<< Пред.           стр. 681 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 распространение т. н. электрич. многопрограммные регуляторы; с их
 помощью достигается необычайная гибкость управления освещением сцены.
 Осн. принцип такой системы заключается в том, что регулирующая установка
 допускает предварительный набор световых комбинаций для целого ряда
 картин или моментов спектакля с их последующим воспроизведением на сцене
 в любой последовательности и в любом темпе. Особенно важное значение это
 имеет при освещении сложных современных многокартинных спектаклей с
 большой динамикой света и быстро следующими переменами.
  Лит.: Барков В. С., Световое оформление спектакля, М., 1953; Извеков
 Н. П., Сцена, ч. 2. Свет на сцене. Л.-М., 1940. Ал. Б.
  СВЕТЛАНОВ, Евгений Фёдорович (р. 6. IX. 1928)- рус. сов. дирижёр и
 композитор. Нар. арт. РСФСР (1964). В 1951 окончил Муз.-педагогич. ин-т
 им. Гне-синых (Москва) по классу композиции проф. М. Ф. Гнесина, в 1955
 - Моск. консерваторию по классу композиции проф. Ю. А. Шапорина и классу
 дирижирования проф. А. В. Гаука. С 1955 - дирижёр, в 1963-65 - гл.
 дирижёр Большого т-ра.
  Дирижировал операми: "Царская невеста" (1956), "Чародейка" (1958);
 "Не только любовь" Щедрина (1962), "Октябрь" Мурадели (1964); балетами:
 "Тропою грома" Караева (1959), "Паганини" на муз. Рахманинова (1960),
 "Страницы жизни" Баланчивадзе, "Ночной город" на муз. Бартока (1961) и
 др. В 1964 дирижировал спектаклями труппы Большого т-ра на сцене т-ра
 "Ла Скала".
  Автор симфонии (1956) и др. соч. О. Д.
  СВЕТЛИВ, Валериан Яковлевич [наст. фам. - Ивченко) [17(29).X.1860 -
 1934] - рус. балетный критик. В 1910-16 - редактор журнала "Нива". С
 сер. 90-х гг. начал выступать как балетный критик; поддерживал
 преобразования М. М. Фокина. В 1909 был членом Комитета по организации
 "Русских сезонов за границей". В 1917 эмигрировала Париж, где продолжал
 писать о балете.
  С. - автор сценария балета Давидова "Принц-садовник" (1906, по
 Андерсену); в 1915 Фокин пост. балет "Эрос" на сюжет сказки С.
  Соч.: "Жрецы". Театральные очерки, СПБ, 1896;
  О. О. Преображенская, СПБ, 1902; Терпсихора, СПБ, 1906;
  Мысли о современном балете, "ЕИТ". 1909, вып. 6-7, с. 27;
  Современный балет, СПБ, 1911; монографии о А. П. Павловой, Т. П.
 Карсавиной, М. И. Петипа (изд. в Париже, 1922, 1930); The Diaghilev
 ballet in Paris, "Dancing Times", 1929, Dec., 1930, Jan., Feb.; In
 defence of classical art in dance, там же, 1931, Oct., Nov., Dec., 1932,
 Jan.
  Лит.: Борисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории русского
 балета, т. 1-2, Л., 1938-39; Ф окин М., Против течения. Л., 1962;
 Beaumont С. W., M. Fokin and his ballets, L., 1945. П. Л.
  СВЕТЛОВ, Михаил Аркадьевич [4(17) .V 1.1903- 28.IX.1964] - рус. сов.
 поэт и драматург. Первое стихотворение С. было опубликовано в 1917. К
 драматургии С. обратился в 30-е гг., будучи уже признанным лирич.
 поэтом. С. стремился создать новые формы поэтич. драмы в стихах, придать
 совр. спектаклю лиричность, романтич. возвышенную тональность. Первая
 пьеса С. -- "Глубокая провинция", поев. переменам в жизни сов. деревни
 (пост. реж. А. Д. Дикий в 1935, Т-р им. ВЦСПС). Уделяя сравнительно мало
 внимания интриге, внешнему действию, С. добивался создания поэтич.
 атмосферы действия. Идейным и смысловым центром пьесы он делал песню,
 призванную мажорно и сильно выразить те высокие романтич. идеалы, к-рыми
 одушевлена внешне обыденная жизнь. Такое сочетание прозы и поэзии,
 повседневного и возвышенного побуждало С. в следующих его пьесах вводить
 "ведущих", к-рые управляли действием, непосредственно связывая сцену со
 зрит. залом. Этот приём был успешно применён в "Сказке" (1939, Центр,
 детский т-р, реж. О. И. Пыжова и Б. В. Бибиков), героями К-рой были
 студенты-геологи, а также в пьесе "Двадцать лет спустя" (1941, там же,
 реж. Пыжова и Бибиков), воспевавшей романтику гражд. войны. Эти лучшие
 пьесы исполнены взволнованного героизма, поэтичности, отличающих
 драматургию С. В его пьесах широко применялась форма лирич. отступления,
 придававшая пьесе романтич. звучание. Излюбленными героями С. были
 молодые современники и комсомольцы. В драме "Бранден-бургские ворота"
 (1946, Т-р им. Моссовета) С. создал поэтич. образы молодых героев
 Отечеств, войны, снова прибегнув к характерной для его драматургии форме
 воспоминаний, лирич. отступлений в прошлое, к песням. Пьесы С. шли во
 мн. сов. т-рах, ставились в Польше, Венгрии и др. странах. В 1957 была
 пост. драматич. поэма С. "С новым счастьем!" (1957, Т-р им. Ермоловой),
 показывающая связь двух поколений - "отцов и детей". С. принадлежит
 новый сценич. вариант пьесы-сказки Гоцци "Любовь к трём апельсинам"
 (1963, Моск. ТЮЗ).
  Соч.: Глубокая провинция, "Красная новь", 1936, кн. 2;
  Сказка, М.-Л., 1940; Двадцать лет спустя, в сб.: Пьесы советских
 писателей, т. 6, М., 1955; Бранденбургские ворота в его кн.: Стихи и
 пьесы, М., 1957; Заметки о моей жизни сб.: Советские писатели.
 Автобиографии в двух томах, т. 2 М., 1959.
  Лит.: Любарева Е., Михаил Светлов, М., 1960 Светлов Ф., Поэтический
 театр М. Светлова, "Театр" 1959, Нч 9, с. 86-96. /f. P
  СВЕТЛОВЙДОВ
  (наст. фам. -Седых), Николай Афанасьевич [р. 5 (17). XII. 1889]- рус.
 сов. актёр. Народный артист СССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1943.
 Начал актёрскую деятельность в разл. провинц.антрепризах. В 1909
 поступил в частную Опер-но-драматич. студию М. Е. Медведева, со 2-го
 курса к-рой был принята труппу Т-ра Н. И. Соловцова. В последующие годы
 работал в т-рах Оренбурга, Иркутска, Пензы, Ташкента, Киева, Харькова,
 Ростована-Дону. С. играл в провинц. т-рах роли героев:
  Фердинанд, Чацкий, Незнамов, Фигаро и др. В 1933" после дебюта в роли
 Шванди, 'был принят в труппу Малого т-ра. С. играет характерные
 комедийные и драматич. роли. В комедийные образы он часто вносит
 драматич. ноты, сатиричность. Мягкий юмор, точность внешнего рисунка,
 глубина психологического раскрытия образа отличают многие работы актёра.
  Лучшие роли С.: Долгоносик, Крым ("В степях Украины", Гос. пр. СССР,
 1942; "Калиновая роща" Корнейчука), Зайцев ("Московский характер"
 Софро-нова, Гос. пр. СССР, 1949), Мурзавецкий, Лыняев ("Волки и овцы"),
 Робинзон ("Бесприданница"), Шма-га, Бобчинский; Ежевикин ("Село
 Степанчиково и его обитатели" по Достоевскому), Терещенко ("Крылья"
 Корнейчука), Гаврилкин ("Карточный домик" Сту-калова), Репетилов ("Горе
 от ума"), Фамусов; Консул ("Украли консула" Мдивани), Косых ("Иванов"
 Чехова). В. Мае.
  СВЕТЯЩИЕСЯ ДЕКОРАЦИИ -см. Люминисцент-ная театральная живопись.
  СВЕЧНИКОВ, Анатолий Григорьевич [р. 2(15).VL 1908 - 12.III.1962] -
 укр. сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1954). В 1932 окончил
 Киевский муз .-драм. ин-т им. Лысенко по классу композиции В. А.
 Золотарёва и Л. Н. Ревуцкого. В 1932-36 - композитор и зав. муз. частью
 в укр. драм. т-рах. Автор балета "Маруся Богуславка" (1951, Т-р оперы и
 балета им. Шевченко), симф. и др. соч. В 1945-56 вёл педагогич. работу в
 Киевской консерватории. Гос. пр. СССР (1950).
  СВИДСРСКИЙ (Swiderski), Ян (р. 14.1.1916) - польский актёр и
 режиссёр. В 1938, по окончании Ин-та театр. иск-ва в Варшаве,
 дебютировал в роли Филона ("Балладина" Словацкого, "Т-р Польски",
 Познань). В 1944-49 играл в Т-ре Войска Польского (Жених - "Свадьба"
 Выспянского; Латка-"Пожизненная рента" Фредро; Шопен - "Лето в Ноан"
 Ивашкевича; Орест - "Электра" Жироду; Барон - эту роль исполнил также в
 "Т-ре Польски" в Варшаве). В 1949 окончил режиссёрское отделение Гос.
 высшей театр. школы в Лодзи. В 1949-55 - актёр "Т-ра Польски" в Варшаве
 (Майор - "Дело Павла Эсте-рага" Гергеля; Астров; Шарль - "Евгения
 Гранде"-по Бальзаку); с 1955 - актёр, режиссёр, худ. рук. (с 1963 -
 директор) "Т-ра Драматычны" в Варшаве. Пост.: "Свадьба" Выспянского
 (1955), "Дневник Анны Франк" Гудрич и Хакетта (1957), "Полиция" Мро-жека
 (1958), "Женитьба" (1961). Роли: Вожак ("Оптимистическая трагедия"),
 Пётр ("Одиночество" Слом-чиньского), Креон ("Антигона" Ануя), Макбет;
 Проктор ("Салемские колдуньи" Миллера), Анучкин ("Женитьба") и др. С.
 близки сложные психологич. образы. Он успешно выступает как в
 трагедийных ролях, так и в гротескной комедии. Снимается в кино. С 1949
 занимается также педагогич. работой в Театр. школе (Варшава).
  Лит.: G a w l i k J. P., Portret aktora: Jan Swiderski, "Dialog",
 1958, .ј 9; Teatr Dramatyczny, m. st. Warszawy. Album, Warsz., 1959. Еж.
 К.
  СВИРИДОВ, Георгий (Юрий) Васильевич [р. 3(16). XII.1915]'- рус. сов.
 композитор. Нар. арт. РСФСР (1963). В 1941 окончил Ленингр.
 консерваторию по классу композиции проф. Д. Д. Шостаковича. Автор муз.
 комедий "Настоящий жених" (1939), "Раскинулось море широко" (1943,
 Новосибирск), "Огоньки" ("За Нарвской заставой", 1952, Киев), в к-рой С.
 тонко претворил интонации и ритмы рус. революц. песни. С. принадлежат
 вок.-симф. соч. (в т. ч. "Патетическая оратория" на стихи Маяковского,
 1959, Ленинская пр., 1960), симфонические, камерно-инструментальные,
 романсы, а также музыка к драм. спектаклям: "Русские люди" (1942,
 Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, Новосибирск), "Отелло" (1944, там же) и
 др. и кинофильмам. Гос. пр. СССР (1946).
  Лит.: С о хор А., Г. В. Свиридов, Л., 1964. О. Д.
  СВОБОДА (Svoboda), Йозеф (р. 10.V.1920) - чехословацкий театр.
 художник. Член КПЧ с 1946. В 1941- 1943 учился в Архитектурной школе в
 Праге, по окончании к-рой оформлял спектакли в т-ре "На Поржичи"
 (Прага). После освобождения Чехословакии от оккупации (1945) был одним
 из основателей экспериментального Т-ра им. 5 мая, к-рый продолжал
 традиции режиссёров Э. Ф. Буриана, И. Гонзля, И. Фрейки, художника В.
 Гофмана и др. В ранний период художник иногда обращался к прямолинейным
 аллегориям (балет на муз. Шопена, 1947). С 1948 С. стал гл. художником
 Нац.т-ра в Праге. В этот период его творч. поиски были обращены на
 глубокое и совр. раскрытие идейного содержания драм. произведения.
 Большое внимание С. уделяет использованию света (С. называют "поэтом
 пространства и света"). Художник часто находит,декоративное решение
 через фактуру материала. В поисках решения пространства часто обращается
 к использованию элементов кино, проекций разных систем. В оформлении
 пьесы И. Тополя "Их день" (1959) С. впервые применил полиэкран. С.
 является одним из деятелей т-ра "Латерна магика".
  Среди лучших спектаклей С. в Нац. т-ре:
  "Русалка" Дворжака (1954, также - Ленинград, Венеция, 1958), "Гамлет"
 (1959); "Дра-гомира" Тыла (1960), "Чайка" (1960); "Поворот ключа"
 Кундеры (1962). С. - лауреат Гос. пр. (1952).
  Лит.: Михайло-в а А., Солнцева Л. (авт. и сост.), Йозеф Свобода.
 Выставка театр. работ... Каталог, М., 1960;
  Сценография. Театр в Чехословакии, Прага, 1961;
  "Творчество", М., 1961, ј 4, с. 18-19; [К о u f i 1 М i г о s 1 av ],
 Josef Svoboda, [Uprostred hledani nove scenografie]. Catalog,[Praha],
 1961. Л. Сол.
  СВОБОДИН, Николай Капитонович [р. 8(20). V. 1898] - рус. сов. актёр.
 Народный артист РСФСР (1954). Сценическую деятельность начал в 1917 в
 т-ре Политпросвета в Новоузенске. В 1921-22 - актёр и гл. реж. Т-ра
 рабочей молодёжи в Харькове. В 1924 окончил Высшие театр. мастерские
 Малого т-ра, затем был актёром т-ра Студии Малого т-ра (впоследствии -
 Новый т-р). Роли: граф Стьернэнэ ("Кинороман" Кайзера), Щукин ("Вредный
 элемент" Шкваркина), Бен-Акиба ("Уриель Акоста" Гупкова), мистер Блисси
 ("Президенты и бананы" Р. Вечоры по ОТенри), Барон ("Скупой рыцарь"
 Пушкина) и др. В 1938 С. вступил в труппу МХАТа. Игра С. отличается
 графич. точностью рисунка, психологич. насыщенностью.
  Роли (в МХАТе): Унус ("Половчанские сады" Леонова), Тузенбах, Кулыгин
 ("Три сестры"). Актёр ("На дне"). Князь ("Дядюшкин сон" по
 Достоевскому), кардинал Бинч ("Заговор обречённых" Вирты), Шалимов
 ("Дачники"), Бачей ("За власть Советов" Катаева), Сахатов ("Плоды
 просвещения"), Дулебов ("Таланты и поклонники"). Начальник вокзала
 ("Безымянная звезда" Себастияна), Скептик ("Кремлёвские куранты"),
 Каренин ("Анна Каренина"), Плюшкин ("Мёртвые души") и др.
  С 1937 снимается в кино (Лосев - "Суд чести", Гос. пр. СССР, 1949, и
 др.). С 1919 занимается педаго-гич. работой. Преподавал в 1934-41 в
 ГИТИСе, во ВГИКе., Т. Пон.
  СВОБОДИН, Павел Матвеевич [наст. фам. - К о-зиенко,
 14(26).XII.1850-9(21).X.1892] - рус. актёр. Окончил Петерб. театр. уч-ще
 (1871). До 1884 выступал под фам. Матюшин.В 1871-77 и 18841892 - актёр
 Александрийского т-ра. В 1877-84 играл в провинции и в моск. т-рах -
 Пушкинском т-ре Бренко и Т-ре Корша. Исполнял характерные роли. В
  образах С. острота внешнего рисунка сочеталась с глубокой психологич. разработкой характера. Лучшие роли С. в Александрийском т-ре: Прибытков ("Последняя жертва", 1884), Репетилов ("Горе от ума", 1884), Оргон ("Тартюф", 1888), Муромский ("Свадьба Кречинского", 1888), Плюшкин ("Мёртвые души", 1889), Звездинцев ("Плоды просвещения", 1891). С. был дружен с Чеховым. Автор рассказов, стихов, пьес. Написанная им совм. с Н. Севериным драма "За Волгой" (по роману "В лесах" Мельни-кова-Печерского) шла в Александрийском т-ре в 1887. В очерках "Лицедеи" (1891-92) С. обрисовал тяжёлое положение рус. провинц. актёров. Умер во время спектакля, исполняя роль Оброш снова ("Шутники" Островского).
  Соч.: Письма... к А. П. Чехову, в кн.: Записки отдела рукописей...,
 вып. 16, M., 1954 (Гос. ордена Ленина библиотека СССР им. В. И. Ленина);
 Лицедеи, "Артист", М., 1891, JSTt 12, 13, 15, 18, 25; 1892, ј 25.
  Лит.: "ЕИТ". Сезон 1892-1893 гг., СПБ, 1894, с. 518- 521; Чехова М.
 П., Вокруг Чехова, M., 1964. АН. А.
  СВОБбДИНА-БАРЫШЕВА, Мария Ивановна (1856 - г. смерти неизв.) - рус.
 актриса. Жена актёра П. М. Свободина. Сценич. деятельность начала в 1871
 в Самаре в антрепризе Н. И. Иванова. Учителями и руководителями С.-Б. в
 этом т-ре были А. П. Ленский и П. А. Стрепетова. В 1872 С.-Б. играла в
 Орле в антрепризе П. М. Медведева. Затем работала в т-рах Казани, Пензы,
 Саратова, Харькова, Киева и др. городов, Т-ре Е. Н. Горевой в Москве
 (1889- 1890), в антрепризах М. М. Бородая (1893-1902,Харьков, Саратов,
 Казань), петерб. Т-ре Лит.-художеств. об-ва (1904-16), воронежском
 Общедоступном т-ре (1921-22). Первоначально выступала в водевилях и
 опереттах. Вскоре перешла на роли драм. героинь, атем на амплуа грандам.
 Игра С.-Б. отличалась интеллектуальностью, психологич. тонкостью,
 изяществом.
  Роли: Гедда Габлер (о. п. Ибсена), Маргарита и Сюзанна ("Дама с
 камелиями", "Полусвет" Дюма-сына), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Сарра
 ("Иванов" Чехова), Катерина ("Гроза"),Кручинина; баронесса Штраль
 ("Маскарад"), Мария Огюарт; Гермиона ("Зимняя сказка" Шекспира) и др.
  Лит.: Велизарий М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М., 1938;
 "Театр и искусство", 1911, .Ne 47;
  Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958. А. Кл.
  "СВОБОДНАЯ СЦЕНА" - см. "Фолъксбюне. "СВОБОДНЫЙ ТЕАТР" (Московский
 свободный театр). Основан в 1913 К. А. Марджа-новым (Марджанишвили). Был
 задуман как синтетический т-р, охватывающий все виды сценич. иск-ва. В
 "С. т." впервые в России были пост. комич. опера "Сорочинская ярмарка"
 Мусоргского (реж. А. А. Санин), мелодрама "Арлезианка" Доде (с муз.
 Бизе, реж. Санин), пантомима "Покрывало Пьеретты" Шниц-лера-Донаньи
 (реж. А. Я. Таиров). "С. т." решительно порывал с опереточными канонами
 и штампами в спектакле "Елена Прекрасная" Оффенбаха (либр. Мунштейна,
 реж. Марджанов). В спектакле "Жёлтая кофта" Хезельтона-Фюрста (реж.
 Таиров) были использованы приёмы классич. кит. т-ра. Однако отсутствие
 чёткой художеств. программы придало этому экспериментально-новаторскому
 т-ру эклектич. характер. В труппу т-ра входили А. Г. Коонен, О. А.
 Голубева, Н. Ф. Монахов, Н. П. Асланов. Работали художники К. А. Сомов,
 В. А. Симов, А. А. Арапов. Неумелое ведение финансовой стороны дела и
 разрыв Марджанова с антрепренёром В. В. Суходольским, преследовавшим
 чисто коммерч. цели, привели к закрытию "С. т.", просуществовавшего один
 сезон [с 21 окт. 1913 по 2(15) мая 1914 ].
  Лит.: Крыжицкий Г., К. А. Марджанов и русский театр. М., 1958, с.
 85-103; Монахов Н. Ф., Повесть о жизни, Л.-М., 1961. Г. К.
  "СВОБОДНЫЙ ТЕАТР" - болгарский передвиж-яой т-р. Осн. в Софии. В
 состав труппы вошла группа актёров т-ра "Слеза и смех". В числе этих
 актёров (большинство из них училось в Москве и Петербурге) были: К.
 Сарафод, А.Кирчев, П. К. Стой-чев, Е. Снежина, Т. Стойчева, позднее А.
 Будевская Н. Щербанов и др.
  Деятельность "С. т." характеризовалась борьбой за новый репертуар,
 против устаревшего "казённого искусства". Под влиянием идей первой рус.
 революции и реалистич. рус. иск-ва, особенно творчества К. С.
 Станиславского, коллектив стремился утверждать на нац. сцене иск-во,
 отражающее обществ, борьбу, исполненное глубокой психологич. правды.
 Здесь ставились пьесы Чехова, Ибсена, Гауптмана, Горького. Спектакли
 создавались коллективно всеми участниками, функции гл. реж. выполнял
 Кирчев. В творч. практике т-ра использовался опыт MX Т. Т-р часто
 выезжал на гастроли в Русу, Варну, Тырново и др. города.
  Осенью 1906 министр нар. просвещения И. Шиш-манов добился возвращения
 артистов "С. т." в Нар. т-р и "С. т." распался.
  Лит.: Каракостов Ст., Драматургията на Чехов на бълг. сцена, в кн.:
 А. П. Чехов. 1860-1960. Сборник по случай стогодишнината от
 рождението..., С., 1961, с. 58-61. Cm. К.
  "СВОБОДНЫЙ ТЕАТР" (The'atre-Libre) - франц. т-р. Организован А.
 Антуаном в Париже на основе любит. Гальского кружка. Открылся 30 марта
 1887 в проезде Элизе де Боз Ар на Монмартре спектаклем, состоявшим из
 четырёх одноактных пьес: "Жак Да-мур" по Золя, "Мадемуазель Помм"
 Дюранти и Алексиса, "Супрефект" Биля, "Кокарда" Видаля (в дальнейшем т-р
 работал на ул. Гете в квартале Монпар-нас, затем в помещении т-ра
 "Меню-Плезир" на Стра-сбургском бульваре). "С. т." стремился
 осуществлять эстетич. взгляды Э. Золя, А. Бека. Этот т-р стал первым в
 Европе некоммерч. т-ром, демократич. по своей направленности. Он
 пропагандировал произв. совр. отечеств, и иностр. драматургии, преим.
 реалистич. и натуралистич. направления, ставил неизданные или не
 допускавшиеся на казённую сцену пьесы. Основу репертуара т-ра составляли
 пьесы П. Алексиса, Л. Энника, А. Сеара, Ж. Жюльена, О. Метенье, Ж. Ансе,
 Ж. Порто-Риша, Э. Бриё и др., инсценировки произв. бр. Э. и Ж. Гонкур.
 Однако необходимость поддерживать лит. связи, а также материальные
 затруднения вынуждали Антуана ставить пьесы эстетствующих (Э. Бержера,
 К. Мендес, Т. Банвиль) и даже реакц. драматургов (Ф. Кюрель, М. Баррес).
  Значит, событием в театр. жизни Парижа стали пост. "Власти тьмы"
 (1888); "Ткачей" Гауптмана (1893). В "С. т." впервые во Франции пост.
 пьесы Г. Ибсена ("Привидения", 1890, "Дикая утка", 1891), Б. Бьёрн-сона
 (Банкротство", 1893), Тургенева ("Нахлебник", 1890), Дж. Верги
 ("Сельская честь", 1888), А. Стринд-берга ("Фрекен Юлия", 1893) и др.
  Метод режиссёрской работы в "С.т." характеризовался точным раскрытием
 стиля автора пьесы, воспроизведением историч., нац., социальных, бытовых
 особенностей персонажей, среды. Антуан боролся с игрой актёров "на
 публику", с условным, безликим оформлением спектаклей и т. д. Он
 стремился к созданию актёрского ансамбля, к согласованности всех
 компонентов спектакля, тщательно разрабатывал массовые сцены, отказался
 от системы амплуа, воспитал в "С. т." ряд разносторонних актёров.
 Лучшими актёрами "С. т." были сам А,. Антуан и Ф. Жемье. В труппу
 входили также: А. Аркильер, А. Дефонтен, Мевисто, Жанвье, Анрио, Л.
 Кола, А. Мейер, Лаури, Сигаль, Л. Манюэль и др.
  "С. т." существовал на средства от продажи абонементов; раз в месяц
 (с 1890 - дважды в месяц) для постоянного круга зрителей - владельцев
 абонементов, устраивались закрытые спектакли. Популярность "С. т." не
 освобождала его от постоянных материальных трудностей. Гастроли
 (Бельгия, Голландия, Англия, Германия, Италия) не меняли положения.
 Отсутствие твёрдой материальной базы, конкуренция коммерч. т-ров ставили
 под угрозу деятельность "С. т.". В 90-е гг. 19 в. наметился репертуарный
 кризис: Золя и Бек не создали для т-ра значит, произв., среди отечеств.
 драматургов "С. т." не находил близкого себе автора. Все эти трудности
 определили уход Антуана из т-ра (в 1894). "С. т." работал до апр. 1896
 под рук. Ларошеля, затем труппа распалась. Но т-во "С. т." внесло
 значит, вклад в историю мирового т-ра. По образцу "С. т." возникали т-ры
 во Франции, а также в Германии - "Свободный т-р" О. Брама (Берлин), в
 Англии - "Независимый т-р" (Лондон), в Дании - "Свободный т-р"

<< Пред.           стр. 681 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу