<< Пред. стр. 635 (из 913) След. >>
1921-актриса 1-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы).Воспитанница режиссёра Е.А.Мировича. Исполнительница драматич., остро
характерных и комедийных ролей, Р. придаёт своим сценич. образам сочную
нац. окраску. Её лучшие работы отличаются яркостью сценич. рисунка,
народностью, простотой, обаянием.
Роли: Заира ("Мятеж", 1927), Елена ("Междубурье" Курдина, 1929),
Простакова ("Недоросль", 1934), Лида ("Платон Кречет", 1936),
Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1936), Соколова ("Последние", 1937),
Кручинина ("Без вины виноватые", 1938), тётя Катя ("Кто смеётся
последним" Крапивы, 1939), Степанида ("Гибель волка" Самуйлёнка, 1939),
Шаблова ("Поздняя любовь" Островского, 1944), Альжбета ("Павлинка"
Купалы, 1944), Северова ("Московский характер" Софронова, 1948), Авдотья
Захаровна ("Поют жаворонки" Крапивы; Гос. пр. СССР, 1952), Кукушкина
("Доходное место", 1953), Анна Чихнюк ("Извините, пожалуйста!"
Мака-енка, 1954) и др. Снималась в кино.
Лит.: Мастацтва Совецкай Беларус?, М?нск, 1955, с. 438-444; Няфёд
Ул., Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959;
Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 204-212.
С. Пет.
P3AEBA, Агигат Кули кызы [ р. 20.V(2.VI).1907] - азерб. сов. артистка
оперы (сопрано). Нар. арт. Аз. ССР (1943). Участвовала в художеств.
самодеятельности. С 1927 - солистка Т-ра оперы и балета им. Ахундова
(Баку). Р. - одна из первых азерб. оперных артисток, поёт партии
драматич. сопрано и меццо-сопрано. В её исполнении сочетаются
задушевность, непосредственность нар. пения с высокой проф. культурой.
Лучшие партии: Асли ("Аслии Керем" У. Гаджибекова), Шах-Сенем ("Ашик
Гариб" 3. Гаджибекова). Другие партии: Араб Зенги ("Шах Исмаил"
Магомаева), Лейли, Тел-ли ("Лейли и Меджнун", "Аршин мал алан" У.
Гаджибекова). С 1952 ведёт концертную деятельность.
Лит.: Агигат Рзаева, Баку, 1959 [буклет]; Ч а ф а-р о в Ч., 'Цэгигэт
Рзаева, Бакы, 1957. Н. X.
РЙВАС, Анхель, герцог де - см. Сааведра Ра-мирес де Бакедано.
РИВС (Reeves), Симе (26.IX.1818-25.X.1900) - англ. артист оперы
(лирич. тенор). Мальчиком выступал как органист и певец. В 1838 начал
артистич. деятельность, пел баритональные партии. В 1841 стал исполнять
теноровые партии в т-ре "Друри-Лейн". Совершенствовался в Париже
(1843-45) и Милане
(1846). С большим успехом 'гастролировал на сцене т-ра "Ла Скала". С
1847 занял положение ведущего певца Англии. Выступал в лондонских т-рах,
на музыкальных фестивалях, посвящённых Генделю. Несмотря на популярность
окончил жизнь в жестокой нужде.
Р. - один из видных представителей англ. вок. иск-ва. Он исполнял
партии лирич., драматич. и комедийно-характерные. Часто выступал с А.
Патти, К. Нильсон, Ж. Линд.
Лучшие партии: Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Эдгар ("Лючия ди
Ламмермур" Доницетти), Мэкхит ("Опера нищих" Гея и Пепуша), Фауст (о. п.
Гуно и "Осуждение Фауста" Берлиоза), Гюйон ("Оберон" Вебера).
Р. - автор "Автобиографии" (1858) и педагогич. пособия "Об искусстве
пения" (1900). Be. Т.
РИГА - столица Латв. ССР (632 тыс. жит. на 1963). С 16 в. в Р.
ставились школьные драмы на латинском яз. В 17-18 вв. здесь выступали
приезжие труппы нем., англ. комедиантов. В сер. 18 в. в Р. был осн. нем.
театр. для к-рого в 1782 выстроено каменное здание; здесь давались
драматич., оперные и балетные спектакли, гастролировали зарубежные
артисты.
С 1868 организуются латышские любительские спектакли, Р. становится
центром нац. сценич. иск-ва. С 1883 в Риге работал рус. театр (в 1902-09
- антреприза К. Н. Незло-бина). На рижской сцене выступали М. Г. Савина,
П. А. Стре-петова, Г. Н. Федотова, К. А. Варламов, П. Н. Орленев, В. Ф.
Комиссаржевская, И. Н. Певцов и др., в 190406 в Р. работал К. А.
Марджанишвили.
При Сов. власти (1919) созданы гос. латышские т-ры:
"Рабочий т-р Сов. Латвии" (ныне- Латв. т-р драмы). "Опера Сов.
Латвии" (ныне - Т-р оперы и балета Латв. ССР), в 1920 осн. латышский
Художественный т-р (ныне - Художеств т-р Латв. ССР).
В Р. работают (1965): Т-р оперы и балета Латв. ССР, ставящий оперные
спектакли на латыш, и рус. языках; Латв. т-р драмы; Художественный т-р
Латв. ССР им. Я. Райниса;
Рижский т-р русской драмы; Рижский т-р музкомедии (спектакли на
латыш, и рус. языках). Рижский т-р юного зрителя им. Ленинского
комсомола (две труппы- латыш, и рус.);
Кукольный т-р Латв. ССР (спектакли на латыш, и рус. язы ках); нар.
Т-р Прибалтийского военного округа (рус.); цирк. Кадры театр. работников
готовят Латв. гос. консерватория (театр. ф-т) и Рижское хореографич.
уч-ще.
Лит.: Театры Сов. Латвии, Рига, 1955; Витолинь Я. и Грюнфельд Н.,
Латвийская ССР, 2 изд., М., 1957 (Музыкальная культура союзных
республик); В а х-р у ш е в а Е. А., Дорога исканий, Рига. 1958; К у н
д-з и н ь К., Латышский театр. М., 1963; Rigaer Theater-und
Tonkunstler-Lexikon. Geschichte nebst des Rigaer Theaters..., Hrsg. von
М. Rudolph, Riga, 1890; Chronologische Uebersicht tiber die Geschichte
des Rigaer Theaters, Riga, [1910 ]. К.К.
"РИГОЛЕТТО" ("Rigoletto") - опера Дж. Верди, либр. Ф. М. Пъяве по
драме В. Гюго "Король забавляется". Пост. 11 марта 1851, т-р "Фениче",
Венеция (Риголетто - Варези, Герцог - Мираче, Джильда - Брамбилла,
Спара-фучиле - Понс, Маддалена - Казалони). Опера обошла многие т-ры
мира и сохраняется в их репертуаре в 20 в.
В России впервые шла на итал. яз. 12 февр. 1853, Петербург. На рус.
яз. 12 июля 1878, Павловский т-р, Петербург (пер. Лишина; Риголетто -
Борисов, Джильда - Зыкова. Герцог - Андреев, Магдалена - Батезатул,
Спарафучи-ле - Буховецкий); 6 нояб. 1878 пост. в Мариинском т-ре
(дирижёр Направник). Опера постоянно сохранялась в репертуаре
Мариинского и Большого т-ров.
На сов. сцене пост. 1 окт. 1919, Михайловский т-р, Петроград (дирижёр
Фительберг, реж. Дорожинский, худ. Косяков, балетм. Петров; Герцог -
Пиотровский, Риголетто - Селях, Джильда - Горская, Спарафучиле - Боссе,
Магдалена - Тарновская. Джиованна - Смолянова, Монтеро-не - Киселёв,
Чепрано - Бочаров); 1925, Большой т-р (под назв. "Король забавляется",
дирижёр Штейман, реж. Ла-пицкий, худ. Курилко, балетм. Лащилин; Франциск
I - Озеров, Трибуле - Политковский, Бланш - Барсова, Певец - Пумпянский,
Де Косее - Чаплыгин, Мадам де Косее - Рудницкая, Сальтобадиль -Толкачёв,
Мадлон - Баи-лина, Берар -Шервинская, Де-Сен-Вальер - Арсеньев,
Де-ла-Тур - Пашутин, Паж - Дунаева); 1933, там же (дирижёр Погребов,
реж. Шарашидзе); 1936, Т-р оперы и балета им. Кирова (дирижёр Ельцин,
реж. Каплан), нов. пост. 1954; в 1939 пост. Оперным т-ром им.
Станиславского, Москва (дирижёр Алевладов. реж. Румянцев, худ. Бобышев,
хорм. А. Степанов); 1945, Большой т-р (дирижёр Кондрашин, реж.
Шарашидзе, худ. Волков); 1960, там же (дирижёр Мелик-Па-шаев, реж.-пост.
Петров, худ. Мукасеева, хормейстеры Рыб-нов и Савва, балетм. Хомяков);
1963, там же (дирижёр Найдёнов, пост. А. Иванова, реж. Кожевников, худ.
Клементьев, хорм. Агафонников, балетм. Чудинов). Среди исполнителей:
Смирнов, Собинов. Козловский, Лемешев, Орфёнов, Анджапаридзе (Герцог),
Нежданова, Степанова, Катуль-ская. Барсова, И. Масленникова" Фирсова,
Олейниченко (Джильда), Тартаков. Политковский, Ал. Иванов, Киселёв
(Риголетто), Шаляпин, Степанов (Спарафучиле).
Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1934, 1940), Минск, Тбилиси
(1935). Свердловск, Алма-Ата (1939), Рига (1940), Баку (1940, 1957),
Харьков, Фрунзе (1946), Минск, Ашхабад, Вильнюс (1948), Одесса, Таллин
(1953), Кишинёв (1957, 1964), Рига (1959), Душанбе (1961).
Издания: "Р.", партитура. Mil.. G. Ricordi C1(r) 1914, клавир. Mil.,
Ricordi, [s. а.]; клавир с рус. текстом, пер. П. И. Кирса, М., Юргенсон,
[1891]; M., Гут-хейль, [1888]; сов. изд. клавира, М., Музгиз, 1934 и
1955. Н. Гр.
РИГОРИН (наст. фам. - Л и х т м а н), Григорий Давыдович
[13(25).VII.1897-28.1.1962] -рус. сов. театральный деятель. Засл. деят.
иск-в Тат. АССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Учился в
дра-матич. школе Филармонич. об-ва в Ростове-на-Дону. С 1918-актёр (в
Мариуполе и др. городах). В 1925 поступил в организовавшийся т-р
"Красный факел" и до 1932 был директором этого т-ра. В 1932-34 -
директор Саратовского т-ра им. К. Маркса, в 1934- 1962 - директор
Казанского рус. т-ра (с 1948 - им. В. И. Качалова).
Лит.: Антонов С., Его имени нет на афише, "Театр", 1962, ј 4. И. Я.
РИДАЛЬ (наст. фам. - P и д а л ь-Л ев и н), Арсений Григорьевич [р.
29.XII.1893 (10.1.1894)] - рус. сов. режиссёр, актёр, педагог. Засл.
деят. иск-в Чечено-Ингушской АССР (4960). В 1913 окончил в Брюсселе
консерваторию (класс композиции и дирижирования). В летние месяцы
1910-12 учился режиссуре в "Sommerschule" под рук. М. Рейнхардта в
Германии. Творч. деятельность начал в т-ре "Кривое зеркало" (1913). Был
художественным руководителем и гл. реж. рус. т-ров в Воронеже, Баку,
Куйбышеве, Ереване, Тбилиси, Краснодаре, Ташкенте, работал в Москве
(1931-33). В 1952-62 - режиссёр Грозненского т-ра.
Пост. спектакли: "Конец Криворыльска" Ромашова (1927),
"Оптимистическая трагедия" (1935); "Сирано де Бержерак" Ростана (1936.
1940), "Варвары" (1944), "Враги" (1948). "Русский вопрос" (1947);
"Иванов" Чехова (1960); оперы:
"Кармен"; "Сицилийская вечерня" Верди (обе в 1920), "Сказка о царе
Салтане"; "Турандот" Пуччини (обе в 1927), "Хованщина" (1928), "Тихий
Дон" (1939) и ряд оперетт: "Прекрасная Елена" (1920), "Орфей в аду"
(1921) Оффенбаха и др.
Роли: Шабельский ("Иванов"), Тарелкин ("Дело" Сухо-во-Кобылина),
Порфирий Петрович ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Лука.
Р. - автор комич. оперы "Последнее приключение Дон Жуанам (1923,
Воронеж) и ряда муз. сопровождений к спектаклям. В 1919-60 вёл
педагогич. работу в театр. уч-щах Воронежа, Баку, в Москве (ЦЕТЕТИС),
Ташкенте. М. Лифш.
/РЙДДЕРСАЛЕН" (Riddersalen, букв. - Рыцарский зал) - дат. частный
т-р. Возник в 1877 в Копенгагене как кафе-шантан, позднее был
преобразован в "литературное варьете". С 1926 в "Р." наряду с опереттами
и ревю ставились драм. произв. Расцвет "Р." относится к 30-м гг., когда
т-ром руководили реж. П. Кнутсон, X. Рунгваль, С. Бесеков, привлекавшие
талантливых авторов, сочетавшие в постановочной практике яркую
праздничность ревю, оригинальные эксперименты с глубиной и актуальностью
идейного содержания.
Среди пост. т-ра: "Круглоголовые и остроголовые" Брехта (1936, первая
в мире пост., в работе принимал участие автор), "Пропавшая мелодия"
(1935), "Дюве-ке" (1940) Абелля, отличавшиеся антифашистской и антибурж.
направленностью. В 40-е гг. ставились спектакли "Гамлет", "На дне", "Три
сестры"; драма о норв. Сопротивлении "Если народ хочет жить..." А.
Хьелланна, "Калигула" Камю, "Медея" Ануя, "Йерма" Гарсиа Лорки и др. Со
2-й пол. 50-х гг. "Р." утратил своё значение.
Лит.: N e i i e n d a m R., Forlystelsernes Alle. De
Fre-deriksbergske teatres historie, Kbh.. 1958; Kragh- Jacobsen S.,
Teaterarbogen. 1962-1963, Kbh., 1963.
Вл. М.
"РИЕНЦИ", "Кола Риенци, последний из трибунов" ("Cola Rienzi, der
Letzte der Tribunen")- опера Р. Вагнера, его же либр по роману Э.
Булвер-Литтона "Риенци, или Последний трибун". Пост. 20 окт. 1842,
Дрезден (дирижёр Рейзигер.реж. Хейне, хорм. Фишер; Риенци - Тихачек,
Ирен - Вюст, Стефано Колонна - Детмер. Адриано - Шрёдер-Девриент, Паоло
Орсини - Вехтер). Опера ставилась на мн. оперных сценах мира.
В России пост. 3 нояб. 1879, Мариииский т-р (Риенци - Орлов, Ирена -
Рааб, Адриано - Славина, Орсино - Мельников, Паоло Орсини - Стравинский"
Раймондо - Корякин). На сов. сцене пост. 3 апр. 1923. "Свободная опера
Зимина", Москва (дирижёр Орлов, реж. Просторов, худ. Якулов, балетм.
Чернецкая; Риенци - Матвеев. Ирена - Владимирова, Орсини - Головин,
Колонна - Пирогов, Адриано - Остроумов, Кардинал - Чаплыгин). 7 нояб.
1923, ГАТОБ (дирижёр Похитонов, реж. Петров, художники Щуко и Бенуа,
балетм. Леонтьев; Риенци - Большаков, Орсини - Смирнов, Ирен - Яковлева.
Колонна - Шуиь лин, Адриано - Пен), ff Г p
РИЖСКИЙ ЛАТЫШСКИЙ ТЕАТР - старейший латышский театр. Возник в 1870
сначала как любительский, со 2-й половины 80-х гг. стал
профессиональным. Первым руководителем т-ра был А. Алунан (1870-85). В
1893-1903 и 1905-13 т-ром руководил П. Озолинь, в 1903- 05- E. Дубур. На
сцене Рижского латышского т-ра состоялись премьеры пьес Р. Бла-умана,
Аспазии, Е. Зейболта, А. Бригадере и др. латышских авторов. Здесь
латышский зритель познакомился с произведениями Шекспира, Шиллера,
Лессинга, Гоголя. В труппе выросли видные артисты:
Д. Акментыня, Б. Румниеце, Ю. Скайдрите, Е. Дубур, А. Миерлаук, А.
Фрейманис, А. Михельсон, П. Руд-зитис и др. Но зависимость т-ра от
реакп. "Рижского латышского общества" стала преградой для его творч.
развития. Только изредка, уступая требованиям прогрессивной
общественности, т-р ставил передовую драматургию: "Мещане" (1904), "На
дне" (1906) и др. В годы реакции т-р отказывается от прогрессивных
тенденций и теряет своё общественное значение. Закрылся в 1918 во время
нем. оккупации.
Лит.: КундзиньК. Э., Латышский театр. М., 1963. К. К.
РИЖСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ (Государственный театр музыкальной
комедии Лат в. С С P) - латыш, муз. театр. Основан в 1945 в Риге. Первый
спектакль ("Фиалка Монмартра" Кальмана) пост. в 1946. В т-ре работают
латыш, и рус. труппы. В 1954 т-р пост. первую латыш. сов. муз. комедию
"В краю голубых озёр" Жилинского, в 1955 - муз. комедию Полымского "Дочь
актёра" ("Лев Гурыч Синичкин"), в 1956-"Румму Юри" Арро и Нормета. Вслед
за этим были пост.: "Шесть маленьких барабанщиков" Жилинского (по о. п.
Алунана.1958), "Когда Адам в отпуске" Золотоноса (1958), "Чайки без
моря" Круклиса (1960), "Аннеле" Игенберг (1963). Ставятся муз. комедии
рус. сов. композиторов: "Севастопольский вальс" (1962) Листова,
"Трембита" (1952). "Поцелуй Чаниты" (1959), "Цирк зажигает огни" (1960)
Милютина, "Вольный ветер" (1953), "Белая акация" (1957) Дунаевского;
совр. зарубежные оперетты:
"Свадебный телёнок" Винце (1956), "Баронесса Лили" Хуска (1959), "Моя
прекрасная леди" Лоу (1962) и др. Т-р ставит также водевили и балетные
миниатюры на музыку латыш, композиторов. В труппе т-ра (1963): засл.арт.
РСФСР К. Крахмалёва, засл. арт. Латв. ССР М. Зирдзинь, арт. Вс.
Зирдзинь, Л. Беликова, Ю. Вильгерт, А. Миллер, А. Киселёва и др. Гл.
реж.- засл. арт. Латв. ССР и Чуваш. АССР Б. Прау-дин, гл. дирижёр -
засл. деят. иск-в Латв. ССР Т. Вейш, хорм.- Э. Скудра, балетм.- Э.
Друлле, В. Никитин, худ.-засл. деят. иск-в Латв. ССР А. Зир-нис; Л.
Меркманис.
Лит.: Вейш Т., Десятилетие театра музыкальной комедии, "Советская
Латвия", 1956, 8 янв.
РИЖСКИЙ ТЕАТР РУССКОЙ ДРАМЫ - старейший драматический т-р Латв. ССР.
Осн. в Риге в 1883. В репертуар входили:"Горе от ума", "Мёртвые души",
"Свадьба Кречинского", пьесы Островского, а также произв. Шекспира,
Шиллера и др. Т-р работал в помещении рус. благотворительного об-ва,
обладал сильной труппой. С 900-х гг. в разное время здесь работали
режиссёры К. Н. Незлобии, К. А. Марджа-нов, H.H. Михайловский и др.,
актёры М. Ф. Андреева, И. Н. Певцов, П. Н. Орленев, Е. Т. Жихарева, Е.
Н. Рощина-Инсарова, Г. М. Терехов, Е. А. Поле-вицкая. На сцене т-ра
неоднократно гастролировали М. Т. Иванов-Козельский, В. Ф.
Комиссаржев-ская, H.H. Ходотов, М. В. Дальский, В. И. Качалов, М. А.
Чехов и др. В 1904-05 в т-ре шли спектакли "Мещане", "На дне". Большим
успехом пользовался спектакль "Дачники", к-рый т-р привозил в Москву во
время гастролей.
В 1925 актёры образовали театр. предприятие - товарищество "Т-р рус.
драмы", к-рое работало на самоокупаемости и на взносы членов
товарищества. В период с 1935 до сер. 1940-х (годы после фашистского
ульманисовского переворота) т-р переживал трудности. Но несмотря на
цензурные препоны, он сохранял в своём репертуаре лучшие произв. рус. и
зарубежной классики, ставил пьесы сов. драматургов - "Скутаревский"
Леонова (1934), "Платон Кречет" (1937); "Таня" Арбузова (1939). В этот
период в труппе работали актёры: Л. fi. Мельникова, А. С. Астаров, И. Ф.
Булатов, Ю. И. Юровский, Ю. Л. де-Бур, Е. О. Бур-Бунчук, Н. С.
Барабанов, А. С. Александрова, В. А. Шаховской, Е. А. Долин и др.,
входившие впоследствии в труппу Гос. рус. драматич. т-ра Латв. ССР (так
назывался в 1940-58).
После вхождения Латвии в Сов. Союз (1940) т-р стал государственным, в
его репертуаре утвердились пьесы рус. сов. авторов, латыш, совр.
драматургов и произв. совр. зарубежной драматургии. Во время фашистской
оккупации Латвии (1941-44) т-р был закрыт. Часть актёров находилась в
эвакуации, работала в военных ансамблях. В 1944 т-р был восстановлен (в
1958 переименован в Р. т. р. д.). Среди лучших спектаклей т-ра: "Враги",
"Без вины виноватые" (оба в 1946), "Мещане", "Дядя Ваня", "Кремлёвские
куранты" (все в 1947), "Лес"; "Свадьба Фигаро" Бомарше (оба в 1948),
"Дворянское гнездо" по Тургеневу (1949), "Калиновая роща" Корнейчука
(1950), "Воскресение", "Ревизор", "Любовь Яровая" (все в 1951),
"Дачники"; "Бешеные деньги" Островского (оба в 1952), "Волки и овцы"
(1953); "Сомов и другие" Горького, "Король Лир"; "Порт-Артур" Петрова и
Степанова (все в 1954), "Привидения" (1956); "Макбет", "Сонет Петрарки"
Погодина (оба в 1957), "Тевье-молочник" Шолом-Алей-хема, "Такая любовь"
Когоута (оба в 1958), "Щедрый вечер" Блажечка (1961), "Сирано де
Бержерак" Ростана, "Чёрные птицы" Погодина, "Не склонившие головы"
Дугласа и Смита (все в 1962), "Совесть" Павловой (1963), "Егор Булычов и
другие" (1964).
Т-р ставил пьесы латыш, драматургов: "В огне" Блаумана, "Любовь
сильнее смерти" Райниса, "Купальщица Сюзанна" Упита, "Маяк на острове" и
"Буря" Лациса, "Слово женщинам" Залите, "В какую гавань?" Григулиса,
"Хотя и осень" Приеде и др.
Режиссёрами т-ра в разные годы работали: А. П. Глеков (1945-48), А.
С. Мартынов (1948-51), M. A. Пярн (1940-52), A. A. Ефремов (1948-50), A.
И. Лакшин (1952-56), С. Э. Радлов (1954-58), В. М. Ба-люнас (1956-60),
О. Э. Лебедев (1960-63) и др. Более 30 лет (1925-59) проработал здесь
нар. арт. СССР Ю. И. Юровский, к-рый был главным исполнителем
большинства ведущих ролей и режиссёром мн. спектаклей.
В труппе т-ра (1965): нар. арт. Латв. ССР - Н. С. Барабанов, Е. О.
Бур-Бунчук, В. Я. Глухов; засл. арт. Латв. ССР - А. С. Александрова, А.
Р. Аугш-кап, С. П. Васильев, Р. Н. Дамбран, Б. С. Дзерук, Е. Н. Крылова,
А. Р. Пельше, М. А. Подгурская, Г. П.Тимофеев, Б. Ц. Тихов, В. А.
Шаховской и др.; худ. т-ра засл. деят. иск-в Латв. ССР М. А. Аболинь и
Ю. Н. Феоктистов. Гл. реж. т-ра (с 1963) - засл. деят. иск-в УССР А. Ф.
Кац.
Лит.: Пятнадцать лет русского театра в Латвии (1921- 1936), "Общества
друзей рус. театра в Латвии", Рига. 1936;
ВахрушеваЕ., Дорога исканий, Рига, 1958. Ел. В.
РЙККА, Сиркка Андреевна (р. 1912) - сов. певица (сопрано). Нар. арт.
РСФСР (1957). Род. в финской семье, эмигрировавшей в США. Впервые
выступила на эстраде рабочего клуба в Детройте. С 1932 живёт в СССР. В
1948 окончила Ленингр. консерваторию. С 1939-солистка ансамбля песни и
пляски "Кантеле", в 1952-филармонии в Петрозаводске. Выступает как
концертная певица с песнями разных народов. Обладает чистым и звучным
голосом прозрачного тембра. Исполнительская манера отличается