<< Пред. стр. 675 (из 913) След. >>
i польская "шопкай", М?нск, 1963 (в соавторстве с Г. I. Ба-рышау);Сатырычныя характары у камедыях Кандрата Кра-п?вы, в сб.: Беларускае
мастацтва, вып. 2, М?нск, 1960, с. 48-64; Своеэсабл?васць сатырычных
характара у камедыях В. I. Дун?на-Марц?нкев?ча, "Весц? АН БССР, серыя
громадск?х навук", 1960, ј 3, с. 101-13. Вён.С.
САНСКРИТСКАЯ ДРАМА - инд. драматургия на санскритском яз. Зародилась
в условиях развития рабовладельч. строя. Основы С. д.- в диалогич.
гимнах Вед (древнейшего памятника инд. лит-ры сер. 2-го - нач. 1-го
тысячелетий до н. э.), в т-ре марионеток, в традиции исполнения
сказителями нар. эпоса. Сохранилось незначит. количество произведений и
фрагментов ранних пьес - "Пьеса о Шарипут-ре" Ашвагхоши, ок. 1-2 вв., и
др. Их художеств. достоинства и сложное построение подтверждают наличие
длительной драматургич. традиции; поэтому зарождение С. д. и
возникновение классич. т-ра относят к сер. 1-го тысячелетия до н. э.
Многие действующие лица С. д. (боги, цари, брахманы и святые) говорили
на санскрите - языке, непонятном большинству населения и сохранявшемся
только как язык науки и придворного иск-ва. Др. действующие лица
говорили на пракритах (различные формы разговорных яз. народов Индии).
Но уже в нач. 1-го тысячелетия н.э. эти диалоги также утратили связь с
живой речью и приобрели характер лит. языков (использовались проза и
стихи). С. д. унаследовала от предшествовавшего ей нар. т-ра сочетание
диалога и пения, танца и музыки. Придворный характер С. д. препятствовал
проникновению в неё трагич. сюжетов. В драме мн. эпич. сюжеты получали
оптимистич. направленность. С. д. были ограничены строжайшей
регламентацией, отличались тесной связью с мифологией, эпосом, слабой
разработкой индивидуальных характеров героев. Эстетич. принципы С. д.
изложены в трактате "Наука драмы" [2-4 (?) вв.], приписываемом
легендарному мудрецу Бхарате. Отражая требования аристо-кратич. иск-ва и
придворного т-ра, трактат сковывал творч. индивидуальность (запретом
изображать нар. бедствия, мятежи, свержение царской власти, смерть
героя, реальные жизненные конфликты и др.). Для С. д. характерен принцип
единства чувства (или настроения), позднее сформулированный Дхананджаей
(10 в.): ведущему чувству пьесы (любовь, героизм, гнев и др.) должно
быть подчинено всё действие. В С. д. соблюдалось единство действия.
Среди многочисл. теоретиков С. д.Анандавардхана (9 в.) и Абхинава-гупта
(10-11 вв.).
Большинство драматургов С. д. использовали тра-диц. сюжеты,
почерпнутые из нар. эпоса. Так, основой 13 пьес Бхасы (ок. 2-3 вв.;
авторство окончательно не установлено) являются эпич. сказания,
заимствованные из "Махабхараты" и "Рамаяны". В пьесах Бхасы герои в
значит, мере сохраняют эпич. характер, в них затрагиваются политич.
темы.
С. д. достигла значит, успехов в 4-7 вв., в период подъёма древнеинд.
культуры. Возвышение империи Гуптов (4-6 вв.) оказало положит. влияние
на дальнейшее развитие С. д. Вопреки канонич. требованиям, обязывавшим
драматурга изображать в качестве героя пьесы бога, полубога, царя или
др. лицо, стоящее на верхней ступени общественной иерархии, Шудрака (ок.
5 в.) избирает героями пьесы разорившегося купца и куртизанку, в его
драме "Глиняная повозка" осуждается брахманство, порицается сословное
неравенство. В пьесе показан политич. переворот, насильственный захват
власти у царя-злодея. В творчестве Калидасы (4-5 вв.) С. д. достигает
вершин своего развития. Эпич. сюжеты переосмысливаются ("Шакун-тала",
"Мужеством добытая Урваши"): они в значит. степени утрачивают
религиозную окраску и становятся средством утверждения гуманистич. идей.
Эти драмы выражают презрение к покою и косности, утверждают, что борьба
является единственно достойной формой жизни. Благополучная концовка
пьесы, предписываемая канонами, используется Калидасой для утверждения
торжества светлых сил. Политич. идеал Калидасы - человеколюбивый монарх,
заботящийся о народе. Пьеса Вишакхадатты "Перстень Ракшасы" (5 или 6
вв.) преисполнена пафосом борьбы за сильную централизованную власть.
Распад крупных рабовладельч. империй (2-я пол. 1-го тысячелетия н.
э.), при дворах к-рых развивалась классич. драма, обусловил упадок С. д.
и театр. иск-ва Др. Индии. Создаются псевдогероич. пьесы, в к-рых
описательный элемент заслоняет действие (драматурги: Харша, Бхавабхути,
Бхаттанараяна, Мурари, Раджашекхара). Рабски следуя предписаниям
канонов, драматурги разрабатывали жанры придворной комедии, писали
религиозно-мифологич. пьесы, но в это же время успешно развивались новые
жанры - бхана (монолог) и прахасана (комедия, фарс). Обличительные
комедии писал Ишварадатта (6-7 вв.). Шьямилака (конец 1-го тысячелетия)
продолжает развивать и ещё больше демократизировать эти жанры. Герои
сатирич. комедий Шьямилаки - бытовые персонажи (гетеры, моты,
прихлебатели). Он издевается над знатью, министрами, над официальной
учёностью.
С. д. разыгрывались в дворцовых зданиях, имевших форму
прямоугольника, квадрата, треугольника. Помещение (включая сцену, кулису
и др.) не превышало 450 At2. Помимо дворцовых т-ров, С. д. исполнялись в
храмовых зданиях. Участвовать в спектаклях С. д. могли лишь шудры (члены
"низших" каст).
С. д. оказала большое влияние на развитие инд. культуры в средние
века и в последующие эпохи. Героич. формы классич. С. д. усвоила
просветит, драматургия 19 в. В 1789 У. Джонс перевёл на англ. яз.
"Шакунталу" Калидасы (эту пьесу высоко оценили Шлегель, Гумбольдт,
Карамзин, Гёте). В 19-20 вв. инд. драматурги предприняли попытку
возродить С. д. и приблизить её к современности.
Лит.: Э р м а н В. Г., Теория драмы в древнеиндийской классической
литературе, в сб.: Драматургия и театр Индии, М., 1961; Серебряков И.
Д., Древнеиндийская литература, М., 1963; Н и к и т и н а В. Б.,
ПаевскаяЕ.В., Позднеева Л. Д., Редер Д. Г., Литература Древнего Востока.
Индия, М., 1962, с. 213-301; Indian drama, Delhi, 1956; К е i t h А. В.,
The Sanskrit drama in its origin, development, theory and practice,
Oxf., 1924; К o n o w S., Das indische Drama, В.-Lpz., 1920; Le vi S.,
Le theatre indien. P., 1890. И. Р.
CAHCOH (Samson), Жозеф Изидор (2.VII.1793- 28.III.1871) - франц.
актёр. Дебютировал в 1819 в т-ре "Одеон" (Париж). В 1826-63 играл в т-ре
"Коме-ди Франсез"; в 1843 стал "старейшиной" этого т-ра. Был убеждённым
приверженцем классицистских традиций. Превосходно исполнял роли слуг в
классич. комедии (Фигаро и др.). С нач. 30-х гг. в творчестве С.
наметился переход от классицистской комедии к произведениям современных
бурж. авторов. В его репертуар вошли характерные роли в
буржуазно-салонной драматургии. С. играл роли во всех пьесах Э. Скриба,
пост. в "Комеди Франсез", лучшие из к-рых: Бертран фон Ранцау ("Бертран
и Ратон"), пэр Франции ("Товарищество, или Лестница славы"). В 50-х -
нач. 60-х гг. 19 в. С. стал одним из ведущих исполнителей ролей и в
пьесах Э. Ожье ("Сын Жибуайе" и др.). Выдающийся педагог, С. преподавал
в парижской Консерватории, был учителем мн. крупных франц. актёров, в т.
ч. Э. Рашель, Ж. С. Арну-Плесси. Большой интерес для изучения истории
франц. т-ра представляют опубликованные посмертно "Воспоминания" С.
(Memoires, P., 1882).
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963; V e Ь e г
Р. E., Samson, Р., 1930; Samson-veuve, Ra-chel et Samson, 3 ed., P.,
1898.
САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА (урожд.- M e и з e n к а м п ф, по мужу -
Горчакова, псевд.- Сантагано), Александра Александровна (1841- 1913) -
рус. артистка оперы (сопрано), вок. педагог. Окончила Смольный ин-т в
Петербурге. Против воли родителей в 1865 уехала в Италию, где училась
пению у проф. П. Репетто. С успехом дебютировала в Милане. По
возвращении в Россию в течение четырёх лет пела на сцене Киевской оперы.
Исполнение С.-Г., не обладавшей благоприятными сценич. данными,
привлекало необычайной экспрессией и драматич. талантом. Она обладала
сильным голосом большого диапазона - пела колоратурные [Антонида ("Иван
Сусанин"), Людмила, Розина] и драматич. партии [Наташа ("Русалка"),
Кармен].
В конце 70 - нач. 80-х гг. с собств. труппой гастролировала в Италии,
пропагандируя рус. муз. классику ("Иван Сусанин", 1874, Милан и др.),
затем оставила сценич. деятельность, изредка выступала в концертах. Была
выдающимся вок. педагогом. Преподавала пение в Одесском муз. об-ве,
Моск. филармонич. уч-ще (1892-97), в школе Н. Тутковского. Среди
учеников - С. И. Друзякина, М. И. Закревская, Л. В. Собинов.
С.-Г.- автор ряда драм. произв., стихов; перевела множество оперных
либретто и драм.
Лит.: "Исторический вестник", СПБ, 1913, май. т. 132, с. 749-50; А л
т а е в А., Памятные встречи, М.-Л., 1946, с. 115-21; Чайковский П. И.,
Муз.-критические статьи М , 1953, с. 379, 423, 427; В л а д ы к и н а -
Б а-ч и иска я Н., Собинов, М., 1958, с. 61-67. M. P.
САНТРОСЯН, Паруйр Ованесович [р. 10(23) XII.1911 ]-арм. сов. актёр.
Нар. арт. Арм. ССР (1957). Член Коммунистич. партии с 1940. В 1929- 1930
учился в студии при Ленинаканском т-ре. С 1930-актёр Арм. ТЮЗа (Ереван).
Многогранный, острый актёр, играет характерные, драматич. и комедийные
роли.
Роли: Пэпо, Бриллиантов ("Пэпо", "Ещё одна жертва" Сундукяна), Назар
("Храбрый Назар" Демирчяна), Франц Моор, фон Вальтер ("Разбойники",
"Коварство и любовь"), Городничий; Боровцов ("Пучина" Островского),
Жухрай ("Как закалялась сталь"), Амбарцум-ами ("Приключения Сура и Сама"
Шагиняна и Хачикяна) и др. д
САНЧЕС (Sanchez), Флоренсио (17.1.1875 - 7. XI. 1910) -
аргентино-уругвайский драматург. Был журналистом. Дебютировал одноактной
пьесой-шуткой
-"Двери внутрь" (1897). Первое значит, драм. произв."Мой сын доктор"
(1903, труппа X. Подесты, Буэнос-Айрес), близко к пьесам т-ра гаучо (см.
Гаучо театр}, но глубже отражает противоречия между патриархальным
укладом жизни в Аргентине и новыми капи-талистич. отношениями. С.
отказывается от идеализации этого патриархального уклада, показывая
эгоис-тич. характер новой бурж. морали. Своими лучшими пьесами -
"Чужестранка" (1904, труппа Э. Пагапо, Буэнос-Айрес), "Разлад в семье
Барранко" (1905, труппа бр. Подеста), С. вошёл в историю аргент. и
уругвайского т-ра как основоположник реалистпч. драматургии. Он развивал
традиции критич. реализма, выступал против социальной несправедливости,
стремился показать своеобразие обществ, и экономич. отношений, быта
страны. Поклонник рус. лит-ры, С. пытался следовать Л. Толстому
("Мертвецы". 1905, труппа бр. Подеста), но не всегда поднимался до
социальных обобщений. В нек-рых пьесах ("Права здоровья", 1907, труппа
X. Талави, Монтевидео) заметно влияние зап.-европ. драматургии конца 19
в. (сочетание элементов натурализма и символики, тяготение к
психофизиологич. проблемам).
Среди др. пьес: "Бедные люди" (1904, труппа ;). Пагапо), "В семье"
(1905),"Фальшивая монета", "Наши дети" (обе 1907), "Выгодное дело"
(1909), ставившиеся в Буэнос-Айресе и Монтевидео. Пьесы С. входили в
репертуар итал. актеров - Э. Цаккони, Э. Новелли. Э. Дузе, Т. дн Лоренцо
и др. Соч.: Teatro completo, fi. Aires, 1951. Лит.: Мамонтов С.,
Флоренсио Сапчес, "Культура и жизнь", 1960, ј 8; G i u s t i R.,
Florencio Sanchez. B. Aires. 1920; I m b e r t J., Florencio Sanchez,
vida y creacion, B. Aires, [1955]. ff C
САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС (Sanchez de Fuentes),* Эдуарде ЛЗ. IV. 1874-7. IX.
1944) - кубинский композитор. Учился в Гаванской консерватории. Приобрёл
известность как автор песен в нар. стиле.
Написал оперы: "Юмурп" (1898), "Потерпевший кораблекрушение" (1901)
по поэме "Энох Арден" Теннисона, "Скорбящая" (1910), "Дорейя" (1918) по
индейским мотивам, "Путник" (1921), "Кабилия" (1942) - все пост. в
Гаване, а также балет "Дионе" (1940, Гавана), сарсуэлы, ораторию, спмф.
и др. произв.
Автор исследований по кубинскому муз. фольклору. В 1930-42 -
президент Нац. академии иск-в и лит-ры. Лит.: Карпентьер А., Музыка
Кубы, М., 1902;
Martinez O., E. Sanchez de Fuentes, fLa Habana, 1944];
G u i г а 1 M., E. Sanchez de Fuentes, [La Habana, 1944] M. Лиц.
САПАРОВА-АБАШИДЗЕ, Мария (Мако) Михайловна (1860-1940) - груз.
актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Сценич. деятельность начала в 1878
в Тифлисском груз. т-ре. Творчество С.-А. отразило протест передовой
части груз. общества против социальной несправедливости. Иск-во С.-А.
отличалось высоким реализмом, выразительностью. Она с одинаковым
.успехом играла как комедийные, так и драматич. роли: Елена
("Кудур-ханум" Церетели), Машо ("Цимбирели" Цагарели), Наталья
("Хатабала" Сундукяна), Лиза ("Горе от ума"), Марья Антоновна
("Ревизор"), Офелия; Клодина, Туанетт ("Жорж Дан-ден", "Мнимый больной"
Мольера). А. Н. Островский дал высокую оценку исполнению С.-А. роли
Полины в его пьесе "Доходное место". С.-А. перевела на груз. яз. ряд
пьес рус. авторов, в т.ч. комедию А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва
"Счастливый день". С 1900-х гг. на сцене выступала редко.
САПЕГИН, Михаил " Михайлович (1895 - 11.XI.1953) - рус. сов. театр.
художник. В 1926 окончил ВХУТЕМАС (учился у Ф. Ф. Федоровского). В том
же году начал работать как театральный художник (балет "Шехеразада",
Большой т-р). Искусство С. отличалось широтой диапазона. Он создал
трагедийные, скупые, геометрически прочерчивающие сценич. пространство
декорации к "Смерти Тарелкина" Сухово-Кобылина (1926, Замоскворецкий
т-р). Ироничностью были проникнуты декорации С. к "Свадьбе Фигаро"
Моцарта (1926, Экспериментальный т-р). Традиции нар. творчества
использовал художник, работая над "Тупейным художником" Шишова (1929,
Большой т-р). Трагедийно-балаганный характер носили декорации к
спектаклю "Как 14-я дивизия в рай шла" Д. Бедного (1932, Мюзик-холл).
Театр. работы С. отличались мастерством монтировки оформления.
Среди др. работ: "Валькирия" Вагнера (1925, в Большом т-ре),
"Доходное место" (1946, Т-р им. Леси Украинки, Киев), "Без вины
виноватые" (1947, Киевский т-р им.
ПУНОВ, Константин (1844 - 15. XII. 1916) - болг. актёр. Один из
основателей болг. проф. т-ра. В 1866 окончил Бухарестскую консерваторию
по классу декламации и пения. С 1883 был пом. управителя Румелийской
театр. труппы. В 1889-90 - режиссёр и актёр т-ра "Основа" (София), в
1890-91 - актёр Столичной драм.-оперной труппы, с 1892-актёр, режиссёр и
управляющий труппой "Слеза и смех" (София), в 1904-14 - актёр Нар. т-ра
(София).
Лучшие роли С.- характерные и комедийные, в т. ч. в пьесах Мольера.
Своим иск-вом утверждал нац.-самобытную манеру исполнения,
естественность и непринуждённость сценич. поведения, был мастером
сценич. импровизации.
Роли: Странджа, Брычков ("Изгнанники" Вазова), Гавриил, Люцифер
("Поэма зла" Михайловского), Осип ("Ревизор"), Одоардо ("Эмилия Галотти"
Лессинга), Штейнкопф ("Студенческая фантазия" Лауфса), Флаксман
("Педагоги" Эрнста) и др.
Вёл педагогич. деятельность; среди учеников: Р. Попова, В. Кирков, К.
Сарафов, С. Бычваров и др.
Лит.: "Театър и изкуство", 1914/1915, кн. 10, с. 5-6; П е-н ев П.,
Лекции по история на българския драматически театър, част 2, [С., 1954],
с. 351-55. А. Ив.
САПУНОВ, Николай Николаевич (17.XII.1880- 14.VI.1912) - рус. театр.
художник и живописец. Учился в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества
(у И. И. Левитана), затем в петерб. Академии художеств (у А. А.
Киселёва). Будучи студентом, писал декорации к спектаклям Большого т-ра
по эскизам Коровина. Впервые самостоятельно выступил в 1905:
"Три расцвета" Бальмонта (Т-р Трагедии, Петербург), "Евгений Онегин"
(Оперная студия, Москва) и "Смерть Тентажиля" Метерлинка (Театр-студия
на Поварской, Москва). В последней работе, осуществлённой под рук. В. Э.
Мейерхольда, С. оспаривал художеств. принципы В. А. Симова,
противопоставив детально разработанной жизненно-достоверной декорации
живописную выразительность декоративного панно. Однако в последующие
годы эти художеств. принципы часто приводили С. к неудачам (плоскостное
изображение панно вступало в противоречие с реальной фигурой актёра).
Наиболее интересными работами С. были: САшаолическо-романтич. оформление
"Гедды Габлер" Ибсена, "Балаганчика" Блока, где художник удачно
использовал принципы гротескного контраста (1906 и 1907, Т-р В. Ф.
Комйссаржевской, оба спектакля пост. Мейерхольдом). Декорации, созданные
С. в последние годы жизни, отличались живописной пышностью и
красочностью: "Мещанин во дворянстве" (1911, Т-р Незлобина, Москва),
"Принцесса Турандот" Гоцци (1912, там же).
Лит.: Н. Н. Сапунов, М., 1916; Эфрос А., Профили, М., 1930, с.
137-53; Розенталь Л., Николай Сапунов, "Искусство", 1962,ј10;Березкин
В., Николай Сапунов, "Театр", 1963, ј 12. В. Вер.
САРАБСКИЙ (наст. фам.- Р з а е в), Гусейн Кули Мелик оглы
(1879-16.II.1945) - азерб. сов. артист драмы и оперы (тенор), режиссёр,
педагог, театр. деятель. Нар. арт. Азерб. ССР (1932). Деп. Верх. Совета
Азерб. ССР 1-го созыва. Один из основоположников азерб. проф. муз. т-ра.
Сценич. деятельность начал в 1902 как драм. актёр в труппе Н. Нариманова
(Баку). Среди лучших ролей: Гаджи Салах, Мастали-шах ("Везир
Ленкоранского ханства", "Мосье Жордан..." Ахундова), Шпекин и
Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Яго и др. С 1908 С. - солист труппы при об-ве
"Нид-жат" (Баку), в 1914-19 - муз. труппы. Совм. с У. и 3.
Гаджибековыми, М. Магомаевым, Г. Араблинским и др. С. боролся за
национально-самобытное, реалис-тич. театр. иск-во. Он был первым
исполнителем ведущих партий в первых азерб. операх. Обладая небольшим,
но красивым голосом мягкого тембра, С, превосходно владел им, развивал
нар. манеру пения. Игра С., проникновенная и эмоциональная, пользовалась
признанием демократич. аудитории.
Партии: Гейс-Меджнун, шейх Сенан, Зохраб, шах Аб-бас, Керем, Аскер
("Лейли и Меджнун", 1908, "Шейх Сенан", 1910, "Рустам и Зохраб", 1910,
"Шах Аббас и Хуршид Бану", 1912, "Асли и Керем", 1912, "Аршин мал алан",
1913, У. Гаджибекова), ашуг Гариб (о. п. 3. Гаджибекова, 1916), шах
Исмаил (о. п. Магомаева, 1919)- первый исполнитель.
Выступал также как режиссёр ("Рустам и Зохраб", 1910, "Муж и жена",
1910, "Аршин мал алан", 1913, "Лейли и Меджнун", 1915, У. Гаджибекова).
После установления в Азербайджане Сов. власти С. активно участвовал в
деятельности проф. и самодеят. театр. коллективов. С 1920- артист Т-ра
оперы и балета (ныне им. Ахундова). В 30-х гг. возглавлял Дом нар,
творчества в Баку. Вёл педагогич. деятельность, преподавал в Бакинской
консерватории (класс нар. пения). Ученики: М. Багиров, Г. Гаджибабабеков
А. Рзаева, А. Садыхов и др. С.- автор пьес, в т. ч. "Ищущий найдёт"
(1906, Баку).
Соч.: Воспоминания актёра. Баку, 1930 (на азерб. яз.);
Старый Баку, Баку, 1958 (на азерб. яз.).
Лит.: Джангиров И., Г. К. Сарабский, Баку" 1933; Карагичева Л.,
Мастера азербайджанского муз. театра, в сб.: Азербайджанская музыка, М.,
1961. К. Кае"
САРАДЖЕВ (наст. фам.- Сараджян), Константин Соломонович
[27.1Х(9.Х).1877-22.VII. 1954] - сов. дирижёр, педагог, обществ,
деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1945). В 1898 окончил Моск. консерваторию
по классам скрипки И. В. Гржимали и контрапункта С. И. Танеева. В
1905-06 обучался дирижированию в Лейпциге у А. Никиша. С 1900 работал
концертмейстером Моск. частной рус. оперы, в 1908 начал выступать как
симф. дирижёр. С. был дирижёром оперы Сергиевско-Алексеевского нар.
дома, в 1913-14 - зав. муз. частью "Свободного театра" К. А. Марджанова;
дирижировал здесь первой пост. "Сорочинской ярмарки" Мусоргского (1913).
Основал "Вечера современной музыки" (совместно с муз. критиком В.