<< Пред.           стр. 701 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М.,
 1954; Малый оперный театр. Л., 1961. А. Ив.
  СМОЛЬЦОВ, ВикторВасильевич[р.25.1(6.II).1900]- рус. сов. артист
 балета. Засл. арт. РСФСР (1933). В 1918 окончил Моск. хореографйч. уч-ще
 (ученик Н. П. Домашёва и В. Д. Тихомирова). В этом же году был принят в
 труппу Большого т-ра (Москва), где дебютировал одновременно в двух
 партиях-невольник Мутчи и Океан ("Конёк-Горбунок" Пуни). Сильный
 классич. танцовщик, С. занял в труппе ведущее положение, исполнял
 лирич., героич.,романтич.и характерные партии. С. был партнёром
 выдающихся рус. танцовщиц. В 1922 С. выступал совм. с А. П. Павловой во
 время гастролей в Париже.
  Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Жан
 дё Бриен ("Раймонда"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Альберт
 ("Жизель"), Дон Кихот; Петрушка (о. п. Стравинского), Классический
 танцовщик "Шопенпана"), Куман (половецкие пляски в опере "Князь Игорь"),
 Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Босс
 ("Красный цветок", Гос. пр. СССР, 1950).
  С 1925 ведёт педагогич. деятельность: в Моск. хоре-огр. уч-ще, затем
 в "Моск. Художеств. балете" под рук. В. В. Кригер (1931-32). В 1960 ушёл
 на пенсию.
  Лит.: Виктор Васильевич Смольцов, М., 1953 (буклет); Большой театр
 СССР. Опера и балет, М., 1958, с. 265-66. Л. Дин.
  СМОЛЬЦОВ, Иван Васильевич [p.24.VIII(5.IX). 1892] - рус. сов. артист
 балета, педагог. Засл. арт. РСФСР (1933), засл. деят. иск-в РСФСР
 (1951). Брат Виктора Васильевича С. В 1910 окончил Моск. балетное уч-ще
 (класс Н. П. Домашёва) и был принят в труппу Большого т-ра. Был
 участником новаторских постановок А. А. Горского. Иск-во С. чуждо
 изысканности, внешней красивости, оно мужественно и строго. Образы С.
 отличаются теплотой и человечностью.
  Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"),
 Принц ("Волшебное зеркало" Корещенко), Колен ("Тщетная
 предосторожность"), Индусский танцовщик ("Баядерка" Минкуса), Квазимодо
 ("Эсмеральда"), Ли Шан-фу ("Красный мак") и др.
  Выступал и как балетмейстер, пост. "Жизель" (совм. с В. В.
 Кудрявцевой) в моск. балетном т-ре "Остров танца" (1932-33).
  Педагогич. деятельность начал ещё будучи учеником выпускного класса
 уч-ща. Преподавал в Моск. хореографйч. уч-ще. Среди учеников С.: И. А.
 Моисеев, М. М. Габович, А. М. Мессерер, В. Д. Го-лубин, А. М. Руденко.
 Вёл классич. танец в Хореографйч. техникуме им. Луначарского,
 тренировочные классы в балетной труппе Большого театра и др. Л. Дин.
  СМОЛЯК, Виталий Елисеевич (р. 25.IV.1915) - сов. укр. режиссёр и
 актёр, нар. арт. УССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В
 1935-47-артист Харьковского передвижного т-ра им. М. Кропивниц-кого,
 затем Киевского т-ра транспорта. С 1955 - гл. реж'. Полтавского т-ра им.
 Н. В. Гоголя.
  Роли: Овод (о. п. Войнич, 1937), Корчагин ("Как закалялась сталь",
 1941), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова, 1944), Титов ("Иван
 Рыбаков" Гусева, 1946), Хлестаков (1948), дон Сезар ("Дон Сезар де
 Базан" Дюма-нуара и Деннери, 1950), Грозный ("Василиса Мелентьева"
 Островского, 1953), Лука ("Любовь на рассвете" Галана, 1953), Виговский
 ("Навеки вместе" Дмитерко, 1949), Ромодан ("Крылья" Корнейчука, 1954).
 Спектаклям С. присущи разнообразие сценич. приёмов, эмоцион.
 насыщенность, нац. своеобразие.
  Среди пост.: "Васса Железнова" (1955), "Обыкновенный человек" (1954),
 "Одна ночь" Горбатова (1957), "О личном" Пистоленко (1958),
 "Интервенция" Славина (1957), "Видны щляхи полтавские" Барабаша (1959),
 "Шуми, Диброво" Котляра и Майорчика (1960), "Ради своих ближних"
 Лаврентьева (1961), "Где твоё солнце?" Коломийца (1961), "Кубинская
 новелла" Шевцова (1963), "Мария Тюдор" Гюго (1962), "Платон Кречет"
 (1963); "Весёлка" Зарудного
  (1963), "Дума о Британке" Яновского (1964), "Конотопская ведьма"
 Квитки-Основьяненко (1960), "Страницы дневника" Корнейчука (1965),
 "Украденное счастье" Франко
  (1964)., , Л. Б.
  СМОТРЫ ТЕАТРАЛЬНЫЕ - см. Театральные смотры.
  СМЫШЛЯЕВ, Валентин Сергеевич (14.III.1891- 3. X. 1936)-рус. сов.
 актёр, режиссёр, педагог, театровед. Засл. арт. РСФСР (1935). В 1912-17
 учился на юридич. ф-те Моск. ун-та, одновременно в 1913-15- сотрудник
 Моск. Художественного т-ра. В 1915-24 работал в 1-й Студии МХТ, в
 1924-31 во МХАТе 2-м. Свою актёрскую, а затем и режиссёрскую работу С.
 совмещал с организаторской, педагогич. и театр.-обществ, деятельностью,
 руководил фронтовыми бригадами (1917, 1919), был организатором и зав.
 театр. отделом Моск. пролеткульта, зав. секцией массовых представлений
 Тео-Наркомпроса, зав. художеств. частью Центр, арены Пролеткульта. С.
 был основателем, педагогом и режиссёром Белорусской театр. студии в
 Москве (1922-26), педагогом и режиссёром евр. театр. студии
 "Культур-лига" в Москве (1925-27) и др. Среди ролей С.: в 1-й Студии МХТ
 - Чарли ("Потоп" Бергера), сэр Эндрью ("Двенадцатая ночь"), на осн.
 сцене МХАТа - Слепой старик ("Моцарт и Сальери" Пушкина), Алёшка ("На
 дне"); во МХАТе 2-м - Рогачёв ("Чудак" Афиногенова).
  В 1920 С. начал режиссёрскую деятельность. Пост. во МХАТе 2-м
 спектакли: "Укрощение строптивой" (1923), "Гамлет" (1924, совм. с В.
 Н.Та-тариновым и А. И. Чебаном), "Орестея" Эсхила (1926), "Митькино
 царство" Липскерова(1928,совм.с С. Г. Бирман) и др. В 1931-33 С.-худ.
 рук. и режиссёр т-ра "Семперанте", затем был худ. рук. и режиссёром
 Моск. драматич. т-ра (1933-36). Пост.: "Цвет радости", сценарий Ю. В.
 Болотова (1932), "Особое мнение", сценарий О. М. Брика и О. Л. Леонидова
 (1933)- в т-ре "Семперанте","Евгений Базаров" по роману Тургенева "Отцы
 и дети"( 1933), "Красное и чёрное" по о. п. Стендаля (1934), "Скупой"
 Мольера (1935)-Моск. драматич. т-р. Среди реж. работ С.: "Мексиканец" по
 Дж. Лондону (1921, Центр, арена Пролеткульта), нар. представление "Царь
 Максимилиан" (1924, на арене 2-го Моск. гос. цирка), "Сон в летнюю ночь"
 Шекспира (1926), оперные спектакли "Каменный гость" Даргомыжского (1926)
 и "Кашей бессмертный" Римского-Корсакова (1927), "Черевички" Чайковского
 (1928), "Русалка" Даргомыжского (1931) - оперно-симфонич. коллектив и
 оперный класс Московской консерватории; "Бруски" по Панфёрову (1929,
 Первый рабочий театр Пролеткульта) .
  С. обладал тонким вкусом, разносторонними знаниями, но ряд его работ
 отмечен чрезмерным увлечением постановочной стороной, гротеском,
 буффонадой ("Мексиканец", "Скупой").
  Соч.: Теория обработки сценического зрелища, Ижевск, М., 1921;
 "Клубная сцена", 1928, Ns 4; "Театр и драматургия", 1936, ј 5.
  Лит.: Соболев Ю., Валентин Сергеевич Смышляев, "Советское искусство",
 1936, 5 окт., ј 46. А. Шн.
  "СНЕГУРОЧКА"- опера ("весенняя сказка") Н. А. Римского-Корсакова,
 либр. композитора по одноим. пьесе А. Н. Островского. Пост. 29 янв.
 1882, Мариинский т-р (дирижёр Направник, реж. Кондратьев, художники
 Бочаров и Шишков, балетм. Богданов; Весна-красна - Каменская, Дед Мороз
 - Стравинский, Снегурочка - Велин-ская, Лель - Бичурина,
 Купава-Макарова, Мизгирь- Прянишников, Бобылиха- Шредер, Берендей -
 Васильев 3-й, Бермята - Корякин, Леший - Соболев). В 1885 пост. Моск.
 рус. частной оперой (дирижёр Бевиньяни, худож.ники Васнецов, Левитан и
 Коровин). 1893, Большой т-р (дирижёр Альтани, художники Вальц, Савицкий
 и Смирнов, балетм. Мандес; Весна-красна - Крутикова, Дед Мороз - Власов,
 Снегурочка - Эйхенвальд, Берендей - Барцал, Лель - Звягина, Купава -
 Дейша-Сионицкая, Мизгирь - Корсов, Бобыль - Клементьев.
 Бобылиха-Павленкова, Бермята - Трезвинский). 190 7,там же (дирижёр Сук,
 реж. Василевский, художники Коровин, Васнецов, Клодт, балетм. Горский);
 1911, там же (реж. Лосский). Пост. в Харькове (1887, 1896), Киеве
 (1895).
  На сов. сцене впервые пост. 14 дек. 1917, б. Мариинский т-р (дирижёр
 Малько, реж. Мейерхольд, худ. Коровин, балетм. Ширяев). В 1928 пост.
 Ленингр. Малым оперным т-ром (дирижёр Самосуд, пост. Н. Смолича, худ.
 Бобышев, хорм. Бауер, балетм. Чекрыгин; Весна-красна - Самарина, Дед
 Мороз - Белянин, Снегурочка - Горская, Берендей - Балашов, Лель
 -Мшанская, Купава - Кузнецова, Мизгирь - Болотин, Бобыль - Засецкий,
 Бобылиха - Сабинина
  Бермята - Фомин). 1934, там же (дирижёр Самосуд, пост. Шкафера, худ.
 Коровин, хорм. Бауер). 1947, там же (дирижёр Грикуров, пост. Киреева,
 худ. Коровин, хормейстеры Лебедев и Мурин). 1954, Большой т-р. (дирижёр
 Кондрашин, реж. Покровский, худ. Рындин, хорм. Шорин, балетм. Вайнонен).
  Среди исполнителей на рус. и сов. сцене: Салина, Нежданова, Люце,
 Степанова, Лаврова, Барсова, И. Масленникова (Снегурочка), Ершов,
 Собинов, Козловский, Лемешев (Берендей), Головина, Борисенко
 (Весна-красна), В. Петров, Журавленко (Дед Мороз), Петрова-Званцева,
 Любатович, Максакова, Авдеева (Лель), Грызунов, Бакланов, Сливин-ский,
 Киселёв (Мизгирь), Успенский, Нэлепп (Бобыль), Друзякина,
 Ермоленко-Южина, Вишневская (Купава) и др. Пост. в др. городах Сов.
 Союза: Харьков (1928), Куйбышев (1937, 1943), Баку (1946), Пермь (1951),
 Казань (1953), Саратов (1960).
  Пост. за рубежом: Прага (1905), Париж (1908, на франц. яз., пер. П.
 Гальперина и П. Лало, т-р "Опера комик"; 1929, на рус. яз.), Загреб
 (1921), Нью-Йорк (1922, на франц. яз.;
  1935), Барселона (1922, на рус. яз.), Берлин (1923, на нем. яз., пер.
 А. Бернарда), Антверпен (1927), Будапешт (1928), София (1929),
 Буэнос-Айрес (1929, на русском языке;
  1958), Лондон (1933), Турин (1931, на русском языке), Рим (1954).
  Издания: "С." - партитура (литогр.) и клавир (ли-тогр.), В. Бессель,
 СПБ, 1881; акад. изд.- Полное собрание сочинений. Партитура, т. 3/А, Б/
 (том подготовлен Д. Д. Шостаковичем), М..-Л., Музгиз, 1953; клавир, т.
 31 (том подготовлен Д. Д. Шостаковичем), М.-Л., 1953; поел. изд.
 партитуры, М., Музгиз, 1959. ff рр
  СН‚ЖИНА, Елена (1880-17.II.1944) - болг. ар тистка. Жена А. Кирчева.
 В 1904-06 училась в школе МХТ. Вернувшись в Болгарию, поступила в
 "Свободный т-р". С 1906 - актриса Нар. т-ра (София). Игра С. отличалась
 тщательной разработкой сценич. деталей, с особым успехом играла лирич.
 роли.
  Среди лучших работ С.: Тодорка ("Иванко" Друмева), Зон ("Борислав"
 Вазова), Раневская ("Вишнёвый сад");
  Катерина ("Гроза); Ирина ("Женщина с моря" Ибсена), Ада ("Гибель
 Содома" Зудермана), Роксана ("Сирано де Берже-рак"), мадам Сан-Жен (о.
 п. Сарду), Вильма ("Сказка про волка" Мольнара) и др.
  Лит.: Кирчева-Фикова О., Елена Снежина, "Изгрев", 1945,5 декември, ј
 362, с. 4. А. Ив
  СН‚ЛЬМАН (Snellman), Рут (р.23. XI. 1894) - фин. актриса. Дочь
 композитора Я. Сибелиуса. В 1911 училась в театр. школе при Фин. нац.
 т-ре и за границей. С 1913 - актриса Фин. нац. т-ра. Выступала в
 Таммерфорсском т-ре, в т-pax Выборга и др. городах, а также за границей.
  Роли: Герда ("Буря" Стриндберга), Клеопатра ("Цезарь и Клеопатра" Б.
 Шоу), Оливия, Ариель ("Двенадцатая ночь" и "Буря" Шекспира), г-жа Эрлин
 ("Веер леди Уиндермиер" Уайльда), Регина фон Эммериц (о. п. Топелиуса).
  Лит.: Veistaja V., Kasvot naamion takana, Helsinki, 1953, s. 325-331.
 С. Л.
  СНЕТКбВА, Фанни(Федосья) Александровна(1838- 13.II.1929) - рус.
 актриса. Окончила Петерб. театр. уч-ще (1858). Дебютировала на петерб.
 сцене в 1856 в роли кокетливой девочки-княжны Ольги ("Владимир
 Заревский" Ефимовича), завоевав симпатии зрителей красотой, обаянием,
 эмоциональностью игры. С 1858- актриса Михайловского т-ра (Петербург).
 Считалась лучшей "инженю" петерб. сцены. М. С. Щепкин хвалил актрису за
 интуицию, артистич. восприимчивость. Была первой исполнительницей роли
 Катерины ("Гроза", 1859) на петерб. сцене. Не сумев передать всю глубину
 этого образа, С. покорила зрителей (и самого Островского) неотразимой
 женственностью, поэтичностью своей героини. Выйдя замуж, С. в 1863
 оставила сцену.
  Роли: Корд елия ("Король Лир", 1858), Дездемона (1859), Офелия
 (1863); Белоногова и Елецкая ("Холостяк", 1859, и "Нахлебник", 1862,
 Тургенева), Софья ("Горе от ума", 1862), Краснова и Оленька ("Старый
 друг лучше новых двух", 1860, и "Грех да беда на кого не живёт", 1862,
 Островского), Курчаева ("Испорченная жизнь" Чернышёва, 1861) и др.
  Лит.: Вольф А. И., Хроника Петербургских театров. С конца 1855 до
 начала 1881 года, ч. 3, СПБ, 1884; Эфрос Н., Первые Катерины, в сб.:
 Островский. 1823-1923. К столетию со дня рождения. Юбилейный сборник,
 M., 192.0'. Боборыкин П., Три любимицы, "Артист", 1890, ;ј 11. E. M.
  СНУК (Snoek), Андрис (14.XI.1765-3.1.1829) - голл. актёр. Учился на
 священника; увлекался любит. т-ром. В 1789 примкнул к передвижной труппе
 У. Бингли. В 1793 организовал собств. труппу, с к-рой успешно
 дебютировал в Амстердаме в 1795. Быстро выдвинулся как актёр на героич.
 роли, чему способствовали хорошая сценич. внешность, сильный, звучный
 голос. Известность С. принесло исполнение роли Родриго ("Сид" Корнеля),
 получившее в 1803 высокую оценку Тальма. В 1811-20 С.совм. с видными
 голл. актёрами И. Зисенис-Ваттир (до 1817) и Т. Май-офски возглавлял
 "Амстердамский городской т-р" (см. "Схаубур г"). Выдающийся трагический
 актёр, С. был крупнейшим представителем сценического искусства
 классицизма в Голландии (18 - нач. 19 вв.). Успешно выступал также в
 мещанской драме и мелодраме.
  Роли: Гейсбрехт ван Амстел (о. п. Вондела), Ахилл (о. п.
 Хёйдекопера), Гамлет, Макбет, Отелло; Нерон, Ипполит, первосвященник
 Иоад ("Британник", "Федра", "Аталия" Ра-сина), Магомет, Оросман, Эдип
 ("Магомет", "Заира", "Эдип" Вольтера), Маринелли ("Эмилия Галотти"
 Лессинга), Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу) и др.
  Лит.: HellwaldP.von, Geschichte des hollandischen Theaters,
 Rotterdam, 1874. Вл. о.
  "СОБАКА НА СЕНЕ" (др. назв.- "Собака садовника"; "El Perro del
 поеапо-медия в 3 д. в стихах Лопе де Вега (см. Вега Карпъо). Первая
 редакция - 1613 (предположительно), окончательная - 1618. Из новейших
 постановок "С. на с." - Т-р Мариньи, Париж (1955, реж. и исполнитель
 роли Теодоро -Ж. Л. Бар-ро, Диана - М. Рено).
  В России впервые пост. в Александрийском Т-ре (1891, Диана - Савина,
 Теодоро - Дальский, Марсела - Мичурина, Тристан - Варламов). Затем пьесу
 ставили: Малый т-р (1893, Диана - Лешковская, Теодоро - А. Ильинский,
 Тристан - Макшеев); Т-р лит.-художеств. об-ва, позднее- Малый т-р,
 Петербург (1903, 1912).
  Из пост. "С. на с." на сов. сцене: Малый т-р (1919, реж. Санин, худ.
 Юон; Диана - Шухмина, Теодоро - Остужев, Тристан - Н. Яковлев), Т-р им.
 Сундукяна (1925, реж. Бурд-жалян; 1955), Ленингр. т-р Комедии (1936,
 реж. и худ. Акимов; Диана - Гошева, Юнгер, Теодоро - Ханзель, Лецкий,
 Марселла - Гурецкая, Тристан - Суханов), Калининский т-р (1936), Моск.
 т-р Революции (1937, реж. Власов, худ. Фаворский; Диана - Бабанова,
 Теодоро - Лукьянов, Тристан - Дм. Орлов, Толмазов), Волгоградский т-р,
 Куйбышевский т-р (реж. Асеев; Диана - Чекмасова, Теодоро - Бурэ, Тристан
 - В. Михайлов), Свердловский т-р (реж. Ефремов, Диана - Скальская,
 Теодоро - Молчанов, Тристан - Георгиевский) - все в 1938;
 Ростов-ский-на-Дону т-р (1940, реж. Брилль, Тристан - Леондор),
 Смоленский т-р (1940), Латв. т-р драмы (1948), Каунасский муз.-драматич.
 т-р (1950), Горьковский т-р (1958), т-р "Красный факел" (1962, Тристан -
 И. Поляков) и др.
  Издания.- Первая публикация - Comedias de L. de Vega Carpio sacadas
 de sus originales, pt. XI, Madrid - Barcelona, 1618. Первое рус. изд.,
 [пер. H. Пятницкого] под назв. "С. на с." - ж. "Библиотека для чтения",
 СПБ, 1843, т. 58, отдел П; позднее, под назв. "Садовничья собака",
 "Отечественные записки", СПБ, 1853, т. 90, ј 9, отд. 1, с. 30- 88; Из
 сов. изд.: "Собака садовника", пер. А. Бежецкого (Мас-лова), М., [1921]
 (литогр. изд.); пер. В. Пяста, М., 1936 (стеклогр. изд.); в пер. М.
 Лозинского, Л., 1938 и М.-Л., 1938; Лопе де Вега Ф., Избр. драматич.
 произв., т. 1, М., 1954; Лопе де Вега Ф., Собр. соч. в 6 тт., т. IV, М.,
 1963. А. Шн.
  СОБАКИНА, Арина (прозвище - Арина Матвеевна; р. ок. 1762 - дата
 смерти неизв.) - рус. артистка балета. Одна из выдающихся комич.
 танцовщиц конца 18 в. В 1780 окончила балетную школу (класс Л. Парадиза)
 и была направлена в Петербургский "Вольный российский т-р" гл. комич.
 танцовщицей. Работала в этомт-ре под рук. актёра и режиссёра И. А.
 Дмитревского. Затем перешла в Москву и в 1784-85 была одной из ведущих
 актрис Петровского т-ра.
  Лит.: Всеволодский В. (Гернгросс), История театрального образования в
 России, т. 1, СПБ, 1913;
  Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины
 XIX века, Л.-М., 1958. Г. Ш.
  СОБЕЩАНСКАЯ, Анна Иосифовна [3(15).1.1842- 22.XI(5.XII).1918] - рус.
 артистка балета. В 1850-62 училась в Моск. театр. уч-ще (класс К.
 Блазиса). Будучи ученицей, выступала на сцене Большого т-ра, успешно
 исполнила партии Гитаны (о. п. Шмидта и Обера) и Жизели. По окончании
 уч-ща была принята в труппу Большого т-ра. С. развивала реалистич.
 традиции рус. хореографич. школы, стремилась к созданию драматически
 выразительных сценич. образов.
  Партии: Маргарита ("Фауст" Панница и Пуни), Галатея ("Пигмалион"),
 Царь-Девица ("Конёк-Горбунок" Пуни), Гений папортника ("Папортник, или
 Ночь под Ивана Купала" Гербера), Аспиччия ("Дочь фараона" Пуни), Китри
 ("Дон Кихот"), Одетт а-Одиллия и др.
  Выступала также в танц. сценах в операх и дивертисментах.
 Исполнительское иск-во С. высоко ценил М. И. Петипа. В 1879, закончив
 сценич. деятельность, занималась подготовкой молодых танцовщиц. Лит.: В
 а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928;Блазис К., Танцы
 вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, М., 1864; Большой
 театр СССР... Сб. статей, М., 1947; Слонимский Ю-, П. И. Чайковский и
 балетный театр его времени, М., 1956. Юр. Б.
  СОБИНОВ, Леонид Витальевич [26.V(7.VI).1872,* Ярославль,-14.X.1934,
 Рига]-рус. сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. Республики (1923). Род.
 в семье приказчика (дед С. был крепостным). В 1894 окончил юридич. ф-т
 Моск. ун-та. В 1895-99 работал помощником присяжного поверенного. Будучи
 студентом, пел в университетском хоре, в хоре укр. труппы М. К.
 Заньковецкой, гастролировавшей в Москве. На выдающиеся вок. данные С.
 обратил внимание П. А. Шостаковский - директор Муз.-драм. уч-ща Моск.
 филармонич. об-ва. В 1892 С. поступил в уч-ще (класс пения А. М.
 Додонова), к-рое окончил в 1897 (последний год занимался у А. А.
 Сантагано-Горчако-вой). В годы учения с успехом выступал как
 певец-солист в итал. оперной труппе в партиях Арлекина ("Паяцы") и
 Рулевого ("Летучий голландец" Вагнера). С 1896 принимал активное участие
 в концертах "Кружка любителей русской музыки", сблизившись с его
 организаторами А. М. и М. С. Керзиными, с основателями МХТ K.C.
 Станиславским и В. И. Немирови-чем-Данченко. Общение с передовыми
 деятелями рус. иск-ва оказало большое влияние на творчество С., на
 формирование его демократич. обществ, взглядов. После успешного дебюта
 24 апр. 1897 в Большом т-ре (в партии Синодала) С. был принят в состав
 оперной труппы. Вскоре стал одним из крупнейших рус. оперных артистов.
 Его имя как художника и как передового деятеля рус. культуры приобрело
 громадную популярность. На протяжении всей своей творч. деятельности С.
 был связан с Большим т-ром. Выступления С. в 1905-11 на сценах лучших
 зап.-европ. оперных т-ров ("Ла Скала" и др.) принесли ему мировую славу.
 В сов. время широко развернулась муз .-обществ, деятельность С. (в
 1917-18 был директором Большого т-ра), к-рую он сочетал с интенсивной

<< Пред.           стр. 701 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу