<< Пред.           стр. 647 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 записки, вып. 2. История театра, Ташкент, 1957, с. 14-15, 91; N e t t l
 e t о n G. H., English drama of the Restoration and Eighteenth century
 (1642-1780), N. Y., 1923;
  D о b г e e В., English literature in the Early Eighteenth century,
 Oxf., 1959. B ?O,
  POXAC (Rojas), Фернандо де (ок. 1465-3 или 8.IV. 1541) - исп.
 писатель, драматург. По мнению большинства исследователей, Р.- автор
 романа-драмы "Трагикомедия о Калисто и Мелибее" (изд. 1499), известной
 под назв. "Селестина". Изображая историю трагич. любви двух молодых
 людей, Р. одновременно даёт широкую сатирич. и реалистич. картину эпохи,
 особенно колоритно воссоздаёт быт городских низов. "Селестина" не
 предназначалась для пост., "трагикомедией" она названа потому, что
 написана в диалогич. форме и разделена на акты. Это произв. оказало
 огромное влияние на формирование и развитие исп. нац. драмы.
  В 20 в. неоднократно предпринимались попытки пост. "Селестину".
 Первая сценич. обработка "Селе-стины" сделана в 1903 Ф. Педрелем.
 Позднее пьеса ставилась в Мадриде (1909, т-р "Эспаньоль"; 1940, реж. Ф.
 Льюч; 1957, реж. Л. Эсковар), в Буэнос-Айресе (труппа М. Ксиргу), в
 Париже (1942, реж. Ф. Даркант), в Стратфорде-он-Эйвон (1958, реж. Дж.
 Литлвуд) и др.
  Соч.: Ed. critica сиг. de M. Criado de Val y G. D. Trotter, Madrid.
 1958 ("Clasicos hispanicos", Serie II, v. 3); в рус. пер.- Селестина
 (предисл. и ред. пер. E. Лысенко), М., 1959.
  Лит.: Oilman St., The art of "La Celestinas, Madison 1956. З.П.
  POXAC ВИЛЬЯНДРАНДО (Rojas Villandrando), Агустин де (1577 - год
 смерти неизв.) - исп. писатель, актёр. В конце 16 в. вступил в бродячую
 актёрскую труппу, с к-рой выступал в Севилье, Ронде и др. городах
 Андалусии. В конце 1602 или нач. 1603 выпустил книгу "Занимательное
 путешествие" - живой и интересный рассказ о приключениях актёров,
 написанный в форме бесед между автором и его товарищами по труппе. Книга
 содержит ценные сведения об актёрском мастерстве, театр. быте, сценич.
 технике и положении актёров в Испании конца 16 в. Является одним из
 важных документов для изучения истории исп. т-ра.
  Соч.: El viaje entretenido, t. 2. 4 libro. Madrid, 1901 (Coleccion de
 libros picarescos).
  Лит.: Игнатов С., Испанский театр XVI-XVII веков, М.-Л., 1939, с.
 72-79. 3. Я.
  POXAC СОРРЙЛЬЯ (Rojas Zorrilla), Франсиско де (4.X.1607-23.1.1648) -
 исп. драматург. Автор 70 светских пьес (нек-рые из них не сохранились) и
 св. 15 ауто. Один из крупнейших представителей школы Кальдерона. В своих
 драмах, близких к трагедии, Р. С. утверждает монархич. тенденции, культ
 чести. Такова направленность его драмы "Никто, кроме короля, или...
 Гарсия дель Кастаньяр" (дата соч. и пост. неизв.), а также пьесы "Нет
 места отцовским чувствам у короля" (1635, т-р "Паласио"). Трагич.
 окраску получили драмы "Враждующие лагери Вероны" (1640, т-р "Буэн
 Ретиро") - обработка предания о Ромео и Джульетте, "Каталонский
 Каин."историч. драма о братоубийстве и др. Комедии "Долг и оскорблением
 (1631), "Тростинки превращаются в копья" (1636) отличаются сложной
 интригой. Комедия "Все здесь в равной мере хитрецы, или Дон Лукас дель
 Сигараль" (1638) положила начало бурлескной комедии в Испании (т. н.
 comedia figuron).
  Соч.: Comedias escogidas, Madrid, 1866 (Biblioteca de autores
 espanoles, v. LI V); Teatro, Madrid. 1917 (Clasicos castellanos, t. 35);
 в рус. пер. - Никто, кроме короля, или... Гарсия даль Кастаньер, "Отеч.
 записки", СПБ, 1842 т. XXV отд. 1. с. 137-84.
  Лит,: Cotarelo у MoriE., Don Francisco de Rojas Zorrilla. Noticias
 biograficas y bibliograficas. Madrid. 1911; Barret t J. A.. Some aspects
 of the dramatic technique of Francisco de Rojas Zorrilla, Roll (North
 Carolina) 1938; Mac Curdy R. R., Francisco de Rojas Zorrilla and the
 tragedy, Albuquerque, 1958; Schmidt G. E. Studien zu den Komodien des
 Don Francisco de Rojas Zorrilla Koln, L1959J. o JJ
  РОШАЛЬ, Григорий Львович [p. 8(20).X.1899] - рус. сов. режиссёр,
 педагог. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1919 занимался вопросами художеств.
 воспитания детей в Железноводске. с 1920 - в детской студии в
 Кисловодске. В 1921 переехал в Москву и стал председателем Совета
 художеств. воспитания Главсоцвоса Наркомпроса, руководителем Мастерской
 Педагогия. т-ра. Одновременно учился в Гос. высшей режиссёрской
 мастерской, руководимой В. Э. Мейерхольдом. Возглавлял театр. работу в
 Коммунистич. ун-те трудящихся Востока и в Центр, доме коммунистич.
 воспитания рабочей молодёжи. В Мастерской Педагогич. т-ра под рук. Р.
 начали свою театр. деятельность А.З. Окун-чиков, И. М. Доронин, В. П.
 Колесаев, В. П. Строева, С. Л. Рошаль. Создатели мастерской ставили
 своей целью "развивать социальные инстинкты в ребёнке коллективным
 сотворчеством зрителя и актёра". Нек-рые спектакли Р. ("Новоселье")
 разыгрывались во всех помещениях Дома им. Поленова, где находилась
 Мастерская, зрители по ходу действия переходили вместе с актёрами из
 зала в зал. Р. пост. спектакли: "Инженер Семптон" Строевой и С. Рошаля,
 "Лекарь поневоле" (вольная обработка пьесы Мольера Г. и С. Рошаль). В
 ряде своих пост. Р. вводил кукольные интермедии. В 1925 Мастерская
 Педагогич. т-ра была слита с 1-м Гос. детским т-ром, к-рым в то время
 руководил Ю. М. Бонди. Т-р получил назв. "Педагогический т-р", до 1927
 Р. был директором и художеств. рук. этого т-ра. С 1925 Р. работает в
 кино, пост. фильмы "Академик Иван Павлов" (Гос. пр. СССР, 1950),
 "Мусоргский" (Гос. пр. СССР, 1951) и др. Я. Сац.
  РОЩИНА-ИНСАРОВА, Екатерина Николаевна [урожд.- Пашенная; р.
 12(24).VI.1883]-рус. актриса. Дочь Н. П. P ощина-Инсарова, сестра В. Н.
 Пашенной. Впервые выступила на сцене в 1897. В 1899 была приглашена H.H.
 Синельниковым в его труппу '(Киев). Затем играла в т-рах Астрахани,
 Пензы, Москвы (Т-р Корша), Ростова-на-Дону, Самары и др. городов. В
 1905-09 - в Т-ре Лит.-художеств. об-ва (Петербург), в 1909-11- в Т-ре
 Не-злобина. С 1911 работала в Малом театре, в 1913 перешла в
 Александрийский т-р. Много гастролировала. Игра Р.-И. отличалась
 изяществом, изощрённостью и тонкостью нюансов, глубиной переживаний. Но
 совр. критика отмечала в иск-ве Р.-И, черты душевной усталости, надрыва.
 В 1915-16 в творчестве актрисы наступил перелом, её образы приобрели
 большую ясность и завершённость.
  После революции Р.-И. эмигрировала за границу. В 1924, на основе
 руководимой ею с 1923 Студии, организовала в Риге рус. Камерный т-р,
 репертуар к-рого состоял преим. из рус. и зап.-европ. классич.
 драматургии. С 1925 жила в Париже.
  Роли: Нора; Магда ("Родина" Зудермана), Маргарита Готье ("Дама с
 камелиями" Дюма-сына.), Даша ("Любовь" Потапенко), Елизавета Дроздова
 ("Бесы" по Достоевскому), Лулу ("Обнажённая" Батая), Анфиса (о. п.
 Андреева), Анна ("Цена жизни" Немировича-Данченко), Катерина ("Гроза"),
 Беата ("Бесчестные" Филиппи), Элиза ("Пигмалион"), Нина ("Маскарад") и
 др.
  Лит.: Ч у д о в с к и и В., Спектакли Рощиной-Инса-ровой, "Аполлон",
 1913, J 6; E. H. Рощина-Инсарова, П., 1916, С. Г.
  РОЩИН-ИНСАРОВ, Николай Петрович [ наст. фам.- Пашенный; 1861-8(20).
 1.1899] - рус. актёр. В молодости был гусарским офицером, принимал
 участие в любит, спектаклях. Проф. работу в т-ре начал в 1883 в
 Астрахани, в антрепризе П. М. Медведева. Служил в Театре Корша
 (1884-89), Т-ре Абрамовой (1889-90) в Москве, в Театре Соловцова в Киеве
 (1895-99) и др. Был одним из самых популярных актёров своего времени.
  Роли: Чацкий, Кречин-ский; Васильков ("Бешеные деньги" Островского),
 Никита ("Власть тьмы"), Глумов ("На всякого мудреца..."), Агишин
 ("Женитьба Белуги-на" Островского и Соловьёва), Борис ("Царь Борис" А.
 К. Толстого), Иванов, Тригорин ("Иванов", "Чайка") и др.
  Мастер перевоплощения, уделявший большое внимание характерным
 деталям, Р,-И в то же время был лирич. актёром. Его герои отличались
 благородством, одухотворённостью, искренностью. Особенно удавались Р.-И.
 любовные сцены; он раскрывал глубокие чувства своих героев, преодолевая
 зачастую несовершенный материал пьесы. Однако в героях Р.-И. проявились
 черты, свойственные значительной части бурж. интеллигенции конца 19-нач.
 20 вв.,- неуравновешенность, нервозность, стремление к самоанализу,
 пассивность. Типичный представитель актёрской богемы, Р.-И. в то же
 время требовательно относился к своему творчеству, постоянно
 совершенствовал сценич. образы. Убит из ревности"художввком ;
  Маловым в Киеве. Дочери Р.-И.- В. H. Пашенная, E. H. РощинаИнсарова.
  Лит.: "Рампа", 1909 , Xs 3, с.34-36, 36-37; Ю р ь-е в Ю. M., Записки.
 Л.-M., 1948 (указ. имен); Дорошевич В. М., Рощин-Инсаров, в его кн.:
 Избр. рассказы и очерки, М.. 1962. f0. Д.
  РТО (Русс кое театральное общество) - см. Всероссийское театральное
 общество.
  РУБАН, Николай Осипович [ р. 3(16).1.1913] - рус. сов. артист,
 оперетты. Засл. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В
 1937 окончил Ленингр. политехнич. ин-т. В 1936-38 учился пению в
 вечерней школе при Т-ре оперы и балета им. Кирова. С 1936 начал
 выступать в концертах. С 1939 работал в т-рах оперетты в Ленинграде,
 Петрозаводске, в 1946-59- артист Моск. т-ра оперетты. С 1959
 гастролирует в т-рах периферии, выступает на радио и телевидении как
 актёр и режиссёр.?, обладает выразительным голосом (высокий баритон),
 его игра отличается пластичностью, естественностью.
  Роли: Гри'циан и Назар ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова),
 Андрей и Никита ("Холопка" Стрельникова), Янко ("Вольный ветер"
 Дунаевского), Микола и Алексей "Трембита" Мйнютина; Гос. пр., СССР,
 1950), Павел ("Самое заветное" Соловьёва-Седого), Бони и Эдвин, Тассило,
 Наполеон и Раджами, Рауль ("Сильва", "Марица", "Баядера"), "Фиалка
 Монмартра" Кальмана), Данило ("Весёлая вдова" Легара) и др. ' М. Лифш.
  РУБЙНИ (Rubini), Джованни Баттиста (7.IV. 1794,
 Романо-Бергамаско,3,111.1854, там же) - итал. артист оперы (тенор). На
 оперной сцене дебютировал в 1814 в Павии в опере-буффа "Слезы вдовы"
 Дженерали. Затем пел в Бре-шии и Венеции. В 1815-29 выступал в Неаполе в
 т-рах "Сан-Карло" и "Дель Фондо", в 1827 в т-ре "Ла Скала". С триумфом
 гастролировал в Париже, Лондоне, Мадриде, Берлине, Брюсселе; в 18431845
 и 1847 в Петербурге и Москве.
  Р.- один из выдающихся оперных певцов 19 в., представитель итал.
 школы бель канто. Обладал тенором большого диапазона, с исключит.
 развитым верхним регистром (до ф а - с о л ь 2-й октавы), виртуозной
 вок. техникой, ярким сценич. талантом. Был одним из лучших исполнителей
 партий (мн. из к-рых написаны спец. для Р.) в операх Дж. Россини, Г.
 Доницетти, В. Беллини. С особым успехом исполнял героич. партии. Получил
 прозвище "короля теноров".
  Партии: Альмавива; Линдор, Рамиро, Отелло ("Итальянка в Алжире",
 "Золушка", "Отелло" Россини), Эльвино, Фернандо, Артур ("Сомнамбула",
 "Бьянка и Фернандо", "Пуритане" Беллини). Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"
 Доницетти), Паолино ("Тайный брак" Чимарозы) и др.
  Лит.: Locateli! A.. Cenni biogr. sulla.o. G. В. Rubini., МП., 1844;
 Traini С., G. В. Rubini re dei tenori, [Bergamo, 1954]. (; p
  РУБИНШТЕЙН, Антон Григорьевич [ 16(28). XL 1829, дер, Выхватинец
 Подольской губ.,- 8(20). XI. 1894, Петергоф, близ Петербурга] - рус.
 пианист, композитор, дирижёр и муз.-обществ, деятель. Род. в купеч.
 семье. В 5-летнем возрасте переехал с родителями в Москву, где стал
 обучаться игре на фп., сначала под рук. матери, затем у известного
 преподавателя А. И. Виллуана. Впервые выступил публично как пианист в
 Москве в 1839, в 1841-43 концертировал за границей, В эти же годы были
 изданы его первые соч. В 1844-46 занимался по теории музыки у 3. Дена в
 Берлине. В 1848 вернулся на родину и поселился в Петербурге.
  Здесь развернулась деятельность Р - пианиста" дирижёра, композитора.
 В 1850 написал свою первую оперу - "Куликовская битва" ("Дмитрий
 Донской", 1852, Большой т-р, Петербург). В 1854-58 Р. концертировал в
 странах Зап. Европы, завоевав мировую славу как пианист; тогда же
 впервые пост. его оперы "Сибирские охотники" (1854, Веймар, под упр. Ф.
 Листа), "Дети степей" (1861, "Кернт-нертортеатр", Вена) и др. По
 возвращении из заграничной поездки Р. приступил к осуществлению гл. дела
 своей жизни - организации Рус. муз. об-ва. Целью об-ва являлось
 устройство в Петербурге и др. крупных городах регулярных симф. и
 камерных концертов, а также создание высших и средних муз. уч.
 заведений. Осенью 1859 Рус. муз. об-во начало свою деятельность
 (Петербург). Р. вошёл в состав дирекции об-ва, стал его фактич.
 руководителем. Участвовал в качестве дирижёра и солиста во всех
 концертах об-ва, возглавил открытые об-вом Муз. классы (Петербург),
 к-рые в 1862 были преобразованы в первую рус. консерваторию. Р. стал её
 директором и профессором. Среди первых выпускников консерватории (1865)
 был П. И. Чайковский - ученик Р. по классу инструментовки. Работая в
 консерватории и Рус. муз. об-ве, продолжал заниматься исполнительским и
 композиторским творчеством.
  Деятельность Р. проходила в атмосфере непрекращавшейся борьбы; его
 противниками являлись деятели муз. культуры, более последовательно
 проводившие в музыке демократич. принципы. Это вынудило Р. в 1867 уйти
 из консерватории, покинуть пост дирижёра симф. концертов Рус. муз. об-ва
 и уехать заграницу. Последующие годы (до 1886) Р. занимался преим.
 концертной деятельностью; в Гамбурге он дирижировал пост. своей оперы
 "Нерон" (1879). В 1886 Р. возвращается на родину, а в 1887 вторично
 становится директором и профессором Петерб. консерватории, где проводит
 ряд реформ в постановке учебного процесса. В 1891 Р. вновь покинул
 Петерб. консерваторию и переселился в Дрезден. Здесь он занимался
 композиторской деятельностью и продолжал изредка выступать как пианист.
 В 1894 вернулся в Россию.
  Муз.-обществ, деятельность Р. способствовала развитию рус. муз.
 культуры, особенно проф. муз. образования. Его пианизм оказал громадное
 влияние на развитие мирового фп. иск-ва.
  Р. написал 13 опер, 5 духовных опер и ораторий, 6 симфоний и др. соч.
 Лучшим произв. Р. свойственны "широкое мелодическое дыхание,
 страстность, полнота звучания..., оптимизм и мужественность лирики"
 (Асафьев Б. В.). В 1871 Р. создал своё лучшее произв.- опору "Демон" по
 о. Е. Лермонтова (1875, Мариинский т-р), до сих пор занимающую видное
 место в репертуаре оперных т-ров. Наиболее свежа и самобытна музыка Р. в
 произв., выдержанных в вост. духе: "Фераморс" по поэме Т. Мура "Лалла
 Рук" (1863, Дрезден), "Маккавеи" (по о. п. О. Людвига; 1875, Берлин, под
 упр. автора), оратория "Вавилонское столпотворение" (1870), "Персидские
 песни" и др. В творчестве Р. в 80-х гг. намечается известная эволюция.
 Характер и интонац. склад ряда его соч. приобретают более определённые
 нац.-рус. черты: оперы "Купец Калашников" по поэме Лермонтова (1880,
 Мариинский т-р), "Горюша" по повести Д. В. Аверкиева "Хмелевая ночь"
 (1889, там же) и др. Композиторская деятельность Р.сыграла большую роль
 в истории проф. муз. творчества в России.
  С о ч.: Автобиографические воспоминания. 1829-1889 г., СПБ. 1889
 (отд. оттиск журн. "Русская старина", т. 64, ноябрь); Музыка и ее
 представители. Разговор о музыке, М., 1891; Мысли и афоризмы, пер. с
 нем.. СПБ, [1903]; Избр. письма, [под общей ред., со вступ. ст. и
 коммент. Л. А. Ба-ренбойма], М., 1954.
  Лит.: Глебов И., Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной
 деятельности и отзывах современников (1829- 1929), M., 1929; Асафьев
 Б.В., Антон Григорьевич Рубинштейн, в его кн.: Избранные труды, т. 2,
 М., 1954; К е л-д ы ш Ю , История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947, гл.
 3;
  Б а р е н б о и м Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1-2, Л., 1957-62;
  В о wen С. D., Free artist, N. Y., 1939. Г.Ког.
  РУБИНШТЕЙН, Ида Львовна (1885-20. IX.I960)- рус. артистка балета.
 Училась у М.М. Фокина. Принимала участие в первых "Русских сезонах за
 границей" (Париж, 1909), исполняла партии Клеопатры (о. п. на муз.
 Аренского), Зобеиды ("Шехеразада" Римского-Корсакова) и др. Не владея в
 достаточной степени профессиональной техникой, Р. в то же время была
 способной мимисткой, обладала выразит, внешними данными, жест её
 отличался пластичностью. В 1908 с большим успехом исполняла (в
 Петербурге, Париже, Лондоне) танец Саломеи, пост. для неё Фокиным (на
 муз. Глазунова, в костюме и декорациях Л. С. Бакста). В 1928-35
 руководила собств. труппой, в к-рой выступала в ведущих партиях. Для Р.
 были написаны балеты "Болеро" Равеля (1928), "Страсти св. Себастьяна"
 Дебюсси (1911) и "Персефона" Стравинского (1934). Художник В. А. Серов
 написал её портрет. Р. выступала также в драматич.спектаклях, снималась
 в кино.
  Лит.: Светлов В., Современный балет, СПБ, 1911, с. 74, 96; Грабарь
 И., Моя жизнь. М.-Л., 1937;
  Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера Статьи, письма,
 Л.-М., 1962; Li fa r S., Histoire du ballet russe. P., 1950. Ham P
  РУБИНШТЕЙН, Николай Григорьевич [2(14).VL 1835-12(24).III.1881] -
 рус. пианист, дирижёр, педагог и муз .-обществ, деятель с Игре на фп.
 обучался у А. И. Виллуана и Т. Куллака, по теории композиции у 3. Дена.
 Большую роль в формировании художеств. воззрений Р. сыграло его
 пребывание в Моск. ун-те, близкое общение с крупнейшими деятелями рус.
 иск-ва - А. Н. Островским, П. И. Чайковским и др. Передовой
 музыкант-просветитель, Р., подобно своему брату А. Г. Рубинштейну, был
 энергичным поборником проф. муз. образования в России. В 1860 по
 инициативе и под рук. Р. было организовано Моск. отделение Рус. муз.
 об-ва и Муз. классы, на основе к-рых в 1866 была открыта Моск.
 консерватория. До конца жизни Р. был директором и профессором
 консерватории, дирижёром и солистом симф. и камерных концертов Рус. муз.
 об-ва. Р. был выдающимся пианистом и педагогом. Среди учеников: С.
 И.Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр и др. Один из лучших дирижёров 19 в.,
 Р. был глубоким истолкователем и пропагандистом творчества Чайковского,
 к-рый поев. Р. фп. трио "Памяти великого артиста". Р. принадлежит ряд
 муз. пьес, романсов и др. соч.
  Лит.: К а ш к и н Н. Д., Н. Г. Рубинштейн, "Моск. ведомости", 1906,
 .ј 65; Дулов а-3 о г р а ф А. Ю., Мои воспоминания о Н. Г. Рубинштейне,
 "Музыка", 1912, с. 68-73, 84, 86-89. 96-97, 106; Чайковский П. И.,
 Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898; С о л о в-п о в А., Н.
 Рубинштейн. М.-Л., 1946.
  РУБЧАК, Иван Демьянович (7.III.1874-11.V. 1952) -укр. сов. актёр.
 Засл. арт. УССР (1945). В 1894-1914 выступал во Львовском укр. т-ре
 об-ва "Руська бесща". Обладая хорошими вок. данными (бас), исполнял роли
 с пением и оперные партии, в 1915-39 работал в разл укр. труппах
 Галичины и Закарпатья. В 1939-41 - актёр Львовского укр. т-ра им. Леси
 Украинки, с 1944 - Львовского т-ра им. М. Заньковецкой. Р. был ярким
 комедийным актёром, сочетающим безупречное вокальное исполнение с
 талантливой игрой.
  ЛучиЛие партии: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Гирей ("Роксолана"
 Сичинского), Гремин ("Евгений Онегин"), Мефистофель ("Фауст"), Эскамильо
 ("Кармен") и др.
  Лучшие роли: Омелько, Терешко ("Мартын Боруля", "Суета"
 Карпенко-Карого), Пивторак, Хоростиль ("Рябина", "Учитель" Франко),
 Бубнов ("Мещане"), Альбрехт ("Навеки вместе" Дмитерко), Козак ("На
 большую землю" Хижняка;
  Гос. пр. СССР, 1950) и др. р, /7.
  РУБЧАКбВА (наст. фам. - К о с с а к), Екатерина Андреевна [
 17(29).IV.1881-22.XI.1919] - укр. певица (сопрано) и драм. актриса. В
 1907 окончила муз.-драм. студию при Львовском у1ф. т-ре об-ва "Руська
 бесща". В 1896-1914 выступала в этом т-ре, в 1915-19-в разл. укр.
 труппах. Обладала хорошими вок. данными, исполняла роли в муз. драмах и

<< Пред.           стр. 647 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу