<< Пред. стр. 677 (из 913) След. >>
исторически-конкретного воссоздания изображаемой эпохи. Реакц. политич.позиции С. отразились в антиякобинской пьесе - "Термидор" (1891, "Комеди
Франсез") и в клеветнич. пьесе "Робеспьер" (1899, т-р "Лицеум", Лондон).
Драматургия С., не обладающая лит. достоинствами и не ставшая значит,
явлением лит. жизни Франции,- одно из ярких проявлений идейного кризиса
во франц. драматургии и т-ре 2-й пол. 19 в. В России пьесы С. вызвали
резкую критику М. Е. Салтыкова-Щедрина в статье "Драматурги - паразиты
во Франции" (Полн. собр. соч., т. 5, 1937, с. 219).
На основе пьес С. написаны оперы "Родина" Пала-диля (1886), "Федора"
(1898) и "Мадам Сан-Жен" (1915) Джордано, "Тоска" Пуччини (1900) и др.
С о ч.: Theatre complet, v. 1-9, Р., 1934-38; в рус. пер."Отечество",
М., 1872; Madame Sans-Gene, M., 1894; "Колдунья", СПБ, 1908, "Флория
Тоска", СПБ, 1900. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3. Под
общей ред. С. С. Мокульского [и др.], М., 1963; L а с о u r L., Trois
theatres: E. Augier, A. Dumas fils, V. Sardou, P., 188U; R e b e 1 1 H.,
Victorien Sardou, P., 1903.
САРИОТТИ (наст. фам.- С и р о т к и н), Михаил Иванович
[1839-30.1(11.11). 1878] -рус. артист оперы (высокий бас). Род. в
Петербурге. Пению обучался у артиста петерб. имп. оперы П. И. Гумбина, в
дальнейшем совершенствовался в Милане у проф. П. Репетто. В 1862 с
успехом выступал в Кремоне и Милане. В 1863 дебютировал на сцене
Мариинского т-ра в партии Бертрама ("Роберт-Дьявол" Мейербера). Обладал
могучим голосом бархатного тембра, большим сценич. темпераментом. Ц. А.
Кюи называл его "диким, неукротимым, бешеным и чрезвычайно эффектным" в
партии Олоферна ("Юдифь" Серова). С. был также первым исполнителем
басовых партий:
Верховный жрец, Ерёмка ("Рогнеда", "Вражья сила" Серова), Робин
("Вильям Ратклиф" Кюи). Др. партии:
Алказим ("Наида" Флотова), Кудряш ("Гроза" Каш-перова).
Лит.: Кюи Ц., Из моих оперных воспоминаний, "ЕИТ". Сезон 1899-1900
гг., СПБ, 1900, прил. 2, с. 11. Л. Ив.
САРКСЯН, Ара Мигранович (p.7.IV.1902) - арм. сов. скульптор,
живописец и театральный художник. Нар. художник СССР (1963). Чл.
Коммунистич. партии с 1939. Окончил Венскую школу мастеров, с 1927
работает как театр. художник. Оформлял спектакли "Высокочтимые
попрошайки" Пароняна (совм. с М. Арутчяном, 1934) - Ленинаканский т-р,
"Геворк Марзпетуни" по Мурацану (1941), "Гамлет" (1942), "Дядя Багдасар"
Пароняна (1954) - Т-р им. Г. Сун-дукяна. Работы С. отличаются лаконизмом
выразительных средств, цельностью композиции, яркой театральностью. С.
принадлежит также серия скульптурных портретов деятелей т-ра и
драматургии (А. Пароняна, В. Вагаршяна, В. Аджемяна, Ширванзаде,
Жасмен).
Лит.: Тиханова В., Ара Сарксян, М., 1962. Л. Х ал.
САРОЯН (Saroyan), Уильям (р. 31.VIII.1908) - амер. писатель и
драматург. По происхождению армянин. Начал писать пьесы в 1939, будучи
уже известным писателем. Среди наиболее популярных пьес:
"В горах мое сердце" (1939, т-р "Груп", Нью-Йорк), "Дни нашей жизни"
(1939, т-р "Гилд", Нью-Йорк; пр. Пулицера, 1940). В спектакле "Дни нашей
жизни" С. впервые выступил как режиссёр, позднее сам ставил свои пьесы:
"Старая песня любви" (1940, т-р "Гилд"), "Прекрасные люди" (1941, т-р
"Лицеум", Нью-Йорк), "Говорю вам" и "Эй, кто-нибудь!" (1942, т-р
"Беласко", Нью-Йорк), "Проходи, старик!" (1943, т-р "Корт", Нью-Йорк).
Большинство пьес С. успеха не имели, они не ставились в т-рах Бродвея,
но С. продолжал писать пьесы, к-рые предназначал для любительских
спектаклей (напр., "Джим Дэнди, толстяк из голодной страны", 1942).
Драматич. произведения успешно ставились в "малых" и ун-тских т-рах:
"Скромное рождение, счастливые похороны" (1943, "Пасадена плейхаус"),
"Дом Сэма Эго" (1949, "Сёркл плейере", Лос-Анжелос). В 1957 после
долгого перерыва на Бродвее была пост. пьеса "Пещерные жители" (т-р
"Бижу"), в 1960 - "Сэм, лучший прыгун из них всех" (т-р "Ройял",
Лондон). Драматургия С. необычна как по форме, так и по содержанию. В
ней нет привычных коллизий, героев. Как писал сам С., он старается в
своих пьесах "раскрыть великую и бесконечную драму в самых обыденных
событиях, людях, обстановке". Герои С.- бедные, отверженные люди, но
даже на дне жизни они остаются прекрасными, добрыми. С. прославляет
простого человека, показывает несправедливость жизни, но не пытается
вскрыть корни этой несправедливости. Глубокая вера в людей, лиризм и
поэзия, теплота характерны для его творчества.
В СССР была пост. пьеса "В горах мое сердцем (1961, Т-р им.
Сундукяна, Ереван; 1962, Т-р им. Маяковского, Москва).
Соч.: "В горах мое сердце", "Эй, кто-нибудь!", в кн.: Американские
театральные миниатюры, Л.-М., 1961.
Лит.: Cassner J., The theatre in our times, N. Y.. 1957. /f. Г.
САРРАЗАНИ (Sarrasani), Ганс (р. 1871) - нем. цир-' ковой
предприниматель и артист. Был конюхом, униформистом,
клоуном-дрессировщиком, приобрёл известность как директор крупнейшего
нем. разъездного цирка. В своих цирках шапито С. противопоставил амер.
трехманежной системе Барнум-Бейли-Ринглинг т. н. "гигантское
кольцо"-укрупнённый, семнадцатиметровый в диаметре манеж. С. заменил
индивидуальные цирковые номера с 2-3 участниками групповыми,
объединяющими 15-20 чел. и больше, придав им пышное этнографич.
оформление. Сам С. выступал с группой животных (18 гигантских слонов,
львы, тигры и т. д.).
Лит.: Кузнецов E., Цирк, М.-Л., 1931. M. 3.
CAPCE (Sarcey), Франсиск (наст. имя и фам.- Франсуа Саре еде Сутьер)
(1827-16.V.1899)- франц. писатель, театр. критик. Лит. деятельность
начал в 1858. С 1867 до конца жизни С. печатал еженедельные обзоры
театр. жизни Парижа в газете "Тан" ("Время"). Апологет франц. бурж.
драматургии и т-ра эпохи Второй империи и Третьей Республики, С.
пропагандировал пьесы Э. Скриба, В.Сарду, А. Дюма-сына и др.
драматургов, идеализированно изображавших "великосветскую" и бурж.
среду, показывавших лишь "безоблачные" стороны бурж. действительности.
Крайне враждебно выступал он против передовых франц. писателей и
драматургов - Э. Золя, Г. Мопассана, А. Бека, против пост. пьес Г.
Ибсена, Г. Гауптмана, Л. Толстого. С. требовал следования определённым
правилам и приёмам (обязат. наказание порока, введение традиц. драм. и
комич. эффектных положений и др.), отвечавшим мировоззрению и вкусам
буржуазно-обывательской части зрителей.
Соч.: Quarante ans de theatre, v. 1-8, P., 1901-1902;
Le siege de Paris, P.- Brux., 1871; Comediens et comediennes, P.,
1883; Souvenirs de jeunesse. 1839-1857, P., 1884;
Souvenirs d'age mur. P., 1892.
Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст.,
Л.-М., 1939; S t raus -HorkheimerL., Francisque Sarcey als
Theaterkritiker, Frankf./M., 1937. А. Мое.
САРСУЭЛА (исп. zarzuela) - жанр йен. музыкаль-но-драм. т-ра. Возник в
17 в. Назв. произошло от наименования королевского охотничьего
загородного дворца в Прадо (близ Мадрида), где устраивались придворные
театр. представления, т. н. праздники С. По своему характеру близок
франц. комической опере и нем. зингшпилю. С. представляла собой лирич.
пьесу (вначале 2-актную), в к-рой разговорный диалог чередовался пением
и танцами. Одним из первых авторов С. был П. Кальдерон ("Лавры
Аполлона", 1657, и др.), музыку на его тексты писал комп. X. Идальго. Во
2-й пол. 18 в. большой вклад в развитие С. внёс драматург Р. Ф. де ла К
рус ("Жница из Вальекас", 1768, "Лиценциат Фарфулья", 1768, и др.),
демократизировавший этот жанр, сблизивший его с нар. т-ром. Но к концу
18 в. С. перестала пользоваться популярностью и возродилась вновь лишь в
сер. 19 в. в творчестве комп. Ф. Асенхо Барбьери - т. н. "большая С."
("Бриллианты короны", 1854; "Хлеб и быки", 1864, и др.). В 19 - нач. 20
вв. в жанре С. работали мн. видные исп. композиторы: Э. Барбьери, X.
Гастамбиде, Э. Арриета, М. Фернандес Кавальеро, Р. Чапи, Т. Бре-тон, Ф.
Чуэка, X. Хименес, X. М. Усандисага, X. Гу-рнди и др.
Пост. С. "Большая дорога" Чуэки (1887) положила начало утверждению
этого жанра в репертуаре ар-гент. т-ров. Ставились С. "Вечеринка у Па
ломы" Бретона (в гл. ролях - Л. Мильянес и Э. Хиль), "Кокетка" Чапи,
"Железное кольцо" Маркеса, "Вода, сахар и водка" Чуэки, "Дуэт африканки"
и "Племянники капитана Гранта" Фернандеса Кабальеро. С. этих
композиторов, а также А. Вивеса и М. Торробы широко ставится в т-рах
Аргентины.
Лит.: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года,
М., 1940, с. 281-84; Chase G., The music of Spain, N. Y., [1941 ]. M.
Лиц., Ал. Р.
САРТИ (Sarti), Джузеппе (крещён 1.XII.1729, Фаэнца,- 28.VII.1802,
Берлин) - итал. композитор, дирижёр и педагог. Учился у Дж. Б. Мартини в
Болонье. Успешно дебютировал оперой "Помпеи в Армении" (1752, Фаэнца). В
1753-65 и 1768-75 был придворным капельмейстером в Копенгагене, где
написал 20 итал. и 4 дат. оперы (в т. ч. "Девкалион и Пирра", 1772). С
1775 - директор женской консерватории в Венеции, с 1779 - капельмейстер
собора в Милане. Среди опер этого времени: "Деревенские сцены ревности"
на либр. К. Гольдони (1776, т-р "Сан-Самуэле", Венеция), "Медонт, царь
Эпира" (1777, т-р "Пергола", Флоренция), "Неожиданные помехи" (1778, т-р
"Сан-Самуэле"), "Утешенные любовники" (1779, т-р "Реджо", Турин; позднее
переработ. в России), "Юлий Сабин" (1781, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция;
лучшая его опера-сериа) и "Двое ссорятся - третий радуется" (на либр.
Гольдони, 1782, т-р "Ла Скала", наиболее популярная опера-буффа С.),
позднее назв. "Свадьба Дорины" (мотив из неё цитирует Моцарт в
застольной музыке "Дон Жуана"). В 1784 С. был приглашён в Россию на
должность придворного капельмейстера. В Петербурге он пост. свои новые
итал. оперы: "Мнимые наследники" (1785, Каменный т-р), "Армида и
Ринальдо" (1786, на открытии Эрмитажного т-ра), "Кастор и Поллукс"
(1786, там же), "Андромеда" (1798, там же); в Гатчине - "Эней в
Ла-циуме" (1799). Для пьесы Екатерины II "Начальное управление Олега"
(1790) С. написал хоры к 5-му акту и стилизованную в антич. духе музыку
к вставным сценам из "Алкесты" Еврипида. В позднем творчестве С. ярко
выразились черты велгтчавой монументальности и патетич. динамики,
характерные для пышного стиля екатерининского классицизма. С. был избран
почётным членом Петерб. АН. У С. учились в Италии- Л. Керубини, в России
- Д. Н. Кашин, С. И. Давыдов, С .А. Дегтярёв и др.
Лит.: Финдейзен Н., Дж. Сарти, в кн.: Муз. старина. Сб. статей, вып.
1, СПБ, 1903; Иванов-Борец-к и и М. В., Д. Сарти в России, в кн.: Муз.
наследство. Сб. мат-лов, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, вып. 1, М.,
1935;
Pasolini-Zenelli G., G. Sarti, Faenza, 1883; R 1-v o I t a C., G.
Sarti, musicista faentino del secolo XVIII, Faenza, 1928; M o ose г
R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle,
v. 2-3, Geneve, 1951. Б. Ш.
САРТР (Sartre), Жан Поль (р. 21.VI.1905) -франц. философ, писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1936-37. В годы 2-й мировой войны
примыкал к Движению Сопротивления. В драматургии С. находят выражение
принципы идеалистич. философии экзистенциализма, одним из наиболее
видных теоретиков к-ройон является. В совр. политич. борьбе С. занимает
прогрессивные позиции, выступает против колониализма, расизма, участвует
в движении сторонников мира (С.- член бюро Всемирного Совета Мира).
Первая пьеса С. "Мухи" (1943, парижский Городской т-р, реж. Ш.
Дюллен) представляет собой совр. вариант "Орестеи" Эсхила. С.
использовал античный миф, чтобы языком иносказаний призвать
соотечественников к активной борьбе против гитлеровской оккупации, но
надежды автора возлагаются не на народ, показанный покорной и
беспомощной толпой, а на подвиг одинокого героя. В этой пьесе выражена
центр. для драматургии С. "проблема выбора", в к-рой сконцентрированы
идеи С. о необходимости создания новой атеистич. морали, включающей в
себя как один из осн. принципов - право на сопротивление злу насилием
(даже в форме ' индивидуального террора). В трагич. фарсе "При закрытых
дверях" (1944, т-р "Вьё коломбье") проявилось глубокое разочарование С.
в людях; пьеса проникнута отчаянием, она утверждает, что все люди от
рождения несут в себе "бациллу" зла, причём каждый человек - палач
другого. Однако объективный смысл этой пьесы-в изображении людей,
морально изуродованных бурж. обществом. В трагедии "Мёртвые без
погребения" ("Победители", Т-р Антуана, 1946) С. обратился к теме
Сопротивления, правдиво и вдохновенно показал подвиг
французов-патриотов, воодушевляемых антифашистскими идеями. Пьеса
вызвала протест бурж. критиков. Ещё более резкое осуждение вызвала пьеса
"Добродетельная шлюха" (Т-р Антуана, 1946), где сатирически осмеян т. н.
"американский образ жизни", дана гневная оценка идеологии расизма. В
послевоенные годы С. пережил идейный кризис, стремясь найти некий
"третий" путь "между" социализмом и капитализмом. Этот кризис отразился
в пьесе "Грязные руки" (1948, Т-р Антуана), в к-рой анализ проблемы
допустимости, границ и необходимости политич. компромисса направлен
против любой партийной "кастовости", что дало повод антикоммунистич.
пропаганде демагогически использовать эту пьесу для пост. клеветнич.
антисоветского фильма. С. сам выступил против антисов. пропаганды и зло
высмеял её клеветнич. усердие в пьесе "Некрасов" (1952). В драме "Дьявол
и бог" (1951, Т-р Антуана) на материале историч. сюжета С. подверг
критике реакционность совр. католицизма, рассмотрел проблемы религии и
свободы, добра и зла, противопоставил вождю, пренебрегающему страданиями
народа, принцип народовластия. В пьесе "Узники Альтоны" (1959, т-р
"Ренессанс") С. показал, что фашизм является неизбежным следствием
капиталистич. экономики. Но и в этой пьесе С. остаётся верен философии
экзистенциализма, утверждая мысль об одиночестве человека, особенно
трагическом потому, что человек не может уклониться от проблемы историч.
ответственности. Художественная форма драматургии С. определяется её
идейной направленностью. С. стремится превращать свои пьесы в некий
философский диспут, резко отграниченный и подчас искусственно отдалённый
от действительности рамками заранее заданной, сконструированной
драматургом условной ситуации.
В Сов. Союзе были пост. "Добродетельная шлюха" (под назв. "Лиззи
Мак-Кей", 1955, Т-р им. Моссовета) и "Некрасов" (под назв. "Только
правда", 1956, Моск. т-р Сатиры). С. неоднократно приезжал в Сов. Союз.
Соч.: Theatre, Р., 1947; Le Diable et le Bon Dieu, P., 1951; Nekrassov,
P., 1956; Les Sequestres d'Altona, P., 1959; в рус. пер.- "Лиззи
Мак-Кей", "Иностранная литература", 1955, ј 1; "Только правда", М.,
1956.
Лит.: J e a n s о n F., J. P. Sartre par lui - meme, P., 1958;
Бачелис Т., Интеллектуальные драмы Сартра, в сб.: Современная зарубежная
драма, М., 1962; e e ж с, Жан-Поль Сартр и его драматургия, в сб.:
Современная литература за рубежом, М., 1962; Гаевский В., Сартр и
развитие современной французской драмы, "Театр", 1959, .Ns 9;
История французской литературы, т. 4, М., 1963; Ш к у-н a e в а И.,
Современная французская литература, М , 1961. Г. Бач.
САРУ ГАКУ - япон. нар. представления. Возникли в 10-11 вв. из
представлений сангаку. К кон. 12 в, появились проф. группы С., к-рые
выступали на территории храмов во время буддийских и синтоистских
праздников. Наиболее богатые монастыри и храмы имели собственные труппы
С., именовавшиеся так же, как все ремесленные цехи, -- "дза".
Специализация актёров в этих труппах способствовала развитию отдельных
видов япон. традиционного театр. иск-ва; из комич. сценок постепенно
сформировался кёгэн, а из исполнения муз. танц. номеров к середине 13 в.
сложился особый вид муз. представления, из к-рого в дальнейшем развился
т-р Но. Л. Г.
САРЫМСАКОВ, Ширьяздан Мухамеджанович [р. 29.IV(12.V).1911 ] - тат.
сов. режиссёр. Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). В 1936 окончил ГИТИС по
классу И. Я. Судакова и А. П. Грипича и стал реж. Т-ра им. Камала (в
1942-43 и 1952-58- гл. реж.).
Пост. спектакли: "Доходное место" (1936); "Шам-сикамар" Аблиева
(1938), "Хозяйка гостиницы" (1939);
"Тукай" Файзи (1939, 1942), "Тревожные дни" (1940), "Пламя" (1943)
Гиззата, "Хаджи эфенди женится" Ш. Камала (1944), "Человек с ружьём"
(1947); "Жизнь начинается снова" Собко (1951), "Райхан" Исанбета (1952).
Пост. значит, спектакли по нац. классике - "Несчастный юноша" Г. Камала
(1954), "Без ветрил" К. Тинчурина (1958; пр. им. Тукая). Глубокое знание
истории татарского народа придало ярким и эмоциональным спектаклям С.
глубокую достоверность.
С. пост. ряд опер в Т-ре им. Мусы Джалиля: "Ирек" Жиганова (1939),
"Галиябану" Музафарова- (1940), "Неотосланные письма" Файзи (1960). Как
актёр сыграл ряд характерных ролей. Ведёт педагогич. работу в Татар,
театр. уч-ще и Казанской консерватории. X. К.
САРЫМСАКОВА, Л ю т ф и (р. 26.IV. 1896)- узб. сов. актриса. Нар. арт.
Узб. ССР (1937). Чл. Ком-мунистич. партии с 1944. Деп. Верх. Сов. Узб.
ССР (1959). Род. в бедной крестьянской семье. В первые послереволюц.
годы- участница театр. самодеятельности. В 1926 поступила в Ко-кандский
т-р, затем работала в Андижане, Фергане. В 1934 вступила в состав
узбекского музыкального т-ра в Ташкенте. С 1940 - актриса Т-ра им.
Мукими.
Творчество С. глубоко связано с нар. жизнью; она создала галерею
образов узб. женщин-матерей, борющихся за счастье детей. Таковы
Ку-мыш-холя, Айсара, Ки-мье ("Два коммуниста", 1928, "Гульсара", 1935,
"Нурхон", 1942, 1952, Яшена), Рисо-лат ("Мукими" Абдул-лы, 1953).
Яркостью красок отмечено исполнение характерных ролей-колдунья Ясуман
("Фархад и Ширин", 1937), Май-сара ("Проделки Маиса ры" Хамзы, 1940),
Джихан-холя ("Аршин мал алан", 1938). Лучшие из этих работ обретали
трагедийное звучание. С. снималась во многих кинокартинах "Узбекфильма"
("Клятва", "Крушение эмирата", "Сыновья идут дальше") и др.
Лит.: Байтерякова Д., Тема Лютфиханум Са-рымсаковой, "Театр", 1959, ј
9; Михайловская Н., Театр музыкальной драмы, "Сов. музыка", 1959, ј 6;
Узб. гос. театр муз. драмы и комедии им. Мукими, Ташкент, 1959:
Алиев М., Л. Сарымсакова, Ташкент, 1963 (на узб. яз.). Я. Ф.
САРЬЯН, Гегам Багдасарович [р. 12 (25). XI I.I 902]- арм. сов. поэт и
драматург. Автор пьес "Три песни" (1935), "Клевета" (1940), "В гуще
леса" (1941), пост. в Т-ре им. Сундукяна, "Глаз" (совм. с М. Джананом.
1931, Ленипаканский т-р), "Колокол мира" (1950). Пьесы С. поев. борьбе
арм. народа за Сов. власть и против нем .-фашистских захватчиков в годы
Отечественной войны, мирному созидательному труду в послевоенное время.
Б. А
САРЬЯН, Мартирос Сергеевич [р. 16(28). II. 1880]-* арм. живописец,
график и театр. художник. Нар. художник СССР (1960), лауреат Ленинской
пр. (1961). Герой Соцйалистич. Труда (1965). В 1904 окончил Моск.
училище живописи, ваяния и зодчества (учился у В. А. Серова и К. А.
Коровина). Оформил спектакли: "Алмаст" Спендиарова (1930, Одесский т-р
оперы и балета; 1933-Т-р им. Спендиарова; Гос. пр. СССР, 1941), "Храбрый
Назар" А. Степапяпа (1935, Т-р им. Спендиарова), "Давид бек" Тиграняна
(1956, совм. с X. Есаяном и А. Мирзояном, Т-р им. Спендиарова),
"Фи-лумена Мартурано" Э. Де Фи-липпо (1956, Т-р им. Вахтангова),
"Золотой петушок" (1932, Оперный т-р им. Станиславского, 2-й акт). С.
придал пространственное звучание цвету, внёс в театр. оформление
элементы арм. архитектуры. Написал портреты деятелен т-ра:
М. Манвеляна, А. Восканян, В. Напазяна, Р. Симонова, А. Даниелян, Г.
Улановой и др.
Лит.: Михайлов А., Мартирос Сергеевич Сарьян, М., 1958; Х а л а т я н
Л., Сарьян и театр. Ереван, 1960 (на арм. языке); Дрампян Р. Г.,
Мартирос Сарьян, Ереван, 1960 (на арм. языке). Д. Хал.