<< Пред.           стр. 676 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Держановским) и Нар. консерваторию. После Октябрьской революции С. в
 1918-19 руководил оперными т-рами Саратова, Ростова-на-Дону (1920),
 преподавал в Саратовской, а затем в Моск. консерваториях (1922-35, с
 1924 - профессор), где вёл организованный им дирижёрский класс" Среди
 его учеников - Г. Е. Будагян, Л. М. Гинзбург, М. И. Паверман, Б. Э.
 Хайкин и мн. др. В 1922-24 С.- ректор ГИТИСа. В 1935-40 - гл. дирижёр
 Т-ра оперы и балета им. Спендиарова, воспитал известных оперных
 артистов, среди к-рых А. Б. Даниэлян, П. Г. Лисициан, Т. Т. Сазандарян,
 Г. М. Гаспарян и др. Участвовал в пост. оперы "Русалка" (1938), балетов:
 "Бахчисарайский фонтан" (1939), "Гаянэ" (1947) и др. С 1935 - профессор,
 в 1940 - директор Ереванской консерватории. Деятельность С.
 способствовала созданию и развитию арм. сов. муз. культуры.
  Лит.: Тигранов Г., Константин Сараджев, Ереван, 1961 (на арм. яз.);
 "Сов. музыка", 1954, Л? 10, с. 146. [Некролог]. Д. Ю.
  САРАДЖИШВЙЛИ, Вано (Иван Петрович) [1(13). V.1879-11.XI.1924]-груз.
 сов. артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1923).
 С 1898 обучался игре на виолончели в муз. уч-ще (Тифлпс); пел в хоре. С
 1903 брал уроки пения в Петербурге у И. П. Прянишникова, позднее - у А.
 В. Панаевой-Карцевой; в 1906-08 совершенствовался в Италии. Дебютировал
 в 1906 в партии Альфреда (Петербург, итал. оперная труппа А. А.
 Церетели). С 1908 выступал в оперных т-рах Тифлиса, Петербурга (совм. с
 Дж. Ансельми и др.), Саратова, Баку и др. городов. Обладал выдающимся
 вок. и сценич. дарованием, превосходной артистич. внешностью. Впервые
 исполнил гл. партии в нац. операх: Шота ("Сказание о Шота Руставели"
 Аракишвили, 1919), Малхаз ("Даиси" Палиашвили, 1923). Среди лучших
 партий С.Ленский, Герцог, Альфред.
  Др. партии: Синодал, Герман; Индийский гость ("Садко");
  Альмавива, Радамес, Каварадосси; Пинкертон ("Чпо-Чио-сан"), Хозе и
 др.
  С огромным успехом выступал и как камерный певец, исполнял груз. нар.
 песни. В 1947 Тбилисской консерватории было присвоено имя С. Л. Ц.
  САРАТОВ - город, обл. центр РСФСР. 665 тыс. жит. (1964). Первый т-р
 С. возник в 1806, в 1814 было построено первое театр. здание (играли
 крепостные актёры).
  В 20-х гг. 19 в. проезжие труппы играли в С. рус. комич. оперы,
 позднее - оперетты, драмы и комедии. 4 нояб. 1865 в новом
 четырёхъярусном театр. здании (в центре города) начались регулярные
 спектакли драм. труппы под рук. антрепренёра и актёра П. М. Медведева (в
 дальнейшем он несколько раз арендовал т-р в С.). В 18 59 в пригороде С.,
 где устраивались гулянья, был выстроен летний т-р Шехтеля, позже "Т-р
 Сервье", там давались драматич. и опереточные спектакли заезжими
 труппами, а в 60- 70-х гг. проходили гастроли известных рус. и иностр.
 артистов (С. В. Шумского, Г. Н. Федотовой, трагика А. Олд-риджа и др.).
 С 1897 в бывшем "Т-ре Сервье" начинает регулярные спектакли "Кружок
 разумных развлечений" - полулюбительская, полу профессиональная труппа
 при "Обществе трезвой и улучшенной жизни"; в 1902 т-р сгорел. Во вновь
 отстроенном каменном здании в сезон 1906-07 играла профессиональная
 драматич. труппа (реж. И. А. Ростовцев);
  Н. И. Соболыциков-Самарин был одновременно антрепренёром этого т-ра
 (на окраине) и Городского (в центре). С 1865 в Городском т-ре регулярно
 играли сильные драматич. труппы; их возглавляли известные актёры и
 антрепренёры. В 70-е гг. в С. выступали (в начале своего творч. пути) А.
 П. Ленский, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, П. А. Стрепетова, К. А.
 Варламов, М. М. Петипа (в более поздние годы многие из них
 гастролировали в С.). В 1897-1900 в "Товариществе" (руководитель М. М.
 Бородай) работали В. И. Качалов и Н. Н. Литовцева. В 1918 Саратовскому
 драматич. т-ру (на окраине) присвоено имя К. Маркса, в 1919 Гор. т-ру (в
 центре) - имя Н. Г. Чернышевского. С 1904 в С. функционировал "Очкинский
 т-р", где заезжие труппы, гастролёры и местные любители давали оперные,
 опереточные, реже драматические спектакли. В 1918 в помещении
 "Очкинского т-ра" открылся оперный т-р; в 1920 здание сгорело. В 1912 в
 С. была создана консерватория (ныне - им. Л. В. Собинова)- первое высшее
 муз. учебное заведение в провинции. До 1928 в обоих гор. т-рах играли
 драматич. труппы. С 1928 Т-р им. Н.Г. Чернышевского передаётся опере, а
 Т-р им.К. Маркса-драме; две драматич. труппы слились в одну. В 1918 в С.
 открылся детский т-р, существовавший до 1919 (см. Саратовский театр
 юного зрителя). В 1920-24 спектакли для детей показывали студийцы Высших
 гос. мастерских театр. иск-ва под рук. А. М. Роома. В 1922 в С. работал
 Т-р эксцентрич. представлений, реорганизованный позднее в Т-р революц.
 сатиры. С 1930 в С. работает ТЮЗ (с 1938 т-р носит имя Ленинского
 комсомола). В 1965 в С. работают: Т-р оперы и балета им. Н. Г.
 Чернышевского. Т-р драмы им. К. Маркса, Саратовский т-р юного зрителя
 им. Ленинского комсомола, Т-р кукол (осн. в 1937 ), цирк (осн. в 1931),
 хореографич. уч-ще, Консерватория им. Л. В. Собинова, филармония.
  Э. К. , САРАТОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. МАРКСА - один из
 старейших театров в СССР. К. С. Станиславский в 60-летие С. д. т.
 охарактеризовал его как "рассадник национальной культуры". В 20-х гг. 19
 в. проезжие труппы, гастролёры и местные любители ставили в Саратове
 рус. комич. оперы, позднее - оперетты и драм. спектакли. В 1865 во вновь
 выстроенном четырёхъярусном т-ре начала регулярные спектакли драм.
 труппа, возглавляемая антрепренёром и актёром П. М. Медведевым. В
 дальнейшем известные антрепренёры Г. М. Ковров, А. М. Горин-Горяинов, Н.
 И. Соболыциков-Самарин, П. М. Медведев и др. собирали для Саратова
 сильные актёрские составы. В 70-е гг. в С. д. т. играли (в начале своего
 творч. пути) А. П. Ленский, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, П. А.
 Стрепетова, К. А. Варламов, позднее некоторые из них гастролировали в
 Саратове. В 1897- 1900 в "Товариществе", возглавляемом М.М. Бородаем,
 играл В. И. Качалов.
  В 1915 антрепренёр и режиссёр Мевес арендовал на два года Городской
 т-р (с 1906 в Саратове функционировал и другой драматич. т-р - на
 окраине города) и перевёл в Саратов труппу, работавшую в Киеве (Д. Ф.
 Смирнов, М. И. Жвирблис, И. А. Слонов и др.). Большое влияние на
 развитие т-ра оказал И. А. Слонов, проработавший здесь 30 лет. После
 Октябрьской революции, с переходом т-ров в ведение местных Советов,
 состав С. д. т. усиливается. Помимо Слонова, здесь работали А. М.
 Петрова, Д. Ф. Смирнова, Е. Е. Астахова, Е. А. Степная, М. П. Рудина и
 др.; режиссёры: А. И. Канин и Е.О.Любимов-Ланской (выступал и как
 актёр). Из спектаклей 20-х гг. наиболее значительные: "Любовь Яровая"
 (1926, реж. Канин), "Разлом" (1927, реж. Синельников), "Бронепоезд
 14-69" (1928, реж. Нелли-Влад). В 1928 в Городском т-ре (с 1919-Т-р им.
 Н. Г. Чернышевского) организуется оперный т-р. Труппа С. д. т. переходит
 в помещение драматич. т-ра (на окраине), с 1918 ему присваивается имя К.
 Маркса (см. Саратов)', труппы двух драм. т-ров реорганизуются в одну -
 С. д. т. им. К. Маркса. Расцвет т-ра падает на 30 - 40-е гг.; в 1930-35
 - худ. рук. Л. Ф. Лазарев, в 1935-39 - И. А. Слонов, в 1939-41 - И. Л.
 Ростовцев. Затем т-р возглавляли режиссёры: К. Г. Андронников, А. А.
 Ефремов, П. П. Васильев.
  Укреплению традиций рус. реалистич. сценич. иск-ва способствовала
 творч. деятельность актёров:
  С. М. Муратова, П. А. Карганова, В. М. Казаринова, А. П. Хованского,
 Г. М. Терехова, 3. Н. Минаевой, 3. Н. Зорич, Г. Н. Несмелова и др.
 Наряду с сов. драматургией в С. д. т. широко была представлена рус.
 классика. Наиболее значит, работы этого периода: пост. Л. Ф. Лазарева-
 "Первая Конная" В. Вишневского и "Светите, звёзды" Микитенко (1930),
 "Тень освободителя" Сухотина (по Салтыкову-Щедрину) (1931), "Мой друг"
 Погодина, "Егор Булычев и другие" (1933), "Поднятая целина" (1934), а
 также пост. И. А. Ростовцева: "Варвары", "Три сестры" (1940);
  П. П. Васильева - "Мещане" (1944), "Лёнушка", "Обыкновенный человек"
 Л. Леонова (1947); И. А. Сло-нова -"На дне" (1932), "Волки и овцы"
 (1934); "Аристократы" Н. Погодина, "Живой труп" (1935), "Лес", "Ревизор"
 (1936); А. А. Ефремова - "Анна Каренина" (1938), "Бесприданница" (1943).
  В 1950-е гг. С. д. т. возглавлял реж. Н. А. Бондарев. В этот период
 были пост. спектакли: "Кремлёвские куранты" (1956), "Оптимистическая
 трагедия" 1957); "Соперницы" (1956) и "Чайки над морем" (1959)
 Бондаревой. Т-р выезжал на гастроли в Москву в 1936, 1937, 1938, 1962.
 Среди спектаклей т-ра в 1963-64:
  "Женитьба Фигаро"; "Мы вместе" Аграненко, "Егор Булычев и другие";
 "Палата" Алёшина, "Рассудите нас, люди" Андреева, "Глубокая разведка"
 Крона и др.
  В труппе т-ра (1965): нар. арт. РСФСР С. И. Бржес-кйй, А. Н.
 Стрижова, Г. А. Сальников, засл. арт. РСФСР А. Г. Василевский,
 Н.А.Гурская, В.К.Соболева, Д. Ф. Степурина, Б. Ф. Щукин, Л. В. Шутова,
 В. А. Ермакова, В. В. Сафонов, Ю. И.Каюров, Г. В. Келлер, засл. арт.
 Лит. ССРЯ. И. Янин, артисты Ю.М. Сагьянц, Л. С. Муратова, Т. Ф. Градова,
 Е. Ф. Колоградский и др.
  Лит.: "Новая Волга", альманах, Саратов, 1958, ј 28;
  Саратовский краевой драматический театр им. Карла Маркса, Саратов
 -М., 1936; Саратовский рабочий театр им. К. Маркса. Сезон 1928-29г.,
 [Саратов], 1928; Очерки истории русского советского драматического
 театра, под ред. Н. Г. Зографа [и др.], т. 2, М., 1960. М. Т.
  САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
  (Саратовский государственный театр оперы и балета и м.Н. Г.
 Чернышевского).С 1875 в Саратове выступали оперные труппы. Работали
 дирижёры И. О. Палицын (1890-1901), В. И. Сук (1901-03), А. М. Пазовский
 (1906-07). В 1917 организован профессиональный коллектив "Советская
 опера" под рук. М. Е. Медведева и Г. Я. Белоцерковского. В 1928 в
 помещении Саратовского гор. т-ра создан постоянный оперный т-р.
  В т-ре впервые пост. оперы сов. композиторов- "Чапаев" Мокроусова
 (1941); "В огне" Кабалевского (1942), "От всего сердца" Жуковского
 (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Крылатый холоп" Васильева (1956), "Три
 толстяка" Рубина (1957), "Неуловимая" Э. Каппа (1961), "Первые радости"
 Чернова (1965); впервые в СССР балет "Платочек" Кенеши (1956), опера
 "Святоплук" Сухоня (1962). Среди др. спектаклей: оперы - "Пиковая дама"
 (1932, 1942, 1951), "Евгений Онегин" (1933, 1944, 1963), "Орлеанская
 дева" (1942) Чайковского, "Борис Годунов" (1933, 1946, 1950, 1962),
 "Князь Игорь" (1936, 1948, 1952); "Дубровский" Направника (1942, 1959),
 "Царская невеста" (1943, 1951), "Снегурочка" (1944, 1952, 1960),
 "Золотой петушок" (1945;
  Гос. пр. СССР, 1946), "Руслан и Людмила" (1944), "Се-вильский
 цирюльник" (1933, 1952, 1963), "Гугеноты" 1933, 1950); "Бал-маскарад"
 Верди (1941, 1959), "Манон"
  Массне (1960), "Волшебная флейта" (1964); "В бурю" Хренникова (1939),
 "Даиси" 3. Палиашвили (1937, 1965), "Поднятая целина" (1937), "Тихий
 Дон" (1936, 1941); балеты - "Спящая красавица" (1940, 1943, 1962),
 "Лебединое озеро" (1948, 1955, 1962), "Щелкунчик" (1960); "Лау-ренсия"
 (1950), "Медный всадник" (1952); "Девушка и смерть" Ковалёва (1961);
 оперетты- "Акулина" Ковнера (1950), "Беспокойное счастье" Милютина
 (1952), "Вольный ветер" Дунаевского (1953).
  В т-ре в разное время работали: артисты-Г.Ф. Большаков, В. И.
 Вронский, В. А. Дубровина, А. II. Иванов, О. П. Калинина, В. А.
 Преображенский, Г. В. Се-ребровский, Р. А. Славянинов, А. К. Турчина, В.
 А. Урусова, В. В. Фаэрбах, Е. В. Шумская; дирижёры - А. В.
 Павлов-Арбенин, В. А. Шефер, А. О. Сатановский, В. Г. Широков, Н. А.
 Шкаровский, А. М. Гофман; режиссёры - И. А. Варфоломеев, Я. А. Гречнев,
 Б. А. Мордвинов, М. П. Ожигова; балетмейстеры - С. Н. Кеворков, В. А.
 Кононович, Ю. Н. Рейнке; художник - И. В. Севастьянов. В труппе т-ра
 (1964): артисты оперы - нар. арт. РСФСР Г. Е. Станиславова, нар. арт.
 БССР И. П. Сайков, засл. арт. РСФСР Б. Н. Цекиновский, В. М. Дубовик, А.
 А. Шевелёва и др.; артисты балета - Л. И. Борель, Ю. П. Горбачёв и др.
 Гл. дирижёр - засл. арт. Арм. ССР Ю. Г. Давтян, реж.- В. В. Багратуни,
 гл. ба-летм.-нар. арт. БССР С. В. Дречин, гл. хорм.- засл. арт. РСФСР А.
 А. Добромирова, гл. худ.- засл. деят. иск-в РСФСР Е. М. Шуйский.
  Лит.: Г е и л и г М., Радости и огорчения Саратовского оперного,
 "Сов. музыка", 1965, ј 5, с. 47. С т М
  САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ имени Ленинского комсомола.4 окт.
 1918 в Саратове открылся "Бесплатный для детей пролетариата и крестьян
 Советский драматический школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской
 революции В. И. Ленина". Первый спектакль - "Синяя птица" Метерлинка. В
 репертуаре т-ра в 1918-19 были: "Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу,
 "Рабочая слободка" Карпова, "Скупой", "Ревизор", "Мещане". Гл. реж. т-ра
 - Н. М. Немиров. С 1919 этот т-р обслуживал Красную Армию и был
 переименован в Красноармейский театр им. В. И. Ленина.
  Саратовский ТЮЗ открылся 4 мая 1930 по инициативе студийцев
 "Деревенского т-ра". Худ. рук. т-ра - Л. Ф. Браусевич. Весной 1934 ТЮЗ
 был распущен, но осенью вновь организован; худ. рук. театра в 1936-41
 был А. И. Соломарский. Лучшие пост. конца 30-нач. 40-х гг.:
 "Конёк-Горбунок" Ершова, "Золотой ключик" по А. Толстому, "Детство
 маршала" Всеволожского, "Проделки Скапена" Мольера. В 1938 т-ру
 присвоено имя Ленинского комсомола.
  В 1941-42 т-р не работал. В 1943 открывается вновь и в его труппу
 входят артисты Калининского, Днепропетровского и Саратовского ТЮЗов.
 Худ. рук. т-ра с 1943 Ю. П. Киселёв. Большинство спектаклей т-ра поев.
 современности; утверждается тема активной гражданственности,
 ответственности человека.
  Лучшие спектакли т-ра: "Осада Лейдена" Штока (1944), "Недоросль"
 (1945); "Сказка о царе Салтане" по Пушкину (1945),"Двенадцать месяцев"
 Маршака (1946),"Молодая гвардия" (1947, 1963); "Тимур и его команда" по
 А. Гайдару (1947), "Аленький цветочек" Карнауховой и Браусевич,
 "Ревизор" (оба в 1948); "Радищев" Шаповаленко (1949), "Семья" Попова
 (1950, 1960), "Алеша Пешков" Груздева и О. Форш (1951; Гос. пр. СССР,
 1952), "Красный галстук" Михалкова, "Ромео и Джульетта" Шекспира (оба в
 1952), "Новые люди" по роману Чернышевского "Что делать?" (19 53), "Дом
 ј 5" Штока (1954), "Приключения Чиполлино" Д. Родари (1954, 1962), "Три
 сестры" (1954, 1959); "В добрый час!" Розова, "Настоящий человек" Т. И.
 Лондона (оба в 1955), "Юность отцов" Горбатова, "Судьба барабанщика" по
 А. Гайдару (оба в 1957), "Униженные и оскорблённые" по о. п.
 Достоевского (1959), "Гамлет" (1961); "В дороге" Розова (1962),
 "Фабричная девчонка" Володина (1963), "Вечно живые" Розова (1964).
  В труппе т-ра (1965): засл. арт. РСФСР В. П. Ермолаев, П. Д. Ткачёв;
 актёры И. А. Афанасьева, И. А. Вязова, Л. К. Колесникова, В. А. Краснов,
 В. Г. Кульченко, Д. М. Курляндская, С. В. Лаврентьева, А. М. Митясов, В.
 С. Немцова, В. В. Никитин, Ю.П. Ошеров, Т. Г. Попова, 3. Г. Спирина, В.
 А. Строганова, Г. М. Хлебникова, А. А. Черняев, М. А. Черняева и др. Гл.
 реж. т-ра - нар. арт. РСФСР Ю. П. Киселёв, реж. - засл. деят. иск-в
 РСФСР В. И. Давыдов, гл. художник-засл. деят. иск-в РСФСР Н. А.
 Архангельский. В зрит. зале т-ра 645 мест. М. Лифш. САРАФОВ, Крыстю
 (6.IV.1876-27.VIII.1952) -болг. актёр. Нар. арт. НРБ (1946). Член Болг.
 ком-мунистич. партии с 1944. В 1895-96 учился в Петербурге на частных
 драм.курсах. В 1899 окончил Петерб. театр. уч-ще (класс П. Д. Ленского).
 Дебютировал в 1891 в роли Спиро Македонского ("Стефан Караджа" Станчева)
 в т-ре "Василь Лев-ский" (София), где работал до 1895 (с перерывами). В
 1899-1905 - в т-ре "Слеза и смех" (София) (дебютировал в роли
 Хлестакова). В 1904 совм. с А. Будевской, А. Кир-чевым, X. Ганчевым, П.
 Стой-чевым и др. основал "Свободный т-р. С 1906 (с нек-ры-ми перерывами)
 до конца жизни - актёр Нар. т-ра в Софии (в 1915-17 - помощник гл. реж.,
 в 1917-18 исполнял обязанности Гл. реж.). В 1919 основал в Софии т-р
 "Ренессанс") и был его директором-режиссёром, в дальнейшем - директор
 Бургасского общинного т-ра, в 1923-25 - режиссёр Русенского и
 Варненского и актёр Пловдивского т-ров. С. гастролировал почти во всех
 провинциальных болг. т-рах, способствуя их творч. росту.
  С. настойчиво утверждал в актёрском и режиссёрском иск-ве демократич.
 реалистич. традиции болг. т-ра. В своих сценич. образах и пост.
 стремился раскрыть идейное содержание пьесы прежде всего через актёрский
 образ. С. был выдающимся мастером сценич. слова, виртуозно владел
 красивым и гибким голосом. Строгость в отборе средств сценич.
 выразительности, вдохновенный темперамент, богатство творч. фантазии
 способствовали созданию цельных и значительных образов. С. были близки
 роли, требующие тонкой психологич. разработки характера персонажа, он
 обладал чувством художеств. меры, сценич. интуицией. После установления
 в Болгарии нар. власти С. создал образы: Леон ("Борьба продолжается"
 Кюлявкова), Егор Булычев; Печенегов ("Враги"), Окаёмов ("Машенька").
 Выезжал на гастроли в Австрию, Югославию, Германию и др. страны. С. вёл
 педагогич. работу. В 1951 имя С. присвоено Высш. ин-ту театр. иск-ва в
 Софии. Димитровская пр. (1950).
  Роли: Петр ("Иванко" Друмева), Ивайло (о. п. Вазова), Змей Горнянин,
 Ганчо Куката ("Свадьба Змея", "Первые" Тодорова), Големанов (о. п.
 Костова), Златин ("Боряна" Йов-кова), Фамусов, Городничий; Андрей
 Белугин ("Женитьба Белугина"), Никита ("Власть тьмы"), Трофимов,
 Бойницкий, Тригорин ("Вишнёвый сад", "Дядя Ваня", "Чайка"), Мышкин,
 Порфирий Петрович ("Идиот", "Преступление и наказание" по Достоевскому),
 царь Фёдор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Тартюф; Ромео, Фальстаф
 ("Ромео и Джульетта", "Генрих IV" Шекспира) и др.
  Пост.: "Пленник Трикери" Мутафова (1916), "Далила" Мусакова (1921),
 "Тёмные души" Немирова (1932), "Бой бабочек" (1914) и "Родина" (1915)
 Зудермана, "Сказка про волка" ("Волк") Мольнара (1920) - все в Нар. т-ре
 (София); "Гер-гана" Атанасова (1917, Нар. опера) и др.
  Лит.: Тихолов П., Кръстю Сарафов. Живот, сценична дейност, куриози.
 С., 1946; Пенев П., К а р а к о-с т о в С., Кръстю Сарафов. Живот и
 творчество. С., 1953;
  Кръстю Сарафов. Сборник по случай тридесят годишната му сценична
 дейност. С., 1921; Гюзелева Д., Страници от живота на един артист. По
 спомени на Донка Иванова Гюзелева за народния артист Кръстю Сарафов, С.,
 1961;
  Г р у д е в С., Кръстю Сарафов, в кн.: Бележити Българи, С., 1960, с.
 73-104; Василев П., Срещи с големия актьор, "Театър", 1961, ј 5, с.
 53-55. А. Ив.
  САРДУ (Sardou), Викторьен (5.IX.1831-8.XL 1908) - франц. драматург.
 Чл. Франц. академии (1878). В 1851 начал драматургич. деятельность. С
 60-х гг. 19 в. драм. произв. С. получили большую популярность у бурж.
 зрителя. С.- автор лёгких, весёлых комедий, близких водевилю,- "Мушиные
 лапки" (1860, т-р "Жимназ"), "Друзья-приятели" (1861, т-р "Водевиль"),
 сентиментально-нравоучит. комедий - "Мосье Гара" (1860, Т-р Дежазе),
 "Яблоки соседа" (1864, т-р "Пале-Рояль") и др. Среди много-числ.
 историч. пьес наиболее известна драма "Родина" (1869, т-р
 "Порт-Сен-Мартен") - мелодраматически разработанная семейная драма на
 фоне нидерландской революции 16 в. Одно из самых популярных произв.
 С.-историч. комедия "Мадам Сан-Жен" (1893, т-р "Водевиль")- о бойкой
 парижской прачке, становящейся герцогиней при дворе Наполеона I
 (действие пьесы относится ко времени революц. событий 1792 и
 наполеоновских войн).
  Большинство пьес С., основанных на мелких конфликтах, направлено на
 утверждение бурж. строя. С. ориентировался на успех у мещанского
 зрителя. Блестящий знаток законов сцены, С. умело строил напряжённо
 развивающуюся, увлекательную интригу, создавал эффектные, выигрышные
 роли для актёров и особенно для актрис. Однако столкновение характеров,
 человеч. чувств и стремлений С. подменял мело-драматич. ситуациями. В
 поисках занимательного материала С. обращался к изображению жизни разл.
 стран -'России ("Федора", 1882, т-р "Водевиль"), Византии ("Теодора",
 1884, "Порт-Сен-Мартен"), Испании ("Колдунья", 1903, Т-р Сары Бернар),
 но образы и темы его пьес были поверхностны, далеки от

<< Пред.           стр. 676 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу