<< Пред.           стр. 712 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 на сцене Моск. частной рус. оперы. В
  1904-05 был артистом тифлисской оперы. В
  1905-16 - ведущий солист Оперного т-ра Зимина в Москве. Обладал
 голосом большого диапазона (пел партии драматического - баритона),
 драматическим дарованием. Муз.-сце-нич. образы С. отличались
 скульптурной выразительностью, точным внешним рисунком (грим, костюм).
  Лучшие партии: Борис, Варлаам, Рангони ("Борис Годунов"), Светлейший,
 Кочубей ("Черевички", "Мазепа" Чайковского), Мельник; Галицкий ("Князь
 Игорь"), Мефистофель ("Фауст"), Эскамильо. С. -первый исполнитель
 партий: Додон, ("Золотой петушок", 1909), Сулейман ("Измена"
 Ипполитова-Иванова, 1910) и др.
  В 1916 оставил оперную сцену. Вёл режиссёрскую деятельность. В 1917
 вместе с артистом Мариинского т-ра М. Е. Медведевым организовал в
 Саратове первый сов. оперный т-р. Пост.: "Травиата", "Евгений Онегин",
 "Майская ночь" и др. В 1920 создал оперную труппу в Ростове-на-Дону.
 Преподавал в консерваториях: Саратовской (1916-20), Ростовской
 (1920-24), Бакинской (1924-32). Профессор Моск. консерватории (1939-52)
 и Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (1946-51). Среди учеников: В. А.
 Багадуров, М. Ба-гиров, Н. Л. Вельтер, П. В. Валовое, Г.
 Гаджибаба-беков, А. А. Дроздов, Е. В. Иванов, Р. Мамедов (Бюль-Бюлъ) и
 др.
  Лит.: "Театр", 1912, ј 1045, с. 5; 1914, ј 1457, с. 9;
  "Рампа и жизнь", 1912, J\o 3, с. 9; В а с и л е и к о С., Страницы
 воспоминаний, М.-Л., 1948, с. 147-48. М Р
  СПЕРАНСКИЙ, Пётр Тихонович (20.Х1(2.ХП)'. 1890-13.XII.1964] - сов.
 театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Нар. художник Тат. АССР
 (1955). По окончании драм. студии в Казани выступал как актёр,
 одновременно занимался в Казанской художеств. школе. В 1916-20 был
 художником-декоратором в Казанском оперном т-ре. Оформлял спектакли тат.
 труппы "Сайяр", а в 1920-22 - спектакли Первого тат. показательного
 т-ра. В 1922-24 учился в Казанском художеств. ин-те. В 1922-39 - гл.
 художник Тат. академич. т-ра драмы (Т-р им. Камала). С 1939 - главный
 художник Тат. т-ра оперы и балета. С 1939 преподавал в Казанском
 художеств. училище.
  Оформил спектакли в Т-ре им. Камала: "Безземельные" (1922),"Тахир и
 Зухра" (1925) Бурнаша, "Голубая шаль" Тин-чурина (1927), "Наёмщик"
 Гиззата (1929), "Банкрот" Камала (1933), "Разлом" Лавренёва (1928),
 "Гибель эскадры" (1934), "Женитьба Фигаро" (1938) и др.; в Т-ре оперы и
 балета - "Зюгре" (1946), "Намус" (1950), "Муса Джалиль" (1956) Жиганова,
 "Иван Сусанин" (1949); "Башмачки" Файзи (1954), "Шурале" Яруллина
 (1957), "Пиковая дама" (1960).
  X. Я., АН. Ш.
  СПЕРАНТОВА, Валентина Александровна [р. 11 (24).II.1904 ]- рус. сов.
 актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1925
 окончила театр. техникум им. А. В. Луначарского и с этого же
 года-актриса 1-го Гос. педагогич. т-ра (впоследствии Госцентюз). В
 1942-44 играла во фронтовом т-ре ВТО. С 1944-актриса Центр. детского
 т-ра. Уже первая большая роль С.- Егорка ("Чёрный яр" Афиногенова)
 определила осн. тему творчества актрисы - раскрытие ' в характере
 ребёнка героич. черт будущего человека. В течение мы. лет С. играла
 12-14-летних подростков. На сцене т-ра для детей она воплотила яркие
 образы юного современника. В сценич. созданиях С. тех лет всегда было
 нечто общее, роднившее их между собой,мужественность, чувство
 собственного достоинства, воинствующее неприятие несправедливости. Её
 юные герои и героини были предельно достоверны в своём сценич. поведении
 и внешнем облике. Их внутр. мир актриса раскрывала психологически точно,
 с проникновенной лирикой.
  Лучшими ролями С. были: Ахмет ("Винтовка ј 49211 б" Крона, 1929), Том
 Кенти (о. п. Михалкова по роману М. Твена "Принц и нищий"), Панюшка
 ("Единая боевая" Бруштейн, 1941), Ганя Сёмушкин ("Дом ј 5" Штока, 1941),
 Герда и К ей ("Снежная королева" Шварца), Ваня Солнцев ("Сын полка"
 Катаева, 1945), Шура Бадейкин ("Красный галстук" Михалкова, 1947). В
 сер. 50-х гг. С. перешла на характерные роли. В характерно-бытовой
 манере играла она роли Кукушкиной ("Доходное место"), Фёклы
 ("Женитьба"). В новом амплуа немолодых женщин, сыгранных С. в пьесах
 Розова: Анна Григорьевна ("Её друзья"), Клавдия Васильевна ("В поисках
 радости"), Ольга Петровна ("Неравный бой"), снова зазвучала осн тема
 творчества С.; её героини, уже умудрённые жизнью, так же
 бескомпромиссны, честны и благородны, как мальчики и девочки, к-рых С.
 играла ранее. В 1957 С. пост. спектакль "Сомбреро" (совм. с Некрасовой).
  С. много выступает по радио, продолжая играть в радиоспектаклях роли
 подростков (инсп. произв. А. Гайдара и др.). Снимается в кино.
  Лит.: M и н д л и н Э. Л., Валентина Александровна Сперантова, М.,
 1951. ff. Mop.
  СПОНТЙНИ (Spontini), Гаспаре(14.Х1.1774, Майо-лати,- 24.1.1851, там
 же) - итал. композитор. Музыке учился в консерватории в Неаполе.
 Дебютировал как композитор в 1796. Писал для оперных сцен Флоренции
 ("Узнанный Тезей", 1798), Рима, Неаполя, Палермо, Венеции. В 1803-20 жил
 в Париже, где в 1807 была пост. его лучшая опера "Весталка" (Парижская
 Опера), имевшая огромный успех. "Весталка" содержит музыкально
 выразительные и драматически сильные сцены. Написанная в монумент, и
 воинственно парадном стиле (обилие шествий, маршей и т. п.), опера
 отразила вкусы наполеоновского времени. В том же стиле, но с ещё большей
 помпезностью и уклоном в экзотику, написана опера "Фернанд Кортес, или
 Завоевание Мексики" (1809, Парижская Опера, 2-я ред. 1817, там же).
 Менее ярка, хотя и театрально эффектна опера "Олимпия" (1819, 2-я ред.
 1821, там же). Творчество С. во многом подготовило франц. жанр большой
 оперы. Влияние опер С. на свои ранние произв. признавал Р. Вагнер. В
 1820-41 С. работал в качестве "генеральмузикдиректора" (муз.
 руководителя) в Берлине. Оперы С. последнего периода ("Агнесса
 Гогенштауфен", 1829, Королевская опера, 2-я ред. 1837, там же, и др.) не
 оставили следа в истории муз. т-ра.
  Лит.: Серов А., Спонтини и его музыка, в его кн.:
  Избранные статьи, т. 1, M.-Л., 1950; Wagner R., Erinnerungen an
 Spontini, в его кн.: Samtliche Schriften und Dichtungen, 5 Aufl., Bd 5,
 Lpz., [s. а.]; В о u v e t Gh., Spontini, P., 1930; Schubert K.,
 Spontini's italienische Schule, Strassb., 1932; GhislanzoniA., G.
 Spontini, Roma, 1951; Fragapane P., G. Spontini, Firenze, 1954 (BibL).
  "СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА" - балет П. И. Чайковского, либретто И. А.
 Всеволожского. Пост. 3 янв. 1890,
  Мариинский т-р (Аврора - Брианца, Дезире - П. Гердт, фея Сирени -М.
 М. Петипа, Карабос - Чекетти; ба-летм. М. И. Петипа, дирижёр Дриго, худ.
 Бочаров, Левот, Андреев и Шишков, костюмы Всеволожского). В Москве- 17
 янв. 1899, Большой т-р [Аврора- Рославлева, Дезире - Хлюстин, фея Сирени
 - Грачевская, Карабос - В. Гельцер; балетм. А. Горский (по Петипа),
 дирижёр Рябов, худ. А. Гельцер].
  На с о в. с ц e н е: возобновление 8 окт. 1922, Мариинский т-р,
 Петроград (Аврора - Е. Гердт, Дезире - Дудко, фея Сирени - Романова,
 Карабос - Чекрыгин; балетм. Ф. Лопухов, дирижёр Гаук, худ. Коровин). 25
 мая 1924, Большой т-р (Аврора - Е. Гельцер, Дезире - Тихомиров, фея
 Сирени - Васильева, Карабос - Рябцев; балетм. Тихомиров, дирижёр Файер,
 худ. А. Ф. Гельцер). 2U дек. 1936, там же (Аврора - Семёнова, Дезире -
 Голубнн, фея Сирени - Петрова, Карабос - Лерхе; балетм. Мессерер,
 Мордвинов и Чекрыгин, дирижёр Файер, худ. Рабинович). 9 апр. 1952, там
 же (Аврора - Лепешинская, Дезире - Преображенский, фея Сирени -
 Черкасова, Карабос - Банке; балетм. Мессерер и Габович, дирижёр Файер,
 худ. Оболенский). 7 дек. 1963, там же (Аврора - Плисецкая, Дезире -
 Фадеичев, фея Сирени - Карельская, Карабос-Холина; балетм. Григорович,
 дирижёр Хайкин, худ. Вир-саладзе).
  Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Харьков (1935), Саратов
 (1941), Новосибирск (1952), Свердловск (1952), Львов (1952), Горький
 (1953), Шахты (1954), Киев (1954), Алма-Ата (1954), Минск (1954), Баку
 (1955), Вильнюс (1955), Куйбышев (1955), Фрунзе (1956), Улан-Удэ (1957),
 Казань (1959), Тбилиси (1959), Таллин (1962) и др.
  За рубежом пост. Милан (1896), Лондон (1921-39 и 1946), Филадельфия
 (1937), Берлин (1949), Париж (1954), Копенгаген (1957) и др. Юр. Б.
  СРЕДНЯЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ - разновидность др.-греч. комедии.
 Получила распространение в Афинах в 4 в. до н. э. Поражение Афин в
 Пело-поннесской войне (431-404 до н. э.) значительно ослабило размах
 политич. сатиры, отличающий древнюю аттическую комедию 5 в. до н. э. В
 сменившей её С. а. к. личные выпады против политических деятелей
 встречались лишь эпизодически; чаще высмеивались представители разл.
 философских школ (Платон и его последователи, пифагорейцы, киники и
 др.). Характерной чертой С. а. к. являлось изображение повседневной
 жизни и бытовых типов: поваров, торговцев рыбой, параситов, обжор,
 чужеземцев, гетер и т. д. Др. существ, признак С. а. к.- мифоло-гич.
 травести, пародия на миф либо на его обработку в трагедиях.
  В композиц. отношении С. а. к. отличалась большей однородностью, чем
 древняя аттич. комедия. В ней почти отсутствовали партии хора,
 выступления к-poro превратились в интермедии, не связанные с ходом
 действия. Соответственно исчезли характерные для древней комедии части -
 парод, парабаса, агон, эксод, возросло значение разговорных эписодиев, в
 к-рых гл. место занимали речевые ритмы (ямбич. триметры и трохеия.
 тетраметры, реже - анапесты).
  Ни одна С. а. к. не дошла до нас целиком. Сохранились только имена
 (ок. 50) поэтов (Анаксандрид, Ан-тифан, Евбул, Алексид, Тимокл и др.),
 фрагменты разл. величины и назв. ок. 700 пьес.
  Лит.: Edmonds J. M. (ed.), The fragments of Attic comedy..., v. II,
 III, Leyden, 1959-61; K orte A., Komodie, в кн.: Paulys-Wissowa
 Realencyclopadie, 21 Hlbd., Stuttg., 1921; D u n k i n P. S."
 Post-Aristophanic comedy, Urbana, 1946; История греч. лит-ры, под ред.
 С. И. Соболевского [и др.], т. 1, М., 1946. В. Я.
  СРУОГА, Балис (2. II.1896 - 16.X.1947) - литов. сов. драматург и
 театровед. Учился в Петроградском, Московском и Мюнхенском ун-тах. С
 1912 выступал как поэт, лит. и театр. критик. В 1924 в Мюнхене получил
 степень доктора философских наук и стал профессором Каунасского ун-та,
 где преподавал русскую литературу, историю т-ра, создал и руководил
 студенческой театр. студией. Был пропагандистом системы К.
 Станиславского в Литве. Написал историч. драмы в стихах: "В тени
 великана" (1932), "Радвила Перкунас" (1935), "Страшная ночь" (1935) и
 др., отличающиеся яркой театральностью, тонкостью психо-логич. рисунка,
 лиризмом. В 1943-45 находился в заключении в фашистском концлагере.
 После восстановления в Литве Сов. власти написал историч. драмы "Доля
 предрассветная" (1946), "Казимерас Сапега" (1947) и др., в к-рых
 поэтизируется героизм и духовная красота народа. С. написал также драму
 "Приморский курорт" (1947) о зверствах фашистов. И. Лан.
  СТАДНЫК, Иосиф Дмитриевич 18.III..1876-8.XII. 1954) - украинский
 актёр, режиссёр и переводчик. Актёрскую деятельность начал в 1894 во
 львовском укр. театре об-ва "Руська бесща"; там же начал в 1898 реж.
 работу. В 1906-13 возглавлял этот т-р. В 1914-18 работал в Киевском т-ре
 Н. Садовского. В 1918-39- руководил разл.укр. проф. труппами Зап.
 Украины. После воссоединения укр. земель (1939-41) руководил Львовским
 драм. т-ром им. Леси Украинки. С. ставил укр. и рус. классич.
 драматургию и муз. спектакли. Среди ролей С.- Иван ("Дай сердцу волю..."
 Кропивницкого), Хлестаков, Тартюф, Уриэль Ако-ста и др. Выступал также в
 опереттах. Переводил зап.-европ. драматургию на украинский язык. Р. П.
  СТАМАТОВ, Георги Пор-фириев (25.V.1869-9.XI. 1942) - болг. писатель и
 драматург. Лит. деятельность начал в 1890. В драме-фарсе в стихах
 "Лигурий-цы" (соч. 1910) едко высмеял правящую верхушку Болгарии. Автор
 драматич. сценки в двух явлениях "Идиллия" (соч. 1922). В 1959 Нар. т-р
 молодёжи в Софии пост. инсц. А. Георгиева рассказа С. "Маленький Содом".
  Соч.: Лигурпйци, С., 1910; Идилия, "Родна мисъл", 1922.
  Лит.: Страши миров А., "Лигурийци", "На-блюдател", 1911, кн. 3; М е ш
 е к о в И., Г. П. Стаматов - изоблпчител-реалист, С., 1936 (на обложке);
 Драма-лиева М., Г. П. Стаматов, "Септември", С., 1959, ј 6, с. 170-173.
 А. Ив.
  СТАМАТОВ, Георгий Александров (р. 1.1.1893) - болг. актёр, режиссёр,
 педагог. Нар. арт. НРБ (1953)." В 1912-14 учился в Софийском ун-те.
 Выступал в любительских труппах. В 1914 ушёл из ун-та и поступил в Нар.
 т-р (София). Был директором Русенского, Вар-ненского, Пловдивского
 т-ров, председателем Союза артистов Болгарии. С. обладает красивым
 голосом, выразит, внешностью, артистизмом. Известен также как мастер
 грима.
  Роли: Иванко ("Иванко" Друмева), Найден ("Мастера" Р. Стоянова), царь
 Иван Александр ("Над пропастью" Вазо-ва), Ралп ("Боряна" Йовкова),
 Несчастливцев, Городничий, Сатин; Годунов ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К.
 Толстого), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Тартюф, Отелло; Вурм
 ("Коварство и любовь"), Глембай ("Господа Глембаевы" Крлежи) и др.
  Пост.: "Письмо" Моэма (1931, Нар. т-р, София), "Святая Иоанна" Шоу
 (1934, там же; С.-автор перевода), "Боян" (1956, там же), "Коварство и
 любовь" (1953, Русенский нар. т-р), "Оптимистическая трагедия" (1957,
 там же) и др.
  Лит.: Иванов В., Георгий Стаматов, в кн.: Столетие болгарского
 театра. С., 1956, с. 141. А. Ив.
  СТАНИСЛАВОВА, Александра Ефимовна [р.З (16). XI. 1900]-укр. сов.
 артистка оперы (драматич. сопрано). Нар. арт. УССР (1948). Чл.
 Коммунистич. партии с 1948. В 1920-26 - хористка, в 1926-28 - солистка
 Харбинского оперного т-ра. С 1928- солистка Моск. радио. В 1930-38 (с
 перерывами) -солистка Саратовского т-ра оперы и балета, в 1938-58 - Т-ра
 оперы и балета им. Шевченко. Выступала на фронте. Партии: Оксана
 ("Запорожец за Дунаем"), Наталка ("Наталка-Полтавка" Лысенко), Варвара
 ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Лиза, Татьяна, Тамара, Ярославна;
 Лео-нора ("Трубадур"), Аида, ТосСТГмСЛАВСКИЯнаст. фам.- Алексеев),
 Константин Сергеевич [5(17).I. 1863, Москва,-7.VIII.1938, там же] -
 русский сов. актёр, режиссёр, театральный педагог, основатель п
 руководитель Московского Художественного театра. Нар. арт. СССР (1936).
 Великий деятель, мыслитель и теоретик театра. Опираясь на богатейшую
 творч. практику и высказывания своих выдающихся предшественников и
 современников, С. заложил прочный фундамент совр. науки о т-ре, создал
 школу, направление в сценич. иск-ве, к-рое нашло теоретич. выражение в
 т. н. системе Станиславского (см. Станиславского система).
  Родители С.-Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы
 принадлежали к тем прогрессивным торгово-промышленным кругам Москвы, из
 к-рых вышли близкие семье Алексеевых создатель картинной галереи П. М.
 Третьяков, организатор театр. музея А. А. Бахрушин, основатель частной
 оперы, покровитель рус. художников, известный меценат С. И. Мамонтов,
 книгоиздатель М. В. Сабаш-ников и др. В семье Алексеевых царила
 атмосфера влюблённости в театр. 5 сент. 1877 С. впервые выступил на
 домашней любительской сцене. Постепенно вокруг него образовался кружок
 театр. любителей, получивший назв. "Алексеевского кружка". Репертуар
 кружка состоял гл. обр. из переводных водевилей и оперетт. С. сыграл
 десятки комедийных ролей с пением и танцами. Тщательно отделывая каждую
 роль, добиваясь общей слаженности спектакля, он скоро достиг в этом
 жанре совершенства. В 80-х гг. Алексеевский кружок пост. популярные
 оперетты; "Жавотта" Жонаса, "Кама pro" Лекока, "Нитуш" и "Лили" Эрве,
 "Маскотта" Одрана, "Микадо" Салливена и др. В эти же годы С. начал
 выступать в любительских спектаклях - в т-ре "Парадиз", Нем. клубе, на
 подмосковных сценах и др. (роли: Подколёсин - "Женитьба"; Несчастливцев
 и др.). В 1885 он взял себе псевдоним "Станиславский".
  На первом этапе своей артистич. деятельности С. часто подражал игре
 мн. прославленных актёров. Но вскоре он пришёл к выводу, что копирование
 чужих образцов, пусть даже самых превосходных, приводит к штампам и
 ремеслу и что только следование жизни, природе выводит артиста на
 широкую дорогу настоящего большого иск-ва. Относясь к себе с беспощадной
 самокритичностью, С. отмечал в своём исполнении малейшую фальшь,
 отклонение от жизненной правды в сторону внешней показной красивости,
 самолюбования и ненавистной ему театр. рутины. Он считал, что актёр
 должен быть "толкователем высоких человеческих чувств", "руководителем и
 воспитателем публики". Неудовлетворённый условиями творчества в
 случайных любительских спектаклях, С. совместно с режиссёром А. Ф.
 Федотовым, известным певцом и педагогом Ф. П. Комисса ржевским,
 художником Ф. Л. Сологубом основывает в 1888 Общество искусства и
 литературы и создаёт при нём постоянную драм. труппу из
 актёров-любителей. В спектаклях об-ва С. сыграл ряд крупных ролей разл.
 амплуа, приобретая самостоятельность и зрелость мастера.
  Роли: Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина, 1888), Дон Карлос и Дон Гуан
 ("Каменный гость" Пушкина, 1889), Сотанвиль ("Жорж Данден" Мольера,
 1888), Ананий Яковлев, Имшин ("Горькая судьбина", 1888, и "Самоуправцы",
 1889, Писемского), Фердинанд (1889), Паратов ("Бесприданница", 1890),
 Ростанев ("Село Степанчиково" по Достоевскому, 1891), Звездинцев ("Плоды
 просвещения", 1891), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1895), Отелло (1896)
 и др.
  Одарённый от природы большим талантом, яркостью воображения, редким
 сценич. обаянием и хорошими внешними данными (высокий рост,
 выразительное лицо, пластичность, музыкальность и т. п.), С. непрестанно
 развивал своё дарование, совершенствовал мастерство, воспитывая себя как
 художника и человека. В спектаклях Об-ва С. приобрёл огромную
 популярность. О С. писали как о выдающемся актёре того времени. Его
 приглашали в качестве партнёра для своих гастрольных выступлений П. А.
 Стрепетова, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова. Спектакли с участием С.
 посещались знаменитыми иностр. гастролёрами: Э. Росси Л. Барнаем, чьи
 одобрительные отзывы укрепляли " ру С. в своё призвание. К этому времени
 относятся и выдающиеся работы С. в области режиссуры. Большим событием
 театр. жизни Москвы стала первая крупная самостоят, режиссёрская работа
 С. - пост. комедии "Плоды просвещения" (1891). В отличие от реакц. бурж.
 критики, пытавшейся свести значение сатирич. комедии Толстого к
 курьёзному фарсу, наивной карикатуре на высшее аристо-кратич. об-во, С.
 трактовал её как пьесу "мужицкую", написанную в защиту прав народа.
 Спектакль получил высокую оценку будущего соратника С.- драматурга,
 театр. критика и'педагога Вл. И. Неми-ровича-Данченко (в роли Бетси в
 этом спектакле выступила В. Ф. Комиссаржевская, начавшая свой творч.
 путь под руководством С.). Затем С. ставит спектакли: "Уриэль Акоста"
 (1895), "Самоуправцы" (1895), "Отелло" (1896), "Бесприданницу" (1896),
 проявив себя как яркий художник-новатор. Он стремится порвать со старыми
 обветшалыми традициями, выйти за пределы привычных, шаблонных решений,
 найти новые, более тонкие художеств. средства для передачи жизненной
 правды на сцене. С особой сплои новаторство С. в области
 режиссёрско-постановочного иск-ва раскрылось в пьесах: "Польский еврей"
 Эрк-мана-Шатриана (1896), "Потонувший колокол" Гаупт-мана (1898) и др.
 Работа в Об-ве иск-ва и лит-ры выдвинула С. в первые ряды мастеров рус.
 сцены и явилась как бы прелюдией к его реформаторской деятельности на
 сцене МХТ.
  В 1897 произошла знаменательная встреча С. с В. И.
 Немировичем-Данченко. С. и Немирович-Дан-ченко решили создать нар. т-р -
 "...приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал
 Островский" (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 186, см.
 Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького).
 Основу труппы нового т-ра составили наиболее талантливые любители Об-ва
 иск-ва и лит-ры и ученики Немиро-вича-Данченко по Муз .-драм. уч-щу
 Моск. филар-монич. об-ва. Начало деятельности т-ра совпало с периодом

<< Пред.           стр. 712 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу