзер" Вагнера). Риголетто и др. Вс.
Т.
PEHTEP, Эльдор (р. 13.V.1925) - эст. сов. театр. художник. В 1945-51
учился в Гос. художеств. ин-те Эст. ССР (Таллин). С 1951 работает в т-ре
оперы и балета "Эстония".
Оформил спектакли: "Лебединое озеро" (1954); "Сказки Гофмана"
Оффенбаха (1957), "Отелло" Верди (1963). "Свадьба Фигаро" (1958) и
"Волшебная флейта" (1964) Моцарта и др.
Творчество Р. характеризуется поисками новых выразит, средств; наряду
с живописными декорациями Р. применяет систему строенных декораций,
стремится к созданию праздничного декорац. оформления спектакля. Э. П.
РЕНУАР (Raynouard), Франсуа Жюст Мари (8.IX. 1761- 27. X. 1836) -
франц. писатель, драматург. Был связан с жирондистами; во время
якобинской диктатуры находился в тюрьме, где написал свою первую пьесу,
антиякобинскую трагедию "Катон Утический" (1794). Наиболее крупное драм.
произв. р, историч. трагедия "Тамплиеры" (1805, "Т-р Франсе", в роли
Мариньи-сына - Ф. Ж. Тальма). Драматургия Р. отразила кризис
классицизма. Его трагедии формально связаны с канонами классицизма, но в
них заметны романтич. тенденции - обращение драматурга к средневековью,
стремление к воссозданию местного колорита, живописности,
рели-гиозно-мистич. восторженность. Реакционность поли-тич. позиций,
религиозно-мистич. тенденции сближали творчество Р. с консервативным
романтизмом.
РЕНЦ (Renz), Эрнест (1815-92) - нем. цирковой предприниматель и
артист. Был канатоходцем, атлетом, гимнастом, прыгуном, наездником. В
1846 создал цирковую труппу, с к-рой гастролировал. С 1856 обосновался в
Берлине. Жизнерадостные, насыщенные трюками представления, обеспечили
цирку Р. успех у демократич. зрителя. Он создал клоунскую маску Августа,
ввёл парфорсную езду в конной акробатике (50-е гг.), ставил
гимнастико-акробатич. клоунаду-пантомиму (60-70-е гг.- арт. Даниелло,
Ганлон-Ли и др.), муз. клоунаду (70-е гг.- Толони, Марианн, Котрелли и
др.), большие пантомимы, в т. ч. водяные, и др. Р. держал также цирки в
Амстердаме, Брюсселе, Копенгагене, Милане.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л.. 1931. M. 3.
РЕНЬЕ (Regnier) (наст. имя и фам.-Франсуа Жозеф Пьер Tyae;Touzez)
(1.IV.1807- 27.IV.1885)- франц. актёр. С 1831 работал в т-ре "Комеди
Франсез". в 1834 принят в (сосъетеры"\ до 1874 - генеральный директор
этого т-ра. Легко, весело, но без сатирич. остроты Р. исполнял роли слуг
в классич. комедии- в пьесах Мольера, П. Бомарше, а также А. Р. Леса-жа,
П. Мариво и др. В 30-х гг. 19 в. стал играть характерные роли в совр.
драматургии, утверждая образ бурж. положит. героя (Аннибал -
"Авантюристка" Ожье, и др.). В 1872 оставил сцену. Р.- один из лучших
франц. театр. педагогов, профессор парижской Консерватории, учитель Б.
К. Коклена. Автор книги "Воспоминания и очерки о театре" (Souvenirs et
etudes de theatre, P., 1887).
РЕНЬЯР (Regnard), Жан Франсуа (7.II.1655- 4.IX.1709) - франц.
драматург. С 1688 писал (самостоятельно и вместе с Ш. Дюфрени) для
актёров т-ра "Комеди Итальенн" (Париж) весёлые комедии, насыщенные
пением, танцами, комич. импровизациями: "Развод", "Сошествие Меццетино в
ад", "Кокетка, или Дамская академия" и др. Ранние бурлескные комедии Р.,
свободные от канонизированных условностей и правил, направлены против
класси-цистского т-ра. Однако, критикуя принципы классицизма, Р. ощущал
разрыв между изощрённой формой своих пародийных пьес и бедностью их
идейного содержания. С сер. 90-х гг. 17 в. Р. обращается к творч.
осмыслению драматургии и поэтики Мольера, от отрицания классицизма
приходит к освоению его стилевых приёмов и принципов. С 1694 пьесы Р.
появились на сцене т-ра "Комеди Франсез" ("Серенада", "Подождите меня
под вязом", "Бал" и др.). В 1696 здесь была пост. комедия Р. "Игрок",
рисующая быт молодых беспутных аристократов, прожигателей жизни. Эта
комедия утвердила известность Р. как талантливого преемника Мольера и
крупнейшего франц. комедиографа конца 17 - нач. 18 вв. В комедии
"Единственный наследник" (1708) показано, как обогащается честолюбивый
предприимчивый слуга, как всемогуща и пагубна власть денег в
феодально-бурж. обществе. Р. принадлежат также комедии "Рассеянный"
(1697), "Демокрит" (1700), "Любовное безумие" (1704), "Менехмы" (1705).
Большинство пьес Р.- типичные образцы "комедии положений", они
отличаются мастерством построения сюжета, комизмом, основанным на игре
слов и остротах. Он с исключительной свободой владел афористически
метким стихом.
Соч.: Oeuvres completes, v. 1-6, Р., 1822; Theatre choisi, v. 1-2,
Р., 1924; в рус. пер. -"Игрок", M., 1940 (стеклогр.); Единственный
наследник, М., 1956; Одноактные комедии, М., 1940 (стеклогр.); Комедии,
Л.-М., 1960 (см. вступ. ст. и примеч. И. Гликмана).
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957; L i п t i 1 h а с Е., Histoire generale du
theatre en France, v. 1-5, P., 1904- 1910 (см. v. ,4).
РЕПЕРТКОМ - см. Главрепертком.
РЕПЕРТУАР (франц. repertoire, от лат. reperto-rium - список, опись) -
совокупность произведений (драматических, музыкальных и др.),
исполняемых в театре, на концертной эстраде и т. д., а также круг ролей,
в к-рых выступает актёр. Существуют понятия: совр. Р. (произведения,
отражающие жизнь совр. общества) и классич. Р. (нац. и мировая классич.
драматургия, классич. муз. произв.). Кроме того, Р. различают по видам
т-ров (напр., оперный, эстрадный Р.), по стилям и жанрам (комедийный,
романтический Р.), по характеру, направленности (напр., агитационный
Р.). В Р. т-ра находят прямое выражение его идейные и художеств.
позиции.
"РЕПЕРТУАР И ПАНТЕОН"- РУС. театр. еже месячный журнал. Издавался в
Петербурге в 1844-45. Редактор В. С. Межевич,издатели В. С. Межевич и И.
П. Песоцкий; с ј 6 1845 - издатель В. С. Межевич. Вышло 24 номера
"РЕПЕРТУАР И ПАНТЕОН ТЕАТРОВ"- РУС. театр. ежемесячный журнал.
Издавался в Петербурге в 1847. Издатель И. П. Песоцкий, ред. Ф.А.Кони.
Вышло 12 номеров. "РЕПЕРТУАР РУССКОГО И ПАНТЕОН ВСЕХ ЕВРОПЕЙСКИХ
ТЕАТРОВ" - рус. театр., муз. и лит.-художеств. журнал. Выходил в
Петербурге в 1842-56 (кроме 1849) сначала дважды в месяц, с 1843 -
ежемесячно. Образовался из слияния "Репертуара рус. театра" с "Пантеоном
русского и всех европейских театров". Неоднократно перестраивался
("Репертуар рус. и пантеон иностранных театров". "Репертуар и пантеон" и
др.). Издатель И. П. Песоцкий (с .ј 15 совм. с В. П. Поляковым), ред. Ф,
В. Булгарин, в 1843-45 - ред. В. С. Межевич, в 1846 - ред. и издатель И.
П. Песоцкий. с 1847 - Ф. А. Кони, В журнале печатались пьесы, романы,
мемуары, статьи по теории и истории т-ра и музыки.
В 1844-52 на последних страницах журнала давалась "Театральная
летопись" (обозрение текущего репертуара). В 1845 три первых номера
"Театральной летописи" вышли отдельным приложением. В 1852-56 журнал
выпускал приложение "Репертуар русской сцены". С. Г ал.
"РЕПЕРТУАР РУССКОГО И ПАНТЕОН ИНОСТРАННЫХ ТЕАТРОВ"- РУС- театр.
ежемесячный журнал. Выходил в Петербурге в 1843. Издатель И. П. Песоцкий
(с 7-го ј - В. С. Межевич и И. П. Песоцкий). Ред. В. С. Межевич. Вышло
12 номеров.
"РЕПЕРТУАР РУССКОГО ТЕАТРА"- РУС. ежемесячный театр. журнал.
Издавался в Петербурге в 1839- 1841. Вышло 36 .ј.ј (в 1842 был объединён
с "Пантеоном рус. и всех европейских театров"). В журнале печатались
пьесы, со 2-й пол. 1839 также статьи по истории рус. т-ра, обозрения
театр. и муз. жизни столиц и др. В качестве приложения к "Р. р. т."
выпускались "Репертуар С.-Петербургских и Московских рус. театров" и
"Портретная галлерея рус. сценических артистов" (гравюры, литографии).
С. Тал.
РЕПЕРТУАРНЫЕ ТЕАТРЫ (Repertory theatres)- англ. драматич. т-ры 19-20
вв., имеющие постоянный репертуар. В отличие от т-ров, ставящих один и
тот же спектакль, до тех пор, пока он делает сборы, Р. т. имеют в своём
репертуаре одновременно несколько постановок.
Первыми Р. т. в Англии были Мемориальный театр в Стратфорде-он-Эйвон
(открыт в 1879) и лондонский "Независимый театр" (1891-97; впервые пост.
в Англии пьесы Г. Ибсена и Б. Шоу). В едущий Р. т. Англии- "Олд Вик"
(1894-1963), в труппе к-рого собраны лучшие актёры страны. Обширным
репертуаром, сыгранностью актёрского ансамбля отличался т-р "Корт", \
рук. X. Гренвилл-Баркером (Лондон, 1904-07). В первом десятилетии 20 в.
были созданы Р. т. в Дублине (1903), Манчестере (1908), Глазго (1909),
Ливерпуле (1911), Бирмингеме (1913). Однако в годы 1-й мировой войны
деятельность большинства этих т-ров прекратилась. Единств. Р. т. в
период между двумя мировыми войнами'оставался "Олд Вик".
В 60-е гг. в Англии функционирует более 100 Р. т. Большинство из них
возникло после войны в провинции, а в 50-60-х гг.- в Лондоне. Мн. из
этих т-ров не имеют постоянного помещения и ведут передвижную работу,
разъезжая по стране. К Р. т. примыкают клубные т-ры, пользующиеся правом
пост. пьес, запрещён- ных цензурой,и имеющие узкий контингент
зрителейчленов клуба. Крупнейший из них - т-р "Юнити" в i рабочей части
Лондона (осн. в 1937), на сцене к-рого I выступали П. Робсон, П.
Скофилд, П. Брук. Наиболее значительные Р. т.: т-ры Бристоля, ;
Бирмингема, Оксфорда, Ковентри, Королевский шек-! спировскпй т-р в
Стратфорде-он-Эйвон, а также т-ры I Лондона -т-р "Уоркшоп" (осн. в 1945,
рук. Дж. Литл- вуд и Ю. Маккол); труппа "Инглиш стейдж компани" (осн. в
1956, рук. Дж. Девин), впервые показавшая пьесы Дж. Осборна и А.
Уэскера; т-р "Мермейд" (осн. в 1959, рук. Майлс), ставящий пьесы Б.
Брехта, Ш. 0'Кейси; филиал Королевского шекспировского т-ра "Олдуич"
(осн. в 1960).
Многолетняя борьба англ. театр. общественности за создание нац. гос.
Р. т. завершилась организацией в 1963 на основе труппы т-ра "Олд Вик" (и
в его помещении) первого гос. т-ра Англии - "Национальное театр. об-во"
(рук. Л. Оливье).
Деятельность Р. т. способствует воспитанию молодых актёров. Здесь
формируются актёрские ансамбли, получает развитие режиссёрское иск-во.
Р. т. стремятся влиять на формирование художеств вкусов и идейное
воспитание зрителя, развивать лучшие традиции англ. т-ра.
К англ. Р. т. относятся также оперный т-р "Ковент-Гарден" и балетная
труппа "Королевский балет". Р. т. имеют также распространение в США,
Италии, Австралии и др.
Лит.: Современный английский театр.М., 1963; Н о w e Р., The
Repertory theatre. L., 1910; С h i s h о 1 m С., Repertory.. , L., 1934;
P о g s о n R., Miss Hornimann and the Gaiety Theatre, Manchester, L.,
1952; К e m p Th. C., Birmingham Repertory theatre, Birmingham, 1943. В.
Ю.
РЕПЕТИЦИЯ (от лат repetitio - повторение) - осн. форма подготовки
спектакля. Проводится театр. коллективом под рук. режиссёра. В процессе
Р.- чтения, обсуждения пьесы, многократного её исполнения по отдельным
сценам, актам и всей в целом - постановщик и исполнители добиваются
верного раскрытия идейного содержания драма-тургич. произв.,. яркого
воплощения образов; они стремятся найти выразит, средства, необходимые
для создания целостного по своему идейному и художеств. решению
спектакля. В сов. т-ре широкое применение в репетиционной работе
получило учение К. С. Станиславского о работе режиссёра и актёра над
пьесой и ролью (см. Станиславского система). Необходимыми моментами
репетиционной работы Станиславский считал определение сквозного действия
спектакля и его сверхзадачи. Создавая характеры персонажей, выявляя
логику их действий и взаимоотношений в обстановке конкретной социальной
среды и историч. эпохи, режиссёр и исполнители приходят к действенному
построению спектакля, определяют его стиль и жанр.
Существуют т. н. "застольные" Р.- беседы по анализу драматургич.
произв.; Р. в "выгородке" - в фойе или в дро репетиционном помещении
(без декораций); Р. на сцене (сначала в частичном, потом в полном
оформлении): монтировочные (см. Монтировочная репетиция), прогонные (см.
Прогон) и генеральные (перед выпуском спектакля в полном оформлении,
обычно с публикой). В процессе монтировочных Р. окончательно
определяется декорац., световое, шумовое оформление спектакля. В муз.
т-рах практикуются оркестровые Р., концертмейстерские (сольные и
ансамблевые), хоровые, хореографич. и т. п. Р. проводят и при подготовке
концертных, цирковых программ. См. Режиссёрское искусство.
"РЕПЕТИЦИЯ" (rehearsal) - пародийный жанр в англ. драматургии,
зародившийся после появления сатирич. комедии Дж. Бекингема, Т. Спрата,
М. Клиф-форда и С. Бетлера под назв. "Репетиция" (пост. в 1671 в
Королевском т-ре, Лондон). Комедия была направлена против риторики и
ложного пафоса драм Дж. Драйдена, высмеивала декламационную манеру игры
нек-рых англ. актёров. Вслед за этой пьесой появилось множество подобных
произв., среди к-рых выделяются драм. миниатюры Г. Филдинга и Р.
Шеридана.
Лит.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред.
С. Мокульского, т. 1, М., 1953, с. 563-65; Buckingham G.. The Rehearsal,
в кн.:
British plays from the Restoration to 1820, ed. by M. V. Moses,
Boston. 1929. В. Ю,
РЕПИНА, Надежда Васильевна (1809-67) - рус. драм. актриса и певица
(драм. сопрано). Род. в семье крепостного музыканта, купленного
Дирекцией имп. т-ров и отпущенного на волю. В 1816-25 училась в театр.
уч-ще. Обладая хорошим голосом, совершенствовалась в пении под рук.