<< Пред. стр. 678 (из 913) След. >>
САРЬЯН (наст. фам.- Тер-Григорян), Тате-вое Хачатурович [р.28.IV(11.V).1903] - арм. сов. актёр и режиссёр. Нар. арт. Арм. ССР
(1954). Учился в Моск. арм. студиях (1923-25 и 1926-28), в Гос.
экспериментальной театр. мастерской В. Э. Мейерхольда (1923-28). С. был
одним из организаторов ихуд.рук.Ленинаканскогот-ра (1928-30), в
1932-37гл. реж. Бакинского арм. т-ра. Один из основателей Арм. т-ра муз.
комедии (1942, Ереван), где был гл. режиссёром (1942-54). С 1955 - актёр
Т-ра им. Сун-дукяна.
Пост. - "Человек с портфелем" Файко (1928, Ле-нинакан), "Поэма о
топоре" Погодина (1931), "Страх" (1932), "Без вины виноватые" (1939)-в
Т-ре им. Сун-дукяна, "Леблебиджи..." Чухаджяна (1942), "Кум Моргана"
Ширванзаде (1948) - в Арм. т-ре музыкальной комедии. С.- один из
крупнейших актёров Армении. Игра его исполнена ярким юмором, острой
характерностью.
Роли: Багдасар, Тапарникос ("Дядя Багдасар", "Восточный дантист" Па
роняна), Назар ("Храбрый Назар" Демир-чяна), Балабек ("У родника" и
"Опытное поле" Зарьяна), Порсухян ("Порок сердца" Арутюняна) и др.
Лит.: А в а к я н X., Тадевос Сарян, Ереван, 1964 (на арм. языке). Б.
А.
САТЕРЛЕНД, Сазерленд (Sutherland), Джоап (р. 7. XI. 1926,
Сидней),-англ. артистка оперы (лири-ко-колоратурное сопрано). Училась в
консерватории в г. Сиднее, где и дебютировала как оперная певица в опере
"Юдифь" Гуссенса (1950). Вскоре переехала в Лондон и в 1952 стала
солисткой т-ра "Ковент-Гарден", исполняя гл. обр. партии лирич. сопрано.
Мировая известность пришла к С. после исполнения ею роли Лючии ди
Ламмермур (о. п. Доницетти) в 1959. С этого времени она гастролирует в
крупнейших оперных т-рах мира (Венская гос. опера, "Гранд-Опера", "Ла
Скала", "Метрополитен-опера", Чикагская опера), выступая в осн. в операх
Беллини, Доницетти, Моцарта. С.- одна из выдающихся певиц современности.
Блестящий виртуоз, знаток стиля классич. бель канто, обладает голосом
широкого диапазона, ровным по звуку, гибким и пластичным.
Лучшие партии: Лючия; Амина, Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане"
Беллини), Виолетта; Донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта).
Лит.: Тимохин В., Джоан Сазерленд, "Муз. жизнь", 1962, ј 18. Вс. 7'.
САТЙ (Satie), Эрик (17.V. 1866- l.VII. 1925) - франц. композитор. Чл.
Коммунистич. партии Франции с её основания (1920). В 1878-87 учился в
парижской Консерватории, в 1905-08 - в парижской "Схола канторум" (у В.
д'Энди и А. Русселя). Был другом К. Дебюсси. В своём творчестве
стремился противопоставить изысканности импрессионизма музыку более
простую, экономную и грубую. С.- автор музыки балета "Парад" (1917,"Рус.
балет С. Дягилева", Париж), выражающего творч. принципы С.; балетов
"Эксцентрическая красавица" (1920), "Меркурий" (1924), "Перерыв" (1924,
Шведский балет, Париж) и др. Наиболее значит, произв. С.- симф. драма с
пением "Сократ" на текст диалогов Платона (1918). В творчестве С.,
наряду со здоровым протестом против созерцательного эстетизма и туманной
символики бурж. декадентского иск-ва, проявились черты нарочитой
экстравагантности и скепсиса. В 20-е гг. вокруг пего объединились
молодые музыканты Шестёрки", к-рые считали С. своим учителем.
Лит.: Розеншильд К., Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963;
Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", перевод
с франц., Л., 1У64; Шнеерсон Г. М., Французская музыка 20 века, М.,
1964; Templier P.-D., E. Satie, P., 1932;
Erik Satie, son temps et ses amis, "Revue musicale". P., 1952, u 214.
Ал. М.
САТИНА, Екатерина Александровна [р. 2(14). I. 1892] - рус. сов.
актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). Сценич. деят. начала в Киеве,
участвуя в любит, спектаклях. В 1910 училась в петерб. Школе сценич.
иск-ва. После окончания школы играла в Н. Новгороде, Вильно и др. С 1915
работала в труппе ТАРТО в Тбилиси (Товарищество артистов Российского
театр. об-ва) и др., в 1932-63- актриса Т-ра им. Грибоедова (Тбилиси).
Вдумчиво раскрывая психологию сценпч. персонажей, С. находила для них
особые характерные черты, придавала своим сценич. образам яркую
индивидуальность , выразительность.
Лучшие роли: Евгения ("На бойком месте"), Анна Андреевна ("Ревизор"),
Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому), Мамаева ("На всякого
мудреца довольно простоты"), Анна Каренина, Гурмыжская, Кручинина;
Мурза-вецкая ("Волки и овцы"), Звездинцева ("Плоды просвещения"),
Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"), Васса Же-лезнова; дама Нюрка
("Аристократы" Погодина), мадам Ксгт-диас ("Интервенция" Славина),
Забелина ("Кремлёвские куранты"), Балла ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо),
Аркадина ("Чайка"), Старая хозяйка ("Каменное гнездо" Вуолийокп). С 1918
занимается педагогической деятельностью. В 1934-41 преподавала в уч-ще
при Т-ре им. Грибоедова, в 1934-48 - в киношколе в Тбилиси, с 1962 ведёт
класс сценич. речи в рус. секторе в Театр. ин-те им. Руставели.
С. Г. САТИРОВСКАЯ ДРАМА - жанр др.-греч. драматургии. Возник из
обрядовых сел. празднеств в честь бога Диониса. С установлением в Афинах
(ок. 500 до н. э.) твёрдого порядка в организации театр. состязаний на
Великих Дионисиях С. д. стала обязат. частью этих состязаний и
исполнялась в качестве 4-й, заключит. пьесы тетралогии, Первым
драматургом, придавшим С. д. сценич. форму, в античности считался П
ратин из Флиунта (5 в. до н. э.). Жанр С. д. известен по одному
сохранившемуся произв.- "Киклоп" Еврипи-да - и по немногочисл.
фрагментам: из "Следопытов" Софокла, из двух С. д. Эсхила и из С. д.
др.-аттич. трагиков. Непременный участник С. д.- хор сагиров - озорных и
хвастливых лесных демонов. Часто изображалось их нападение на нимфу или
богиню ; иногда сатиры сами попадали впленкразл. чудовищам (напр., к
Киклопу), откуда их освобождал могучий или хитроумный герой (Геракл,
Тесей, Одиссеи). В обрисовке богов и героев С. д. охотно использовала
бытовые элементы, сближавшие её с сицилийской п средней аттической
комедией. Юмористич. колорит С. д. помогал разрядить напряжение,
возникавшее после показа трагедий, и возвращал зрителя в атмосферу
весеннего празднества Диониса. С сер. 4 в. С. д. уже не являлась
обязательным завершением тетралогии. Сохранились отрывки из С. д. 4 и 3
вв. до н. э. и сведения об эпизодич. пост. С. д. в антич. т-рах вплоть
до 2 в. н. э.
Тексты.- Mette H. J., Der verlorene Aischylos В., 1963: в рус.
пер.Софокл, Драмы, т. III, М., 1914;
E в p и п и д. Пьесы, М., 1960.
Лит.: А I у W., Satyrspiel, в кн.: Paulys-Wisso-w a, Realencyclopadie
der klassischen Altertumswissenschaft, zweite Reihe, Hlbbd 3, Stuttg.,
1921; Guggisberg; P., Das Satyrspiel, Z., 1947; Brommer F., Satyrspiele,
2. Aufl., B.,19 59; Ярхо В. Н., О папирусных фрагментах сатировских драм
Эсхила, "ВДИ", 1959, ј 4; е г о же, Лексика сатировских драм Эсхила. (К
вопросу о стилистической характеристике жанра), "Известия АН СССР",
серия лит-ры и языка, 1963, т. 22, вып. 6, с. 499-511. В. Я.
САТС, Алекс (р. 21.VIII.1914) - эст. сов. режиссер и актёр. Нар. арт.
Эст. ССР (1964). Учился в Тартуской театр. студии (1934-37), работал в
Таллинском эст. драм. т-ре (1937-41), в т-ре "Ванемуйне" (Тарту,
1942-44). С 1944 - режиссёр и актёр т-ра "Угала (Вильянди). Режиссёрское
и актёрское иск-во С. отличается ясностью, точностью изобразит, средств,
детальным анализом психологии героев. Большой вклад внёс С. в воспитание
молодых актёров.
Лучшие роли: доктор Мийлас ("Жизнь в цитадели" Якобсона, 1947), Мэрфи
("Русский вопрос" Симонова, 1947), Воробьёв ("Беспокойная старость"
Рахманова, 1948), Топаз (о. п. Паньоля, 1955), Уксенстьерн ("Женитьба
Мюнхгаузена" Зиверта) и др.
Пост.: "Просветитель" Сяргава (1951), "Украденное счастье" Франко
(1952), "Легенда о любви" Хикмета (1954), "Хотя и осень" (1957),
"Девушка Нормунда" (1959), "Первый бал Вики" (1960) Приеде, "Домик у
моря" С. Цвейга (1958), "Гибель "Надежды"" Хейерманса (1959), "Женитьба
Мюнхгаузена" Зиверта (1962), "Укрощение строптивой" (1964).
К. Каск.
САТТАРОВ,Фаузи Миннимуллович (р.5.XII.1923)- башк. сов. артист
балета. Засл. арт. Башк. АССР (1953). Засл. арт. РСФСР (1955). В 1934-41
учился в Ле-нингр. хореографии, уч-ще. С 1941 - солист Башк. т-ра оперы
и балета (Уфа).
Партии: Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Юмагул и Арсланбай
("Журавлиная песня" Степанова), Тиморгал ("Горная быль" Ключарёва),
Бахтияр ("Гульназира" Сабитова), Базиль ("Дон Кихот"), Фрондосо
("Лауренсия") и др.
Исполнительское иск-во С. характеризуется лирико-романтич.
направленностью, ему близки также ге-роич. партии. Выступал и как
балетмейстер ("Зюгра" Жиганова, 1947, и др.). В 1946-61 (с перерывами)
преподавал в хореографич. студии при Башк. т-ре оперы и балета.
Гастролировал в КНДР (1955), Финляндии (1956), Шотландии (1958), Франции
(1959), на Кубе (1964) и др. Cm. M.
САУЛЕВИЧЮТЕ, Элена (р. 27.IV.1927)-литов. сов. артистка оперы
(сопрано). Нар. арт. Лит. ССР(1964). В 1955 окончила Вильнюсскую
консерваторию. С 1953-солистка Литов. т-ра оперы и балета. Основная
исполнительница в литов. сов. операх: Марите, Тояна ("Марите", "Город
солнца" Рачюнаса), Даля (о. п. Два-рионаса), Эгле, Раса, Элена
("Пиленая", "Вайва", "Дочь" Кловы).
Др. партии: Ярославна, Татьяна, Лиза, Иоланта; Оксана ("Запорожец за
Дунаем"), Аида; Дездемона, Елена "0телло", "Сицилийская вечерня" Верди),
Недда ("Паяцы"). А. Руз.
САУЛЭСКАЛН, Волдемар Эрнестович (р. 12. XI. 1905) - латыш, драматург,
театр. деятель. Окончил юридич. ф-т Латв. ун-та (1938), Лит. ин-т им.
Горького (1955). В 1933-37 руководил лит. отделом Нац. т-ра (Рига), в
1939-40-директор оперного и драм. т-ра г. Лиепая, в 1947-50 - зав. лит.
частью Лиепай-ского т-ра. Первая пьеса С.- "На солнцепёке" (1926,
Кулдигский т-р). С. принадлежит св. 40 пьес и инсценировок, поставленных
в т-рах Латвии. Автор драмы "На нашей улице фронт" (Лиепайский т-р,
1955), комедии "Бабье лето" (1964) и др. Инсценировал "Сын рыбака"
Лациса (Латвийский т-р драмы, 1949), "Цеп-лис" Розита (там же, 1953),
"Семья Зитаров" Лациса (1953). А. В.
САУТИ (Southey), Роберт (12.VIII.1774-21.UI. 1843) - англ.
поэт-романтик, драматург. Учился на богословском ф-те Оксфордского
ун-та; был вынужден уйти из-за сочувствия франц. революции. В дальнейшем
перешёл на позиции реакц. романтизма. В 1813 получил звание
поэта-лауреата. Драм. произведения С. написаны в период политич.
радикализма. Навеянная идеями франц. революции стихотворная драма "Уот
Тайлер" (1793), поев. восстанию англ. крестьян 1381, была опубликована в
1817 без ведома автора, перешедшего к тому времени на
охранительно-торий-ские позиции. С. сам осудил свою пьесу. В 1794 С.
совм. с Колриджем написал трёхактную трагедию в стихах "Падение
Робеспьера" (С. принадлежат последние два акта). В этой пьесе авторы
утверждали, что термидорианский переворот не был концом революции, а
означал лишь уничтожение единоличной диктатуры Робеспьера, возвращение к
принципам Даптона и жирондистов. Ю. К.
"САФА" ("Ч и с т о т а") - азерб. культурно-просветительное общество.
Учреждено в Баку прогрес. деятелями в 1910 для развития нац. жультуры.
При об-ве была создана театр. секция, к-рую в 1914 возглавлял выдающийся
актёр Д. Зейналов. В труппу "С." входили лучшие азерб. актёры: Г.
Араблинский, Сид-ги Рухулла и др., работавшие прежде в секции об-ва
"Ниджат". Труппа ставила пьесы азерб. драматургов А. Ахвердова и Н.
Нариманова и переводную драматургию. Существовало ок. 10 лет. К. Кае.
САФАРАЛЙЕВА, Ушкият Сурхаевна [25.Х(7.Х1). 1912] -кумык, сов.
актриса. Нар. арт. Даг. АССР (1960). Чл. Коммуннстич. партии с 1946. В
1930 окончила театр. техникум в Махачкале и поступила в Кумыкский
муз.-драм. т-р. Характерная актриса, играет остро комедийные роли: Сваха
("Женитьба"), Знахарка ("Иырчи казак" Яхьева). В числе лучших ролей С.-
Галчиха ("Без вины виноватые"), жена Шамиля Патимат ("Шамиль"
Хуршилова). Е. Ж.
САФАРЛЙ, Ислам Ахмед оглы (р. 12.II.1923)-азерб. сов. поэт и
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Окончил в 1951 отд.
журналистики филологич. ф-та Азерб. гос. ун-та. Первая пьеса "Добро и
зло" (1948, Нахичеванский и Кировабадский т-ры) написана по мотивам
поэмы Низами. Актуальным вопросам современности поев. пьеса "Глазной
врач" (1955, Т-р им. M. Азизбекова) - о женщине-враче. Лженаучность,
карьеризм, подхалимство обличает пьеса "Яди-гар" (1956, там же); вопросы
морали ставит пьеса "Сердце матери" (1960. там же); герои пьесы "Легенда
о Дадагюнаше" - работники обсерватории (1964, там же). Жизнь сов. людей
показывают пьесы, написанные С. для нар. т-ров республики: "Наш маяк".
(1961), "Что мне делать" (1962) и др. К. Кае.
САФАРОВ, Назир (р. 9.1.1905) - узб. сов. писатель, драматург. Засл.
деят. иск-в Узб. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1929. Лит.
деятельность начал в 1926. В 1931 в соавторстве с Зия Саидом написал
драму "История заговорила", разоблачающую бурж. националистов (пост. в
Т-ре им. Хамзы и в др. т-рах республики). Автор пьес "Пробуждение"
(1939, Т-р им. Хамзы) о тяжёлой жизни народа дореволюц. Узбекистана,
"Заря Востока" (1951, там же) о борьбе народа за установление Сов.
власти в Узбекистане. В 1963 в Т-ре Мукими пост. муз. драма "Кому
радость, кому печаль" о совр. жизни раб. класса. Соч.: Пьесы, Ташкент,
1959. Лит.: Узбекская советская драматургия, M., 1у58.
В. Д.
САФИЛЛИН, Халяф Гатеевич (12.III.1921 - 13.IV.1965) - башк. сов.
артист балета. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1934-41 учился в Ленингр.
хореографич. уч-ще. С 1941 - солист Башкирского т-ра оперы и балета
(Уфа). Для танца С. характерен лёгкий прыжок, стремительность вращении;
он успешно исполнял героич. партии.
Партии: Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Арсланбай ("Журавлиная
песня" Степанова), Тиморгал ("Горная быль" Ключарёва), Ли Шан-фу
("Красный цветок"), Касымбай ("Гюльназира" Сабитова) и др.
Выступал и как балетмейстер, пост. "Лебединое озеро"; "Горная быль"
Ключарёва. В 1945-47 - худ. рук. Ансамбля нар. танца Башк. АССР. С 1960
-худ. рук. и педагог Башк. хореографич. студии. Гастролировал в ГДР
(1951), Польше (1953) и др. Ст. M.
САХАРОВ, Лев Николаевич [р. 5(18).II.1902] - марийский сов.
композитор. Засл. деят. иск-в Map. АССР .(1946). В 1931 окончил Моск.
консерваторию по классу хорового дирижирования Н. M. Данилина. Автор
музыки к драм. спектаклям Т-ра им. Шкетана:
"Иван Шуст" Устинова (1941), "Сестры" Германа и "Давным-давно" А.
Гладкова (1942), "Поднятая целина" по Шолохову (1963), "Антоний и
Клеопатра" Шекспира (1964) и др,; муз. комедий (совм. с Н. M. Арба-ном):
"Летняя ночь" (1943), "Новые песни" (1953), "Свет и сваха" (1958) и др.,
а также музыки к спектаклям Марийского т-ра кукол. А. Ив.
САХЙОБА - вид древнегруз. т-ра. В 12-18 вв. С. наз. придворный т-р,
представления к-рого включали декламацию, пение, танец, выступления
акробатов, жонглёров, состязания в зрелищных жанрах. В С. участвовали
разл. представители сценич. иск-ва: мемгере - драматич. актёр, махиобели
- мимич. актёр, мгосани - певец, музыкант-импровизатор, мроквели -
танцовщик и танцовщица, му-шаити - акробат, жонглёр. Они выступали как в
специально предназначенных для С. зданиях (сахли сатамашо - дом для
представлений), так и на ипподромах во время празднеств. САХНбВСКИЙ,
Василий Григорьевич [17.11(1. III).1886 - 26.II.1945) - рус. сов.
режиссёр, театровед, педагог. Нар. арт. РСФСР (1938). Доктор
искусствоведения (1939). В 1904-07 учился на философском ф-те
Фрейбургского ун-та, затем на историко-фи-лологич. ф-те Моск. ун-та,
к-рый окончил в 1910. С 1907 С. начал печатать статьи, сначала по
вопросам рус. лит-ры, затем по разл. вопросам т-ра. В 1912-14
сотрудничал в журналах "Студия", "Маски" и др., в 1912 С. начал работать
в Студии Ф. Ф. Комиссаржев-ского (с 1914 - Т-рим. В. Ф. Комиссаржевской)
в качестве лектора, затем режиссёра-педагога. В 1914 совм. с
Комис-саржевским пост. спектакль
"Димитрий Донской" Озерова, затем самостоят. пост. "Ванька ключник и
паж Жеан" Ф. Сологуба (1916), "Скверный анекдот" по Достоевскому (1916),
"Реквием" Андреева (1917), "Лулу" ("Ящик Пандоры") Ведекинда (1918) и
др. В этих спектаклях сказалось увлечение С. теорией "романтического
театра" Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1918 С. пост. на сцене Дворца
Октябрьской революции (б. Т-р Суходольского в Эрмитаже) спектакли:
"Стенька Разин" Каменского и "Карманьола" Эрвье-Чулко-ва. В
организованном им в 1919 Показательном т-ре С. стремился ставить
спектакли, созвучные идеям революции. В 1922-26 С. работал режиссёром и
художественным руководителем в Моск. драм. т-ре, в Т-ре комедии (б. Т-р
Корша) и во вновь возникшем по его инициативе в 1924 Т-ре им. В. Ф.
Комиссаржевской. В эти годы он пост.: "Великая Екатерина" Шоу, "Гроза";
"Дон Карлос"; "Алхимик" Вен Джонсона, "Мёртвые души"; "Шейлок"
("Венецианский купец", 1926, Гос. белорус. евр. т-р) и др. Эти спектакли
отличались оригинальностью режиссёрского решения, оформления, сильным
актёрским ансамблем. С. осуществил пост. "Волки и овцы" (1926, б. Т-р
Корша)- спектакль, вошедший в сценич. интерпретацию драматургии
Островского на сов. сцене. В 1926 С. был приглашён в МХАТ, на сцене
к-рого широко раскрылась характерная для его творчества огромная
эрудиция, тонкость интеллекта, стремление к глубокому психо-логич.
анализу. С. считал, что режиссёр должен подходить к раскрытию спектакля
с позиций философского и социального смысла драм. произведений. В МХАТе
С. пост.: "Унтиловск" Леонова (1928), "Дядюшкин сон" по Достоевскому
(1929, худ. рук. постановки В. И. Немирович-Данченко), "Мёртвые души"
1932, худ. рук. пост. К. С. Станиславский), "Егор Булычев и другие"
(1934, худ. рук. пост. В. И. Немирович-Данченко), "Анна Каренина" по Л.
Толстому (1937, совм. с Немировичем-Данченко), "Половчан-ские сады"
Леонова (1939), "Трудовой хлеб" Островского (1940). С 1932 С. был зам.
директора МХАТ по художеств. части, с 1937 - зав. художеств. частью, с
1943 - С. член художеств.-режиссёрской коллегии МХАТ.
С.- автор работ по теории режиссуры, методике, вёл большую педагогич.
работу. В 1926 он руководил группой молодых режиссёров и художников при
ГАХН, с 1933 возглавлял реж. ф-т ГИТИСа, руководил кафедрой режиссуры, с
1943 - худ. рук. вновь организованной при МХАТе Школы-студии им.
Не-мировича-Данченко. С.- автор книг по различным вопросам т-ра, автор
воспоминаний о Станиславском.
С о ч.: в кн.: О Станиславском. Сб. воспоминаний, М., 1948; И. М.
Москвин, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1946г., М., 1948; В. В. Лужский, там же;
Художественный театр и романтизм на сцене, М., 1917; Работа режиссера,
М.- Л., 1937; Режиссура и методика ' ее преподавания, М.- Л., 1939;
Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; Театр А. Н. Островского, М., 1919;
Крепостной усадебный театр. Л., 1924;
Игра и спектакль, в кн.: В спорах о театре, М.. 1913; Достоевский и
театр. "Культура театра", 1922, .ј 1-2; Работа над спектаклем "Егор
Булычев и другие", в кн.: J" постановке "Егор Булычев и другие" М.
Горького, М., 1934;
О спектакле "Мёртвые души", в кн.: К спектаклю. Н. В. 1 о-голь.
"Мертвые души", М., 1937; Работа над спектаклем "Анна Каренина", в кн.:
Л. Н. Толстой. Анна Каренина. Сцены из романа, М., 1938; О путях
воспитания режиссерской смены, в кн.: Записки Гос. ин-та театральн.
иск-ва, М.- Л., 1940; А. Н. Островский на сцене МХАТ, в кн.:
Ежегодник МХАТ. 1943 г., М., 1945; Режиссерские комментарии к пьесам
А. Н. Островского: "На всякого мудрец! довольно простоты", М., 1931;
"Бедность не порок", М., 1935; "Свои люди - сочтемся" и "Бешеные
деньги", М.. 19:7. Лит.: Горчаков Н. М., В. Г. Сахновский, в кн.:
Сахновский В., Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; его же, В. Г.