<< Пред. стр. 739 (из 913) След. >>
3. В. Сафин, Г. Ф. Юсупов, Г. С. Миллер, И. Г. Шароев, И. Н. Просторов,Н. В. Смолич, С. А. Штейн, Б. Массини, Н. Н. Савинов, М. П. Ожигова и
др.; отд. пост. осуществили Л. В. Баратов, Б. А. Покровский, А. Р. Закс,
Г. П. Ансимов; худ.- П. Т. Сперанский (в 1940-65 гл. худ.), Э. X. Нагаев
(с 1965 гл. худ.), Э. Б. Гельмс, П. А. Злочевский, Н. Н. Золотарёв, Б.
М. Эрбштейн, Б. А. Мессерер и др.; хормейстеры - П. И. Федотов, В. С.
Гаврилов, И. В. Грекулов, Т. Г. Гудкова, Г. В. Гашпль, Г. К. Хамзина;
балетм.- Е. Я. Бру-нак, Л. А. Бопдзиловская, К. Ф. Боярский, Ф. А.
Га-скаров, Р. II. Гербек, П. Гусев, О. М. Дадишкилиани, Е. Ф. Дорофеев,
Л. И. Жуков, А. 3. Калимуллин, М. Клементьева, А. А.Лапаури, К. Муллер,
А. Ф. На-рыков, И. В. Смирнов, Г. X. Тагиров, О. Г. Тарасо-Ба, Н. И.
Трегубов, С. М. Тулубьева, В. Н. Шумей-кип, А. И. Янкин и др.
В составе оперной труппы (1967): нар. арт. РСФСР и Тат. АССР М. 3.
Булатова, Ф. X. Насретдинов; засл. арт. РСФСР и Тат. АССР А. 3.
Аб-басов, Б. А. Аполлонов, В. Н. Жарков, 3. Г. Хисматуллина; нар. арт.
Тат. АССР Р. Г. Билялова, Г. И. Сайфул-лина, В. Г. Шарипова; засл. арт.
Тат. АССР Л. С. Берниковский, Е. А. Берниковская (концертмейстер), В. Н.
Галкин, Ю. Н. Гизатуллин, И. Д. Ишбуля-ков, М. П. Пантюшин, В. Т.
Степанов и др. В составе балетной труппы: нар. арт. РСФСР и Тат. АССР Н.
Д. Юлтые-ва; нар. арт. Тат. АССР Г. С. Калашникова, Р. Ф. Садыков; засл.
арт. Тат. АССР С. 3. Хайруллин и др.; гл. реж. т-ра Е. И. Кушаков;
дирижёр И. Э. Шерман; гл. балетмейстер А. Пантыкин. Хор и оркестр в
составе 60 чел.
Лит.: Рахманкулова М., Десять лет Татарского оперного театра, "Сов.
музыка", 1950, ј 6; Ш у м с к а я Н., Татарскому оперному театру 20 лет,
там же, 1959, ј 10; Татарский государственный театр оперы и балета им.
Мусы Джалиля. Казань, [1957]. H.Wi/M. ТАТИНЦЯН, Завен Тигранович (р.
22.1Х.192()) - арм. сов. режиссёр. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1965).
Чл. Коммунистич. партии с 1960. Окончил режиссёрский ф-т Ереванского
театр. ин-та (1950). Режиссёрскую деятельность начал в 1950 в Арм. ТЮЗе;
с 1962-гл. режиссёр.
Пост. спектакли: "Как закалялась сталь" (1952); "Музыкантская
команда" Шатиряна (1957), "Ворон" Гоцци (1959), "Романтики" Ростана
(1963), "Мещане" (1965).
С 1957 преподаёт в Ереванском художествепно-театр. ин-те. Б. А.
ТАТИЩЕВ (наст. фам.- Г а р т и н г), Владимир Константинович
(1874-21. X. 1934) - рус. сов. режиссёр, художник, актёр. Засл. арт.
РСФСР (1933). В 1899-1901 учился в Киевской школе живописи, затем
работал декоратором в Одесском рус. т-ре. В 1906 окончил Драм. студию
этого т-ра и до 1910 был там актёром. В 1910-11 работал как
художник-декоратор и режиссёр в Т-ре Незлобина (Москва). В 1912 вступил
в труппу Ярославского т-ра, где пост. и оформил спектакль "Гроза". В
1913-17 работал в Т-ре Корша, пост. "Обрыв" по Гончарову (1914),
"Похождения Чичикова" ("Мёртвые души", 1916), "Ревизор" (1915). В 1920
Т. организовал в Одессе молодёжный т-р "Красный факел" (был его худ.
руководителем до 1924). Этот т-р, разъезжавший по городам Украины и
РСФСР, способствовал развитию театр. культуры периферии. Творчество Т.
противоречиво: добиваясь правды переживаний, режиссёр одновременно
тяготел к декадентски-символич. репертуару и эстетству в оформлении.
Увлечение Т. декадентскими пьесами, поиски формальных, абстрактных
решений нередко приводили Т. к серьёзным идейно-художеств. просчётам
(спектакль "Океан" Л. Андреева и др.). Это вызвало его разрыв с
коллективом т-ра "Красный факел".
В 1924-26 Т. работал в Моск. т-ре им. МГСПС, где пост. спектакль
'"Праздник святого Поргена" Бергстедта, затем был режиссёром бакинского
Рабочего т-ра, Ростовского-на-Дону т-ра, Краснодарского и Свердловского
т-ров. Наиболее значит, спектакли, пост. Т.: "Ревизор" (1927), "Разлом"
(1928); "Слишком правдиво, чтобы быть приятным" Шоу (1933), "Егор
Булычев и другие" (1933, реж. и худ.).
Лит.: Нежный И., Былое перед глазами, М., 1963;
10 лет Свердловского государственного театра рабочей молодёжи им.
"Комсомольской правды", Свердловск, 1936;
Путь театра, Новосибирск, 1950. Г. К.
ТАТИЯКУ - амплуа в япон. т-ре Кабуки. Подразделяется на: араготовоин,
богатырь, обладающий сверхъестественной силой; в а г о т о - молодой
любовник; дзицугото - рассудительный, терпеливый, мудрый и справедливый
муж. Л. Г.
ТАТЛИН, Владимир Евграфович [12(24).XII. 1885-31. V. 1953] - рус.
сов. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Окончил художеств. школу
в Пензе (1902-10), затем занимался в моек. Уч-ще живописи, ваяния и
зодчества (до 1911). Один из лидеров т. н. "левого иск-ва", Т. увлекался
"сезанизмом", кубофутуризмом, абстрактными композициями материалов и
фактур на плоскости и в пространстве. Стал основоположником
конструктивизма в рус. иск-ве первых послереволюц. лет. Выявляя в своих
ранних декорациях структуру объемно-пространственных форм (эскизы
декораций к спектаклям "Царь Максимилиан и сын его Адольф", 1911, Моск.
лит. кружок), Т. в последующие годы пришел к конструктивизму ("Зангези"
Хлебникова, спектакль Музея художеств. культуры в Петрограде, пост. Т.,
1923). В декорациях Т. 30-х гг. поиски жизненной конкретности образов
сочетаются с изобретательностью решений. В спектакле "Комик XVII
столетия" Островского (1935, МХАТ 2-й) Т. дал обобщённый образ старой
деревянной Москвы, стремился к динамике, "кинематографич. подвижности
декораций, взаимосвязанных с актёрами". В лучших работах Т.создавал
реалистич. образы, добивался ком-позиц. целостности оформления, его
внутр. ритмичности, игры фактур материалов ("Глубокая разведка" Крона,
1943, МХАТ), остроты психологич. характеристик в эскизах костюмов
("Дело" Сухово-Кобылина, 1940, ЦТСА).
Т. вёл преподавательскую работу во ВХУТЕМАСе (1918-22) и ВХУТЕИНе
(1927-33).
Другие спектакли: "Не сдадимся" Семёнова (1936, Камерный т-р),
"Далёкий край" Шварца (Центр, детский т-р, 1944), "Где-то в Сибири"
Ирошниковой (1949, там же), "За тех, кто в море!" Лавренёва (1947, Моск.
т-р им. Ленинского комсомола), "Чаша радости" Винникова (1950, Т-р им.
Моссовета) и др.
Лит.: Пуни н Н. Н., Татлин, П., 1921; К а з а н-с к и и Б., "Записки
передвижного театра", 1923, ј 58, с. 5;
Шнейдерман И., Художник читает пьесу, "Сов. искусство", 1940, 31
авг., ј 48. At.Я.
ТАУБЕР (Tauber), Рихард (наст. имя и фам.- Эрнест Зейферт; Seyffert)
(16.V.1892-8.1. 1948) - австр. артист оперы (лирико-драматич. тенор).
Учился в консерватории во Франкфурте-на-Майне. Дебютировал на оперной
сцене в Хемнице (1913), после чего выступал во мн. нем. оперных т-рах
(Берлин, Дрезден, Мюнхен). С сер. 20-х гг. регулярно пел в Вене,
участвовал в Зальцбургских фестивалях. Был близким другом Ф. Легара,
выступал в ряде его оперетт. Гастролировал в странах Европы и в США.
После оккупации Австрии жил в Англии.
Т. был блестящим интерпретатором музыки Моцарта, с успехом выступал в
операх Дж. Пуччини и франц. композиторов. В голосе Т. сочетались
теплота, нежность и экспрессивность. Выступал как концертный певец.
Автор оперетт, музыки к фильмам и песен.
Партии: Тамино, Дон Оттавио ("Волшебная флейта", "Дон Жуан");
Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Бахус ("Ариадна на Наксосе" Р.
Штрауса), Вильгельм ("Миньон" Тома), Хозе; Рудольф .("Богема") и др. Вс.
Т.
ТАУБЕРОВА (Tauberova), Мария (р. 28.IV.1911') - чеш. артистка оперы
(колоратурное сопрано). Нар. арт. ЧССР. Училась в Венской муз. академии
и в Милане. С 1936 - солистка Национального т-ра в Праге. Выступала за
рубежом (в СССР - в 1955 и 1961).
Партии: Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), Папагена ("Волшебная флейта"),
Констанца ("Похищение из сераля" Моцарта), Джильда, Виолетта; Каролина
("Две вдовы" Сметаны), Ариэль ("Буря" Фибиха), Лисичка-плутовка (о. п.
Яна-чека), Зербинетта ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса) и мн. др. Ал. М.
ТАУТИЕВ, Соломон Кириллович (1909-46) -- сов. осетинский актёр. Нар.
арт. Сев.-Осет. АССР (1940). Один из основателей Сев.-Осет. нац. т-ра. В
1935 окончил нац. студию ГНТИСа и стал одним из ведущих актёров т-ра.
Игра Т. отличалась одухотворённостью, романтич. направленностью. Яркой
народностью и поэтичностью были исполнены образы героев в нац. осет.
спектаклях: Хазби (о. п. Е. Бритаева), Афхард-ты Хасана (о. п.
Мамсурова), Коста Хетагуров (о. п. Нигера и Епхиева). Среди лучших ролей
Т.-Платон Кречет; Дон Жуан ("Каменный гость" Пушкина), Олеко Дундич (о.
п. Каца и Ржешевского), Мотыльков ("Слава"Гусева), Павел Греков (о. п.
Войтехова и Ленча). Е. Ж.
ТАУЯНСКЕНЕ, Иоана Людо (р. 12.VII.1924) - литов. сов. художница.
Училась в Вильнюсском художеств. ин-те (1945-52). С 1952 работает
художником в т-ре в Шяуляе. Создала декорации к спектаклям:
"Белые ивы" Авижюса (1954), "Жених" К реве (1964), "Проданные годы"
Балтушиса и Карклялиса (1965), "Баня" (1964), "Бесприданница" (1962),
"Двенадцатая ночь" (1963) и др. Декорации Т. отличаются романтич.
приподнятостью, подчёркнутой цветовой экспрессией. В. К у л.
ТАХМАСЙБ, Мамед Гусейн (р. 22.VII.1907) - азерб. сов; драматург. Чл.
Коммунистич. партии с 1944. Окончил в 1933 Азерб. педагогический
институт. Лит. деятельность начал в 1934. Пьеса "Ба-хар" ("Весна", 1940,
Т-р им. Азизбекова) посв. вопросам воспитания сов. молодёжи. О
злодеяниях фашистов рассказывает пьеса "Львиное логово" (1942, Арм.
бакинский т-р), жизни сов. деревни посв. пьеса "Расцвет мечты" (1951,
Т-р им. Азизбекова). Т.- автор пьес для детей: "Цветистая гора" (1955,
Азерб. ТЮЗ), "Индийская сказка" (1956, там же). Жизнь деревенской
молодёжи показана в пьесе "Смеющиеся глаза" (1957, там же). Т. пишет
также киносценарии. К. Кае.
ТДХМАСЙБ, Рза Аббас-Кули оглы (р. 20. IV. 1894) - азерб. сов. актёр,
режиссёр. Засл. деят. иск-в. Азерб. ССР (1946). Чл. Коммунистич. партии
с 1949. Работу в т-ре начал в 1910 в тифлисской труппе "Союза
мусульманских актёров". Тогда же проявилась склонность Т. к режиссёрской
работе. Первая самостоятельная пост. - "Мертвецы" Мамедкулизаде (1915,
Нахичеванскии т-р). Работал актёром и режиссёром в т-рах Тифлиса,
Еревана, Нахичевани. В 1920 - ведущий актёр, режиссёр, а в 1922-24,
1937-38 и 1953-59 - директор и худ. рук. Т-ра им. Азизбекова.
Роли: Искендер ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Иблис и Ариф ("Иблис"
Джавида), шейх Сенан (о. п. Джавида), Ага Мамед шах Каджар (о. п.
Ахвердова), Рустам ' Ла-мус" Ширванзаде), Сулейман ("Хаят" Ибрагимова),
Кошкин ("Любовь Яровая"), Карл Моор ("Разбойники") и др.
Актёрское мастерство Т. особенно полно проявилось в пьесах Дж.
Джабарлы, где он играл обычно людей прошлого, исторически обречённых на
гибель: Балаш ("Севиль"), "Гаджи Ахмед" ("Алмас"), кулак Имамяр
("Яшар"). Игра Т. отмечена ясностью мысли, естественностью, реалистич.
выразительностью. Поставил в Т-ре * им. Азизбекова и в др. т-рах
спектакли: "Шейх Сенан" Джавида (1931), "Чужой ребёнок" Шкваркина
(1936), "Севиль" Джа-барлы (1934) и др. Пост. также ряд кинофильмов, в
т. ч. "Аршин мал алан" (Гос. пр. СССР, 1946), перевёл на азерб. яз. "Без
вины виноватые" и др. пьесы. Ведёт педагогич. работу, с 1947 - профессор
Азерб. театр. ин-та. К. Кае. ТАШКЕНБАЕВ, Ингаберды (1886-1963)-узб. сов.
артист цирка; канатоходец. Нар. арт. РСФСР (1939) и Узб. ССР. Чл.
Ком-мунистич. партии с 1941. Герой Труда Узб. ССР. Т. развивал иск-во
узб. дорбозов (канатоходцы по на-клонно подвешенным пеньковым канатам,
выступавшие на ярмарках, традиционных празднествах, нар. гуляньях и т.
п.). Т., внук и сын дорбозов, в возрасте десяти лет начал работать с
отцом, а через пять лет - самостоятельно. Создал ансамбль узб. сов.
канатоходцев и многие годы руководил им. Ансамбль гастролировал в Москве
(впервые в 1935), Киеве, Харькове, Одессе, Ереване, Тбилиси, Хабаровске,
Владивостоке, Минске и других городах СССР. Т. воспитал целую плеяду
артистов советского цирка, в их числе сыновья Т.- Абиджан (засл. арт.
Узб. ССР), Кадыржан иШакыржан, внуки-Иркин и Камалиддин, внучка Д о-н а
х о н. А. Шн.
ТАШКЕНТ -столица Узб. ССР (в 1966-1140 тыс. жителей). В 19 в. в Т.
выступали труппы узб. нар. актёров- кызыкчи, кукольного т-ра, с 1867
ставились рус. любительские спектакли. С 1877 в Т. работали рус. проф.
театр. антрепризы - труппы В. И. Васильева-Вятского, В. М. Янова, Н. Д.
Кручинина и др. С 1903 антрепризу держала 3. А. Малиновская, у к-рой в
разные годы работали Н. И. Соболыциков-Самарин, С. Л. Кузнецов и др.,
гастролировали В. Ф. Комиссаржевская, П. Н. Орле-нев, М. В. Дальский,
бр. Адельгейм, М. Петипа. В 1914 в Т. была организована любит, труппа из
узб. бурж. интеллигенции, к-рая ставила националистич. пьесы.
После Октябрьской революции в Т. были созданы проф. т-ры: Узбекская
драм. труппа им. К. Маркса, первый в Ср. Азии-рус. сов. драм. т-р под
назв. "Советский театр" (1918), рус. оперный т-р (1918), рус. Драм.
студия им. Комиссаржев-ской(1920). За годы Сов. власти Т. стал
крупнейшим культурным центром республики. Здесь работают (1966): Т-р
оперы и балета им. Навои (два сектора-узб. с 1939 и рус.), узб. драм.
Т-р им. Хамзы (1929), узб. Т-р муз. драмы и комедии им. Мукими (1939),
Рус. драм. театр им. М. Горького (1934), ТЮЗ им. Ахунбабаева (два
сектора - узб. и рус., 1929), Т-р кукол (два сектора -узб. и рус.,
1939).
В Т. работают также (1967): узб. филармония (1936), в составе к-рой -
симфонический оркестр, оркестр нар. инструментов, ансамбль песни и
танцев, хоровая капелла, струнный квартет, эстрадный оркестр, татар, и
хореографич. ансамбли, рус. эстрадный т-р. В Т. работают также госцирк
(1918), республиканский Дом нар. творчества (1933), дворцы культуры (4),
дома культуры (7), клубы (50), Дом Сов. Армии, коллективы театр. и муз.
самодеятельности, 2 нар. т-ра (при з-де "Ташсельмаш" и оперный т-р при
клубе медработников).
В Т. имеются Ин-т искусствознания им. Хамзы, занимающийся изучением
истории и теории т-ра, изобразительного иск-ва, кино, музыки (1928),
Театр.-художественный ин-т им. Островского (1945) с актёрским,
режиссёрским, театроведческим и декоративно-художественным факультетами.
Консерватория (1936), муз. уч-ще и школы, хореографич. уч-ще (1933). В.
Д.
ТАШКЕНТСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Ташкентский русский драматический театр
им. М. Горького). Открылся в Ташкенте 22 окт. 1934 пьесой Славина
"Интервенция". В труппу входили: реж.-В. А. Чиркин, Е. А. Простов,
актёры - А. С. Загаров, Е. Л. Ленина, А. М. Шеста-ков, Н. С. Фирсов,
позднее - О. И. Андреева, О. И. Герасимова, П. С. Давыдов, Г. Н.
Загурская, 3. А. Радецкая, А. П. Розанцев и др. Одним из организаторов и
первым директором т-ра был М. К. Вул-конский. Осн. внимание т-р уделял
пьесам сов. авторов: "Бойцы" Ромашова, "Платон Кречет"; "Аристократы"
Погодина (все в 1935), "Далёкое" (1936), "Машенька" (1941) Афиногенова,
"Разлом" (1937), "Беспокойная старость", "Любовь Яровая" (оба в 1938),
"Оптимистическая трагедия" (1939), "Человек с ружьём" (1940). На сцене
т-ра ставились произв. классич. драматургии: "Горе от ума" (1934);
"Борис Годунов" Пушкина (1935), "Бесприданница" (1936), "Безумный день,
или Женитьба Фигаро" (1936), "Отелло" (1937), "Гроза" (1937), "Три
сестры" (1941). Большое значение в творч. истории т-ра сыграли пост.
пьес Горького: "На дне" и "Враги" (1936), "Мещане" и "Егор Булычев и
другие" (1938), "Последние" (1939), "Дети солнца" (1941). В 30-е гг. на
сцене т-ра осуществлены пост. пьес неск. узб. драматургов: "Предатели"
Фатхуллина (1939) и "Бай и батрак" Хамзы (1939).
В годы войны пост. спектакли: "Батальон идёт на Запад" Мдивани,
"Накануне" Афиногенова, "Русские люди", "Нашествие"; "Олеко Дундич"
Ржешев-ского и Каца,"Генерал Брусилов" Сельвинского.
Важнейшие темы современности отражал и репертуар последующих лет:
"Калиновая роща" Корней-.чука (1950), "Свадьба с приданым" Дьяконова
(1951), "Кто смеётся последним" Крапивы (1954), "Настоящий человек" по
Полевому (1954), "В добрый час!" (1955), "В поисках радости" (1958),
"Неравный бой" (1960) и "В день свадьбы" (1965) Розова, "Искатели"
Гранина
(1955), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна (1961),
"Палата" Алёшина (1963), "Совесть" Павловой (1964). Теме борьбы за мир
посв. спектакли "Русский вопрос" (1947); "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо
(1947), "Голос Америки" Лавренёва (1950), "Два лагеря" Якобсона (1952),
"Полк идёт" по Шолохову (1965). Этапными спектаклями стали пост.
пьес-Маяковского "Клоп" (1956), Назыма Хикмета "Первый день праздника"
(1954). Т-р работает над пьесами совр. зарубежной драматургии: "Земной
рай" Василева (1952), "Три соловья, д. 17" Добричанина
(1956), "Филумена Мартурано" Де Филиппе (1957), "Каменное гнездо"
Вуолийоки (1958),"Такая любовь" Когоута (1959).
Продолжая работу над драматургией Горького, т-р пост.: "Враги"
(1948), "Егор Булычев и другие" (1950), "На дне" (1955), "Зыковы"
(1946), "Варвары" (1947), "Дачники" (1952), "История пустой души" по
роману "Жизнь Клима Самгина" (1958), "Яков Богомолов" (1962). Среди
пост. классич. драматургии в 50-60-е гг.:
"Воскресение" по Толстому (1950), "Укрощение строптивой" (1950),
"Трактирщица" (1951); "Пигмалион" Шоу (1951), "Ромео и Джульетта"
Шекспира (1953), "Месяц в деревне" Тургенева (1953), "Вишнёвый" сад"
(1954), "Горячее сердце" (1959); "Преступление и наказание" по
Достоевскому (1960), "Гамлет" (1961), "Чайка" (1964); "Дом Бернарды
Альбы" Гарсиа Лорки (1966).
Значит, вклад в пропаганду произв. узб. нац. драматургии внесли
спектакли "Заря Востока" Сафарова (1949), "Шёлковое сюзане" Каххара
(1952), "Тайны паранджи" (1956) и "Проделки Майсары" Хамзы (1960).
В 1959 т-р принял участие в декаде узб. иск-ва и литературы в Москве.
В 1962 совершил гастрольную поездку в Москву.
В т-ре в разные периоды работали: реж.-Н. А. Бондарев, Я. А.
Варшавский, Н. В. Ладыгин, А. П. Ри-даль, А. В. Милославский, И. В.
Радун, Ю. С. Иоффе, В. Я. Головчинер, С. Г. Микаэлян, А. С. Михайлов;
худ.- В. В. Роберг, Е. Д. Пыжов, Н. А. Ба-чурин; актёры - Н. Д.
Никомаров, Б. Н. Сабуров, В. Л. Извеков, А. И. Степанов, Е. К. Злобин,
А. А. Гзовская, В. К. Козлов и др. В 1951-58 и 1960-64 возглавлял т-р А.
О. Гинзбург.
В труппе т-ра (1966): нар. арт. Узб. ССР - К. Г. Ефремова, Г. Н.
Загурская, М. Р. Любанский, М. Ф. Мансуров, Н. Г. Хачатуров, Е. Г.
Яворский; засл. арт. Узб. ССР- П. С. Дроздов, Ф. П. Котельников, К. М.
Михайлов; актёры - Н. И. Мягкова, Л. С. Колесников, Л. С. Мельникова, П.
И. Мироненко, В. А. Русинов и др. Гл. реж. т-ра с 1964-засл. арт. БССР
М. Л. Спивак. В 50-е гг. коллектив т-ра пополнился молодёжью -
выпускниками Ташкентского театр. художеств. ин-та.
Лит.: Государственный русский драматический театр им. М. Горького. 20
лет (1934-1954), Ташкент, 1955; Театр им. М. Горького, Ташкент, 1959. В.
Д.
ТАШКЕНТСКИЙ ТЕАТРАЛЬНО-ХУДбЖЕСТ-ВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - см. Узбекский
театрально-художественный институт.
ТАШКО КОЧО (Tashko Косо), Тэфта [1908(?) - 1947] - алб. артистка
оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. НРА (1961, посмертно). Муз.
образование получила в Париже. Начала петь с сер. 30-х гг. в концертах и
на радио. Т. К. обладала лёгким, нежным сопрано. Партии: Чио-Чио-сан,
Розина, Джильда и др. Исполняла также нар. алб. песни. Р. К.
ТАШМАТОВ, Орифджан (псевдоним - О р и ф-г а р м о н ь; 1887-1944) -
актёр узб. традиц. т-ра, музыкант. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Учился в
мусульманской школе. С 1905 выступал в бродячих труппах как актёр и
музыкант. Т. был мастером сатирич. ролей, пантомимы, разыгрывал в лицах
юмористич. новеллы. В* сов. время выступал как музыкант и комедийный
актёр в Туркестанской краевой разъездной политич. труппе (1918-19),