<< Пред.           стр. 636 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 задушевностью.
  Лит.: Я у н з e м И., Одна из лучших певиц страны, "Сов. культура",
 1959, 29 авг., .Ni 106. А. Ив.
  РИККОБОНИ (Riccoboni), Луиджи Андреа (1675- 1753) - итал. актёр,
 драматург, театр. деятель. Род. в семье актёра Антонио Р. С 14-летнего
 возраста выступал (под именем Лелио) в бродячих труппах коме"-дии дель
 арте. В 1698 стал директором (капокомико) собств. труппы. Стремясь к
 созданию в Италии лит. т-ра, Р. боролся с деградировавшей к нач. 18 в.
 комедией дель арте, пытался ставить итал. трагедии 16 в., франц. комедии
 и трагедии 17 в., а также собств. пьесы. Однако эти попытки не имели
 успеха, т. к. большинство зрителей сохраняло приверженность комедии дель
 арте. В 1716 Р. по приглашению франц. регента возглавил т-р "Комеди
 Италъенн" (Париж), с к-рым была связана его дальнейшая работа. В 1731
 отошёл от т-ра и занялся лит. деятельностью. Автор нескольких работ о
 т-ре.
  Соч.: Nouveau theatre italien. Р., 1816-31 (пьесы Р.);
  L'histoire du theatre italien. v. 1-2, Р., 1728; Pensees sur la
 declamation. Р., 1738; De la reformation du theatre. Р.. 1743;
 Observation sur la comedie et sur le genie de Moliere. Р., 1736. Н. Мок.
  ГЙЛЛА (Rilla), Пауль (26.XII.1896-5.XI.1954)- нем. театр. критик и
 историк лит-ры. В период гитлеровской диктатуры участвовал в подпольной
 антифашистской борьбе в Германии. После окончания войны жил и работал в
 ГДР, редактировал журн. "Драма-тургише блеттер", был членом Академии
 иск-в. Опираясь на опыт т-ра "Берлине? ансамбль", Р. утверждал, что
 основа успеха театр. иск-ва в его тесной связи с передовыми обществ,
 идеями. Р. уделял большое внимание рус. и сов. драматургии. В 1955 за
 лит.-критич. деятельность был награждён Нац. пр.
  Соч.: Goethe in der Literaturgeschichte, В., 1949; Literatur, Kritik
 und Polemik, B., 1950; Essays, B., 1955; Lcssing und seine Zeitalter,
 B., 1958.
  Лит.: Rudolf J., P. Rilla. Ein aufbauender Kritiker. "Weimarer
 Beitrage", 1955, ј 3. И. Н.
  РИМ . (Roma) - столица Италии (2309 тыс. жит. на 1963). О театр.
 жизни Древнего Рима см. в ci. Древне-римский театр. После падения
 Римской империи (476) развитию театр. иск-ва в Р. препятствовало
 враждебное отношение к т-ру духовенства и феодальной знати. Однако с 7
 в. элементы т-ра проникали в религиозные празднества. Представления
 литургической драмы в церквах были запрещены указом папы римского
 Иннокентия III и стали разыгрываться на паперти и на площадях. В 1264 в
 Р. было организовано театр. "братство" Гонфалоне для пост.. мистерий в
 Колизее. В 15 в. в папском дворце и в домах видных священнослужителей
 ставились лат. трагедии и комедии. В 1513 представители семьи Медичи
 выстроили деревянный т-р. В 17 в. были открыты; Т-р Барберини (в 1631),
 "Гранофи" (в 1667), "Top ди нона" (в 1671; с 1795 -т-р "Аполло"),
 "Капраника" (в 1679) и др.; во всех этих т-рах ставились преим. оперные
 спектакли. В 18 в. в Р. начали работать крупные т-ры - "Алиберти",
 "Балле", "Арджептина", в к-рых шли муз. и драм. спектакли. Под влиянием
 франц. бурж. революции конца 18 в. т-ры ставили произв. т. н.
 "якобинского репертуара" - "Вирджиния" Альфьери, "Смерть Юлия Цезаря"
 Вольтера, "Карл IX" Шенье и др.
  В 19 в. театр. жизнь Р., в отличие от городов Сев. Италии, была слабо
 связана с общественно-политич. событиями страны - революцией 1848,
 борьбой итал. народа за нац. освобождение и объединение своей родины.
 'Крупным явлением театр. иск-ва стала премьера оперы "Севильский
 цирюльник" Россини (1816. т-р "Арджентина"). Среди первых т-ров,
 открытых после провозглашения в 1871 Р. столицей объединённой Италии,
 был т-р "Квирино", здание к-рого было построено в том же году; т-р
 ставил фарсы, фьябы, пантомимы, оперетты. В 1880 оперой "Семирамида"
 Россини открылся т-р "Костанци" (с 1946 наз. "Римская опера").
  В нач. 20 в. осуществлялись попытки создать в Р. постоянный т-р: были
 организованы "Дом Гольдони" (1900, в помещении т-ра "Балле", под рук. Э.
 Новелли) и "Римская драм. труппа" (1905, в здании т-ра "Арджентина").
 Однако из-за финансовых трудностей эти труппы вскоре прекратили свою
 деятельность. В 1900 построен для спектаклей под открытым небом т-р
 "Элизео", где ставятся оперы, оперетты и драм. спектакли.
  В годы фашизма (1922-43) в Р. было открыто только 3 новых т-ра -
 Художеств. т-р под рук. Л. Пиранделло (в 1925), "Т-р независимых" (в
 1922) и т-р "Делле арти" (в 1937) под рук. А. Дж. Брагальи.
  Ликвидация фашизма, подъём демократия, движения определили стремление
 театр. деятелей Р. к обновлению репертуара, художеств. приёмов;
 открываются т-р "Пиранделло" (в 1947), "Т-р сатиры" (в Г949), "Городской
 т-р Рима" (в 1948), "Т-р музы" (в 1954) и др. В нач. 50-х гг. работал
 "Пикколо театро" под рук. О. Коста. В сезон 1959-60 по инициативе В.
 Гасмана начал деятельность "Итальянский народный т-р" (открылся
 спектаклем "Адельгиз" Мандзони).
  Постоянных драм. коллективов в Р. не существует. В нач. 60-х гг. 20
 в. в Р. было 15 театр. помещений, в к-рых играли труппы, организуемые на
 1-2 сезона. Летом устраиваются представления на сценич. площадках: на
 развалинах др.-рим. терм Каракаллы, в парке Даини, в амфитеатре Остии. С
 1935 в Р. работает Нац. академия драм. иск-ва, готовящая актёров. Ал. А.
  РИМАЙТЕ, Она (1898-10.УЛ950) - лит. сов. актриса. Засл. арт. Лит. ССР
 (1945). Сценич. деятельность начала в 1911 в Каунасском об-ве "Дайна"
 ("Песнь"). С 1913 играла в передвижной труппе А. Виткаускаса. В 1915
 поступила в театр. школу С. В. Халютиной в Москве, в 1918 была
 приглашена в МХТ. С 1921 (кроме 1926-28, когда она возглавляла труппу
 "Наш театр") играла в Каунасском т-ре. Р. выступала в драм. и комедийных
 ролях, обладала красивым голосом, игра её отличалась проникновенным
 лиризмом, порой мелодраматизмом.
  Роли: Мирандолина; Людите ("Пан и мужик" Фромма-са-Гужутиса), Луиза
 ("Коварство и любовь"), Дуонуте ("Скиргайла" Креве-Мицкявичюса), Амалия
 ("Разбойники"), Дангуоле ("Государь" Миколайтиса-Путинаса), Вильте
 ("Шарунас" Креве-Мицкявичюса), Офелия; Оливия ("Двенадцатая ночь") и др.
 щ д
  РИМКЯВИЧЮС, Витаутас (р. 26. XI 1.1930) - лит. сов. драматург. В 1954
 окончил Вильнюсский педа-гогич. ин-т и начал лит. деятельность. В драме
 Р. "Водяная лилия" (Т-р драмы Лит. ССР, 1958) показан героизм литов.
 комсомольцев, борющихся с бурж. националистами в послевоенные годы.
 Пьеса "Круг" (там же, 1963) поев. проблемам совр. морали. Выступал как
 кинодраматург (сценарий к ф. "Канонада", 1961). , , И.Лан.
  РИМСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА - вторая итал. оперная школа после
 флорентийской (см. Камерата). Деятельность Р. о. ш. относится к 20-30
 гг. 17 в. Её представители-композиторы Д. Мадзокки (лучшая опера - "Цепь
 Адониса", 1626), С. Ланди (пасторальная опера "Смерть Орфея", 1619,
 опера-легенда "Св. Алексей", 1634), М. Росси ("Эрминия", 1637), Л.
 Рос-си и др. Композиторы Р. о. ш., продолжая традиции флорентийской
 школы, тщательно разрабатывали хоровые сцены и ансамбли. В их операх из
 речитатива формируется ариозо (это находит развитие в музыке
 венецианской и неаполитанской оперных школ). В ми-фологич. и легендарные
 сюжеты опер вносится жанровый, комич. элемент, появляются такие муз.
 формы, как ария, "сухой" речитатив, вводятся бытовые массовые сцены. Р.
 о. ш. предваряет особенности нового жанра - оперы-буффа и создаёт первые
 образцы комич. оперного жанра - "Надейся, страждущий" В. Мадзокки и
 Марадзоли на сюжет из "Декамерона" Боккаччо (1639), "От зла - добро"
 Марадзоли и Аб-батини (1654).
  Лит.: К р е ч м а р Г., История оперы, пер. с нем.. Л., 1925;
 Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940.
 Св Г
  РЙМСКИЙ-КбРСАКОВ, Андрей Николаевич [5(17). X. 1878-23.?1.1940]- рус.
 сов. музыковед. Сын Н. А. Римского-Корсакова. В 1903 окончил
 Страсбургский ун-т, защитил степень доктора философии. Муз.-тео-ретич.
 предметы изучал под рук. отца и М. О. Штейн-берга. Музыковедч.
 деятельность начал в 1912. Жил и работал в Ленинграде. Подготовил к
 изданию лит. соч. и эпистолярное наследство Н. А. Римского-Корсакова, М.
 И. Глинки, М. П. Мусоргского, восстановил полный текст "Летописи моей
 музыкальной жнз-ни) Римского-Корсакова и "Записок" Глинки (1930),
 составил (совм. с В. Д. Комаровой-Стасовой) сб. "М. П. Мусоргский.
 Письма и документы" (1932) и т. д.
  Соч.: Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 1-5, 1933-46;
 "Борис Годунов" Мусоргского, М.-Л., 1927 (совм. с Е. М. Браудо);
 Максимилиан Штейнберг, М.. 1928; М. И. Глинка и его "Записки", М.-Л.,
 1930; Личность М. И. Глинки, как предмет изучения, "Муз. летопись", сб.
 2, П., 1923; Балеты Игоря Стравинского, '"Аполлон", 1915, М 1; "К
 эстетике балета", "К эстетике оперы и музыкальной драмы", "Северные
 записки", 1914, .ј 5 и др. (всего 75 науч. трудов и изданий).
  РЙМСКИЙ-КбРСАКОВ, Георгий Михайлович [р. 13(26).XII.1901] - рус. сов.
 композитор, музыковед, педагог. Внук Н. А. Римского-Корсакова. В 1925
 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции проф. М. О.
 Штейнберга (по осн. курсу, в 1927 - по академическому), в 1929 -
 аспирантуру Ин-та т-ра и музыки. В 1927-62 - преподаватель консерватории
 (до 1929 - ассистент Б. В. Асафьева; с 1928-доцент). Автор статей и
 книг, музыки к спектаклям "Степан Разин" В. Каменского (совм. с Н.
 Малаховским, 1924, Ленинград), "Ленин" (монтаж разных авторов, совм. с
 Н. Малаховским, Ю. Тюли-ным, 1925, там же) и др. соч.
  С о ч.: Нотная запись, в кн.: Всеволдский-Герн-г р о с с В.,
 Искусство декламации, ч. 2, Л., 1925; Расшифровка световой строки
 Скрябинского "Прометен", "Пе Ми-8гса", вып. 2, Л., 1926; Акустическое
 обоснование теории ладового ритма, в сб.: Музыкальный временник, Л.,
 1928.
  РЙМСКИЙ-КОРСАЕОВ, Николай Андреевич [6(18).III.1844, Тихвин, -
 7(20).VI.1908, усадьба Любенск, близ Петербурга] - рус. композитор,
 дирижёр, педагог, муз.-обществ, деятель. Учился в Петербурге в Морском
 корпусе (1856-62). С 1859 занимался музыкой под рук. Ф. А. Канилле. С
 1861 - член Балакиревского кружка (см. "Могучая кучка"). С 1871 - проф.
 Петерб. консерватории (среди учеников - А. К. Лядов, А. К. Глазунов, А.
 С. Аренский, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров, И. Ф. Стравинский и др.).
 Был инспектором военно-морских оркестров (1873- 1884), директором
 Бесплатной муз. школы (1874-81), пом. управляющего Придворной певч.
 капеллой (1883-94). Выступал как дирижёр оперных спектаклей и симф.
 концертов.
  Р.-К. - автор 15 опер. Первая опера - "Псковитянка" по о. п. Л. А.
 Мея (1873, Мариинский т-р;
  2-я ред. соч. 1877, 3-я ред. пост. 1895, Панаевский т-р, Петербург) -
 отразила передовые эстетич. взгляды "Могучей кучки". В опере ощущается
 близость к принципам нар. муз. драмы М. П. Мусоргского (напр., в сцене
 псковского веча, проникнутой бунтарским духом). Выразительно обрисовав
 нар. массу, Р.-К. противопоставил ей образ Ивана Грозного - умного,
 сильного и жестокого правителя. "Псковитянка" имела успех удемократич.
 молодёжи. "Майская ночь" по о. п. Гоголя (1880, Мариинский т-р) выразила
 интерес композитора к обрядности, сказочной фантастике. Многие сцены
 оперы насыщены теплой лирикой, юмором. В "Майской ночи" впервые
 чередуются фантастич. и реальные сцены; этот драматургич. приём был
 развит Р.-К. в последующих операх. Одна из вершин творчества Р.-К. -
 опера "Снегурочка" по о. п. Островского (1882, Мариинский т-р). В этой
 "весенней сказке" с особенной силой проявилось влечение композитора к
 рус. языческой старине, к светлому культу солнца. Музыка "Снегурочки"
 отмечена глубоким проникновением в дух рус. песенности, совершенным
 мастерством. Глубоко поэтичные и нар. образы Снегурочки, царя Берендея,
 Мизгиря, Леля, Купавы неотделимы от образов природы, языч. обрядов,
 любовно воспроизведённых композитором.
  В 80-е гг. 19 в. Р.-К. создал свои лучшие симф. произведения
 ("Шехеразада" и др.); затем после длительного перерыва снова возвратился
 к оперному жанру. Опера-балет "Млада" (1892, Мариинский т-р) основана на
 древних сказаниях зап. (прибалтийских) славян. Фантастич. сцены
 отличаются богатством красок и яркостью оркестрового колорита, однако
 дра-матургич. рыхлость и чрезмерная абстрактность содержания оперы
 помешали её успеху. Эту оперу и "Ночь перед рождеством" по Гоголю (1895,
 Мариинский театр) Р.-К. называл "двумя большими этюдами,
 предшествовавшими сочинению ,,Садко4'". Опера-былина "Садко", к-рая была
 отклонена дирекцией имп. т-ров по настоянию Николая II (пост. 1897,Моск.
 частная рус. опера), - одно из значительнейших достижений Р.-К. Эпич.
 картины из жизни древнего Новгорода гармонически сочетаются с картинами
 подводного царства. Образ гусляра Садко воплощает думы о подвигах во
 славу родной земли, могучую силу искусства. Строгостью и простотой муз.
 языка отличаются реальные сцены, причудливостью колорита, изысканностью
 звучаний - фантастич. сцены. Особенность оперы - былинный речитатив,
 прообразом к-рого, по словам композитора, была декламация выдающегося
 рус. сказителя Т. Г. Рябинина.
  Небольшая опера "Моцарт и Сальери" (по о. п. Пушкина; 1898, Моск.
 частная рус. опера) резко отличается от др. соч. Р.-К. Она написана
 почти сплошным речитативом и продолжает направленность "Каменного гостя"
 Даргомыжского. Одноактная опера "Боярыня Вера Шелога" (1898, там же)
 задумана Р.-К. как пролог к "Псковитянке".
  Работа над романсами подготовила создание "Царской невесты" по драме
 Мея (1899, там же). Здесь композитор достиг особенной выразительности
 вок. партий. "Царская невеста" - опера лирико-драмати-ческая. Если в
 операх "Садко" и "Сказка о царе Салта-не" (по о. п. Пушкина, 1900,
 Москва, Т-во частной оперы) доминирует муз. живопись, картинность, то в
 "Царской невесте" переданы глубокие переживания действующих лиц. Формы
 "Царской невесты" более традиционные, "глинкинские" по сравнению с
 нек-ры-ми др. Операми Р.-К., роль хора сравнительно невелика. Оркестр
 принимает активное участие в развитии действия. Трагедийный склад сюжета
 определил известную сумрачность, суровость тембровой палитры. Стремление
 расширить рамки своего творчества побудило Р.-К. написать оперы на
 необычные для него сюжеты: "Сервилия" из жизни Др. Рима по о. п. Мея
  20*
  (1902, Мариинский т-р) и "Пан воевода" из польской жизни (поев.
 памяти Ф. Шопена, 1904, Петербург, частная оперная труппа).
  В последних операх Р.-К. сказались новые идейно-стилистич. тенденции.
 Композитор возвращается к сказочной тематике, трактуя её аллегорически.
 Опера "Кащей Бессмертный" на собств. либр. (1902, Т-во частной оперы)
 была воспринята как предвосхищение гибели самодержавного строя. В 1905
 оперу исполнили студенты Петерб. консерватории; спектакль перерос в
 революц. митинг, прерванный полицией. Опера-легенда "Сказание о
 невидимом граде Китеже и деве Февронии" по мотивам др.-рус. эпоса (1907,
 Мариинский т-р) - одно из самых глубоких произведений рус. музыки. Рисуя
 нашествие татаро-монг. орды, композитор запечатлел самоотверженность
 защитников Китежа, их патриотич. чувства. Центр, место в опере занимает
 этич. проблематика - столкновение принципов альтруизма и крайнего
 эгоизма (образы Февронии и Гришки Кутерьмы). Медлительность лирико-эпич.
 повествования сочетается в опере с острой напряжённостью трагедийных и
 психологически углублённых сцен. Последняя опера Р.-К. - "Золотой
 петушок" по о. п. Пушкина (соч. 1907) - злая сатира на самодержавие.
 Карикатурному Додонову царству противопоставлен нарочито загадочный
 образ Шемаханской царицы. Из-за придирок цензуры оперу удалось пост.
 лишь в 1909 (Оперный т-р Зимина, Москва), до 1917 она исполнялась с
 цензурными искажениями текста. Последние оперы Р.-К. написаны в более
 свободных муз.-драма-тургич. формах; композитор зачастую отказывался от
 закруглённых номеров, стремясь к непрерывности муз. развития. Гармонич.
 язык "Кащея Бессмертного" и "Золотого петушка" отличается смелостью,
 новизной.
  Оперное творчество Р.-К. - ценнейший вклад в сокровищницу рус. и
 мировой муз. культуры. Развивая традиции М. И. Глинки и эстетич.
 принципы "Могучей кучки", широко используя рус. эпос (сказочный и
 былинный), обращаясь к рус. истории, легендам и преданиям, композитор
 воплощал общественно значительные идеи, рождённые совр. ему
 действительностью. Одна из гл. тем его творчества - обличение деспотич.
 власти, угнетающей людей, отнимающей у них право на счастье. Эта тема
 раскрывается в операх "Псковитянка", "Царская невеста", "Сервилия",
 "Кащей Бессмертный". Галерея образов властителей, созданная Р.-К.,
 открывается Иваном Грозным и замыкается жалким, ничтожным Додоном.
 Другая тема - столкновение добра и зла - воплощена в условных,
 фантастич. образах ("Майская ночь", "Млада", "Ночь перед рождеством",
 "Кащей Бессмертный"). Особенное значение в творчестве Р.-К. имеет
 романтич. "стремление к идеалу" (слова Р.-К.). Оно обычно получает
 ьыражение в женских образах, наделённых высокими моральными качествами
 (Ольга в "Псковитянке", Милнтриса Б "Сказке о царе Салтане", Сервилия в
 о. п., Февроння в "Сказании о невидимом граде Китеже..."). Стремление к
 идеалу" определило также воплощение в .музыке Р.-К. нар. грёзы-мечты о
 "земном рае". Он представлялся композитору как идеальное содружество
 людей, объединённых принципами гуманистич. морали, преклонением перед
 красотой природы и красотой души. Опера "Снегурочка" развивает миф о
 волшебном идеальном мире. В последующих операх фантазия композитора
 рождает мифич. идеальные города (Леденец в "Сказке о царе Салтане",
 Китеж).
  Драматургия ряда опер Р.-К. основана на контрастных сопоставлениях и
 не отличается конфликтной напряжённостью. Однако у него есть образцы
 остро конфликтной муз. драматургии ("Псковитянка", "Царская невеста",
 "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"). Большое значение в
 операх Р.-К. приобретает вокал. Композитор часто прибегал к широким вок.
 формам: ария вариационного типа (т. н. "глинкинские вариации"),
 развёрнутый вок. ансамбль, большая хоровая сцена. Вместе с тем оперное
 творчество Р.-К. симфонично, роль оркестра в его операх весьма велика;
 симф. картины чаще всего воссоздают образы природы. "Сеча при Керженце"
 из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" -
 непревзойдённый образец батальной живописи в музыке. Композитор
 применяет систему лейтмотивов, нередко переходящих из оркестра в вок.
 партии, и лейтгармоний. В развитии муз. драматургии Р.-К. участвуют
 разнообразные гармонич. средства, нередко связанные с необычными ладами
 (увеличенным, уменьшенным), и оркестровые тембры. Как мастер оркестровки
 Р.-К. занимает одно из первых мест в истории музыки.
  Оперное творчество Р.-К. оказало влияние на А. К. Глазунова, А. К.
 Лядова, И. Ф. Стравинского (произв. раннего периода), сов. композиторов
 - C.C. Прокофьева, Р. М. Глиэра, А. А. Спендиарова и др. Большая часть
 его опер прочно укрепилась в репертуаре сов. и мн. зарубежных т-ров.
 Среди исполнителей вок. партий в операх Р.-К. - Ф. И. Шаляпин, Л. В.
 Собинов, И. В. Ершов, А. В. Нежданова, Н. И. Забела, Е. И. Збруева, Е.
 Я. Цветкова и др.
  Нек-рые из симф. произв. Р.-К. ("Испанское каприччио", "Шехеразада")
 неоднократно использовались для балетных постановок.
  Р.-К. оркестровал оперу Даргомыжского "Каменный гость" (после смерти
 автора). Ему принадлежат оркестровка и муз. редакция опер Мусоргского
 "Женитьба", "Борис Годунов", "Хованщина". Вместе с А. К. Глазуновым
 Р.-К. завершил после смерти Бородина его оперу "Князь Игорь", совм. с М.
 А. Балакиревым и А. К. Лядовым отредактировал партитуры опер Глинки
 "Иван Сусанин", "Руслан н Людмила" в связи с их новым изданием.
  Соч.: Летопись моей музыкальной жизни. 1844-1906, под ред. Н. Н.
 Римской-Корсаковой, СПБ, 1909 (3-5 изд., под ред. А. Н.
 Римского-Корсакова), акад. изд. Литературные произведения и переписка,
 т. 1, подготовлен А. В. Оссов-ским и В. Н. Римским-Корсаковым, 1954 [6
 изд.] и 1955 [7 изд.]. Основы оркестровки с партитурными образцами из

<< Пред.           стр. 636 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу