<< Пред. стр. 64 (из 913) След. >>
В 40-е гг. в сов. иск-ве возрождается жанр балета-сказки. В музыкебалета М. И. Чулаки "Сказка о попе и работнике его Балде" (по Пушкину,
1940) ярко проявилась рус. песенно-танцевальная стихия, нар. юмор, балет
С. Н. Василенко "Акбиляк" (1943) написан по мотивам узбекской народной
сказки. Лучшие достижения этого жанра - послевоенные балеты Прокофьева
"Золушка" (1945) и "Каменный цветок" (1957): Широкий лирико-эпический
характер отличает балет Глиэра "Медный всадник" (1949), его музыка
отличается широтой, распевностью, присущими рус. интонациям; наряду с
симф. развитием основных тем композитор использует разнообразные танц.
жанры. Яркая красочность, контрасты, мастерское использование оркестра
характеризуют музыку балета Хачатуряна "Спартак" (1956).
Характерной чертой сов. Б. м. являются многообразие жанров и
обращение к лучшим образцам клас-сич. и совр. лит-ры. В комедийном жанре
написаны балеты: "Виндзорские проказницы" В. А. Оранского по Шекспиру,
1942), "Мнимый жених" Чулаки (по Гольдони, 1946), "Мирандолина" С. Н.
Василенко (по Гольдони, 1949) и др. Созданы балеты для детей:
"Три толстяка" Оранского (1935), "Аистёнок" Д. Л. Клебанова (1936),
"Доктор Айболит" И. В. Морозова (1947) и др.
Большого расцвета достигла Б. м. в республиках Сов. Союза. Муз. языку
этих балетов свойственны использование нар. музыки, развитие лучших нац.
традиций, претворение опыта рус. муз. классики, взаимообогащение с
другими нац. муз. культурами СССР. Среди произведений Б. м. республик:
груз. балеты "Сердце гор" А. М. Баланчивадзе (1938), "Отелло" А. Д.
Мачавариани (1957). Арм. танцев, музыка ярко представлена в балете Г. Е.
Егиазаряна "Севан" (1955), балетах Хачатуряна и др. композиторов. На
интонациях белорус. нар. песен и танцев построены балеты:
"Соловей" М. Е. Крошнера (1939), "Князь-озеро" В. А. Золотарёва
(1949). На нар. основе созданы балеты: укр.- "Лилея" К. Ф. Данькевича
(по Т. Шевченко, 1940); азерб.- "Девичья башня" А. ‚. Бодал-бейли
(1940), "Гюлыпен" С. И. Гаджибекова (1950), "Семь красавиц" (1952),
"Тропою грома" К. А. Караева; тадж.- "Ду гуль" А. С. Ленского (1941);
эст.- "Калевипоэг" Э. А. Каппа (1948); лит.- "На берегу моря" Ю. А.
Юзелюнаса (1953); латв.- "Сак-та свободы" А. П.Скулте (1950, 2-я ред.
1955); тат.- Али Батыр" Ф. 3. Яруллина (1945, в нов. ред. "Шу-рале",
1950, Ленинград); узб.- "Балерина" Г. А. Му-шеля (1952), "Мечта" И.
Акбарова (1959) и др.
Советская Б. м. отличается глубиной содержания, идейностью,
гуманизмом. Реализм сов. Б. м. проявляется в психологически тонких
характеристиках действующих лиц, в исторически правдивой обрисовке жизни
народа. Богатство нац. формы, народность определяют черты сов. Б. м.
Нар. танец стал важнейшим средством раскрытия образа, основой муз.
драматургии. В лучших сов. балетах достигнуто органичное симф. развитие
муз. образов.
Лит.: Ш т е л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, пер. с
нем., Л., 1935; К и с е л е в М. С., Балет, в сб.:
Очерки советского музыкального творчества, т. 1, под ред. Б. В.
Асафьева [и др.], М.- Л., 1947; Ц ы т о в и ч Т., Советский балет на
новом этапе, в кн.: Советская музыка на подъёме. Сб. статей, М.-Л.,
1950; Риттих М. Э., Балетное творчество советских композиторов.
1917-1927. Диссертация, 1958; [Асафьев Б. В.] Игорь Глебов,
Симфонические этюды, П., 1922; Житомирский Д., Балеты П. Чайковского,
Л., 1950; S е а г 1 е Н., Ballet music, L., 1958. См. также лит. к ст.
Балет.
БАЛЕТНЫЕ УЧИЛИЩА - учебные заведения, где обучаются будущие артисты
балета. Первое Б. у. (школа) в России осн. в Петербурге 5 мая 1738. Его
основателем и первым педагогом был танцмейстер Шляхетского корпуса Ж.
Ланде. В уч-ще занимались дети дворцовой "челяди", срок обучения был
установлен в 4 года. В 18 в. и до середины 19 в. Б. у. возникли и в
других странах: в сер. 18 в.- в Австрии, при венской придворной труппе;
в 1756 - в Дании (в деятельности этого уч-ща большое участие принимал А.
Бурнонвиль); в 1773 - в Швеции при Королевской опере; в 1784 - во
Франции при Академии музыки ("Гранд-Опера") (здесь преподавали М. и П.
Гардель, Ж. Кулон, О. Вестрис, М. Тальони и др.); в Италии существовали
Венецианское и Неаполитанское (организовано в 1812 С. Вигано) уч-ща,
позднее возникло уч-ще при т-ре "Ла Скала" (Милан), к-рым в 1837-50
руководил К. Блазис; в Польше Б. у. организована в 40-х гг. 19 в. цри
варшавском Большом театре.
В Москве Б. у. (в те годы называвшееся балетной школой) основано при
Воспитательном доме в 1773. Готовило актёров драм. и муз. т-ров. В моек.
и петерб. Б. у. преподавали выдающиеся деятели балетного т-ра: Ф.
Хильфердинг, Ш. Дидло, Ф. Тальони, И. И. Вальберх, А. П. Глушковский, М.
И. Истина и др., к-рые воспитали таких танцовщиков, как А. Топорков, Т.
С. Бубликов, Е. И. Колосова и др. В 1806 оба Б. у. стали именоваться
императорскими, они готовили артистов всех жанров (драматич., оперных,
балетных); специальность определялась на последнем этапе обучения. С
открытием Петерб. (1862), Моск. , 1866) консерваторий и драм. курсов
(80-е гг.) при Малом и Александрийском т-рах в Б. у. стали готовить
только танцовщиков. В конце 19 в. Б. у. в России были реорганизованы:
общеобразовательные предметы стали преподаваться по программе казённой
женской гимназии, появились первые программы по классич. танцу.
Воспитанниками Петерб. Б. у. были: Е. И. Андреянова, Л. И. Иванов, А.
П.Павлова, П. А. Гердт, А. Я. Ваганова, В. Ф. Нижинский, М. М. Фокин и
др.; Московского - А. М. Собаки на Е. А. Санковская, Л. А. Рославлева,
Е. В. Гельцер и др.
После Октябрьской революции учебный процесс в Б. у. был полностью
преобразован: значительно расширен цикл спец. и искусствоведческих
дисциплин, все предметы преподаются по единым программам, обучение
девятилетнее. Рост оперно-балетных т-ров в стране вызвал увеличение
количества Б. у. В 1960 в СССР функционировало 17 Б. у. Ведущими Б. у. в
стране являются Московское хореографическое училище при Большом т-ре и
Ленинградское хореографическое училище. Ежегодно Б. у. выпускают сотни
молодых артистов балета, пополняющих состав балетных трупп и ансамблей
песни и танца СССР.
Среди выпускников Моск. хореографич. уч-ща:
М. М. Габович, О. В. Лепешинская, М. М. Плисецкая и др.; Ленингр.
хореографич. уч-ща - Г. С. Уланова, М. Т. Семёнова, Н. М. Дудинская, В.
М. Чабукиани, Т. М. Вечеслова, Л. М. Лавровский, Р. В. Захаров, А. Н.
Ермолаев и др. В деятельности Моск. хореографич. уч-ща ведущую роль
играли педагоги В. Д. Тихомиров, А. А. Горский, Е. П. Гердт, М. А.
Кожу-хова и др.; в Ленингр. хореографич. уч-ще - педагоги А. Я.
Ваганова, Т. М. Вечеслова и др.
За рубежом Б. у. существуют: в Швеции (реорганизовано в
государственное), в Дании (при Королевском балете), в Австрии, во
Франции (при т-ре "Гранд-Опера"), в Италии (при т-ре "Ла Скала"), в
Польше (при варшавском Большом т-ре), в Англии (при балетной труппе
Королевский балет с 1931), в Китае (Пекинское гос. Б. у. с 1954).
Лит.: Погожев В. П., Столетие организации имп. Московских театров,
СПБ, 1908; Всеволодский В. (Г е ? н г ? о с с), История театрального
образования в России, СПБ, 1913; ХудековС. Н., История танцев, т. 3, М.,
1915; Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского
балета, т. 1-2, Л., 1938-39; ? а н т ?? о в а А., Ленинградское
государственное хореографическое училище,' Л.-М., 1948; Бочарникова Е. и
Мартынова О., Московское хореографическое училище, М., 1954; Streatteild
N., The Royal ballet school, L., 1959.
БАЛЕТОМАН (от балет и греч. ????? - безумие, неистовство) - любитель
и постоянный посетитель балета. Наибольшее распространение в России
балетомания получила во 2-й пол. 19 в. Б. чаще всего оценивали спектакль
в зависимости от мастерства того или иного исполнителя, не интересуясь
идейно-ху-дожеств. значимостью постановки. Б. были обычно
представителями придворных и высших чиновничьих кругов, к-рые, влияя на
прессу, лишали критику беспристрастного отношения к исполнителям. М. Е.
Салтыков-Щедрин называл таких балетоманов "ба-летно-консервативным
союзом".
Однако среди Б. были и представители прогрессивной рус.
интеллигенции. Постоянно посещая балетные спектакли, изучая творчество
лучших танцовщиков и балетмейстеров, они постепенно
профессионализировались как теоретики и историки балетного иск-ва (К. А.
Скальковский, А. А. Плещеев, С. Н. Худеков, В. Я. Светлов и др.).
В Зап. Европе термин "Б." получил распространение значительно
позднее, чем в России, хотя чрезмерное увлечение балетом наблюдалось во
многих странах и ранее (напр., во Франции при дворах королей Генриха IV
и Людовика XIV). Среди Б. был французский поэт Т. Готье, один из авторов
либретто балета "Жизель", написанного для К. Гризи. Наибольшее
распространение за рубежом это явление получило после гастролей рус.
танцовщиков, особенно после Русских сезонов за границей" (1908-14).
Лит.: ЩедринН. (Салтыков М. Е.), Проект современного балета (По
поводу "Золотой рыбки"), Полное собр. соч., т. 7, Л., 1935, с. 132-47;
Плещеев А., Наш балет (1673-1899), 2 изд., СПБ, 1899; его же, Что
вспомнилось. Актеры и писатели, т. 3, СПБ, 1914; Haskell A. L.,
Ballettomania, 17 ed., L., 1946. Ю. Б.
БАЛЙЕВ, Никита Фёдорович [1877 (1886?) - 3.IX. 1936] - русский
театральный деятель, эстрадный артист (конферансье) и режиссёр. В 1906 -
11 - актёр МХТ (роли: Хлеб - "Синяя птица" Метерлинка, Гость - "Жизнь
человека" Андреева, и др.). Был одним из инициаторов и участников
"капустников" МХТ, на основе к-рых возник театр-кабаре "Летучая мышь". С
1908 Б.- руководитель и артист этого т-ра. Б.- один из первых
представителей складывавшегося в те годы на эстраде жанра конферанса. К.
С. Станиславский писал о нём: "Его неистощимое веселье, находчивость,
остроумие - и в самой сути, и в форме сценической подачи своих шуток,
смелость, часто доходившая до дерзости, умение держать аудиторию в своих
руках, чувство меры, умение балансировать на границе дерзкого и
веселого, оскорбительного и шутливого, умение во-время остановиться и
дать шутке совсем иное, добродушное направление,- все это делало из него
интересную артистическую фигуру нового у нас жанра" (Собр. соч., т. 1,
1954, с. 364). Однако со временем в иск-ве Б. и руководимом им т-ре всё
сильнее стали проявляться эстетство, претензия на утончённую
изысканность. В 1920 Б. вместе с группой актёров т-ра "Летучая мышь"
эмигрировал за границу. Выступал с этим т-ром в Париже, Нью-Йорке. Умер
в США.
Лит.: Эфрос Н., Театр "Летучая мышь" Н. Ф. Балие-ва, П., 1918;
Кузнецов Б., Из прошлого русской эстрады, М., 19?8.
БАЛКАНСКА, Мими (р. 23. VII. 1902) - болгарская артистка оперетты.
Нар. арт. Республики (1950). Одна из основоположников опереточного
иск-ва в Болгарии. В 1919 - основательница и солистка т-ра "Ренессанс".;
в 1922- Кооперативного т-ра оперетты (впоследствии - Художественный т-р
оперетты). С 1947 Б.-солистка т-ра Народной оперетты (впоследствии муз.
Т-р им. Ст. Македонского). Успешно выступает как в классич., так и в
совр. репертуаре. Роли: Ангелина ("Бунтарская песня" Златева-Черкина),
Сильва (о. п. Кальмана), Кето ("Золотая долина" Дунаевского), Евдокия
Петровна ("Самое заветное" Соловьёва-Седого) и др. Обладает ярким
комедийным дарованием, пластичностью, красивым голосом большого
диапазона. Гастролировала во мн. странах (в т. ч. вместе с Т-ром им. Ст.
Македонского в СССР, 1959). Димитр. пр. (1950).
Лит.: 40 години оперетта в България. 10 години Държавен музыкален
театър, София, 1957. Л М
БАЛКАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До ре' волюции проф. т-ра у
балкарского народа не существовало, но обряды издавна включали сатирич.
пантомимы "квлчм", а элементы актёрского иск-ва проникали в выступления
нар. поэтов-импровизаторов и певцов. После установления Сов. власти и
введения балк. письменности стали создаваться самодеятельные драм.
кружки. В 30-х гг. во мн. кружках была пост. первая балк. пьеса "Святой
и пионер" М. Этезова, разоблачающая мусульманское духовенство. В 1935 в
ГИТИСе открылась балкарская студия, а в 1938-театр. студия в Нальчике
(Каб.-Балк. АССР). На основе студии в 1939 создан Балк. колх.-совх. т-р,
к-рый в 1940 реорганизован в Балк. гос. драм. т-р, в него вошли
выпускники балк. студии ГИТИСа. Коллектив показал спектакли: "Бронепоезд
14-69", "Овечий источник";
"Жорж Данден" Мольера, подготовленные студийцами вин-тепод рук. И. Я.
Судакова. Отечеств, война прервала развитие балк. нац. т-ра. Второе его
рождение относится к 1958, т-р открылся в Нальчике спектаклем "Рассвет в
горах" И. Боташева, посв. освобождению Сев. Кавказа от белогвардейцев. В
Ю59 т-р осуществил пост. пьесы балк. писателя М. Этезова "Кровавая
свадьба" о прошлом балк. народа. В репертуаре балк. труппы (1960)-пьесы
балк. писателей на совр. темы: "После свадьбы" И. Маммеева, "Когда
падает снег" К. Кулиева, пьеса кабардинского драматурга М. Шхагапсоева
"Сын медведя- Батыр", пьеса, осетинского автора Токаева "Женихи";
"Трактирщица" и др. В труппе т-ра (I960): засл. арт. Каб.-Балк. АССР Ш.
Кучмезова, И. Маммеев, актёры Н. Гиляева, Т. Залиханова, М. Кучуков и
др. В 1958 в Моск. театр. уч-ще им. М. С. Щепкина создана балк. студия.
Е. Ж.
БАЛЬОН (итал. balcone) в театре - места для публики, расположенные
амфитеатром в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала (Б.
1-го яруса, 2-го яруса, 3-го яруса) против сцены. В некоторых т-рах Б.
расположены и по боковым сторонам зала.
БАЛЛАДА (франц. ballade, от лат. ballo - танцую) в музыке -
первоначально (в средние века) в странах романского языка народная
танцевальная песня; позднее у зап.-европ. народов также песня
повествоват. характера, часто с драматич. и лирич. содержанием.
Исполнителями Б. были жонглёры менестрели, барды. Б. в рус. музыке -
"Светлана" А. Плещеева (1814), "Чёрная шаль" Всрстовского (1823),
"Ночной смотр" Глинки (1836) и др.; в сов. музыке - "Баллада о капитане
Гастелло" Белого (для голоса с фп., 1941), "Героическая баллада"
Бабаджаняна (для фп. с оркестром, 1950) и др. Б. встречаются в операх
("Моряк-скиталец" Вагнера, "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева и
др.).
БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА (Ballad-Opera) - муз.-дра-матич. жанр, пользовавшийся
большой популярностью 1 в Англии в 18 в.; комедия сатирич.характера,
включающая песни и др. муз. номера. Тексты песен создавались специально
для Б. о. Композиторы использовали в музыке к Б. о., помимо собственных
соч., популярные англ., ирл. или шотл. баллады и произв. англ. (гл. обр.
Перселла, Эклса), итал., франц. и др. композиторов. Злободневный и
занимательный сюжет, простота формы, яркая музыка определили выдающийся
успех Б. о. у широкой аудитории. Первая Б. о.- "Добрый пастух" А. Рамзея
(1725)-представляла собой пасторальную пьесу на шотл. нар. мотивы.
Всеобщее признание жанру Б. о. принесла Юпера нищих (1728) - остроумная
пародия на нравы англ. аристократии. Драматург Дж. Гэй и композитор Дж.
Пепуш добавили к нар. балладам увертюру и неск. арий своего сочинения.
Среди др. авторов Б. о.: X. Филдинг, Т. Уолкер, Ч. Коффи - автор
популярной Б. о. "Быть беде!", 1731, оказавшей большое влияние на
развитие нем. зингшпиля. Со временем, однако, нар. элементы вытесняются
из Б. о., и этот жанр приходит в упадок; попытка возродить его в 60-х
гг. 18 в. не принесла результатов, и вскоре Б. о. сошла со сцены. "Опера
нищих", эпизодически возобновлявшаяся в т-рах Англии, привлекла внимание
ряда крупных музыкантов 20 в.; в 1920 Ф. Остин, в 1948 Б. Бриттен
создали свои редакции этого произв., сохраняющиеся в репертуаре совр.
театров.
Лит.: G a g е у Е., Ballad Opera, N. Y., 1937. Be. T.
БАЛЛАЕВ, Владимир Давидович (р. 14.III. 1911) - осетинский советский
актёр. Нар. арт. Сев.-Осет. АССР (1955), член КПСС с 1950. В 1935
окончил ГИТИС (сев.-осетинская студия). С этого же года работает в
Сев.-Осет. драм. т-ре (г. Орджоникидзе). Роли: Батраз ("Нарт Батраз"
Корзунаи Казбекова), Садула ("Чер-мен" Плиева), Ахшарбек ("Желание Паша"
Туаева), Борис ("Гроза"), Кассио ("Отелло"), герцог Альбанский ("Король
Лир"), Ходжич ("Олеко Дундич" Каца и Ржешевского), Дзержинский
("Кремлёвские куранты").
"БАЛЛЕ РАМБ‚Р" ("Ballet Rambert") - английская балетная труппа. В
1930 англ. театр. деятель М. Рамбер организовала в Лондоне балетную
труппу (на базе своей студии "Клуб балета"), явившуюся первой постоянной
англ. балетной труппой. Впоследствии эта труппа выступала в балетном
"Обществе Камарго", т-рах "Меркурий", "Сэдлерс-Уэллс" и др. В 1940-41
объединилась с "Лондонским балетом", с 1943 возобновила самостоят,
выступления. Воспитанниками труппы "Б. Р." были многие известные деятели
англ. балета, осуществившие здесь свои первые пост.: Ф. Аштон ("Трагедия
моды" на муз. Гуссенса, 1926; "Сюита Каприоль" Уорлока, 1930;
"Флорентийская картинка" на муз. Корелли, 1930; "Пери" Дюка, 1931, и
др.), А. Тюдор ["Двенадцатая ночь" (по Шекспиру) на муз. Фрескобальди,
1931, "Сиреневый сад" Шассона, 1936]; А. Хоуард ("Жонглёр Богоматери"
Респиги, 1933); Н. де Валуа ("Бар в Фоли бержер" на муз. Шабрие, 1934) и
др. "Б. Р.", помимо частых гастролей по Великобритании, гастролировал в
Австралии, Новой Зеландии (1947), КНР (1957) и др. странах.
Лит.: В г a d 1 е у L., Sixteen years of Ballet Rambert, L., 1946. .
Ham. P.
"БАЛЛЕ ТЙЭТР" ("Ballet Theatre") - американская балетная труппа.
Сформирована в 1939 на основе балетной труппы "Балет Мордкина" (в
прошлом артиста моек. Большого т-ра). Первый сезон открылся 11 янв. 1940
в помещении "Сентер тиэтр" (Нью-Йорк). Возглавила эту труппу танцовщица
Л. Чейз. Целью "Б. т." было воспитание амер. балетмейстеров и артистов
балета, определение нац. колорита балетных спектаклей. Здесь
осуществляли свои первые постановки А. де Милль, Дж. Роббинс, Ю. Лоринг,
М. Кидд. В 1940-42 в труппе работал М. М. Фокин, возобновивший
"Шопениану" (1940), "Карнавал" на музыку Шумана (1940), "Призрак Розы"
на музыку Вебера (1941), "Петрушку" Стравинского (1942); поставивший
спектакли "Русский солдат" на музыку Прокофьева (1942), "Синяя борода"
на музыку Оффен-баха (1942). Л. Мясин поставил в "Б. т." "Алеко" на
музыку Чайковского (1942). А. Долин и Б. Ни-жинская - "Тщетную
предосторожность" Гертеля (1940), "Жизель" (1940), "Лебединое озеро"
(2-й акт, 1940). С момента организации в "Б. т." работал балетм. А.
Тюдор, к-рый стам1Л "психопатологические" балеты: "Подводное течение"
Шумена (1945), "Огненный столп" Шёнберга (1942) и др. В "Б. т." выросло
поколение танцовщиков: Н. Кей, Л. Сер-рано, Д. Криза, X. Лэнг. "Б. т."
не имеет своего постоянного помещения, гастролирует. Состав труппы часто
меняется (особенно солисты), кордебалет набирается на один сезон из
танцовщиков различных т-ров. Это приводит к отсутствию единого ансамбля
в спектаклях. С 1957 труппа "Б. т." носит название "Американ балле
тиэтр". В 1960 "Б. т." гастролировал по городам СССР.
Лит.: A m b e r g G., Ballet in America, N. Y., 1949; American ballet
theatre. 1940-1960, N. Y., [I960]. Ham. P.
Б.4ЛЛО (итал. ballo-танец, пляска)-1) Общее наименование старинных
итал. нар. танцев (или части какого-либо танца), носящих
танцевально-игровой пантомимич. характер. 2) В Италии 15-17 вв.
наименование бальных и сценич. танцев, содержащих элементы хореографич.
пантомимы. Эти танцы сочинялись учителями танцев (итал.- professor di
baiare). Образный характер Б. подчёркивался добавлением к ним с сер. 16
в. итал. определения "фигурато"- изобразительный. В конце 17-19 вв. в
Италии Б.- обобщающее наименование театр. танца и балета.
БАЛЛЯБЙЛЬ (правильнее -бал лябиле) (итал. ballabile- танец, балет)1)
Общий танец, завершающий балет или один из его актов (напр., в балетах
"Волшебная флейта" Дриго, "Испытания Дамиса" Глазунова). 2) Танц.
номера, балетный дивертисмент в опере (напр., Б. в операх
"Роберт-Дьявол", "Гугеноты" Мейербера). сБАЛ-МАСКАРАД" ("Un Ballo in