<< Пред. стр. 730 (из 913) След. >>
"Корневильские колокола" Планкета (Мартов), "Севильский цирюльник"(Макаровский).
1960. "Черевички" Чайковского (Макаровский), "Корсар" Адана
(Валамат-заде), "Комде и Мадан" Шахиди (Валамат-заде).
1961. "Лиса-обманщица" Цветаева (Макаровский), "Большой вальс" на
муз. Штрауса (Трегубов), "Риголетто" (Чекрыгина), "Лакме" (Чекрыгина);
"Знатный жених" Урбаха (Валамат-заде), хореографич. композиции (Беркут).
1962. "Лебединое озеро" (Иванов, Горский), "Кармен" Макаровский);
"Шурале" Яруллина (Завьялов), "Проделки Майсары" Юдакова (Валамат-заде),
"Паяцы", "Болеро" на МУЗ. Равеля (Макаровский, Завьялов).
1963. "Доктор Айболит" Морозова (Завьялов), "Дочь Кубы" Листова
(Макаровский), "Аида" (Макаровский); "Петя и волк" Прокофьева
(Завьялов), "Тропою грома" Караева (Конюс).
1964. "Севастопольский вальс" Листова (Бакалейников), "Хосият"
Ленского (Бакалейников), "Тоска" (Бакалейников), "Горная легенда"
Тер-Осипова (Корягин).
1965. "Летучая мышь" Штрауса (Александрова), "Риголетто"
(Бакалейников). Н. Н.
ТАДИЧ (Тади?), Любивое (р. 31.V.1929) - югославский (сербский) артист
драмы. В 1953 окончил Академию театр. иск-ва в Белграде. В 1948-57 -
артист Белградского драм. т-ра, в 1957-59 - Югославского драм. т-ра; с
1959 - Нац. драм. т-ра.
Роли: Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Том
("Стеклянный зверинец" Уильямса), Биф ("Смерть коммивояжёра" Миллера),
Аэдат ("Кавказский меловой круг" Брехта), Городничий; Рогожин ("Идиот"
по Достоевскому; Октябрьская пр., 1960), Доктор ("На грани безумия"
Крлежи). С 1954 снимается в кино.
Г. Шум.
ТАЖДАРОВА, Нагима Ахмадулловна (1888- 1948) - тат. сов. актриса. Нар.
арт. Тат. АССР(1939) и засл. арт. РСФСР (1940). В 1915 дебютировала на
сцене труппы "Сайяр". Работала под рук. А. Кареева; роли: Мария
Антоновна ("Ревизор"), Коринкина ("Без вины виноватые"), Ю линька
("Доходное место"). С 1917 работала в Оренбургской труппе "Ширкат";
роли: Галиябану (о. п. Файзи), Луиза ("Коварство и любовь"), Амалия
("Разбойники"). В годы гражданской войны была актрисой фронтовой труппы.
В 1922-26 работала в Башкирском т-ре драмы. С 1926- актриса Т-ра им.
Камала. Роли: Татьяна ("Разлом"), Оксана ("Гибель эскадры"), Гульниса
("Потоки" Гиз-зата), Сажида ("Шамсикамар" Аблиева), Нафига ("Минникамал"
Амирова). Сценич. образы Т. отмечены ярким национальным своеобразием,
мастерством перевоплощения.
Лит.: Е н и к и Э., Н. Таждарова, Казан, 1957 (на тат. яз.). X, 7Г.
ТАЖИБАЕВ, Абдильда (р. 15.1.1909) - казах, сов. поэт н драматург.
Начал драматургич. деятельность в 1939, написав в соавторстве с М.
Ауэзовым пьесу "Белая берёзка" из эпохи гражданской войны. Т.
принадлежит фантастич. сказка "Ковёр Жомарта" (в соавторстве с Г. Л.
Рошалем, 1945). Новой колхозной жизни посв. пьеса "Цвети, степь" (пост.
1952, возобн. 1958 под назв. "Одно дерево не лес"). Силой драматизма,
напряжённостью действия отличается пьеса "Май-ра" (1957), рисующая жизнь
казах, нар. певицы в нач. 20 в. Углублённая психологич. драма "Портрет"
("Приятели", 1962), посв. жизни казах, интеллигенции, и комедия "Перед
свадьбой" ("Обманутый обманщик") подтверждают зрелость драматургич.
творчества Т. Для муз. т-ра Т. написал либретто оперы "Глубокое озеро"
(1939) и балета "Весна" (1940).
Соч.: "Майра", в сб.: Пьесы драматургов Казахстана, Алма-Ата, 1958, и
в сб.: Советская казахская драматургия, М., 1958; "Одно дерево не лес",
в сб.: Современная драматургия, кн. 9, М., 1959; "Обманутый обманщик",
"Простор", 1964, ;ј 7; "Портрет", "Театр", 1963, Л?? 7.
Лит.: Очерк истории казахской советской литературы, М., 1960. Н. Л.
ТАЗИ‚ - 1) форма иранского религиозного т-ра. Представление Т. носит
обрядовый характер, устраивается в память имама Хусейна (убит в 680) и
его семьи. Т. известны в Иране со времени правления шиитской династии
Бундов (935-1055) и достигли наибольшего распространения при правлении
Сефевидов (1502-1736). Бытуют среди шиитов Ирана, Юж. Азербайджана и др.
Т. происходят во временных, специально для этого приспособленных
помещениях (такие). Один или несколько исполнителей по очереди распевают
или декламируют в течение девяти дней тексты о мучениях Хусейна. На
десятый день организуется уличная процессия, впереди идут люди,
истязающие себя и выкрикивающие при этом "шах-сей-вахсей" (искажённая
форма "шах Хусейн - вай Хусейн"). Процессию завершает группа актёров,
разыгрывающая сцену убийства Хусейна.
Тексты представлений Т. начали записывать ок. 17-18 вв., они явились
основой для развития персидской трагедии. 2) Одна из лит. форм
персидской трагедии (первые записи относятся к 17-18 вв.). Сохранившиеся
тексты Т. большей частью анонимны и представляют промежуточную форму
между нар.-поэтич. творчеством и художеств. лит-рой. Известны неск.
сборников трагедии Т.: "Битва за веру" ("Джанге шахадат"), приписываемый
Фетх-Али-шаху Каджару (состоит из 33 сцен, часть из к-рых переведена на
франц. яз.); сб. В. Лпттена (состоит из 15 сцен); сб. Л. Пелли (37 сцен,
изд. в 1879 на. англ. яз.). Наиболее значит. Т. - анонимная пьеса "Амир
Теймур и губернатор Шама" (соч. в конце 18 в.).
Представления Т. разыгрывались без занавеса, во временных помещениях,
иногда использовались услов' ные декорации (большая посудина с водой
изображала реку, пальмовые деревца в кадках-пальмовую рощу). Грим
отсутствовал. Герои делились на положительных и отрицательных (имамханха
и шемрханха). В 19 в. Т. приобрела форму дворцового т-ра. Такие
спектакли ставил Мирза Мохаммед Тагн. Представления Т. сохранились в
провинциальных городах и отдалённых районах страны.
Лит.: Б е р т е л ь с Е. Э., Персидский театр. Л., 1924;
К о р-0 г д ы X., Современная персидская литература, М., 1965; на
персидском яз. - Абульгасем Джаннати А т а и, Бонйаде немайеш дар Иран
(Создание театра в Иране), Тегеран, 1955. ,Y. К.-О.
ТАИРОВ, Александр Яковлевич [24.VI(6.VII). 1885, Ровно, - 25.IX.1950,
Москва] - рус. сов. режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1935). Работу в т-ре
начал как актёр в 1905 в труппе М. М. Бородая в Киеве. Сезон 1906/07 был
актёром Т-ра В. Ф. Комисса ржевской в Петербурге. До 1913 играл в т-рах
Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном т-ре П. П.
Гайде-бурова; начал здесь режиссёрскую деятельность, поставил "Гамлета"
(1908), "Дядю Ваню" (1908) и др. В 1913 Т. окончил юридич. ф-т Пе-терб.
ун-та. В том же году вступил в Свободный т-р
(рук. К. А. Марджанов), где пост. спектакль "Жёлтая кофта"
Хезельтона-Фюрста (1913) и пантомиму "Покрывало Пьеретты" Шницлера (муз.
Донаньи, 1913).
В 1914 Т. вместе с А. Г. Коонен и группой молодых актёров создал
Камерный театр. с к-рым связана вся его дальнейшая жизнь. Т. - один из
крупнейших режиссёров-реформаторов театр. иск-ва 20 в. Назвав Камерный
т-р "театром эмоционально-насыщенных форм" (см. "Записки режиссёра",
1921, с. 49), он противопоставлял своё начинание как натурали-стич.
т-ру, так и принципам "условного театра", провозглашённым Вс. Э.
Мейерхольдом в 1905-07. В иск-ве "неореализма" (так Т. назвал творчество
Камерного т-ра начального периода - см. там же) Т. стремился к
изощрённому мастерству, к репертуару романтич. и трагедийному, к сюжетам
легендарным и поэтическим, к изображению больших, сильных чувств.
Спектакль "Сакунтала" Калидасы, поставленный Т. в день открытия
Камерного т-ра, определил его творч. платформу. Программными спектаклями
Т. были также: "Женитьба Фигаро" (1915);
"Покрывало Пьеретты" Шницлера (1916) и особенно "Фамира Кифаред" И.
Анненского (1916) и "Саломея" Уайльда (1917). В этих режиссёрских
работах Т. утверждалась сила человека, непобедимость чувств. Та же
направленность сохраняется в творчестве Т. и в последующие годы.
В 1917-21 он ставит "Король Арлекин" Лотара (1917), "Адриенна
Лекуврёр" Скриба (1919), "Принцесса Брамбилла" по Гофману (1920),
"Благовещение" Клоделя (1920). Спектаклям Т. этих лет присуща
абстрактность характеров и образов, утверждение извечного, вневременного
смысла проблем Любви и Смерти (особенно отчётливо это сказалось в пост.
"Ромео и Джульетты" Шекспира, 1921).
Переломным спектаклем в творчестве Т. стала "Фед-ра" Расина (1922),
образы к-рой Т. углубил и приблизил к первоисточнику (к античной
трагедии). А. В. Луначарский назвал этот спектакль первым большим шагом
сов. т-ра к подлинной монументальности. Пост.
"Грозы" Островского (1924) л "Святой Иоанны" Шоу (1924) связаны с
переходом Т. к "конкретному реализму", как он назвал новый этап истории
Камерного т-ра, характеризующийся разрывом Т. с "абстракциями". Гл.
спектакли этого периода - цикл постановок пьес О'Нила "Косматая
обезьяна" (1926), "Любовь под вязами" (1926) и "Негр" ("У всех детей
господа бога есть крылья", 1929); позже - "Машиналь" Тредуэлл (1933) -
посв. острым проблемам жизни совр. Запада. Стремление Т. к
сннте-тич.сценич. иск-ву определило появление новых муз. спектаклей -
"Жирофле-Жирофля" (1922) и "День п ночь" (1926) Лекока, современное
обозрение "Ку-кироль" (1925); одним из первых опытов создания советской
оперетты был спектакль "Сирокко" на музыку Половинкина (1928). В 1930 Т.
первым на советской сцене осуществил постановку Брехта ("Опера нищих",
1930).
Стремясь к созданию совр. героич. спектакля, Т., однако, долгое время
не находил в сов. драматургии пьес, отвечавших требованиям времени и
поэтике Камерного т-ра. Иногда выбор был неудачен ("Наталья Тарпова"
Семёнова, 1929). Более удачными опытами были пост. пьес "Патетическая
соната" Кулиша (1931), "Неизвестные солдаты" Первомайского (1932). Эти
поиски завершились пост. "Оптимистической трагедии" Вс. Вишневского
(1933) - замечательного образца героич. революционной романтики на сов.
сцене.
В 1934 Т. пост. спектакль "Египетские ночи" (1934, композиция из
произв. Шоу, Пушкина и Шекспира). Вокруг этой и др. работ Т. разгорались
ожесточённые споры, дискуссии. Многие из его экспериментов подвергались
чрезмерно суровой и несправедливой критике (напр., пост. комич. оперы
"Богатыри" на текст Д. Бедного, 1936).
В 40-е гг. Т. пост. спектакли "Мадам Бовари" по Флоберу (1940),
"Старик" Горького (1946), к-рые вошли в число лучших постановок классики
в советском т-реВ этих спектаклях снова возникает постоянная идея Т. -
утверждение сильной человеческой личности; режиссёр трактует Эмму Бовари
как человека, восстающего против мещанской пошлости, в "Старике" Т.
подчёркивает мысль о том, что Мастаков предпочитает умереть стоя, чем
"жить на коленях". В спектакле "Чайка" (1944) Т. утверждает "веру в
человека, в его звезду, в его будущее, в его возможности" (журн.
"Театр", 1965, ј 9). Продолжая работу над совр. героико-романтич.
спектаклем, Т. ставит пьесы, посв. Великой Отечественной войне.- "Пока
не остановится сердце" Паустовского (1943) л "У стен Ленинграда" Вс.
Вишневского (1944).
Одним из гл. положений Т. как теоретика режиссуры является мысль о
самоценности театр. иск-ва, о спектакле как самостоятельном художеств.
произведении. На раннем этапе творчества эта мысль приводила Т. к
недооценке роли драматургии, к-рую он воспринимал лишь как материал для
спектакля. Позднее, отойдя от подобной полемически крайней точки зрения,
Т. становится тонким интерпретатором стиля разных писателей. Однако
неизменно на протяжении всего своего пути он утверждал право режиссёра
на переосмысление драм. произв., на смелые и острые трактовки совр. и
классич. пьес, считая, что это право приобретается глубоким и
всесторонним знанием изображаемой эпохи и современности. Не менее важным
художеств. принципом Т. было утверждение права на творч.
самостоятельность каждого отдельного театр. организма внутри единого
метода сов. иск-ва. Т. постоянно обновлял приёмы своего иск-ва, сценич.
поэтику; он сохранял убеждение, что "реализм-широк и необъятен, но его
просторы начинаются там, где кончается подражательность" ("Из черновой
тетради А. Я. Таирова", см. журн. "Театр", 1964, ј 10, с. 73).
Ожесточённый противник натурализма, Т. отстаивал образность,
обобщённость сценич. иск-ва.
Утверждая синтетичность т-ра, Т. еще до революции придавал большое
значение музыке в драм. спектакле, декорационному оформлению, костюмам,
требовал от актёров всестороннего развития мастерства, в частности
виртуозного владения пантомимич. иск-вом. В созданной им при Камерном
т-ре школе студийцы и актёры занимались всеми видами сценич. движения.
Ставя спектакли разл. жанров, Т. добивался того, чтобы актёры Камерного
т-ра могли играть мистерию и арлекинаду, трагедию и оперетту. К работе в
Камерном т-ре Т. привлекал крупных художников и композиторов.
С первых своих шагов непрерывно экспериментируя, Т.отказался от
традиционной сценич. коробки-павильона, строил действие спектаклей на
нескольких плоскостях, а иногда одновременно на разных площадках сцены,
делал цвет одним из самых гл. элементов оформления, придавал большое
значение сценич. освещению, ритму и музыкальности сценич. действия. В
ранние годы это порой служило Т. только для создания красивого,
выразительного зрелища; но в лучших своих спектаклях Т. достигал
подлинного слияния всех выразительных средств театр. иск-ва во имя
глубокого раскрытия характеров, конфликтов, идей. В творчестве Т.
понятие целостного образа спектакля становилось зримым и конкретным.
Иск-во Т., его творч. принципы оказали большое влияние на мн. деятелей
совр. зарубежного и рус. т-ра.
Т. был активным общественным деятелем. В 1917 он стал первым
председателем Моск. союза артистов, в 1919-36 был членом президиума ЦК
Рабис, с 1944- вице-президентом театр. секции В О КС. Много выступал в
печати.
Соч.: Прокламации художника, [М., 1917]; Записки режиссёра, [М.],
1921; Структурный реализм-метод Камерного театра, "Советский театр",
1931, ј 2-3, с. 28-34;
В поисках стиля, "Театр и драматургия", 1936, ј 4, с. 201- 204; Театр
и драматург, в кн.: Театральный альманах, кн. 6, М., 1947, с. 110-130;
Из черновой тетради А. Я. Таирова, "Театр", 1964, .ј 10; Автобиография,
в кн.: Актеры и режиссеры, М., 1928, с. 253-58.
Лит.: М а р к о в П., Новейшие театральные течения, М., 1924, с.
37-39, 64; Державин К., Книга о камерном театре. 1914-1934, Л., 1934; Л
у н а ч а р с к и и А. В., "Федра" в Камерном театре, К десятилетию
Камерного театра, "Косматая обезьяна" в Камерном театре, в его кн.: О
театре и драматургии, Избр. соч., т. 1, М., 1958, с. 408-26;
Политические отклики западной прессы на гастроли Московского
Государственного Камерного театра, М., 1924; Эфрос А., [Камерный театр и
его художники], в кн.: Камерный театр и его художники, 1914 - XX - 1934,
M., 1934; Э р e н -б у р г И., Люди, годы, жизнь. Собр. соч., т. 8, М.,
1966, с. 336-37, 370-74; К о о н e н А., Из воспоминаний о Таирове,
"Театральная жизнь", 1961, ј 11, с. 23-25; .No 12, с. 24, 25; ;ј 13, с.
22-25; Головашенко Ю., Таиров, "Театр", 1965, ;ј 9, с. 90-101. Юр. Г.
ТАЙЛЕР (Tyler), Ройялл (18.VII.1757-26.VIII. 1326) - амер. драматург.
Окончил Гарвардский ун-т. Автор нескольких комедий, фарсов, комич. опер,
религиозных пьес. В историю амер. т-ра вошёл как автор первой амер. нац.
комедии "Контраст", к-рая была пост. в Нью-Йорке в 1787 в т-ре
"Джон-стрит". Эта просветительская комедия, высмеивающая англоманию,
написанная под влиянием Р. Шеридана, пользовалась большим успехом.
Др. драм. произв.: комич. опера "Майский день в городе, или Нью-Йорк
в волнении" (1787, т-р "Джон-стрит", Нью-Йорк), "Спекуляция в Джорджии,
или Земля на Луне" (1797, т-р "Хеймаркет", Бостон), фарс "Остров
Барратария", две религиозные драмы "Иосиф и его братья" и "Суд Соломона"
(опубликованы анонимно) и др.
Соч.: Four plays, Princeton, 1941 (America's lost Dlavs v. XV), то
же, 1965.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957. /f, /\
"ТАЙНЫЙ БРАК" ("II Matrimonio segreto") - опера Д. Чимарозы, либр.
Дж. Бертати по комедии Д. Гарри-ка и Дж. Колмена-старшего, пост. 7 февр.
1792, "Придворный и нац. т-р". Вена. Опера шла на сценах всего мира'
Прага (1792, на итал. яз.), Лейпциг (1792, на итал. яз ), Милан (1793),
Барселона (1793, на итал. яз.), Лондон (1794, на итал. яз.), Брюссель
(1798), Париж (1801, на итал. яз.), Варшава (1805), Амстердам (1806),
Нью-Йорк (1834, на итал. яз.) и др.
В России шла в Петербурге на итал. яз., 1794 (или 1795); там же в
1850, на сцене итал. оперы. На рус. яз. пост. в 1895, Петербург,
Михайловский т-р (пер. Н. Юрина; дирижёр Крушевский; Джеронимо-Корякин,
Паолино-MnxinnoB, граф Робинсон - Шаляпин, Фидельма - Фриде, Лизетта -
Куза, Каролина - Михайлова).
На сов. сцене пост. в 1925, Оперная студия им. Станиславского, Москва
(руководитель пост. Станиславский, реж. Соколова и Алексеев; Джеронимо -
Ниверский, Степанов, Лизетта - Мельтцер, Шаншиева, Каролина - Шарова,
Людвиг, Фидельма - Романова, Липина, граф Робинсон - Полянский,
Терновский, Паолино - Лемешев, Смирнов). В 1954 пост. Башкирским т-ром
оперы и балета, Уфа. Ставилась также Оперными студиями Ленингр., Моск.,
Одесской и Бакинской консерваторий.
Издания: "Т. б."-партитура и клавир. Mil., Ricordi Cie, [s. d. ];
клавир с рус. текстом - опера с речитативом Э. Крушевского и пер. Н.
Венцеля, исполняемых на сцене имп. С.-Петербургской оперы, М., Юргенсон,
[1896]. Н.Гр.
ТАЙОВСКИЙ (Tajovsky), Йосеф (наст. фам. - Г р e г о р-Т а и о в с к и
и; 18.Х.1874-20.V.1940) - словацкий драматург. Работал учителем. В 1920
начал драматургич. деятельность. Осн. пьесы, к-рые Т. сам назвал
"картинами из жизни народа", - "Женский закон" (1904, Мартин), "Мать"
(1907, там же), одноактные пьесы "Тьма" (соч. 1907) и "Грех" (соч.
1911), "На службе" (соч. 1911) - не ставились в т-рах; пьеса "Путаница в
имении" пост. в 1910 (Мартин). Т. писал также героич. драмы на историч.
сюжеты ("Смерть Дюрка Лангсфельда",1924, Кошице). Пьесы "Её первый
роман" (1930, "Словацкий Нац. т-р", Братислава),"Меч-татели"(соч. 1934),
"Герой" (1938, "Словацкий Нац. т-р, Братислава) рассказывают о
пролетарском движении в условиях бурж. Чехословакии, о жизни в
Чехословацкой Республике после 1918. Творчество Т. связано с
утверждением реализма в словацкой драматургии. Т. перевёл для словацкого
т-ра водевили А. П. Чехова.
Соч.: Dielo v Siestich zvazkoch, zv. III-IV, Bratislava, 1954-55.
Лит.: Literarnoh-istoricky sbornik Slovenskej Akademie vied a umeni.
Rocnik VIII, Bratislava, 1951. Л. Сол.
ТАЙСКИЙ ТЕАТР - т-р народности тай, населяющей провинцию Юньнань
(КНР). В основе театр. иск-ва этого народа лежат нар. танцы, исполняемые
в сопровождении пения. Вначале эти танцы были ритуальными, но затем
содержание песен утратило религиозный характер. Известны старинные муз.
драмы: "Песни девушки и юноши", "Двенадцать коней", "Пахари". Во 2-м
десятилетии 20 в. театр. деятель Дао Пэй-шэн организовал труппу тайских
актёров, к-рая стала исполнять пьесы традиц. кит. т-ра. Вокальные и
хореографич. части представления исполнялись раздельно. Кроме традиц.
кит. драм, создавались представления, основанные на нар. легендах,
"Лотос с тысячью лепестков", "Седьмая сестра" и др.
После образования КНР (1949) ставятся агитационные пьесы ("Хорошо в
народной коммуне" и др.). Возникла новая форма т-ра - цзаньхэ,
исполнителями к-рой стали певцы, выступавшие в буддийских храмах
(после 1958 певцы объединились в труппы). Они исполняют муз. драмы из
совр. жизни народа тай: "Возвращение", "Горе рыбаков", "Красная семья",
"Илай-хань". В представлениях Т. т. используются ударные и струнные муз.
инструменты, сходные с китайскими. Мужчины в традиц. пьесах выступают в