<< Пред. стр. 637 (из 913) След. >>
собственных сочинений, под ред. М. Штейнберга, [ч.] 1-2, Берлин-М.-СПБ,1913, 2 изд., М.-Л., 1946, и др.
Лит.: Савелова 3., Л Иванова Т., Указатель литературы о Н. А.
Римском-Корсакове (на рус. яз.), Сов. музыка", 1933, ј 3; P и м с к и
й-К орсаков А. Н., Н. А. Римский -Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 15
М.-Л., 1933-46; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 2. М.-Л., 1948,
гл. 8, с. 215-93; Я н к о в-с к и и М., Римский-Корсаков и революция
1905 года, М.-Л., 1950; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы.
Письма. В двух томах, т. 1-2, M., 1953-54 (Музыкальное наследство);
Асафьев Б. В.. Н. А. Римский-Корсаков, Избр. труды, т. 3, М., 1954; Г н
e с и н М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956;
Г о з e н-п у д А., Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного
творчества, М., 1957; Ястребцев В. В., Н. А. Римский-Корсаков.
Воспоминания, т. 1-2, Л., 1959-60; Д а н и-л e в и ч Л., Последние оперы
Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961; Соловцов А., Жизнь и творчество Н.
А. Римского-Корсакова, М., 1964. ' Л Дан.
РИНАЛЬДИ (Rinaldi), Антонио, по прозвищу Ф о с с а н о (Possano; г.
рожд. неизв. - ум. после 1759) - птал. артист балета, педагог и
балетмейстер. В 1733 - первый танцовщик и балетмейстер т-ра
"Сан-Самуэле" (Венеция), в к-ром ставил танцы в опере "Джиневра"
Селлитти. В 1733-34 работал в Лондоне. В мае 1735 Р. был приглашён в
Россию. Приехал с небольшой итал. балетной труппой. Занял должность
первого танцовщика и балетмейстера придворной труппы. В 1736 в Новом
императорском т-ре в Петербурге была показана первая в России опера
"Силы любви и ненависти" Арайи, каждый акт к-рой заканчивался балетом,
заменившим интермедии. Балеты были пост. Р. и исполнялись его труппой.
Этот спектакль оказал значит, воздействие на последующее развитие рус.
сценич. иск-ва. В 1738 Р. вместе со своей труппой уехал на родину. В
1739-40 гастролировал со своей бывшей ученицей Б. Кампанини (Барбарина)
в Париже и Лондоне. В 1742 вновь приехал в Россию, где оставался до
конца жизни. В последующие годы Р. пост. в Петербурге ряд балетов, в т.
ч. в операх Арайи: "Александр в Индии" (1743), "Сципион" (1745),
"Евдоксия венчанная" (1751) и др.
С 1755 наряду с придворным т-ром в Петербурге Р. ставил балеты в т-ре
Ораниенбаума.
Лит.: Ш т e л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века. Л.. 1935:
Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т.
1, М., 1938; К p а с о в-c к а я В., Русский балетный театр от
возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958. Г. Ш.
РИНГ (Ring), Герда (р. 11.V.1891) - норв. актриса, режиссёр. В 1911
дебютировала на сцене Нового т-ра (Копенгаген). С 1912 - в труппе Нац.
т-ра (Осло). В 1941-44 возглавляла (совм. с X. Кристенсеном) т-р
"Свободная норвежская сцена" в Швеции. Актёрское дарование Р. отмечено
искренностью, изящест-' вом, глубоким драматизмом.
Роли: Шарлотта, Эллен ("Сад Герта", "Тётя Ульрика" Г. Хейберга),
Хедвиг ("Дикая утка" Ибсена), Дама, Элеонора ("Путь в Дамаск", "Пасха"
Стриндберга), Йенни ("Мы великие" Крога), Ракель ("Атлантический океан"
Грига), Анна ("Человек, вновь проживший свою жизнь" Лагеркви-ста),
Дорина ("Тартюф") и др.
Оставила актёрскую деятельность в 1939. Первую самостоят, пост. ("Сад
Герта") осуществила в 1930. Для режиссуры Р. характерны: высокая
культура работы с актёрами, поиски новых средств реалистич.
выразительности.
Лучшие спектакли: "В пути" Крога (1931), "Профессор Мамлок" Вольфа
(1935), "Сирано де Бержерак" Ростана (1937), "Жертва Авраама"
Хальворсена (1939), "Привидения" (1940); "Король Мидас" Г. Хейберга
(1949), "Женщина с моря" Ибсена (1952), "Жаворонок" Ануя (1954),
"Лисички" Хел-ман (1955), "Профессия миссис Уоррен" Шоу (1959).
Лит.: Ronneberg A., Nationaltheatret gjennom femti ar, Oslo, 1940; G
j e s d a h 1 P., Premierer og portretter, Oslo, 1957. Вл. М.
РЙНГЛИНГ (Ringling) - амер. цирковые артисты-предприниматели - бр.
Альберт, Август, OTTO, Альфред, Чарлз, Джон, Генри (родились между 1854
и 1868). В 1882 создали концертную группу, исполнявшую танц. п муз.
номера, жонглирование, акробатику. В 1884 Р. открыли цирк, к-рый через
10 лет стал 3-ма-нежным п конкурировал с предприятием Барнум - Бейлп. В
1919 Р. и Бейли объединились в т. н. "Большую арену" (3-манежное шапито
на 25 тыс. зрителей). В цирке Р. ставились пантомимы-феерии, в к-рых
принимали участие и драм. актёры. В 1929 Джон Р. стал владельцем амер.
цирковой корпорации, объединявшей 5 крупных цирков. В 1936 умер
последний из иратьев Р. (дело унаследовала племянница). С 1956
представления, всё больше сближающиеся с мюзик-холлом, показываются в
спец. зданиях, на стадионах, в шапито. Лит.: 3 о н г e p M., От бродячих
трупп до Ринглинга, "Сов. цирк", 1960, ј 6, с. 26-30. jf g
РЙННЕ (Rinne), Тойво Йоэль (р. 7.VI.1897) - фин. актёр. Учился в
театр. школе при Фин. нац. т-ре (Хельсинки), а также в Германии,
Франции, СССР (1936). В 1918-19 и с 1928 - актёр Фин. нац. т-ра, в
1920-23 и 1926-28 - т-ра "Свободная сцена", в 1923-26 - Выборгского
т-ра.
Роли: Труффальдино ("Слуга двух господ"). Фигаро;
Бенедикт ("Много шума из ничего"), Дорн ("Чайка"), Микко Вилкастус
("Сельские сапожники" Киви) и др. Снимается в кин0- С. Л.
РИНУЧЧЙНИ (Rinuccini), Оттавио (1562-1621) - нтал. поэт-либреттист.
См. Камерата.
РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО (Rio de Janeiro) - второй по числу жителей и экономич.
значению город Бразилии, до 1960-её столица (нас. 3307 тыс. в 1962),
театр. центр страны. В 16 в. в Р.-де-Ж. устраивались религиозные
представления, в 17 в.-светские спектакли по случаю празднеств. В 1748
открыт "Дом оперы" под рук. П. Вентуры, где исполнялись муз. произв. и
ставились спектакли (в нач. 70-х гг. 18 в. этот т-р сгорел). Ок. 1776
был построен новый т-р, руководимый М. Луисом Феррейрой. Этот т-р
предназначался преим. для придворных спектаклей. В 1813 был создан
Королевский т-р (работал также под назв. императорского "Т-ра ди
Сан-Педру ди Алкантара", т-ра Конституции, "Жуан Каэтану" и др.). Здесь
выступали итал. оперные труппы, франц. балет, португ. драм. труппы,
браз. труппа Ж. Каэтану (с 1856). В 19 в. открылись т-ры: "Т-р ДУ
Пласиду" (в 1823), "Руа дуз аркус" (в 1826), "Сан-Жануариу" (в 1838),
"Правизориу" (в 1852), "Алкасар" (в 1859), "Императорский т-р Дон Педру
II" (впоследствии наз. "Лирику"), спектакли к-рых давались на португ.
яз. В 1909 открыт Муниципальный т-р, где выступали гл. обр. иностранцы.
В нач. 20 в. в Р.-де-Ж. работали нац. труппы И. Фаусты, Ж. Коста, Л.
Фроис и др. В 1930-50 был организован ряд т. н. экспериментальных т-ров:
"Т-р студентов", "Брин-кеду", "Комедианты" и др. В конце 50 - нач. 60-х
гг. наряду с Муниципальным т-ром и т-ром "Жуан Каэтану", "Комедией
насьональ" (осн. 1957) в Р.-де-Ж. работают труппы "Месбла", "Жинастику"
(филиал "Браз. т-ра комедии" в Сан-Паулу), "Копокабана", молодёжный т-р
"Сан-Жоржи", фольклорный т-р "Артистас Ассосиадус" (в предместье
Тижу-ка, открыт в 1961). Мн. т-ры дают спектакли на открытом воздухе. В
1960 в Р.-де-Ж. состоялся фестиваль детского т-ра.
В Р.-де-Ж. имеются театр. учебные заведения: Консерватория
Министерства просвещения. Драм. школа Мартинса Пены и несколько частных
школ. В Р.-де-Ж. находится центр Общества браз. театр. авторов (SBAT),
издающий ежемесячный журнал "Ривиста ди театру". И.С
РЙСЛАККИ (Rislakki), Энсио (р. 14.П.1896) - фин. драматург. Учился в
Хельсинкском и Лейпциг-ском ун-тах. Автор драм и комедий "Случилось
далеко" (1937), "Родилась счастливая девочка" (1941), "Дорогой Венандр"
(1946), поев. гуманистич. и социально-психологич. проблемам. В драме
"Чёрная Capa"" (1957) Р. обращается к расовой проблеме. На основе
комедии "Безобразная Эльза" (1949), в к-рой высмеиваются мелкобурж. быт
и псевдоучёность, Р. совм. с композитором И. Панула создал одноим. муз.
комедию (1960).
Соч.: Tapahtui kaukana, Hels., 1937; Syntynyt terve tytto, Hels.,
1941; Rakas Wenan-der, Hels., 1946; Ruma Elsa Hels., 1949; Tuijottaja,
Hels. 1954; Musta Saara, Hels., 1957
Лит.: Kupiainen U. [Valentin]..., "Taiteen maailma" 1946, .N" l; K i
p, Synkkaka-tseinen humoristi, газ. "Seura", 1942, ј 41; Pekkanen T. ja
Rauanheimo R., Uuno Kailaasta Aila Meriluotoon, Porvoo, 1947; Maailman
kirjat ja kirjailijat. Toim. T. Anhava, Hels., 1957. A. Man.
РИСТОРИ (Ristori), Аделаида (29.1.1822-8.X. 1906) - итал. актриса.
Род. в актёрской семье, с ра-н-него детства выступала на сцне. Проф.
сценич. деятельность начала в 1836, сыграв роль Франчески да Римини (о.
п. Пеллико), кая надолго стала одной из лучших ролей Р. Работала в
труппах, возглавляемых актёрами С. Маркионни, А. Беттини, Домгнико-ни,
Кольтеллинп, Ф. Ригетти и др. Обширный репертуар Р. отличался большим
разнообразием. Она исполняла гл. роли в трагедиях Софокла ("Антигона"),
Ж. Ра-сина ("Федра"), В. Альфьери ("Мирра", "Орест"), в роман-тич.
драмах Э. Легуве ("Медея"), В. Гюго ("Лукреция Борджа"), в комедиях К.
Гольдони ("Хозяйка гостиницы"), в историч. мелодрамах П. Джакометтп
("Елизавета, королева Англии"). Работа над образом Марии Стюарт
(о. п. Шиллера) ознаменовала начало творч. расцвета актрисы. В этой
роли Р. противопоставила душевную силу Марии беззаконию и деспотизму.
Расцвет творчества Р. относится к 50-60-м гг. 19 в. - период
наивысшего подъёма нац.-освободит. движения в Италии. Исполнение Р. роли
Юдифи (о. п. Джакометтн, написанная для Р.), призывающей к борьбе против
поработителей родины, нашло горячий отклик в сердцах патриотов. В эти же
годы Р. создала образ леди Макбет, выражавший могучую силу воли, трагизм
душевных переживаний. В 1855 Р. совместно с Э. Росси предприняла
гастрольную поездку в Париж, где выступала в ролях прославленной франц.
трагедийной актрисы Рашель, добилась единодушного признания зрителей и
критики. В 1856-66 Р. гастролировала по Европе и Америке, посетила Индию
и Австралию. В 1860-61 с большим успехом гастролировала в России.
Ученица Г. Модены, Р. утверждала своим творчеством принципы
политически страстного иск-ва, пронизанного национально-освободит.
идеями. Выступая в трагедийном репертуаре, она создавала образы сильных,
мятежных женщин, способных на любые подвиги и жертвы во имя достижения
цели. Героич. иск-ву Р. была присуща романтизация выдающейся личности,
исполненной могучих страстей, дерзновенной в своих стремлениях и
непреклонной в их осуществлении. В игре Р. психологич. достоверность,
жизненная правдивость сочетались с яркой эмоциодальностью, способностью
увлечь зрителя идеями высокой гражданственности. Направление,
утверждаемое ею вслед за Моденой на итал. сцене, Р. определяла как
"колоритный реализм", подчёркивая этим национально-своеобразную природу
итал. школы сценич. иск-ва (многокрасочность игры, живость и горячность
актёрского темперамента и др.).
Р.- автор книги "Этюды и воспоминания" (1887), где она делится своим
художеств. опытом, даёт анализ исполнения своих осн. ролей, а также
формулирует собств. взгляды на иск-во актёра.
Соч.: Ricordi e studi artistici, 2 ed., Torino, 1888; в рус.
пер.Этюды и воспоминания, СПБ. 1904.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963; Rossi E.,
Quarant'anni di vita artistica, Firenze, 1893; S a l v i n i Т.,
Ricordi, anedotti ed impressioni. Mil., 1895; Di M a r t i n o G., A.
Ristori attrice drammatica, Firenze, 1908; Antona Traversi C., Le grandi
attrici del tempo andato. I, Torino, 1929; A p o 1 1 o n i o M., Storia
del teatro italiano, v. 4, Firenze, 1950.
РЙТЕНБЕРГ, Харальд Альфредович (p.11.V. 1932) - латыш, сов. артист
балета. Засл. арт. Латв. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1963. В
1946-52 учился в Рижском хореографич. уч-ще. В 1950, ещё будучи
учеником, был принят в Т-р оперы и балета Латв. ССР. Дебютировал в
партии Вани ("Аленький цветочек" Корчмарёва). Исполнительское иск-во Р.
характеризуется мужественной, благородной манерой, лёгким прыжком.
Партии: Ромео ("Ромео и Джульетта"), Принц ("Золушка"), Марюс ("На
берегу моря" Юзелюнаса), Аустрис ("Лайма" Лепина), Альберт ("Жизель"),
Принц ("Лебединое озеро"), Кристап ("Стабурадзе" Калныня), Ако
("Ригонда" Гринблата), Художник ("Симфонические танцы" на муз.
Рахманинова), Перелесник ("Лесная песня" Скорульского) и др. Снимается в
кино. Выезжал на гастроли в Румынию (1953), Финляндию (1954), Польшу
(1955) и др. Ст. М.
РИТМ спектакля (от греч. puos-соразмерность, стройность) -
согласованное во времени и пространстве движение, чередование и
соразмерность всех элементов и выразит, средств сценич. действия. Р.
связан с нарастанием или спадом, ускорением или замедлением, плавным
течением или бурным развитием действия. Здесь Р. как бы сливается с
темпом, сочетаясь с ним. Поэтому К. С. Станиславский ввёл термин
"темпо-ритм", объединяющий эти понятия (см. Станиславского система). Он
различал темпо-ритмы всей пьесы, каждой отдельной роли, действия,
сценич. речи. Станиславский установил сложные взаимодействия внутреннего
(ощутимого актёром, связанного с психологич. задачей, настроением того
или иного эпизода) темпо-ритма и внешнего (видимого зрителем,
воплощённого в характерности, в движениях персонажа, в его поведении). В
одном и том же внешнем темпе возможны разные внутр. ритмич. акценты
(напр., заметно меняется состояние персонажа - походка, жест во время
прогулки, похоронного шествия, военного марша). При контрастах,
несовпадениях внешнего и внутр. темпо-ритма возникают комедийный эффект
или драм. напряжение. "У каждой человеческой страсти, состояния,
переживания свой темпо-ритм,-утверждал Станиславский.-Каждый характерный
внутренний или внешний образ: сангвиник, флегматик, Городничий,
Хлестаков, Земляника - имеет свой темпо-ритм" (Собр. соч., т. 3, 1955,
с. 152). Темпо-ритм каждой роли сообразуется с темпо-рит-мом всей пьесы,
а он подчинён сквозному действию, сверхзадаче, идейному замыслу
спектакля.
Чрезмерное значение приобрёл Р. в некоторых драматических
символистских и экспрессионистских спектаклях. Формалистическая
изощрённость подчас сказывалась в гипертрофии Р. как важнейшего
компонента спектакля, независимо от содержания, сюжета и пр.
Самодовлеющее значение Р. спектакля вело к формалистич. трактовке пьесы,
к произвольному навязыванию режиссёром Р. и темпа, не соответствующих
характеру драматургич. произведения.
Большое внимание Р. речи и жеста придавали в своих спектаклях А.
Ахметели, А. Я. Таиров. Мейерхольд добивался чёткого Р. в движениях
актёров и темпа спектакля (см. Биомеханика).
В практике реалистич. рус. т-ра Р. спектакля всегда был связан с
особенностями содержания, стиля и жанра исполняемого произв. Рус. и сов.
драматургия отличается ритмич. разнообразием, связанным со сложностью и
многообразием явлений действительности и художеств. средств их
воплощения (Р. драматургии М. Горького, Н. Ф. Погодина, В. В.
Вишневского). Мн. режиссёры сов. т-ра (Е. Б. Вахтангов, К. А. Марджанов,
А. Д. Дикий, Ю. А. Завадский, Н. П. Охлопков, Н. П. Акимов, Г. А.
Товстоногов и др.) создавали спектакли, поражавшие ритмич.
изобретательностью, блеском экспрессии массовых сцен и диалогов.
Воспитание выразительных средств актёра связано с развитием чувства
ритма. К. С. Станиславский в своей системе и В. И. Немирович-Данченко в
процессе репетиций предлагали этюды и упражнения, помогающие овладеть
соответствующим темпо-ритмом.
В балетном и оперном т-ре ритмич. законы соответствуют законам муз. и
танцевального Р. В цирке баланс, акробатика, жонглирование, воздушные
полёты, хождение по канату и др. связаны с законами Р., с отработанным и
тщательно выверенным темпом всех движений, правильным их чередованием и
повторением.
Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 3, M., 1955, гл.
Темпо-ритм. А. Д.
РЙТНЕР (Rittner), Тадеуш (31.V.1873-19.VL 1921) - польский драматург,
театр. критик, писатель. Дебютировал как драматург пьесой "Соседка"
(1902, Львов). Писал на нем. и польском яз. В ранних пьесах Р. обличал
моральные устои бурж. общества, не затрагивая основ существующего строя.
После 1905 бунтарские настроения в пьесах Р. ослабевают, в них
появляются неверие, безнадёжность. В последующих пьесах Р. обращается к
сказочным сюжетам, в них сказались эстетские тенденции. В одной из
последних драм - "Враги богачей" (1921, Вена) - Р. неверно оценивает
события Октябрьской революции. Среди пьес Р. наиболее популярны
реалистич. драмы: "В маленьком домике" (1904, Краков) - о трагич.
противоречии между устремлениями человека и возможностя- ми их
осуществления в бурж. обществе; "Глупый Якоб" (1910, Берлин) - о
губительной власти денег; "Волки ночью" (1914, Вена) - о трусливой лжи
во имя сохранения жизненных благ.
Драмы Р., полные горького юмора, отличаются правдивостью
воспроизведения быта и глубоким анализом психологии героев, в них
сказывается влияние драматургии Чехова. В пьесах Р. выступали лучшие
польские актёры: С. Ярач, К. Каминьский, М. Френкель, Ю. Остэрва и др.
Пьесы Р. входят в репертуар т-ров народной Польши.
Соч.: В пути (Дон Жуан), пер. с польского, М., 1914;
Wolfe in der Nacht, Wien, 1914; Die Feinde der Reichen, Lpz., 1921; W
malym domku, Wroclaw, 1954; Glupi Jakub, Wilki w nocy, Wroclaw, 1956.
Лит.: Raszewski Z., Rittneriana, "Pamietnik teatralny", 1956, ј l ; B
o j-2 e 1 e n s k i Т., Flirt z Melpomena, t. 1-11, Warsz., 1920-1933;
Natanson W., Szkice teatralne, Krakow, 1955; Piwinska M., "W malym
domku" Rittnera na scenie teatru Ludwego w Warszawie, "Teatr", 1959, Xc
4. R. В.
РИХТЕР (Richter), Ганс (4.IV.1843-5.XII. 1916) - дирижёр. По
национальности немец. В 1865 окончил Венскую консерваторию. В 1862-66
работал валторнистом в оркестре венского "Кернтнертортеат-ра". По
рекомендации Вагнера стал в 1867 хормейстером, а в 1868 дирижёром
Мюнхенской оперы. В 1871- 1875 был дирижёром будапештского Нац. т-ра. В
1876 Р. дирижировал тетралогией "Кольцо Нибелунга" Вагнера на открытии
"Байрёйтского т-ра", после чего стал одним из ведущих дирижёров
Байрёйтских фестивалей. В 1882, 1884 и 1904-10-выступал в т-ре
"Ко-вент-Гарден" (дирижировал операми "Нюрнбергские мейстерзингеры",
"Тристан и Изольда" Вагнера и др.). Завоевал славу как интерпретатор
творчества Вагнера, сохранявший авторскую традицию исполнения.
Лит.: Kufferath M., L'art de diriger rorchestre, 3 ed.. P.. 1909; К а
г p a t h L., Wagners Briefe an H. Richter (1868-1883), B.-W., 1925;
Sourek 0., A. Dvorak and H. Richter, Praha, 1942. Ал. М.
РИЧ (Rich), Джон (1682-26.XI.1761) - англ. актёр, режиссёр, театр.
деятель. Один из первых ми-мич. актёров англ. т-ра, сын театр.
предпринимателя Кристофера Р. Творч. деятельность начал в 1714 в т-ре
"Линкольне Инн Филдс". С 1732 выступал в т-ре "Ковент-Гарден", был
основателем и владельцем этого т-ра, руководил им до конца жизни.
Пантомимы Р. состояли из "серьёзной" части, где воссоздавались сцены
из "Метаморфоз" Овидия, "Фауста" Марло и др., и "потешной" с участием
Коломбины, Панталоне, Клоуна и Арлекина, роль к-рого исполнял Р. (под
сценич. именем Лан). Большим успехом пользовалась пантомима "Наказанный
Арлекин" (1717). Р. в совершенстве владел телом, обладал тонкой,
развитой мимикой, редкой выразительностью движений. Р. пост. в т-ре
"Линкольне Инн Филдс": "Юлий Цезарь" Шекспира (1718), "Много шума из
ничего" (1721); "Спасённая Венеция, или Раскрытый заговор" Отуэя (1721)
и др.; осуществил там же первую пост. сатирич. оперы Дж. Гея и Дж.
Пепуша "Опера нищих" (1728), ставшей значит, событием в истории англ.
т-ра.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М.-Л.. 1956, с. 75-80;
Мокульский С. (сост. и ред.). Хрестоматия по истории