<< Пред.           стр. 710 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  СОФОКЛ (ScoxAYjc) (ок. 496-406 до н. э.) - др.-греч. драматург. Род.
 в Колоне, близ Афин, в семье богатого владельца оружейной мастерской. В
 молодости был близок к вождю афинской аристократии Кимону, позднее
 примкнул к лидеру демократии Пе-риклу. Избирался на важные гос.
 должности.
  Первую победу на состязаниях трагич. поэтов С. одержал в 468 до н.
 э., впоследствии 17 раз занимал первое место на Великих Дионисиях, 6 раз
 - на Ленеях. Древние филологи располагали 123 произв. С., нам известны
 по назв. 114. Целиком дошли только
  7 трагедий: "Аякс" (до 442), "Антигона" (ок. 442), "Трахинянки" (дата
 неизв.), "Царь Эдип" (ок. 429), "Электра" (дата неизв.), "Фил октет"
 (409), "Эдип в Колоне" (пост. поем. в 401). Сохранилось также мн.
 фрагментов разл. величины, в т. ч. папирусные отрывки из сатировской
 драмы "Следопыты".
  Мировоззрение С., поэта эпохи расцвета афинской рабовладельч.
 демократии, отражает противоречивость идеологии афинского полиса 2-й
 пол. 5 в. до н. э. С одной стороны, выдающееся положение в греч. мире,
 достигнутое Афинами к сер. 5 в., их духовный подъём оказались возможными
 только в результате недолговечного классового единства, сложившегося к
 этому времени среди свободных граждан гос-ва, и, в свою очередь,
 требовали сохранения и укрепления коллективной солидарности. Полисная
 идеология, выросшая на основе "...совместной частной собственности
 активных граждан государства..." (Маркс К. и Э'нгельс Ф., Соч., 2 изд.,
 т. 3, с. 21), видела свой оплот во всевластии божеств, промысла, в
 незыблемости традиц. установлении. С др. стороны, именно в условиях
 наивысшего для того времени уровня демократии всё настойчивее
 становилась тенденция к высвобождению личности из полисных связей:
 испытания и страдания, выпадающие на долю отдельного человека вопреки
 его собств. усилиям, не могли найти достаточно удовлетворит, объяснения
 в божеств. воле. В трагедиях С., выступавшего за сохранение полисных
 устоев, отчётливо различима стоящая позади всякого события неотвратимая
 воля божества, но С., в отличие от своего предшественника Эсхила, не
 пытался объяснить её к.-л. этич. соображениями.
  8 то же время пристальное внимание С. привлекал активно действующий,
 самостоят, в своем поведении и решениях человек, принимающий на себя
 полную ответственность за свои поступки. Уже в ранней трагедии "Аякс"
 герой осознает несовместимость содеянного им преступления с нравств.
 кодексом доблестного вождя и находит освобождение от позора и бесчестья
 в добровольной смерти. В трагедии "Царь Эдип" только отдалённым намёком
 звучит мотив родового проклятья, с к-рым связан миф об Эдипе в
 предшествовавшей С. лит. традиции; зловещее предсказание, сбывшееся
 несмотря на все усилия Эдипа, ставит его перед таинственной и
 непознаваемой силой судьбы. Но в безграничной смелости, с к-рой Эдип
 борется с судьбой, в непреклонной решимости раскрыть окружающую его
 тайну проявляется подлинное величие человека. Неведение, в к-ром Эдип
 совершает страшные преступления, не освобождает его от ответственности,
 хотя и делает неприемлемой в толковании трагедии идею его субъективной
 вины и божеств, возмездия. Жертвой такого же трагич. неведения
 становится Деянира ("Трахинян-ки"). Выявление истины приводит героев С.
 к "прозрению", и эта ситуация позволяет С. раскрыть противоречие между
 субъективными устремлениями человека и объективным результатом его
 побуждений. Цельной, непоколебимой в своём решении предстаёт Антигона
 (о. п.), но, в отличие от Эдипа, её субъективное поведение находится в
 соответствии с "неписанными" нормами гражданской этики, освящёнными
 вечной божеств, волей. Логика событий в трагедии приводит к осуждению
 тиранич. единовластия Креонта, и таким обр. С. полемизирует с тезисом
 софистов о человеке как "мере всех вещей", противопоставляя ему традиц.
 полисную мораль.
  Вне всякой связи с иррациональными силами живут и действуют герои
 трагедий "Электра" и "Филоктет": их деяния и страдания возникают из их
 внутр. состояния, из врождённых нравств. свойств. В образах Электры и
 Неоптолема глубже, чем в ранних трагедиях, раскрыт процесс созревания и
 обоснования поступков людей. Персонажи С. достаточно индивидуальны, но
 их индивидуальность, свободная от всего случайного и несущественного,
 возникает на основе идеального представления драматурга о человеке; С.
 говорил, что он изображает людей такими, "какими они должны быть" (см.
 Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 129). Персонажам С. не
 свойственно также психологич. развитие; в ходе действия трагедии только
 обнаруживается п раскрывается "природа" каждого из героев.
  Новые задачи в изображении человека определили специфич. черты драм.
 техники. С. почти целиком отказался от объединения трагедий в трилогии,
 значительно увеличил диалогич. части и ввёл третьего актёра. Это
 позволило (начиная с "Царя Эдипа") усилить напряжение в развитии
 действия. Своеобразная двухчастность построения ранних трагедий, при
 к-рой судьба осн. героя (Аякса, Антигоны, Деяниры) решается в первой
 половине трагедии, а события второй части представляют результат их
 действий или гибель, преодолевается в "Царе Эдипе", затем в "Электре" и
 "Филоктете", где все нити ведут к постепенному раскрытию "характера"
 осн. героя. Герою часто противопоставляется второстепенный персонаж,
 стремящийся отклонить его от выполнения нравств. долга (Тек-месса в
 "Аяксе", Йемена в "Антигоне", Хрисофемида в "Электре", отчасти Иокаста в
 "Царе Эдипе"); в противодействии этому "искушению" утверждается
 достоинство и величие человека. С. увеличил состав хора до 15 человек,
 но по сравнению с Эсхилом существенно сократил объём и значение хоровых
 партий; обычно в них содержится реакция на изображаемые события или
 размышления на этич. темы. С. приписывают введение декорац. живописи.
  Творчество С. высоко ценилось в древности. Верги-лий и Овидий считали
 его образцом трагич. поэта. Сюжеты и образы трагедий С. неоднократно
 использовались в последующей античной (Ливии Андроник, Акций, Сенека) и
 европ. лит-ре. Среди многочисл. переработок С. в новое время:
 "Несчастная царица Иокаста" Сакса (1550), "Эдип" Корнеля (1659) и
 Вольтера (1718) , оперы Г. Перселла, А. Скарлатти и др. Глубокий
 теоретич. интерес к С. возник в конце 18 - нач. 19 вв. в Германии (Г. Э.
 Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Клейст, Ф. Шиллер, И. Гёльдерлин). В 19 в. Ф.
 Мендельсон-Бартольди написал музыку к "Эдипу" (1841) и "Антигоне"
 (1845). В нач. 20 в. мотивы трагедий С. использовал Г. Гофмансталь
 ("Электра", 1903, "Эдип и Сфинкс", 1906, "Царь Эдип", 1909),
 впоследствии В. Газенклевер ("Антигона", 1917), Ж. Кокто ("Антигона" и
 "Царь Эдип", 1928, фильм "Эдип", 1953), А. Жид ("Эдип", 1931), Ж. Жироду
 ("Электра", 1937), Ж. Ануй ("Антигона", 1942), Б. Брехт ("Антигона",
 1948), П.Карваш ("Антигона и другие", 1962); в опере:
  Р. Штраус ("Электра", 1909), И. Ф. Стравинский ("Царь Эдип", 1928),
 А. Онеггер ("Антигона", 1930), Дж. Энеску ("Эдип", 1936), К. Орф
 ("Антигона", 1949).
  Трагедии С. с сер. 19 в. ставятся в т-рах всего мира. В пост.
 участвовали: Ж. Муне-Сюлли, Т. Сальвини, А. Моисеи, бр. Адельгейм, Ю. М.
 Юрьев, М. Л. Рок-санова. В Сов. Союзе в 1920-е гг. трагедию "Царь Эдип"
 ставили в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани и др., в т. ч. на
 открытых сценах и на цирковой арене.
  Среди пост. последних лет: "Царь Эдип" - Лондон (1945, т-р "Олд Вик",
 в загл. роли - Л. Оливье), Тель-Авив (1947, т-р "Габима"), Париж (1951,
 "Т-р Елисейских полей", худ. П. Пикассо), Эпидавр (1955, Нац. греч. т-р,
 реж. А. Мино-тис), Тбилиси (1956, Т-р им. Руставели, в загл. роли - С.
 Закариадзе), Белград (1957, Нар. т-р, в загл. роли - Л. Иова-нович),
 Сиракуза (1958, Греч. т-р, реж. Г. Сальвини), Анкара (1960, Нар. т-р,
 реж. Т. Музенидис), Мюнхен (1962, "Резиденц-театр", в загл. роли - Т.
 Хольцман), Прага (1963, Нац. т-р, в загл. роли - В. Вейражка);
 "Антигона" - Эпидавр (1956, Нац. греч. т-р, реж. А. Минотис, в загл.
 роли - А. Синодину), София (1958, Нар. т-р им. К. Сарафова, реж.
 Музенидис), Бухарест (1958, Т-р молодёжи, в загл. роли - О. Тудораке),
 Авиньон (1960, Нац. нар. т-р, пост. Ж. Ви-лара). Вена (1962, Бургтеатр.
 реж. Г. Зельнер), Варшава (1962, "Т-р для всех", реж. И. Бабел);
 "Электра" - Москва (1945, Т-р им. Вахтангова), Афины (1952, Нац. греч.
 т-р, реж. Д. Рондирис. в загл. роли - К. Паксину), Прага (1956, Т-р
 Чехословацкой армии), Пирей (Т-р греч. трагедии, реж. Д. Рондирис. в
 загл. роли - А. Папатанасиу, удостоена 1-й пр. Т-ра Наций в Париже,
 1960).
  Тексты: Sophocle, [Tragedies], texte etabli par A. Dain et traduit
 par P. Mazon, t. 1-3, P., 1955-60; в рус. пер.- Драмы, т. 1-3, M.,
 1914-15; Трагедии, М., 1954.
  Лит'.: P а д ц п г С. И., К вопросу о мировоззрении С." "Вестник
 древней истории", 1957, [ј] 4; Чистякова H. A. " К вопросу об образах
 трагических героев в драмах Софокла" в сб.: Классическая филология,
 [Л.], 1959; Д у х и н И. Л., Софокл и Еврипид, в сб.: Русская и
 зарубежная лит-ра, Краснодар, 1961; W e b s t e г Т. В. L., An
 introduction to Sophocles, Oxf., 1936; В о w r a C. M., Sophoclean
 tragedy, Oxf., 1944; E a r p F. R., The style of Sophocles, Cambr.,
 1944;
  ReinhardtK., Sophocles, 3. Aufl., Fr./M., 1947; W h i t-m a n С. Н.,
 Sophocles. A study of heroic humanism, Cambr. (Mass.), 1951; Bonnard A.,
 La tragedie et Гпотте, Neuchatel - P., [1951]; Ehrenberg V., Sophocles
 and Pericles, Oxf., 1954 (то же, в нем. пер.. Munch., 1956);
  К irkwood G. M., A study of Sophoclean drama, Ithaca (N. Y.), 1958;
 Maddalena A., Sophocle, Torino, 1959, 2 ed., 1963; L es k у A., Die
 tragische Dichtung der Hellenen, 2. Aufl., Gottingen., 1964. См. также
 ст. Древнегреческая драматургия и лит. к ней. В. Я,
  СОФРОН (2](uppu)v) (4 в. до н. э.) - др.-греч. мимограф. Родом из
 Сиракуз. По др. свидетельствам,- автор наиболее популярных мимов. От них
 сохранились отрывки и заглавия ("Вестник", "Несчастная", "Охотник на
 тунцов" и др.). Аристотель высоко ценил мимы С. ("Поэтика", I, 1447, 9).
 Филолог эл-линистич. школы Аполлодор написал о С. спец. исследование,
 к-рое цитирует писатель Афиней (2-3 вв.). Лит.: История греческой
 лит-ры, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, М.-Л., 1946, с. 432.
 Лид. Ф.
  СОФРОНОВ, Анатолий Владимирович [р. 6(19).!. 1911] - рус. сов. поэт,
 драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1940. Работал на заводе Ростсельмаш
 (1929- 1934), был фрезеровщиком, слесарем, секретарём редакции заводской
 газеты. В 1937 окончил лит. ф-т Ростовского педагогич. ин-та. С 1929
 выступает как поэт (в 1934 вышла первая книга стихов С. "Солнечные
 дни"). С.- автор текстов ряда сов. песен и либретто оперетт. Первая
 пьеса С.- "В одном городе" (1948, Т-р им. Моссовета; Гос. пр. СССР,
 1948), поев. трудным судьбам людей, возрождающих разрушенное войной
 хозяйство. Пьеса "Московский характер" (1948, Малый т-р; Гос. пр. СССР,
 1949) показывает столкновение передовых людей с узкоместнической,
 собственнической позицией. Пьесы С. "Сердце не прощает" (1955,
  МХАТ), "Деньги" (1956, Малый т-р), "Человек в отставке" (1958, Т-р
 им. Маяковского) поев. вопросам морали, борьбе с пережитками прошлого.
  С.- автор жизнерадостных комедий, высмеивающих мещанство и пошлость,
 утверждающих радость труда:
  "Миллион за улыбку" (1959, Т-р им. Моссовета), трилогии "Стряпуха"
 (1959), "Стряпуха замужем" (1961) и "Павлина" (1964). Эта трилогия о
 тружениках из кубанского колхоза, о трудовой гордости сов. человека, о
 рождении нового коммунистич. сознания. Первые две пьесы пост. Р. Н.
 Симоновым в Т-ре им. Вахтангова. Пьесы С. широко идут в т-pax страны,
 они отличаются актуальностью тем, сценичностью, живым юмором.
  Др. пьесы: "Карьера Бекетова" (1949, Ленингр. т-р Комедии), "В наши
 дни" (1952, Т-р им. Вахтангова), "Варвара Волкова" (1953, Т-р им.
 Моссовета), "Честность" (1961, Малый т-р), "Последние соловьи"
 (1961,Моск. т-р им. Пушкина) "Берегите живых сыновей" (1963),
 "Судьба-индейка" (1964 Моск. драматич. т-р), "Обручальное кольцо" (1964,
 Т-р им Моссовета).
  С о ч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1955. Драмы, М., 1959 Стряпуха,
 М., 1960; Павлина, "Театр", 1965, .ј 2. Вл.П
  СОФРОНОВ, Василий Яковлевич (30.1.1884- 10.X.1960) - рус. сов. актёр.
 Нар. арт. СССР (1956). Будучи студентом Петерб. ун-та, одновременно
 выступал в любительских спектаклях. В 1907-10 учился на курсах при т-ре
 Лит .-художеств. об-ва. С 1910 работал в этом т-ре. В 1918 стал одним из
 организаторов и актёров Ленингр. Большого драматич. т-ра, в к-ром
 проработал всю свою жизнь. Играя роли Руководящего лица ("Мой друг"
 Погодина), Рябинина ("Достигаев и другие" Горького), Громова
 ("Аристократы" Погодина), Годуна ("Разлом"), комиссара Кошкина ("Любовь
 Яровая"), С. воссоздавал характер большевика, передового рус. человека,
 строящего новый мир. Эту же тему С. развивал в сценич. образе В. И.
 Ленина ("Человек с ружьём"). С.- выдающийся исполнитель ролей в
 горь-ковской драматургии: Суслов ("Дачники"); Перчихин ("Мещане"). Роли
 в классич. репертуаре - король Лир и Ричард III, Робинзон
 ("Бесприданница") и др.
  Творчество С. отмечено высокой театр. культурой, остротой и глубиной
 мысли, сдержанностью, строгостью сценич. рисунка. Он выступал и как
 режиссёр, пост. спектакль "Кремлёвские куранты" (1958), в к-ром играл
 роль Забелина. В 1951 С. присуждена Гос. пр. СССР за исполнение роли
 Берсенева ("Разлом"). . Дм. Д.
  СОХАДЗЕ, Екатерина Тарасовна [р. 3(16).III. 1907] - груз. сов.
 артистка оперы. Нар. арт. Груз. ССР (1946). В 1925-28 училась пению в
 Кутаисском муз. техникуме, в 1930 окончила Тбилисскую консерваторию по
 классу О. А. Бахуташвили-Шульги-ной. В 1930-53 - солистка Т-ра оперы и
 балета им. Палиашвили.
  Партии: Этери, Маро ("Абесалом и Этери", "Даиси" 3. Палиашвили), Нино
 ("Сказание о Шота Руставели" Аракишви-ли). Нестан-Да реджан ("Сказание о
 Тариэле" Мшвелидзе), Тамара, Татьяна, Марфа, Микаэла; Дездемона
 ("Отелло" Верди), Чио-Чио-сан; Наталья ("Тихий Дон") и др. Л Ц
  СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - творческий метод, основанный на правдивом,
 исторически-конкретном изображении действительности в её революционном
 развитии. Опираясь на опыт всей предшествующей художественной культуры и
 прежде всего реалистич. иск-ва (см. Реализм), С. р. выступает как его
 новый, высший историч. этап. Ростки С. р. в иск-ве появляются в 19 в., в
 пору выхода на историч. арену рабочего класса и возникновения
 коммунистич. идеологии, однако окончательно он формируется и развивается
 на почве социального опыта 20 в. ив первую очередь опыта Октябрьской
 революции, как обобщение практики нового, революц. иск-ва.
  Опираясь на научное мировоззрение, С. р. рассматривает
 действительность во всей её реальной сложности и противоречивости и
 одновременно в историч. перспективе движения к коммунистич. обществу, в
 перспективе разрешения противоречия между "человеком и человеком",
 "индивидом и родом", "свободой и необходимостью" (см. К.Маркс, в кн.:
 Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 588), что, в свою
 очередь, ведёт к новому соотношению между идеалом и действительностью,
 "целью и средством", "словом и делом". Все эти предпосылки определяют
 осн. эстетич. принципы С. р.- глубокую правдивость, прогрессивную
 идейную направленность, историч. конкретность и гуманистич. сущность.
  Диалектика характеров и обстоятельств, детерминированность личности
 социальными условиями, средой и значение личности в изменении этих
 условий, представление о человеке как "объекте" и "субъекте" истории
 получают в иск-ве С. р. наиболее глубокое выражение. Иск-во С. р.
 показывает, что "совпадение изменения обстоятельств и человеческой
 деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как
 революционная практика" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2
 изд., т. 3,с. 2). Исторически это связано с появлением на сцене
 представителей народа и прежде всего нового, рево-люц. класса, уже не в
 качестве "фона" или страдающей массы, как это чаще всего было в иск-ве
 прошлого, а как активного творца истории. Раскрывая роль нар. масс в
 истории, иск-во получает тем самым возможность впервые раскрыть и
 значение активного, самостоятельного действия человека в разрешении
 противоречий жизни. Особая историч. заслуга в этом отношении принадлежит
 одному из основоположников С. р.- М. Горькому, творчество к-рого
 пронизывает мысль: "Не я, но мы - вот начало освобождения личности"
 (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 18). "Хозяин тот, кто трудится", "Права не
 дают, права берут" ("Мещане")- эти положения символизируют новый этап
 осознания человеком своего отношения к действительности, осознания себя
 хозяином "собственной судьбы". Поступая по внутр. убеждению, свободно,
 герой опирается на революц. опыт масс, его действия постоянно
 соотносятся с этим опытом, к-рый выступает как высший критерий в оценке
 личности, её "направленности" и поведения. В этом заключается одно из
 важнейших завоеваний социалистич. иск-ва.
  В С. р. получает наиболее глубокое воплощение принцип народности
 иск-ва, сформулированный В. И. Лениным. "Искусство принадлежит народу.
 Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких
 трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно
 должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их" (цит. по
 кн.: 2 е 1 1с 1 п С., Егшпегипеп ап Ьешп, В., 1957, 8. 17). Отражение
 интересов народа, насущных проблем его жизни, приближающее "искусство к
 народу и народ к искусству" (там же), служит эстетическому воспитанию
 народных масс, формированию гармонич., всесторонне развитой личности и
 раскрепощению самого иск-ва, реализации всех его эстетич. возможностей.
 В этом смысле иск-во С. р. разрешает противоречия, характерные для
 предшествующих этапов развития художеств. культуры.
  С народностью внутренне связан один из важнейших эстетич. принципов
 С. р.- его партийность, к-рая заключается в открытом, сознательном
 служении художника интересам рабочего класса, в наших условиях - всего
 народа. Мировоззренч. позиция, ставшая внутр. убеждением художника,
 связывающая его с историч. миссией наиболее последовательно-ре-волюц.
 класса, оказывается источником подлинной свободы творчества и
 предпосылкой, дающей возможность иск-ву отразить глубокую правду
 действительности. В этом смысле партийность С. р. противоположна бурж.
 партийности в иск-ве, часто скрывающей под маской "абсолютной свободы"
 творчества зависимость художника от господств, капиталистич. отношений и
 искажающей его взгляд на действительность.
  В свете мировоззрения, раскрывающего закономерности истории,
 правдивость реализма приобретает в социалистич. иск-ве новые качества,
 обогащается более широким и глубоким взглядом на обществ, конфликты,
 тенденции времени и их перспективы. Понимание реальных путей истории и
 социального прогресса влияет и на характер эстетич. идеала в иск-ве - он
 перестает выступать просто как некая желанная, конечная цель, какой он
 во многом ещё остаётся в иск-ве критич. реализма, а включает в себя и
 определенные пути достижения этой цели, борьбу за новые общественные
 отношения. Не умозрительно сконструированный "идеальный** герой, а
 идеальное в реальном человеке оказывается в центре внимания иск-ва С. р.
 Все это определяет его и утверждающий и критический пафос. Слияние в С.
 р. действенности и осознанного историч. смысла, художеств. цельности и
 высокой идейности, о к-ром говорил Ф. Энгельс, размышляя о драме
 будущего (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 29, с. 492),
 открывает пути к созданию подлинно интеллектуального и активно
 действующего героя, думающего над важнейшими обществ, проблемами
 времени, сознающего личную ответственность за судьбы страны, общества,
 совр. мира, его революц. преобразований, героя, рассматривающего "бытие
 как деяние" (М. Горький), духовное богатство и идейная зрелость к-рого
 проявляются в действии. Отсюда такие эстетич. качества С. р., как
 глубокий социальный подтекст событий, их историч. перспектива, новое
 соотношение героевинар. масс, пристальное внимание к действенному началу
 драмы. Эти качества проявляются уже в таких связанных со становлением С.

<< Пред.           стр. 710 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу