<< Пред. стр. 700 (из 913) След. >>
Эспозито(1903, Товарищество частной оперы, т-р "Эрмитаж"). Брал урокипения у Э. К. Павловской. В 1904-10 был солистом Большого, в
1910Ма-риинского т-ров. Гастролировал в Париже, Лондоне, Брюсселе,
Мадриде, Монте-Карло, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе и др. городах. Партнёрами
С. были Л. Я. Лип-ковская, А. В. Нежданова, Ф. И. Шаляпин. С 1920 жил за
границей. В 1926-30 выступал в СССР.
С. обладал выдающимся вок. мастерством ("бесконечное" дыхание,
виртуозная техника, тонкое филирование звука, прекрасно развитый верхний
регистр), благодарной внешностью, особой плас-тич. выразительностью.
Партии: Самозванец ("Борис Годунов"), Дубровский (о. п. Направника),
Ленский, Левко, Синодал, Вертер, Герман, Альмавива, Альфред, Фауст,
Лоэнгрин, Рудольф;
Рауль ("Гугеноты"), Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Ромео ("Ромео и
Джульетта" Гуно), дс Грие ("Манон" Мас-сне) и др. Лучшая партия
С.Герцог.
Лит.: Шилов А., Дмитрий Смирнов, "Сов. музыка", 1960, ј 10. А. Ш.
СМИРНОВ, Дмитрий Фёдорович (1863-1928) - рус. сов. актёр. Артистич.
деятельность начал как актёр оперетты в 1885; работал в Харьковской
оперетте антрепренёра Г. М. Коврова, затем в разл. антрепризах и т-рах -
М. Ф. Багрова (Одесса), драматич. труппе Н. Н. Синельникова; в гг.
Харькове, Полтаве, Севастополе, Николаеве, Киеве, Одессе. С 1925 - актёр
Одесского драм. т-ра. Творчеству С. особенно близки были комедийные
роли, к-рые он исполнял ярко, искренно, с бытовой достоверностью:
Купец ("Журналисты" Яблоновского), Подколёсип ("Женитьба"), Журден
("Мещанин во дворянстве"), Пытаев ("Потёмки души" Трахтенберга),
Расплюев ("Свадьба Кречинского"). Играл и драматич. роли:
Иоанн Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), доктор
Штокман, Консул Берник ("Доктор Штокман", "Столпы общества" Ибсена).
Последней работой С. была роль учителя Бубуса (о. п. Файко).
Лит.: К. И., Д. Ф. Смирнов [некролог], "Современный театр", 1928, ј
7; Д. Ф. Смирнов [некролог], "Рабис", 1928, .ј 6. Е. X.
СМИРНОВ, Кузьма Алексеевич [р. 10(23). X. 1917 ]- мар. сов.
композитор. Засл. деят. иск-в Map. ACCP (1951). В 1946 окончил Ленингр.
консерваторию по классу композиции Б. А. Арапова (ранее учился у X. С.
Кушнарёва и Д. Д. Шостаковича). Автор муз. драмы "Айвика" (1948, Т-р им.
Шкетана, Йошкар-Ола), муз. комедии "Новые плоды" (соч. 1964), музыки к
спектаклям "В родном селе" (1949), "Ксения" (1952) Волкова, "Земля
цветёт" (1951), "Зарево" (1952), "Бурные годы" (1960) Николаева,
"Пасека" Чавайна (1956) (все пост. в Т-ре им. Шкетана), "Чёрный волк"
Ар-бана (1958, Рус. т-р, Йошкар-Ола) и др. С. известен как собиратель
марийского муз. фольклора. Л. Ив.
СМИРНОВ, Николай Александрович [30.XII.1896 (12.1.1897)-5.VII.1963] -
рус. сов. режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Чл. Коммунистич.
партии с 1945. Окончил филологич. ф-т Моск. ун-та (1917), в 1918-школу
при Камерном т-ре. Театр. деятельность начал в Саратове (1918-24), там
же в 1923 осуществил первую реж. постановку. С 1928 был гл. режиссёром и
худ. рук. в т-рах Тамбова, Самары, Оренбурга, Ярославля, Астрахани и др.
Десять лет работал в Архангельском облдрамтеатре. Читал лекции по
истории т-ра, литературы, эстетике, вёл педагогйч. работу в студиях при
т-рах, в университетах культуры.
Спектакли: "Дети солнца" (1936, Ярославль), "Маскарад" (1938,
Астрахань), "Ленин в 1918 году" Капле ра и Златогоровой (1940,
Астрахань), "Кремлёвские куранты" (1941, там же), "Молодая гвардия"
(1947, Томск), "Русский вопрос" (1948, там же), "Отелло" (1953,
Архангельск), "Порт-Артур" Степанова и Попова (1954, там же), "Зыковы"
(1956, там же); "Третья патетическая" Погодина (1960, там же), "Власть
тьмы" (1961, там же), "Чайка" (1963, Рус. т-р, Харьков) и др. Г. К.
СМИРНОВ, Николай Петрович (12.II.1912-4.X. 1963) - укр. сов. актёр,
режиссёр. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Окончил
Харьковский муз.-драм. ин-т (1933). Сценич. деятельность начал в 1930 в
Харьковском "Театре чтеца" (1930-32). С 1933 - актёр и режиссёр, с 1949
- гл. реж. Донецкого укр. муз.-драм. т-ра им. Артёма.
Пост. спектакли: "Хозяин" Карпенко-Карого (1940), "Двенадцатая ночь"
(1946), "Волки и овцы" (1947), "Навеки вместе" Дмитерко (1949),
"Последние" (1951), "Гроза" и "Ревизор" (1952), "Враги" (1955),
"Кремлёвские куранты" (1956), "Третья патетическая" (1959) и др. Роли:
Бублик ("Платон Кречет"), Макферсон ("Русский вопрос"), Левшин
("Враги"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Мальволио ("Двенадцатая ночь")
и др. С. 3.
СМИРНбВА, Екатерина Александровна [р.9(22). XI.1907]- рус. сов.
актриса. Нар. арт. Удм. АССР (1955), засл. арт. РСФСР (1957). Чл.
Коммунистич. партии с 1947. Окончила студию при Ивановском т-ре и в
1929-35 работала в Иванове. Играла характерные роли: Мария Антоновна
("Ревизор"); Галчиха ("Без вины виноватые"), Клара ("Страх"). В
дальнейшем С. работала в т-рах Вологды (1935-37), Слободском Кировской
обл.. Калуги (1940-41), Тулы (1942-45), Рязани (1945-49), Барнаула
(1945-51). С 1951 - актриса Рус. т-ра в Ижевске.
В 1937 С. сыграла в Слободском т-ре Вассу Желез-нову - одну из своих
лучших ролей. Играла также:
Анну Каренину; Наталию Петровну ("Месяц в деревне" Тургенева), Ольгу
("Три сестры"), Кручинину ("Без вины виноватые"), Забелину ("Кремлёвские
куранты"); госпожу Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Василису
("На дне"); Хозяйку Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки), Бабушку
("Деревья умирают стоя" Касоны). Л. Ним,
СМИРНОВА, Надежда Александровна (1873-5.VII. 1951) - рус. сов.
актриса и педагог. Засл. арт. РСФСР (1932). В 1893-96 училась на драм.
курсах Моск. театр. уч-ща (ученица М. П. Садовского и А. П. Ленского),
после окончания курсов в 1896- 1906 играла в провинции (Рязань, Вологда,
Пенза, Киев, Ростов-на-Дону, Саратов, Казань и др.). Роли: Катерина
("Гроза"), Гурмыжская; Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына),
Мария Стюарт; Зейнаб ("Измена" Сумбатова) и др. В 1906 С. вышла замуж за
известного критика, театроведа Н. Е. Эфроса. В 1906-08 играла в моск.
Т-ре Корша, где работала с режиссёром Н. Н. Синельниковым. Роли: Лариса,
Кручинина; Юлия Тугина ("Последняя жертва"), Настасья Филипповна
("Идиот" по Достоевскому), Лия ("Евреи" Чи-рикова), Сара ("Бог мести" Ш.
Аша) и др. С 1908 С.- в труппе Малого т-ра; роли: Глафира ("Холопы"
Гнедича), Марфа ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского),
Елизавета ("Мария Стюарт"), тётя Аня ("Роман тёти Ани" Найдёнова), леди
Макбет и др. С. была актрисой яркого темперамента, обладала хорошим
голосом, высокой актёрской техникой. Созданные ею образы отличались
оригинальностью трактовки, чёткостью сценического рисунка. Особенно
удавались С. роли сильных, волевых женщин. Исполнение комедийных ролей
С. отличалось мастерством ведения диалога, наблюдательностью, юмором. В
1928 С. ушла со сцены. В 1918-22 преподавала в школе-студии при моск.
Малом т-ре; курс, к-рый она вела совм. с В. Н. Пашенной, после выпуска
превратился в самостоятельный т-р (с 1925 - Студия Малого т-ра, с
1932-Новый т-р, в 1936-44-Моск. драм. т-р).
Соч.: Воспоминания, М., 1947; Ермолова в пьесе П. И. Гнедича
"Холопы", в сб.: М. Н. Ермолова, М., 1955;
Мария Петровна, в сб.: М. П. Лилина, М., 1960.
Лит.: Россов Н., "Макбет" на сцене Малого т-ра, "Рампа и жизнь",
1914, .ј5;Федоров В., Н. А. Смирнова, "Современный т-р", 1928, ј 12. С.
Г.
СМИРНОВА (по мужу -Невахович), Татьяна Петровна (1821-1871)-рус.
артистка балета. В 1829 училась в Петерб. театр. уч-ще, по окончании
к-рого была зачислена солисткой в труппу Мариин-ского т-ра. Училась у А.
А. Лихутиной, К. Дидло, Я. Люстих, А. Титюса. Большое влияние на
творчество С. оказало иск-во М. Тальони. Следуя лучшим традициям
романтич. балета, С. достигала в своём иск-ве особой пластичности,
лёгкости и превосходной техники. С. исполняла партии из репертуара
Тальони; гл. партии в балетах: "Сильфида" Шнейцгоффера, "Тень" Маурера,
"Дая, или Португальцы в Индии" и "Воспитанница Амура" Келлера, "Дева
Дуная" Адана и др. С. была первой .в России исполнительницей партии
Повелительницы виллис в балете "Жи-зель", а также первой рус. балериной,
выступившей на сцене Парижской Оперы (1844, балет "Сильфида"). В 1854
оставила сцену.
Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1938; К р а с о в-ская В., Русский балетный театр от
возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958. Г Д
СМИРНбВ-СОКОЛЬСКИЙ, Николай Павлович [5(17).III. 1898-13.I. 1962]
-артист сов. эстрады. Нар. арт. РСФСР(1957). Был газетным репортёром,
писал текст для артистов эстрады. Дебютировал как куплетист в дачных
т-рах (1915), затем в "Одеоне" (1916), в т-ре Струйского (1917) в
Москве. В годы гражд. войны исполнял злободневные куплеты в рабочих
клубах и красноармейских частях. С 1920 выступал на эстраде как
фельетонист. Создал жанр устного сатирико-публици-стич. эстрадного
фельетона, имеющего форму импровизированной и эмоциональной ораторской
речи, произносимой от лица рядового совр. человека, к-рый не может
мириться с пережитками прошлого и бичует отрицательные явления жизни.
Отсюда подчёркнуто разговорный, нередко уснащённый прибаутками язык,
местами близкий к рифмованной прозе раёшников, насыщенный смелыми
метафорами, особая бытовая интонация, своеобразное построение монологов.
С.-С. выступал как рассказчик-собеседник, у которого мысли подчиняются
произвольным ассоциациям, ирония часто сменялась лирикой, серьёзное
чередовалось со смешным. С.-С. обладал мощным голосом, чёткой дикцией,
намеренно грубоватой, но выразительной жестикуляцией и мимикой. Выступал
в традиционном костюме - чёрная бархатная куртка, пышный белый бант. Его
выступления сочетали сатиру и патетику, были исполнены публицистич.
пафоса. С.-С. стремился сделать эстраду политич. трибуной. Среди его
лучших работ - фельетоны о мещанстве ("Всероссийская ноздря", "Канарейка
с розовым бантом", "Роптать желаю!", "Советский карандаш", "Император
всероссийский"), фельетоны, направленные против грубости, хулиганства в
разл. областях жизни. Со второй пол. 30-х гг. С.-С. обращается к
вопросам иск-ва и лит-ры ("Отелло", "Театральный разъезд"), к вопросам
морали, норм поведения сов. человека ("На всё Каспийское море",
"Проверьте ваши носы!", "Коварство и любовь", "Во поле берёзонька
стояла"), от стихотворного текста он переходит к прозе, применяет
афоризмы, гиперболы, гротески. В поисках новых выразительных средств
С.-С. обращался к театрализации, использовал декорации, куклы,
кино-кадры ("Тайная вечеря", "Разговор с Христофором Колумбом",
"Путешествие на Олимп"). В послевоенные годы С.-С. уделял особое
внимание работе над текстом. Был одним из организаторов т-ра Эстрады в
Москве.
С.-С. был знатоком и любителем книг, собрал ок. 20 тыс. ценнейших
изданий. Автор библиографич. работ: "Рассказы о книгах" (1959),
"Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина" (1962), статей об эстраде.
Лит.: Д м и т р и ев Ю., Н. Смирнов-Сокольский, в кн.: Ежегодник
Ин-та истории искусств АН СССР. Театр. М., 1958; Золотницкий Д.,
Разговоры Смирнова-Сокольского, "Театр", 1963, ј 3. М.З.
СМИЯН, Сергей Константинович (р. 17.V.1925) - укр. сов. режиссёр.
Заслуженный деят. иск-в УССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1950.
Окон-нил актёрский ф-т Киевского ин-та театр. иск-ва им. И.
Карпенко-Карого (1948). В 1948-50- актёр Днепропетровского украинского
драматич. театра им. Т. Шевченко. Гл. режиссёр Запорожского укр. драм.
т-ра им. Н. Щорса (1950-51), Полтавского укр. муз.-драм. т-ра им. Н.
Гоголя (1951-59), Львовского т-ра оперы и балета им. И. Франко
(1959-61); с 1961 - гл. реж. Львовского укр. драм. т-ра им. М.
Занько-вецкой. Лучшие спектакли С. отличаются глубиной,
монументальностью, актёрским ансамблем.
Пост.: "Разлом", "Шторм", "Оптимистическая трагедия";
"Интервенция" Славина, "Третья патетическая" Погодина, "На грани
ночи" Иванчука, "Остановитесь" Рачады, "Украденное счастье" Мейтуса,
"Назар Стодоля" Данькевича. Р.Б.
СМОКТУНОВСКИЙ, Иннокентий Михайлович (р. 18.III.1925) - рус. сов.
актёр. Засл. арт. РСФСР (1964). В 1945-46 учился в студии при драм. т-ре
им. Пушкина в Красноярске. В 1946-51 - актёр 2-го Заполярного драм. т-ра
им. Горького в Норильске. В 1951-52 - актёр рус. т-ра им. Горького в
Махачкале, в 1952-55 работал в Волгоградском т-ре им. Горького, в
1955-57 - в Центр, студии киноактёра при "Мосфильме". Дарование актёра
раскрылось во время его работы в Ленингр. Большом драматич. т-ре им.
Горького (1957-60). Крупным событием театр. жизни было исполнение С.
роли князя Мышкина в спектакле "Идиот" по Достоевскому (1957). С тонкой
одухотворённостью выражал актёр гуманистич. идею спектакля, трагическую
сущность судьбы своего героя. В Большом драматич. т-ре С. играл также
роли Сергея ("Иркутская история" Арбузова), Дзержинского ("Кремлёвские
куранты"), читал текст от автора в спектакле "Поднятая целина" по
Шолохову. С 1960 С. работает гл. обр. в кино, где создал ряд значит,
ролей в фильмах "Девять дней одного года", "Ночной гость", "Високосный
год" и др. В 1965 за исполнение роли Гамлета (в одноим. фильме) С.
удостоен Ленинской пр.
СМОЛИК (Smolik), Франтишек (р.23.1.1891) - чехословацкий актёр. Нар.
арт. ЧССР (1953). В 1908 окончил драматич. школу Я. Строугла и К.
Желен-ского и поступил в труппу Я. Фальтыса. Выступал в одной из трупп в
Вост. Чехии, передвижном т-ре Б. Ержабека, Ф. Жольнера и др. С 1934 -
актёр Нац. т-ра в Праге. В своём творчестве С. опирается на реалистич.
традиции чеш. актёров-комиков 19 в., достигает мастерства
перевоплощения.
Роли: Колинский ("Дочь поджигателя" Тыла), Сганарель ("Скупой"
Мольера), Фирс ("Вишнёвый сад"), профессор Горностаев ("Любовь Яровая"),
доктор Гален ("Белая болезнь"
Чапека), Сторог ("Битва женщин" Клицперы), профессор Полежаев
("Беспокойная старость" Рахманова), Арган ("Мнимый больной") и др.
Выступает и как актёр кино.
Лит.: С е г п у Fr., Narodni umelec Frantisek Smolik, "Divadlo",
Praha, 1955, ј 9, s. 742-55. Л.Сол.
СМОЛИН, Дмитрий Петрович [18(30) .V.1891 -19.XII.1955] - рус. сов.
драматург. В 1910 окончил Моск. академию коммерч. наук. Печататься начал
в 1918. С.- автор пьес: "Товарищ Хлестаков" (1921, Масткомдрама)
"Елизавета Петровна" (1925, Вторая студия МХАТа; Елизавета Петровна -
B.C. Соколова), "Пугачёв и Екатерина II" (1925, Т-р б. Корш), "Семь жён
Иоанна Грозного" (1925, Малый т-р). Пьеса С. "Иван Козырь и Татьяна
Русских" была первой пьесой С., поев. сов. действительности (пост. в
Малом т-ре, 1925, реж. Платон; Татьяна-Пашенная, Иван - Ольховский).
Перевёл комедию Аристофана "Лиси-страта" (1923, Муз. т-р им.
Немировича-Данченко), написал либретто оперы "Иван-Солдат" (1925, филиал
Большого т-ра), либретто бал'ета "Крепостная балерина, или Душенька"
(1927, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова). Историч. пьесы С. были
обычно построены на историч. анекдотах "из придворной жизни", но они
имели успех, т. к. обладали занимательностью, сценичностью. С. Г.
СМОЛИЧ, Дмитрий Николаевич (р.11.IV.1919) - сов. оперный режиссёр.
Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1953). Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Нар.
арт. УССР (1960). Нар. арт. БССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1956.
Депутат Верх. Совета БССР 5-го созыва. Сын Н. В. Смолича. В 1941 окончил
Оперно-драм. студию им. К. С. Станиславского. В 1941-56 - реж. Т-ра
оперы и балета им. Шевченко, 1956-58 - гл. реж. Челябинского, 1958-61 -
Одесского т-ров оперы и балета. С 1962 - худ. рук. и гл. реж.
Белорусского т-ра оперы и балета.
Пост.: в Т-ре оперы и балета им. Шевченко: "Травиата" (1945),
"Севильский цирюльник", "Кармен" (1946); "Галька" Монюшко (1947), "Иван
Сусанин" (1953), "Пиковая дама", "Демон", "Борис Годунов" (1954);
"Молодая гвардия" Мейтуса (1955); в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили -
"Богдан Хмельницкий" Данькевича (1954); в Челябинском т-ре оперы и
балета - "Чио-Чио-сан", "Князь Игорь", "Пиковая дама" (1956); "Город
юности" Шантыря (1957); в Одесском т-ре оперы и балета - "Город юности"
Шантыря
(1961), "Макбет" Верди, "В степях Украины" Сандлера
(1962); в Белорус. т-ре оперы и балета - "Обручение в монастыре"
Прокофьева, "К его и Котэ" Долидзе (1962), "Джоконда" Понкьелли,
"Орестея" Танеева, "Отелло" Верди, "Ясный рассвет" Туренкова (1963),
"Октябрь" Мурадели (1964) и др. с. и Я. Hue.
СМОЛИЧ, Николай Васильевич [р.12(24) .VI .1888 ]- рус. сов. актёр и
режиссёр. Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Б
1905-08 учился на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та. В 1908
поступил на драм. курсы при имп. т-pax, к-рые окон-чилв1911 (класс С. И.
Яковлева и В. Н. Давыдова). В1911-17 - актёр Алекса н-дринского (затем
Петрогр. академич.) т-ра. Роли: Митро-фан ("Недоросль"), Раскольников
("Преступление и наказание" по Достоевскому), царь Фёдор Иоаннович (о.
п. А. К. Толстого), Хлестаков и др.
С 1916 стал работать как режиссёр. Пост. в этом т-ре:
"Декабрист" Гнедича (1918), "Женитьба Фигаро" (1918);
"Заговор Фиеско" Шиллера (1920), "Эльга" Гауптмана (1922), "Канцлер и
слесарь" Луначарского (1923) и др. Этапной работой для т-ра явилась
пост. С. драмы "Посадник" А. К. Толстого (1922). После 1917 С. входил во
Временный комитет, возглавлявший работу т-ра, в 1920 был назначен
руководителем художеств. части. С 1922 одновременно работал оперным
режиссёром в ГАТОБе (с 1935-Т-р оперы и балета им. Кирова). Пост.
спектакли: "Травиата" (1923), "Севильский цирюльник" (1924), "Гугеноты"
(1935, 1951), "Фауст" (1949), "Кармен" (1956). Особенно плодотворной
была деятельность С. в Ленингр. Малом оперном т-ре (в 1924-30 был
художеств. руководителем и директором этого т-ра), где пост. синтетич.
агитзрелище "Двадцать пятое" (текст В. Маяковского, участники - артисты
драмы, оперы и балета ленингр. т-ров), что способствовало утверждению
совр. тематики в муз. т-ре. Пост. С. в этом т-ре отличались смелыми
поисками новаторского решения. С. принёс в оперный т-р культуру драм.
сцены, он стремился привить солистам и хору навыки актёрского иск-ва,
создать художеств. ансамбль. Впервые на сов. сцене здесь были пост.
оперы: "Нос" (1930), "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина
Измайлова", 1934) Шостаковича, "Именины" Желобинского (1935), "Свадьба
Кречинского" Пащенко (1949). В 1930-38 С.- гл. реж. Большого т-ра, в
1938-47-гл. реж., худ. рук. и директор Т-ра оперы и балета им. Шевченко.
В 1961-63 был педагогом Моск. консерватории.
Др. пост.: в Ленингр. Малом оперном т-ре - "Золотой петушок" (1923);
"Там, где жаворонок поёт" (1923) и "Жёлтая кофта" (1925) Легара,
"Испанский соловей" Фалля (1924), "Прыжок через тень" (1927) и "Джонни
наигрывает" (1928) Кшенека, "Снегурочка" (1928), "Евгений Онегин"
(1937); "Разбойники" Оффенбаха (1948), "Суворов" Василенко (1952),
"Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1952), "Таинственный замок"
("Страшный двор") Монюшко (1953), "Дон Паскуале" Доницетти (1954), "Дон
Карлос" Верди (1955); в Большом т-ре-"Загмук"Крейна, "Руслан и Людмила",
"Пиковая дама" (все 1931); "Отелло" Верди (1932), "Тихий Дон" (1936) и
др.; в Т-ре оперы и балета им. Шевченко - "Перекоп" Мейтуса,
Рыбальчемко, Тица (1939), "Шевченко" ("18 47 год") Йориша (1940),
"Честь" Жуковского (1947), "Тарас Бульба" Лысенко (1941, 1947) и др.; в
Ленингр. т-ре муз. комедии - "Кето и Котэ" Долидзе (1950); в Т-ре оперы
и балета им. Палиашвили - "Пиковая дама" (1932), "Аида" (1934); в Т-ре
оперы и балета им. Спен-диарова - "Мазепа" (1949); в Петрозаводском
муз.-драм. т-ре - "Кумоха" Пергамента (1959).
Лит.: "Рабочий и театр", 1933, янв., .ј 2 (ст. И. Соллер-тинского);
"Красная газета", 1935, 1 апр., .ј 73 (ст. А. Пиотровского);
"Театральная декада", 1936, .Na I (37) (ст. К. С. Станиславского);