<< Пред.           стр. 649 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Гауптмана, 1909), Книртье ("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1908). В 1919
 вступила в труппу Рабочего т-ра Сов. Латвии (ныне Т-р драмы Латв. ССР).
 В сов. т-ре играла роли Анфусы Тихоновны ("Волки и овцы", 1945), матери
 Крусы ("Глина и фарфор" Григулиса; Гос. пр. СССР,11948),Глумрвой ("На
 всякого мудреца...", 1950). Р.- одна из основоположников нац. сценич.
 иск-ва, её часто называют матерью латышского т-ра. Играя роли простых
 женщин из народа, она раскрывала богатство их чувств, моральную чистоту,
 исполняла также и характерные роли. Иск-во Р. отличалось благородной
 простотой, органич. правдой, искренностью.
  Лит.: Кундзинь К. Э., Латышский театр. М.. 1963;
  S m i I g i s Ed., Berta Rumniece, Riga, 1950. В. X.
  РУМЫНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Зарождение Р. д. связано с развитием
 разнообразных форм нар. т-ра. Как самостоят, жанр Р. д. начала
 складываться в течение первых десятилетий 19 в., но еще в последние
 десятилетия 18 в. появились пьесы, исполнявшиеся в любит, кружках, в
 труппах школьного т-ра и т-ре кукол. Первая пьеса, пост. на рум.
 сцене,"Умерщвление господаря Григория в Молдове, трагедия в лицах" (ок.
 1780, написана в Трансильвании неизв. автором). Несколько позже (на
 рубеже 18-19 вв.) появились сатирич. комедии К. Конаки и И. Голес-ку.
 Большинство этих пьес не было пост. Р. д. получает развитие в период
 революции 1848. Борьба за ликвидацию феодализма, рост нац.-освободит.
 движения, борьба за становление нац. культуры способствовали росту нац.
 драматургии и т-ра. В 30-40-е гг. появляются комедии, высмеивающие
 галломанию, равнодушие правящих кругов к судьбам нац. культуры
 ("Французоманки" Факка, 1835, "Хорошее воспитание" Бэлцеску, 1845, и
 др.).
  Со 2-й пол. 19 в. Р. д. развивается по двум основным направлениям:
 историч. драма, стремящаяся гл. обр. способствовать росту нац.
 самосознания зрителей, и сатирич. комедия, в к-рой вскрываются
 социальные пороки рум. общества. Оба эти направления нашли отражение в
 творчестве В. Александру,, в его историч. драмах - "Воевода-деспот"
 (1879), "Источник Бландузии" (1882), "Овидий" (1884) и сатирич. комедиях
 - "Йоргу из Садагуры" (1844), "Кирица в Яссах" (1850), в сказке-феерии
 "Сынзяна и Пепеля" (1880) и др. Историч. драмы писали драматурги:
  Б. П. Хашдеу ("Рэзван и Видра", 1867), Б. Де-лавранча ("Закат
 солнца", 1909, 1910, "Утренняя звезда", 1909), А. Давила ("Влайку Воде",
 1902) и др. Сатирич. направленность носило творчество основоположника
 критич. реализма в рум. драматургии - И. Л. Караджале. В комедиях
 "Бурная ночь" (1879), "Господин Леонида перед лицом реакции" (1879),
 "Потерянное письмо" (1884), "Во время карнавала" (1885) Караджале
 обличает буржуазное общество, политическое филистерство, антидемократизм
 парламентской системы, произвол чиновников, мещанскую пошлость. Творч.
 деятельность Караджале как драматурга, режиссёра, театр. деятеля, автора
 многочисл. статей по вопросам сценич. иск-ва имела большое значение для
 становления и развития реализма в рум. т-ре. Сатирич. пьесы писали также
 драматурги Хашдеу, Делавранча и др.
  С наступлением реакции в нач. 1920-х гг. в репертуаре т-ров
 появляются декадентские пьесы, бульварная драматургия, пьесы,
 проникнутые националистич. настроениями. Реакционным тенденциям
 противостояло творчество передовых деятелей рум. т-ра, драматургов: К.
 Петреску ("Венецианское дело", 1919;
  "Дантон", 1924; "Миоаре", 1926; "Митикэ Попеску", 1928), В. Эфтпмиу
 ("Великий духовник", 1929, и др.), А. Кирицеску ("Марчел и Марчел, или
 Анишоара и соблазн", 1923; "Флорентина", 1925; "Осиное гнездо", 1929, и
 др.), Дж. М. Замфиреску ("Барышня На-стасия", 1927; "Идол и Ион
 шиворот-навыворот", 1934), В. И. Попы ("Лань", 1921; "Такс, Янке и
  Кадыр", 1932), М. Себастьяна ("Игра в каникулы", 1938; "Безымянная
 звезда", 1944; "Последняя сенсация", 1946), Т. Мушатеску
 ("Титаник-вальс", 1938;
  "...Еску", 1933; "Сон в зимнюю ночь", 1937) и др. Пьесы этих авторов,
 разные по своему идейно-худо-жеств. уровню и жанровым особенностям,
 выражают протест против бурж. действительности, сочувствие жертвам бурж.
 общества, стремление к идеалу.
  После освобождения Румынии от фашистов (1944) начался новый этап
 развития. Драматурги обратились к нац. реалистич. традициям, к овладению
 методом социалистич. реализма. Круг тем драматургич. произведений
 значительно расширился. Основной темой драматургии стала борьба старого
 с новым, утверждение непобедимой силы народно-демократич. строя. Лучшие
 произведения Р. д. отличаются глубоким гуманизмом, патриотизмом,
 жанровым разнообразием. Появились пьесы, показывающие столкновения
 классовых интересов, классовую борьбу, и пьесы, поев. этич. проблемам.'
  В историч. пьесах драматурги обращаются к героич. прошлому, к борьбе
 народа за свободу и справедливость. Петреску в пьесе "Бэлческу" (1949;
 Гос. пр., 1950) подчёркивает высокие моральные качества борца за
 свободу, его героизм. Эфтимиу в пьесе "Гайдуки" (1949) показывает борьбу
 народа против угнетателей. Пьеса "Матей Милло" Штефэнеску (1953, Яссы)
 йосв. становлению нац. т-ра, "Господарь Ион Лютый" Фулги (1956)
 воссоздает картины борьбы против тур. ига. Революц. борьбе коммунистов в
 условиях капиталистич. строя и фашистского режима поев. пьесы "За
 счастье народа" Морару и Баранги (1950; Гос. пр., 1951), "Триумфальная
 арка" Баранги (1954), "Люди, которые молчат" Войтина (1960),
 "Пассакалия" Поповича (1960) и др. Борьба рум. рабочего класса против
 эксплуатации, за новое отношение к труду в период строительства
 социализма отражена в пьесах: "Весы" Деметриус (1949), "Шахтёры" (1949)
 и "Огненная крепость" (1950) Давидоглу. Жизнь крестьян в совр. Румынии
 показывают пьесы: "Великий день" Бануш (1950), "Влайку и его сыновья"
 Деметриус (1959) и др. Традиции классич. рум. комедии йашли развитие в
 пьесах "Взбесившийся ягнёнок" Баранги (1953), "В Долине кукушки" Бенюка
 (1959), "Начальник отдела душ" Миродана (1963) и др. Авторы высмеивают
 пережитки прошлого и показывают новые черты в характерах людей.
  Р. д. завоевала широкое признание, пьесы И. Л. Караджале, Себастьяна,
 Мушатеску, Баранги, Лови-неску, Миродана входят в репертуар т-ров мн.
 стран. В СССР ставились пьесы Караджале и др. рум. авторов.
  Лит.: Розенцвейг В., Классическая драматургия Румынии, в кн.:
 Классическая драматургия стран народной демократии, т. 2, М., 1955;
 Садецкий А., Современные румынские пьесы, М., 1959; К араджале И. Л.,
 Комедии, юморески, рассказы, М., 1963; КоробанВ., Василе Александри,
 Кишинёв, 1959; Романенко Н., Б. П. Хашдеу, Кишинёв, 1959; Р е с с а Л.,
 Ион Лука Караджале, Кишинёв, 1962; О 1 1 а п ё s с u D. С., Literatura
 si arta ro-mina, Buc., 1897; Josifescu S., Caragiale, Вис., 1955;
  Е 1 v i n В., Teatrului М. Sebastian, Вис., 1955; его ж е, Camil
 Petrescu, Вис., 1962; Т о г п е а FL, Priimi nostri dramaturgi, Вис.,
 1956; R i р е а п и V., George Mihail Zam-firescu, Вис., 1958; V a s i 1
 i и М., А1. Davila, Вис., 1965;
  Baleanu A., Teatrul rominesc in dezbaterea contempora-ne de idei,
 "Teatrub, Вис., 1964. . Сад.
  РУМЫНСКИЙ "ГОРОДСКОЙ ТЕАТР", Театр и м. Л у ч и и С т у р д з ы-Б у л
 а н д р ы (Teatrul Lucia Sturdza-Bulandra), - один из ведущих т-ров
 Румынии. Здание Р. "Г. т." было построено в 1929 в Бухаресте. Здесь
 начал свою деятельность т-р Культурного объединения" под рук. известного
 рум. историка Н. Иорги. После 1940 в здании выступали разл. гастрольные
 труппы. В 1947 Л. Стурдза-Бу-ландра возглавила вновь организованную
 стационарную труппу, к-рая стала именоваться "Городской т-р" (с 1961,
 после смерти Стурдзы-Буландры, т-р носит её имя). Т-р открылся
 спектаклем "Остров" Себастьяна. В дальнейшем в т-ре ставились пьесы
 прогрессивных драматургов, поев. современности:
  "Сомнение" (1949), "Новый брод" (1951), "Люди сегодняшнего дня"
 (1952), "Три поколения" (1957) Демет-риус; "Гостиница на перекрёстке"
 (1957), "Триумфальная арка" (1954), "Золотой урожай" (1958) Баранги;
  "Пассакалия" Поповича (1960) и др. Т-р ставил также историч. драмы и
 комедии: "Рэзван и Видра" Хашдеу (1955), "Таке, Янке и Кадыр" Попы
 (1956), "Игра в каникулы" Себастьяна (1964); произв. рус. классич.
 драматургии: "Чайка" (1948), "Лес" (1951), "Последние" (1950), "Васса
 Железнова" (1953), "Вишнёвый сад" (1958), "На дне" (1960); "Война и мир"
 по Л. Толстому (1963) и др.; пьесы сов. драматургов: "Любовь Яровая"
 (1952), "Шторм" (1957), "Человек с ружьём" (1958); "Четвёртый" Симонова
 (1961) и др.; пьесы Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега, Мюссе, Шоу, Б.
 Нэша, А.Миллера, Теннесси Уильямса, У.Сарояна, Б.Брехта и др. С 1961 т-р
 возглавляет Л. Чулей, к-рый пост. значительные спектакли: "Как вам это
 понравится" Шекспира (1961), "Дети солнца" (1962); "Трёхгрошовая опера"
 Брехта (1964) и др. Среди старшего поколения деятелей т-ра: Ш.
 Чуботэрашу, Б. Фреда-нов, К. Бертола, Ф. Этерле и др., среди молодёжи -
 С. Север, И. Предеску, О. Котеску, Р. Тэпэлаге, В. Ребенджюк и др.
  Лит.: Театр в Румынской Народной Республике, Бухарест, 1961; "Театр",
 1962, .Ne 6, с. 163-66; S t u г d z a-Bulandra L., Amintiri...
 amintiri..., Buc., 1956; V a-s i 1 i u M., Lucia Sturdza-Bulandra, Buc.,
 1962. E. Л.
  РУМЫНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ в Бухаресте (Teatrul de Stat
 de Opereta din Bucuresti) - первый гос. т-р муз. комедии в Румынии. Осн.
 в 1950. С 1953 работает в специально построенном здании. Вокруг т-ра
 сплотилась группа композиторов: Г. Дендрино, Н. Киркулеску Ф. Барбу л
 др. Спектакли т-ра заложили основу новой рум. оперетты. Здесь были
 пост.: "Свадьбы краше не бывало" (1951), "Встреча с любовью" (1962)
 Кир-кулеску, "Анна Лугожана" (1951), "Плотовщик с Быстрины" (1956),
 "Ярмарка невест" (1961) Барбу, "Дайте волю песне" (1954), "Лисистрата"
 (1960) Дендрино, "Коломба" Романа (1957), "Антон Панн" Мендельсона
 (1964); сов. оперетты: "Вольный ветер" Дунаевского (1950), "Акулина"
 Ковнера (1951), "Девичий переполох" (1961) и "Поцелуй Чаниты" (1963)
 Милютина; классич. оперетты, комич. оперы. В труппе т-ра (1964): засл.
 арт. РНР И. Дачиан Т. Попеску, артисты Д. Бу-гарин, А. Буячич, С.
 Василиу, Я. Гроза, Г. Георгиу, Т. Симионеску, Д. Хазган и др.; гл. реж.-
 Н. Кон-стантинеску, гл. художник - Н. Лебас, балетм.- Е. Пенеску-Личиу.
 В 1957 т-р гастролировал в СССР.
  Лит.: Succese in opereta romineasca, Buc. 1961; Bratu Т., О пои"
 opereta romineasca. газ. "Scinteia", Вис.,1964, 27 febr.,
  И 6180; Бухарестский государственный театр оперетты..., I.], 1957; Г
 р о ш е в а Е., Искусство румынской оперетты, "Сов. музыка", 1957, Jsft
 6; Ф и л и п а к е С., Успехи румынской оперетты, "Сов. культура", 1956,
 8 марта, "N" 29;
  Я р о н Г. М., Румынская оперетта в Москве, "Народная Румыния",
 Бухарест, 1957, .Ns 6. Д ffe
  РУМЫНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА в Бухаресте (Teatrul
 de Stat de Opera si Balet din Bucuresti) - ведущий муз. т-р РНР. Осн. в
 1919 И. Н. Отеску, Дж. Энеску и др. прогрессивными деятелями нац.
 культуры. В 1921 стал государственным, до 1944 работал под назв.
 "Теат-рул лирик* ("Опера ромынэ"). В 20-30-е гг. в т-ре пели Ф.
 Кристофоряну, Дж. Никулеску-Басу, М. Сне-жина, М. Наста, Дж. Фолеску, Г.
 Теодореску и др., гастролировали Ф. И. Шаляпин, Титта Руффо, Т. Даль
 Монте и др. Создание гос. муз. т-ра активизировало деятельность рум.
 композиторов. В 20-40-х гг. т-р пост. нац. оперы: "Напасть" Дрэгоя
 (1928), "На большой дороге" (1933), "С любовью не шутят" (1941)
 Нот-тары, "Бурная ночь" Константинеску (1935), "Антигона" Думитреску
 (1940) и др.; балеты: "Ирис" Ноттары (1932), "Мадемуазель Мариуца" Жоры
 (1940), "Лесовик" Ванчи (1933), а также оперы Вагнера - "Летучий
 голландец" (1922), "Валькирия" (1923), рус. оперы - "Борис Годунов"
 (1925), "Пиковая дама" (1928) и др. Буржуазно-монархич. правительство не
 заботилось о развитии нац. иск-ва, и т-р испытывал большие трудности.
 Нар. власть создала все условия для успешной деятельности т-ра. В 1953
 построено новое здание на 1200 мест. Выросла балетная труппа; камерные
 пост. сменились многоактными хореогра-фич. спектаклями. В т-ре работали
 вокалисты А. Фло-реску, И. Никола-Штирбей, М. Штирбей, Г. Зобиан Д.
 Онофрей, В. Урсуляк, М. Чеботарь, М. Бучиу, солисты балета В. Марку, Д.
 Барбу и др., дирижёры Дж. Джорджеску, А. Мендельсон и др., реж. Е.
 Гропшану и др. Т-р пост. новые рум. оперы: "Сказка про козла" Эйзиковича
 (1954), "Ион Водэ Лютый" (1956), "Восстание" (1960), "Девушка с
 гвоздиками" (1961) Думитреску, "Панэ Лесня Русалим" Константинеску
 (1957), "Орлиный лес" Жарды (1961), "Прометей" Поповича, "Галилео
 Галилей" Чезара, "Кот в сапогах" Трейлеску (все в 1964); балеты:
 "Свадьба в Карпатах" Константинеску (1945), "Капитанская дочь" Профеты
 (1947), "Старый двор" Жоры (1948), "Белый арап" (1949), "Кэлин" (1957)
 Мендельсона, "Гайдуки" Жери (1956), "Румынская рапсодия" на муз. Энеску
 (1962), "Янку Жиану" Кириака (1964), а также оперы и балеты зарубежных
 композиторов - М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С.
 Даргомыжского, П. И. Чайковского, Р. М. Глиэра, С. С. Прокофьева, Б. В.
 Асафьева, X. В. Глюка, Дж. Пуччини, Ж. Массне, М. Равеля и др. В труппе
 т-ра (1964); певцы-нар. арт. РНР П. Штефэнеску-Гоанге, Н. Херля, 3.
 Палли; засл. арт. РНР М. Ариэуту, М. Янку-леску, Д. Йордэкеску, Е.
 Черней, И. Писо, Д. Оганесян, К. Ставру, Т. Лукачиу, В. Теодорян; арт.
 Л. Копья, Т. Морару, Л. Чинку, Н. Флорой и др.; артисты балета - засл.
 арт. РНР И. Личиу, А. Ду-митраке-Мезинческу, Г. Котовеля, Г. Попеску;
 дирижёры - М. Бредичану, К. Трейлеску, К. Петрович; режиссёры - Ж.
 Рынзеску, Д. Теодореску, Г. Лу-песку; гл. балетм. О. Дановский, хорм. С.
 Олариу. В 1960 т-р успешно гастролировал в СССР (спектакли "Трубадур",
 "Отелло" Верди).
  Лит.: Бредичану М., Бухарестский т-р оперы п балета, "Народная
 Румыния", 1960, .N" 8; Dumitrescu I., Muzica in Bucurestiul de ieri si
 de azi, Buc., 1959;
  El i a n Е., Opera, "Muzica", Buc., 1963, Jl;Constan-t i n e s c, u
 G., Opera, там же, 1963, ј 3; Mai multa grija pentru promovarea creatiei
 rominesti in teatrul muzical, там же, 1963, JMe 8. См. также лит. к GT.
 Румынский театр (музыкальный). А. Ив.
  РУМЫНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.
  И. Л. Караджале (Teatrul National "J. L. Caragiale") - один из
 ведущих т-ров Румынии. Осн. в 1852 в Бухаресте актёром и театр. деятелем
 К. Караджале и композитором и дирижёром И. Вахманом (вначале наз.
 Большой т-р, с 1877 - Нац. т-р). Рождение т-ра было результатом
 завоеваний революции 1848. Прогрессивные деятели рум. лит-ры и т-ра -Ч.
 Боллиак, А. Руссо, В. Александри, И. Э. Рэдулеску, А. Одобеску, М.
 Милло, К. Аристия, М. Паскали - стремились превратить т-р в трибуну
 передовых идей. Они поддерживали т-р в его борьбе за реалистич. и
 демократич. иск-во, за утверждение нац. репертуара. В 1877-81 директором
 т-ра был И. Гика, к-рый ввёл в репертуар рум. драматургию. Здесь были
 пост. "Деспот Водэ" и "Синзяна и Пепеля" Александри, "Бурная ночь" И. Л.
 Караджале (1879). В период руководства т-ром И. Л. Караджале (1888-89),
 в т-ре ставились и произв. зарубежной классич. драматургии. Значит.
 внимание уделялось работе режиссёра, выдвижению артистич. молодёжи.
 Реформы осуществил А. Давила (1905-08, 1912-14), следовавший художеств.
 принципам К. С. Станиславского и А. Антуана. В 1908- 1911 т-р возглавлял
 П. Элиаде, к-рый ввёл в репертуар лучшие произведения мировой классич.
 драматургии, в т. ч. осуществил пост. "Ревизора" (1909, реж. П. Густи).
 В конце 19 и нач. 20 вв. в т-ре выступали актёры: А. Романеску, Г.
 Манолеску, Ш. Юлиан, К. Ноттара, П. Петреску, А. Деметриаде, П. Личиу и
 др. Работал реж. Густи, к-рый пост. "Потерянное письмо" И. Л. Караджале
 (1914), "На дне" (1915), "Власть тьмы" (1922). В 20 - нач. 40-х гг. т-р
 был отдан на откуп театр. дельцам, но передовые деятели В. Эфтимиу (20-е
 гг.) и К. Петреску (40-е гг.) продолжали отстаивать принципы сценич.
 реализма, идейности и мастерства.
  Освобождение страны от фашизма (1944) и победа народно-демократич.
 строя резко изменили положение т-ра, к-рый перестал быть коммерч.
 антрепризой. На сцену пришёл новый герой - строитель социали-стич.
 Румынии. Среди лучших спектаклей - "Платон Кречет"; "Так и будет"
 Симонова (оба в 1945), "Шахтёры" Давидоглу (1948), "За счастье народа"
 Морару и Баранги (1950), "Потерянное письмо" (1948, реж. С.
 Александреску, пр. на фестивале в Т-ре Наций, Париж, 1956); "Самодуры"
 Гольдони (пр. на фестивале в Венеции, 1956), "Три сестры" (1950; Гос.
 пр., 1950), "Егор Булычев и другие" (1952); "Взбесившийся ягнёнок"
 Баранги (1954), "Разрушенная цитадель" Ловинеску (1955), "В Долине
 кукушки" Бенюка (1959), "Оптимистическая трагедия" (1959), "Тартюф"
 (1960);
  "Невидимая эстафета" Эверана (1964) и др.
  В труппе т-ра (1964) актёры: Г. Сторик, А. Бу-зеску, Г. Василиу-Б
 ирлик, А. Джугару, К. Антониу, И. Финтештяну, М. Ангелеску, Дж.
 Калборяну, И. Рэкицяну и др.
  Лит.: Alterescu S.si Tornea Р., Teatrul National "J. L. Caragiale",
 Buc.. 1955; Teatrul in Rominia dupa 23 august 1944, Вис., 1959; В a m b
 e г t i V., Paul Gusti, [s. 1.], 1963. E. Л.
  РУМЫНСКИЙ ТЕАТР. С древних времён на территории Румынии бытовали нар.
 игры и обряды, содержащие элементы театрализации (в ритуалах и обрядах
 Гетодакской культуры -3 в. до н. э. - 1 в. н. э.; во время празднеств в
 честь греч. богов -4 в. до н. э. - 3 в. н. э.). Наиболее древними видами
 нар. представлений являются "кэлушарий" (свадебный обряд), "брезая"
 (новогодняя колядка) и др. В эпоху феодализма получает развитие
 литургич. драма ("вик-леимул"), включавшая выступления с куклами (в
 дальнейшем т-р кукол получил в Румынии широкое распространение), а также
 т-р масок ("маланка"). В нач. 19 в. возникает гайдуцкая драма - пьесы о
 нар. повстанцах, изображающие поимку главаря гайдуков стражниками и его
 освобождение.
  Созданию проф. т-ра в рум. княжествах Молдавия и Валахия мешало тур.
 иго. В 18 в. при княжеских и боярских дворах выступали заезжие
 скоморохи, позже - бродячие нем. или итал. актёры. Обособленно
 развивался т-р в Трансильвании (рум. провинция, к-рая до 1918 входила в
 состав Австро-Венгерской империи). Здесь с сер. 17 в. давали театр.
 представления венг. и нем. труппы. В 1775 спектакли на рум. яз.
 ставились учащейся молодёжью г. Блажа. В 1817 в г. Оравица на средства
 жителей города построено первое здание рум. т-ра, в 1788-здание Нем.
 т-ра в г. Сибиу, в 1821- здание Венг. т-ра в г. Клуже.
  Рум. проф. т-р получил развитие после ослабления Османской империи.
 Нац . т-р способствовал утверждению и развитию рум. яз., распространению
 идей борьбы за свободу и независимость. Театр. представления на рум. яз.
 ставились любит, труппами: в Яссах - пастораль "Миртил и Хлоя" Флориана
 по Гес-неру (1816, адаптация и пост. Г. Асаки), в Бухаресте - "Гекуба"
 Еврипида (1819).
  В 30-е гг. 19 в. передовые деятели культуры Д. Го-леску, Г. Асаки,
 Й.Э. Рэдулеску, К. Аристия, И. Кым-пиняну и др. выдвигали предложения о
 создании проф. т-ра. С этой целью в Бухаресте в 1833 было организовано
 "Филармонич. об-во", к-рое создало театр. уч-ще, издавало театр. газету,
 финансировало спектакли. В 1836 такое же общество возникло в Яссах
 (Филармонич. драм. консерватория). Оба общества просуществовали до 1838.
 В 1852 в Бухаресте был открыт Большой т-р (с 1877 - Нац. т-р).
 Выдающимися театр. деятелями 1-й пол. 19 в. были К. Аристия - рук.
 первой рум. театр. труппы, К. Караджале - организатор трупп в Ботошани,
 Яссах, Крайове, первый директор Большого т-ра, К. Михэиляну, М. Паскали
 (первый осуществил пост. рус. классики на рум. сцене), Н. Лукиан, К.
 Димитриаде, М. Теодорини, Ш. Веллеску. С 40-х гг. начинается творч.
 деятельность М. Милло - основоположника реализма в рум. т-ре. Своим
 иск-вом эти передовые театр. деятели стремились воспитать у зрителей
 чувство нац. самосознания, патриотизма, гражданственности. Они выступали
 в пьесах отечеств, драматургов, в переводах и переделках произведений
 Вольтера, Альфьери, Мольера, Гюго, Шиллера, Коцебу. Рум. актёрам
 приходилось бороться с конкуренцией франц. трупп, выступавших в Яссах и

<< Пред.           стр. 649 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу