<< Пред.           стр. 711 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 р. спектаклях, как:
  "Бронепоезд 14-69" в МХАТе, "Любовь Яровая" в Малом т-ре, "Разлом" в
 Т-ре им. Вахтангова, "Шторм" в Т-ре МГСПС и др. (см. Театр. разд.
 Советский театр). Диалектика формирования новых отношений личности и
 общества ставится в центр внимания театр. иск-ва С. р. Это во многом
 определяет поиски и противоречия сов. т-ра 20-30-х гг., напр. творч.
 устремления В. В. Вишневского и Н. Ф. Погодина, уделявших особое
 внимание движению масс, ходу истории, эстетич. принципы драматургии А.
 Афиногенова, А. Киршона, А. Корнейчука, характеризующиеся пристальным
 вниманием к индивидуальности. В русле развития С. р. обогащается система
 Станиславского;
  "сверх-сверхзадача", "перспектива" артиста и роли наполняются новым
 содержанием; "массовая сцена" превращается в подлинно нар. сцену.
  С. р. предполагает широкий диапазон жанров и художеств. форм, к-рый
 отражает в конечном счёте богатство и многообразие самой реальной
 действительности. Включая в себя формы воспроизведения жизни, связанные
 с подробным и тщательным исследованием действительности во всем её
 реальном богатстве, иск-во С. р. не чуждо и более условных форм, дающих
 особые возможности художеств. обобщения социальных тенденций и явлений,
 активизации зрительского восприятия (т-р В. Вишневского и В.
 Маяковского, Б. Брехта и Н. Хикмета и др.). Наряду с детальным
 воссозданием картин жизни возникают и подчёркнуто лаконичные, условные
 решения, иногда связанные с обращением к смежным иск-вам (в т. ч. к
 кино). Представляя собой разные аспекты художеств. осознания
 действительности, эти формы взаимно дополняют и обогащают друг друга.
 Стремясь расширить возможность многостороннего отражения совр.
 действительности, её сложных социальных и психологич. конфликтов, театр.
 иск-во использует вместе с драматич. началом эпич. и лирич. элементы:
 "лицо от автора", лирич. монологи героев, "хор" - приёмы, позволяющие
 взглянуть на развивающиеся события "извне" и "изнутри", дать им прямую
 оценку, соотнести с тем, что непосредственно не изображено. Однако во
 всех случаях в центре внимания остаётся действующий актёр (см. Искусство
 актёра, Режиссёрское искусство).
  Изменяясь и обогащаясь, художеств. диапазон С. р. вместе с тем всегда
 исторически конкретен. Границы и формы С. р. определяются его эстетич.
 сущностью, задачей художеств. осмысления логики обществ, процессов,
 значения нар. масс и личности в развитии этих процессов. Правда человеч.
 характера, логика действий человека, выражающих его отношение к др.
 людям и обществу, остаётся важнейшим эстетич. критерием С. р.
  Метод С. р. получает широкое распространение в совр. театр. иск-ве и
 связан с творчеством Ф. Вольфа, Б. Брехта, Л. Кручковского, Л. Шиллера,
 М. Давидог-лу, Шона 0'Кейси и мн. др. крупнейших художников т-ра разл.
 стран. Давая возможность наиболее глубокого осознания социальных
 конфликтов современности, историч. перспектив их разрешения, формируя
 подлинно творческое, свободное отношение к действительности, метод С. р.
 открывает перед театр. иск-вом широкие горизонты, к-рые определяют его
 место в совр. прогрессивной художеств. культуре.
  Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957; В. И.
 Ленин о культуре и искусстве, М., 1956; Программа КПСС, М.,
 1961;АнастасьевА., БояджиевГ., Образцова А.,Рудницкий К., Новаторство
 сов. театра, [М., 1963]; Б е х е р И. Р., В защиту поэзии, пер. с нем.,
 М., 1959; Брехт Б., О театре. Сб. ст., пер. с нем., М., 1960; Проблемы
 социалистического реализма, М., 1961;
  М. Горький о литературе, М., 1961; Иезуитов А., Вопросы реализма в
 эстетике Маркса и Энгельса, Л.-М., 1953; Луначарский А. В.,О театре и
 драматургии. Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958; Немирович-Дан-ч е н к о В.
 И., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952 (Театральное наследие, т. 1);
 Станиславский К., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953; Творческий
 метод. Сб. статей, М., 1960 (ст.-В. Щербина, "Соц. реализм как
 творческий метод"); Фридлендер Г.,К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы
 литературы, М., 1962. А. Кар.
  СОЮЗ СЦЕНИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ (В с е р о c'си иски и союз сценических
 деятелей) - всероссийское объединение работников т-ра в системе
 Российского театрального общества (РТО). Было создано в 1905. В числе
 организаторов С. с. д.- О. В. Арди-Светлова, К. В. Бравич, Д. В.
 Га-рип-Виндинг, В. Н. Давыдов, В. П. Далматов, В. Ф. Комисса ржевская,
 А. Р. Кугель, Н. А. Попов, В. В. Чарский, Ф. И. Шаляпин, А. И. Южин и
 др. По замыслу организаторов, С. с. д. должен был способствовать
 поднятию театр. дела в России, повышению идейного и художеств. уровня
 актёрского иск-ва. Однако вскоре С. с. д. отошел от своих задач, стал
 заниматься преим. делами бытового и правового характера (формирование
 актёрских товариществ для провинции и др.), в результате чего значит,
 часть членов объединения вышла из его состава. С. с. д. просуществовал
 до 1917. А. Шн.
  СОЮНОВА, Нурджемал (р. 1913) - туркм. сов. актриса. Нар. арт. Туркм.
 ССР (1954). С 1930 - актриса Туркм. драм. т-ра в Ашхабаде. Играет гл.
 обр. характерные роли.
  Роли: Гуль ("18 утопленников" Караджабунова), Мать ("Айна" Карлиева),
 Учительница ("Девушка из аула" Аманова), Халли Гузель и Хаджар ("Кеминэ"
 Аманова), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы), Мирандолина; Варвара
 ("Гроза"), Галчиха ("Без вины виноватые"), Пошлёпкина ("Ревизор"), Надя
 ("Враги"), Бианка ("Отелло"), Хамбро-биби ("Шёлковое сюзане" Каххара),
 Акгюль ("Сын пастуха" Мухтарова и Сейтлиева); Агсак-аян ("Тридцатые
 годы" Мухтарова). Снималась в кино. Л. АН.
  СОЯ (Soya), Карл Эрик Мартин (р. 30.X.1896) - датский драматург. Лит.
 деятельность начал в 1923. Уже в первой пьесе С. "Паразиты" (1929,
 Социальный т-р, Копенгаген), изображающей мир мелких собственников,
 намечена осн. его тема творчества - моральный распад мелкобурж. среды,
 кризис либеральных иллюзий, торжество циничной идеологии буржуа,
 готового на любое преступление ради личного успеха. Эта тема развивается
 в пьесах: "Искушение" (1935), "Плевелы, подхваченные ветром" (1937),
 эксцентрич. драме "Шас" (1938, Королевский т-р, Копенгаген),
 высмеивающей "новые времена" с характерным для них рекламным ажиотажем,
 духом скандальной сенсации. В комедиях "Смеющаяся йомфру" (1930,
 Королевский т-р), "Популярная фамилия" (1931, Новый т-р, Копенгаген),
 "Кто я?" (1932, Новый т-р), "Лорд Нельсон срывает фиговый листок" (1934)
 протест против социальной несправедливости ослаблен чрезмерной
 эксцентричностью формы, фрейдистскими тенденциями. Против мещанства и
 бюрократии С. выступал и тетралогии "Частицы образчика" (1940, Нар. т-р,
 Копенгаген), "Две нити" (1943, Королевский т-р), "30 лет отсрочки"
 (1944, Нар. т-р), "Свободный выбор" 1948, т-р в Орхусе). С. написал
 остро сатирич. памфлет "Умбабумба" (1935, Новый т-р), где под личиной
 африканских правителей выведена гитлеровская клика. После опубликования
 аллегорич. рассказа "Гость"
  (1941), призывавшего к борьбе с оккупантами, С. был посажен в
 концлагерь. В драме "После" (1947, Нар. т-р) С. заклеймил дат.
 коллаборационистов. В пьесе-диспуте "Лев в корсете" (1950) показана
 опасность новой войны. Контраст между благопристойной видимостью и
 духовной растленностью бурж. общества выведен в пьесе "В светлую ночь"
 (1956, т-р в Оденсе). С. не верит в возможность коренных социальных
 преобразований, но в его лучших произв. критика гос. и моральных устоев
 бурж. демократии сочетается с верой в нравств. превосходство трудящихся.
 Пьесы С. представляют собой синтез реалистически-бытовых и
 гротесково-сатирич. мотивов.
  Соч.: Fire Komedier, pt 1-2, Fredericia, 1946; в рус. пер.- Паразиты,
 М., 1959 (см. послесловие Вл. Матусеви-ча). Вл. М.
  СПАДАВЕККИА, Антонио Эммануилович [р. 21. V(3.VI).1907 ] - рус. сов.
 композитор. По национальности итальянец. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963).
 Чл.Коммунистич. партии с 1944. В 1937 окончил Моск. консерваторию по
 классу композиции В. Я. Шебалина. Позднее брал уроки у С. С. Прокофьева.
 Автор опер: "Акбузат" ("Волшебный конь") на сюжет башк. легенды (совм. с
 X. Займовым, 1942, 2-я ред. 1957, Башк. т-р оперы и балета), "Хозяйка
 гостиницы" по о. п. Гольдони (1949, Муз. т-р им. Станиславского и
 Немировича-Данченко), "Хождение по мукам" по о. п. А. Н. Толстого (1953,
 Пермский т-р оперы и балета), "Овод" по о. п. Э. Войнич (1957, там же;
 пост. на сценах ок. 30 т-ров, в т. ч. Чехословакии и Болгарии), "Бравый
 солдат Швейк" по Гашеку (1963, Свердловский т-р оперы и балета); балетов
 на совр. темы - "Враги" (1938, Хореографич. уч-ще Большого т-ра), "Берег
 счастья" (1948, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко;
  2-я ред. 1955); муз. комедий - "Нежданная свадьба" (1944, Уфа),
 "Сердце скрипки" (соч. 1954). С. принадлежит музыка к комедийным и
 детским сказочным спектаклям моск. т-ров, а также к кинофильмам (в т. ч.
 "Золушка", 1947).
  Лит.: Полякова Л., А. Спадавеккиа и его опера "Овод", "Сов. музыка",
 1958, ј 2; История русской советской музыки, т. 4, ч. 1-2, М., 1963. Б.
 Ш.
  СПАНДАРЯН, Спандар (1849-1921) - арм. лит. театр. критик. Отец
 революционера-большевика С. Спандаряна. Высшее образование получил в
 Германии. Редактор-издатель арм. газеты "Нор дар" ("Новый век"). Один из
 лучших театр. рецензентов 80-х годов. С. принадлежит ряд статей об арм.
 трагике П. Адамяне. Б. А.
  "СПАРТАК" - балет А. И. Хачатуряна, либретто Н. Д. Волкова. Пост. 27
 дек. 1956, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова (Спартак - Макаров,
 Эгина - Шелест, Моисеева, Фригия - Петрова, Зубковская; балетм. Якобсон,
 дирижёр Фельдт, худ. Ходасевич). В 1958 - Большой т-р (Спартак - Бегак,
 Эгина - Плисецкая, Фригия - Ры-женко; балетм. Моисеев, дирижёр Файер,
 худ. Константи-новский). Нов. ред. 1962 (Спартак - Бегак, Лиспа,
 ЭгинаРыженко, Фригия - Плисецкая, Кондратьева; балетм. Якобсон, дирижёр
 Жюрайтис, худ. Рындин и Клементьев). Пост. в т-рах оперы и балета др.
 городов: Рига (1961), Вильнюс (1961), Ереван (1961), Одесса (1962),
 Донецк (1963), Минск (1964). За рубежом пост.: Прага (1957). Л. 77.
  СПЕЙБЛ, Ш п е и б л (Spejbl),- персонаж чеш. т-ра марионеток - "Т-р
 Спейбла и Гурвинека"; гротесковая театр. кукла создана в 1920 худ. К.
 Носе-ком. В 1926 Г. Носек создал партнёра С.-Гурвинека, внешне схожего с
 С., но по характеру являющегося его полной противоположностью. Живой,
 наивный и любознательный Гурвинек ставит в тупик наивными вопросами
 медлительного, ортодоксального, консервативного С. Выдающийся чеш.
 кукловод И. Скупа постоянно выступал с этими куклами, и их имена стали
 нарицательными,
  Лит.: Образцов С. В., Актер с куклой, М.-Л., 1938; М а 1 i k J.,
 Narodni umelec Josef Skupa, Praha, 1962. Л. Сол. "СПЕЙБЛА И ГУРВИНЕКА
 ТЕАТР" - чехословацкий т-р кукол. Осн. в 1930 в Пльзене И. Скупой, к-рый
 в дальнейшем руководил этим т-ром. Своё название т-р получил по имени
 двух популярных среди чеш. зрителей кукол, созданных И. Скупой и худ. К.
 Но-секом. Т-р преимущественно гастролировал в Пльзене, в зимние месяцы
 работал в Праге. Во время оккупации деятельность т-ра была прервана; с
 1945 т-р работает в Праге. В своих спектаклях т-р использует
 куклы-марионетки. Представление обычно состоит из неск. номеров,
 объединённых одной темой. Репертуар создаётся творч. объединением
 актёров т-ра, в составе к-рого: Я. Дворжак, М. Хакен, Л. Гмола, М.
 Кирш-нер и М. Вомела. Среди пост. т-ра - "Цирк в театре",
 "Сверхграндтеатр Спейбл","Спейбл в Гронове","Спейбл в яме у льва". Т-р
 ставит спектакли для взрослых и для детей. В детских спектаклях наряду
 со Спейб-лом и Гурвинеком участвуют персонажи - кукла Маничка, собачка
 Жерик (созданы Скупой, худ. Г. Но-секом и И. Трнкой для спектакля "Ревю
 по необходимости", 1930). С 1957, после смерти Скупы, художеств.
 руководство т-ра осуществляет И. Скупова. Т-р выезжает на зарубежные
 гастроли: Болгария, Польша, Австрия, Швейцария, ГДР и др.; дважды был в
 СССР (1949 и 1963).
  Лит.: Театр кукол (из серии: Театр в Чехословакии), Прага, [б. г.]; М
 а 1 i k J., Narodni umelec Josef Skupa Praha, 1962. Л. Сол\
  СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат.- spec-taculum - зрелище) -
 произведение театрального иск-ва, создаваемое театральным коллективом
 (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в совр.
 т-ре режиссёром-постановщиком. Процесс подготовки С. начинается с выбора
 пьесы, к-рый определяется духовными и эстетич. запросами зрительской
 аудитории, возможностями данной труппы и т. п. Затем т-р приступает к
 работе над С. В замысле С. обычно бывают в осн. чертах предрешены и цель
 (по Станиславскому - "сверхзадача", по Немировичу-Данченко - "зерно" С.)
 - во имя чего ставится данный С., и его будущий облик. Исходя из этой
 цели, постановщик определяет истолкование пьесы в целом и её осн. ролей,
 а также общие очертания сценической формы представления. Замысел
 постановщика конкретизируется в работе с художником, к-рая имеет
 огромное значение для определения стилистич. особенностей С., его
 внешней формы (см. Декорационное искусство).
  Одним из наиболее важных моментов в постановке С. является
 определение его мизансценич. рисунка (см. Мизансцена), т. е.
 расположения актёров относительно друг друга и в определённом сочетании
 с вещественным оформлением С. в каждый конкретный момент действия. С
 построением мизансценич. рисунка связана и организация темпа и ритма С.
 Темп определяет ускорение или замедление действия; ритм - подъёмы и
 спады драматического напряжения.
  Однако и декорац. оформление С., и его мизансценич. рисунок, темп и
 ритм оживают только при условии органич. и одухотворённого актёрского
 исполнения (см. Искусство актёра}. Поэтому осн. задачей постановщика С.
 является работа с актёрами в процессе репетиций (см. Режиссёрское
 искусство). Во время репетиций режиссёр добивается активного выражения
 идеи драм. произв. в художественно целостном С., форма к-рого выражает
 содержание драмы, её гл. мысль.
  Мизансцены С. проверяются в условиях уже завершённого оформления, в
 костюмах и гримах, согласовываются с музыкой (см. Музыка в драматическом
 театре), шумами (см. Шумовое оформление спектакля) п т. п., окончательно
 устанавливается световая
  34 Театральная энциклопедия, том 4. партитура (см. Свет на сцене).
 Последний этап работы над С.генеральная репетиция, к-рая, в отличие от
 всех предшествующих, проводится на публике и даёт возможность понять
 участникам С., в какой мере достигнуты цели, к-рые они ставили перед
 собой. См. также ст. Театр. К. Р.
  СПЕНДИАРОВ, Александр Афанасьевич [20. Х (1.XI). 1871,
 Каховка,-7.V.1928, Ереван] - арм. сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР
 (1926). Окончил гимназию в Симферополе (1890) и юридич. ф-т Моск. ун-та
 (1895). Теорию композиции изучал у Н. С. Кле-новского в Москве (1892-94)
 и Н. А. Римского-Кор-сакова в Петербурге (1896- 1900). Мн. годы жил в
 Крыму, где работал как композитор, вёл муз.-обществ, деятельность,
 дирижировал в симф. концертах. Творчество С. развивалось под влиянием
 передовой арм. и рус. культуры, в тесном общении с Н. А.
 Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, М. Горьким, О. Туманяном, М.
 Сарь-яном и др.
  В своём творчестве С. утверждал иск-во реалистическое, близкое и
 понятное народу. Для него характерны: светлая, внутренне сдержанная
 лирика, колоритные бытовые зарисовки, поэтичные муз. пейзажи. Значит,
 место занимают картины историч. прошлого, образы нар. борьбы. С. написал
 много симф. соч., романсов, соч. в разл. жанрах. За симф. картину "Три
 пальмы", легенду "Бэда-проповедник" и мелодекламацию с оркестром "Мы
 отдохнём" на текст монолога Сони из пьесы "Дядя Ваня" (1910) С. трижды
 была присуждена Глинкинская пр. (в 1908, 1910 и 1912).
  После Октябрьской революции С. сразу же стал в ряды строителей новой
 культуры. Он руководил первыми самодеят. хорами и оркестрами в Крыму,
 участвовал в организации муз. школы, обрабатывал рус., укр. и др. нар.
 песни, в т. ч. революционные. В 1924 С. переехал в Ереван и полностью
 посвятил себя развитию нац. муз. иск-ва Сов. Армении. Он принимал
 активное участие в работе Ин-та науки и иск-ва Арм. ССР, Ереванской
 консерватории, в организации муз. изд-ва, симф. оркестра, оперного
 класса, в воспитании молодого поколения музыкантов, выступал как
 дирижёр. Творчество С. достигло в этот период наивысшего расцвета.
  С. проявлял большой интерес к театр. музыке. В 1909-10 он работал над
 оперой "Шамирам". В 1912 М. М. Фокин пост. балет "Семь дочерей короля
 джи-нов" на муз. симф. картины "Три пальмы" (премьера - в янв. 1913 в
 Берлине, в гл. партии - А. Павлова). В 1919 С. написал музыку к детской
 пьесе "Танцовщица и солдатик", а в 1926 - к спектаклю Т-ра им. Сундукяна
 "Отелло". С 1916 и до последних дней своей жизни С. работал над
 созданием героико-патрио-тич. оперы "Алмаст" по поэме "Взятие Тмкаберта"
 Туманяна об освободит, борьбе арм. народа против персидских захватчиков
 в 18 в. Написанная в традициях рус. оперной классики, опера отличается
 вместе с тем ярким нац. своеобразием. Опираясь на арм. нар. музыку, С.
 создал развёрнутые оперные формы; опера содержит колоритные массовые
 нар. сцены (хоры, танцы), драматически насыщенные эпизоды, выразит,
 характеристики героев. Большую роль в муз. драматургии оперы играют
 сквозное симф. развитие, сложная и разветвлённая система лейтмотивов.
 "Алмаст" пост. впервые в Москве в 1930 на сцене филиала Большого т-ра (в
 ред. М. О. Штейнберга), в 1933 - в Ереване; опера шла и в др. городах
 СССР. В 1945 в Ереване был пост. балет "Хандут" по эпосу "Давид
 Сасунский" на музыку из разл. соч. С.
  Творчество С. сыграло выдающуюся роль в развитии арм. нац.
 композиторской школы, в формировании её эстетич. принципов и стилистич.
 особенностей. Он обогатил арм. музыку новыми идеями и образами, опытом и
 традициями рус. классич. музыки, расширил круг жанров, форм и выразит,
 средств. Яркая, жизнеутверждающая музыка С., отличающаяся свежестью
 мелодий, красочностью гармонии и оркестровки, пользуется любовью и
 признанием народа. Именем С. назван Т-р оперы и балета в Ереване.
  С о ч.: Автобиография, "Сов. музыка", 1938, ј 4 Письма, Ер., 1962.
  Лит.: Шавердян А. А., А. Спендиаров. Жизнь и творчество. Кр. очерк,
 М.-Л., 1939, [2 изд.], М., 1957;
  Тигранов Г., А. А. Спендиаров, М., 1959; С п е нд и а р о в а М., А.
 Спендиаров, М., 1964.
  Г. Г.
  СПЕРАНСКИЙ, Евгений Вениаминович [р. 9(22). VII. 1903]-рус. сов.
 актёр, режиссёр и драматург т-ра кукол. С 1925 работал в Т-ре кукол при
 Центр, доме художеств. воспитания детей. С 1931 - актёр Гос. центр, т-ра
 кукол, был одним из основателей этого т-ра. С.-один из выдающихся
 актёров т-ра кукол. Его сценич. образы отличаются мягким юмором,
 пси-хологич. тонкостью и чёткостью рисунка.
  Роли: Аладин и Мудрейший ("Волшебная лампа Алади-на" Гернет), Кот
 ("Кот в сапогах" Владычиной), Фадинар ("Соломенная шляпка" Эрдмана по Э.
 Лабишу), Конёк ("Конёк-Горбунок" Курдюмова по П. П. Ершову), Конферансье
 ("Необыкновенный концерт"), Пётр Томилин ("Дело о разводе", автор С.) и
 др.
  Написал пьесы: "Поросёнок в ванне" (1932), "Краса ненаглядная"
 (1943), "Дело о разводе" (1954), "Га-сан - искатель счастья" (1957),
 "Необыкновенное состязание" (1956), "Под шорох твоих ресниц" (1949),
 "И-го-го" (1964) и др. Инсценировки: "Каштанка" по Чехову (1935), "Ночь
 перед рождеством" по Гоголю (1941), "Король-Олень" - сценич. редакция по
 Гоцци (1943).
  Среди пост. С.: "Кот в сапогах" (1937), "Любит- не любит" Полякова
 (1952), "Буратино" Борисовой (1953) и др. Б. Дис. СПЕРАНСКИЙ, Николай
 Иванович [18(30) .VII. 1877-5.II 1.1952] - рус. сов. артист оперы (бас),
 вокальный педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Род. в семье земского
 врача. В 1895 окончил Саратовское муз. уч-ще, в 1899 - юридич. ф-т Моск.
 ун-та. Брал уроки пения у К. Эве-рарди, М. Баттистини, фп. - у С. В.
 Рахманинова, актёрского иск-ва - у Г. Н. Федотовой. В 1901 дебютировал

<< Пред.           стр. 711 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу