<< Пред. стр. 634 (из 913) След. >>
композитора А. Н. Вер-стовского. Работала на моск. сцене (1823-41).Постоянная партнёрша П. С. Мочалова и М. С. Щепкина. Была замечательной
исполнительницей комедийных и драматических ролей. Выступала также в
операх, концертах, с большим успехом исполняла вокальные партии в
водевилях. Р. включала в свои роли арии, романсы, куплеты. Игра её
отличалась эмоциональностью, темпераментом. В драм. спектаклях лучше
всего ей удавались роли волевых женщин, утверждающих своё человеческое
достоинство; в водевилях исполнение Р. было проникнуто женственной
грацией, лукавством. Р. пользовалась симпатией передовой публики и
критики. Иск-во Р. высоко ценил В. Г. Белинский.
Лучшая роль - Зем-фира ("Цыганы" Пушкина, 1829). К числу значит,
ролей Р. принадлежат также: Сюзанна ("Женитьба Фигаро",
1838), Луиза ("Коварство и любовь", 1829), Лиза ("Лев Гу-рыч
Синичкин" Ленского, 1839), Лиза ("Барышня-крестьянка" по Пушкину), Эмма
("Муж и жена"), паж Вильгельм ("Старый гусар"), Генриетта ("Невеста"
Обера), Надежда ("Аскольдова могила" Верстовского, 1835) и др.
В 1841, выйдя замуж за Верстовского, Р. оставила сцену.
Лит.: Родиславский В., Надежда Васильевна Верстовская (Репина).
"Искусство", 1883, .ј 9; Г о з e н-п уд А.. Музыкальный театр в России,
Л., 1959, с. 706- 7И- Ю. Д.
РЕПИНА-РАППОНЕТ, Мария Николаевна [р. 1 (13). X. 1882] - рус. сов.
актриса. Нар. арт. С.-О. АССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1944.
Деп. Верх. Совета С.-О. АССР 2-го и 3-го созывов. В 1909 окончила
Музыкально-драм. школу в Киеве и вступила в труппу киевского Т-ра
Соловцова. В 1910-13 играла в Харькове, в 1913-14 - снова в Т-ре
Соловцова (Киев), в 1918-20 - в Одессе. В 20-30-е гг. Р.-Р. работала в
т-рах Владикавказа, Ростова, Махачкалы, Грозного, Уфы и др. В 1939-51 -
актриса Рус. драм. т-ра С.-О. АССР (г. Орджоникидзе). Р.-Р. рано стала
играть характерные роли пожилых женщин. Её творчество отличалось мягким,
тёплым юмором, порой остротой внешнего рисунка.
Роли: Сафонова ("Русские люди"), Мотылькова ("Слава" Гусева), Мария
Яковлевна Корчагина ("Как закалялась сталь"), Мария Львовна
("Беспокойная старость"), Марфа Тимофеевна ("Дворянское гнездо" по
Тургеневу), Галчиха ("Без вины виноватые"), Анфуса ("Волки и овцы"),
Арина ("Дети Ванюшина" Найдёнова), Хрюмина ("Горе от ума") и ДР, Е. Ж.
РЕПЛИКА (итал. replica, от. лат. replico - возражаю)- элемент сценич.
диалога; фраза, к-рую актёр говорит в ответ на слова партнёра. Р. наз.
также последнюю фразу (или часть фразы) сценич. персонажа, за к-рой
следует текст др. действ, лица пьесы.
РЕПРИЗА (франц. reprise, от reprendre - возобновлять, повторять) в
цирке и на эстраде- 1) шуточная реплика или сценич. трюк (см. Лацци). 2)
В номерах наездников, гимнастов, акробатов законченная комбинация
трюков, исполнив к-рую, артист обычно раскланивается с публикой. Ю. Д.
РЕРИХ, Николай Константинович [27.1Х(9.Х). 1874-13.XII. 1947] - рус.
живописец, археолог, писатель, театр. художник. Академик живописи
(1909). Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1897), Академию художеств
(1897). Занимался в мастерской А. И. Куинджи. Примыкал к художеств.
объединению "Ммр искусствам. Для т-ра начал работать в 1907 ("Три
волхва", Старинный театр. Петербург). Среди его работ - "Фуэнтеовехуна"
(1911-12, Старинный т-р, Петербург), "Снегурочка" Островского (1912,
Рус. т-р, Петербург). Оформляя муз. спектакли, Р. передавал особенности
творчества композитора. Его театр. эскизы представляют собой
самостоятельные живописные картины. Сумрачная поэзия Скандинавии
передана Р. в оформлении спектакля "Пер Гюнт" Ибсена (1912, МХТ),
романтика зап. средневековья в оформлении оперы "Тристан и Изольда"
Вагнера (1912, неосуществл. пост.). Увлечение древнерус. стариной,
монумент, формами рус. архитектуры проявились в эскизах для оперы "Князь
Игорь" (в декорациях Р. шёл 2-й акт оперы, пост. С. П. Дягилева, 1909).
Среди лучших работ художника - также оформление балета "Весна священная"
Стравинского (1913, антреприза Дягилева, Париж). С 1920 Р. жил и работал
за границей (в Индии и др.). АН. Ш.
РЕСПЙГИ (Respighi), Отторино (9.VII.1879- 18.IV.1936) - итал.
композитор. Учился в Болонском муз. лицее. В 1900-03 был альтистом
театр. оркестра в Петербурге. Здесь брал уроки у Н. А.
Римского-Корсакова. Преподавал в римской академии "Санта-Чечилия" (с
1913) и др. уч. заведениях. Академик Италии (1932), Берлинской академии
иск-в.
Автор опер "Семирама" (1910, т-р "Комунале", Болонья), "Бельфагор"
(1923, т-р "Ла Скала"), "Потонувший колокол" (по о. п. Гауптмана, 1927.
Гамбург), "Пламя" (1934. т-р "Опера", Рим), "Орфей" (свободная обработка
о. п. К. Монте-верди, 1935, т-р "Ла Скала"), "Лукреция" (поем., 1937,
там же) и др.
Выдающийся итал. композитор 20 в., Р. был крупным симфонистом. В
своих операх он стремился добиться равновесия между симф. и вок.
началами. Оперы Р. отличаются сценичностью, красочной оркестровкой.
Симф; соч. легли в основу балетов Р.: "Венецианская шутка" (1920, т-р
"Костанци". Рим), "Волшебный горшок" (по рус. нар. сказкам, 1920, там
же), "Спящая красавица" (по сказке Ш. Перро, 1922, т-р "Одескальки",
Рим) и др. Лит.: К р e и н Ю., Отторино Респиги, "Сов. музыка", 1960, .ј
8; D e R e n s i s R., O. Respighi, Torino, 1935;
Re spighi E., O. Respighi, Mil., 1954. Св. Г.
РЕТТИГЕН (Rattigan), Теренс (р. 10.VI. 1911) - англ. драматург.
Творч. деятельность начал в 1933 пьесой "Первый эпизод". В 1936 написал
драму "Французы без слез", имевшую большой успех. Отрицая идейный т-р,
Р. не выходит за рамки узкой тенденциозности, будь то призыв к свободе
личности - "Мальчик из Уинслоу" (1946, т-р "Лирик"), или прославление
политич. авантюриста полковника Лоурен-са - "Росс" (1960, т-р
"Хеймаркет"). Пьесы Р. далеки от общественно значимых проблем, но они
отличаются сценичностью, мастерством построения диалога и пользуются
популярностью в Англии и др. странах. В пьесах Р. выступали крупнейшие
англ. актёры - Дж. Гилгуд ("Вариация на тему", 1958, т-р "Глоб"), П.
Скофилд (Александр Великий - "Приключенческая история"), П. Эшкрофт и К.
Мор ("Глубокое синее море"), А. Гиннес (полковник Лоуренс -"Росс").
Соч.: Collected plays, v. 1-2, L., 1956; в рус. пер.:
Огни на старте, М., 1957. В. Ю.
РЕФРЕН (франц. - refrain) - часть стихотворения, песни, повторяющаяся
после каждой строфы, куплета, эпизода. Мастерство исполнения Р.
характерно для артистов эстрады Б. С. Борисова (произв. Беранже), Л. О.
Утёсова, И. С. Набатова, П. В. Рудакова и др. М. 3.
РЕФУС (Rehfuss), Хейнц (р. 25.V.1917) - швейц. певец (высокий бас).
Учился пению у своего отца, известного певца К. Рефуса. В 1940-52
выступал на сцене оперного т-ра в Цюрихе, затем в Париже, Риме, Венеции,
Неаполе, Барселоне, Чикаго и др. городах мира.
Среди лучших партий: Дон Жуан (о. п. Моцарта), Доктор Шён ("Лулу" А.
Берга), Голо ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Царь Эдип (о. п.
Стравинского), Борис Годунов.
РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio - рассмотрение, обследование) - вид лит. и
художеств. критики; лите-ратурно-критич. статья, дающая оценку (или
анализ) художеств. произв. (гл. обр. новому) - спектаклю, пьесе, муз.
произв., кинофильму и т. п. Развёрнутая Р., рассматривающая ряд произв.,
объединённых по хронологич., тематич. или к.-л. др. признаку, наз.
критич. обзором. Р. обычно печатаются в журналах и газетах
(критико-библиографич. отдел). См. также ст. Театральная критика.
РЕЧИТАТИВ [итал. recitativo, от recitare-декламировать (лат. recito -
читаю вслух)] - род вок. музыки, близкий к напевной декламации. Р.
основан на выразит., эмоционально окрашенных речевых интонациях,
повышениях и понижениях голоса, акцентах, паузах и т. п. Речитативная
мелодия не образует замкнутой муз. формы и в значит, мере подчиняется
синтаксич. расчленению текста. Прообраз Р. - в манере исполнения нар.
певцами муз.-поэтич. произв. (типа рус. былин) и в самом мелодич. складе
этих произв. Утверждение Р. в светской проф. музыке связано с
возникновением оперы (на рубеже 16-17 вв.). В итал. опере 17-18 вв.
определились два типа Р.:
"секко" (букв. - сухой Р.), исполнявшийся в свободном ритме,
"говорком" и поддерживаемый отдельными аккордами на клавесине, и
аккомпанированный Р. - более мелодичный и чётко ритмованный, с
музыкально развитым оркестровым сопровождением. Первый обычно применялся
в диалогах, второй - в монологах (предшествуя арии). Выразительность Р.
широко использована в классич. опере 18 в. (X. В. Глюк, В. А. Моцарт и
др.). В 19 в. Р. с сопровождением клавесина окончательно вытесняется
мелодически развитым Р. Композиторы 19 в. стремились к наиболее полному
воплощению слова в Р. (в отличие от арии, допускающей лишь обобщённую
передачу текста). В опере 19 в. Р. насыщается певучестью, песенн остью
(Р. в операх Глинки, в "Снегурочке", "Царской невесте", "Русалке"),
происходит слияние кантилены и Р. в единый ариозно-декламац. вок. стиль
("Каменный гость" Даргомыжского, "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова,
"Отелло" и "Фальстаф" Верди, "Кольцо Нибелунга" Вагнера). Оригинальный
вид Р., опирающегося на нар. истоки,- былинный Р., создал
Римский-Корсаков в опере "Садко".
Яркий и выразит. Р. встречается в операх сов. композиторов, особенно
у С. С. Прокофьева. Кроме опер, Р. применяется и в др. вок. жанрах
(кантата, оратория).
Лит.: Д р у с к и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы.... Л.,
1952, гл. 2; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики...,
М., 1952, гл. 8.
РЕЧЬ СЦЕНИЧЕСКАЯ - одно из осн. средств театр. воплощения
драматургич. произв. Р. с. даёт возможность актёру донести до зрителя
идея, мысли и чувства, заложенные в тексте. Владея мастерством Р. с.,
актёр раскрывает внутр. мир, передаёт социальные, психологич., нац.,
бытовые черты характера персонажей. Красота, образность, музыкальность
языка и особенности речи, отличающие людей разных историч. эпох,
народов, социальных кругов и профессий, определяют ритм, мелодику,
тембр, динамику, интонационную окраску Р. с. Меняя их, актёр может
изменять трактовку образа, эмоциональную силу своей игры. Выбор тех или
иных приёмов и красок Р. с. зависит также от стиля и жанра исполняемого
произведения.
Техника Р. с. является существенным элементом актёрского мастерства и
связана с звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания,
чёткостью и ясностью произношения (дикцией). Характер и стиль Р. с.
менялись и развивались на протяжении всей истории т-ра у актёров разных
школ и направлений. Особенности построения античной драмы, архитектура
театр. сооружений, вся обстановка театр. представлений, разыгрывавшихся
под открытым небом, сформировали законы эллинской классич. декламации.
Они были преобразованы, изменены и развиты в европ. сценическом иск-ве.
См. Искусство актёра.
Высокая культура Р. с. во франц. т-ре 17-18 вв. связана с иск-вом
декламации. Нормативная эстетика классицистского т-ра требовала от
исполнителя соблюдения правил мерной, чёткой декламации, подчинённой
ударениям и цезурам стихотворной трагедии. Мелодичность речи, ораторский
пафос, красноречие присущи всем героям классицистской драмы. Актёр
выражает чувства героев в певучей патетике, ритмич. читке текста. У
актёров романтич. т-ра партитура Р. с. была связана с чередующимися
нарастаниями и спадами чувств, характеризовалась ускорениями и
замедлениями, переходами голоса от piano к forte, неожиданными
интонациями.
В конце 19- нач. 20 вв. во мн. странах усилилась борьба за реалистич.
звучание Р. с. К ней были предъявлены требования - передавать сложные
оттенки характеров, нравов, особенности социального положения
персонажей. Нарушая каноны риторич. декламации, отказываясь от нарочитых
акцентов, мелодич., музыкальных эффектов, актёры реалистич. т-ра
утверждали Р. с., логически связанную с содержанием текста.
Расцвет реалистич. иск-ва Р. с. связан гл. обр. с рус. т-ром, с
деятельностью Малого т-ра. Поворот к реализму, совершённый М. С.
Щепкиным, в значительной мере коснулся Р. с. Щепкин требовал отказа от
напыщенной декламации, от размеренного скандирования стиха и призывал к
естественности, простоте Р. с., приближению её к разговорной речи.
Огромное значение работе актёра над словом, раскрывающим глубины
человеческих характеров, придавал А. Н. Островский. Он призывал не
только смотреть, но и слушать пьесы. На драматургии Островского была
воспитана плеяда выдающихся рус. актёров (Садовские и др.), мастеров Р.
с., считающих слово осн. средством характеристики образа. Актёры Малого
т-ра утверждали и совершенствовали иск-во выразительного, художеств.
слова на сцене, раскрывали нац., фонетические, колористич. особенности и
поэтич. богатства рус. нар. языка. На рубеже 19 и 20 вв. новую эру в
истории развития Р. с. открыл К. С. Станиславский. В разработанной им
системе работы актёра над собой и над ролью (см. Станиславского система)
он обобщил творч. опыт рус. и мирового реалистич. т-ра, искал приёмы,
помогающие актёру достигнуть мастерства Р. с. "Говорить - значит
действовать",- утверждал К. С. Станиславский (Собр. соч., т. 3, 1955, с.
92). Работая над словом, он подразумевал и текст и подтекст, требуя,
чтобы актёр видел за каждым произносимым им словом не отвлечённые
понятия, а полнокровную, подлинную жизнь, чтобы он захватывал, убеждал
партнёров и зрителей своими видениями, чувствами, "словесным действием".
В сов. время техника Р. с. является одной из важнейших дисциплин,
изучаемых в театр. ин-тах, школах и студиях, включается в учебные
программы нар. самодеят. т-ров. Над системой воспитания мастерства Р. с.
много работал В. К. Се-режников. Плодотворный метод преподавания Р. с.
ввела Е. Ф. Саричева, автор учебников по этой дисциплине. Идейные и
образные возможности Р. с. раскрыли и обогатили мастера художеств. слова
А. Я. Закушняк, В. Н. Яхонтов, Д. Н. Журавлёв, А. И. Шварц, С. А.
Кочарян.
Лит.: Станиславский К. С., Работа актёра над собой. Собр. соч., т. 3,
M., 1955; Немирови ч-Д а н ч e н-коВл. Ив., Статьи. Речи. Беседы.
Письма, М., 1952; К н е-б e л ь М. О., Слово в творчестве актёра, 1954;
Саричева Е. Ф., Сценическая речь, М., 1955; Дурылин С. Н., Семья
Садовских, М.-Л., 1939. 4. 77.
РЕШЕТНИКОВ, Пётр Михайлович [11 (24). VI. 1915-8. IX.1960] - якутский
сов. актёр. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистической партии с 1957.
Вся сценич. деятельность Р. связана с Якутским муз.-драм. т-ром им.
Ойунского, в труппу к-рого он вступил в 1934,по окончании Студии при
этом т-ре. В 1937- 1938 учился в школе при Моск. т-ре Революции. Р. был
актёром по преимуществу комедийным. Образы, созданные им, отличались
жизнерадостностью, нар. юмором, яркой характерностью, чёткостью сценич.
рисунка. Р. обладал хорошим голосом, музыкальностью.
Роли: Бобчинский и Хлестаков; Алёшка и Лука ("На дне"), Фон-Кальб
("Коварство и любовь"). Счастливцев; Робинзон ("Бесприданница"), Скапен,
Швандя; Глеба ("Русские люди"), Васька-Окорок ("Бронепоезд 14-69"),
Курочкин ("Свадьба с приданым" Дьяконова), Сорук-Боллур ("Ньюргун
Боо-тур" Сивцева), Василий Манасов ("Молодёжь Марыкчана" Золотарёва),
Молчес ("Лоокут и Ньюргусун" Сметанина).
Особое место в творчестве Р. занимало исполнение ролей Ленина
("Человек с ружьём" Погодина, "Незабываемый 1919-й" Вишневского) и роли
Макара Дубравы (о. п. Корнейчука).
Р. занимался режиссурой.
Пост. спектакли: "Семья Тарабукиных" Никифорова и Заболоцкого (1955),
"Проделки Скапена"; "Мать своих детей" Афиногенова, оратория Григоряна
"Якутская праздничная" (1957), "Финист - ясный сокол" Шестакова (1952),
"Семья Аллана" Мухтарова (совм. с Местниковым, 1953). Снимался в кино.
Лит.: Кириллова В., Двадцать лет на сцене Якутского театра, "Театр",
1953, ј 11; Якутский Гос. муз.-драм. театр им. П. А. Ойунского, Якутск,
1957. М. Лифш.
РЕШЙМОВ, Михаил Аркадьевич (наст. фам. - Горожанский; 1845 -
21.VIII.1887) - рус. актёр. Был офицером. Занимался в "Артистическом
кружке" в Москве под руководством Н. Е. Виль-де. В 1866 дебютировал в
Малом театре, но уехал в провинцию. Выступал в Вильно, Саратове, Казани.
В 1869 вторично дебютировал в Малом т-ре (Глумов - "На всякого мудреца
довольно простоты"). Играл здесь до конца жизни; роли: Паратов, Чацкий и
др. Современники отмечали жеманность, манерность, искусственность игры
Р. В 70-х гг. 19 в. Р. сыграл ряд ролей, определивших особенность нового
амплуа фатов, имел в этих ролях большой успех. Его сценические герои
обладали изяществом манер, самоуверенностью, легкомыслием.
Лучшие роли: Мерич ("Бедная невеста" Островского), Кудреев, Жорж
Градищев ("Нищие духом" и "Злоба дня" Н. Потехина), Молчалин ("Горе от
ума") и др.
Лит.: "Исторический вестник", 1903, февраль ј 9 с. 847-848. ' JO 7
РЕШКЕ (Reszke), Эдвард (23.ХП.1855-ЗОЛ\ 1917) - польский артист оперы
(бас). Пению учился у своего брата Я. Решке, совершенствовался в Милане
и Неаполе. Сценич. деятельность начал в 1874 в Варшаве. В 1876-78 пел в
Париже, в 1880-84 - в Лондоне, в 1890-91 и 1897-98 - в Петербурге.
Выступал на сцене т-ров "Гранд-Опера" (1885-98), "Метрополитен-опера"
(1891-92, 1893-97, 1898-1903), "Ла Скала" и др., часто с Я. Решке [
вместе с ним участвовал в первых пост. опер "Иродиада" (1884) и "Сид"
(1885) Массне, и др.]. Один из лучших басов 19 в., Р. особенный успех
имел в вагнеровском репертуаре.
Партии: Ганс Сакс. Вотан, Хундинг, Хаген, Король Марк, Даланд
("Нюрнбергские мейстерзингеры". "Кольцо Нибелунга". "Тристан и Изольда",
"Летучий голландец" Вагнера), Дон Базилио; Вальтер ("Вильгельм Телль"
Росси' ни), Рамфис ("Аида"), Марсель, Захария ("Гугеноты", "Пророк"
Мейербера), Плумкет ("Марта" Флотова), Гудал ("Демон"), Рокко ("Фиделио"
Бетховена), Лепорелло ("Дон Жуан"), Нилаканта ("Лакме"), Клавдий
("Гамлет" Тома), Мефистофель ("Фауст") и др.
Лит.: Metropoliten opera annals. сотр. by W. H. Seltsam, N. Y.,
[1949]; Скальковский К., В театральном мире, СПБ. 1899, с. 341-53.
РЕШКЕ (Reszke), Ян Мечислав (Жан де) (14.1.1850- 3. IV. 1925) -
польск. артист (c)перы (лирико-драматич. тенор). Мальчиком пел в хоре
Варшавского собора. Пением занимался у Чаффеи в Варшаве,
совершенствовался у А. Котоньи в Милане. В 1874 дебютировал как баритон
в т-ре "Фени-че" (Венеция) и на протяжении двух лет пел ведущие
баритоновые партии в Л он доне, Дублине и Париже (Фигаро в "Севильском
цирюльнике", Валентин в "Фаусте", Невер в "Гугенотах", Граф в "Свадьбе
Фигаро"). В 1879 обратился к теноровому репертуару. Широкое признание
пришло к нему после участия в парижской премьере "Иродиады" Массне
(1884) в театре "Гранд-Опера", на к-рую он был приглашён автором. Затем
Р. выступил здесь в премьере оперы Массне
"Сид" (1885). Гастролировал в Англии, США; совм. с братом Э. Решке -
в России (1890-91, 1897-98, Петербург). Оставил сцену в 1904.
Р. - один из крупнейших теноров 2-й пол. 19 в. Он обладал голосом
металлич. тембра, баритональным по окраске, густым и сочным. Его лучшие
партии отличались романтич. приподнятостью и полнотой чувств:
Рауль ("Гугеноты"). Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Хозе, Вертер,
Лоэнгрин; Тристан, Вальтер ("Тристан и Изольда", "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера) и др.
Был выдающимся вок. педагогом, Лит.: L e i s e г C., J. de Reszke and
the great days of opera, N. Y., 1933; H u r s t P. G., The age of J. de
Reszke, L., 1958. См. также лит. к ст. Э. Решке. [}с Т
РЖ‚ЦКАЯ, Лидия Ивановна [р. 5(17).IV.1899] - белорус. сов. актриса.
Нар. арт.'СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Творч.
деятельность начала в 1917 в Белорус. товариществе драмы и комедии, где
сыграла роли:
Пронька ("Хам" Ожешко), Зоська ("Разорённое гнездо" Купалы). С