<< Пред. стр. 732 (из 913) След. >>
Гайдебуров и др.), росло количество эст. театр. кружков.В 1906 один из любительских театр. коллективов - труппа "Эстония" -
становится проф. т-ром. Наряду с драм. спектаклями здесь ставились
опера, балет и оперетта. С 1908 при нар. доме фабрики Лютера существовал
самодеятельный пролетарский т-р, к-рый с 1914 продолжал свою
деятельность в помещении об-ва "Валвая". В 1917 на основе этого
коллектива был создан проф. Т-р таллинских рабочих, к-рым руководили
большевики (существовал до нем. оккупации, был закрыт в февр. 1918).
В 1916 был осн. второй проф. эст. т-р - Драматический (вначале
работал под назв. "Труппа Пандорина"), на основе к-рого создан Т-р им.
В. Кингисеппа (просуществовал до 1924). Затем был открыт т-р
"Драмастудио", скомплектованный из молодёжи, окончившей театр. школу (в
1937 этот т-р переименован в Эст. драм. т-р). Кроме того, в годы бурж.
республики (1919-40) работали Утренний т-р (1920-24), Рабочий т-р
(1926-41). Были созданы также проф. рус. и нем. т-ры. В Т. существовали
театр. учебные заведения: театр. школа "Драмастудио" (1920-30), школа
сценич. иск-ва при Таллинской консерватории (1938) и др.
Восстановление Сов. власти в 1940 определило подъём театр. жизни Т.;
укрепляется экономич. состояние т-ров, увеличивается состав трупп. В
1940 создан Т-р Краснознамённого Балтийского флота. В 1944-48 в Т.
работал Молодёжный т-р. В 1949 т-р "Эстония" реорганизуется в
музыкальный, и драматическая труппа этого т-ра вливается в состав Гос.
драм. т-ра. В 1948 организуется рус. т-р. В 1952 создан т-р кукол. В
1945 в Т. основано Театр. об-во Эст. ССР, в 1946-51 работал Эст. театр.
ин-т, в 1965 создан эст. ТЮЗ.
В Т. работают (1967): Академич. т-р "Эстония", Т-р им. В. Кингисеппа,
Рус. т-р, ТЮЗ, Кукольный т-р. Консерватория, Студия сценич. иск-ва
Театр. об-ва Эст. ССР, Госфилармония. В Т. имеется Музей т-ра и музыки.
К. Каск.
ТАЛЛИНСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР Эстонской ССР- осн. в 1948.
Творч. состав в основном был укомплектован выпускниками ГИТИСа (курс В.
В. Белокурова). Среди пост. сов. драматургии: "Два лагеря" (1949) и
"Борьба без линии фронта" (1950) Якобсона, "Макар Дубрава" Корнейчука
(1952), "Счастье" Павленко и Радзин-ского (1953), "Персональное дело"
Штейна (1955), "Патент 119" А. Н. Толстого (1965). Т-р знакомит зрителей
с лучшими произв. эст. классич. лит-ры:
"Домовой" (1953) и "Неуловимое чудо" (1958) Вильде, "Оборотень"
Китцберга (1962), "Любовь и жизнь" по роману А. Таммсааре "Правда и
право" (1959), классич. драматургией: "Егор Булычев и другие" (1952),
"Три сестры" (1962), "Вишнёвый сад" (1954);
"Сид" Корнеля (1960), "Братья Карамазовы" по о. п. Достоевского
(1963), "Мещане" (1965).
В труппе т-ра (1966): нар. арт. Эст. ССР В. Д. Ар-хипенко, засл. арт.
Эст. ССР В. Н. Фёдорова, А. К. Бед-рединова, Е. П. Власов, П. Н.
Варанди, В. А. Сирии, актёры Е. Ф. Блинова, Е. В. Мироманов, В. М.
Ермолаев. Гл. реж. Т-ра (с 1966)- С. Э. Лерман. М. Т.
ТАЛЫБЗАД‚, Абдулла Шаик Мустафа оглы (25.11. 1881-24.VII.1959)азерб.
сов. писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1938). С 1900
работал педагогом. До революции писал детские пьесы, ставившиеся в
школах: "Прекрасная весна" (1910), "Кто прав?" (1912), "Говорящая кукла"
(1913). В этих пьесах Т. критикует феодальные устои.
Т. был активным деятелем сов, т-ра. Руководил
художественно-педагогич. частью Азерб. ТЮЗа, написал для этого т-ра
пьесы: "Хасай" (1937) о задачах семьи и школы в воспитании детей, "Эль
оглы" (1939) по мотивам нар. сказки, "Вэтэн" ("Родина", 1943), "Ана"
("Мать", 1944), посв. борьбе за свободу, любви к Родине. По мотивам
поэмы Низами написал пьесы "Фитнэ" (1946), "Нушебе" (1945).
Соч.: Абдулла Ш а и г, Сечилмиш эсэлэри, Чилд 1 - 3, Бакы, 1957-60.
Лит.: М и р а х м с д о в А., Абдулла Шаиг, Бакы, 1956;
К э р и м о в И.,Абдулла Шаиг ва театр. Бакы,! 961. К .Каск.
ТАЛЫБЛЫ, Исмаил Мамед-Али оглы (р. 21.III. 1898)- азерб. сов. актёр.
Нар. арт. Азерб. ССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Проф.
сценич. деятельность начал в 1920; работал в азерб. "Сатир-агиттеатре",
с 1924 - в Бакинском рабочем т-ре (с 1932 - Кировабадский т-р). Игра Т.
отличается яркой характерностью. Особенно близки Т. бытовые роли.
Роли: шейх Насрулла ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Дервиш ("Щейх Санан"
Джа-вида), Имамяр, Гаджи Ахмед, Абдул-Алибек ("Яшар", "Алмас", "Севиль"
Джабар-лы), Сулейман ("Хаят" Ибрагимова), Городничий; Жорж Данден (о. п.
Мольера), Яго и др. К. Каск.
ТАЛЬ, Сиди Львовна (наст. фам. - Б и р к е н-т а л ь;
р.8.1Х.1912)-евр. сов. актриса. Засл. арт. УССР (1965). На сцене с 1928.
До 1940 работала гл. обр. в Черновицах (Бу-ковина), Яссах, Бухаресте.
После 1940 играла в евр. т-ре в Кишинёве. С 1946-актрисаевр.ансамбля
Черпошщкон филармонии; посетила с этим ансамблем мн. города СССР. Т.
играет роли комедийные и драматич.(преим. травести): Эстерке и Эль-ка
("Клад" по Шолом Алейхему),Мотл ("Маленький Мотл" по Шолом Алейхему),
Зям-ка Копач (о. п. Даниэля), Элиза ("Пигмалион" Шоу) и др.; выступает в
оперетте. Исполняет эстрадные номера: баллада"Серд-це матери" в
эстрадном спектакле "Всегда с вами",трансформационный номер в программе
"Врагам на зло", нар., лирические, шуточные, характерные и др. песни,
танцы разнообразных стилей н жанров. А. Шн.
ТАЛЬВИ, Айно (настоящее имя и фам.- Айно Аугустовна П и н д а м; р.
6.II.1909) - эст. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1966). Актёрскую
деятельность начала в 1929 в театре "Ванемуйне" (Тарту). Затем была
актрисой Таллинского эст. драм. т-ра (1935-44), где сыграла роли: Анна
("Хозяин Кырбоя" Таммсааре, 1937), Тееле ("Лето", 1937, и "Свадьба
Тоотса", 1938, Лут-са), Лукреция Борджиа ("Цезарь и человек"
Новашинско-го, 1940), Настя ("На дне", 1940), Мари ("Оборотень"
Китцберга, 1941), Нора (1943). В послевоенные годы работала в т-ре
"Эстония"; с 1949- в Т-ре им. В. Кингисеппа.Творчество Т.
характеризуется глубиной психологического анализа, точностью в выборе
выразительных средств, тонкой интеллектуальностью и яркой
эмоциональностью.
Роли: Ксрсти ("Веление времени" Семпера, 1945), Ева Мийлас ("Жизнь в
цитадели" Якобсона, 1946), Дездемона (1949), Любовь Яровая (1952);
Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, 1955), Комиссар
("Оптимистическая трагедия", 1957); Мари, Юдифь ("Варгамяе", 1951, 1958,
о. и., 1960, Таммсааре), Кураж ("Мамаша Кураж..." Брехта, 1962).
Лит.: К а 1 m e t L.,Aino Taivi, Tallinn, 1965. К. Каск ТАЛЬМА
(Talma), Франсуа Жозеф (15.1.1763, Париж,-19.Х.1826, там же) - франц.
актер. Род. в семье зубного врача. Годы юности провёл в Лондоне.
Вернувшись в Париж, в 1786 поступил в Королевскую школу декламации и
пения, по окончании к-рой в 1787 дебютировал в т-ре "Ко-меди Франсез" (в
роли Сеида - "Магомет" Вольтера); в 1789 получил звание "сосъе-терау.
Взгляды Т. на театр. иск-во сложились под воздействием идей франц. и
англ. просветителей. Дружба с худ. Л. Давидом также способствовала
формированию идейно-художеств. взглядов Т.; он изучал античную
скульптуру, мечтал воспроизвести на сцене строгую, величественную
красоту античного иск-ва. Уже в начале своей сценич. деятельности Т.
сыграл Прокула ("Б рут" Вольтера, 1789) в римской тоге, а не в
стилизованном придворном костюме, без парика; это вызвало резкое
осуждение со стороны консервативной труппы т-ра.
С первых дней франц. бурж. революции Т. стремился сделать т-р
проводником революц. идей. Обличая монархич. деспотизм, он создал образ
жестокого, преступного короля-тирана в революц. трагедии М. Ж. Шенье
"Карл IX". Пост. "Карла IX" вызвала раскол в труппе "Комеди Франсез",
называвшегося во время революции "Т-ром нации". Т. возглавил труппу
революционно настроенных актёров, к-рые ушли из этого Т-ра и основали в
1791 "Театр Республики)). Выступая в пьесах якобинского репертуара, Т.
играл роли: тирана Генриха VIII (о. п. Шенье, 1791), справедливого судьи
Лассаля ("Жан Калас, или Урок судьям" Шенье, 1791), борца против
аристократии Мария ("Марий в Минтурнах" Арно), защитника интересов
народа Фульвия Флакка ("Кай Гракх" Шенье, 1792), патриота Муция Сцеволы
(о. п. Лансиваля, 1793) и др. В трактовке Т. эти герои олицетворяли
мужество борцов за идеалы гуманизма, свободы и справедливости, против
фанатизма, тирании. В годы революции в творчестве Т. ярко проявились
черты революционного классицизма. Сохраняя в своём иск-ве черты
идеализациЪ, величавую приподнятость и монументальность образов, Т.
вносил в своё исполнение повышенную взволнованность, заострённую
эмоциональность, разрушавшие абстрактную обобщённость классицизма. Он
отказался от обычной в трагедии монотонно-напевной читки, использовал
динамичный выразительный жест.
Рост революц. активности масс, якобинский террор противоречили
абстрактно-гуманистич. мировоззрению Т. Особенно отчётливо определилось
буржуазно-охранит. содержание взглядов Т. после контррево-люц.
переворота 9 термидора (1794). На сцене руководимого им "Т-ра
Республики" появились антиякобинские пьесы. В 1799 Т. вернулся во вновь
объединившуюся труппу "Комеди Франсез". В годы Директории и Первой
империи играл в помпезных, лишённых внутр. драматизма трагедиях;
исполнял роли воинов ("Квинт Фабий, или Римская дисциплина" Ле-гуве,
1795), идеальных монархов ("Кир" Шенье, 1804).
В этих спектаклях публицистич. страстность, обличит. направленность
творчества Т. сменились официозным пафосом. Однако гл. место в
репертуаре Т. заняли герои шекспировских трагедий в переделках Ж. Ф.
Дюси: Макбет, Отелло, Гамлет (все в 1809). Исполняя эти роли, Т.
создавал образы мятущихся, раздираемых внутр. противоречиями людей,
гибнущих в мире злобы, преступлений, корысти или противостоящих этому
миру. Скорбное разочарование становится ведущим мотивом в его
творчестве. Неприятие реакц. правительства Бурбонов возродило в
творчестве Т. политически оппозиционные тенденции. Он выступал в
трагедиях, запрещавшихся цензурой за намеки на политич. обстановку в
стране. Играя Суллу (о. п. Жуй, 1821), Т. создал идеализированный образ
Наполеона, отвечавший бонапартистским настроениям части зрителей,
ненавидевших режим Реставрации.
В последний период жизни Т. испытывал неудовлетворённость
классицистским репертуаром, он сблизился с молодыми романтиками (В.
Гюго, А. Ламар-тин), высказывал взгляды на задачи новой драматургии,
отражавшие его стремление расширить жизненное содержание иск-ва. Работая
над созданием сценич. образов, он пытался усилить в них черты реализма,
углубить индивидуальную и психоло-гич. характеристику героя. Добиваясь
историч. и этнографич. конкретизации образа, Т. продолжил свои
реформаторские начинания в области сценич. костюма и грима (вслед за
античным ввёл ср.-век.. восточный и ренессансный костюмы). Сделал
попытку выступить в совр. комедии, сыграв роль старого, великодушного
буржуа в пьесе "Урок старикам" Дела-виня (1823). В 1806 Т. стал
профессором драм. класса парижской Консерватории. Оставаясь актёром
классицистской трагедии, он в своей педагогич. практике и в теоретич.
трактате "Несколько размышлений о Лекене и о театральном искусстве"
(1825, предисловие к изданию "Мемуаров" Лекена) выдвигал требование
подлинности сценич. чувств и непосредственности их выражения, требовал
изучения актёром характера персонажа в связи с историч. эпохой,
изображённой в пьесе. Иск-во Т.- великого нац. актёра,
художника-новатора, проложило путь дальнейшему развитию франц. театр.
иск-ва 19 в.
Соч.: Memoires sur Lekain et sur l'art dramatique. P., 1825; P.,
1849-50; в рус. пер.: Тальма о сценическом искусстве, М., 1888; Мемуары,
вступ. ст., пер. и прим. И. И. Сол-лертинского, М.-Л., 1931 (Памятники
театрального быта).
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Дейч А.,
Тальма" М., 1934 (Жизнь замечательных людей, вып. 21-22); Державин К.,
Театр Французской революции. 1789-1799, 2 изд., Л.-М., 1937, с. 246-70;
Панов В., Франсуа Тальма (1763-1826), М.-Л., 1939;
R e g n a u 1 t-W а г i n J. В., I. I. Р h.. Memoires sur Talma. P.,
1904; С о p i n A., Etudes dramatiques. Talma et la Revolution, 2 ed..
P., 1887; J u 1 1 i e n A., Histoire du costume au theatre. P., 1880; A
u b г у 0., Napoleon et son temps, P., 1936, p. 53-65; A u g u s t i n-T
i e г г у A., Le tragedien de Napoleon. F. J. Talma, P., 1942.
ТАЛЬНИКОВ (наст. фам.- Шпитальни-ков), Давид Лазаревич
[26.11(10.III).1882-13.IX. 1961]-рус. сов. лит. критик, театровед. Лит.
деятельность начал в 1904. До Октябрьской революции сотрудничал в журн.
"Современный мир", "Вестник Европы", "Русское богатство"; после
революции печатался в журн. "Современный театр", ' "Театр" и др. Статьи
и книги Т. посвящены рус. и сов. т-ру.
Соч.: Новая ревизия "Ревизора", М.-Л., 1927; Чехов на советской
сцене, "Литературный современник", 1935, ј 1, 2; Театр автора, там же,
1936, ј 2; Комиссаржевская, M.-Д., 1939; Система Щепкина, М.-Л., 1939;
"Горячее сердце" на сцене МХАТ, М-, 1940; Островский и русский
национальный театр. в сб.: А. Н. Островский-драматург, М., 1946;
Сценическая история "Бесприданницы", в сб.: "Бесприданница"" Материалы и
исследования, М., 1947; Актёр-современник, в сб.: Советский театр. М.,
1947; Проблема режиссуры и русская классика, в сб.: Театральный
альманах, кн. 6, М., 1947; Лука и Хлынов, в сб.: И. М. Москвин. Статьи и
материалы, М., 1948; Театральная эстетика Белинского, М., 1962. С. Г.
ТАЛЬОНИ (Taglioni) - семья итал. артистов балета и балетмейстеров.
Филиппе Т. (5.XI.1777-11.IX.1871) - сын итал. артиста балета Карло Т.
Дебютировал в г. Пизе в 1794. В 1795-99 - первый танцовщик балетных
трупп в Ливорно, Венеции, Флоренции. В 1799 дебютировал в Парижской
Опере в балете "Караван". С 1802 - солист балетной труппы стокгольмской
Королевской оперы. В 1816-18 - балетмейстер этого т-ра. В 1818-30 -
балетмейстер в т-рах Милана, Вены, Берлина, в 1830-36 - Парижской Оперы.
В 1831 пост. в 3-м акте оперы "Роберт-Дьявол" Мейер-бера танцы теней
монахинь. Эта хореографии, картина положила начало романтич. балету.
Эстетич. принципы балетмейстера сформировались в пост. балета "Сильфида"
Шнейцгоффера (1832, Парижская Опера), где гл. партию исполняла Мария Т.
В этом спектакле жанрово-бытовые эпизоды, стилизованные нар. танцы и
пантомимич. сцены, контрастно сочетались с фан-тастич. ирреальными
образами. Филиппе Т. первый применил в хореографии танец на пуантах для
создания возвышенных, поэтич. образов. В его балетах при содействии худ.
Э. Лами была проведена реформа балетного костюма. Балетмейстер широко
вводил в свои пост. полёты, разл. сценич. трюки, превращения. Балеты
"Дева Дуная" Адана (1836, Париж), "Тень" Маурера (1838, Петербург), "Бог
и баядерка" Обера (1830, Париж) также связаны с фантастич. сюжетами.
Использование нар. танца характеризует балеты: "Натали, или Швейцарская
молочница" Йировица и Карафы (1832,Париж), "Гитана" Г. Шмидта и Обера
(1838,Петербург). Т. был выдающимся педагогом классич. танца. В 1852
оставил педа-гогич. и балетмейстерскую деятельность.
Две сестры и два брата Филиппе Т. были также артистами балета. Среди
них наиболее известен С а л ь в а -торе Т. (1790-1868), выступавший как
артист и балетмейстер в Неаполе.
Лит.: Блок Л. Д., Филипп Тальони и его школа, в кн.: Классики
хореографии, Л.-М., 1937, с. 183-91; С л о-н и м с к и и Ю., "Сильфида".
Балет, Л., 1927.
Мария Т. (23.IV.1804, Стокгольм,-22.IV.1884, Марсель) - дочь Филиппе
Т. Ученица Ж. Кулона и своего отца. Дебютировала в 1822 в Вене в партии
Нимфы в балете Филиппе Т. "Приём юной нимфы при дворе Терпсихоры". В
1823 выступала в Париже в т-ре "Порт-Сен-Мартен", затем в Италии и
Германии. В 1827 - снова в Париже. После успешных выступлений в "Спящей
красавице" Герольда и др. была приглашена ведущей солисткой в Парижскую
Оперу, где для неё возобновили балет Ш. Дидло "Зефир и Флора". В 1830
Филиппе Т. пост. для Марии Т. балет "Бог и баядерка" Обера и разработал
партию призрака монахини Елены (3-й акт оперы "Роберт-Дьявол"
Мейербера). В 1832 Мария Т. впервые выступила в партии Сильфиды во. п.
Шнейцгоффера, пост. её отцом в Парижской Опере. Эта партия принесла ей
мировую славу. Творчество Марии Т. оказало значит, влияние на развитие
балетного иск-ва. Танец её отличался одухотворённостью, чистотой,
воздушностью, особой грацией, кантиленностью. С помощью своего отца,
автора хореографии почти всех балетов, в к-рых она выступала, Мария Т.
ввела в балет новые средства образной выразительности, в т. ч. танец на
пуантах и др. Лёгкий воздушный костюм, созданный для неё художником Э.
Лами, способствовал реформе балетного танца. Иск-во Марии Т. освободило
балет от скованности и аффектации. Редко прибегая к пантомиме, балерина
передавала в танце поэтич. содержание образа. Кроме фантастич.,
воздушных героинь [Сильфида (о. п. Шнейцгоффера), Флер де Шан ("Дева
Дуная" Адана, 1836)], Мария Т. исполняла и характерные партии: Натали
["Натали, или Швейцарская молочница" Йировепа и Карафы, 1832), Лоретта
("Гитана" Г. Шмидта и Обера, 1838, Петербург). В 1837-42 Мария Т.
ежегодно с огромным успехом выступала в Петербурге. Гастролировала также
в Лондоне, где Ж. Перро создал для неё балеты "Па-де-катр" (1845) и "Па
богинь" (1846), оба на муз. Пуни. В 1847 оставила сцену. В 1860 пост. в
Парижской Опере балет "Бабочка" Оффенбаха для своей ученицы Э. Ливри.
Преподавала танцы детям англ. аристократии. Окончила жизнь в бедности.
Лит.: Соловьёв Н. В., Мария "Тальони. 1804- 1884, СПБ, 1912; Л e в и
н с о н А., Мастера балета..., СП Б, 1915; Слонимский Ю-, "Сильфида".
Балет, Л., 1927;
Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины
XIX века, Л.-М., 1958; L e v i n s o n A., Marie Taglioni (1804-1884),
P., 1929; C a still- В 1 a z e F. J., La danse et le ballet depuis
Bacchus jusqu'a Mademoiselle Taglioni, P., 1832; Beaumont C. W.,
Complete book of ballets, L., 1951, p. 359-60.
Поль Т. (12.1.1808-6.1.1884) - сын Филиппе Т., брат Марии Т. Учился у
своего отца и у Ж. Кулона. Дебютировал в Штутгарте в 1826. Затем
выступал в Вене, Мюнхене, Париже и Берлине. В 1832 работал
балетмейстером в Лондоне, в 1839 - в США. Пост. балеты "Tea, или Фея
цветов" Пуни (1847, Лондон), "Сатанилла" (1855), "Приключения Флика и
Флока" Гертеля (1862) и др.
Дочь Поля Т.-M ария Т.-младшая (25.X. 1830-27.IV.1891) - была ведущей
танцовщицей Берлинской оперы, выступала в Лондоне.
Лит.: Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 362-89.
Ham. P.
ТАЛЬЯН, Шара Мкртычевич (16.VII.1893-7,XI. 1965) - арм. сов. артист
оперы. Нар. арт. Арм. ССР (1939). Учился в Петерб. консерватории
(1916-17, класс С. И. Габеля). В 1924 организовал в Ле-нинакане оперную
труп-пу(дирижёр А.Ш.Мелик-Пашаев), затем - опереточные труппы, с к-рыми
гастролировал в городах Ср. Азии; один из организаторов Армянского
театра музыкальной комедии (1942). В 1933- 1953 - солист Т-ра оперы и
балета им. Спендиа-рова. Выступал как концертный певец. Обладал голосом
широкого диапазона, красивого тембра. Пел партии тенора и баритона.
Исполнение Т. отличалось лирич. проникновенностью. Был бессменным и
лучшим исполнителем партии Capo ("Ануш" Тиграняна). Среди др. партий:
Сое ("Сое и Вардитер" Каза-ряна), Шаумян ("Давид Бек" Тиграняна), Аршак
II (о.п. Чухаджяна). М.Мур.
ТАМАЙО-И-БАУС (Tamayo y Baus), Мануэль (16.IX.1829 - 21.VI.1898) -
исп. драматург. В начале драматургич. деятельности следовал традициям
романтич. направления. Обработал для исп. т-ра пьесы Шиллера "Орлеанская
дева" (под назв. "Жанна д'Арк", 1847, труппа X. Тамайо и X. Баус),
"Коварство и любовь" (под назв. "Анджела", 1853, труппа X. Архоны и Т.
Ламадрид), написал "драму ужасов" "5 августа" (1849, т-р "Де ла Крус").
Трагедия "Виргиния" (1858, труппа Архоны и Ламадрид) свидетельствует о
стремлении драматурга придать классицистской трагедии действенность,
наполнить её романтич. страстями. Дьесы "Безумие в любви" (1857, там же)