<< Пред.           стр. 653 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 остротой осн. конфликта, гиперболич. яркостью образов создал А. В.
 Сухово-Кобылин. Его трилогия ("Свадьба Кречинского", 1855; "Дело", соч.
 1861, пост. 1882; "Смерть Тарел-кина", соч. 1869, пост. 1900)
 разоблачает гнилостность бюрократич. системы, продажность, жестокую
 тупость царского суда и полиции. В традициях Гоголя писал свои
 сатирические пьесы, проникнутые сарказмом, беспощадной иронией,
 революционный демократ М'. Е. Салтыков-Щедрин ("Смерть Пазухина", соч.
 1857, пост. 1889, и "Тени", соч. 1865, пост. 1914). В 50-60-х гг. возрос
 интерес к народному быту. Пьесы из жизни деревни, в к-рых отразились
 народнические настроения, писал А. А. Потехин ("Суд людской - не божий",
 1854; "Шуба овечья - душа человечья", 1854; "Чужое добро впрок не идёт",
 1855). Большим успехом пользовалась драма А. Ф. Писемского "Горькая
 судьбина" (соч. 1859, пост. 1863), правдиво изображавшая тяжкую жизнь
 крестьян. События 60-х гг.-крестьянские волнения, революц.-де-мократич.
 движение, жестокие репрессии правительства-вызвали повышенный интерес к
 историч. теме, связанной с мыслями о прошлом и будущем России. Появились
 пьесы "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (2-я ред. 1866), "Воевода, или Сон
 на Волге" (1865) Островского; "Царская невеста" (1849) и "Псковитянка"
 (соч. 1859, пост. 1888) Л. А. Мея, послужившие в дальнейшем основой для
 либретто опер Н.А. Римского-Корсакова. К лучшим историч. драмам этого
 периода принадлежит трилогия А. К. Толстого: "Смерть Иоанна Грозного"
 (1867), "Царь Фёдор Иоаннович" (соч. 1868, пост. 1898) и "Царь Борис"
 (соч. 1870'пост. 1881), отличающаяся психологически тонко очерченными
 характерами, выразительностью языка. Идеализируя домос-ковскую
 феодальную Русь, А. К. Толстой в то же вре-ия осуждал деспотизм и
 самовластие. Идеализация патриархальной старины характерна и для пьес Д.
 В. Аверкиева ("Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве...", 1868,
 "Каширская старина", 1871).
  Время "разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции"
 (Ленин В. И.), цензурного гнёта и победоносцевских запретительных мер
 было тяжёлым для литературы и т-ра. Эпоха "безвременья" выразилась в
 росте обывательских настроений, поверхностного либерализма, проповеди
 "малых дел". В это время обострились классовые противоречия, отчётливее
 определилась хищническая сущность капитализма. Преступления, вызванные
 жаждой наживы, были обрисованы в злободневных бытовых мелодрамах Н. А.
 Потехина ("Злоба дня", 1874, "Мёртвая петля", 1875, "Нищие духом", 1879)
 и др. В 60- 80-е гг. 19 в. появилось множество пьес с умело построенной
 интригой, эффектными ситуациями, лишённых, однако, значительного
 обществ, содержания. Авторы этих пьес заимствовали приёмы и образы из
 модного тогда зап.-европ. репертуара, "перекладывая" их на рус. нравы.
 Таковы мнимо-обличительные пьесы В. А. Дьяченко ("Институтка", "Светские
 ширмы", "Гувернёр", "Скрытое преступление", "Закинутые тенета" и др.),
 развлекательные адюльтерные пьесы В. А. Крылова ("Шалость", "В осадном
 положении", "Призраки счастья", "Сорванец", "Разлад" и др.),
 поверхностно-псих ологич., далёкие от серьёзных проблем,
 эффектно-чувствительные драмы И. В. Шпажинского ("Простая история", "Сам
 себе враг", "Водоворот", "Жертва", Рвачи" и Др.), М. И. Чайковского
 ("Симфония", "Предрассудки") и др.
  В начале 20 в. традициям Островского пытался следовать С. А. Найдёнов
 ("Дети Ванюшина", 1901, "Авдотьина жизнь", 1904). Успехом пользовалась
 его пьеса "Дети Ванюшина", где изображено убожество мещанско-купеческой
 среды. В конце 19- нач. 20 вв. появились пьесы А. И. Сумбатова-Южина,
 отличающиеся выпуклыми характерами, умело построенной интригой ("Старый
 закал", 1895, "Джентльмен", 1897, "Измена", 1903). Пьесы Вл. И.
 Немировича-Данченко поев. актуальным вопросам; в них обрисована жизнь
 рус. интеллигенции ("Последняя воля", 1888, "Новое дело", 1890,
 "Золото", 1895, "Цена жизни", 1896). Революц. настроения эпохи
 отразились в ранних пьесах Е. Н. Чирикова ("Евреи", 1904, "Мужики",
 1907).
  Важнейшим звеном в развитии Р. д. явились пьесы Л. Н. Толстого.
 Пороки общества, утверждение гума-нистич. принципов находят в его
 драматургии социально-философское раскрытие. Подлинно нар. произв.,
 связанным с осн. мотивами творчества великого писателя, является пьеса
 "Власть тьмы" (соч. 1886, пост. 1895). С огромной силой и
 прозорливостью, жестокой правдивостью обрисовал Толстой процесс
 капитализации деревни, трагич. последствия внедрения в крестьянский быт
 собственнических отношений. Паразитизм дворян, никчёмность и духовная
 нищета "золотой молодёжи", пустословие буржуазных псевдоучёных
 беспощадно осмеяны Толстым в комедии "Плоды просвещения" (1891).
 Лицемерие, фальшь совр. об-ва, лживые законы "света", судопроизводства
 раскрыты в пьесе "Живой труп" (соч. 1900, пост. 1911). Скрытые
 побуждения, истинные мотивы поступков героев беспощадно обнаружены в
 этом произв. с помощью толстовского "трезвого реализма" (Ленин В. И.).
 Эти особенности драматургии Толстого явились новым шагом в развитии
 социально-психологич. драмы на рубеже 20 в., получившей выражение в
 творчестве А. П. Чехова. Драматургия Чехова, вобравшая в себя завоевания
 рус. реализма, представляет собой вместе с тем своеобразный, новаторский
 этап в развитии Р. д. После жизнерадостных одноактных пьес и водевилей
 ("Медведь", 1888, "Предложение", 1888, "Свадьба", 1889, "Юбилей", 1891)
 Чехов обратился к важнейшим проблемам современности. Духовное
 банкротство либеральной интеллигенции в пору политич. реакции и
 безвременья 80-х гг. 19 в. передано в драме "Иванов" (1887). Мысли
 писателя о судьбах рус. иск-ва, о назначении художника, о нравственном
 долге перед собою и людьми запечатлены в пьесе "Чайка" (1896). В этом
 произв. Чехов воплотил новое, более сложное, глубокое и совр. понимание
 художеств. правды и сценичности, создав драму нового типа. Конфликт в
 "Чайке" строится на социальной основе, к-рая мешает свободному развитию
 личности - материальной и духовной свободе людей. В чеховских пьесах
 впервые в истории Р. д. пейзаж, обстановка стали компонентами действия,
 создающими определённую атмосферу, раскрывающими замысел автора,
 освещающими внутр. мир каждого персонажа. Чехов показал поэтичное в
 будничном, повседневном, неприметном. Истинный, скрытый замысел
 происходящего внезапно открывается в обыденных словах, случайных
 репликах (этот приём вскоре получит наименование "подтекста",
 "подводного течения" роли и действия). Пьеса "Дядя Ваня" (1897),
 показывающая жизнь рус. интеллигенции, жаждущей разумного, творч. труда,
 драму напрасно прожитой жизни, также построена на сложных переплетениях
 диалога, иносказаниях, подтекстах. В пьесе "Три сестры" (1901) звучит
 протест против пошлости, мещанства, обывательской самоуспокоенности,
 созданы образы людей (сестры Прозоровы, полковник Вершинин), верящих в
 будущее счастье человечества. В преддверии общественного подъёма,
 связанного с грядущими событиями 1905, в творчестве Чехова появились
 новые мотивы и образы. В пьесе "Вишнёвый сад" (1904) наряду с
 изображением упадка поместно-дворянского уклада автор создаёт образ
 студента Пети Трофимова, искренне верящего в приход иной жизни. Но герои
 Чехова неспособны к борьбе, они являются жертвами обстоятельств.
  Выразителем нового реализма, воплотившего идеи, проблемы и образы
 пролетарского этапа освободительного движения России, был М. Горький.
 Его пьесы, с их воинствующим утверждением творч., преобразующей силы
 человека, с их постижением, а не только предчувствием приближающейся
 революционной бури, с их романтикой труда не рабского, а
 созидательногостали знамением времени. В "Мещанах" (1902) писатель
 показал неизбежность крушения старого общества и беспощадно осудил
 обывательское, примиренческое отношение к жизни; в этой пьесе впервые в
 Р. д. появился* образ пролетария-борца (машинист Нил), уверенного в
 будущем, жаждущего "вмешаться в самую гущу жизни", переделать мир.
 Жгучие, политически острые, общественно-философские вопросы поднимала
 пьеса Горького "На дне" (1902), обнажившая страшную сущность "дна"
 капиталистич. города, отвергавшая душеспасительную ложь, иллюзии,
 защищающая право человека на свободу и труд. Пьесы "Дачники" (1904) и
 "Дети солнца" (1905) повествуют о судьбах рус. интеллигенции. Ненавистью
 к капиталистическому строю проникнута пьеса "Враги" (1906, Малый т-р,
 Берлин; в России была запрещена цензурой).
  В десятилетие между двумя революциями Р. д. отличалась
 противоречивостью, сложностью. Упадочнические настроения, страх перед
 будущим, стремление уйти в мир "красивых" или мистических вымыслов,
 отказ от былых "крамольных" идей - всё это запечатлелось в искусстве и
 драматургии тех лет. В пьесах Н. Н. Евреинова ("Красивый деспот", 1907,
 "Такая женщина", 1908),В.Я.Брюсова ("Путник", 1910),
 пессимистически-декадентских пьесах Ф. Сологуба особенно острой, поев.
 пьесы: "Марьяна" А. С. Серафимовича (1920), "Бабы" и "Захарова смерть"
 А. С. Неверова (1920), "Красная правда" А. А. Вермишева (1919), "За
 Красные Советы" П. А. Арского (1918) и др.
  Глубокое отражение совр. действительность получила в драматургии сер.
 и конца 1920-х гг. Сов. драматургия вступила в это время в период
 зрелости. Открытый классовый конфликт воплощался не в
 абстрактно-революционной символике, не в традиционных формах старой
 драмы, но в конкретных социальных, психологич. образах. Драматурги
 стремились показать нравственные, обществ, сдвиги, к-рые происходили в
 сознании людей под влиянием пролетарской революции. На сцене появился
 новый герой - коммунист, человек передовых убеждений, борец за Сов.
 власть. В пьесе "Виринея" Л. Н. Сейфу длиной и В. Правдухина (1925)
 показано, как революц. взгляды большевика Суслова оказывают влияние на
 простую деревенскую женщину Виринею, формируют её сознание. Герой
 психологически углублённой пьесы "Барсуки" Л. М. Леонова (1927, по о. п.
 ) - борец революции, становящийся вожаком масс. Новый этап в истории
 сов. драматургии и т-ра определили пьесы "Любовь Яровая" К. А. Тренёва
 (1926), "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927, по о. п.), "Разлом" Б. А.
 Лавренёва (1927), "Шторм" В. Н. Биллъ-Белоцер ковского (1925), "Огненный
 мост" Б. С. Ромашова (1929), ставшие сов. классикой. Пьесы "Любовь
 Яровая", "Разлом", "Бронепоезд 14-69" поев. нар. подвигу, участию
 интеллигенции в революции. Всё лучшее-с революцией, таков был идейный и
 нравственный итог этих пьес, открывших новую форму Р. д.- нар. драму,
 где народ уже не фон, но активно действующее лицо, решающая сила в
 конфликте. Образы учительницы Любови Яровой ("Любовь Яровая"), капитана
 Берсенева ("Разлом"), коммуниста Пеклеванова ("Бронепоезд 14-69") были
 первыми психологически разработанными образами сов. драматургии; живая
 революционная диалектика характеров выдвинула этих героев в галерею
 мировых сценич. образов. Пьеса Билль-Белоцерковского "Шторм" отчётливо
 показала новые идейные и художеств. законы молодой сов. драматургии. В
 пьесе нет героев в общепринятом эстетич. смысле. Герой "Шторма" -
 революция и её бойцы. Пьеса "Шторм" вобрала в себя всё лучшее, что было
 создано агитационным т-ром эпохи гражданской войны. В пьесе Ромашова
 "Огненный мост" наряду с сатирич. зарисовками старого мира был впервые в
 сов. драматургии выведен образ командира сов. индустрии, "красного
 директора", человека мирного труда. Существо конфликта всех этих пьес
 лучше всего определяет название драмы Лавренёва "Разлом". Разлом
 социальный, общественный, нравственный, разлом между старым и новым
 миром происходит и в душах людей: в решительный момент в них побеждает
 живое, революц. чувство долга перед своим народом. К числу значит, пьес
 о гражданской войне принадлежат также драмы "Мятеж" Д. А. Фурманова и С.
 Поливанова (1927), рассказывающая о победе революц. сознания над
 разнузданной бурж. анархией, "Блокада" Вс. Иванова (1929).
  Рождение жанра сов. сатирич. комедии связано в первую очередь с
 драматургией В. В. Маяковского. Пьесы Маяковского "Клоп" (1929) и "Баня"
 (1930) наносили сокрушит, удар по пережиткам прошлого, высмеивали мещан,
 бюрократов, приспособленцев, карьеристов. В то же время они были произв.
 жизнеутверждающими, обращёнными в будущее человечества, воспевали
 свободный труд нового человека. В "Клопе" и "Бане" Маяковский создал
 новый тип сатирич. комедии, сочетающий отрицание старого и утверждение
 нового. Эти комедии, как и пьесы Горького, определяют черты метода
 социалистич. реализма (на этот раз применительно к жанру сценич.
 сатиры). Основы сов. сатирич. комедиографии заложил также и Б. С.
 Ромашов, разоблачавший в пьесах "Воздушный пирог" (1925) и "Конец
 Криворыльска" (1926) "нэповскую" идеологию. Против пережитков бурж.
 морали, карьеризма, приспособленчества в сов. действительности была
 направлена и пьеса А. М. Фай-ко "Человек с портфелем" (1928). К этим
 пьесам примыкают также комедии "Выстрел" А. И. Безыменского (1929) и
 "Мандат" Н. Р. Эрдмана (1925).
  В конце 20-х гг. всё активнее начинает звучать в драматургии тема
 свободного труда, раскрепощения человеческой личности, трудового
 энтузиазма, преображающего человека. В историю т-ра вошли пьесы "Чудак"
 А. Н. Афиногенова (1929), "Инга" А. Г. Гле-бова (1929), рассказывающие о
 новом в характерах людей, о человеческом достоинстве, неразрывно
 связанном со свободным трудом. Перелом сознания рус. интеллигенции,
 признавшей историч. закономерность и справедливость Октябрьской
 революции, был отражён в пьесе М. А. Булгакова "Дни Турбиных" (1926).
  Гл. направление молодой сов. драматургии, её гражданский пафос
 определили новые драм. произв. М. Горького "Егор Булычев и другие"
 (1932), "Дости-гаев и другие" (1933). В этих пьесах широта охвата
 историч. процесса, острота в раскрытии социальных противоречий,
 характерные для драматургии Горького дореводюц. периода, сочетаются с
 особой углублённостью, сложностью психологич. характеристик. Показывая,
 как рушится старый мир, Горький создаёт образы, насыщенные большой
 драматич. силой и социальным оптимизмом (Булычев). Драматургия Горького
 способствовала утверждению в сов. т-ре метода социалистич. реализма,
 помогала преодолевать вуль-гарно-социологич. трактовку прошлого.
  30-е гг.- период огромных свершений сов. народа, связанных с
 индустриализацией страны и коллективизацией с. х-ва. В этот период
 раскрылись дарования драматургов - Н. Ф. Погодина, В. В. Вишневского, А.
 Н. Афиногенова, В. М. Киршона, Л. М. Леонова, позднее К. М. Симонова.
 Пьесы Погодина "Темп" (1930), "Поэма о топоре" (1931), "Мой друг" (1932)
 явились рубежом в переходе драматургии к освоению новых тем,
 характеров-тем и характеров молодой социалистич. стройки. Погодин принёс
 в сов. драму новый конфликт - конфликт темпов строительства и
 человеческих сил, столкновения собственнич. и коллективи-стич. чувств,
 анархич. и революц. понимания трудового пафоса. Эти конфликты были
 подсказаны новым временем, новым миром. Форма пьес Погодина тесно
 связана с ритмами совр. жизни; в них нарушено старое построение актов,
 появились разорванные сцены. Пьесы строились по принципу течения жизни,
 как горячие газетные заметки. Действующим лицом пх стали массы -
 строители молодой индустрии, осознающие высокий смысл революц. трудового
 долга.
  Попеки новых драматургич. форм характерны и для творчества В. В.
 Вишневского, к-рый искал роман-тич., эпич. выражения идей и образов
 революции. Эти поиски высокой романтики проходят через пьесы "Первая
 конная" (1930), "Последний решительный" (1931) и получают блестящее
 завершение в "Оптимистической трагедии" (1933). В этом произв.
 проявились осн. черты стиля Вишневского - героич. патетика,
 напряжённость социального конфликта, эпич. размах, глубина философских
 обобщений, обращение к будущим поколениям. В конце 20 - нач. 30-х гг.
 начал драматургич. деятельность И. Л. Сельвинский - автор своеобразных,
 философско-поэтич. стихотворных трагедий.
  Значит, роль в становлении и развитии рус. сов. драматургии сыграло
 творчество укр. драматурга А. Е. Корнейчука (все пьесы к-рого были
 переведены на рус. яз.). В пьесе Корнейчука "Гибель эскадры" (1933)
 гибель героя, отдающего жизнь за народ, воспринималась как победа
 народа, как оптимистич. трагедия, утверждающая жизнь.
  Политич. значимость, широту сюжетного диапазона драматургии
 утверждали пьесы Киршона "Рельсы гудят" (1928) - о строителях пятилеток,
 "Город ветров" (1929), поев. подвигу 26 бакинских комиссаров, "Хлеб"
 (1930) - о классовой борьбе и социалистич. преобразованиях в деревне.
 Этой же теме была поев. пьеса "Ярость" Е. Г. Яновского (1930). Пафос
 свободного труда выражала пьеса "Время, вперёд!" В. П. Катаева (1932) и
 др. Стремление рассматривать сложные философские мировоззренческие
 проблемы наиболее полно выражено в драматургии А. Н.Афиногенова. Его
 лучшая драма "Страх" (1931) поев. приобщению старой научной
 интеллигенции к идеям революции.
  В эти годы возник принципиальный спор между Погодиным и Вишневским, с
 одной стороны, Киршоном и Афиногеновым - с другой. Поискам Погодина и
 Вишневского ряд драматургов противопоставлял законы традиционной драмы.
 В последующие годы принципы камерной, психологич. драмы и героич.
 публи-цистич. трагедии органично сочетались во мн. произв. сов.
 драматургии, определяя особенности её развития.
  К сер. 30-х гг. сов. драматургия обогащается новыми произв.
 Стремление драматургов создать многогранный образ сов.
 человека-труженика и творца, героя нашего времени, получило яркое
 воплощение в пьесах: "Платон Кречет" Корнейчука (1934), "Далёкое"
 Афиногенова (1935), "Павел Греков" Б. Войтехова п Л. С. Ленча (1939),
 "Очная ставка" Бр.Тур и Л. Шейнина, "Земля" Н. Е. Вирты (1937, по роману
 "Одиночество"), "Беспокойная старость" Л. Н. Рахманова (1937), "Слава"
 В. М. Гусева (1936), "Парень из нашего города" К. М. Симонова (1941).
 Образы сов. врача Кречета ("Платон Кречет"), комкора Малько ("Далёкое"),
 лётчика Мотылькова ("Слава"), командира Сергея Луконина ("Парень из
 нашего города"), исполненные яркого гражданского темперамента, глубокого
 оптимизма, страстной увлечённости своим трудом, к-рый становится для них
 радостным творчеством, определили жизнеутверждающий характер этой
 драматургии. Силу человека, борющегося за новое, формирование его
 личности в процессе созидательного труда, показала пьеса А. А. Крона
 "Глубокая разведка" (1941). Образцы поэтич. драматургии, воспевающей
 молодое поколение Сов. страны, создал М. А. Светлов:
  "Сказка" (1939), "Двадцать лет спустя" (1941). Светлой человечностью
 были проникнуты также пьесы "Таня" А. Н. Арбу зов а (1939), "Машенька"
 Афиногенова (1941).
  К 20-летию Сов. власти создаются пьесы, в к-рых впервые .выведен
 образ В. И. Ленина,- "Человек с ружьём" Погодина, "Правда" Корнейчука,
 "На берегу Невы" Тренёва. Эти произв. свидетельствовали о зрелости сов.
 драматургии и как бы подводили итоги активным творч. поискам многих
 писателей в области создания образа положит. героя современности.
  В 20-30-х гг. формируется драматургия для детей, создателями к-рой
 были А. Я. Бруштейн, В. А. Любимова, С. В. Михалков, С. Я. Маршак, Е. Л.
 Шварц, Н. Я. Шестаков, И. В. Шток и др.
  Активно развивается сов. комедия, основы к-рой были заложены
 Маяковским, Ромашовым, Эрдманом, Безыменским. В число лучших сов. пьес
 входят комедии В. В. Шкваркина "Чужой ребёнок" (1933), К. Я. Финна
 "Сашка" и др. Особый тип комедии аллегорической, ассоциативной создал Е.
 Л. Шварц ("Тень", "Дракон").
  Новые задачи возникли перед Р. д. в годы Отечеств. войны. Гл. темой
 сов. лит-ры, в т. ч. и драматургии, стали героич. подвиги сов. людей на
 фронте и в тылу. В 1942 появились лучшие пьесы тех лет - "Русские люди"
 Симонова, "Фронт" Корнейчука, "Нашествие" Леонова. В этих пьесах
 драматурги показали борьбу сов. народа за освобождение Родины, сочетая в
 них яркую типичность характеров с поэтич. философским осмыслением
 изображаемых событий. В пьесе "Русские люди" говорится об обыкновенных
 сов. людях, несущих на себе всю тяжесть борьбы; показан героизм рус.
 народа, выигравшего войну. Война как великое нар. движение нашла
 отражение в "Нашествии"; в центре пьесы - образ человека трудной судьбы,
 совершающего подвиг во имя жизни др. людей. Пьеса "Фронт" - смелое
 гражданское произв., гневно осмеивающее невежество, отсталость,
 бюрократизм, пренебрежение к новым законам ведения войны; в то же время

<< Пред.           стр. 653 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу