<< Пред.           стр. 716 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Медведев, Тамара - Захарова, Яша - Галлис, Дуся - Лаврова, Сима -
 Козлова, Лясковский - Вицин), затем, в этом же году, в Ленингр.т-ре
 Комедии (реж. и худ. Акимов). В 1946-47 "С.д." пост. ок.200 т-ров
 страны, в т. ч.:
  Брестский, Калининский, Кировский, Орловский, Рязанский, Смоленский,
 Тульский, Ульяновский, Южно-Сахалинский т-ры (все в 1947), Казанский
 Большой драм. т-р, Красноярский т-р. Нальчикский рус., Краснодарский,
 Читинский т-ры (все в 1948), Астраханский т-р (1952), Саратовский
 (1956), Кировский (1957), Омский (1959); мн. ТЮЗы; т-р "Лучафэрул",
 Кишинёв (1962), Кемеровский т-р (1963), Ростовский-на-Дону т-р (1964) и
 др.
  Пьеса ставилась и за рубежом - в Болгарии, Польше Чехословакии,
 Югославии.
  Издания: Первая публикация-"Старые друзья", М.- Л., 1946. Из
 последующих изд.: Пьесы-советских писателей, т. 8, М., 1955; Советская
 драматургия, т. 7,М.-Л., 1948;
  Малюгин А., Старые друзья, М., 1958, 1961. А. Шн. СТАСИМ [JTcEJtov
 (от (JTttCTtos - стоящий), дословно-песнь на месте]- в др.-греч.
 трагедии песня между эписодиями. Исполнялась хором, стоящим перед
 зрителями. С. состоял из неск. сизигий (см. Строфа), иногда
 сопровождался гипорхемой. Размеры и содержание С. менялись. Наиболее
 длинные и метрически разнообразные С. встречаются в трагедиях Эсхила,
 где хор был полноправным действующим лицом, а его песни раскрывали смысл
 изображаемых событий. У Софокла и особенно у Еврипида эта связь слабее:
 хор выражает общее настроение и С. являются лишь отступлением,
 разрабатывающим мифологич. и философ. темы. Еврипид доводит форму С. до
 совершенства; уменьшает до 2-3 число сизигий, строго выдерживает метрич.
 композицию.
  Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; см. также
 ст. Древнегреческая драматургия и лит. к ней. Лид. Ф.
  СТАСОВ, Владимир Васильевич [2(14).1.1824, Петербург,- 10(23). X.I
 906, там же] - рус. художеств. и муз. критик, историк искусства,
 археолог. Один из крупнейших деятелей рус. демократич. художеств.
 культуры 19 в. Почётный вольный общник петерб. Академии художеств (с
 1859); почётный академик Российской АН (с 1900). Сын известного
 архитектора В. П. Стасова. Учился в Уч-ще правоведения (1836-43). В эти
 годы, сблизившись с композитором и муз. критиком А. Н. Серовым, с
 увлечением изучал музыку, живопись, лит-ру. В 1847 С. впервые выступил в
 печати со статьями по лит-ре и музыке. Интересы С. поражали
 разносторонностью (исследовательская и собирательская работа в области
 археологии, истории, филологии и т. д.), но главным в его деятельности
 была художеств. и муз. критика. Мировоззрение С. формировалось под
 прямым воздействием эстетики революц. демократов. Он всячески
 поддерживал реалистич. иск-во, боролся за демократизацию художеств.
 жизни. Разбирая художеств. произведения, С. поднимался до критики
 крепостнич. и бурж. действительности, отражённой в них. Многие
 прогрессивные явления в рус. иск-ве 2-й пол. 19 в. были в той или иной
 мере связаны с именем С. Он принял активное участие в творч. жизни
 "Могучей кучкш, Товарищества передвижников. С. отстаивал идейное,
 содержат, иск-во, активно вмешивающееся в жизнь, боролся против
 академизма, за реализм, нац. своеобразие и народность иск-ва. В области
 музыки гл. задачей С. была борьба за самостоят, нац. путь развития рус.
 музыки, за признание творчества выдающихся рус. композиторов-реалистов.
 С. был одним из крупнейших исследователей и пропагандистов творчества М.
 И. Глинки, к-рому поев. более 30 его работ, в т. ч. первая обстоят,
 монография (1857). С. неизменно подчёркивал глубокую народность,
 правдивость, новаторский характер творчества Глинки. Высоко оценивал
 творчество А. С. Даргомыжского. В монографиях о Глинке, М. П. Мусоргском
 (1881), А. П. Бородине (1887), в историч.обзорах - "Двадцать пять лет
 русского искусства", "Искусство в XIX веке" и др. С. дал развёрнутое
 обоснование творч. принципов "новой рус. муз. школы". Наиболее полное и
 последовательное выражение народно-реалистич. начал этой школы он
 находил в творчестве Мусоргского. С. горячо поддержал творчество
 композиторов А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, великого
 рус. певца Ф. И. Шаляпина. Статьи С. большей частью ярко публицистичны и
 полемичны по тону. Ведя борьбу за передовую рус. музыку, он резко
 критиковал политику принижения отечеств, иск-ва, проводившуюся казёнными
 оперными т-рами и концертными организациями, защищал рус. композиторов
 от нападок реакц. критики. С. проявлял глубокий интерес к творчеству
 выдающихся зарубежных композиторов, особенно Л. Бетховена, Г. Берлиоза,
 Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Шопена, Э. Грига, музыку к-рых горячо и
 энергично пропагандировал в России. Несмотря на односторонность и
 крайность ряда суждений, С. внёс существ, вклад в разработку важнейших
 вопросов реалистич. муз. эстетики (о роли нар. песни в развитии проф.
 муз. иск-ва, о связи вок. мелодии с интонациями человеч. речи и т. д.).
 С. заботливо растил художеств. молодёжь. Мн. художники и музыканты
 обязаны ему формированием своего таланта. Неустанная забота С. о рус.
 иск-ве проявилась и в обширной переписке, в беседах с деятелями
 культуры. С. сплотил вокруг себя группу историков иск-ва я критиков,
 отстаивавших реализм и демократизм в иск-ве. Неоднократно издававшиеся в
 СССР труды С. являются классич. наследием передовой рус. художеств.
 мысли.
  С о ч.: Собрание сочинений, т. 1-3, СПБ, 1894, т. 4, СПБ, 1906; Избр.
 сочинения в трех томах, М., 1952; Избр. ст. о музыке, Л.-М.,1949; Избр.
 ст. о М. П. Мусоргском, М., 1952; Избр. ст. о М. И. Глинке, М., 1955;
 Стасов В. В. и Чайковский П. И., Неизданные письма, "Русская мысль",
 1909, март; Письма к родным, т. 1-3, М., 1953-62.
  Лит.: К а р е н и н Влад. [Комарова В. Д.], Владимир Стасов. Очерк
 его жизни и деятельности, ч. 1-2, Л., 1927; Владимир Васильевич Стасов.
 1824-1906. К 125-летию со дня рождения [Сборник статей и воспоминаний,
 сост. Е. Д. Стасова], М.-Л., 1949; Незабвенному Владимиру Васильевичу
 Стасову. Сборник воспоминаний, СПБ, [1908] (имеется подробный перечень
 сочинений С.); Ливанов аТ., Стасов и русская классическая опера, М.,
 1957. Г. Кел.
  СТАСЮНАС, Ионас Антано (р. 26.IX.1919) -литов. сов. артист оперы
 (баритон). Нар. арт. СССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1957. Деп.
 Верх. Совета Лит. ССР 4-го созыва. В 1948 окончил Каунасскую
 консерваторию. С 1941- солист Литов. т-ра оперы и балета. См. илл. на
 кол. 1087.
  Партии: Маргирис ("Пиле-най"Кловы, 1956), Радвила ("Даля" Дварионаса,
 1959) - первый исполнитель; Сакалас ("Марите" Рачюнаса), Римвидас
 ("Гражи-на" Карнавичюса), Демон, князь Игорь, Борис Годунов (Гос. пр.
 СССР, 1951), Мазепа, Грязной, Фигаро; Яго ("Отелло" Верди). Риголетто;
 Себастиано ("Долина" дАльбера), Сильвио, Тонио ("Паяцы"), Скарпиа
 ("Тоска"), Валентин ("Фауст"), Эскамильо и др.
  Выступал в Польше, Китае. С 1962 преподаёт в консерватории
 (Вильнюс).Л. Руз.
  СТАТИСТ (нем. Statist, от греч. отатб? - стоящий) - актёр,
 исполняющий роли без слов (или состоящие из неск. слов), участник
 массовых сцен. В до-революц. т-ре С. набирались обычно из случайных
 людей; перед ними не ставилась задача создания сце-нич. образа. В
 практике М XT и ряда передовых режиссёров (А. П. Ленский в России, Л.
 Кронек в Германии, и др.) С. были включены в ансамбль исполнителей. В
 МХТ, а в сов. время и в др. т-рах вместо С. стали вводиться т. н. с о т
 р у д н и к и, т. е. штат начинающих актёров, с к-рыми т-р проводил
 творч. воспитат. работу. Сотрудники в т-ре часто наз. вспомогательным
 составом. В наст. время в сов. т-ре в эпизодич. ролях и массовых сценах
 преим. выступают актёры, окончившие, как правило, театр. учебные
 заведения. С. Г.
  СТАТК‚ВИЧ, Людмила Станиславовна (р. 11. IX. 1923) - рус. сов.
 артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1932-42 училась в Ленингр.
 хореография. уч-ще (педагоги А. Я. Ваганова, А. В. Лопухов, Б. В.
 Шавров). С 1942 - солистка Куйбышевского т-ра оперы и балета. Первая
 значит, партия - Мария ("Бахчисарайский фонтан"). Для танца С.
 характерны лёгкий высокий прыжок, стремительность вращении, гибкость,
 устойчивость. Партии: Жизель, Аврора;
  Маша ("Щелкунчик"), Китри ("Дон Кихот"), Галина ("Утёс" Лазарева) и
 др. С 1960 преподаёт. Ст. М.
  СТАТС (Staats), Лео (26.XI. 1877-15.II.1952) - франц. артист балета,
 балетмейстер и педагог. С 1883 учился в балетной школе "Гранд-Опера"
 (педагоги Ф. Мерант и И. Хансен), с 1887 выступал на сцене этого т-ра. В
 1893 осуществил первую пост. "Здесь ганцуют". В 1907-09 и в 1916-36 -
 балетмейстер и ведущий танцовщик "Гранд-Опера", в 1910-14- Т-ра
 искусств. С. был технически сильным танцовщиком, одним из постоянных
 партнёров К. Замбелли.
  Партии: Лилез ("Корригана" Видора), Аминта ("Сильвия" Делиба), Франц
 ("Коппелия"), Жан ("Жавотта" Сен-Санса) и др. Пост. в "Гранд-Опера"
 более 50 балетов: "Жавотта" (1909), "Пери" Дюка (1912), "Пчёлы" на муз.
 Стравинского (1917), "Тальони у Мюзетты" Бюссера (1920), "Маиму-на"
 Гровлеза (1921), "Заколдованная ночь" на муз. Шопена и Обера (1923),
 "Илеана" Бертрана (1936) и др.; лучший среди них - "Сидализ и
 козлоногий" Пьерне (1923).
  Выступал и как режиссёр в драм. т-рах Парижа, мюзик-холлах. С 1899
 вёл педагогич. деятельность, был одним из выдающихся франц. педагогов.
 Е. С.
  СТАЦИЙ - см. Цецилий.
  СТАШКЕВИЧЮТЕ, Александра Стасио (р. 22. XII. 1899) - литов. сов.
 артистка оперы (сопрано). Нар. арт. Лит. ССР (1954). Чл. Коммунистич.
 партии с 1951. Деп. Верх. Совета Лит. ССР 1-го созыва. В 1930 окончила
 Пражскую консерваторию. В 1929-53- солистка Литов. т-ра оперы и балета.
  Партии: Гражина (о. п. Карнавичюса), Тамара, Ярославна, Татьяна,
 Лиза; Донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта), Аида; Дездемона ("Отелло" Верди),
 Чио-Чио-сан, Мими и др.
  Выступала в Москве, Праге, Стокгольме. С 1949 преподаёт в Вильнюсской
 консерватории (с 1961 - профессор). А. Руз.
  СТЕЛЬМАХ, Михаил Афанасьевич (р. 24.V.1912)- укр. сов. писатель и
 драматург. Деп. Верх. СоветаСССР 6-го созыва. Лит. деятельность начал в
 1936. В 1958 харьковский Т-р им. Шевченко пост. инсценировку романа С.
 "Кровь людская - не водица" о становлении Сов. власти на селе. В 1955 С.
 написал комедию "Золотая метелица", поев. людям колхоз, села, в
 1962героич. драму "Правда и Кривда", пост. в 1964-65 мн. т-рами СССР
 (пер. на англ., болг. и др. яз.). Лауреат Гос. пр. СССР (1951) и
 Ленинской пр. (1962). Автор киносценариев.
  Лит.: Б а б и ш к ? н О. К., Михайло Стельмах, Кив,1961;
  Б у р л я и Ю. С., Михайло Стельмах, Кив, 1962. Л. Б.
  СТ‚НБЕРГ, Владимир Август ович [p.23.111(4 JV).1899] и Георгий
 Августович [7(20).III.1900 - 15.X.1933] - рус. сов. художники; братья. В
 1920 С. окончили 1-е Гос. свободные художеств. мастерские (б.
 Строгановское уч-ще); учились у В. Е. Егорова и А. С. Янова. С 1915
 оформляли спектакли в т-рах Москвы (т-р Зон, т-р оперетты Е.В.
 Потопчиной), Киевском т-ре оперетты и др. С первых дней революции С.
 принимали активное участие в оформлении массовых празднеств, писали
 плакаты для фронта и т. д. Осн. деятельность С., помимо работы в области
 художеств. плаката, была связана с моск. Камерным т-ром (1924-31).
 Декорации С., в особенности в первый период, носили конструктивистский
 характер, были отмечены техницизмом, стандартным урбанизмом, внешней
 "мюзик-холльной" эксцентриадой ("Вавилонский адвокат" Мариенгофа, 1924,
 обозрение "Кукироль", 1925, оперетта "Сирокко" Половин-кина, 1928, и
 др.). Опираясь на опыт кубистов и конструктивистов, стремясь к
 изобразительной строгости, простоте форм, С. в то же время отказывались
 от самодовлеющего эстетизма и беспредметности. Целостности оформления,
 его органич. связи с внутр. темой спектакля, конкретной и одновременно
 обобщённой эмоц. образности достигли С. в пост. пьес О'Нила - "Косматая
 обезьяна", "Любовь под вязами" (1926) и особенно "Негр" (1929). В
 последнем спектакле сочетание плоскостей и гармониеобразных ширм с
 динамич. контрастами света и тени создавало трагич. атмосферу амер.
 города - символа капита-листич. мира. В работе над костюмами С.
 пользовались многообразными приёмами - от сатирич. гротеска и
 плакатности до остро-психологич. характерности.
  После смерти брата Владимир Августович С. работал для Т-ра им.
 Мейерхольда ("Одна жизнь", неосущ.).
  Лит.: Камерный театр и его художники. Введение А. Эфроса, М., 1934;
 Державин К., Книга о Камерном театре, Л., 1934; Марголин С., Оформление
 спектаклей в Камерном, "Театр и драматургия", 1935, ј 1. jf, /7.
  СТЕПАНОВ, Александр Иванович [р. 21.Х(З.Х1). 1903] - рус. сов. актёр.
 Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1923 окончил Высшие гос. мастерские театр.
 иск-в в Саратове. В 1924 начал театр. деятельность в качестве актёра
 драмы в Саратове. В 1928-58 работал в т-рах Архангельска, Хабаровска,
 Минска, Симферополя, Кишинёва, Горького, Одессы, Ташкента. С 1959 -
 актёр Бакинского русского т-ра им. С. Вур-гуна.
  Роли: Незнамов, Чацкий, Фердинанд; Лаэрт ("Гамлет"), Михаил ,
 ("Зыковы" Горького), Ларцев ("Очная ставка" Шейнина), Луконин ("Парень
 из нашего города"), Сафронов ("Русские люди"), Гарри Смит ("Русский
 вопрос"), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Хлебников ("Персональное дело"
 Штейна), Яков Бардин ("Враги"), Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду). Г.
 К.-К.
  СТЕПАНОВ, Александр Сергеевич [23.VIII(4. IX).1899-2.VI.1963] - рус.
 сов. хормейстер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1912 окончил моск.
 Синодальное уч-ще. С 1918 работал учителем пения, руководил хорами. В
 1921-25 - хормейстер Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С.
 Станиславского; в 1930-37 - Большого т-ра, в 1938-47 - Оперного т-ра им.
 Станиславского (с 1941 - Муз. т-р им. Станиславского и
 Немировича-Данченко) в Москве (в 1950-59 - гл. хормейстер). В 1942-49
 С.- худ. рук. Респ. рус. хоровой капеллы. В 1958-59 - гл. хормейстер
 Ансамбля сов. оперы ВТО. Под руководством С. были разучены хоры для
 концертного исполнения опер "Война и мир" Прокофьева (1953), "Давид
 Са-сунский" Степаняна (1956), мн. хоровые произв. сов. композиторов.
 Участвовал в пост. опер Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, А.
 Рубинштейна, Чайковского и др. Вёл педагогич. деятельность. Лит.: "Новый
 мир", 1935, Л'о 8, с. 257-60; Л о к ш и н Л., Замечательные русские хоры
 и их дирижёры, М , 1963 с. 157-63. jf р
  СТЕПАНОВ, Владимир Иванович (1866-16(28). 1.1896] - рус. артист
 балета и педагог. В 1885 окончил Петерб. театр. уч-ще и был принят в
 кордебалет Мариинского т-ра. В 1891 сочинил собств. систему записи
 танцев при помощи нотных знаков. Был командирован в Париж для
 усовершенствования, где в 1892 опубликовал свою работу. В 1893 пост. в
 Мариинском т-ре балет "Мечта художника" Пуни, пользуясь системой записи
 танцев. С 1892 преподавал в Петерб. театр. уч-ще.
  Соч.: Alphabet des mouvements du corps humain. P., 1892.
  Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895-1896, СПБ, 1897, с. 504; Б о-рисоглебский М.
 [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39; Х у
 д е к о в С., История танцев, ч. 4, П., [1918], с. 306. /7. Л.
  СТЕПАНОВ, Владимир Павлович [2(14).1.1890- 27.VI.1954] - рус. сов.
 хоровой дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). В 1908
 окончил моск. Синодальное уч-ще, в 1913-Моск. консерваторию. В 1912-18 -
 преподаватель Синодального уч-ща (с 1918-Нар. хоровая академия) и
 помощник дирижёра Синодального хора; в 1926-36 - гл. хормейстер Большого
 т-ра, в 1936-50 - Т-ра оперы и балета им. Кирова.
  Был преподавателем Московской (1920-30 и 1950- 1954) и Ленинградской
 (1936-50) консерваторий (с 1946 - профессор). Деятельность С. сыграла
 большую роль в развитии сов. хорового иск-ва. Принимал участие в пост.
 оперы "Орлеанская дева" Чайковского (1945, Т-р оперы и балета им.
 Кирова; Гос. пр. СССР, 1946). С.- автор ряда муз. произв.
  СТЕПАНОВ, Лев Борисович [р. 13(26).XII.1908]- сов. композитор. Учился
 в Моск. консерватории (1929- 1938) по классу композиции проф. Н. Я.
 Мясковского. Ещё студентом начал писать оперы. В 1936-38 написал оперу
 "Дарвазское ущелье" (1939, Оперный т-р им. Станиславского). В 1937-41
 С.- муз. рук. и дирижёр Ансамбля нар. танца под рук. И. А. Моисеева.
 Написал оперы: "Гвардейцы" (1947, Свердловский т-р оперы и балета),
 "Иван Болотников" (1950, Пермский т-р оперы и балета, Гос. пр. СССР,
 1951), "Во имя жизни" соч. 1952), "Чекисты" (соч. 1954), "Голсан" (соч.
 1959); балеты: "Юрочка" (1939), "Журавлиная песня" (соч. 1940, пост.
 1953, Башк. т-р оперы и балета), "Родной берег" (соч. 1941), "Дорога
 дружбы" (соч. 1960), "Скоморох" (соч. 1965); муз. драмы: "Сурма-хон"
 (соч. 1955), "Ашиг Гариб" (соч. 1957) и др. произв. в разл. жанрах. В
 своём творчестве С. широко претворяет характерные мелодич. и гармонич.
 особенности муз. нац. фольклора народов СССР и др. стран. М.Р.
  СТЕПАНОВ, Пётр Гаврилович (1806-69) - рус. актёр. По окончании Моск.
 театр. уч-ща (1825) был принят в Малый т-р, где работал до конца жизни.
 С. вошёл в историю т-ра как выдающийся исполнитель небольших комедийных
 и эпизодич. ролей (часто даже без слов). Обладал тончайшей природной
 наблюдательностью, большим мимич. дарованием, иск-вом художеств.
 имитации, трансформации, грима, много и кропотливо работал над
 мельчайшими деталями образа. Иск-во С. высоко ценилось современниками (в
 т. ч. В. Г. Белинским, С. Т. Аксаковым).
  Роли: Глюкман (опера-водевиль "Пять лет в два часа, или Как дороги
 утки", переделка с франц. А. И. Писарева), Вольтер (комедия "Ты и Вы"
 Шаховского), Фридрих II (опера-водевиль "Старый гусар, или Пажи Фридриха
 II", переделка Д. Т. Ленского), Эдуард (водевиль "Артист", пер. с
 франц.). С. был первым исполнителем на моск. сцене ролей: кн.
 Тугоуховского ("Горе от ума", 1831), Тяпкина-Ляпкина ("Ревизор", 1836),
 Яичницы и Швахнева ("Женитьба", 1843, и "Игроки" Гоголя), Зефирова ("Лев
 Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского, 1839), Маломальского, Ерёмки ("Не в свои
 сани не садись", 1853, "Не так живи, как хочется", 1854, Островского).
  Лит.: Ярцев А., Пётр Гаврилович Степанов "ЕИТ" Сезон 1896-1897, СПБ,
 1898, Приложение, кн. 1. 'Д . Шн.
  СТЕПАНОВА, Ангелина Осиповна (р. 14.VIL1905)- рус. сов. актриса. Нар.
 арт. СССР (1960). Член Ком-мунистнч. партии с 1952. Театр. образование
 получила в школе при 3-й Студии МХТ. Участвовала в школьных спектаклях:
 Сур-милова ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Мэри ("Битва жизни" по
 Диккенсу, спектакль был перенесён на сцену МХТ). С 1924 - в труппе МХАТ.
 В творчестве С., одной из выдающихся представительниц школы
 Художественного театра, можно отчётливо проследить воздействие
 вахтанговской традиции. Не отделяя себя от персонажа, С. в то же время
 смело идёт на заострение образа; глубина психологического раскрытия
 образа сочетается у неё со смелостью, жёсткой чёткостью внешнего
 рисунка. Таков образ Мариэтт ("Воскресение", 1930, по Л. Н.
 Толстому)-язвительный и лаконичный сценический портрет. Графич.
 отточенностью отмечено исполнение ролей Бетси Тверской ("Анна Каренина",
 1937), Бетси ("Плоды просвещения", 1951), Калерии ("Дачники", 1953). В
 лирич. ролях - Ивонна ("Продавцы славы" Паньоля и Ниву а, 1926), Аня
 ("Вишнёвый сад", 1928), Зинаида ("Дядюшкин сон" Достоевского, 1929) - С.
 чужда сентиментальности. В образе Ирины ("Три сестры", 1940) преобладало
 беспокойство, напряжение ожидания, внутр. энергичность. С. свойственно
 точное ощущение стиля автора и жанра пьесы: старинной мелодрамы
 (Генриэтта-"Сестры Жерар" Масса по мелодраме Ден-нери и Кормона, 1927),
 салонной комедии (Гертруда- "Идеальный муж" Уайльда, 1946). Значит,
 достижением актрисы стала роль королевы Елизаветы ("Мария Стюарт",
 1957); точность сценич. решения сочеталась с острым гротесковым внешним
 рисунком. С. подчёркивала в образе Елизаветы жестокую ясность ума и

<< Пред.           стр. 716 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу