<< Пред.           стр. 72 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Карим, К. Мэрген, Н. Наджми, М. Хайдаров. Несколько позже - А.
 Мирзагитов, Н. Асанбаев. В послевоенном творчестве башк. драматургов
 большое место занимает совр. тема. О новой колхозной деревне
 рассказывают пьесы "Тальян-гармонь" Г. Ахметшина (1949), "На берегу
 Ирендэка" М. Хайдарова (1950), "Прекрасные долины Ак-Идели" И. Абдуллина
 (1950). В пьесе "Одинокая берёза" М. Карима (1951, 2-й вар. 1954)
 показан острый конфликт между зазнавшимся, противопоставившим себя
 народу председателем колхоза и колхозниками, резко критикующими его, но
 борющимися за преодоление председателем своих ошибок. Жизнь послевоенной
 Башкирии отражена в пьесе К. Мэргена "Утро города" (1949) - о
 строительстве новых городов в республике. Пьесы И. Абдуллина "Глубокое
 дыхание" (1947) и "Свояки" (1952) посвящены жизни башкирских нефтяников.
 В пьесе "Глубокое дыхание" отражены борьба за открытие девонской нефти,
 столкновение новых, прогрессивных и косных, отсталых взглядов в науке.
 Об интеллигенции, студенчестве и молодёжи рассказывают пьесы "Мы не
 расстанемся" Абдуллина (1950), "Весенняя песнь" Н. Наджми (1951) и др.
  Творчество башкирских драматургов 50-х гг. характеризуется
 разнообразием жанров. На историческую и историко-революционную тему
 написаны пьесы "Салават" (2-й вар. 1953) Б. Бикбая, "Огненный вихрь" А.
 Мирзагитова (1959). Героике Отечественной войны посв. пьеса "Генерал
 Шаймуратов" И. Абдуллина и Ш. Насырова (1958). К жанру пси-хологич.
 драмы относятся "Утерянные письма" Г. Ахметшина (1957), "Раиса" Н.
 Асанбаева (1958; "Он вернулся" А. Атнабаева (1956). В популярном жанре
 муз. комедии написана пьеса М. Карима "Похищение девушки" (1958), в
 жанре комедии - пьеса Н. Наджми "Парень удаль свою показывает" (1960).
  Лит.: Пименов Вл. и ХарисовА., О башкирской драматургии, в кн.:
 Башкирская советская драматургия, М., 1954; Гайнуллин М., Драматургия
 Мифтахова. Из истории развития башкирской литературы, Уфа, 1959; Карим
 М., Некоторые вопросы развития башкирской драматургии, газ. "Советская
 Башкирия", 1954, 31 января, ј 26;
  Байтерякова Д., Молодость не требует скидок, "Театральная жизнь",
 1959, .ј 5. Д. Б.
  БАШКИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ. Создан в 1919 в Стерлитамаке на
 базе кружков красноармейской самодеятельности. Вначале коллектив ставил
 пьесы татарских драматургов, переводы рус. классич. драматургии. В
 репертуаре первых лет пьесы башк. авторов на фольклорном материале
 ("Ашкадар" Бурангулова, 1920, "Карагол" Юлтыя, 1925). Среди первых
 актёров т-р а:
  Г. Карамышев, Б. Юсупова, Г. Мингажев, X. Бухарский, А. Зубаиров, Т.
 Рашитова, Ф. Самитова, Г. Саттаров, Е. Сыртланова, Г. Ушанов, Д.
 Даутова, композитор и драматург X. Ибрагимов. Первыми режиссёрами были:
 В. Муртазин, М. Магадеев, художник С. Никандров. В 1922 т-р был
 переведён в Уфу, в 1924 переформирован в "Гос. передвижной т-р" для
 обслуживания р-нов республики. В 1929 труппа переходит на стационарную
 работу в Уфе, получает гос. дотацию (в летний период обслуживает р-ны
 республики). В последующие годы в состав труппы вливается группа
 молодёжи, окончившая театр. отделение Техникума иск-в ( созд. в Уфе в
 1926), - 3. Бик-булатова, А. Баширова, Т. Бикташева, В. Галимов, Б.
 Имашев, Г. Мансурова, А. Мубаряков, А. Сады-кова, Р. Саубанова, Р.
 Сыртланов, Г. Тукаев, А. Ша-муков, М. Хабибуллин, муз. руководителем
 т-рас 1932 был композитор М. Валеев.
  В конце 20-х-нач. 30-х гг. т-р обращается к пост. пьес на совр. тему:
 "Красная звезда" Гафури (1926),
  "17-30" (1929), "Завод" (1932), "Ала-Тау" (1932) Тагирова и др. Т-р
 ставит рус., сов. и классич. драматургию. Большое значение для развития
 башк. театр. иск-ва имели спектакли: "Мятеж" (1929), "Ревизор" (1929),
 "Разбойники" (1929), "Овечий источник" (1930), "Без вины виноватые"
 (1933) и др. В 30-е гг. значительным этапом в истории т-ра явились пост.
 пьес С. Мифтахова "Хакмар" (1932), "Дружба и любовь" (1939), "Дочь
 степей" (1940), посв. совр. темам, пьесы "На Балкане" (1935) - о жизни
 башк. сезонных рабочих на золотых приисках. Утверждению иск-ва
 социалистич. реализма в эти годы способствовала пост. лучших пьес рус.
 советской драматургии: "Поднятая целина" по одноим. роману Шолохова
 (1936), "Любовь Яровая" (1937), "Бронепоезд 14-69" (1939). В 1935 т-р
 получил звание академического.
  К концу 30-х гг. труппа вновь пополняется выпускниками Техникума
 иск-в, в т-р приходят артисты:
  3. Арсланова, Г. Арсланов, Л. Ахтямова, С. Батыр-шина, Ф. Галимов, К.
 Исханова, 3. Игдавлетов, 3. Каримов, Ф. Камалетдинова, Б. Канзафаров, X.
 Ку-дашев, М. Лукманов, С. Саитов, Г. Сулейманов, X. Ягудина, Р.
 Янбулатова. Т-р ставит в эти годы пьесы "Карлугас" ("Ласточка") Бикбая
 (1938), "Черноликие" Амири и Галимова по одноим. повести Гафури (1938),
 "Тансулпан" Даяна (1941), "Егор Булычев и другие" (1934), "Доходное
 место" (1938), "На дне" (1939). О творческой зрелости коллектива
 свидетельствовал спектакль "Человек с ружьём" (1941), в к-ром роль В. И.
 Ленина исполняли артисты А. Йамуков и А. Мубаряков.
  К 40-м гг. т-р достиг творч. зрелости. Наряду с актёрами старшего
 поколения выдвинулась группа талантливой молодёжи, выросла режиссура (К.
 Ба-киров, Б. Имашев, Р. Файзи; режиссурой занимались также актёры X.
 Бухарский, В. Галимов и А. Мубаряков), художники (М. Арсланов, Г.
 Имашев, С. Каллимулин). В годы Великой Отечеств, войны были пост.
 спектакли: "Нашествие" (1943); "На берегу Белой" Нигмати (1941). Но в
 эти годы в репертуар проникли и слабые пьесы (напр., "Идукай и Мурадым"
 Бурангулова), искажающие историч. прошлое башк. народа. Во 2-й пол.
 40-50-х гг. т-р ведёт большую работу по созданию спектаклей на совр.
 темы: "Под каштанами Праги" Симонова (1946), "Герои" по роману А.
 Фадеева "Молодая гвардия" (1947). Были созданы спектакли, отражающие
 совр. жизнь республики: "Глубокое дыхание" (1947), "Прекрасные долины
 Ак-Идели" (1950), "Свояки" (1952) Абдуллина, "Утро города" Мэргена
 (1949), "Тальян-гармонь" Ахметшина (1949), "На берегу Ирендэка"
 Хайдарова (1950), "Одинокая берёза" Карима (1951, 1954), "Мы не
 расстанемся" Абдуллина (1950) и "Весенняя песнь" Наджми (1951);
 историческая драма "Салават" Бикбая (1953). Театр продолжал работу над
 переводной советской и классич. драматургией. Пост. "Семья" Попова
 (1950), "Последняя жертва" (1950), "Бесприданница" (1953), "Мещане"
 (1952), "Разлом" (1956), "Дядя Ваня" (1954), "Отелло" (1935, 1954). В
 репертуаре т-ра - драматургия братских республик: "Семья Аллана"
 Мухтарова (1951), "Женихи" Токаева (1952). Во 2-й пол. 50-х гг.
 осуществлены спектакли: "Муса Джалиль" Исанбета (1956), "Живой труп"
 (1958); "Похищение девушки" Карима (1958), "Раиса" Асанбаева (1958),
 "Генерал Шаймуратов" Абдуллина и Насырова (1958), "Третья патетическая"
 (1959). В т-ре работают: режиссёр Ш. Мурта-зина, композитор Т. Каримов.
 В 1959 труппа т-ра пополнилась выпускниками башк. студии ГИТИС.
  Лит.: Башкирский государственный академический театр драмы (Декада
 башкирской литературы и искусства), М., 1955 [Вступ. статья к
 программе]; Успехи молодого искусства (К итогам декады башкирской
 литературы и искусства),
  Правда", 1955, 11 июня, ј 162; Х а ф и з о в Н., Башъ-орт театр
 тарихе биттэренэн, "Эзэби Башкортостан", бфе, 1957, ј \\- Д. Б.
  БАШКИРСКИЙ ТЕАТР. .История башк. профессионального театр. иск-ва
 начинается после Октябрьской революции. В 1919 при Башнаркомпросе
 (Стер-литамак) на базе кружков красноармейской самодеятельности был
 сформирован первый нац. т-р (ныне Академии, т-р драмы в Уфе). С историей
 развития этого т-ра тесно связаны имена первых башк. режиссёров - М.
 Магадеева и В. Муртазина, плеяды актёров старшего поколения - Г.
 Мингажева, X. Бухарского, А. Зубаирова, Г. Карамышева, Д. Даутовой, Т.
 Рашитовой, Г. Саттарова, Ф. Са-митовой, Г. Ушанова, Б. Юсуповой, Е.
 Сыртлановой, художника С. Никандрова. В 20-е гг. коллектив выезжал со
 спектаклями и концертами в рабочие клубы и сельские районы. В 1924 т-р
 переформировывается в Государственный передвижной. Одновременно с
 показом спектаклей т-р проводит большую полит.-воспитатедьную работу на
 селе. С 1929 становится стационарным (и работает в Уфе).
  Первые башк. актёры не имели проф. подготовки. В 1926 при Башк. муз.
 техникуме (впоследствии Техникум иск-в) открывается театр. отделение,
 его выпуски подготовили группу талантливых мастеров башк. т-ра: А.
 Мубаряков, 3. Бикбулатова, Б. Имашев, А. Шамуков, Р. Сыртланов, В.
 Галимов, Т. Бик-ташева, Г. Мансурова, А. Баширова, А. Садыкова, Г.
 Тукаев, Л. Ахтямова, Р. Янбулатова, Р. Сауба-нова, 3. Игдавлетов. С
 созданием Б. т. тесно связано формирование башк. драматургии. К первому
 периоду истории Б. т. относится творчество башк. драматургов: X.
 Ибрагимова, А. Тагирова, Д. Юлтыя; в 30-е гг. на сцене т-ра с успехом
 шли пьесы С. Мифтахова, Б. Бикбая и др. В 1926 была пост. первая
 башкирская пьеса на совр. тему - "Красная звезда" Гафури.
  Уже в первые годы ставилась рус. и западная классич. драматургия. В
 последующие годы репертуар пополняется произведениями Гоголя,
 Островского, Горького, Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега. В 30-е гг. т-р
 ставит лучшие пьесы рус. сов. драматургии - "Бронепоезд 14-69", "Любовь
 Яровая". В годы Великой Отечественной войны созданы спектакли "На берегу
 Белой" Нигмати, "Нашествие". В конце 40-х и в 50-х гг. т-р активно
 работает над созданием репертуара на совр. темы, привлекая к работе
 молодых башк. драматургов - И. Абдуллина, Г. Ахметшина, К. Мэргена, М.
 Карима, Н. Наджми, М. Хайдарова. Позднее-А. Мирзагитова, Н. Асанбаева.
 Среди значительных пост. 50-х гг.- "Муса Джалиль" Исанбета, "Живой
 труп"; "Генерал Шаймуратов" Абдуллина и Насырова, "Похищение девушки"
 Карима, "Третья патетическая" и др.
  Башк. Академич. т-р драмы сыграл большую роль в развитии
 колхозно-совхозных т-ров на территории республики, созданных в 30-е гг.
 Наиболее крупными из них являются Сибайский и Салаватский театры.
  Сибайский колхозно-совхозный т-р создан в 1931 в Бай-маке, некоторое
 время назывался "Вторым Башк. Гос. т-ром". В создании этого т-ра
 активное участие приняли актёры и режиссёры: Б. Имашев, А. Мубаряков,
 художник Г. Има-шева. Гл. реж. т-ра долгое время был К. Байиров. Много
 лет работают в коллективе Г. Абзгильдина, артисты Г. Сербаев, 3. Ханов и
 др.
  Салаватский колхозно-совхозный театр создан в 1933 из участников
 кружка художеств. самодеятельности в районном центре Толбазы. Первыми
 актёрами этого т-ра были Г. Якубов, С. Кунакбаев, Б. Сафин, А. Акбашев,
 Б. Ягафаров, 3. Насырова. Позднее коллектив т-ра пополнялся выпускниками
 Уфимского театр. уч-ща (Н. Бакиева, Ф. Бахптов, Г. Ишбулатова и др.).
 Много сил вложила в создание этого т-ра старейшая башк. актриса Е.
 Сыртланова. В 1956 т-р был перебазирован в новый город республики
 Салават. Работает рус. т-р в Стерлитамаке.
  В 1930 в Уфе был создан постоянный русский т-р, способствовавший
 росту театральной культуры республики.
  В 1938 на базе башк. отделения при Моск. гос. консерватории был
 создан Башкирский т-р оперы и балета в Уфе. В состав труппы вошли
 оперные актёры Б. Ва-леева, Ш. Валиахметова, X. Галимов, 3. Ильбаева, М.
 Максутова, Г. Хабибуллин, М. Габдрахманов, В. Галкин, О. Калинина и др.
 Первым художеств. руководителем и гл. дирижёром т-ра был П. Славинский.
 Выпускники башк. отделения Ленингр. хо-реографич. уч-ща вошли в 1941 в
 балетную труппу в составе к-рой: 3. Насретдинова, X. Сафиуллин, Г.
 Сулейманова, Ф. Саттаров, М. Тагирова, Н Вали-това, Я. Лифшиц, Т.
 Худайбердина и др. В т-ре работают: М. Ахметзянова, Б. Валеева, М.
 Салигас-карова, Г. Хабибуллин, М. Хисматуллин, А. Су-тягин, X. Галимов,
 3. Ильбаева, П. Кукотов и др. Создание т-ра оперы и балета
 способствовало развитию муз. культуры республики. На сцене этого т-ра
 были пост. первые нац. оперы: "Хакмар" Валеева, "Карлу-гас" ("Ласточка")
 Чемберджи, "Акбузат" Заимова и Спадавеккиа, "Салават Юлаев" и "Кума"
 Исмагило-ва и др.; балеты: "Журавлиная песня" Степанова, "Горная быль"
 Ключерёва, "Горный орёл" Ахметова и Сабитова; произведения Чайковского,
 Римского-Корса-кова, Верди, "Тихий Дон" Дзержинского, "В бурю"
 Хренникова. В т-ре работают художники М. Арсла-нов, В. Плекунов, выросли
 кадры нац. дирижёров - Н. Сабитов, Г. Муталов.
  В 1932 создан рус. кукольный т-р (худ. рук. М. Н. Елгаштина, художник
 О. М. Штейнкопф), в 1933 - передвижной Башк. кукольный т-р (первый худ.
 рук. Г. Мансурова). Здесь поставлена "Волшебная палочка" А. Шамукова по
 мотивам башкирского фольклора, "Шурале" и "Русалка" по произв. Т. Тукая.
  В Башкирии широкое развитие получило самодеятельное иск-во, в конце
 50-х гг. на базе самодеятельности созданы народные т-ры Янаульский,
 Кигин-ский, т-ры при дворцах культуры им. Орджоникидзе и им. Калинина.
  В 1955 (май-июнь) состоялась декада башк. лит-ры и иск-ва в Москве, в
 к-рой приняли участие Башк. академич. т-р драмы со спектаклями "Одинокая
 берёза" М. Карима, "Черноликие" (по Гафури), "Дядя Ваня", "Отелло" и
 Башк. т-р оперы и балета со спектаклями "Салават Юлаев" Исмагилова,
 "Царская невеста"; "Журавлиная песня" Степанова, "Лаурен-сия" Крейна. Д.
 В.
  БАШКИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА - музыкальный театр Башкирской АССР.
 Основан в 1938 в Уфе на базе башк.-отделения Моск. консерватории. В
 состав труппы и оркестра, сформированного из выпускников Башк. муз.
 уч-ща, вошли также рус. артисты и музыканты. Среди первых солистов
 оперы: Б. Валеева, 3. Ильбаева, X. Галимов, Г. Ха-бибуллин, Ш.
 Валиахметова, М. Максутова, О. Калинина, В. Галкин, М. Габдрахманов и
 др. Наряду с этими артистами в дальнейшем выдвинулись певица М.
 Салигаскарова, певцы-М. Хисматуллин, А. Су-тягин, П. Кукотов, П.
 Аникиенко, М. Ахметзянова, С. Хуснияров. Первым художеств. руководителем
 и гл. дирижёром был П. М. Славинский. Т-ром осуществлены постановки
 национальных башк. опер - "Хакмар" Валеева (1940), "Карлугас"
 ("Ласточка") Чемберджи (1941), "Акбузат" Заимова и Спадавеккиа (1942),
 "Азат" Муртазина (1953), "Салават Юлаев" (1955) и "Кума" (1959)
 Исмагилова, балетов- "Журавлиная песня" Степанова (1953), "Горный орёл"
 Сабитова и Ахметова и др. В репертуар т-ра входят также рус. и
 зап.-европ. классич. оперы и балеты:
  "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; "Мельничиха" Паизиелло, "Русалка",
 "Царская невеста", "Князь Игорь", "Иван Сусанин", "Фауст", "Кармен",
 "Аида" и др.
  В 1941 труппа пополнилась выпускниками башк. отделения Ленингр.
 хореографич. уч-ща. Были пост. балеты: "Лебединое озеро",
 "Бахчисарайский фонтан", "Красный цветок", "Коппелия"; "Шехерезада"
 Рим-ского-Корсакова, "Доктор Айболит" Морозова, "Лау-ренсия" Крейна,
 "Эсмеральда" Василенко и др. Солисты балета: 3. Насретдинова, Г.
 Сулейманова, Н. Валитова, М. Тагирова, Т. Худайбердина, Я. Лиф-шиц, X.
 Сафиуллин, ф. Саттаров, Ф. Ахметшин, Ф. Юсупов. Дирижёры - Н. Сабитов,
 Г. Муталов; художники - М. Арсланов, В. Плекунов. Д. В.
  БАШЛЕ, Б а ш е л е (Bachelet), Альфред Жорж 26. II. 1864 - 10. II.
 1944) - французский композитор. Член Академии изящных искусств (с 1939).
 Музыке обучался у Э. Гиро. В 1890 получил Рим. пр. за кантату
 "Клеопатра". С 1907 работал руководителем по вокалу и пом. дирижёра т-ра
 "Опера комик"
  (Париж); одновременно выступал с концертами. В 1914-18 Б.- гл.
 дирижёр оперы; с 1919 - директор консерватории в Нанси. Композиторскую
 деятельность начал в конце 80-х гг. Первая опера Б. "Фиона" (1890)
 написана под влиянием Вагнера. Известность Б. принесла опера "Семо"
 (1914) на сюжет лирич. драмы Ш. Мере. В последующие годы с успехом были
 пост. оперы Б. "Когда зазвонит колокол" (1922) и "Сад на Оронте" (1931)
 - лирич. драма по роману Барре. Б. написан также балет "Ночная фантазия"
 (1944) на материале музыки 18 в. и др. соч. Оперы Б. ставились гл. обр.
 в Париже (в "Опера комик"). Для сценич. произв. Б. характерны драматизм,
 психо-логич. углублённость и лирич. выразительность. Музыка Б.
 отличается богатой оркестровкой, тонким гармонич. колоритом; форма и
 выразит, средства его муз. соч. близки традициям классич. французской
 музыки. , И. Ш.
  "БАШМАК" - специальное приспособление, к-рым пользуются рабочие сцены
 при сборке павильона для поддержки верхних частей павильона, карнизов,
 потолочных балок, потолка и т. п. Б. представляет собой шест дл. 3-9 м,
 диаметром 2-2,5 см и имеет на верхнем конце перекладину 15-20 см длиной.
 Б. Я.
  БАШНП ПОРТАЛЬНЫЕ - часть игровой портальной арки сцены ( см. Арка
 портальная). Представляет собой жёсткую металлич. или деревянную
 конструкцию, к-рая может двигаться параллельно архитектурному порталу,
 если необходимо сократить ширину игрового портала. Па совр. Б. п.
 монтируется большое количество осветительной аппаратуры и пульты
 управления пом. режиссёра, осветителя, машиниста сцены. Б. п. со стороны
 зрительного зала закрываются нейтральными или спец. драпировками,
 деталями оформления. В л. Б.
  БАШТИ (Basti), Лайош (р. 7. XI. 1911) - венгерский актёр. Засл. арт.
 Венгерской Нар. Республики (1950). С 1935 по окончании театр. Академии
 работал в т-рах "Бельвароши" и "Комедия" (Будапешт); выступал гл. обр. в
 пьесах совр. авторов. После освобождения Венгрии (1945) - в труппе Нац.
 т-ра, где проявилось реалистич. дарование Б. Роли: Банк ("Банк-бан"
 Катоны), Адам ("Трагедия человека" Мадача), Гамлет; Орландо ("Как вам
 это понравится"), Фердинанд; Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Тихон ("Гроза",
 пр. им. Кошута, 1955), Кидд ("Голос Америки" Лавренёва), Игнатов ("Таня"
 Арбузова) и др. С 1935 снимается в кино; работает как режиссёр на радио.
 С 1950 ведёт педагогич. работу в Ин-те т-ра и кино.
  "БАЯДЕРА","0 ie Bajadere, -оперетта И.Кальмана,зшбр. Ю.Браммера и
 А.Грюнвальда.Пос'г.23 дек. 1921, Вена. Впервые на сов. сцене пост. 27
 марта 1923 в Москве, в Дмитровском т-ре оперетты. Рус. текст К. Грекова
 и Г. Ярова (принц Раджами -Бравин, Одетта Даримонд - Светланова,
 Наполеон Сент-Клош - Греков, Луи Филипп Ла-Туретт - Ярон, Мариэтта -
 Бах, граф Арман - Быстренин, Поркер - Кобрин; пост. К. Грекова, дирижёр
 Энкерт, художник Соколов, балетмейстер Кузнецов). Пост. также в
 Петрограде (т-р "Буфф", 1923) (текст Геркена, пост. Феона) и в др.
 т-рах. i
  И з д а н и я.- "Б."-рус. пер. Е. Геркена, Л.,1926. Н. Гр.
  "БАЯДЕРКА" - балет Л. Ф. Минкуса, либретто С. H.JYy-декова (о любви
 воина Солора и баядерки Никии). Пост. 23 янв. 1877 в Мариинском т-ре
 (Никия - Вазем, Гамзатти - Горшенкова, Солор-Гердт; балетм. Петипа,
 дирижёр Пап-ков, худ. Бочаров, Вагнер, Шишков, Андреев, Роллер,
 Лам-бин). Возобновлена там же в 1900. Первая пост. в Москве - 25 янв.
 1904, Большой т-р (Никия - Рословлева, Гамзатти - Фёдорова 2-я, Солор -
 Мордкин; балетм. Горский, дирижёр Аренде, худ. Квапп, Иванов, Ламбин,
 Аллегри). Возобновлена в 1911, 1916.
  В сов. время пост. 31 янв. 1923, Большой т-р (Никия- Гельцер,
 Гамзатти - Банк, Солор - Тихомиров; постановщики Тихомиров и Горский,
 балетм. Смольцов и Кудрявцев, дирижёр Файер, худ. Коровин).
 Возобновление в 1940, 1943, там же. Ленингр. т-р оперы и балета им.
 Кирова, 1941 (Никия - Дудинская, Гамзатти - Иордан, Балабина, Солор -
 Чабукиани, балетм. Пономарёв, Чабукиани, дирижёр Шерман, худ. Квапп,
 костюмы Вирсаладзе). Возобновлена в 1948. Пост. в Театре оперы и балета
 им. Шевченко, Киев (1926).Пост. в театрах оперы и балета др. городов:
 Львова (1956), Сталине (1957), Новосибирска (1958), Харькова (1958),
 Саратова (1958), Перми (1958), Свердловска (1960), Улан-Удэ (1960).
  И з д а н и я.-Либретто. Худеков С., "Баядерка", изд. Э. Гоппе, СПБ.
 1877.
  БЕБЕ (Bebe; наст. имя и фам.- Чезаре Г и л л а у-ме; Guillaume) (28.
 X. 1861-1942) - итальянский цирковой артист. Выступал как цирковой
 наездник, затем как Рыжий (клоун). Работал в цирках Ренца (Германия),
 Чинизелли, Саламонского (Россия). Выступал со своим братом Антонет. В
 1892-99 выступал в 'Зимнем и Летнем цирках В. Франкони. Был партнёром
 клоуна Хосе Руссел (Тото). Затем выступал в Лисабоне, в Юж. Америке, в

<< Пред.           стр. 72 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу