<< Пред.           стр. 722 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  "Такие времена" Юрандота, 1953; "Мать" Чапека, 1956;
  "Чайка", 1959). Среди лучших работ: "Жизнь Иосифа" Рея (1958, "Т-р
 Новы", Лодзь), "Лилла Венеда" Словацкого (1959, т-р "Атенеум", Варшава),
 "Лягушки" Аристофана (1960, "Т-р Новы", Лодзь; 1963, "Т-р Народовы",
 Варшава). В 1947-58 - преподаватель Гос. высшей театр. школы. С. - автор
 многочисл. статей, а также трёхтомного труда по вопросам деко-рац.
 иск-ва.
  С о ч.: Polska plastyka teatralna, t. l-3, Warsz., 1964. Еж. К.
  СУББОТИН, Леонид Арсеньевич [26.11 (10.III). 1889-1941?] - рус. сов.
 театральный деятель, драматург. Лит. деятельность начал в 1910. В 1920
 по инициативе С. была организована Опытно-показат. студия Т-ра Сатиры
 (Москва). С. участвовал в создании первого в СССР Крестьянского т-ра
 (1923, Москва), выступая как постановщик и как автор "агропьес".
 Деятельность С. способствовала развитию самодеятельного т-ра гл. обр. в
 деревне. В 1925-29 был зам. ред. журнала"Деревенский театр", в
 1934-36-зам. гл. ред. журнала "Колхозный театр". В 1924-36 С. работал в
 Центр, доме иск-в в деревне (Поленовский дом), в Центр, доме самодеят.
 иск-ва (ЦЕДИСК), в Центр. доме нар. творчества им. Крупской. Писал
 статьи о самодеятельном т-ре. Автор книг по режиссуре, методич. пособий
 для самодеят. кружков (гл. обр. деревенских). С. писал пьесы, к-рые
 широко ставились самодеятельными т-рами, пьеса "Пелагея Сорокина" была
 пост. в Т-ре Корша (1929). В годы Отечеств, войны был в ополчении, погиб
 на фронте.
  Соч.: Драматический кружок в деревне, M.-Л., 1925;
  Художественная работа избы-читальни, М., 1926; Два года театра
 народного творчества, "Театр", 1937, .ј 6; Самодеятельный театр. там же,
 1938, .ј 6.
  Лит.: Глебов А., Друг деревенского театра, "Театр", 1961, ј 12. С. Г.
  СУБРЕТКА (франц. soubrette, итал. servetta) - амплуа бойкой,
 остроумной, находчивой, лукавой служанки, помогающей своим господам в их
 любовных интригах. Возникло в итал. комедии дель арте (сер-ветта) и
 перешло затем во франц. комедию. Первоначально итал. серветта отличалась
 от франц. С. своей грубостью, дерзостью, большей демократичностью. В
 конце 17 в. амплуа серветты подверглось трансформации в творчестве К.
 Бьянколелли, выступавшей во Франции с 1683. В исполнении Бьянколелли
 итал. служанка приняла более грациозный, салонный облик, утвердившийся
 во франц. т-ре. К амплуа С. относятся роли Дорины ("Тартюф"), Туанет
 ("Мнимый больной"), Николь ("Мещанин во дворянстве"), Марины ("Тюрка-ре"
 Лесажа), Нерины ("Игрок" Реньяра), Сюзанны ("Безумный день, или Женитьба
 Фигаро"), Розетты ("Игра любви и случая" Мариво) и др. Среди
 исполнительниц ролей С. получили известность актрисы т-ра "Комеди
 Франсез" Ж. О. Боваль, А. Данжевиль, Бельку р. В 18-19 вв. амплуа С.
 появилось и в рус. т-ре (в комедиях, водевилях). Л. Мое.
  СУВЙРОВА, Александра Лаврентьевна [р. 23. IV(6.V).1900] - рус. сов.
 актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1940). Училась на курсах сценич. иск-ва в
 Баку, с 1921 играла в разл. т-рах Баку. В 1927-59 -- актриса Бакинского
 рус. т-ра им. С. Вургуна. С.- актриса мягкого лирич. дарования.
  Роли: Дездемона, Джульетта; Негина ("Таланты и поклонники"), Надя
 ("Враги"), Анна ("Варвары"), Татьяна ("Мещане"), Нина ("Маскарад"),
 Софья ("Горе от ума"), Луиза ("Коварство и любовь"), Гога("Человек с
 портфелем" Файко), Мария Антоновна ("Ревизор"), Сильвия ("Слуга двух
 господ" Гольдони), Тюкясбан, Мехрибан ("Вагиф", "Ханлар" Вургуна), Ольга
 ("Так и будет" Симонова), Бережкова ("Кресло .ј 16" Угрюмова), Полежаева
 ("Беспокойная старость"), Долорес ("Каменный властелин" Л. Украинки). Г.
 К .-К.
  СУВОРИН, Алексей Сергеевич (11.IX .1834-1912)- рус. журналист,
 издатель, театр. критик, драматург. "Бедняк, либерал и даже демократ в
 начале своего жизненного пути,-- миллионер, самодовольный и бесстыдный
 хвалитель буржуазии, пресмыкающийся перед всяким поворотом политики
 власть имущих в конце этого пути" (Ленин В. И., Соч., т. 18, с. 250). В
 начале своей журналистской деятельности С. испытал влияние В. Г.
 Белинского и Н. Г. Чернышевского. Печатал в "Санкт-Петербургских
 ведомостях" театр. фельетоны, высоко оценивая в них иск-во П. А.
 Стрепетовой, М. Г. Савиной, М. К. Заньковец-кой. С 1876 - издатель и
 редактор "Нового времени", одной из наиболее реакционных газет в
 дореволюц. России.
  Автор пьес: "Медея" (1883, совм. с В. П. Бурениным), "Татьяна Репина"
 (1887), "Женщины и мужчины" (1887), "Царь Дмитрий Самозванец и царевна
 Ксения" (1902) и др., ставившихся в Малом, Александрийском т-рах, а
 также в провинции. Драматургия С. также носит реакц. характер. В его
 пьесах, отличающихся злободневностью, сценичностью, утверждается мысль о
 жестокости человека, оправдывается необходимость сильной власти. Был
 одним из организаторов, а затем владельцем петерб. Малого т-ра (см.
 Литературно-художественного общества театр).
  Лит.: Ленин В. И., Карьера, Соч., 4 изд., т. 18;
  Homo n o v u s, A. C. Суворин, "Театр и искусство", 1912, ;ј 34, Ю.
 Д.
  СУВОРИНСКИЙ ТЕАТР (Петербургский
  Малый театр) - см. Литературно-художественного общества театр.
  СУДАКОВ, Илья Яковлевич [p.20.VII(2. VIII).1890]- рус. сов. режиссёр
 и актёр. Нар. арт. РСФСР(1938).Чл. Коммунистич. партии с 1940. Учился в
 Нар. ун-те А.Л. Шанявского в Москве. В 1916 поступил во 2-ю Студию МХТ,
 был там актёром и режиссёром, пост. "Грозу". С 1919 исполнял также
 небольшие роли в спектаклях МХТ ("На дне", "Царь Фёдор Иоаннович",
 "Синяя птица", "Смерть Пазу хина" и др.). С 1924- режиссёр и актёр МХАТ.
 С. способствовал продвижению на сцену МХАТа сов. драматургии, деятельно
 работал с авторами. Осуществил пост. спектаклей: "Дни Турбиных"
 Булгакова (1926), "Бронепоезд 14-69" (1927; совм. с Н. Н. Литовцевой),
 "Растратчики" Катаева (1928) - все три спектакля под худ. рук.
 Станиславского; "Блокада" Вс. Иванова (1929, совм. с
 Немировичем-Данченко), "Страх" (1931), "Платон Кречет" (1935), "Любовь
 Яровая" (1936, совм. с Немировичем-Данченко). В этих спектаклях
 отчётливо определились особенности режиссёрского иск-ва С.: . стремление
 к психоло-гич. и социальным мотивировкам сценич. действия, поступков
 героев пьесы, острое чувство современности. Творчество С.
 характеризуется созданием крупных, сильных сценич. характеров. Спектакли
 его отличаются драматизмом, яркостью мизансцен, красочностью массовых
 сцен. С. принимал участие как режиссёр в пост. выдающихся спектаклей
 МХАТа; работал под рук. Немировича-Данченко над спектаклями
 "Воскресение" (1930), "Гроза" (1934), ставил "Отелло" (1930). С 1933 С.
 возглавлял Моск. ТРАМ.
  В 1937-44 С.- гл. реж. и худ. рук. Малого т-ра. Пост. спектакли:
 "Уриэль Акоста" Гуцкова с А. А. Остужевым в загл. роли (1940), "В степях
 Украины" (1941; Гос. пр. СССР, 1942), "Варвары" (1941, совм. с К. А.
 Зубовым), "Фронт" (1942), "Нашествие" (1943). В 1944 руководил
 Т-ром-студией киноактёра, в 1946-- 1948 снова работал в МХАТе, в 1948-52
 возглавлял Центр, т-р транспорта, в 1952-53 - Т-р им, Я. Купа-лы
 (Минск). В 1930-56 вёл педагогич. деятельность в ГИТИСе.
  Др. спектакли: "Горе от ума" (1938, совм. с П. М. Садовским), "Жизнь"
 Панфёрова (1939), "Отечественная война 1812" по Л. Н. Толстому (1942),
 "Дядя Ваня" (1947, совм. с М. Н. Кедровым и Н. Н. Литовцевой), "Хлеб наш
 насущный" Вирты (1948, совм. с М. О. Кнебель), "Хождение по мукам" по А.
 Н. Толстому (1948, инсц. С.).
  С. снимался в кино (Гос. пр. СССР, 1951, за исполнение роли Иохима
 Пино в фильме "Заговор обречённых").
  Соч.: Основные элементы актёрского мастерства, М., 1934 (Творчество
 актёра, вып. 1). К. Р.
  СУДЕЙКИН, Сергей Юрьевич [7(19).III.1882- 12.VIII.1946] - рус.
 живописец, график, театр. художник. Учился в моск. Уч-ще живописи,
 ваяния и зодчества (1897-1909; с перерывами) у К. А. Коровина, в петерб.
 Академии художеств (1909-10). Принадлежал к т. н. "младшему поколению"
 художников группы "Мир искусства". Первый период сценич. творчества С.,
 связанный с деятельностью В. Э. Мейерхольда, характеризовался
 воздействием идей условно-символистского т-ра (декорации к спектаклям:
 "Сестра Беатриса" Метерлинка, Т-р В. Ф. Комиссаржевской, 1906;
 "Поклонение кресту" К альдерона, Башенный т-р, 1909-10). От мягкости,
 "расплывчатости", блёклой цветовой гаммы декораций, характерной для
 первого периода творчества, С. пришёл к более насыщенному цвету,
 праздничной коврово-орнаментальной декоративности композиции. В живописи
 и т-ре излюбленные образы С. связаны с итал. комедией дель арте,
 гофма-новской фантастикой, пантомимой, карнавалом, балаганом, сказочным
 Востоком. С конца 1900-х гг., помимо Мейерхольда, С. сотрудничал с
 режиссёрами, утверждавшими "чистую театральность", стилизацию,-с Ф.Ф.
 Комиссаржевским ("Цезарь и Клеопатра" Шоу, Новый драматич. т-р, 1909),
 А. Я. Таировым ("Женитьба Фигаро" Бомарше и "Карнавал жизни" Сен-Жоржа
 де Буалье, Камерный т-р, 1915), Н. Н. Евреиновым (оперетта "Беглая"
 Евреинова, "Палас-театр", 1915), с Ю. Э. Озаровским ("Проказы
 вертопрашки" Озаров-ского в Моск. драм. т-ре, 1915) и др.
  В декорациях С. зрелищность, буйная вакханалия красок, "лубочность" и
 романтич. экзотика нередко приобретали самодовлеющее значение,
 противоречили внутреннему смыслу театр. действия, пьесы. Театр. костюмы
 художника превращали актёра в "красочное пятно", лишь дополняющее
 сценич. "картину". Значит, место в творчестве С. занимала работа над
 балетными спектаклями ("Трагедия Саломеи", Париж, антреприза Дягилева,
 1912, "Андалузиана" на муз. Визе, Мариинский т-р, 1915, и др.). С 1920
 С. жил в Париже, затем (с 1923) в США. Оформлял гл. обр. балетные
 спектакли (постановки Г. Балан-чина, А. Больма, Б. Нижинской, М. Фокина,
 М. Мордкина).
  Др. спектакли: "Весеннее безумие" Дымова (1915, Новый драм. т-р),
 "Мадмуазель Фифи" по Мопассану (1914, Т-р Лит.-художеств. об-ва),
 "Секрет Сюзанны" Феррара (1914, Мариинский т-р), "Юдифь" Бернстейна
 (1922;, т-р "Вьё коломбье", Париж), "Садко" (1930,
 "Метрополитен-опера"), "Порги и Бесс" Гершвина (1935, Т-р "Гилд",
 Нью-Йорк) и др. Оформил ряд программ театра-кабаре Н. Ф. Балиева
 "Летучая мышь" в Москве, Париже, Нью-Йорке.
  Лит.: Маковский С., С. Ю. Судейкин, "Аполлон", 1911, ј 8; С о л о в ь
 е в В. Н., Судейкин. там же, 1917, ј 8-10; Камерный театр и его
 художники, М., 1934 (Альбом). м. Л.
  СУДЬБЙНИН, Иван Иванович (1866-25.11. 1919) - рус. актёр. Участвовал
 в любит, спектаклях. На проф. сцене с 1885. Играл в провинции (Харьков,
 Киев, города Сибири, Самара и др.). Затем в моск. Т-ре Корша (1902),
 петербургских театрах Неметти (1903), Литературно-художественного
 общества (1895-97, 1904-08). С 1909-в труппе Александрийского т-ра.
 Актёр чисто рус. нап. дарования, один из лучших в России т. н.
 "рубашечных героев", С. прекрасно чувствовал и передавал нар. бытовые
 характеры, поднимаясь в своих лучших ролях до высокого трагизма. Он умел
 показать широту, удаль и порыв богато одарённого от природы человека,
 его непримиримое противоречие с тёмным, звериным укладом жизни. Конфликт
 героя со средой приобретал в исполнении С. острый бунтарский характер.
  Лучшие роли: Никита ("Власть тьмы", 1895, Т-р Лит.-художеств. об-ва,
 1-я пост.), Андрей Белугин ("Женитьба Белугина" Островского и
 Соловьёва); Любим Торцов;
  Ананий Яковлев ("Горькая судьбина" Писемского) и др.
  После Окт. революции С. вместе с В. А. Мичуриной-Самойловой, И. М.
 Ураловым и др. вошёл во Временный к-т Александрийского т-ра. Лит.:
 Карпов Евт., Первая постановка "Власти тьмы", "Театр и искусство", 1908,
 .ј 34, с. 584; X о д о т о в Н. Н., Близкое-далекое, [2 изд.], Л.-М.,
 1962. А. Кл.
  СУДЬБЙНИН, Степан Михайлович [р. 27.XII. 1898(8.1.1899)]- рус. сов.
 актёр и режиссер. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Деп. Верх. Совета Ары. ССР
 3-го созыва. В 1917-19 учился в драм. школе при Орловском т-ре. В 1920
 поступил во Фронтовой т-р при Политотделе 13-й Армии. Работала т-рах
 Перми (1925-26), Тулы (1927-28), Томска (1932-35),Оренбурга (19391940),
 Кирова (1941-44), Ростова-на-Дону (1945-46) и др. городов. В 1947-59 -
 актёр и режиссёр Ереванского рус. т-ра им. Станиславского.
  Пост. спектакли: "Лес" (1948, играл роль Несчастливце-ва), "Не всё
 коту масленица" Островского (1951), "Зыковы" (1951,играл роль Архипа
 Зыкова). Лучшими ролями С. были Элизбарян ("Из-за чести" Ширванзаде),
 Рыбаков-отец ("Иван Рыбаков" Гусева), Иван Коломийцев ("Последние"),
 Тетерев ("Мещане), Муравьёв ("Победители" Чирскова), Рома-нюк
 ("Калиновая роща" Корнейчука), Макаров ("Порт-Артур" Степанова и
 Попова), Кошкин ("Любовь Яровая"). Б. А.
  СУК, Вячеслав Иванович (16.XI.1861, Кладно,- 12.1.1933, Москва) -
 рус. сов. дирижёр. По национальности чех. Нар. арт. Республики (1925).
 Муз. образование получил в Пражской консерватории, к-рую окончил в 1879
 по классу скрипки. С 1880 жил в России. В 1880-82 работал
 скрипачом-концертмейстером оркестра оперной труппы И. Я. Сетова в Киеве,
 в 1882-85 - скрипачом оркестра Большого т-ра в Москве. В 1885- 1906 -
 дирижёр провинц. оперных т-ров (Харьков, Вильно, Одесса, Киев, Саратов,
 Казань и др.). В эти годы С. приобрёл большой дирижёрский опыт, глубокое
 знание оперного иск-ва, завоевал авторитет как талантливый музыкант и
 организатор. В 1906-33 был дирижёром Большого т-ра. В этот крупнейший
 оперный т-р С. пришёл зрелым художником, воспитанным на реалистич.
 традициях рус. исполнительской культуры. В первых же пост. С. (оперы
 "Аида" и "Садко", 1907) ярко выявились особенности его творчества:
 бережное отношение к авторскому замыслу, строгая требовательность к
 отделке деталей, гармоничный охват целого, мастерское руководство
 исполнительским коллективом, горячий, волевой темперамент, прекрасное
 знание законов муз. драматургии. Последующие работы С. ("Руслан и
 Людмила", 1907; "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"
 Римского-Корсакова, 1908, и др.) утвердили за ним имя одного из
 крупнейших рус. оперных дирижёров. С. осуществлял почти все наиболее
 значит, пост. опер рус. и зап.-европ. композиторов, шедшие в те годы на
 сцене Большого т-ра:
  "Каменный гость" Даргомыжского (1906), "Пиковая дама" (1907),
 "Лоэнгрин" (1908), "Майская ночь", "Золотой петушок" (обе 1909),
 "Снегурочка" (1911), "Кармен" (1922) и др. Его талант высоко ценили П.
 И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков. После Великой Окт. социалистич.
 революции С. отдал весь свой талант и опыт строительству сов. муз.
 культуры. В 1924-25 наряду с работой в Большом т-ре С. руководил муз.
 частью Оперной студии им. Станиславского. В 1927-33 был также гл.
 дирижёром Оперного т-ра им. Станиславского, где осуществил в 1928 пост.
 оперы "Майская ночь". Выступал с симф. концертами. С. сыграл большую
 роль в развитии сов. муз. культуры. С.- автор оперы "Лесной царь" (1900,
 Харьков и Киев; 1903, Прага) и др. соч.
  Лит.: Ремезов И., В. И. Сук. Материалы к биографии, М., 1933; его
 ж.е, В. И. Сук, М.-Л., 1951;
  Похитонов Д. И., Из прошлого русской оперы, [Л.], 1949. А. М.-П\
  СУКИАСЯН, Арташес (1841-95) - арм. актёр. Один из основоположников
 арм. проф. т-ра нового времени. Сценич. деятельность начал в 1862 в
 Тифлисе. Один из лучших исполнителей ролей в пьесах Сунду-кяна: Оскан
 Петрович ("Ночное чихание - к добру"), Исаи ("Хатабала"), Брили антов
 ("Ещё одна жертва"), Ирасцов ("Оскан Петрович на том свете"). Б. Л.
  СКНА - система подвесных драпировок, составляющих т. н. одежду сцены.
 С. состоит из однотонных, преим. нейтрального цвета, матерчатых полос
 (холстов), служащих завесами. С. навешиваются сверху вниз по системе
 кулис по бокам сцены, располагаясь на отдельных её планах. При глубокой
 сцене последняя пара С. делается часто в ширину всей сцены и может
 служить полным задником или кулисами. С., расположенные по кулисам, наз.
 боковыми С., верхние, горизонтальные - падугами.
  С. как принцип оформления спектакля появились в т-ре в нач. 20 в. при
 пост. мистич., отвлечённо-сим-волич. пьес. Особое распространение
 получили в т. н. условном т-ре, отрицавшем писанные кулисные декорации,
 реалистич. павильоны. Цель оформления "в С."-создание на сцене
 вневременного отвлечённого пространства.
  В совр. т-ре С. употребляются часто в спектаклях, требующих
 лаконичных декораций, как фон, перед к-рым компонуются разл. детали
 оформления. См. также Декорация.
  СУЛЕЙМАН РУСТАМ (наст. фам. и имя- Р у с т а м-з а д е Сулейман Али
 Абас оглы) (р. 12.III.1906) - азерб. сов. поэт, драматург. Нар. поэт
 Азерб. ССР (1961). Учился на лит. ф-те Моск. ун-та. Поэзия С. Р.
 отличается политич. остротой, высоким оптимизмом. С. Р..- автор пьес:
 "Сог Чимназ-ханум" (1922, Сатир-агиттеатр) - о раскрепощении женщины в
 Азербайджане; "Пожар" (1930, Тюркский рабочий т-р) - сатирич. комедия на
 антирелигиозную тему; "Кровь за кровь" (1931, там же) - об установлении
 Сов. власти в Азербайджане; "Гачах Наби" (1940, Т-р им. Азизбекова) -
 историч. драма о крестьянском движении. Написал текст муз. комедии
 "Дурна" (1948, Азерб. т-р муз. комедии) из жизни колхозников республики.
 С. Р. - лауреат Гос. пр. СССР (1949).
  С о ч.: Избр. соч., т. 1-3, Баку, 1954-56 (на азерб. яз.);
  Избранное, М., 1948, то же, М., 1956, тоже. Баку, 1959.
  К. Кае. СУЛЕЙМАНОВ, Гата Зулкафилович (р. 15.VI. 191?) - башк. сов.
 артист оперы (высокий бас) и драмы. Нар. арт. Башк. АССР (1963). Чл.
 Коммунистич. партии с 1944. В 1943 окончил Башк. отделение Моск.
 консерватории по классу вокала проф. М. В. Владимировой. В 1929 -
 музыкант Башк. передвижного т-ра, в 1933 - актёр Баймакского колх.-совх.
 т-ра, в 1941-48 - солист Башк. т-ра оперы и балета, с 1948 - артист
 Башк. т-ра драмы (Уфа). С 1946 ведёт педагогич. работу в Уфимском уч-ще
 иск-в. Написал (совм. с К. Рахимовым) учебник "Уроки пения и музыки".
  Партии: Хаубан-батыр ("Акбузат" Спадавеккиа и Заи-мова), Курмый
 ("Карлугас" Чемберджи), Алакай, Хидият ("Айхылу" Пейко и Валеева),
 старый Бураш ("Алтынчеч" Жиганова), Ямадори ("Чио-Чио-сан") и др.
  Роли: Юлай, Гайса ("Хакмар", "Зимогуры" Мифтахова), Кара гол (о. п.
 Юлтыя), Шатмурат, Султан, Кулый Баита-шев ("Карлугас", "Салават"
 Бикбая), Ажмагул ("Похищение девушки" Карима) и др. А. Ив.
  СУЛЕЙМАНОВА, Гузель Галеевна (р. 25.II.1927)- башк. сов. артистка
 балета. Нар. арт. РСФСР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1959. В
 1936-47 (с перерывами) училась в Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1947 -
 солистка Башк\ т-ра оперы и балета. Партии: Зайтунгуль ("Журавлиная
 песнь" Степанова), Одетта-Одиллия; Зафира ("Горная быль" Ключарёва), Тао
 Хоа, Лауренсия, Раймонда; Гюльназира (о. п. Сабитова) и др.
  Танец С. отличается красотой линий, лёгкостью, технич, мастерством.
 С. гастролировала в Судане(1957), Шотландии (1958), Франции, Тунисе,
 Марокко (1959) и др. Ст. М.
  СУЛЕЙМАНОВА, Гульсум Нурмухамметовна (р. 1907) - тат. сов. эстрадная
 певица. Нар. арт. Тат. АССР (1957). В 1927 окончила Казанский муз.
 техникум. Исполняла песни в спектаклях Тат. т-ра драмы, выступала в
 концертах. С 1927- солистка Тат. радиокомитета. Гастролировала в Москве,
 Ташкенте, Уфе и др. городах. В репертуаре С.- тат. и башк. нар. песни,
 песни и романсы тат. композиторов.
  Лит.: ЗайнашеваГ.,Г. Селэйманова, Казан, 1957.
  А. Ив.
  СУЛЕРЖЙЦКИЙ, Леопольд Антонович (1872- 1916) - рус. литератор,
 художник, режиссёр, театр. деятель. Родился в семье переплётчика. Рано
 обнаружил способности в живописи; помогал В. М. Васнецову в росписи
 фресок Киевского собора (1885-88). В 1889-94 учился в моск. Уч-ще
 живописи, ваяния и зодчества. К этому времени относится начало его
 близости с Л. Н. Толстым, нравств. учению к-рого С. следовал всю жизнь.
 В 1894 С. был исключён из Училища за антиправительственную речь. Служил
 матросом и рулевым на судах дальнего плавания. В 1896 за отказ принести

<< Пред.           стр. 722 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу