<< Пред.           стр. 634 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 композитора А. Н. Вер-стовского. Работала на моск. сцене (1823-41).
 Постоянная партнёрша П. С. Мочалова и М. С. Щепкина. Была замечательной
 исполнительницей комедийных и драматических ролей. Выступала также в
 операх, концертах, с большим успехом исполняла вокальные партии в
 водевилях. Р. включала в свои роли арии, романсы, куплеты. Игра её
 отличалась эмоциональностью, темпераментом. В драм. спектаклях лучше
 всего ей удавались роли волевых женщин, утверждающих своё человеческое
 достоинство; в водевилях исполнение Р. было проникнуто женственной
 грацией, лукавством. Р. пользовалась симпатией передовой публики и
 критики. Иск-во Р. высоко ценил В. Г. Белинский.
  Лучшая роль - Зем-фира ("Цыганы" Пушкина, 1829). К числу значит,
 ролей Р. принадлежат также: Сюзанна ("Женитьба Фигаро",
  1838), Луиза ("Коварство и любовь", 1829), Лиза ("Лев Гу-рыч
 Синичкин" Ленского, 1839), Лиза ("Барышня-крестьянка" по Пушкину), Эмма
 ("Муж и жена"), паж Вильгельм ("Старый гусар"), Генриетта ("Невеста"
 Обера), Надежда ("Аскольдова могила" Верстовского, 1835) и др.
  В 1841, выйдя замуж за Верстовского, Р. оставила сцену.
  Лит.: Родиславский В., Надежда Васильевна Верстовская (Репина).
 "Искусство", 1883, .ј 9; Г о з e н-п уд А.. Музыкальный театр в России,
 Л., 1959, с. 706- 7И- Ю. Д.
  РЕПИНА-РАППОНЕТ, Мария Николаевна [р. 1 (13). X. 1882] - рус. сов.
 актриса. Нар. арт. С.-О. АССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1944.
 Деп. Верх. Совета С.-О. АССР 2-го и 3-го созывов. В 1909 окончила
 Музыкально-драм. школу в Киеве и вступила в труппу киевского Т-ра
 Соловцова. В 1910-13 играла в Харькове, в 1913-14 - снова в Т-ре
 Соловцова (Киев), в 1918-20 - в Одессе. В 20-30-е гг. Р.-Р. работала в
 т-рах Владикавказа, Ростова, Махачкалы, Грозного, Уфы и др. В 1939-51 -
 актриса Рус. драм. т-ра С.-О. АССР (г. Орджоникидзе). Р.-Р. рано стала
 играть характерные роли пожилых женщин. Её творчество отличалось мягким,
 тёплым юмором, порой остротой внешнего рисунка.
  Роли: Сафонова ("Русские люди"), Мотылькова ("Слава" Гусева), Мария
 Яковлевна Корчагина ("Как закалялась сталь"), Мария Львовна
 ("Беспокойная старость"), Марфа Тимофеевна ("Дворянское гнездо" по
 Тургеневу), Галчиха ("Без вины виноватые"), Анфуса ("Волки и овцы"),
 Арина ("Дети Ванюшина" Найдёнова), Хрюмина ("Горе от ума") и ДР, Е. Ж.
  РЕПЛИКА (итал. replica, от. лат. replico - возражаю)- элемент сценич.
 диалога; фраза, к-рую актёр говорит в ответ на слова партнёра. Р. наз.
 также последнюю фразу (или часть фразы) сценич. персонажа, за к-рой
 следует текст др. действ, лица пьесы.
  РЕПРИЗА (франц. reprise, от reprendre - возобновлять, повторять) в
 цирке и на эстраде- 1) шуточная реплика или сценич. трюк (см. Лацци). 2)
 В номерах наездников, гимнастов, акробатов законченная комбинация
 трюков, исполнив к-рую, артист обычно раскланивается с публикой. Ю. Д.
  РЕРИХ, Николай Константинович [27.1Х(9.Х). 1874-13.XII. 1947] - рус.
 живописец, археолог, писатель, театр. художник. Академик живописи
 (1909). Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1897), Академию художеств
 (1897). Занимался в мастерской А. И. Куинджи. Примыкал к художеств.
 объединению "Ммр искусствам. Для т-ра начал работать в 1907 ("Три
 волхва", Старинный театр. Петербург). Среди его работ - "Фуэнтеовехуна"
 (1911-12, Старинный т-р, Петербург), "Снегурочка" Островского (1912,
 Рус. т-р, Петербург). Оформляя муз. спектакли, Р. передавал особенности
 творчества композитора. Его театр. эскизы представляют собой
 самостоятельные живописные картины. Сумрачная поэзия Скандинавии
 передана Р. в оформлении спектакля "Пер Гюнт" Ибсена (1912, МХТ),
 романтика зап. средневековья в оформлении оперы "Тристан и Изольда"
 Вагнера (1912, неосуществл. пост.). Увлечение древнерус. стариной,
 монумент, формами рус. архитектуры проявились в эскизах для оперы "Князь
 Игорь" (в декорациях Р. шёл 2-й акт оперы, пост. С. П. Дягилева, 1909).
 Среди лучших работ художника - также оформление балета "Весна священная"
 Стравинского (1913, антреприза Дягилева, Париж). С 1920 Р. жил и работал
 за границей (в Индии и др.). АН. Ш.
  РЕСПЙГИ (Respighi), Отторино (9.VII.1879- 18.IV.1936) - итал.
 композитор. Учился в Болонском муз. лицее. В 1900-03 был альтистом
 театр. оркестра в Петербурге. Здесь брал уроки у Н. А.
 Римского-Корсакова. Преподавал в римской академии "Санта-Чечилия" (с
 1913) и др. уч. заведениях. Академик Италии (1932), Берлинской академии
 иск-в.
  Автор опер "Семирама" (1910, т-р "Комунале", Болонья), "Бельфагор"
 (1923, т-р "Ла Скала"), "Потонувший колокол" (по о. п. Гауптмана, 1927.
 Гамбург), "Пламя" (1934. т-р "Опера", Рим), "Орфей" (свободная обработка
 о. п. К. Монте-верди, 1935, т-р "Ла Скала"), "Лукреция" (поем., 1937,
 там же) и др.
  Выдающийся итал. композитор 20 в., Р. был крупным симфонистом. В
 своих операх он стремился добиться равновесия между симф. и вок.
 началами. Оперы Р. отличаются сценичностью, красочной оркестровкой.
  Симф; соч. легли в основу балетов Р.: "Венецианская шутка" (1920, т-р
 "Костанци". Рим), "Волшебный горшок" (по рус. нар. сказкам, 1920, там
 же), "Спящая красавица" (по сказке Ш. Перро, 1922, т-р "Одескальки",
 Рим) и др. Лит.: К р e и н Ю., Отторино Респиги, "Сов. музыка", 1960, .ј
 8; D e R e n s i s R., O. Respighi, Torino, 1935;
  Re spighi E., O. Respighi, Mil., 1954. Св. Г.
  РЕТТИГЕН (Rattigan), Теренс (р. 10.VI. 1911) - англ. драматург.
 Творч. деятельность начал в 1933 пьесой "Первый эпизод". В 1936 написал
 драму "Французы без слез", имевшую большой успех. Отрицая идейный т-р,
 Р. не выходит за рамки узкой тенденциозности, будь то призыв к свободе
 личности - "Мальчик из Уинслоу" (1946, т-р "Лирик"), или прославление
 политич. авантюриста полковника Лоурен-са - "Росс" (1960, т-р
 "Хеймаркет"). Пьесы Р. далеки от общественно значимых проблем, но они
 отличаются сценичностью, мастерством построения диалога и пользуются
 популярностью в Англии и др. странах. В пьесах Р. выступали крупнейшие
 англ. актёры - Дж. Гилгуд ("Вариация на тему", 1958, т-р "Глоб"), П.
 Скофилд (Александр Великий - "Приключенческая история"), П. Эшкрофт и К.
 Мор ("Глубокое синее море"), А. Гиннес (полковник Лоуренс -"Росс").
 Соч.: Collected plays, v. 1-2, L., 1956; в рус. пер.:
  Огни на старте, М., 1957. В. Ю.
  РЕФРЕН (франц. - refrain) - часть стихотворения, песни, повторяющаяся
 после каждой строфы, куплета, эпизода. Мастерство исполнения Р.
 характерно для артистов эстрады Б. С. Борисова (произв. Беранже), Л. О.
 Утёсова, И. С. Набатова, П. В. Рудакова и др. М. 3.
  РЕФУС (Rehfuss), Хейнц (р. 25.V.1917) - швейц. певец (высокий бас).
 Учился пению у своего отца, известного певца К. Рефуса. В 1940-52
 выступал на сцене оперного т-ра в Цюрихе, затем в Париже, Риме, Венеции,
 Неаполе, Барселоне, Чикаго и др. городах мира.
  Среди лучших партий: Дон Жуан (о. п. Моцарта), Доктор Шён ("Лулу" А.
 Берга), Голо ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Царь Эдип (о. п.
 Стравинского), Борис Годунов.
  РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio - рассмотрение, обследование) - вид лит. и
 художеств. критики; лите-ратурно-критич. статья, дающая оценку (или
 анализ) художеств. произв. (гл. обр. новому) - спектаклю, пьесе, муз.
 произв., кинофильму и т. п. Развёрнутая Р., рассматривающая ряд произв.,
 объединённых по хронологич., тематич. или к.-л. др. признаку, наз.
 критич. обзором. Р. обычно печатаются в журналах и газетах
 (критико-библиографич. отдел). См. также ст. Театральная критика.
  РЕЧИТАТИВ [итал. recitativo, от recitare-декламировать (лат. recito -
 читаю вслух)] - род вок. музыки, близкий к напевной декламации. Р.
 основан на выразит., эмоционально окрашенных речевых интонациях,
 повышениях и понижениях голоса, акцентах, паузах и т. п. Речитативная
 мелодия не образует замкнутой муз. формы и в значит, мере подчиняется
 синтаксич. расчленению текста. Прообраз Р. - в манере исполнения нар.
 певцами муз.-поэтич. произв. (типа рус. былин) и в самом мелодич. складе
 этих произв. Утверждение Р. в светской проф. музыке связано с
 возникновением оперы (на рубеже 16-17 вв.). В итал. опере 17-18 вв.
 определились два типа Р.:
  "секко" (букв. - сухой Р.), исполнявшийся в свободном ритме,
 "говорком" и поддерживаемый отдельными аккордами на клавесине, и
 аккомпанированный Р. - более мелодичный и чётко ритмованный, с
 музыкально развитым оркестровым сопровождением. Первый обычно применялся
 в диалогах, второй - в монологах (предшествуя арии). Выразительность Р.
 широко использована в классич. опере 18 в. (X. В. Глюк, В. А. Моцарт и
 др.). В 19 в. Р. с сопровождением клавесина окончательно вытесняется
 мелодически развитым Р. Композиторы 19 в. стремились к наиболее полному
 воплощению слова в Р. (в отличие от арии, допускающей лишь обобщённую
 передачу текста). В опере 19 в. Р. насыщается певучестью, песенн остью
 (Р. в операх Глинки, в "Снегурочке", "Царской невесте", "Русалке"),
 происходит слияние кантилены и Р. в единый ариозно-декламац. вок. стиль
 ("Каменный гость" Даргомыжского, "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова,
 "Отелло" и "Фальстаф" Верди, "Кольцо Нибелунга" Вагнера). Оригинальный
 вид Р., опирающегося на нар. истоки,- былинный Р., создал
 Римский-Корсаков в опере "Садко".
  Яркий и выразит. Р. встречается в операх сов. композиторов, особенно
 у С. С. Прокофьева. Кроме опер, Р. применяется и в др. вок. жанрах
 (кантата, оратория).
  Лит.: Д р у с к и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы.... Л.,
 1952, гл. 2; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики...,
 М., 1952, гл. 8.
  РЕЧЬ СЦЕНИЧЕСКАЯ - одно из осн. средств театр. воплощения
 драматургич. произв. Р. с. даёт возможность актёру донести до зрителя
 идея, мысли и чувства, заложенные в тексте. Владея мастерством Р. с.,
 актёр раскрывает внутр. мир, передаёт социальные, психологич., нац.,
 бытовые черты характера персонажей. Красота, образность, музыкальность
 языка и особенности речи, отличающие людей разных историч. эпох,
 народов, социальных кругов и профессий, определяют ритм, мелодику,
 тембр, динамику, интонационную окраску Р. с. Меняя их, актёр может
 изменять трактовку образа, эмоциональную силу своей игры. Выбор тех или
 иных приёмов и красок Р. с. зависит также от стиля и жанра исполняемого
 произведения.
  Техника Р. с. является существенным элементом актёрского мастерства и
 связана с звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания,
 чёткостью и ясностью произношения (дикцией). Характер и стиль Р. с.
 менялись и развивались на протяжении всей истории т-ра у актёров разных
 школ и направлений. Особенности построения античной драмы, архитектура
 театр. сооружений, вся обстановка театр. представлений, разыгрывавшихся
 под открытым небом, сформировали законы эллинской классич. декламации.
 Они были преобразованы, изменены и развиты в европ. сценическом иск-ве.
 См. Искусство актёра.
  Высокая культура Р. с. во франц. т-ре 17-18 вв. связана с иск-вом
 декламации. Нормативная эстетика классицистского т-ра требовала от
 исполнителя соблюдения правил мерной, чёткой декламации, подчинённой
 ударениям и цезурам стихотворной трагедии. Мелодичность речи, ораторский
 пафос, красноречие присущи всем героям классицистской драмы. Актёр
 выражает чувства героев в певучей патетике, ритмич. читке текста. У
 актёров романтич. т-ра партитура Р. с. была связана с чередующимися
 нарастаниями и спадами чувств, характеризовалась ускорениями и
 замедлениями, переходами голоса от piano к forte, неожиданными
 интонациями.
  В конце 19- нач. 20 вв. во мн. странах усилилась борьба за реалистич.
 звучание Р. с. К ней были предъявлены требования - передавать сложные
 оттенки характеров, нравов, особенности социального положения
 персонажей. Нарушая каноны риторич. декламации, отказываясь от нарочитых
 акцентов, мелодич., музыкальных эффектов, актёры реалистич. т-ра
 утверждали Р. с., логически связанную с содержанием текста.
  Расцвет реалистич. иск-ва Р. с. связан гл. обр. с рус. т-ром, с
 деятельностью Малого т-ра. Поворот к реализму, совершённый М. С.
 Щепкиным, в значительной мере коснулся Р. с. Щепкин требовал отказа от
 напыщенной декламации, от размеренного скандирования стиха и призывал к
 естественности, простоте Р. с., приближению её к разговорной речи.
 Огромное значение работе актёра над словом, раскрывающим глубины
 человеческих характеров, придавал А. Н. Островский. Он призывал не
 только смотреть, но и слушать пьесы. На драматургии Островского была
 воспитана плеяда выдающихся рус. актёров (Садовские и др.), мастеров Р.
 с., считающих слово осн. средством характеристики образа. Актёры Малого
 т-ра утверждали и совершенствовали иск-во выразительного, художеств.
 слова на сцене, раскрывали нац., фонетические, колористич. особенности и
 поэтич. богатства рус. нар. языка. На рубеже 19 и 20 вв. новую эру в
 истории развития Р. с. открыл К. С. Станиславский. В разработанной им
 системе работы актёра над собой и над ролью (см. Станиславского система)
 он обобщил творч. опыт рус. и мирового реалистич. т-ра, искал приёмы,
 помогающие актёру достигнуть мастерства Р. с. "Говорить - значит
 действовать",- утверждал К. С. Станиславский (Собр. соч., т. 3, 1955, с.
 92). Работая над словом, он подразумевал и текст и подтекст, требуя,
 чтобы актёр видел за каждым произносимым им словом не отвлечённые
 понятия, а полнокровную, подлинную жизнь, чтобы он захватывал, убеждал
 партнёров и зрителей своими видениями, чувствами, "словесным действием".
 В сов. время техника Р. с. является одной из важнейших дисциплин,
 изучаемых в театр. ин-тах, школах и студиях, включается в учебные
 программы нар. самодеят. т-ров. Над системой воспитания мастерства Р. с.
 много работал В. К. Се-режников. Плодотворный метод преподавания Р. с.
 ввела Е. Ф. Саричева, автор учебников по этой дисциплине. Идейные и
 образные возможности Р. с. раскрыли и обогатили мастера художеств. слова
 А. Я. Закушняк, В. Н. Яхонтов, Д. Н. Журавлёв, А. И. Шварц, С. А.
 Кочарян.
  Лит.: Станиславский К. С., Работа актёра над собой. Собр. соч., т. 3,
 M., 1955; Немирови ч-Д а н ч e н-коВл. Ив., Статьи. Речи. Беседы.
 Письма, М., 1952; К н е-б e л ь М. О., Слово в творчестве актёра, 1954;
 Саричева Е. Ф., Сценическая речь, М., 1955; Дурылин С. Н., Семья
 Садовских, М.-Л., 1939. 4. 77.
  РЕШЕТНИКОВ, Пётр Михайлович [11 (24). VI. 1915-8. IX.1960] - якутский
 сов. актёр. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистической партии с 1957.
 Вся сценич. деятельность Р. связана с Якутским муз.-драм. т-ром им.
 Ойунского, в труппу к-рого он вступил в 1934,по окончании Студии при
 этом т-ре. В 1937- 1938 учился в школе при Моск. т-ре Революции. Р. был
 актёром по преимуществу комедийным. Образы, созданные им, отличались
 жизнерадостностью, нар. юмором, яркой характерностью, чёткостью сценич.
 рисунка. Р. обладал хорошим голосом, музыкальностью.
  Роли: Бобчинский и Хлестаков; Алёшка и Лука ("На дне"), Фон-Кальб
 ("Коварство и любовь"). Счастливцев; Робинзон ("Бесприданница"), Скапен,
 Швандя; Глеба ("Русские люди"), Васька-Окорок ("Бронепоезд 14-69"),
 Курочкин ("Свадьба с приданым" Дьяконова), Сорук-Боллур ("Ньюргун
 Боо-тур" Сивцева), Василий Манасов ("Молодёжь Марыкчана" Золотарёва),
 Молчес ("Лоокут и Ньюргусун" Сметанина).
  Особое место в творчестве Р. занимало исполнение ролей Ленина
 ("Человек с ружьём" Погодина, "Незабываемый 1919-й" Вишневского) и роли
 Макара Дубравы (о. п. Корнейчука).
  Р. занимался режиссурой.
  Пост. спектакли: "Семья Тарабукиных" Никифорова и Заболоцкого (1955),
 "Проделки Скапена"; "Мать своих детей" Афиногенова, оратория Григоряна
 "Якутская праздничная" (1957), "Финист - ясный сокол" Шестакова (1952),
 "Семья Аллана" Мухтарова (совм. с Местниковым, 1953). Снимался в кино.
  Лит.: Кириллова В., Двадцать лет на сцене Якутского театра, "Театр",
 1953, ј 11; Якутский Гос. муз.-драм. театр им. П. А. Ойунского, Якутск,
 1957. М. Лифш.
  РЕШЙМОВ, Михаил Аркадьевич (наст. фам. - Горожанский; 1845 -
 21.VIII.1887) - рус. актёр. Был офицером. Занимался в "Артистическом
 кружке" в Москве под руководством Н. Е. Виль-де. В 1866 дебютировал в
 Малом театре, но уехал в провинцию. Выступал в Вильно, Саратове, Казани.
 В 1869 вторично дебютировал в Малом т-ре (Глумов - "На всякого мудреца
 довольно простоты"). Играл здесь до конца жизни; роли: Паратов, Чацкий и
 др. Современники отмечали жеманность, манерность, искусственность игры
 Р. В 70-х гг. 19 в. Р. сыграл ряд ролей, определивших особенность нового
 амплуа фатов, имел в этих ролях большой успех. Его сценические герои
 обладали изяществом манер, самоуверенностью, легкомыслием.
  Лучшие роли: Мерич ("Бедная невеста" Островского), Кудреев, Жорж
 Градищев ("Нищие духом" и "Злоба дня" Н. Потехина), Молчалин ("Горе от
 ума") и др.
  Лит.: "Исторический вестник", 1903, февраль ј 9 с. 847-848. ' JO 7
  РЕШКЕ (Reszke), Эдвард (23.ХП.1855-ЗОЛ\ 1917) - польский артист оперы
 (бас). Пению учился у своего брата Я. Решке, совершенствовался в Милане
 и Неаполе. Сценич. деятельность начал в 1874 в Варшаве. В 1876-78 пел в
 Париже, в 1880-84 - в Лондоне, в 1890-91 и 1897-98 - в Петербурге.
 Выступал на сцене т-ров "Гранд-Опера" (1885-98), "Метрополитен-опера"
 (1891-92, 1893-97, 1898-1903), "Ла Скала" и др., часто с Я. Решке [
 вместе с ним участвовал в первых пост. опер "Иродиада" (1884) и "Сид"
 (1885) Массне, и др.]. Один из лучших басов 19 в., Р. особенный успех
 имел в вагнеровском репертуаре.
  Партии: Ганс Сакс. Вотан, Хундинг, Хаген, Король Марк, Даланд
 ("Нюрнбергские мейстерзингеры". "Кольцо Нибелунга". "Тристан и Изольда",
 "Летучий голландец" Вагнера), Дон Базилио; Вальтер ("Вильгельм Телль"
 Росси' ни), Рамфис ("Аида"), Марсель, Захария ("Гугеноты", "Пророк"
 Мейербера), Плумкет ("Марта" Флотова), Гудал ("Демон"), Рокко ("Фиделио"
 Бетховена), Лепорелло ("Дон Жуан"), Нилаканта ("Лакме"), Клавдий
 ("Гамлет" Тома), Мефистофель ("Фауст") и др.
  Лит.: Metropoliten opera annals. сотр. by W. H. Seltsam, N. Y.,
 [1949]; Скальковский К., В театральном мире, СПБ. 1899, с. 341-53.
  РЕШКЕ (Reszke), Ян Мечислав (Жан де) (14.1.1850- 3. IV. 1925) -
 польск. артист (c)перы (лирико-драматич. тенор). Мальчиком пел в хоре
 Варшавского собора. Пением занимался у Чаффеи в Варшаве,
 совершенствовался у А. Котоньи в Милане. В 1874 дебютировал как баритон
 в т-ре "Фени-че" (Венеция) и на протяжении двух лет пел ведущие
 баритоновые партии в Л он доне, Дублине и Париже (Фигаро в "Севильском
 цирюльнике", Валентин в "Фаусте", Невер в "Гугенотах", Граф в "Свадьбе
 Фигаро"). В 1879 обратился к теноровому репертуару. Широкое признание
 пришло к нему после участия в парижской премьере "Иродиады" Массне
 (1884) в театре "Гранд-Опера", на к-рую он был приглашён автором. Затем
 Р. выступил здесь в премьере оперы Массне
  "Сид" (1885). Гастролировал в Англии, США; совм. с братом Э. Решке -
 в России (1890-91, 1897-98, Петербург). Оставил сцену в 1904.
  Р. - один из крупнейших теноров 2-й пол. 19 в. Он обладал голосом
 металлич. тембра, баритональным по окраске, густым и сочным. Его лучшие
 партии отличались романтич. приподнятостью и полнотой чувств:
  Рауль ("Гугеноты"). Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Хозе, Вертер,
 Лоэнгрин; Тристан, Вальтер ("Тристан и Изольда", "Нюрнбергские
 мейстерзингеры" Вагнера) и др.
  Был выдающимся вок. педагогом, Лит.: L e i s e г C., J. de Reszke and
 the great days of opera, N. Y., 1933; H u r s t P. G., The age of J. de
 Reszke, L., 1958. См. также лит. к ст. Э. Решке. [}с Т
  РЖ‚ЦКАЯ, Лидия Ивановна [р. 5(17).IV.1899] - белорус. сов. актриса.
 Нар. арт.'СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Творч.
 деятельность начала в 1917 в Белорус. товариществе драмы и комедии, где
 сыграла роли:
  Пронька ("Хам" Ожешко), Зоська ("Разорённое гнездо" Купалы). С

<< Пред.           стр. 634 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу