<< Пред.           стр. 682 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 (Копенгаген) и др.
  Лит.: Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX-XX вв.,
 под ред. А. А. Гвоздева, М.-Л., 1939;
  Станиславский. Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле
 русского театра, М., 1963, с. 212-214; Antoine А.-Р., Le naturalisme
 d'Antoine, une legende, в сб. :Realisme et puesie du theatre, P., 1960;
 Lemaitre J., Impressions de theatre, v. 1-5, serie 4, P., 1890. См. ,
 также лит. при статьях Антуан А., Натурализм. J1. Ш.-А.
  "СВОЙ ЛЮДИ - СОЧТ‚МСЯ" - комедия в 4 д. А. Н. Островского (начальные
 варианты названия: "Несостоятельный должник", "Банкрут", "Банкрут, или
 Свои люди - сочтёмся"). Соч. 1849. До 1860 пьеса была запрещена к
 исполнению. Неоднократно читалась автором в разл. кругах моск. общества;
 3 дек. 1849 - в доме М. П. Погодина, присутствовал Н. В. Гоголь. Дважды,
 в обход запрещения, была пост.: в нояб. 1857 - в Иркутском т-ре, в апр.
 1860 - в Воронежском т-ре; шла на любительской сцене: в Петерб. пассаже
 (1863, Болыпов - Стахович, Подхалюзин - автор) и др. Официально, в
 искажённой цензурой редакции, пьеса была разрешена к представлению 9
 дек. 1860. В этой редакции (державшейся до 1881) "С. л.-с." пост. 16
 янв. 1861 в Алек-сандринском т-ре, в бенефис Ю. Н. Линской (Болыпов -
 Бурдин, Большова - Воронова, Липочка - Левкеева, Подхалюзин - П.
 Васильев, Устинья Наумовна - Лин-ская, Рисположенский - Зубров,
 Фоминишна - Громова, Тишка - Горбунов, Квартальный - Волков), 31 янв.
 1861- в Малом т-ре. в бенефис П. М. Садовского (Болыпов - Щепкин,
 Большова - Акимова, Липочка - В. Бороздина 1-я, Подхалюзин - П.
 Садовский, Устинья Наумовна - Б. Бороздина 2-я, Рисположенский - В.
 Живокини, Фоминишна - Кавалерова, Тишка - М. Садовский). Среди
 последующих пост. пьесы в Александрийском т-ре - 1870 (Болыпов -
 Полтавцев, Подхалюзин - Новиков), 1886 (Большов - Писарев), 1896
 (Большов - Варламов, Подхалюзин - Сазонов, Устинья Наумовна- В.
 Стрельская, Рисположенский- Давыдов), 1907 (на сцене Мариинского т-ра, в
 юбилейный бенефис Стрельской; Большов - Варламов, Липочка - Потоцкая,
 Подхалюзин - Ст. Яковлев, Устинья Наумовна - Стрельская), 1909. В Малом
 т-ре - 1869 (Большов - П. Садовский), 1892 (Большов - К. Рыбаков,
 Липочка - Уманец-Райская, Подхалюзин - М. Садовский, Устинья Наумовна -
 Садовская, Рисположенский - Макшеев, Правдин), 1896, 1904. Др.
 дореволюц. пост.: Орловский т-р (1864), Пушкинский т-р в Москве (1881,
 впервые без цензурных искажений; Большов - Писарев, Подхалюзин -
 Андреев-Бурлак), Ачинский т-р (1890), Т-р Корша (1894), моск. Об-во
 иск-ва и лит-ры (1895), Новый т-р, Москва (1899), Ярославский т-р
 (1900), Киевский т-р Соловцова (1912) и мн. др.
  "С. л.-с." на сов. сцене: Петроградский гос. акад. т-р драмы (ныне
 Ленингр. т-р драмы им. Пушкина) (1923, реж. Евт. Карпов; Большов -
 Малютин, Большова - Корчагина-Александровская, Липочка - Потоцкая,
 Подхалюзин - П. Лешков, Устинья Наумовна - Чижевская; 1939), Лен-тюз
 (1927, 1933, 1944), Малый т-р (1928, Липочка - В. Орлова, Подхалюзин -
 Н. Яковлев; 1946; 1959, реж. Л. Волков, худ. А. Васильев; Большов -
 Любезнов, Подхалюзин - Анненский, Устинья Наумовна - Белёвцева,
 Рисположенский - Владиславский, Шарлахов); передвижной Рабочий т-р
 (1933), Госцентюз, Москва (1932, 1938), Казанский (1941), Рязанский
 (1944), Моск. (1945), Ашхабадский, Куйбышевский (1947), Бакинский ТЮЗы
 (1948), Одесский т-р им. Октябрьской революции (1949), Художеств. т-р
 им. Я. Райниса, Рига (1951), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола
 (1952), Ростовский-на-Дону т-р (1952) и ряд др. т-ров.
  Издания: Первая публикация - ж. "Москвитянин", 1850, ј 6; сов. изд.:
 Островский А. Н., Собр. соч., т. 1, М., 1959. А. Шн.
  СВОЛЬФС (Swolfs), Лоран (р. 8.III.1878) - белы. артист оперы
 (драматич. тенор). Музыке учился в Брюсселе. В 1902 дебютировал на
 оперной сцене в Антверпене, где выступал до 1906. Затем был приглашён в
 т-р "Де ла Монне" (Брюссель) и др. европ. т-ры. В 1907 гастролировал в
 городах Франции, в 1908 - в Вене и др. После 1-й мировой войны отошёл от
 активной артистич. деятельности и стал видным вок. педагогом в
 консерваториях Брюсселя и Гента. С. был талантливым исполнителем партий
 в муз. драмах Вагнера. Он привнёс в героико-патетич. строй вагне-ровских
 образов характерные для франц. вок. школы лиричность, мягкость, тонкость
 нюансов. Событием в истории муз. т-ра стало выступление С. в партиях
 Зигмунда и Зигфрида ("Кольцо Нибелунга") на сцене "Гранд-Опера" в 1918.
  Среди др. партий: Парсифаль (о. п. Вагнера), Тангей-зер, Лоэнгрин;
 Самсон ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Ирод ("Саломея" Р. Штрауса), Эней
 ("Взятие Трои" Берлиоза). рс у
  CEAP (Ceard), Анри (18.XI.1851-16. VIII. 1924) - франц. писатель,
 драматург. Друг и ученик Э. Золя, один из членов т. н. "Меданской
 группы". С 1876 был журналистом, театр. критиком. В 1885 инсценировал
 роман бр. Гонкур "Рене Мопрен" (1886, т-р "Одеон"). Драматургич.
 деятельность С. связана со "Свободным театром", возглавлявшимся А.
 Антуаном. В этом т-ре были пост. драма С. "Всё ради чести"
 (1887)-переделка новеллы Золя "Капитан Бурль", комедия "Покорившиеся"
 (обе в 1889). В творчестве С. получили наиболее последоват. выражение
 принципы натуралистич. эстетики. В его пьесах, лишённых чёткого сюжета,
 ярких характеров, фиксировались отдельные моменты жизни, давались
 натуралистич. зарисовки нравов.
  Лит.: Антуан А., Дневники директора театра, [пер с франц.], М.-Л.,
 1939; В е и с h a t Ch., Histoire du naturalisme francais, v. 2, P.,
 1949, p. 125-144; Lemaitre J., Impressions de theatre, v. 1-5, serie 5,
 P., 1892. И. Лил.
  СЕБАСТЬЯН (Sebastian), Георг (р. 17.VIII.1903) - венг. дирижёр. В
 1921 окончил Будапештскую муз. академию по кл. 3. Кодая и др.
 Дирижированию обучался у Б. Вальтера (под рук. к-рого в 1921-22 работал
 стажёром в Мюнхенской опере), Р. Штрауса и А. Тосканини. В 1923-24 был
 дирижёром "Метрополитен-опера", затем работал в оперных т-рах Гамбурга
 (1924-25), Лейпцига (1925-27), Берлина (1927-31). Гастролировал как
 симф. дирижёр в странах Европы и Америки. После захвата власти фашистами
 эмигрировал в СССР. В 1933-37 С. жил в Москве. На Всесоюзном радио
 осуществил концертное исполнение опер "Дон Жуан" (1934), "Волшебная
 флейта" (1934), "Свадьба Фигаро" (1935), "Похищение из сераля" (1936)
 Моцарта, "Фиделио" Бетховена (1936) и др. Концертные спектакли проходили
 в мизансценах С., к-рый проявил себя как режиссёр. Исполнению мн. опер
 С. предпосылал статьи о сценич. истории этих произв. С. принял участие в
 дискуссии о сов. опере (1935), приветствовал появление оперы Шостаковича
 "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1936).
  В 1938-45 С. был дирижёром разл. оперных т-ров и симф. оркестров США,
 с 1946 - т-ров "Гранд-Опера" и "Опера комик" в Париже. Среди пост.оперы
 Пуленка, Бартока и др. В 1961 С. выступал в СССР как симф. дирижёр.
  Дирижёрскому иск-ву С. свойственны отличное понимание муз. стиля,
 темпераментность и импульсивность исполнения, склонность к импровизаций,
 большое разнообразие динамики. В. Ю.
  СЕБАСТЬЯН (Sebastian), Михаил (18.Х.1907- 29. V. 1945) - рум.
 писатель и драматург. В 1936 написал лирич. комедию "Игра в каникулы"
 (1938, т-р "Комедия", Бухарест) о честном интеллигенте, мечтающем о
 счастье, но не находящем его в бурж. обществе. Этой же теме посвящена
 комедия "Безымянная звезда" (1944, т-р "Альгамбра", Бухарест; пост. в
 СССР - Большой драматич. т-р, Ленинград, 1956;
  МХАТ - 1957). В 1946 в бухарестском Нац. т-ре была пост. пьеса
 "Последняя сенсация" (1955, в Т-ре сатиры, Москва), где основная тема
 творчества С. приобретает более глубокий социальный смысл. Автор смело
 разоблачал бурж. демократию, разложение нравов финансовой олигархии.
 Лиризм, доминирующий в первых пьесах С., сочетается здесь с юмором, с
 язвительной сатирой, пьеса написана в традициях И. Л. Ка-раджале.
 Комедии С. ставятся не только в Румынии, но и за рубежом. Среди др. пьес
 - "Ночи без луны" (1945, по Дж. Стейнбеку) и переработка пьесы М.
 Бергера "Потоп".
  С‚БРИС, Карл Карлович (р.18. II.1914)-латыш.сов. актёр. Нар. арт.
 Латв. ССР (1964). В 1938 по окончании латыш, драм. курсов под рук.
 Зелтматиса вступил в труппу Нац. т-ра (ныне Т-р драмы Латв. ССР). В сов.
 т-ре С. создал разнообразные, яркие образы, отмеченные темпераментом,
 мастерством перевоплощения.
  Роли: Вискрелис ("В огне" Блаумана), Фредис ("Сын рыбака" Лациса),
 Сатин ("На дне"), Филип ("Дон Карлос"), Порфирий Петрович ("Преступление
 и наказание" по Достоевскому), Виранауда ("Морские ворота" Зигмонте),
 Эннесимо Лупус ("Центр нападения умрёт на заре" Кусани), Шоу ("Милый
 лжец" Килти), Сальери ("Моцарт и Сальери" Пушкина), Епиходов ("Вишнёвый
 сад"), Клавдий ("Гамлет"). Д. J.
  СЕВАСТЙКОГЛУ (2еЭазт1'хо7), Георгос (р. 12.X. 1913) - греч. режиссёр
 и драматург. Окончил юри-дич. ф-т Афинского ун-та. Первая пьеса С.
 "Праздник Константина и Елены" была пост. в 1943 в "Художеств. т-ре" К.
 Куна. С. был участником Сопротивления, в годы оккупации руководил
 нелегальной театр. студией, где изучал опыт сов. т-ра и системы
 Станиславского. Был режиссёром "Т-ра народа" (1944) и т-ра "Объединённых
 артистов" (1945-46), здесь ставил пьесы прогрессивных греч. драматургов
 ("Пробуждение" Кодзиаса), сов. авторов ("Дальняя дорога" Арбузова) и др.
 зарубежных драматургов. С 1949 жил в эмиграции, в СССР. В 1951-55 -
 режиссёр т-ра греч. политэмигрантов в Ташкенте. С. - автор одноактных
 пьес "Освободить окованных" (1951), "Матушка Марусо" (1956, рус. пер.
 1958), драм "Борьба с Хароном" (изд. 1953), "Ангела" (1958, Т-р им.
 Вахтангова), "Смерть королевского прокурора" (1965), в к-рых показан
 процесс пробуждения, формирования общественного самосознания людей в
 условиях современной Греции. Выступает также как киносценарист. В 1965
 вернулся в Грецию. Д. С.
  С‚ВЕРО-ОСЕТЙНСКИЙ ТЕАТР. В 1904-05 во Владикавказе (ныне г.
 Орджоникидзе) и сёлах Северной Осетии организовывались первые
 любительские спектакли на осетинском яз., участниками которых были
 представители интеллигенции, учащаяся молодёжь. Они ставили переводы
 пьес: "Женитьба"; водевили Чехова, "Гроза" и др., а также первые
 национальные пьесы Е. Бритае-ва, Р. Кочисовой, Д. Ко-роева, А. Токаева и
 др. Однако из-за гонений со стороны цензуры и чиновников кружки быстро
 распадались.
  Лишь после победы Октябрьской революции и установления Сов. власти
 начался расцвет культуры и иск-ва Осетии. Большую работу по развитию
 самодеятельного иск-ва в Сев. Осетии (сначала авт. области, затем
 республики) вёл Б. И. Тотров. В 1926 под его руководством во
 Владикавказе возник первый театрализованный хореографич. ансамбль "Дети
 гор". В 1930 при Обл. отделе нар. образования был организован т-р малых
 форм (Темаф). В 1931 в Моск. ин-те театр. иск-ва (ЦЕТЕТИС, затем ГИТИС)
 была создана осетинская студия. Руководители студии Р. Н. Симонов, В. Я.
 Станицын, И. М. Раевский и др. воспитали яркий, самобытный коллектив,
 к-рый в 1935 вернулся на родину со спектаклями "Лгун" Гольдони, "Судьба"
 Циновского и "Платон Кречет". 10 нояб. 1935 в г. Орджоникидзе состоялось
 открытие С.-О. т. Ху-дож. рук. коллектива была назначена режиссёр Е. Г.
 Маркова-выпускница этого же института (1935-39, 1944-48). Затем гл. реж.
 был В. С. Фотиев (1939-44).
  Деятельность С.-О. т. способствовала развитию нац. драматургии. Т-р
 поставил ряд спектаклей, поев. жизни осет. народа: "Земля" (1938),
 "Хадзимет Ра-монов" (1949) Кусова, "Две сестры" Бритаева (1947), "Коста"
 Епхиева и Джанаева (1939), "Вождь Багатар" (1941), "Сыновья Бата" (1943)
 и "Авхардты Хасана" Мамсурова, "Фатима" (1941), "Желание сердца" (1944),
 "Мать сирот" (1953) и "Сказка" (1945) Туаева, "Молодая невеста" (1940) и
 "Чёрный туман" (1944) Джимиева, "Враги" (1948) и "На восходе" (1955)
 Уруймаговой, "Фатима" по Хетагурову, "Женихи" Токаева (1949), "Чер-мен"
 Плиева (1949), "Братья" Цопанова, "Песня Софьи" Хубецовой и Хугаева
 (1957), "Перед грозой" по Уруймаговой (1956) и др. Эти спектакли
 рассказывают о совр. и прошлой жизни народа, прославляют мужество,
 непримиримость в борьбе за свободу, стремление лучших людей из народа к
 знаниям, их скромность, почтение к старшим, трудовую доблесть,
 показывают эпизоды нац. истории, образы фольклора, нар. юмор. Т-р ставил
 классич. и совр. драматургию др. республик:
  Трактирщица" (1939), "Гроза" (1939), "Васса Железно ва" (1940),
 "Отелло" (1940), "Нашествие" (1943); "Олеко Дундич" Ржешевского и Каца
 (1943), "Кремлёвские куранты" (1945), "Женитьба Фигаро" (1945); "Жорж
 Данден" Мольера (1946), "Любовь Яровая" (1946); "Победители" Чирскова
 (1948), "Много шума из ничего" (1948), "Король Лир" (1948), "Егор
 Булычев и другие" (1950); "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Горячее
 сердце" (1951), "Женитьба" (1952), "Без вины виноватые" (1952),
 "Двенадцатая ночь" (1954); "Доктор философии" Нушича, "Чудак" Хикмета
 (1958), "Дочь Ганга" по Р. Тагору (1961), "Ромео и Джульетта" Шекспира
 (1962), "Испанцы" Лермонтова (1962), "Макбет" (1963); "Медея" Еврипида
 (1965).
  Коллектив С.-О. т. уже в первое десятилетие своего существования стал
 монолитным организмом, объединённым общей школой. Актёры С.-О. т.
 склонны к яркой романтич. форме, им близки трагедии, бытовые комедии.
 Развитие нац. т-ра определяли: нар. арт. СССР В. В. Тхапсаев, нар. арт.
 РСФСР С. Г. Ика-ева, В. С Каргинова, Т. X. Кариаева, нар. арт. С.-О.
 АССР-П. К. Цирихов, М. К. Цаликов, Н. М. Саламов, К.Г. Сланов, С. К.
 Таутиев, засл. арт. РСФСР А. Цару-каев, Е. С. Туменова; засл. арт. С.-О.
 АССР 3. Г. Кочи-сова, В. Д. Уртаева и др., а также режиссёры 3. Е.
 Бри-таева (с 1951 гл. режиссёр), Г. Д. Хугаев, М. К. Цаликов; художники
 Г. П. Фёдоров, А. Туаева, А. Сам-бур, Т. А. Гаглоев и др.
  В 1958 труппа т-ра пополнилась выпускниками Щукинского уч-ща. В 1959
 С.-О. т. был реорганизован в муз.-драматич. т-р. В 60-х гг. здесь были
 пост. оперы "Евгений Онегин", "Травиата", балет "Эсмеральда" и нац. муз.
 комедии - "Весенняя песня" (1950); "Ха-мат и Зарина" Хаханова, "Три
 друга" Плиева (1963) и др. В 1960 т-р участвовал в декаде сев.-осет.
 иск-ва и лит-ры в Москве. М. Лит.
  "СЕВИЛЬ" - пьеса в 4 д. Дж. Джабарлы (на азерб. яз.). Соч. 1928.
 Пост. 29.X.1928 в Т-ре им. Азизбекова (реж. Ту-ганов; Севиль - Давудова,
 Балаш - Тахмасиб, Гюлюш - Оленская, Атакши - С. Рухулла, Бабакиши - М.
 Алиев, Абдул-али-бек - Идаятзаде, Мамед-али-бек - А. Курба-нов; нов.
 пост. 1931, 1938; 1952, реж. А. Шарифов). "С." ставили мн. азерб. и др.
 т-ры: Азерб. драматич. т-р, Ереван (1929), Рус. т-р им. С. Вургуна, Баку
 (1930), Кумыкский муз.-драм. т-р им. Салавата, Махачкала (1931), Т-р им.
 Джабарлы, Кировабад (1936), Татский т-р, Дербент (1937), Лакский т-р,
 Кумух (1943, 1954) и др.
  Издания: Азерб. изд. "С." - Баку, 1938; "Севил", "Алмас", Баку, 1959;
 рус. изд.- Дж. Джабарлы, "Севиль", Баку, 1939 (пер. Азиза Шарифа); Дж.
 Джабарлы, Пьесы, Баку, 1951, то же. Баку, 1958 (пер. автора).
  Лит.: Искусство Азербайджана, т. 1,3, Баку, 1949, 1950;
  Р з а е в С., Азербайджанский театр в Армении, Баку, 1963. А. Шн.
  "СЕВЙЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК" ("II Barbiere di Siviglia"), первонач.
 назв."Альмавива, или Тщетная предосторожность" ("Almaviva, ossia La
 precauzione inutile")-опера Дж. Россини, либр. Ч. Стербини по комедии П.
 Бомарше "Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность". Пост. 20
 февр. 1816, т-р "Арджентина", Рим (граф Альмавива - М. Гарсиа-отец,
 Розина - Джорджи-Ригетти, Фигаро - Замбони, Дон Ба-зилио - Витарелли,
 Бартоло - Боттичелли). Опера ставилась в т-рах мн. стран мира. В России
 впервые исполнена в 1821 в Одессе на итал. яз. На рус. яз. в пер. Р.
 Зотова-27 нояб. 1822 в Петербурге. Опера постоянно входила в репертуар
 итал. оперной труппы в Петербурге. В 1843 в партии Розины выступала П.
 Виардо-Гарсиа. 13 окт. 1882 пост. в Мариинском т-ре (дирижёр Направник;
 граф Альмавива - Лодий, Розина - Славина, Фигаро - Прянишников, Бартоло
 - Стравинский, Дон Базилио - Корякин). В Москве шла в Новой опере
 (дирижёр Сук; граф Альмавива - То-марс, Розина - Ван-дер Брандт, Фигаро
 - Камионский, Дон Базилио - Антоновский, Бартоло - Фюрер). 15 нояб.
 1913, Большой т-р (дирижёр Купер, реж. Шаляпин; граф Альмавива -
 Лабинский, Розина - Нежданова, Дон Базилио - Шаляпин). Среди выдающихся
 рус. исполнителей:
  Салина, Мравина (Розина), Камионский (Фигаро), Стравинский (Дон
 Базилио). До 1917 опера ставилась оперными т-рами Москвы и Петербурга.
  На сов. сцене впервые пост. 6 марта 1918, Петроград, б. Мариинский
 т-р (дирижёр Похитонов, реж. Тартаков, худ. Коровин; граф Альмавива -
 Ростовский, Розина- Волевач, Фигаро - Каракаш, Дон Базилио - Серебряков,
 Бартоло - Лосев, Фиорелло - Денисов, Берта - Степанова). 1924, ГАТОБ
 (дирижёр Похитонов, реж. Н. Смолич, худ. Головин). 1933, Оперный т-р им.
 Станиславского, Москва г
  (пер. П. Антокольского, трио 2-го акта взято из оперы "Севильский
 цирюльник" Паизиелло; пост. Станиславского, режиссёры Алексеев, В.
 Виноградов и Степанова, дирижёр Хайкин, худ. Нивинский, хорм. К.
 Виноградов; граф Альмавива - Смирнов, Розина - Воздвиженская, Фигаро -
 Мокеев, Дон Базилио-Панчехин, Бартоло - Степанов). Возобн. 1944, там же.
 В 1935 пост. в Большом т-ре (дирижёр Штейнберг, реж. Баратов, худ.
 Макаров; граф Альмавива - Лемешев, Розина - Барсова, Фигаро - Головин,
 Дон Базилио - А. Пирогов). 1940, Т-р оперы и балета им. Кирова (дирижёр
 Ельцин, реж. Каплан, худ. Акимов);
  1958, там же. 1944, Большой т-р (дирижёр Небольсин, реж. Захаров,
 худ. Макаров); 1951, там же.
  Среди исполнителей на сов. сцене: А. Алексеев, Козловский, Юдин,
 Середа, Орфёнов, Г. Большаков, Бугаев, Хром-ченко (Альмавива);
 Катульская, Юдина, Фирсова, Звездина, И. Масленникова, Гаспарян
 (Розина), Бурлак, Гришко, Журавленке, Норцов, Гнатюк (Фигаро), Кривченя,
 И. Петров, Е. Иванов, Огнивцев, Дашков (Дон Базилио) и др.
  Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1933, 1943, 1953) Минск
 (1936, 1945), Тбилиси, Одесса (1938), Саратов (1940, 1952, 1963), Пермь
 (1944), Львов (1945, 1957), Куйбышев (1946, 1954, 1963), Горький (1946,
 1953), Новосибирск (1946) Рига (1947, 1960), Фрунзе (1954), Вильнюс,
 Свердловск (1956), Душанбе (1959), Кишинёв (1962), Ташкент (1963), Баку
 (1963, 1965) и др.
  Издания: "С. ц." - клавир с рус. текстом, М., Юр-генсон, [1897];
 последнее изд., М., Музгиз, 1956. Я. Гр.
  СЕВУМЯН, Ованес (Ови) Мамиконович (1878- 1920) - арм. режиссёр,
 актёр, театр. деятель. Рефор матор арм. т-ра, последователь системы
 Станиславского. В 1906 совм. с Л. и М. Манвелянами организовал в
 Александрополе (ныне Ленинакан) арм. труппу, следовавшую принципам МХТ,
 но отсутствие материальной базы привело к закрытию т-ра. В 1910 работал
 как практикант в МХТ.
  Пост.: "На дне" (1909), "Ревизор" (1914); "Евгения"
  Ширванзаде (1911), "Пэпо" Сундукяна (1911), "Старые боги" Шанта
 (1913), "Живой труп" (1912); "Царь Фёдор Иоанно-вич" (1910), "Смерть
 Ивана Грозного" (1912) А. К. Толстого, "Маскарад" (1917).
  Роли: Сатин, Городничий; Каренин ("Живой труп"), Элизбарян ("Из-за
 чести" Ширванзаде), Яго, Шейлок; Неизвестный ("Маскарад"), Борис Годунов
 ("Царь Фёдор Иоан-нович" А. К. Толстого), Дикой ("Гроза").
  В своих статьях и творч. практике С. последовательно боролся за
 реализм, за создание исполнительского ансамбля, он призывал к расширению
 связей арм. т-ра с рус. и др. т-рами. Опубликовал в 1913 в Тифлисе
 брошюру "О желаемых преобразованиях армянского театра". В условиях
 царской России планы С. не могли быть осуществлены. В 1917 С.
 организовал в Тифлисе студию, к-рая проработала только год. В 1919 С.
 создал в Пятигорске первый гос. арм. сов. т-р, просуществовавший до
 вторжения в город белогвардейцев . Б. А.
  СЕГЕЛЬКЕ (Segeiske), Туре (р. 23.IV.1901) - норв. актриса. В 1921
 дебютировала на сцене Норвежского т-ра (Осло). В 1924-28 - актриса "Нац.
 сцены" (Берген), в 1933-35 - Нового т-ра (Осло), в 1923-33 и с 1935
 работает в Нац. т-ре (Осло). Роли: Офелия, Дездемона; Берит ("Любовь

<< Пред.           стр. 682 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу