<< Пред.           стр. 648 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 оперные партии.
  Роли: Галя ("Назар Стодоля" Шевченко), Маруся ("Мару-ся Богуславка"
 Старицкого), Маша ("Живой труп"), Татьяна ("Мещане"), Юдифь ("Уриэль
 Акоста" Гупкова) и др.,
  Партии: Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Катерина (о. п. Аркаса),
 Галька (о. п. Монюшко), Маргарита ("Фауст"), Микаэла, Чио-Чио-сан и др.
 Р. Л.
  РУГОЕВ, Яков Васильевич (р. 15.IV.1918) - карел. сов. поэт и
 драматург. Чл.КомЖунистйч. партии с 1943. В 1939 окончил Петрозаводский
 учительский ин-т. Лит. деятельность начал в 1934. В 1946 написал пьесу
 "Огни Марикоски", пост. Финским драм. т-ром (Петрозаводск). Пьеса рисует
 героич. труд карельских колхозников, восстанавливающих разрушенное
 войной хозяйство. Автор пьесы "В лесах Карелии", показывающей заботу
 народа о лесном хозяйстве. Р. написал много стихотворений, поэм и
 текстов песен, переложенных на муз. карельскими композиторами. С. Кол.
  РУДАКОВ, Павел Васильевич (р. 6.VI.1915) - рус. сов. артист эстрады;
 исполнитель куплетов, конферансье. Работал слесарем на Тульском
 оружейном заводе. Начал выступать в цирке ковёрным. С 1934 на эстраде.
 Создал маску простодушного увальня, к-рый в то же время "себе на уме".
 Репертуар артиста злободневен. Сохраняя реалистическую манеру
 исполнения, Р. прибегает к приёмам эксцентрики, что придаёт его номерам
 особую комедийность. Исполняя куплеты, Р. аккомпанирует себе на
 концертино. Выступал с различными артистами. В 60-е гг. в дуэте с С.
 Лавровым. Заслуженный артист РСФСР (1961).
  Лит.: Дмитриев Ю., Искусство советской эстрады. М.. 1962.
  РУДЕНКО, Бэла Андреевна (р. 18.VIII.1933) - укр. сов. артистка
 (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1960). Лауреат всесоюзных
 и междунар. конкурсов. В 1956 окончила Одесскую консерваторию по классу
 профессора О. Н. Благовидовой. В 1955 выступала в Одесском т-ре оперы и
 балета, с 1956 - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев).
  Партии: Венера ("Энеида" Лысенко), Йолан, Ярина ("Милана". "Арсенал"
 Майбороды), Стася ("Первая весна" Жуковского), Наташа ("Война и мир"),
 Розина, Джильда, Виолетта; Оскар ("Бал-маскарад" Верди), Лакме и др.
  Лит.: Тимофеев В., Бела Андр?вна Руденко, Кив, 1964.
  РУДЕНКО, Лариса Архи-повна [р. 15(28). I. 1918] - укр. сов. артистка
 оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1960). Деп. Верх. Совета УССР
 6-го созыва. Окончила Киевскую консерваторию в 1940 по классу проф. Е.
 А. Муравьёвой. С 1939 - солистка Т-ра оперы и балета им, Шевченко.
 Первая исполнительница в операх Жуковского-Олеся ("Честь", 1947), Варька
 ("Первая весна", I960); Данькевича - Соломия ("Богдан Хмельницкий",
 1951), Стеха ("Назар Стодоля", 1960); Мейту-са -Уля Громова ("Молодая
 гвардия", 1947).
  Др. партии: Солоха. Настя ("Рождественская ночь", "Тарас Бульба"
 Лысенко), Мать ("Арсенал" Майбороды), Кон-чаковна ("Князь Игорь"),
 Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"),
 Любаша ("Царская невеста"). Кармен, Амнерис и др.
  Выступала в Швеции, Норвегии, Албании, Польше, Румынии, Югославии, на
 Кубе. Вела педагогич. деятельность в Киевской консерватории (1948-50)'.
 Снималась в кино. Ведёт концертную деятельность.
  Лит.: Кононенко В., Ma р'я н e н к о M., Лариса Архип?вна Руденко,
 Кив, 1963.
  РУДЖЕРИ (Buggeri), Руджеро (14.XI.1871-20. VI 1.1953) - итал. актёр.
 В 1888 начал выступать на сцене. Работал в труппах Э. Новелли, В. Талли
 - И. Граматики -- О. Калабрези и др., сам возглавлял театр. коллективы.
 Был одним из крупнейших итал. актёров. Р. сыграл большое количество
 ролей в пьесах совр. ему итал. драматургов, особенно Д'Аннун-цио -
 Алиджи ("Дочь Йорио"), П. Феррари - Пари-ни ("Сатира и Парини"), Л.
 Пиранделло - Генрих IV (о. п.) и др. Много играл в эффектных салонных
 комедиях франц. драматургов В. Сарду, Л. Берн-стейна, С. Гитри. Р. К р.
  РУДЗАНТЕ (Ruzzante, букв.- шутник) - итал. сценич. образ, созданный
 актёром А. Беолъко в 1-й пол. 16 в. Р.- тип молодого простодушного
 разговорчивого крестьянина, веселившего зрителей своими шутками.
 Выступая в пьесе как обманутый муж, любовник, хвастливый солдат, глупый
 слуга, Беолько всегда сохранял определённый характер, костюм,
 особенности произношения.
  Лит. см, при ст. Беолъко А.
  РУДЗЙНСКАС, Юозас Прано (р. 4.XI.1905) - ли-тов. сов. актёр,
 режиссёр, педагог. Нар. арт. Лит. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с
 1950. Деп. Верх. Совета Лит. ССР 4-го созыва. Сценич. деятельность начал
 в 1930 в Каунасском гос. т-ре, еще будучи учеником драм. студии. В
 1932-35 и в 1939-41 работал в Шяуляйском т-ре, в 1935-39 - в Клайпедском
 т-ре. С 1941 - актёр т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс).
  Роли: Коломийцев ("Последние"). Глеба ("Русские люди"), Лопахин
 ("Вишнёвый сад"). Тартюф; Бочаров ("Беспокойная старость"), Захар Бардин
 ("Враги"; Гос. пр. СССР, 1947). Платон Кречет, Егор Булычев; Игнотас
 ("Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса-Гузявичуса), Тихон ("Гроза"),
 Калиберов ("Камни в печени" Макаёнка) и др.
  С 1948 начал режиссёрскую деятельность. В 1949- 1951 и с 1954 - гл.
 реж. Т-ра драмы Лит. ССР (в 1954-58 и директор).
  Пост.: "Глубокие корни" Гоу и ДЮссо (?948), "Калиновая роща"
 Корнейчука (1951), "Огненный мост" Ромашова (1954), "Дни портных в
 Силмачах" Блаумана (1957), "Невидимое оружие" Гудайтиса-Гузявичуса
 (1958), "Гамлет" (1959); "Смерть коммивояжёра" Миллера (1959),
 "Иркутская история" Арбузова (1960), "Привидения" (1961), "На дне"
 (1964); "Фауст" Гёте (1965) и др.
  Р. ведёт педагогич. работу (в 1946-49 в драм. студии т-ра, с 1962-на
 театр. ф-те консерватории). Ал. Д. Лит.: Juozas Rudzinskas, Vilnius,
 1955.
  РУДИН, Яков Михайлович [ 17(30). V. 1900 - окт. 1941] - рус. сов.
 актёр, драматург, сатирик. В 1918 окончил Высшее театр. уч-ще при б.
 Александрийском т-ре (педагог В. Н.Давыдов). В 1919-20 работал в этом
 т-ре, в 1921-23-вМогилёвскомт-ре,в19241941-в Моск. т-ре Сатиры. Р.
 обладал ярким, заразительным комедийным дарованием.
  Роли: Жилец ("Москва с точки зрения"Эрдмана, Гутмана и Типота,дебют
 Р. в Моск.т-ре Сатиры), Бивнев ("Таракановщи-на" Ардова, Никулина),
 Пашковский ("Мелкие козыри" Ардова), Прибылёв, Семёркин ("Чужой
 ребёнок", "Страшный суд" Шкваркина), Любин ("Таланты" Финна) и др.
  Р. выступал на эстраде (его партнёр-Р. Г. Корф).
  В годы Отечеств, войны выехал с концертной бригадой на фронт и погиб
 в окружении. Е. X.
  РУДНИК, Лев Сергеевич [р. 18.VI (1. VII). 1906]- рус. сов. режиссёр.
 Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1937
 окончил театр. школу при Ленингр. госдраме. Работал в т-рах Ленинграда,
 в 1940-44 - директор и художеств. рук. Большого драматич. т-ра им. М.
 Горького. В 1949-53- режиссёр Ростовского-на-Дону т-ра, в 1960-Моск.
 т-ра им. Н. В. Гоголя, с 1961 - Моск. т-ра киноактёра.
  Пост.: "Бегство" Щеглова, "Ваграмова ночь" Первомайского (обе в
 1935), "Волки и овцы" (1941), "Кремлёвские куранты" (1943); "Учитель
 танцев" Лопе де Вега, "Степь широкая" Винникова, "Дачники" (все в 1949);
 "Семья" Попова (1950), "Маскарад", "Бесприданница" (обе в 1951); "Сын
 рыбака" Гусева и Винникова (1953) и др. Е. X,
  РУДНИЦКИЙ, Александр Васильевич [наст. фам.- Осткевич; 1879 - 2(15).
 III. 1919] - рус. актёр. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. Сценич.
 образование получил в Моск. театр. уч-ще (занимался у А. П. Ленского).
 По окончании (1903) выступал на сцене моск. Малого т-ра (1904-06). В
 1906 перешёл на провинц. сцену. Играл в т-рах Н.-Новгорода, Саратова,
 Киева. С 1911 до конца жизни работал в антрепризах К.Н. Незлобина (в
 Москве, Петербурге и Риге).
  Роли: Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"), Раскольников
 ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Фауст (о. п. Гёте). Павел
 I (о. п. Мережковского), кн. Поварин ("Ставка кн. Матвея" Ауслендера) и
 др А.Кл.
  РУДНИЦКИЙ, Константин Лазаревич (р. 26.VIL 1920) - рус. сов.
 театровед и театр. критик. Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1943
 окончил театроведч. ф-т ГИТИСа. Р.- автор книг и статей по истории и
 теории рус., сов. и зарубежного т-ра.
  С о ч.: А. В. Сухово-Кобылин. Очерк жизни и творчества, М., 1957; Наш
 советский театр. М., 1958; Портреты драма-тургов, М., 1961; Иван
 Николаевич Берсенев. Очерк творчества, в сб.: Иван Николаевич Берсенев.
 М., 1961; Простодушные драмы Эдуарде де Филиппе, в сб.: Современная
 литература за рубежом, М., 1962; Новаторство советского театра. М., 1963
 (совм. с А. Н. Анастасьевым, Г. Н. Бояд-жиевым, А. Г. Образцовой); О
 поэтике чеховской драмы, "Театр", 1960, ј 1; Жизненная позиция режиссёра
 (совм. с Г. Бачелис), там же, 1960, .Ne 7; Театральность Маяковского,
 там же, 1963, ? 7; Юрий Завадский, там же, 1964. .Ne 10;
  Возвращение Чехова, там же, 1965, .N" 5. А. О.
  РУЭКЕВИЧ (Rozewie z), Тадеуш (р. 1921) -польский поэт и драматург.
 Дебютировал пьесой "Картотека" (1960, т-р "Драматычны", Варшава). В
 пьесах Р. своеобразно переплетаются темы, близкие его поэтич.
 творчеству, связанные с восприятием действительности поколением,
 молодость к-рого прошла в борьбе с оккупантами. Пьесы Р. ставятся во мн.
 польских и зарубежных т-рах. В них проявляется влияние эстетики
 "авангардизма". Р. часто пользуется приёмами гротеска. Среди его пьес:
 "Группа Лаокоона" (1962, т-р "Драматичны", Варшава), "Свидетели, или
 Наша малая стабилизация" (1962, т-р Телевидения, Варшава), "Прерванное
 действие" (1964), "Монолог старика" (1964).
  Лит.: К о t t J.. Konfrontacje: Bardzo polska kartoteka, "Dialoe".
 1960, ј 5. s. 117-19; Wolicki K.. Roze-wicza droga na scene. "Dialog",
 1963, ј 9, s. 90-99;
  P i w i n s k a M., Rozowisz albo technika collage'u, "Dialog", 1963,
 ј 9, s. 85-89. Еж. К.
  РУЭКЙЦЕИЙ (Rozy cki), Людомир (6.XI.18S4- 1.1.1953) - польский
 композитор. Учился музыке у своего отца А. Ружицкого, затем в Варшавской
 консерватории (по композиции у 3. Носковского), которую окончил в 1903.
 Совершенствовался в Берлине у Э. Гумпердинка. Вместе с К. Шимановским,
 Г. Фи-тельбергом и др. вошёл в "Молодую Польшу" - объединение
 композиторов, ставившее своей целью борьбу за нац. иск-во. В 1907-12 во
 Львове работал дирижёром оперного т-ра и преподавал в консерватории.
  Автор опер: "Болеслав Смелый" (1909, Львовская опера), "Медуза"
 (1912, Варшавская опера), "Эрос и Психея" (1917, Вроцлавская опера),
 "Казанова" (1923, Варшавская опера), "Беатриче Ченчи" по трагедии Ю.
 Словацкого (1927, там же), "Пани Валевская" (неоконч.); оперетт:
 "Чёртова мельница" (1931, Познаньская опера), "Лили хочет петь" (1933,
 там же); балетов: "Пан Твардовский" по повести Крашевского (1921
 Варшавская опера), "Аполлон и девушка" (1937). музыки к драме "Иридион"
 Красиньского и др. соч.
  Р. был глубоко нац. композитором, оригинально претворявшим в своём
 творчестве польские нар. мелодии и ритмы. Музыка Р. отличается яркостью
 драматич. контрастов, высокой техникой оркестровки. Лучшие произв.
 Р.-балет "Пан Твардовский", оперы "Эрос и Психея", "Беатриче Ченчи" - и
 поныне идут на польск. языке во мн. городах Европы. Л. Коз
  РУЖИЧ (Ружи?), Димитрие (27.X.1841-4.XII. 1912) - сербский актёр,
 режиссёр и театр. деятель. Один из выдающихся сербских актёров 19 в.
 Актёрскому иск-ву обучался у И. Джорджевича, А. Хад-жича и др. В 1868
 совершенствовался в "Бургтеатре" (Вена). В 1860 совм. с С. Протичем и
 бр. Путичами организовал в Сербском Чанаде любит, труппу, в к-рой
 дебютировал в роли Ивана в пьесе И. Стерии-Поповича "Гайдуки". Р.- один
 из инициаторов создания сербского Нац. т-ра в Нови-Саде, в к-ром он
 проработал со дня основания (1861) до конца жизни (с небольшими
 перерывами). Лучшие роли Р. в трагедиях Шекспира - Лир, Шейлок, Ромео,
 Отелло, Гамлет, а также в сербских историч. драмах: Максим Црное-вич (о.
 п. Костича), Пера Сегединац (о. п. Стерии-Поповича) и др. Среди др.
 ролей: Вильгельм Телль (о. п. Шиллера), Фердинанд ("Коварство и
 любовь"), Герик ("Доктор Робен" Премаре), Фабрициус ("Дочь Фабрициуса"
 Вильбрандта), Рошферий ("Партия пикета" Фурнье и Майера) и др. Р.
 обладал выразит. внешностью, большим сценич. темпераментом, сильным,
 хорошо поставленным голосом. В ранний период творчества в игре Р.
 преобладала романтич. приподнятость, патетика, впоследствии иск-во Р.
 сочетало эмоциональность, поэтичность и жизненную правду. Будучи
 режиссёром т-ра, Р. большое внимание уделял воспитанию молодых актёров.
  Лит.: Српско народно позориште у Новом Саду. Споме-ница. 1861-1961,
 Нови Сад, 1961, с. 399-400. Алъб К
  РУЖИЧКА-СТРОЦЦИ (Ruzieka-Strozzi), Мария
 (3.VIII.1850-28.IX.1937)-хорватская актриса. Актёрскому иск-ву училась у
 выдающегося актёра хорватского Нац. т-ра И. Фрейденрейха. В этом же т-ре
 дебютировал в 1868. В последующие годы играла в Нац. т-ре, приобретя
 славу "славянской Сары Бернар". В первые годы играла гл. обр. лирич.
 роли: Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Адриенна Лекув-рёр (о.
 п. Скриба), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Ганка
 ("Мораль пани Дульской" Запольской). Затем репертуар Р. пополняется
 траге-дийными ролями: Якуба, Федра ("Андромаха", о. п. Расина), мать
 Юговичей (о. п. Войновича) и др. Выступала также в комедиях Мольера и
 Шекспира, особенно прославилась исполнением роли Живки Попович ("Госпожа
 министерша" Нушича). Р. обладала высокой сценической культурой, богатым
 интонациями голосом, её игра отличалась заразительным темпераментом,
 комедийные образы, созданные Р., были насыщены нар. колоритом.
  Лит.: Hrvatsko Narodno kazaliste, Zagreb, 1960, s. 258. Л. Сол.
  РУЙС ДЕ АЛАРКОН-И-МЕНДОСА (Rui z de Alar-con y Mendoza), Хуан (ок.
 1580-4.VIII.1639) - исп. драматург. Род. в Мексике. С 1600 жил в
 Испании. Творчество Р. де А.-и-М. развивалось в традициях школы Лопе де
 Вега. Но его "комедии характеров" -"Сомнительная правда" (соч. 1619), "И
 стены имеют уши" (соч. до 1622), "Правда всегда помогает" (1623),
 "Сеговийский ткач" (соч. 1621), "Испытание мужей" и др. представляют
 собой самостоят, вклад в историю исп. драматургии. В этих комедиях
 характер героя определяет развитие действия. В отличие от Лопе де Вега,
 Р. де А.-и-М. значительно упростил интригу пьесы, логически мотивировал
 изменения действия, развязку пьесы. Комедии Р. де А.-и-М. отличаются
 яркостью характеристик, сатиричностыо, эпиграмматически острым языком.
  Соч.: Comedias, Madrid, 1852; 2 ed., 1875, в рус. пер,- Сомнительная
 правда, в кн.: Три испанские комедии, М., 1951.
  Лит.: Jimenez Rueda J., Juan Ruiz de Alarcon y su tiempo, Mexico,
 1939.
  РУКМИНИ ДЕВИ [ по мужу-А p e н д е й л (Arun-del); p. 29.II.1904] -
 инд. танцовщица, общественный деятель. Образование получила в Академии
 иск-в (Калакшетра), где в совершенстве овладела инд. танцами стиля
 "бхарат натьям" и катакхали. В 1944 Р. Д. окончила муз. отделение
 Мадрасского ун-та. Ей принадлежит заслуга возрождения танца "бхарат
 натьям", к-рый в нач. 20 в. начал исчезать (исполнялся только храмовыми
 танцовщицами - девадаси). Р. Д. была первой женщиной из
 привилегированной касты (брахманской), к-рая стала исполнять "бхарат
 натьям" публично. Большое влияние на творчество Р. Д. оказала рус.
 балерина А. П. Павлова, с к-рой она встретилась в 1926 в Австралии.
  Рэ Д. выступает как балетмейстер, её спектакли пользуются большой
 популярностью. Среди лучших пост.: "Кутрала Курванад-жи" (1944) -
 спектакль основан на древнеиид. храмовых танцах; "Сита Сваямва-рам"
 (1954)-по мотивам эпоса "Рамаяна", "Гита говинда" (1959) - на сюжеты
 древнеинд. сказаний о божественном пастухе Кришне.
  Р. Д.- член парламента Республики Индии (в 1952 и 1956 была членом
 Гос. совета парламента), член Отдела культуры ЮНЕСКО и Инд. нац.
 комиссии по сотрудничеству с ЮНЕСКО; является председателем и почётным
 членом мн. театр. организаций и культурных учреждений Индии. В 1956 инд.
 правительство наградило Р. Д. орденом "Падма Бхушан" за популяризацию
 инд. нац. танцев, в 1957 ей вручён приз за лучшее исполнение танца
 "бхарат натьям". Выезжала на гастроли в Европу и США. Мел. Б.
  РУЛ?Н, Пётр Иванович (12.IX.1892-1941) - укр. сов. историк т-ра и
 лит-ры, театр. критик, фольклорист и педагог. В 1916 окончил
 историко-фи-лологический факультет Киевского ун-та и здесь же начал
 педагогич. и научную деятельность. В 1920-34 был преподавателем и проф.
 Киевского муз.-драм. ин-та им. Н. В. Лысенко, преподавал историю укр.,
 рус. и зап.-европ. т-ра и историю драмы. В 1925-35 возглавлял Музей
 театр. иск-ва при АН УССР в Киеве. Автор трудов по истории укр. т-ра и
 драматургии дооктябрьского периода.
  С о ч.: в. Котляревський ? театр його часу, в кн.: Рання укранська
 драма. Кив, 1927; Мар?я Заньковецька. Життя ? творч?сть, Кив, 1929. Р.
 Я. РУММО, Линда Карловна (р. 5.VIII.1921) - эст. сов. актриса. Засл.
 арт. Эст. ССР (1964). Окончила
  Театр. ин-т Эст. ССР. С 1950 - актриса Т-ра им. Кингисеппа.
  Роли: Тийна ("Банкрот"), Лийзи ("Варгамяэ") - инсценировки романа А.
 X. Таммсааре'"Правда и право", Мари-нэ ("Стрекоза"Бараташвили), Мари
 ("Оборотень" Китцберга), Анника ("Блудный сын" Раннета), Елизавета ("Дон
 Карлос"), Эва ("Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта), Меэ-ла
 ("Браконьеры" Раннета), Сольвейг ("Пер Гюнт" Ибсе-на)- , Э. Л.
  РУМНЕВ" Александр Александрович (наст. фам.- 3 я к и н) [р.
 24.1(5.II).1899] - рус. сов. актёр, балетмейстер, педагог. Учился
 пластике и танцу у Л. Н. Алексеевой, А. М. Шал омы товой, С. М.
 Волконского. В 1920-33- актёр Камерного т-ра (Москва), где участвовал в
 муз. спектаклях и пантомимах.
  Роли: Арлекин ("Принцесса Брамбилла" по Гофману и "Ящик с игрушками"
 -пантомима на муз. Дебюсси), Пьеро ("Покрывало Пьеретты" - пантомима на
 муз. Дона-ньи). Мараскин ("Жирофле-Жирофля" Лекока), Морис Саксонский
 ("Адриенна Лекуврёр" Скриба), Мигуэль ("День и ночь-" Лекока), Казаков
 ("Сирокко" Половинкина) и др.
  С 1923 Р. выступал как балетмейстер (принимал участие в пост.:
 "Корневильские колокола" Планкета, 1931, Муз. т-р им.
 Немировича-Данченко; "Мадемуазель Нитуш" Эрве, 1945, Т-р им. Вахтангова,
 и др.), танцовщик и мим в собственных пост. (политич. карикатуры
 "Женевский фокусник", "Пан Великополь-ский" Шебалина; "Трагическая
 поэма" и "Патетический этюд" на муз. Скрябина; "Четыре темперамента" на
 муз. Хиндемита, "Кинотанцы" на муз. Дунаевского и др.).
  В 1962-63 руководил организованным им Экспериментальным т-ром-студией
 пантомимы, где пост. пантомимы "Роман с контрабасом" по Чехову,
 "Неизвестный солдат", "Кукольная драма", "Ровесники", "Африка" и др. С
 1944 - педагог ВГИКа, преподаёт пластику.
  Соч.: О пантомиме, М., 1964.
  Лит.: "Молодая гвардия", 1962, .No 10, с. 273; "Театр". 1963, ј 2, с.
 71. Нат. Р.
  РУМНИЕЦЕ, Берта Фрицевна (21.X.1865-8.III. 1953) - латыш, актриса.
 Нар. арт. Латв. ССР (1945). Род. в семье батрака; работала швеей. В 1883
 поступила в Рижский латыш, т-р, играла роли пожилых женщин (вначале
 выступала под псевд. Граудиня). участвовала в премьерах пьес Р.
 Блаумана: мать Яна ("Злой дух", 1891), Ажа ("Блудный сын", 1893),
 Пиндациша ("Дни портных в Силмачах", 1902), Индраниха ("Индра-ны",
 1904), мадам Хорст ("В огне", 1905). Реали-стич. дарованию Р. была
 близка и рус. драматург гия; играла Акулину Ивановну ("Мещане", 1904),
 Арину ("Дети Ванюшина" Найдёнова, 1905), Матрёну ("Власть тьмы", 1905),
 Богаевскую ("Варвары", 1907). В 1908-15-актриса Нового Рижского т-ра.
 Способствовала успешному воплощению драматургии Райниса; участвовала в
 премьерах "Огонь и ночь", "Вей, ветерок!", "Индулис и Ария" (ведьма,
 1911, Туше, 1912, Орта,
  1914). Др. значительные роли: Виттиха ("Потонувший колокол"

<< Пред.           стр. 648 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу