<< Пред. стр. 707 (из 913) След. >>
Добролюбов указывал на узкий круг жизненных наблюдений С., наоднообразие его тематики, образов и художеств. средств, консерватизм
идеологии.
С о ч.: Соч., т. 1-5, СПБ, 1855-56; Воспоминания, М.-Л., 1931;
Водевили..., М., 1937.
Лит.: Добролюбов Н.А., Полн. собр. соч. в 6 томах, т. ?, М.-Л., 1934,
с. 162-80; Белкина М., Водевиль Соллогуба, в кн.: Соллогуб В. А.,
Водевили, М., 1937. С. Г.
СОЛОВЦОВ, Анатолий Александрович [р. 12(24). Х.1898] - рус. сов.
музыковед (псевд.- А. Г р о-ман, ГансСакс). В 1931 окончил Моск.
консерваторию по классу проф. М. В. Иванова-Борецкого. С 1925 ведёт
муз.-критич., редакторскую работу. Ряд трудов С. поев. рус. опере и
композиторам муз. т-ра.
С о ч.: М. П. Мусоргский, M.-Л., 1945; С. В. Рахманинов, М.-Л., 1947;
Н. А. Римский-Корсаков, [3 изд.], М., 1958; "Пиковая дама" П. И.
Чайковского, 3 изд., М., 1959;
Книга о русской опере, [М.], 1960; Жизнь и творчество Н.А.
Римского-Корсакова.М., 1964; "Царская невеста" Н. А.
Рим-ского-Корсакова.М., 1964; Н. А. Римски-Корсаков, лекция, превод от
руски, София, 1954.
СОЛОВЦОВ, Николай Николаевич [наст. фам.- Фёдоров;
3(15).V.1857-12(25).I.1902]-pyc. актёр, режиссёр и антрепренёр. Род. в
дворянской семье. Сценич. деятельность начал в 1875 в Орле в труппе
Сервье. Играл в Ярославле, Оренбурге, Саратове, Киеве, Харькове, Казани
и др. городах. В 18821883 - в Александрийском т-ре, в 1883-84 -в
антрепризе М. В. Лентовского в Н. Новгороде и Москве. В 1882-84 ставил
спектакли в Москве в Нем. клубе (впервые выступил здесь как режиссёр). В
1887-89 был актёром, затем режиссёром моск. Т-ра Корша, в 1889-90
работал в Т-ре Абрамовой в Москве. В 1884-91 весной каждого года С.
организовывал актёрские Товарищества, к-рые совершали турне по России. В
1891 С. с группой актёров создал киевское "Т-во драм. артистов", заложив
основу постоянного рус. т-ра в Киеве. Этот т-р (см. Соловцова театр),
ставший одним из лучших в провинции, С. возглавлял до конца жизни, был
его осн. режиссёром (с 1901 одновременно держал антрепризу в Одессе).
Режиссёрское дарование С. наиболее полно раскрылось в киевском т-ре.
Спектакли, пост. С., отличались большой режиссёрской культурой, историч.
и бытовой точностью. Он удачно подбирал актёров и способствовал развитию
их таланта. Пропагандируя совр. передовой репертуар, а также произв.
классики, С. пост. спектакли: "Ревизор", "Плоды просвещения", "Власть
тьмы"; "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович" и "Царь Борис"
А. К. Толстого, "Одинокие" и "Возчик Геншель" Гауптмана. Особенно велики
заслуги С. как пропагандиста драматургии Чехова. Ещё будучи актёром Т-ра
Корша, С. пост. здесь водевиль Чехова "Медведь" (поев. автором
Соловцову), исполнив в нём роль Смирнова. В Т-ре Абрамовой пост.
"Лешего" (первая пост.), в Киеве и Одессе - "Чайку", "Дядю Ваню",
"Иванова", "Три сестры" и др. Сначала С. исполнял роли вторых и первых
любовников. Затем (с нач. 80-х гг.) перешёл на бытовые и характерные
роли, создав в этот период свои лучшие актёрские работы. Игра С.
отличалась сочностью, разнообразием красок; он умел подметить и передать
характерные бытовые подробности.
Роли: Гроаный ("Василиса Мелентьева" Островского и С. Гедеонова),
Любим Торцов, Васильков, Лыняев ("Бедность не порок", "Бешеные деньги",
"Волки и овцы" Островского), Расплюев("Свадьба Кречинского"
Сухово-Кобылина), Репетилов и Городничий и др.
Написал пьесы "Евлампия Рамина", "В дали".
Лит.: Альбом, посвящается деятельности Н. Н. Соловцова по случаю
25-летия артистической деятельности, Киев, 1902; Николаев Н.
И.,Драматический театр в г. Киеве, Киев, 1898. Л. Кл.
СОЛОВЦОВА ТЕАТР - русский театр в Киеве. Был создан в 1891 Н. Н.
Соловцовым, Е. Я. Неделиным, Т. А. Чужбиновым, Н. С. Песоцким как
"Товарищество драм. артистов". С 1893 стал единоличной антрепризой
Соловцова, руководившего этим т-ром до конца жизни и пост. здесь осн.
спектакли. С. т. открылся 1(13) сент. 1891 в помещении т. н. т-ра
"Бер-гоиье". В 1898 перешёл в новое специально выстроенное здание.
Постоянный актёрский состав, тщат. подготовка спектаклей, серьёзная
работа режиссёра с исполнителями определили высокое качество постановок
С. т. В репертуар т-ра входили лучшие произв. совр. драматургии, рус.
классика: "Ревизор" (1891), "Власть тьмы" (1895), "Плоды просвещения"
(1899); "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, "Царь Борис", "Смерть
Иоанна Грозного" и "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (1899),
"Маскарад" (1901). Особое внимание т-р уделял драматургии А. П. Чехова:
"Медведь" и "Свадьба" (1891), "Чайка" (1896), "Иванов" (1897), "Дядя
Ваня" (1898), "Три сестры" (1901). После смерти Соловцова антреприза
перешла к его вдове актрисе М. М. Гле-бовой (1902-05). В 1906-11 и
1917-19 т-р принадлежал И. Е. Дуван-Торцову, в 1911-13 М. Ф. Багрову.
Пост. "Мещане" и "Дачники" (1904), "Варвары" (1906), "Дети Ванюшина"
(1907), "Дети солнца" (1910), "Живой труп" (1911). Новый расцвет т-ра
связан с антрепризой Н. Н. Синельникова (1913-17). В т-ре вновь большое
место заняла рус. классика - произв. Островского, Чехова, Тургенева,
Достоевского и др.
В С. т. работали: И. П. Киселевский, Г. И. Матков-ский, Н. П.
Рощин-Инсаров, И. М. Шувалов, Л. М. Леонидов, М. И. Морская, М. И.
Велизарий, А. А. Пасхалова, Н. Е. Савинов, А. В. Дарьял, Е. А.
Леп-ковский, К. А. Марджанов, Н. А. Попов, Я. В. Орлов-Чужбинин, В. Л.
Юренева, А. Н. Соколовский, С. Л. Кузнецов, А. Г. Крамов, М. А.
Светловидов, Н. М. Ра-дин, И. А. Слонов, Е. А. Полевицкая, Е. М.
Шатрова, М. М. Тарханов, М. Ф. Андреева, Н. Н. Ходотов, И. Р. Пельтцер и
др.
В 1919 С. т. был национализирован и переименован во Второй гос. драм.
т-р УССР им. Ленина.
Лит.: Николаев Н. И., Драматический театр в г. Киеве, Киев, 1898;
Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935; Городиський
М.П., Кшвський театр "Соловцов", Ки'1'в, 1961. Д. К л.
СОЛОВЬ‚В, Владимир Александрович [р. 26. III (8.IV).1907] - рус. сов.
поэт, драматург. Лит. деят. начал в 1924. Первая пьеса "Мы олонецкие"
(1932, т-р "Стройка"). В дальнейшем С. пишет гл. обр. историч. пьесы:
"Фельдмаршал Кутузов" (1940, Т-р им. Вахтангова, Гос. пр. СССР, 1941),
"Великий государь" (1945, Т-р им. Вахтангова, Гос. пр. СССР, 1946),
"Измена нации" ("Золотая чума", 1953, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина),
"Гибель поэта" (1962, Свердловский т-р). С. принадлежит либретто оперы
"Денис Давыдов" (1957, Ленингр. Малый оперный т-р). Язык стихотворных
пьес С. меток, выразителен, порой афористически точен. С. писал пьесы,
поев. современности: "Личная жизнь" (1934), "Чужой" (1938), "Дорога
победы" (1946, Т-р им. Вахтангова), "Опасная профессия" (1958, Т-р им.
Моссовета), "Мёртвый капитал" ("Хамелеон", 1956, Моск. т-р им. Гоголя).
Перевёл на рус. яз. пьесы: "Сирано де Бержерак" Ростана, "Наказание без
мщения" Лопе де Вега, "Хамза" Яшена и др.
Соч.: Пьесы, М., 1948, то же, М., 1950; Исторические драмы, М., 1956,
то же, М., 1960. Я. Мор.
СОЛОВЬ‚В, Владимир Николаевич (1887- 8.X.1941)- рус. сов. режиссёр,
театр. критик, педагог. Начал театр. деятельность в Петербурге как
рецензент (в журналах "Студия", "Новая студия", "Аполлон" и "Любовь к
трём апельсинам"). Занимался историей зап.-европ. т-ра (статьи о т-ре
Мольера, об итал. комедии дель арте); в 20-е гг. выступал с рецензиями и
теоретич. статьями, поев. творчеству В. Э. Мейерхольда. В 20-е гг.
пост.: "Проделки Смеральди-ны" (итал. сценарий; 1920, Т-р нар. комедии),
"Восстание ангелов" Франса (1922, Т-р Новой драмы), "Обращение капитана
Брасбаунда" Шоу (1923, Большой драматич. т-р) и др. С 1924 возглавлял
ленингр. Молодой т-р, в к-ром пост. спектакли: "С утра до полуночи"
Кайзера, "Лисица на рассвете" по рассказу О. Генри "Короли и капуста". В
1925-26 и 1929-33 был режиссёром Академич. т-ра драмы (ныне Ленпнгр. т-р
драмы им. Пушкина), где пост. спектакли: "Делец" Газенклевера (1928),
"Тартюф" (1929); "Робеспьер" Раскольникова (1931, совм. с Н. В.
Петровым);
"Командарм 2" Сельвинского (1930). В 1933 в ленингр. Красном т-ре
пост. "Бесприданницу". В 1929 С. стал режиссёром Малого оперного т-ра.
Последний спектакль С. "Сирано де Бержерак" (1941, Ленингр. т-р им.
Ленинского комсомола). Режиссёрской работе С. присущи острота сценич.
формы, мастерство мизан-сценирования, одновременно С. большое внимание
уделял работе с актёрами. Занимался педагогич. деят. (преподавал в
Ленингр. ин-те сценич. иск-в и в Ленингр. театр. ин-те). Учениками С.
были Б. А. Смирнов, А. И. Райкин и др. Э. К.
СОЛОВЬ‚В, Владимир Романович [р. 8(21).1Х. 1909] - рус. сов. актёр.
Нар. арт. РСФСР (1965). Член Коммунистической партии с 1930. Работал на
заводе слесарем, затем окончил театр. техникум при Моск. ТРАМе. С 1927 -
актёр этого т-ра (ныне Моск. т-р им. Ленинского комсомола). С. играет
обычно роли волевых, деятельных, стойких в преодолении жизненных
препятствий людей. Его сценич. ебразы отличаются романтич.
приподнятостью и вместе с тем простотой, естественностью. Игре С.
присущи сдержанность, внутр. драматизм, мягкий лиризм. Ряд ролей отмечен
острой характерностью.
Роли: Пали Эстераг ("Мой сын" Гергеля и Литовского), Сергей Луконин
("Парень из нашего города"), Огнев ("Фронт"), Михаил Лаврухин ("Годы
странствий" Арбузова), Рябинин ("Юность отцов" Горбатова), Салов ("В
день свадьбы" Розова), Любим Торцов; Крогстад ("Нора"), Прохор ("Васса
Железнова"), Фёдор Протасов ("Живой труп"). С. выступал и как режиссёр -
пост. спектакли:
"История одной любви" Ситонова (1939), "Юность отцов" Горбатова
(1943, совм. с И. Н. Берсеневым), "Годы странствий" Арбузова (1954,
совм. с С. В. Гиацинтовой), "Братья Ершовы" Кочетова (1959, совм. с С.
А. Майоровым) и др. С. снимался в кино: Сабуров ("Дни и ночи"), Нейгауз
("Константин Заслонов";
Гос. пр. СССР, 1950).
Лит.: Смирнова В., Дни и годы Александра Ведерникова, "Театр", 1954,
.ј 7. Н. Мор.
СОЛОВЬ‚В, Иван Иванович [р. 25. III (7. IV). 1910] - рус. сов. актёр.
Нар. артист РСФСР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1934-37
работал в студии под рук. Н. П. Хмелева. С 1937 (с перерывом в 1957-58,
когда С. был командирован в т-р группы сов. войск в ГДР) - актёр Моск.
т-ра им. Ермоловой. Наиболее близки С. роли положит. сов. героев: актёр
раскрывает строй их мыслей, романтику повседневной жизни. Лучшими
работами С. были: Сергей Луконин ("Парень из нашего города", 1942),
Глеба ("Русские люди"), комиссар Руднев ("Люди с чистой совестью"
Вершигоры, 1946), Воропаев ("Счастье" Павленко и Радзинского, 1948), Гай
("Мой друг" Погодина, 1963). С. играл и отрицат. роли - Мартынов
("Возмездие" Березко), Савельев ("Глеб Космачёв" Шатрова).
Из ролей классич. репертуара С. сыграл Петруччо ("Укрощение
укротителя" Флетчера), Несчастливцева.
Др. роли: Осередько ("Далеко от Сталинграда" Сурова, 1946), Бородатый
солдат ("Достигаев и другие", 1952), Эдвард Люне ("Европейская хроника"
Арбузова, 1953), Джифорд ("Чужие" Хентер, 1955). Пост. спектакли: в
студенч. т-ре МГУ -"Дневник Анны Франк" Гудрич и Хакетта (1963); в ГДР в
т-ре группы сов. войск - "Чудесный сплав" Киршона (1958) и др. Снимался
в кино.
Лит.: "Театральная жизнь", 1964, .ј 21, с. 14-16.
М. Лифш.
СОЛОВЬ‚В, Николай Алексеевич [29.Х1(11.ХП). 1895-24.II.1947] - рус.
сов. актёр. Засл. арт. РСФСР (1937). Окончил (1918) драматич. курсы при
б. Александрийском т-ре (педагог Ю. М. Юрьев). В 1918 принят в труппу
Малого т-ра. Дебютировал в роли Мол-чалина ("Горе от ума"). С. создал на
сцене этого т-ра психологически сложные характеры, игра его отличалась
драматизмом, эмоциональностью. Лучшие роли:
Иван Грозный (о. п. А. Н. Толстого), Фёдор Таланов ("Нашествие"),
Незнамов; Колосов ("Любовь Яровая"), Скалозуб ("Горе от ума"), Лука
("Волк" Леонова), Глаголин ("Сотворение мира" Погодина) и др.
Лит.: Головашенко Ю., Режиссура спектаклей об Отечественной войне, в
сб.: Театральный альманах, кн. 2(4), М., 1946; Крути И., В годы
Отечественной войны, в сб.: Советский театр. М., 1947, с. 189-247. Я.
Мор.
СОЛОВЬ‚В, Николай Яковлевич [1845-27.XI (9. XII). 1898] - русский
драматург. Лит. деятельность начал в 1866. Период расцвета творчества
С.- годы сотрудничества с А. Н. Островским. Ими написаны пьесы:
"Счастливый день" (1877), "Женитьба Белу-гина" (1877), "Дикарка" (1879),
"Светит, да не греет" (1880). В этих произв. намечаются нек-рые новые
тенденции рус. драматургии (так, напр., образ Андрея Белугина
предвосхищает новый тип купца, появившийся позднее в пьесах Чехова и
Горького). Пьесы Островского и С. с успехом шли на сценах столичных и
провинц. т-ров, широко ставятся в сов. время. Последующие пьесы С.:
"Медовый месяц" (1881), "Случай выручил!" (1884) и др., были значительно
слабее. В комедии С. "На пороге к делу" (1879) о молодой деревенской
учительнице гл. роль играли М. Н. Ермолова и М. Г. Савина.
С о ч.: О с т р о в с к и и А. Н., Полное собр. соч., т. 10, М., 1951
(пьесы в соавторстве с Островским); Собр. драматических соч., т. 1-2,
СПБ, 1910;Переписка А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева, в кн.:
Литературный сборник 1, Кострома, 1928 (Труды Костромского научного
общества по изучению местного края, вып. XLII).
Лит.: М а с л и х В., А. Н.Островский и Н. Я. Соловьев (К истории
создания "Женитьбы Белугина"), в кн.: Островский А. Н., Женитьба
Белугина, М.-Л., 1949;
Данилова Л., Школа драматурга, в кн.: Уч. зап. [Лен. гос.
пединститута им. А.И.Герцена], Л., 1961, т. 219, с. 151-73. Люд. Д.
СОЛОВЬ‚В-СЕДОЙ (наст. фам. - Соловьёв), Василий Павлович [р. 12(25).
IV. 1907] - рус. сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1957). Деп. Верх.
Совета СССР 3-5-го созывов. В1936 окончил Ленингр. консерваторию по
классу композиции П. Б. Рязанова. В годы Великой Отечеств. войны
С.-С.-худ. рук. фронтового т-ра малых форм "Ястребок" (1941-42). Автор
балетов: "Тарас Бульба" (1939, 2-я ред. 1955, Т-р оперы и балета им.
Кирова), "Дружба" (1961); оперетт: "Верный друг" (1945, Куйбышевский т-р
муз. комедии), "Самое заветное" (1952, Ленингр. т-р муз. комедии);
музыки к драм. спектаклям ["Слава" (1936) и "Иван Рыбаков" (1954)
Гусева, "Любовь Яровая" (1937);
"Свадьба с приданым" Дьяконова (1951), "Весенние скрипки" Штейна
(1959) и др.] и к кинофильмам. С.-С.-один из виднейших сов.
композиторов-песенников (Гос. пр. СССР, 1943, 1947; Ленинская пр.,
1959). Задушевная лирика, юмор и жизнелюбие песенного творчества С.-С.
получили отражение и в его муз.-театр. произв., где представлены разл.
муз. жанры: лирич.песни, шуточные, игровые, частушки и др. О. Д.
СОЛОГУБ, Фёдор [наст. имя и фамилия - Фёдор Кузьмич Тетерников;
17.11(1.111). 1863-5.XII. 1927] - рус. поэт, писатель, драматург.
Представитель декадентского направления в лит-ре. Начал печататься в
1884. Наибольшую известность произв. С. приобрели в годы реакции, после
поражения революции 1905. Выражая настроения буржуазии эпохи кризиса, С.
писал произв. (в т. ч. пьесы), утверждавшие мысль о низменности
человеческой натуры, эротику, культ смерти, отличающиеся эстетским
стилизаторством.
Пьесы: "Победа смерти" (1907, Т-р Комиссаржевской, ре/к. Мейерхольд),
"Ночные пляски" (1909, петерб. Литейный т-р, реж. Евреинов; 1915, Т-р
Комиссаржевской, реж. Ф. Ко-миссаржевский и Зонов), "Ванька-ключник и
паж Жеан" (1909), "Мелкий бес" (инсценировка романа, 1910, Т-р
Незлобина, реж. Марджанов), "Мечта-победительница" (1912, петерб. т-р
"Комедия и драма"), "Заложники жизни" (1912, Александрийский т-р, реж.
Мейерхольд), "Узор из роз" (инсценировка повести С. "Барышня Лиза",
1920, 2-я Студия МХАТ, реж. Лужский) и др. Написал также несколько
небольших комедий, к-рые были пост. в петерб. т-ре "Кривое зеркало".
В статье "Театр одной воли" (в кн.: Театр. Книга о новом театре, СПБ,
1908), отражающей его театр. воззрения, С. утверждает принцип
декадентского т-ра, теорию превращения актёра в марионетку.
Соч.: Собр. соч. в 12 томах, т. 8, СПБ, 1910; Очарование взоров (А.
Дункан), "Театр и искусство", 1913, .No 4; Тень трагедии, там же, 1914;
.N" 48;Театр-храм, там же, 1917, ј 3;
Мечтатель о театре, там же, 1916, ј 1.
Лит.: Блок А., Творчество Ф. Сологуба, Собр. соч. в 8 томах, т. 5,
M.-Л., 1962; Ю з о в с к и и И. И., Максим Горький и его драматургия,
М., 1959, с. 388-439. С. Г.
СОЛО ДАРЬ, Цезарь Самойлович [р. 14(27). IX. 1909]- рус. сов.
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Первая пьеса - "Январь"
(1936). В драматургии выступает гл. обр. в жанре комедии. В пьесах С.
высмеиваются пережитки прошлого в области морали. Большой успех имел
водевиль "В Сиреневом саду" (1954, Моск. т-р драмы и комедии). Среди
пьес С.- комедии "Летний день" (1950, Т-р им. Вахтангова), "Любовь,
директор и квартира" (1956, Центр, т-р транспорта), "Серебряная свадьба"
(1959, там же), "Когда догорают костры" (1965, т-р "Ромэн"); пьесы для
детей - "Мальчик из Марселя" (1951), "У лесного озера" (1952)-ЛенТЮЗ,
"Правда о старом кинжале" (1965, Тульский т-р) и др.
С о ч.: Комедии, М., 1963; Маленькие комедии. Сб. одноактных пьес,
М., 1962. Вл. П.
СОЛОДОВНИКОВ, Александр Васильевич [р. 1 (14). V 111.19041 - рус.
сов. театр. деятель, журналист, театр. критик. Чл. Коммунистич. партии с
1925. В 1936 окончил Ин-т красной профессуры. Печатается с 1934. В
1938-45 - нач. Гл. управления т-ров Комитета по делам иск-в при СНК СССР
и зам. председателя Комитета. В 1948-1951 - директор Большого т-ра СССР,
в 1949-51 - гл. ред. журнала "Театр", в 1955-63- директор МХАТ им.
Горького. С 1963-советник Министерства культуры СССР.
С о ч.: Образы современников, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1943, М., 1945;
Художественный театр и советская культура, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1947,
М.-Л., 1949; Вступ. ст. в кн.: Московский Художественный театр в
советскую эпоху, М., 1962; ред. совм. с др. сб.: Режиссер в советском
театре, М., 1940. С. Г.
СОЛОМАРСКИЙ, Александр Иванович [р. 30.VI. (12.VII). 1897] - укр.
сов. режиссёр. Нар. арт. Укр. ССР (1954) и нар. арт. Казах. ССР (1943).
После окончания Киевского ин-та нар. образования и театр. студии
поступил в 1923 в Киевский рус. драматич. т-р. Затем работал как актёр в
Одесском рус. т-ре, в 1937- 1939 возглавлял т-р "Красный факел", в
1939-44 - Алма-Атинский рус. т-р, в 1944-53 - Одесский рус. т-р. С.
является одним из ведущих деятелей сов. т-ра для детей. В 1925-37 -
актёр и гл. реж. Киевского, Донецкого, Саратовского ТЮ Зов, в
1953-.-61укр. ТЮЗа в Киеве.
Пост.: "Доходное место", "Бедность не порок", "Враги", "Егор Булычев
и другие". "Ревизор", "Женитьба", "Три сестры", "Дядя Ваня", "Платон
Кречет", "Фронт", "Человек с ружьём", "Нашествие"; "В добрый час" и
"Неравный бой" Розова, "Сказка о Чугайстре" Воронько, "Гимназисты"
Тренёва, "Три толстяка" Олеши, "Странный человек" Лермонтова, "Дни
юности" Микитенко.
Вёл педагогич. работу в Одесском театр. уч-ще, Киевском театр. ин-те
и др. Дм. Д.
СОЛОМОНИ (Solomoni), Джузеппе Иосиф (гг. рожд. и смерти неизв.) -
итал. артист балета и балетмейстер. В 1770-х гг. работал в Вене совм. с
Ж. Нове-ром. В 1782 приехал в Москву в Т-р Медокса, где работал
танцовщиком и балетмейстером (1784, 1800- 1805). С. был педагогом и
балетмейстером крепостных т-ров Н. П. Шереметева (1786) и H. Б. Юсупова