<< Пред.           стр. 728 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 балета. Cm. M.
  ТАГЙРОВА, Хадича Рахматуловна (псевд. - Х а н с к а я) (р.
 15.XII.1887)-тат. сов. актриса. С 1913 работала в Астраханской
 любительской труппе. После Октябрьской революции - в Астраханской проф.
 татарской труппе, училась в театр. студии. В 1920 переехала в Казань и
 поступила в только что организованный тат. Гос. т-р. В 1929-52 - актриса
 Оренбургского татарского т-ра. Играла женские и мужские роли (больше
 старух и пожилых мужчин): Наги-ма ("Банкрот" Г. Камала), Маргуба ("Песня
 жизни" Амира), Зарифа ("Возвращение" Ишмуратова), Халь-фа-учитель, Бай
 ("Хаджи эфенди женится", "У т" Ш. Камала), Кулак ("Бишбуляк" Гирзата),
 Мулла ("Шам-сикамар" Аблиева), Жиган ("Башмачки" X. Ибрагимова),
 Кабаниха ("Гроза") и др. X. Г.
  ТАГОР, Рабиндранат (правильнее - Т х а к у р, Робиндронатх; 7.V.1861,
 Калькутта,- 7.VIII. 1941, там же) - инд. поэт, писатель, драматург,
 композитор и просветитель. Писал на яз. бенгали, а также на англ. яз.
 Лит. деятельность начал в 1876. Драма-тургич. творчество Т. (более 70
 произв.) отличается жанровым многообразием. Первые драматургич.
 произведения - муз. драмы (наиболее значит. - "Гений Вальмики", изд.
 1881, муз. совм. с Джо-тиндронатхом Т., пост. в любительском домашнем
 т-ре семьи Т.). Введение большого количества муз. сцен в драматургич.
 произв. связано не только с традициями средневековой поэзии (вплоть до
 19 в.) и нар. инд. т-ром, но и с представлением Т. о том, что музыка
 полнее слов способствует раскрытию душевного мира человека (этим же
 объясняется наличие песен в большинстве пьес Т.). Известность Т. как
 драматургу принесли роман-тич. историч. трагедии "Раджа и рани" (1889,
 Калькутта) и "Жертвоприношение" (1890-е гг., там же; 1959, Сов. Союз,
 Т-р драмы им. Лахути, Душанбе), последняя - одна из самых популярных
 пьес Т. Обе пьесы характеризуются развитым сюжетом, ярко обрисованными
 характерами. Впоследствии они были переведены Т.на англ. яз. В пьесах
 сказалось влияние ев-роп. драматургии эпохи романтизма, но их тематика,
 в особенности пьесы "Жертвоприношение", глубоко национальна. Обращение
 Т. в 90-х и нач. 900-х гг. к реалпстич. социально заострённым комедиям
 (самая значительная - "Клуб холостяков", изд. 1900-1901, в 1926-нов.
 сценич. редакция) обусловлено утверждением реализма в его прозаич.
 творчестве. Однако в целом драматургия Т. по эстетич. принципам была
 близка его поэзии (независимо от того, писались пьесы стихами или
 прозой), в ней значительна роль нац. традиций.
  С конца 10-х гг. 20 в. ведущее место в драматургии Т. заняли
 символико-аллегорич. романтич. драмы. Эти драмы больше связаны с
 традициями инд. мистериаль-ных представлений и религиозной поэзии
 средневековья, чем с европ. символизмом. Они - результат новаторских
 поисков Т. Драмы характеризуются фило-софско-этич. направленностью,
 социальной заострённостью, взгляды автора выражены в них аллегорически,
 герои выступают гл. обр. в качестве носителей определённых идей и лишены
 психологически разработаннного характера. Драмы "Почта" (изд. 1911) и
 "Раджа" (1911, Шантиникетон) получили известность и в Европе: "Почта" в
 период увлечения символизмом ставилась в Германии, Франции; в Сов. Союзе
 в 1961 в Т-ре им. Хамзы в Ташкенте; пьеса "Раджа" была переработана и
 переведена на англ. яз. под назв. "Король тёмного покоя" (1914), в
 10-20-х гг. ставилась в т-рах России, Германии, Франции. Пьесы "Крепость
 консерватизма" (изд. 1911), "Освобождённый поток" (изд. 1922), "Красные
 олеандры" (изд. 1926), "Колесница времени" (изд. 1932) сохраняются в
 репертуаре трупп независимой Индии, их тематика глубоко национальна:
 критика религиозного догматизма, кастовой системы, колониализма,
 расизма, капиталистич. эксплуатации, постановка проблем нац.-освободит.
 движения. Особое место среди романтич. символико-аллегорич. драм Т.
 занимают пьесы, объединённые в цикл "Времена года" (1908-1934). В них
 широко используются песенные вставки, танц. сценки, что связано с
 традициями инд. нар. т-ра - с джатрой. Эти драмы были написаны для
 учащихся школы и ун-та, организованных Т. в Шантиникетоне. Спектакли
 разыгрывались без декораций на открытом воздухе во время праздников,
 посвящённых разл. временам года. Нек-рые драмы почти бессюжетны, в
 других-"Осенний праздник" (изд. 1908), "Торжество весны" (1916,
 Шантиникетон, Калькутта) - есть несложная сюжетная линия. Дальнейшая
 модификация этого жанра - романтич. муз.-танц. драмы (20-30-е гг.),
 сюжеты к-рых Т. заимствовал из нар. эпоса, буддийских легенд или же
 положил в их основу историч. события; переосмысливая эти сюжеты,
 драматург придал им более гуманистич. звучание. Лучшие муз.-танц. драмы
 - "Поклонение танцовщицы" (изд. 1926), "Читран-гада" (изд. 1936; под
 назв. "Читра" пост. в Сов. Союзе, 1960, Куйбышевский т-р оперы и
 балета), "Чандалка" (1938, Калькутта), "Шэма" (изд. 1939) - сохраняются
 в репертуаре театр. трупп Бенгалии.
  Для драматургии Т. характерен глубокий гуманизм, стремление к решению
 проблемы освобождения человеческой личности. Работая в условиях
 отсутствия развитой драматургии и проф. т-ра (театр. жизнь в Индии
 активизировалась лишь в 40-х гг.), Т. успешно использовал нац. традиции
 для создания совр. т-ра, ввёл в драму простой, повседневный бенгальский
 язык вместо литературного, усовершенствовал и поднял художеств. уровень
 существовавших до него в инд. драматургии жанров (романтич. трагедия,
 реа-листич. комедия), создал новые виды драмы (символико-аллегорич. и
 совр. муз.-танц. драмы). Муз.-танц. драмы Т., наряду с песнями, явились
 новым этапом в развитии инд. музыки, а также стимулировали возникновение
 подобного жанра в иск-ве др. народов Индии. Т.- лауреат Нобелевской пр.
 (1913).
  С" о ч. в рус. пер.: Собр. соч. в 12 тт., М., 1961-65 (пьесы и драмы,
 тт. 2, 4, 7-10); Пьесы, М., 1957; Соч. в 8 тт., т. 6 - Пьесы, М., 1957;
 Король тёмного покоя и другие пьесы. Л., 14)27 (см. введение М.
 Тубянского).
  Лит.: Thompson E., Rabindranath Tagore. Poet and dramatist, L., 1926,
 2 ed., L.-[a. о. ], 1948; Новикова В., Драмы Тагора (1883-1892), в кн.:
 Тагор Р., Собр. соч., т. 2, М., 1962, с. 541-48; Бросалина E., О
 гуманизме драматургии Р. Тагора, в кн.: Учёные записки ЛГУ. Сер.
 востоковедч. наук, вып. 16, ј 306, Л., 1962.
  Л. Cm.
  ТАДЖИБАЕВА, Башорат (р. 10.II.1916) - тадж. сов. актриса и певица.
 Нар. арт. Тадж. ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Сценич.
 деятельность начала в 1929 в узб. Наманганском т-ре, затем работала в
 Канибадамском и др. т-рах. С 1938 - актриса Ленинабадского муз.-драм.
 т-ра. Т. играет роли с пением; обладает музыкальностью, драматическим
 темпераментом, эмоциональностью. Исполнение Т. отличается яркой бытовой
 характерностью.
  Роли: Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы), Гульсара, Офтоб-хон, Нурхон (о.
 п. Яшена), играла роли матерей ("Равшан п Зульхумор" Яшена и
 "Краснопалочники" У луг-заде). В 5 и-60-х гг. играла роли: Салтанат
 ("Свадьба" Гани), Малика ("Утро полей" Джалила), Крупская ("Ураган"
 Киямова и Абдулло), Рисолат ("Влюблённый Ташболта" Бабад-жанова). Ц, Н,
  ТАДЖИКСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Проф. Т. д. возникла после Октябрьской
 революции. До этого существовала устная нар. драма: комич. пьесы и
 сценки масхарабозов ("Ткачество", "Чтец корана", "Прядение", "Горячий
 очаг", "Судья" и др.), пьесы для кукольного т-ра ("Хромой богатырь",
 "Офтобхон и Мах-тобхон" и др.). Для всех этих произв. характерны
 комедийная и сатирич. направленность, использование муз.-хореографич.
 элементов, юмор, своеобразные традиционные художеств. приёмы.
  В период возникновения и роста муз.-драм. кружков (20-е гг.)
 зародилась письменная Т. д.; кружки ставили пьесы "Слепой Шермат" X.
 Умарова и А. Сат-тарова, "Фармонбек" М. Холматова и М. Али-заде. В 1933
 появилась "Борьба" А. Усманова - первая многоактная драма о борьбе
 Красной Армии и тадж. народа против банд басмачей в период установления
 Сов. власти в Таджикистане. О молодом тадж. рабочем классе рассказывали
 пьесы: "Враг" Дж. Икрами (1935), "Долина счастья" Г. Абдулло (1936),
 "Слава" М. Амин-заде (1936) и др. В сер. 30-х гг. возникает драматургия
 для детей: "Раано" С. Саидмурадова (1937), "Пионер на границе" А.
 Усманова, X. Обиди (1938) и др. Первые образцы муз. драмы - "Саодат" Р.
 Д жалила (1936), "Восе" Г. Абдулло (1937), оперных либретто - "Восстание
 Восэ" М. Турсун-заде и А. Дехоти (1939), "Кузнец Кова" Лахути (1940) и
 др.
  Следуя общему направлению сов. драматургии, тадж. писатели поднимали
 многие актуальные вопросы современности: пьеса "Клевета" Саидмурадова и
 И. Пс-маилова (1938) рассказывала о борьбе с кулачеством, строительстве
 колхозов, пьеса "Шодмон" С. Улуг-заде (1939) была посв. новой жизни
 колхозной деревни, борьбе между старым и новым. Образцы классич. нац.
 поэзии перенесла на сцену пьеса "Рустам и Сухроб" А. Пирмухамед-заде и
 В. Волькенштейна (по мотивам "Шахнаме" Фирдоуси, 1941). Значительной
 вехой в истории Т. д. явилась драма "Краснопалочникн" Улуг-заде (1941),
 показывающая разгром басмаческих банд и героизм народа.
  Пьесы, появившиеся в годы Великой Отечественной войны, отражали
 патриотизм сов. людей. О героизме воинов-таджиков рассказывали пьесы
 "Дом Надира" Д. Икрами и А. Файко (1943), "В огне" Улуг-заде (1944) и
 др. Но в 40-е гг. в репертуар т-ров вошли пьесы, лишённые идейной и
 художественной значимости, показывающие жизнь обеднение, схематично.
 Преодолению ряда серьёзных недостатков Т. д. помогли постановления ЦК
 ВКП(б) по идеологическим вопросам (1946-48).
  Развитие Т. д. в 50-60-х гг. отмечено стремлением авторов к отражению
 современности. Значительное место занимают пьесы о преодолении
 феодально-бап-ских пережитков в сознании людей, о борьбе со старым,
 отжившим: "Саодат" С. Саидмурадова и М. Ра-биева (1948), "Подарок за
 радостную весть" М. Заки-рова (1950), "Ситора" Д. Икрами (1954, 2-я ред.
 "Я - Фахриддинов", 1961) и др. Драматурги стремятся показать сегодняшнюю
 жизнь Таджикистана, людей, выросших за годы Сов. власти, их успехи в
 эко-номич. и культурном строительстве. О жизни тадж. интеллигенции, о
 долге художника перед народом рассказывают пьесы: "Мой город" М.
 Миршакара (1952), "Песня гор" Г. Абдулло (1956), "Приговор матери" Ф.
 Ансори (1962) и др. В пьесах "Экзамен" Ансори (1958), "Свадьба" С. Гани
 (1958) впервые в Т. д. были подняты вопросы воспитания молодёжи.
 Драматурги обращаются и к периоду установления Сов. власти в
 Таджикистане: "Дохунда" Дж. Икрами
  (1954), "Ураган" Г. Абдулло и Ш. Киямова (1957), где впервые в Т. д.
 созданы образы В. И. Ленина, Н. К. Крупской, Г. К. Орджоникидзе.
  Тадж. драматурги стремятся не только к расширению круга тем, но и к
 разнообразию жанровых форм: помимо характерных для Т.д. жанров
 народно-героич. и бытовой драмы, появляются сатирнч. пьесы
 ("Та-рифходжаев" А. Дехоти, Б. Рахим-заде, 1953, "Говорящий чинар" С.
 Саидмурадова и Б. Рахим-заде, 1959), комедии ("Двадцать восьмая ночь"
 Дж. Икрами, 1946, "Лучистый жемчуг" С. У луг-заде, 1962, и др.),
 историке-биографич. драмы ("Рудаки" Улуг-заде, 1958), водевили ("Сердце
 сердцу весть подаёт" Ш. Киямова и А. Мороз, 1955, "Штраф 30 копеек" Ш.
 Киямова и М. Фархада, 1961, и др.).
  Тадж. драматурги опираются на лучшие традиции сов. многонац.
 драматургии, рус. классики, а также на богатства классич. нац. поэзии и
 тадж. фольклора.
  Лит.: Вопросы истории таджикской сов. драматургии и театра, Душанбе,
 1957; Демидчик Л. Н., Современная таджикская драматургия, "Изв. отд.
 обществ, наук АН Тадж. ССР", Душанбе, 1957, ј 15; Н у р ч о н о в Н., Д
 е-м и д ч и к Л., Драматургия иточпк дар давраи хозира, "Шарки сурх",
 1957, ј 8; Т а б а р о в С., Драматургия иточик баъд аз дахрузаи эдэбиет
 вэ санъат, "Шарки сурх", 1958, ;!\Гй 5, 6; Пьесы драматургов
 Таджикистана, Душанбе, 1954; Таджикская советская драматургия, М., 1957;
 Пьесы таджикских драматургов, Душанбе, 1959. Н.Н.
  ТАДЖИКСКИЙ ТЕАТР. Несмотря на наличие вы-сокоразвитых муз. и
 хореографич. традиций и лпт-ры, таджики до революции не имели т-ра в
 современном его понимании. Зачатки театр. действий заключались в
 земледельческих песнях, связанных с трудовыми производственными
 процессами, в весенних праздниках (праздник цветения тюльпанов, льна),
 ведущих своё происхождение от древних мистерий, связанных с культом
 умирающего и воскресающего бога. С древних времён известны также танцы и
 пантомимы, воспроизводящие процессы труда или основанные на подражании
 животным и птицам ("Танец с серпами", "Тканьё сукна", пантомимы -
 "Волк", "Лев", "Суслик" и др.). На основе разл. видов и жанров нар.
 иск-ва издавна сложился т-р масхарабозов - нар. актёров, к-рые давали
 представления на свадьбах, семейных праздниках. Выступая обычно на
 открытой площадке, они разыгрывали комич. сценки ("Охота на медведя",
 "Пастьба", "Лекарь", "Старик", "Соловей", "Раис" и др.), текст к-рых
 импровизировался во время представления по определённому сценарию. В
 сатирич. остро социальном по направленности творчестве масхарабозов
 выражалась ненависть трудящихся к господствующим классам, отражались
 повседневный быт народа, его мысли, чувства. Для иск-ва масхарабозов
 характерен синкретизм; актёры одновременно были музыкантами, танцорами и
 певцами. В конце 19 и в 1-й пол. 20 вв. на территории совр. Таджикистана
 и в гг. Бухаре, Самарканде жили и выступали талантливые масхарабозы: X.
 Бобоев, X. Раджабалиев, Тула, С. Абдуллаев и др. Кроме масхарабозов, с
 давних времён известен тадж. кукольный т-р "зочабози", о существовании
 к-рого еще в 12 в. упоминал поэт Омар Хаям.
  Но развитие нар. т-ра тормозили феодальные устои, враждебное
 отношение священнослужителей к духовным запросам народа. Поэтому
 развитие проф. театр. иск-ва началось только после установления Сов.
 власти (1919). В сев. районах Таджикистана - в Ходженте (ныне г.
 Ленинабад), Каннбадаме, Ура-Тюбе, Исфаре под влиянием рус., узб., а
 также тат. и азерб. т-ров, гастролировавших в Ср. Азии, возникло
 самодеятельное иск-во, подготовившее почву для создания совр.
 профессионального Т. т. Организаторами и участниками муз.-драм. кружков
 были гл. обр. представители новой интеллигенции - учителя, работники
 сов. административных учреждений.
  Спектакли кружков были проникнуты горячим энтузиазмом, страстной
 убеждённостью их участников в победе нового революц.строя ("Классовая
 борьба", автор неизвестен, 1921; "Слепой Шермат" X. Умарова и А.
 Саттарова, 1924; "Фармонбек" М. Холматова, М. Али-заде, 1927, и др.).
 Сов. Т. т. развивался в 20-х гг. как т-р агитационный, эстетич. принципы
 к-рого определялись требованиями новой революц. эпохи.
  В 1929 из небольшого любительского кружка в Душанбе возник первый
 профессиональный тадж. т-р, называвшийся Гос. тадж. драм. т-р (ныне Т-р
 им. Лахути). В 1932 был организован второй муз.-драм. т-р' в г.
 Ленинабаде. В труппы т-ров вошли тадж. актёры, работавшие в узб. т-рах,
 и участники театр., муз. самодеятельности.
  Уже в первые годы после возникновения Т. т. на их сценах ставились
 злободневные, революц. по духу спектакли, освещающие актуальные вопросы
 сов. жизни (см. Таджикская драматургия). Спектакли эти отличались
 откровенной тенденциозностью, обнажённостью социальных конфли-ктов,
 лапидарной сценич. формой, обильным использованием музыки. В нач. 30-х
 гг. были пост. спектакли: "Два коммуниста", "Сожжём" Яшена, "Вредители
 хлопка" Исмаилова (Т-р им. Лахути), "Два коммуниста" Яшена, "Халима"
 Зафари (Ленинабадский т-р). В 1933 Т-р им. Лахути показал драму "Борьба"
 Усманова, рисующую разгром басмачества, в 1935 - пьесу "Враг" Икрами о
 молодом рабочем классе республики. Ленинабадский т-р пост. пьесы
 "Приговор" Турсун-заде (1935), обличающую происки буржуазных
 националистов, и "Шараф" Амин-заде (1936), показывающую освобождение
 женщины при Сов. власти.
  В 1-й половине 30-х гг. развитие Т. т. протекало гВ борьбе против
 вульгарного социологизма и против буржуазных националистов, пытавшихся
 протащить в т-р реакц. пьесы, искажающие сов. действительность,
 идеализирующие прошлое. Утверждение в творч. практике Т. т. метода
 социалистич. реализма, освоение опыта реалистич. рус. т-ра определило
 появление спектаклей, отражающих социалистич. строительство республики.
 Борьбе с кулачеством, формированию характера нового человека был посв.
 спектакль "Клевера" Саидмурадова и Исмаилова (1938, Т-р им. Лахути).
 Новую жизнь колхоза, энтузиазм сов. людей показал спектакль "Шодмон" У
 луг-заде (1939). Др. пьеса этого автора - "Краснопалочники" (1941) -
 воспроизводила героич. борьбу таджикского народа за укрепление Сов.
 власти в республике. Уже в 30-е годы определилось стремление Т. т. к
 романтич. репертуару, поэтическому, страстному иск-ву. На основе поэмы
 "Шахнаме" Фирдоуси Т-р им. Лахути создал романтич. спектакль "Рустам и
 Сухроб" Пирмухамед-заде и Волькенштейна (1941). Романтич. характер
 носили и спектакли: "Коварство и любовь" (1937, Т-р им. Лахути),
 "Отелло" (1939, там же) и др.
  В конце 1933 при Т-ре им. Лахути был создан муз. ансамбль, в к-рый
 вошли нар. певцы, музыканты и танцоры. На основе этого ансамбля в 1936
 создан Тадж. муз. т-р. Драматич. и муз.т-ры работали в одном помещении и
 назывались "Таджикский гос. объединённый т-р им. Лахути". Вначале муз.
 т-р ставил только одноактные и двухактные муз.-драматич. пьесы: "Зерно
 любви" Икрами, "Дохунда" (по роману Айни), "Кем была Бегим?" Усманова и
 др. В 1937 пост. многоактные муз. драмы: "Халима" Зафари, "Восе"
 Абдулло. С конца 1937 муз. т-р отделился от драматического (спектакли
 "Аршин мал алан" У. Гад-жибекова, "Гульсара" Яшена и М. Мухамедова). В
 1939 пост. первая тадж. опера "Восстание Восэ" Ба-ласаняна о нар. герое,
 возглавлявшем восстание дехкан против бухарского эмира в
 80-х*!.!!!-(r)-летия. В 1941 показан первый тадж!;балеуде розы".
  Ленского. В дек. 1940 муз. т-р был реорганизован в т-р оперы и балета
 и перешёл в новое выстроенное для него здание. В сер. 30-х гг. создаются
 районные и областные т-ры в городах: Хорог, Куляб, Исфара и др. В труппы
 их входили участники художественной самодеятельности и нар.
 представлений. В апр. 1941 в Москве состоялась 1-я декада таджикского
 пск-ва и лит-ры, в к-рой участвовали Т-р им. Лахути и т-р оперы и
 балета.
  В годы Отечественной войны т-ры Таджикистана создали спектакли о
 современности, проникнутые патриотизмом: "Сердце матери" Икрами, "Дом
 Надира" Икрами и Файко, "В огне" У луг-заде (Т-р им. Лахути), "Песня
 гнева", "Розия" (т-р оперы и балета) и др.
  В конце 40-х гг. на сценах т-ров появились спектакли, лишённые
 идейной и художественной значимости, идеализирующие прошлое. Преодолеть
 эти ошибки помогли идеологич. постановления ЦК КПСС (1946-48) и
 выступления партийной печати. Стремление отразить в спектаклях события
 современности, показать лучшие черты характера сов. человека проявилось
 в спектаклях: "Саодат" Саидмурадова и Ра-биева (1948), "Мой город"
 Миршакара (1951), "Шодие-на" Закирова (1950), "Ситора" Икрами (1954),
 "Свадьба" Гаыи (1958), "Воля женщины" Сидки (1961), "Лучистый жемчуг" У
 луг-заде (1962), "Приговор матери" Ансори (1962) и др. В этих спектаклях
 показана жизнь социалистич. Таджикистана, рост культуры и благосостояния
 народа, борьба с феодально-байскими пережитками в сознании людей,
 созданы реалистнч. образы современников. Об установлении Сов. власти в
 Таджикистане, о борьбе народа за счастье и независимость рассказывали
 спектакли Т-ра им. Лахути - "Дохунда"-Икрами (1954), "Ураган" Абдулло и
 Киямова (1957) и театра оперы и балета-"Бахтиор и Ниссо" Баласа-няна
 (1954), "Пулат и Гульру" Сайфиддинова (1957).
  Тадж. т-ры постоянно обращаются к лучшим пьесам сов. драматургов
 братских республик: "Победители Чирскова (1947), "Человек с ружьём"
 (1948), "Кремлёвские куранты" (1960), "Любовь Яровая" (1955);
  "Сердечные тайны" Рахманова (1954), "Горянка" Гамзатова (1961) - в
 Т-ре им. Лахути, "Шёлковое сюза-не" (1953), "Больные зубы" (1956)
 Каххара - в Ле-нинабадском т-ре, "Честь семьи" Мухтарова (1950),
 "Блудный сын" Раннета (1960) - в Хорогском т-р и др. Т-ры ставят рус.
 классику: "Без вины виноватые" (Хорогский т-р, 1946), "Гроза"

<< Пред.           стр. 728 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу