<< Пред. стр. 711 (из 913) След. >>
р. спектаклях, как:"Бронепоезд 14-69" в МХАТе, "Любовь Яровая" в Малом т-ре, "Разлом" в
Т-ре им. Вахтангова, "Шторм" в Т-ре МГСПС и др. (см. Театр. разд.
Советский театр). Диалектика формирования новых отношений личности и
общества ставится в центр внимания театр. иск-ва С. р. Это во многом
определяет поиски и противоречия сов. т-ра 20-30-х гг., напр. творч.
устремления В. В. Вишневского и Н. Ф. Погодина, уделявших особое
внимание движению масс, ходу истории, эстетич. принципы драматургии А.
Афиногенова, А. Киршона, А. Корнейчука, характеризующиеся пристальным
вниманием к индивидуальности. В русле развития С. р. обогащается система
Станиславского;
"сверх-сверхзадача", "перспектива" артиста и роли наполняются новым
содержанием; "массовая сцена" превращается в подлинно нар. сцену.
С. р. предполагает широкий диапазон жанров и художеств. форм, к-рый
отражает в конечном счёте богатство и многообразие самой реальной
действительности. Включая в себя формы воспроизведения жизни, связанные
с подробным и тщательным исследованием действительности во всем её
реальном богатстве, иск-во С. р. не чуждо и более условных форм, дающих
особые возможности художеств. обобщения социальных тенденций и явлений,
активизации зрительского восприятия (т-р В. Вишневского и В.
Маяковского, Б. Брехта и Н. Хикмета и др.). Наряду с детальным
воссозданием картин жизни возникают и подчёркнуто лаконичные, условные
решения, иногда связанные с обращением к смежным иск-вам (в т. ч. к
кино). Представляя собой разные аспекты художеств. осознания
действительности, эти формы взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Стремясь расширить возможность многостороннего отражения совр.
действительности, её сложных социальных и психологич. конфликтов, театр.
иск-во использует вместе с драматич. началом эпич. и лирич. элементы:
"лицо от автора", лирич. монологи героев, "хор" - приёмы, позволяющие
взглянуть на развивающиеся события "извне" и "изнутри", дать им прямую
оценку, соотнести с тем, что непосредственно не изображено. Однако во
всех случаях в центре внимания остаётся действующий актёр (см. Искусство
актёра, Режиссёрское искусство).
Изменяясь и обогащаясь, художеств. диапазон С. р. вместе с тем всегда
исторически конкретен. Границы и формы С. р. определяются его эстетич.
сущностью, задачей художеств. осмысления логики обществ, процессов,
значения нар. масс и личности в развитии этих процессов. Правда человеч.
характера, логика действий человека, выражающих его отношение к др.
людям и обществу, остаётся важнейшим эстетич. критерием С. р.
Метод С. р. получает широкое распространение в совр. театр. иск-ве и
связан с творчеством Ф. Вольфа, Б. Брехта, Л. Кручковского, Л. Шиллера,
М. Давидог-лу, Шона 0'Кейси и мн. др. крупнейших художников т-ра разл.
стран. Давая возможность наиболее глубокого осознания социальных
конфликтов современности, историч. перспектив их разрешения, формируя
подлинно творческое, свободное отношение к действительности, метод С. р.
открывает перед театр. иск-вом широкие горизонты, к-рые определяют его
место в совр. прогрессивной художеств. культуре.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957; В. И.
Ленин о культуре и искусстве, М., 1956; Программа КПСС, М.,
1961;АнастасьевА., БояджиевГ., Образцова А.,Рудницкий К., Новаторство
сов. театра, [М., 1963]; Б е х е р И. Р., В защиту поэзии, пер. с нем.,
М., 1959; Брехт Б., О театре. Сб. ст., пер. с нем., М., 1960; Проблемы
социалистического реализма, М., 1961;
М. Горький о литературе, М., 1961; Иезуитов А., Вопросы реализма в
эстетике Маркса и Энгельса, Л.-М., 1953; Луначарский А. В.,О театре и
драматургии. Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958; Немирович-Дан-ч е н к о В.
И., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952 (Театральное наследие, т. 1);
Станиславский К., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953; Творческий
метод. Сб. статей, М., 1960 (ст.-В. Щербина, "Соц. реализм как
творческий метод"); Фридлендер Г.,К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы
литературы, М., 1962. А. Кар.
СОЮЗ СЦЕНИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ (В с е р о c'си иски и союз сценических
деятелей) - всероссийское объединение работников т-ра в системе
Российского театрального общества (РТО). Было создано в 1905. В числе
организаторов С. с. д.- О. В. Арди-Светлова, К. В. Бравич, Д. В.
Га-рип-Виндинг, В. Н. Давыдов, В. П. Далматов, В. Ф. Комисса ржевская,
А. Р. Кугель, Н. А. Попов, В. В. Чарский, Ф. И. Шаляпин, А. И. Южин и
др. По замыслу организаторов, С. с. д. должен был способствовать
поднятию театр. дела в России, повышению идейного и художеств. уровня
актёрского иск-ва. Однако вскоре С. с. д. отошел от своих задач, стал
заниматься преим. делами бытового и правового характера (формирование
актёрских товариществ для провинции и др.), в результате чего значит,
часть членов объединения вышла из его состава. С. с. д. просуществовал
до 1917. А. Шн.
СОЮНОВА, Нурджемал (р. 1913) - туркм. сов. актриса. Нар. арт. Туркм.
ССР (1954). С 1930 - актриса Туркм. драм. т-ра в Ашхабаде. Играет гл.
обр. характерные роли.
Роли: Гуль ("18 утопленников" Караджабунова), Мать ("Айна" Карлиева),
Учительница ("Девушка из аула" Аманова), Халли Гузель и Хаджар ("Кеминэ"
Аманова), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы), Мирандолина; Варвара
("Гроза"), Галчиха ("Без вины виноватые"), Пошлёпкина ("Ревизор"), Надя
("Враги"), Бианка ("Отелло"), Хамбро-биби ("Шёлковое сюзане" Каххара),
Акгюль ("Сын пастуха" Мухтарова и Сейтлиева); Агсак-аян ("Тридцатые
годы" Мухтарова). Снималась в кино. Л. АН.
СОЯ (Soya), Карл Эрик Мартин (р. 30.X.1896) - датский драматург. Лит.
деятельность начал в 1923. Уже в первой пьесе С. "Паразиты" (1929,
Социальный т-р, Копенгаген), изображающей мир мелких собственников,
намечена осн. его тема творчества - моральный распад мелкобурж. среды,
кризис либеральных иллюзий, торжество циничной идеологии буржуа,
готового на любое преступление ради личного успеха. Эта тема развивается
в пьесах: "Искушение" (1935), "Плевелы, подхваченные ветром" (1937),
эксцентрич. драме "Шас" (1938, Королевский т-р, Копенгаген),
высмеивающей "новые времена" с характерным для них рекламным ажиотажем,
духом скандальной сенсации. В комедиях "Смеющаяся йомфру" (1930,
Королевский т-р), "Популярная фамилия" (1931, Новый т-р, Копенгаген),
"Кто я?" (1932, Новый т-р), "Лорд Нельсон срывает фиговый листок" (1934)
протест против социальной несправедливости ослаблен чрезмерной
эксцентричностью формы, фрейдистскими тенденциями. Против мещанства и
бюрократии С. выступал и тетралогии "Частицы образчика" (1940, Нар. т-р,
Копенгаген), "Две нити" (1943, Королевский т-р), "30 лет отсрочки"
(1944, Нар. т-р), "Свободный выбор" 1948, т-р в Орхусе). С. написал
остро сатирич. памфлет "Умбабумба" (1935, Новый т-р), где под личиной
африканских правителей выведена гитлеровская клика. После опубликования
аллегорич. рассказа "Гость"
(1941), призывавшего к борьбе с оккупантами, С. был посажен в
концлагерь. В драме "После" (1947, Нар. т-р) С. заклеймил дат.
коллаборационистов. В пьесе-диспуте "Лев в корсете" (1950) показана
опасность новой войны. Контраст между благопристойной видимостью и
духовной растленностью бурж. общества выведен в пьесе "В светлую ночь"
(1956, т-р в Оденсе). С. не верит в возможность коренных социальных
преобразований, но в его лучших произв. критика гос. и моральных устоев
бурж. демократии сочетается с верой в нравств. превосходство трудящихся.
Пьесы С. представляют собой синтез реалистически-бытовых и
гротесково-сатирич. мотивов.
Соч.: Fire Komedier, pt 1-2, Fredericia, 1946; в рус. пер.- Паразиты,
М., 1959 (см. послесловие Вл. Матусеви-ча). Вл. М.
СПАДАВЕККИА, Антонио Эммануилович [р. 21. V(3.VI).1907 ] - рус. сов.
композитор. По национальности итальянец. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963).
Чл.Коммунистич. партии с 1944. В 1937 окончил Моск. консерваторию по
классу композиции В. Я. Шебалина. Позднее брал уроки у С. С. Прокофьева.
Автор опер: "Акбузат" ("Волшебный конь") на сюжет башк. легенды (совм. с
X. Займовым, 1942, 2-я ред. 1957, Башк. т-р оперы и балета), "Хозяйка
гостиницы" по о. п. Гольдони (1949, Муз. т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко), "Хождение по мукам" по о. п. А. Н. Толстого (1953,
Пермский т-р оперы и балета), "Овод" по о. п. Э. Войнич (1957, там же;
пост. на сценах ок. 30 т-ров, в т. ч. Чехословакии и Болгарии), "Бравый
солдат Швейк" по Гашеку (1963, Свердловский т-р оперы и балета); балетов
на совр. темы - "Враги" (1938, Хореографич. уч-ще Большого т-ра), "Берег
счастья" (1948, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко;
2-я ред. 1955); муз. комедий - "Нежданная свадьба" (1944, Уфа),
"Сердце скрипки" (соч. 1954). С. принадлежит музыка к комедийным и
детским сказочным спектаклям моск. т-ров, а также к кинофильмам (в т. ч.
"Золушка", 1947).
Лит.: Полякова Л., А. Спадавеккиа и его опера "Овод", "Сов. музыка",
1958, ј 2; История русской советской музыки, т. 4, ч. 1-2, М., 1963. Б.
Ш.
СПАНДАРЯН, Спандар (1849-1921) - арм. лит. театр. критик. Отец
революционера-большевика С. Спандаряна. Высшее образование получил в
Германии. Редактор-издатель арм. газеты "Нор дар" ("Новый век"). Один из
лучших театр. рецензентов 80-х годов. С. принадлежит ряд статей об арм.
трагике П. Адамяне. Б. А.
"СПАРТАК" - балет А. И. Хачатуряна, либретто Н. Д. Волкова. Пост. 27
дек. 1956, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова (Спартак - Макаров,
Эгина - Шелест, Моисеева, Фригия - Петрова, Зубковская; балетм. Якобсон,
дирижёр Фельдт, худ. Ходасевич). В 1958 - Большой т-р (Спартак - Бегак,
Эгина - Плисецкая, Фригия - Ры-женко; балетм. Моисеев, дирижёр Файер,
худ. Константи-новский). Нов. ред. 1962 (Спартак - Бегак, Лиспа,
ЭгинаРыженко, Фригия - Плисецкая, Кондратьева; балетм. Якобсон, дирижёр
Жюрайтис, худ. Рындин и Клементьев). Пост. в т-рах оперы и балета др.
городов: Рига (1961), Вильнюс (1961), Ереван (1961), Одесса (1962),
Донецк (1963), Минск (1964). За рубежом пост.: Прага (1957). Л. 77.
СПЕЙБЛ, Ш п е и б л (Spejbl),- персонаж чеш. т-ра марионеток - "Т-р
Спейбла и Гурвинека"; гротесковая театр. кукла создана в 1920 худ. К.
Носе-ком. В 1926 Г. Носек создал партнёра С.-Гурвинека, внешне схожего с
С., но по характеру являющегося его полной противоположностью. Живой,
наивный и любознательный Гурвинек ставит в тупик наивными вопросами
медлительного, ортодоксального, консервативного С. Выдающийся чеш.
кукловод И. Скупа постоянно выступал с этими куклами, и их имена стали
нарицательными,
Лит.: Образцов С. В., Актер с куклой, М.-Л., 1938; М а 1 i k J.,
Narodni umelec Josef Skupa, Praha, 1962. Л. Сол. "СПЕЙБЛА И ГУРВИНЕКА
ТЕАТР" - чехословацкий т-р кукол. Осн. в 1930 в Пльзене И. Скупой, к-рый
в дальнейшем руководил этим т-ром. Своё название т-р получил по имени
двух популярных среди чеш. зрителей кукол, созданных И. Скупой и худ. К.
Но-секом. Т-р преимущественно гастролировал в Пльзене, в зимние месяцы
работал в Праге. Во время оккупации деятельность т-ра была прервана; с
1945 т-р работает в Праге. В своих спектаклях т-р использует
куклы-марионетки. Представление обычно состоит из неск. номеров,
объединённых одной темой. Репертуар создаётся творч. объединением
актёров т-ра, в составе к-рого: Я. Дворжак, М. Хакен, Л. Гмола, М.
Кирш-нер и М. Вомела. Среди пост. т-ра - "Цирк в театре",
"Сверхграндтеатр Спейбл","Спейбл в Гронове","Спейбл в яме у льва". Т-р
ставит спектакли для взрослых и для детей. В детских спектаклях наряду
со Спейб-лом и Гурвинеком участвуют персонажи - кукла Маничка, собачка
Жерик (созданы Скупой, худ. Г. Но-секом и И. Трнкой для спектакля "Ревю
по необходимости", 1930). С 1957, после смерти Скупы, художеств.
руководство т-ра осуществляет И. Скупова. Т-р выезжает на зарубежные
гастроли: Болгария, Польша, Австрия, Швейцария, ГДР и др.; дважды был в
СССР (1949 и 1963).
Лит.: Театр кукол (из серии: Театр в Чехословакии), Прага, [б. г.]; М
а 1 i k J., Narodni umelec Josef Skupa Praha, 1962. Л. Сол\
СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат.- spec-taculum - зрелище) -
произведение театрального иск-ва, создаваемое театральным коллективом
(актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в совр.
т-ре режиссёром-постановщиком. Процесс подготовки С. начинается с выбора
пьесы, к-рый определяется духовными и эстетич. запросами зрительской
аудитории, возможностями данной труппы и т. п. Затем т-р приступает к
работе над С. В замысле С. обычно бывают в осн. чертах предрешены и цель
(по Станиславскому - "сверхзадача", по Немировичу-Данченко - "зерно" С.)
- во имя чего ставится данный С., и его будущий облик. Исходя из этой
цели, постановщик определяет истолкование пьесы в целом и её осн. ролей,
а также общие очертания сценической формы представления. Замысел
постановщика конкретизируется в работе с художником, к-рая имеет
огромное значение для определения стилистич. особенностей С., его
внешней формы (см. Декорационное искусство).
Одним из наиболее важных моментов в постановке С. является
определение его мизансценич. рисунка (см. Мизансцена), т. е.
расположения актёров относительно друг друга и в определённом сочетании
с вещественным оформлением С. в каждый конкретный момент действия. С
построением мизансценич. рисунка связана и организация темпа и ритма С.
Темп определяет ускорение или замедление действия; ритм - подъёмы и
спады драматического напряжения.
Однако и декорац. оформление С., и его мизансценич. рисунок, темп и
ритм оживают только при условии органич. и одухотворённого актёрского
исполнения (см. Искусство актёра}. Поэтому осн. задачей постановщика С.
является работа с актёрами в процессе репетиций (см. Режиссёрское
искусство). Во время репетиций режиссёр добивается активного выражения
идеи драм. произв. в художественно целостном С., форма к-рого выражает
содержание драмы, её гл. мысль.
Мизансцены С. проверяются в условиях уже завершённого оформления, в
костюмах и гримах, согласовываются с музыкой (см. Музыка в драматическом
театре), шумами (см. Шумовое оформление спектакля) п т. п., окончательно
устанавливается световая
34 Театральная энциклопедия, том 4. партитура (см. Свет на сцене).
Последний этап работы над С.генеральная репетиция, к-рая, в отличие от
всех предшествующих, проводится на публике и даёт возможность понять
участникам С., в какой мере достигнуты цели, к-рые они ставили перед
собой. См. также ст. Театр. К. Р.
СПЕНДИАРОВ, Александр Афанасьевич [20. Х (1.XI). 1871,
Каховка,-7.V.1928, Ереван] - арм. сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР
(1926). Окончил гимназию в Симферополе (1890) и юридич. ф-т Моск. ун-та
(1895). Теорию композиции изучал у Н. С. Кле-новского в Москве (1892-94)
и Н. А. Римского-Кор-сакова в Петербурге (1896- 1900). Мн. годы жил в
Крыму, где работал как композитор, вёл муз.-обществ, деятельность,
дирижировал в симф. концертах. Творчество С. развивалось под влиянием
передовой арм. и рус. культуры, в тесном общении с Н. А.
Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, М. Горьким, О. Туманяном, М.
Сарь-яном и др.
В своём творчестве С. утверждал иск-во реалистическое, близкое и
понятное народу. Для него характерны: светлая, внутренне сдержанная
лирика, колоритные бытовые зарисовки, поэтичные муз. пейзажи. Значит,
место занимают картины историч. прошлого, образы нар. борьбы. С. написал
много симф. соч., романсов, соч. в разл. жанрах. За симф. картину "Три
пальмы", легенду "Бэда-проповедник" и мелодекламацию с оркестром "Мы
отдохнём" на текст монолога Сони из пьесы "Дядя Ваня" (1910) С. трижды
была присуждена Глинкинская пр. (в 1908, 1910 и 1912).
После Октябрьской революции С. сразу же стал в ряды строителей новой
культуры. Он руководил первыми самодеят. хорами и оркестрами в Крыму,
участвовал в организации муз. школы, обрабатывал рус., укр. и др. нар.
песни, в т. ч. революционные. В 1924 С. переехал в Ереван и полностью
посвятил себя развитию нац. муз. иск-ва Сов. Армении. Он принимал
активное участие в работе Ин-та науки и иск-ва Арм. ССР, Ереванской
консерватории, в организации муз. изд-ва, симф. оркестра, оперного
класса, в воспитании молодого поколения музыкантов, выступал как
дирижёр. Творчество С. достигло в этот период наивысшего расцвета.
С. проявлял большой интерес к театр. музыке. В 1909-10 он работал над
оперой "Шамирам". В 1912 М. М. Фокин пост. балет "Семь дочерей короля
джи-нов" на муз. симф. картины "Три пальмы" (премьера - в янв. 1913 в
Берлине, в гл. партии - А. Павлова). В 1919 С. написал музыку к детской
пьесе "Танцовщица и солдатик", а в 1926 - к спектаклю Т-ра им. Сундукяна
"Отелло". С 1916 и до последних дней своей жизни С. работал над
созданием героико-патрио-тич. оперы "Алмаст" по поэме "Взятие Тмкаберта"
Туманяна об освободит, борьбе арм. народа против персидских захватчиков
в 18 в. Написанная в традициях рус. оперной классики, опера отличается
вместе с тем ярким нац. своеобразием. Опираясь на арм. нар. музыку, С.
создал развёрнутые оперные формы; опера содержит колоритные массовые
нар. сцены (хоры, танцы), драматически насыщенные эпизоды, выразит,
характеристики героев. Большую роль в муз. драматургии оперы играют
сквозное симф. развитие, сложная и разветвлённая система лейтмотивов.
"Алмаст" пост. впервые в Москве в 1930 на сцене филиала Большого т-ра (в
ред. М. О. Штейнберга), в 1933 - в Ереване; опера шла и в др. городах
СССР. В 1945 в Ереване был пост. балет "Хандут" по эпосу "Давид
Сасунский" на музыку из разл. соч. С.
Творчество С. сыграло выдающуюся роль в развитии арм. нац.
композиторской школы, в формировании её эстетич. принципов и стилистич.
особенностей. Он обогатил арм. музыку новыми идеями и образами, опытом и
традициями рус. классич. музыки, расширил круг жанров, форм и выразит,
средств. Яркая, жизнеутверждающая музыка С., отличающаяся свежестью
мелодий, красочностью гармонии и оркестровки, пользуется любовью и
признанием народа. Именем С. назван Т-р оперы и балета в Ереване.
С о ч.: Автобиография, "Сов. музыка", 1938, ј 4 Письма, Ер., 1962.
Лит.: Шавердян А. А., А. Спендиаров. Жизнь и творчество. Кр. очерк,
М.-Л., 1939, [2 изд.], М., 1957;
Тигранов Г., А. А. Спендиаров, М., 1959; С п е нд и а р о в а М., А.
Спендиаров, М., 1964.
Г. Г.
СПЕРАНСКИЙ, Евгений Вениаминович [р. 9(22). VII. 1903]-рус. сов.
актёр, режиссёр и драматург т-ра кукол. С 1925 работал в Т-ре кукол при
Центр, доме художеств. воспитания детей. С 1931 - актёр Гос. центр, т-ра
кукол, был одним из основателей этого т-ра. С.-один из выдающихся
актёров т-ра кукол. Его сценич. образы отличаются мягким юмором,
пси-хологич. тонкостью и чёткостью рисунка.
Роли: Аладин и Мудрейший ("Волшебная лампа Алади-на" Гернет), Кот
("Кот в сапогах" Владычиной), Фадинар ("Соломенная шляпка" Эрдмана по Э.
Лабишу), Конёк ("Конёк-Горбунок" Курдюмова по П. П. Ершову), Конферансье
("Необыкновенный концерт"), Пётр Томилин ("Дело о разводе", автор С.) и
др.
Написал пьесы: "Поросёнок в ванне" (1932), "Краса ненаглядная"
(1943), "Дело о разводе" (1954), "Га-сан - искатель счастья" (1957),
"Необыкновенное состязание" (1956), "Под шорох твоих ресниц" (1949),
"И-го-го" (1964) и др. Инсценировки: "Каштанка" по Чехову (1935), "Ночь
перед рождеством" по Гоголю (1941), "Король-Олень" - сценич. редакция по
Гоцци (1943).
Среди пост. С.: "Кот в сапогах" (1937), "Любит- не любит" Полякова
(1952), "Буратино" Борисовой (1953) и др. Б. Дис. СПЕРАНСКИЙ, Николай
Иванович [18(30) .VII. 1877-5.II 1.1952] - рус. сов. артист оперы (бас),
вокальный педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Род. в семье земского
врача. В 1895 окончил Саратовское муз. уч-ще, в 1899 - юридич. ф-т Моск.
ун-та. Брал уроки пения у К. Эве-рарди, М. Баттистини, фп. - у С. В.
Рахманинова, актёрского иск-ва - у Г. Н. Федотовой. В 1901 дебютировал