<< Пред.           стр. 654 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 в пьесе был создан образ командира новой формации. Характер передового
 офицера получил воплощение и в пьесе "Офицер флота" Крона (1945). Подвиг
 сов. людей нашёл отражение в пьесах "Сталинградцы" Ю. П. Чепурина
 (1944), "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренёва (1946), "Пётр Крымов" К.
 Я. Финна (1943), "Сказка о правде" М. И. Алигер (1945), "Старые друзья"
 Л. К.Малюгина (1946) и мн. др.
  В 30-40-х гг. возрос интерес к историч. прошлому России. Важное место
 в творчестве сов. драматургов заняла историч. тематика. Были созданы
 пьесы "Полководец Суворов" И. В. Бахтерева и А. В. Разумовского (1938),
 "Фельдмаршал Кутузов" В. А. Соловьёва (1940) и др. Глубоким
 психологизмом, значит, художеств. достоинствами отличались пьесы А. Н.
 Толстого - "Пётр I" (1930, 1-й вариант;
  2-й - 1935, 3-й - 1938), "Орёл и орлица" ("Иван Грозный", 1945),
 "Трудные годы" ("Иван Грозный", 1946). Однако на историч. драматургии
 особенно сказалось влияние культа личности Сталина: историч. деятели
 изображались, как правило, "сверхлюдьми", лишёнными обычных человеческих
 чувств. Особенно эта тенденция проявилась в пьесах "Великий государь"
 Соловьёва (1945), поев. Ивану Грозному, "Незабываемый 1919-й" Вс.
 Вишневского (1949).
  В послевоенные годы осн. темой сов. драматургии стало восстановление
 нар. х-ва, разрушенного войной, трудовой энтузиазм сов. людей.
 Публицистич. яркостью отличалась пьеса А. В. Софронова "В одном городе"
 (1947). Воскрешению жизни на территории, освобожденной Сов. Армией,
 поев. пьеса Погодина "Сотворение мира" (1945). Теме поисков счастья,
 смысла жизни поев. пьеса Леонова "Золотая карета" (1-я ред. соч. 1946,
 2-я пост. 1957).
  Большое значение получили пьесы, поев. борьбе передовых людей
 капиталистич. стран за мир: "Русский вопрос" Симонова (1947), "Голос
 Америки" Лавренёва (1950) и др.
  В конце 40-х гг. развитию сов. драматургии препятствовала т. н.
 "теория бесконфликтности", основанная на отрицании существования в сов.
 об-ве сложных конфликтов, общественных противоречий, разных взглядов на
 жизнь. . Огромные изменения, происшедшие в стране после XX, XXI и XXII
 съездов КПСС, преодоление культа личности и борьба против его
 последствий, восстановление ленинских норм жизни оказали большое
 воздействие на развитие Р. д. В конце 50-х гг. Н. Ф. Погодин закончил
 работу над своей трилогией, поев. В. И. Ленину,- "Человек с ружьём",
 "Кремлёвские куранты" (1942, 2-я ред. 1956), "Третья патетическая"
 (1958). В заключительной части трилогии Ленин показан не только как
 борец ("Человек с ружьём"), не только как организатор, руководитель
 молодой страны ("Кремлёвские куранты"), но и как мыслитель, философ,
 закладывающий основы сов. государственности, новой, коммунистич. морали.
 Новые грани в образе Ленина показывает пьеса Д. И. Зорина "Вечный
 источник" (1957).
  Тему новой, коммунистич.'морали, доверия к человеку раскрывала пьеса
 Корнейчука "Крылья" (1954). О восстановлении ленинских норм рассказывали
 также пьесы А. П. Штейна "Персональное дело" (1955), "Гостиница Астория"
 (1956). Судьбам простых сов. людей поев. поэтич. пьеса "Иркутская
 история" Арбузова (1959), в к-рой создан образ молодого рабочего,
 человека большой и светлой души, новых нравственных норм, мыслящего,
 умного. Эта пьеса Арбузова развивала начатые им в пьесе "Город на заре"
 поиски характера молодого труженика Сов. страны.
  Интерес к совр. молодому герою, проблемам формирования характера
 отличает драматургию В. С. Розова, к-рый придал традиционным формам
 драмы свежесть, естественность развития. В пьесах "В добрый час!"
 (1954), "В поисках радости" (1957), "Перед ужином" (1962), "В день
 свадьбы" (1964) Розов выступает против ханжества, лицемерия, мещанства,
 за утверждение высших нравственных идеалов сов. людей. Проблемам морали
 поев. пьесы "Океан" Штейна (1961), рассказывающая о людях сов. флота,
 "Ленинградский проспект" И. В. Штока (1962), повествующая о жизни
 рабочей семьи, "Друзья и годы" Л. Г. Зорина (1961), показывающая нового
 человека, не знающего компромиссов. Проблемы смысла жизни поднимает
 пьеса С. И. Алёшина "Всё остаётся людям" (1959), о духовном богатстве
 наших современников рассказывает пьеса "Чти отца своего" В. В.
 Лаврентьева (1964). Опыт создания совр. документальной драмы предпринял
 М. Ф. Шатров в пьесе "Шестое июля" (1964). Героич. жанр развивает пьеса
 А. Д. Салынского "Барабанщица" (1958), поев. подвигу сов. разведчицы.
 Людям, пережившим Отечественную войну, живущим и работающим сегодня,
 посвящены пьесы "Годы странствий" Арбузова (1954), "Дали неоглядные"
 Вирты (1957), "Тревожное счастье" Финна (1964). Интерес к новым совр.
 характерам, проблемам формирования мировоззрения молодого человека
 отличает драматургию А. М. Володина ("Фабричная девчонка", 1956, "Моя
 старшая сестра", 1961, и др.).
  Новый подъём переживает советская комедиография. Жизнерадостные
 комедии написал А. В. Софронов (трилогия "Стряпуха", 1959, "Стряпуха
 замужем", 1961, "Павлина", 1964). Сатирич. направленностью отличаются
 комедии С. В. Михалкова ("Раки", 1953, "Памятник себе", 1959), Л. Г.
 Зорина ("Добряки", 1958) и др.
  Пьесы русских дореволюционных и советских драматургов переведены на
 мн. языки, ставятся за рубежом. В л. 77.
  Литп".: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков,
 М., 1958; Всеволодски й-Г е р н-г р о с с В., Русский театр от истоков
 до середины XVIII в.. М., 1957; его же. Русский театр второй половины
 XVIII в., М.,1960; Данилов С. С., Очерки по истории русского
 драматического театра, М.-Л., 1948; Русские драматурги XVIII-XIX вв.
 Монографические очерки, т. 1-3, М., 1959-62; Пьесы советских писателей,
 т. 1-12, М., 1953-56;
  О с н о с Ю., Советская историческая драма, [М.], 1947;
  Тамашин Л., Советская драматургия в годы гражданской войны, М., 1961.
 См. также лит. к ст. Русский театр. Театр. Драма, Комедия, Водевиль,
 Трагедия, а. также в ст., поев. творчеству отдельных рус. драматургов.
 "РУССКАЯ ТАЛИЯ" - см. "Талиям. "РУССКИЕ ЛЮДИ" - драма в 3 д. 9 к. К.М.
 Симонова. Соч. 1942. Гос. пр. СССР, 1942. Пост. 12 июля 1942 в Моск.
 т-ре драмы (реж. Горчаков, Страдомская, худ. Волков; Сафонов - Аржанов,
 Марфа Петровна - Л. Орлова. Валя - Серова, Васин - Плятт, Глоба - Д.
 Орлов). В том же 1942 пьесу пост. большинство драм. т-ров страны, среди
 них:
  Т-р им. Сундукяна, Казанский рус. т-р, ленингр. т-ры - Т-р драмы им.
 Пушкина (премьера в Новосибирске, реж. Вивьен; Сафонов- Толубеев, Васин
 - Малютин, Глоба - Жуковский, Марья Николаевна - Жихарева), Большой
 драматич. т-р (премьера в Кирове, реж. Альтус; Сафонов - Альтус, Васин -
 Софронов, Глоба - Лариков, Марья Николаевна - Грановская), Новый т-р
 (премьера в Хабаровске, реж. Сушкевич), Т-р им. Ленинского комсомола
 (премьера в Северодвинске; реж. Чежегов); Т-р им. Вахтангова (премьера в
 Омске, реж. Дикий, худ. Рындин; СафоновА. Абрикосов, Марфа Петровна -
 Русинова, Васин - Тол-чанов, Глеба - Горюнов, Харитонов - Тутышкин,
 Марья Николаевна - Е. Алексеева), Т-р им. Моссовета (премьера в
 Алма-Ате, реж. Завадский, худ. Виноградов); Саратовский т-р им. Карла
 Маркса; Т-р им. Грибоедова и мн. др. 12 сент. 1943 "Р. л." пост. МХАТ
 (худ. рук. пост. Хмелёв, реж. Станицын и Кнебель, худ. Дмитриев; Сафонов
 - Добронравов, Васин - В. Орлов, Глоба - Грибов, Харитонов - Яншин,
 Марья Николаевна - Еланская). Пьеса ставилась и в последующие годы: Т-р
 им. Горького, Ростов-на-Дону (1944), Каунасский т-р (1945), Полесский
 т-р (1947), Новгородский т-р (1948), Корейский т-р, Уш-Тюбе, Каз. ССР
 (1951), Харьковский рус. т-р (1954), Моск. т-р драмы и комедии (1957),
 Таганрогский т-р им. Чехова (1958), Читинский т-р (1958), Рус. т-р в
 Алма-Ате, Т-р им. Янки Ку-палы. Свердловский ТЮЗ (все в 1963) и др.
  Пост. за рубежом: "Гилд-тиэтр", Нью-Йорк и Вашингтон (1942), Т-р "Олд
 Вик", Лондон (1943), Литл тиэтр, Хайбю-ри (1945), будапештский Нац. т-р
 и корейский Нац. т-р им. 1 марта, Пхеньян (1946) и др.
  Издания: первая публикация - "Знамя", 1942, .ј5; из последующих изд.:
 Симонов К., Пьесы, М., 1954; из пер. на яз. нар. СССР: татарском-пер. Г.
 Мусре-пова, Алма-Ата, [1942]; коми - пер. Я. М. Рочева, Сыктывкар, 1943;
 чувашском - К. Турхана, Чебоксары, 1943; лат. - М. Иве, Рига, 1944; лит.
 -В. Гира, Каунас, 1947; фин. - Л. Хелло, Петрозаводск, 1947, и мн. др.
  А. Шн. "РУССКИЕ СЕЗОНЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ" - ежегодные театр. выступления
 рус. оперы и балета в нач. 20 в. в Париже (с 1908) и Лондоне (с 1912),
 организованные С. П. Дягилевым. "Сезоны" широко поддерживались кругами
 рус. художеств. интеллигенции ("Мир искусства", муз. Беляевский кружок и
 др.). Гастрольная труппа формировалась из числа артистов Мариинского,
 Большого т-ров и частной оперы С. И. Зимина. Проводились в летнее время,
 сразу же после окончания зимнего театр. сезона. Выступления проходили в
 Париже в т-рах "Гранд-Опера" (1908, 1910, 1914), "Шатле" (1909, 1911,
 1912), "Т-ре Елисейских полей" (1913); в Лондоне в т-рах:
 "Ковент-Гарден" (1912), "Друри-Лейн" (1913, 1914). Начало "Сезонов" было
 положено "Пятью концертами рус. музыки", состоявшимися в 1907 в Париже
 при участии Н. А. Рим-ского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина и др., хора
 Большого т-ра. В 1908 в Париже была показана опера "Борис Годунов",
 среди исполнителей к-рой были Шаляпин, А. А. Алчевский, Д. А. Смирнов.
 Опера шла в редакции Римского-Корсакова, реж. А. А. Санин, дирижёр Ф. М.
 Блуменфельд, худ. А. Я. Головин, А. Н. Бе-нуа, И. Я. Билибин. В 1909 в
 Париж были привезены: опера "Псковитянка" с участием Шаляпина (реж.
 Санин, дирижёр Купер, худ. Головин и Н. К. Рерих), по одному акту из
 опер "Руслан и Людмила" (худ. К. А. Коровин), "Юдифь" Серова (худ. В. А.
 Серов и Коровин), "Князь Игорь" ("Половецкие пляски", худ. Рерих,
 балетм. М. М. Фокин). "Сезон" 1909 был первым балетным "Сезоном", в
 к-ром, помимо "Половецких плясок", были показаны одноактные балеты,
 пост. Фокиным: "Павильон Армиды" Н. Черепнина (худ. Бенуа), "Сильфиды"
 ("Шопениана") в инструментовке А. К. Глазунова, А. К. Лядова, С. И.
 Танеева, Н. А. Соколова, И. Ф. Стравинского (худ. Бенуа);
  "Клеопатра" ("Египетские ночи") Аренского, дополненная муз.
 Римского-Корсакова, Глинки, Глазунова, Мусоргского (худ. Бакст);
 дивертисмент "Пир", состоящий из танц. номеров опер и балетов Глинки,
 Мусоргского, Римского-Корсакова, Глазунова, Чайковского, в пост. Н. О.
 Гольца, Л. И. Иванова, М. И. Петипа и Фокина (худ. Коровин, Бакст,
 Билибин). Как эти, так и дальнейшие пост. Фокина для "Сезонов" были
 новаторскими, они способствовали дальнейшему развитию совр. рус. и
 зарубежного балетного т-ра. В балетных спектаклях принимали участие А.
 П. Павлова, В. Ф. Нижинский, С. В. Фёдорова, Т. П. Карсавина, А. Д.
 Булгаков и др. "Сезоны" 1907-09 познакомили зап.-европ. зрителя с творч.
 достижениями рус. музыки, оперного и балетного т-ра. С 1910 "Сезоны"
 проходили без участия оперы. Были показаны балеты, пост. Фокиным:
 "Карнавал" в инструментовке Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова,
 Черепнина, Аренского и др. (худ. Бакст), "Жизель" (худ. Бенуа),
 "Шехеразада" (худ. Бакст, Серов, Б. И. Анис-фельд); "Жар-Птица"
 Стравинского (худ. Головин). В 1909 Павлова покидает антрепризу
 Дягилева, затем уходит Е. В. Гельцер. Постоянная балетная труппа,
 организованная Дягилевым в 1911, начинает пополняться иностр.
 танцовщиками, постепенно теряет свой нац. характер и деградирует. В
 репертуар "Сезонов" 1911-14 входили балеты, пост. Фокиным: "Петрушка"
 Стравинского и "Видение Розы" Вебера (оба в 1911, худ. Бакст), "Тамара"
 Балакирева, "Дафнис и Хлоя" Равеля, "Голубой бог" Гана (все в 1912, худ.
 Бакст), "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса (худ. Ж. М. Серт и Бакст),
 "Мидас" ("Метаморфозы") Штейнберга (худ. Добужинский, оба в 1914); пост.
 Нижинским, в к-рых преобладали модернистич. тенденции - элементы эротики
 ("Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси, 1912, худ. Бакст), стилизации
 ("Весна священная" Стравинского, 1913, худ. Рерих), спортивные движения
 ("Игры" Дебюсси, 1913, худ. Бакст); пост. Б. Г. Романовым "Трагедия
 Саломеи" Шмитта (1913, худ. Судейкин). Творч. противоречия дягилевской
 антрепризы сказались при введении в репертуар таких спектаклей, как
 "Подводное царство" из оперы "Садко" (1911, балетмейстер Фокин, художник
 Анисфельд), "Лебединое озеро" (1911, балетм. А. А. Горский, худ. Коровин
 и Головин), "Бабочки" Шумана (1914, аранжировка Б. В. Асафьева,
 инструментовка Черепнина, балетм. Фокин, худ. Добужинский и Бакст).
 Меньшее влияние модернизма проявилось в оперном репертуаре 1913-14
 благодаря участию Шаляпина. В 1913 в Париже и Лондоне была возобн. опера
 "Борис Годунов" (с Шаляпиным и В. П. Дамаевым, худ. К. Ф. Юон и Бакст,
 костюмы Билибина), затем впервые показана опера "Хованщина" в редакции
 Римского-Корсакова (реж. Санин, дирижёр Купер, худ. Ф. Ф. Федоровский,
 балетм. А. Р. Больм); в Лондоне впервые пост. "Псковитянка" (1909). В
 1914 в Париже и Лондоне вновь исполнялась опера "Борис Годунов" с
 Шаляпиным и М. А. Алчевским; в Лондоне полностью исполнена опера "Князь
 Игорь" (реж. Санин, дирижёр Э. А. Купер, худ. Рерих, балетм. Фокин). В
 1914 пост. опера-балет "Соловей" Стравинского (худ. Бенуа) и
 переделанный в оперу-балет "Золотой петушок" (худ. Н. Н. Гончаров), где
 одни и те же роли исполняли одновременно певцы и танцовщики. После
 начала первой мировой войны Дягилев переводит свою антрепризу в США, в
 сезоны 1915-16, 1916-17 балетная труппа выступает в Нью-Йорке. В 1917
 труппа распалась. Большая часть танцовщиков осталась в США. Вернувшись
 В.Европу, Дягилев совм. с Э. Чеккетти создал новую труппу, в к-рой
 наряду с рус. эмигрантами выступали англ. танцовщики под вымышленными
 рус. именами (Лидия Соколова-Хильда Маннингс; Алисия Маркова-Алисия
 Маркс; Антон Долин-Патрик Хили-Кей и др.). Пользуясь популярностью
 "Сезонов", Дягилев устраивал их ежегодно до 1929, несмотря на то, что по
 существу они давно уже не были русскими.
  Лит. см. при ст. Дягилев С. П.
  РУССКИЙ БАЛЕТ - см. в ст. Русский театр. РУССКИЙ ТЕАТР драматический.
 Истоки Р. т., уходящие в глубокую древность, связаны с развитием
 драматич. элементов (диалога и пр.) в нар. играх, обрядах и
 празднествах. Эти элементы драматич. действия, органически сливающиеся с
 музыкой, песней и танцем, постепенно привели к обособлению из игрищ
 чисто театр. действа и собственно драмы. Процессу превращения игр в
 театр. действо способствовали рус. актёры - т. н. скоморохи. Они были
 первыми исполнителями отдельных ролей в нар. игрищах и обрядах и скоро
 стали выступать самостоятельно на площадях городов, в деревнях перед
 народом и во дворцах знатных людей. Иск-во скоморохов было разнообразно:
 они разыгрывали комич. и сатирич. диалоги и сценки, выступали с пением и
 танцами, играли на муз. инструментах, показывали фокусы, давали
 представления кукольного т-ра, "водили" дрессированных медведей и т. п.
 К 11 в. иск-во скоморохов достигло значит, развития и распространения
 (впервые скоморохи упоминаются в 1068). Скоморохи продолжали выступать и
 в период татаро-монгольского нашествия, а в 16 в., в период общего
 подъёма Руси, их иск-во стояло на высоком проф. уровне. В качестве
 "потешных ребят" скоморохи часто входили в придворный штат боярской
 челяди. Развлекали они и рус. царей. Однако иск-во скоморохов глубоко
 демокра-тич., народное по своей сущности и форме, утверждавшее радость
 земной жизни, высмеивавшее господствующие классы, встречало
 сопротивление со стороны правящих кругов и церкви. В 1648 царь Алексей
 Михайлович указом запретил представления скоморохов. Насильственно
 прерванное иск-во скоморохов вместе с тем не прекращало оказывать
 влияние на развитие Р. т. Так, нар. драма использовала нетелько приёмы
 скоморошьих "потех", но обращалась к сатирич. "балагурству" скоморохов,
 когда ей нужно было показать находчивость и ум простого человека,
 осмеять духовенство, барина-крепостника, жадность купца, жестокость
 царской власти и пр. Острое чувство современности, близость к реальной
 жизни, сатирич. и критич. направленность нар. т-ра, иск-ва нар. рус.
 актеров-скоморохов станут впоследствии традицией, к-рую будет
 наследовать и развивать Р. т.
  Церковный т-р в России противостоял "бесовским играм" скоморохов.
 Однако этот т-р не получил развития. Несмотря на то, что такие обряды,
 как "омовение ног", "шествие на осляти", обставлялись церковью красочно,
 эффектно, а в т. н. "Пещное действо" проникли приёмы скоморошьего
 грубого "потешного" диалога, элементы театральности не привели к
 возникновению т-ра. К тому же рус. духовенство больше всего опасалось
 проникновения светского начала в церковную службу и отказалось от идеи
 создания церковного т-ра. Более органичным, отвечающим потребностям
 времени для России, был школьный т-р (конец 17 - нач. 18 вв.). Школьные
 т-ры возникли при Киевской, Московской и др. духовных академиях Руси.
 Здесь шли пьесы на религиозные сюжеты, насыщенные символами и
 аллегориями, смысл к-рых был, однако, современен, а порой и злободневен;
 они, как правило, выражали идею укрепления рус. гос-ва, развития
 просвещения. Особенно это проявляется в пьесах Симеона Полоцкого (прежде
 всего в его "Комедии-притче о блудном сыне"). Содержание и форма пьес
 школьного т-ра требовали от исполнителей патетики, внешней помпезности,
 декламации. Вместе с тем в состав школьного спектакля включались
 интермедии, состоящие из сценок комич., а порой и сатирич. содержания,
 исполнять к-рые нужно было уже в иной манере, близкой традициям
 скоморохов. Разъезжаясь на каникулы, учащиеся академий ставили спектакли
 в городах и сёлах, привлекая для участия в них местных жителей. Так
 создавались первые очаги театр. культуры.
  В 1672 в России был создан придворный т-р. Пастор И. Г. Грегори, по
 настоянию боярина А. С. Матвеева, собрал труппу из молодых иностранцев,
 проживавших в Москве. Для выступления этой труппы в летней резиденции
 царя (подмосковное село Преображенское) Алексея Михайловича была
 сооружена Комедийная хоромина. Здесь шли пьесы, содержание к-рых
 было/взято из библии, но идейный смысл заключался в прозрачных намёках
 на славные деяния царя и величие России ("Иудифь", "Артаксер-ксово
 действо" и др.). В спектакли включались также бытовые шутовские сценки.
 Сочетание высокого стиля с буффонадой, патетики с грубыми, натуралистич.
 сценами, свойственными т-ру "английских комедиантов" (на к-рый
 ориентировался Грегори), составляло своеобразие этих представлений.
 Грегори и сменивший его в 1673 Чижинский обучали актёрскому иск-ву рус.
 юношей из мещан. После смерти Алексея Михайловича (1676) т-р был закрыт.
 В 1702 по велению Петра I в целях развития просвещения и обществ, жизни,
 пропаганды политики царя создаётся публичный т-р, для к-рого в Москве на
 Красной площади строится "К о медиальная храминам. В т-ре выступала нем.
 труппа И. X. Кунста; после его смерти (1703) труппу возглавлял О. Фюрст.
 В обучение Кунсту были отданы "русские ребята". Но этот т-р, ставивший
 иностр. пьесы, далёкие от рус. жизни, не имел успеха у публики. К тому
 же мысль Петра I - организовать массовый т-р для пропаганды своих
 обществ, и политич. идей - не могла быть реализована в репертуаре т-ра
 Кунста и Фюрста. В 1706, после того как Пётр перестал давать субсидии
 т-ру, он прекратил своё существование. Идеи Петра I с большим успехом
 пропагандировал в нач. 18 в. школьный т-р при моск.
 Славяно-греко-латинской академии. В 1703 здесь был пост. спектакль
 "Торжество мира православного", возвеличивавший военные походы Петра I,
 в 1710 - пьеса "Божие уничижителей гордых уничижение" - о разгроме
 шведской армии под Полтавой и др. Выдающееся место в репертуаре
 школьного т-ра занимала "траге-докомедия" Феофана Прокоповича "Владимир"
 (1705), аллегорически повествовавшая о преобразовательной деятельности
 Петра и о его борьбе против реакции. После закрытия публичного т-ра рус.
 актёры продолжали время от времени организовывать спектакли для
 демократич. публики. Представления давались также во дворцах сестры
 Петра I-Натальи Алексеевны и жены его брата - Прасковьи Фёдоровны, в
 Лефортовском госпитале, руководимом доктором Бид-лоо. В сер. 18 в. при
 дворе часто гастролировали иностр. труппы (в 1733 в Петербург приезжает
 труппа итал. комедии дель арте, в 1740 - нем. драм. труппа под
 руководством К. Нейбер; в 1742 Сериньи знакомит рус. зрителей с пьесами
 франц. драматургов 17-18 вв.; в 1747-48 в России гастролирует нем.
 труппа Аккермана и др.). Однако в демократич. кругах возрастал интерес

<< Пред.           стр. 654 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу