<< Пред.           стр. 739 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 3. В. Сафин, Г. Ф. Юсупов, Г. С. Миллер, И. Г. Шароев, И. Н. Просторов,
 Н. В. Смолич, С. А. Штейн, Б. Массини, Н. Н. Савинов, М. П. Ожигова и
 др.; отд. пост. осуществили Л. В. Баратов, Б. А. Покровский, А. Р. Закс,
 Г. П. Ансимов; худ.- П. Т. Сперанский (в 1940-65 гл. худ.), Э. X. Нагаев
 (с 1965 гл. худ.), Э. Б. Гельмс, П. А. Злочевский, Н. Н. Золотарёв, Б.
 М. Эрбштейн, Б. А. Мессерер и др.; хормейстеры - П. И. Федотов, В. С.
 Гаврилов, И. В. Грекулов, Т. Г. Гудкова, Г. В. Гашпль, Г. К. Хамзина;
 балетм.- Е. Я. Бру-нак, Л. А. Бопдзиловская, К. Ф. Боярский, Ф. А.
 Га-скаров, Р. II. Гербек, П. Гусев, О. М. Дадишкилиани, Е. Ф. Дорофеев,
 Л. И. Жуков, А. 3. Калимуллин, М. Клементьева, А. А.Лапаури, К. Муллер,
 А. Ф. На-рыков, И. В. Смирнов, Г. X. Тагиров, О. Г. Тарасо-Ба, Н. И.
 Трегубов, С. М. Тулубьева, В. Н. Шумей-кип, А. И. Янкин и др.
  В составе оперной труппы (1967): нар. арт. РСФСР и Тат. АССР М. 3.
 Булатова, Ф. X. Насретдинов; засл. арт. РСФСР и Тат. АССР А. 3.
 Аб-басов, Б. А. Аполлонов, В. Н. Жарков, 3. Г. Хисматуллина; нар. арт.
 Тат. АССР Р. Г. Билялова, Г. И. Сайфул-лина, В. Г. Шарипова; засл. арт.
 Тат. АССР Л. С. Берниковский, Е. А. Берниковская (концертмейстер), В. Н.
 Галкин, Ю. Н. Гизатуллин, И. Д. Ишбуля-ков, М. П. Пантюшин, В. Т.
 Степанов и др. В составе балетной труппы: нар. арт. РСФСР и Тат. АССР Н.
 Д. Юлтые-ва; нар. арт. Тат. АССР Г. С. Калашникова, Р. Ф. Садыков; засл.
 арт. Тат. АССР С. 3. Хайруллин и др.; гл. реж. т-ра Е. И. Кушаков;
 дирижёр И. Э. Шерман; гл. балетмейстер А. Пантыкин. Хор и оркестр в
 составе 60 чел.
  Лит.: Рахманкулова М., Десять лет Татарского оперного театра, "Сов.
 музыка", 1950, ј 6; Ш у м с к а я Н., Татарскому оперному театру 20 лет,
 там же, 1959, ј 10; Татарский государственный театр оперы и балета им.
 Мусы Джалиля. Казань, [1957]. H.Wi/M. ТАТИНЦЯН, Завен Тигранович (р.
 22.1Х.192()) - арм. сов. режиссёр. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1965).
 Чл. Коммунистич. партии с 1960. Окончил режиссёрский ф-т Ереванского
 театр. ин-та (1950). Режиссёрскую деятельность начал в 1950 в Арм. ТЮЗе;
 с 1962-гл. режиссёр.
  Пост. спектакли: "Как закалялась сталь" (1952); "Музыкантская
 команда" Шатиряна (1957), "Ворон" Гоцци (1959), "Романтики" Ростана
 (1963), "Мещане" (1965).
  С 1957 преподаёт в Ереванском художествепно-театр. ин-те. Б. А.
  ТАТИЩЕВ (наст. фам.- Г а р т и н г), Владимир Константинович
 (1874-21. X. 1934) - рус. сов. режиссёр, художник, актёр. Засл. арт.
 РСФСР (1933). В 1899-1901 учился в Киевской школе живописи, затем
 работал декоратором в Одесском рус. т-ре. В 1906 окончил Драм. студию
 этого т-ра и до 1910 был там актёром. В 1910-11 работал как
 художник-декоратор и режиссёр в Т-ре Незлобина (Москва). В 1912 вступил
 в труппу Ярославского т-ра, где пост. и оформил спектакль "Гроза". В
 1913-17 работал в Т-ре Корша, пост. "Обрыв" по Гончарову (1914),
 "Похождения Чичикова" ("Мёртвые души", 1916), "Ревизор" (1915). В 1920
 Т. организовал в Одессе молодёжный т-р "Красный факел" (был его худ.
 руководителем до 1924). Этот т-р, разъезжавший по городам Украины и
 РСФСР, способствовал развитию театр. культуры периферии. Творчество Т.
 противоречиво: добиваясь правды переживаний, режиссёр одновременно
 тяготел к декадентски-символич. репертуару и эстетству в оформлении.
 Увлечение Т. декадентскими пьесами, поиски формальных, абстрактных
 решений нередко приводили Т. к серьёзным идейно-художеств. просчётам
 (спектакль "Океан" Л. Андреева и др.). Это вызвало его разрыв с
 коллективом т-ра "Красный факел".
  В 1924-26 Т. работал в Моск. т-ре им. МГСПС, где пост. спектакль
 '"Праздник святого Поргена" Бергстедта, затем был режиссёром бакинского
 Рабочего т-ра, Ростовского-на-Дону т-ра, Краснодарского и Свердловского
 т-ров. Наиболее значит, спектакли, пост. Т.: "Ревизор" (1927), "Разлом"
 (1928); "Слишком правдиво, чтобы быть приятным" Шоу (1933), "Егор
 Булычев и другие" (1933, реж. и худ.).
  Лит.: Нежный И., Былое перед глазами, М., 1963;
  10 лет Свердловского государственного театра рабочей молодёжи им.
 "Комсомольской правды", Свердловск, 1936;
  Путь театра, Новосибирск, 1950. Г. К.
  ТАТИЯКУ - амплуа в япон. т-ре Кабуки. Подразделяется на: араготовоин,
 богатырь, обладающий сверхъестественной силой; в а г о т о - молодой
 любовник; дзицугото - рассудительный, терпеливый, мудрый и справедливый
 муж. Л. Г.
  ТАТЛИН, Владимир Евграфович [12(24).XII. 1885-31. V. 1953] - рус.
 сов. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Окончил художеств. школу
 в Пензе (1902-10), затем занимался в моек. Уч-ще живописи, ваяния и
 зодчества (до 1911). Один из лидеров т. н. "левого иск-ва", Т. увлекался
 "сезанизмом", кубофутуризмом, абстрактными композициями материалов и
 фактур на плоскости и в пространстве. Стал основоположником
 конструктивизма в рус. иск-ве первых послереволюц. лет. Выявляя в своих
 ранних декорациях структуру объемно-пространственных форм (эскизы
 декораций к спектаклям "Царь Максимилиан и сын его Адольф", 1911, Моск.
 лит. кружок), Т. в последующие годы пришел к конструктивизму ("Зангези"
 Хлебникова, спектакль Музея художеств. культуры в Петрограде, пост. Т.,
 1923). В декорациях Т. 30-х гг. поиски жизненной конкретности образов
 сочетаются с изобретательностью решений. В спектакле "Комик XVII
 столетия" Островского (1935, МХАТ 2-й) Т. дал обобщённый образ старой
 деревянной Москвы, стремился к динамике, "кинематографич. подвижности
 декораций, взаимосвязанных с актёрами". В лучших работах Т.создавал
 реалистич. образы, добивался ком-позиц. целостности оформления, его
 внутр. ритмичности, игры фактур материалов ("Глубокая разведка" Крона,
 1943, МХАТ), остроты психологич. характеристик в эскизах костюмов
 ("Дело" Сухово-Кобылина, 1940, ЦТСА).
  Т. вёл преподавательскую работу во ВХУТЕМАСе (1918-22) и ВХУТЕИНе
 (1927-33).
  Другие спектакли: "Не сдадимся" Семёнова (1936, Камерный т-р),
 "Далёкий край" Шварца (Центр, детский т-р, 1944), "Где-то в Сибири"
 Ирошниковой (1949, там же), "За тех, кто в море!" Лавренёва (1947, Моск.
 т-р им. Ленинского комсомола), "Чаша радости" Винникова (1950, Т-р им.
 Моссовета) и др.
  Лит.: Пуни н Н. Н., Татлин, П., 1921; К а з а н-с к и и Б., "Записки
 передвижного театра", 1923, ј 58, с. 5;
  Шнейдерман И., Художник читает пьесу, "Сов. искусство", 1940, 31
 авг., ј 48. At.Я.
  ТАУБЕР (Tauber), Рихард (наст. имя и фам.- Эрнест Зейферт; Seyffert)
 (16.V.1892-8.1. 1948) - австр. артист оперы (лирико-драматич. тенор).
 Учился в консерватории во Франкфурте-на-Майне. Дебютировал на оперной
 сцене в Хемнице (1913), после чего выступал во мн. нем. оперных т-рах
 (Берлин, Дрезден, Мюнхен). С сер. 20-х гг. регулярно пел в Вене,
 участвовал в Зальцбургских фестивалях. Был близким другом Ф. Легара,
 выступал в ряде его оперетт. Гастролировал в странах Европы и в США.
 После оккупации Австрии жил в Англии.
  Т. был блестящим интерпретатором музыки Моцарта, с успехом выступал в
 операх Дж. Пуччини и франц. композиторов. В голосе Т. сочетались
 теплота, нежность и экспрессивность. Выступал как концертный певец.
 Автор оперетт, музыки к фильмам и песен.
  Партии: Тамино, Дон Оттавио ("Волшебная флейта", "Дон Жуан");
 Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Бахус ("Ариадна на Наксосе" Р.
 Штрауса), Вильгельм ("Миньон" Тома), Хозе; Рудольф .("Богема") и др. Вс.
 Т.
  ТАУБЕРОВА (Tauberova), Мария (р. 28.IV.1911') - чеш. артистка оперы
 (колоратурное сопрано). Нар. арт. ЧССР. Училась в Венской муз. академии
 и в Милане. С 1936 - солистка Национального т-ра в Праге. Выступала за
 рубежом (в СССР - в 1955 и 1961).
  Партии: Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), Папагена ("Волшебная флейта"),
 Констанца ("Похищение из сераля" Моцарта), Джильда, Виолетта; Каролина
 ("Две вдовы" Сметаны), Ариэль ("Буря" Фибиха), Лисичка-плутовка (о. п.
 Яна-чека), Зербинетта ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса) и мн. др. Ал. М.
  ТАУТИЕВ, Соломон Кириллович (1909-46) -- сов. осетинский актёр. Нар.
 арт. Сев.-Осет. АССР (1940). Один из основателей Сев.-Осет. нац. т-ра. В
 1935 окончил нац. студию ГНТИСа и стал одним из ведущих актёров т-ра.
 Игра Т. отличалась одухотворённостью, романтич. направленностью. Яркой
 народностью и поэтичностью были исполнены образы героев в нац. осет.
 спектаклях: Хазби (о. п. Е. Бритаева), Афхард-ты Хасана (о. п.
 Мамсурова), Коста Хетагуров (о. п. Нигера и Епхиева). Среди лучших ролей
 Т.-Платон Кречет; Дон Жуан ("Каменный гость" Пушкина), Олеко Дундич (о.
 п. Каца и Ржешевского), Мотыльков ("Слава"Гусева), Павел Греков (о. п.
 Войтехова и Ленча). Е. Ж.
  ТАУЯНСКЕНЕ, Иоана Людо (р. 12.VII.1924) - литов. сов. художница.
 Училась в Вильнюсском художеств. ин-те (1945-52). С 1952 работает
 художником в т-ре в Шяуляе. Создала декорации к спектаклям:
  "Белые ивы" Авижюса (1954), "Жених" К реве (1964), "Проданные годы"
 Балтушиса и Карклялиса (1965), "Баня" (1964), "Бесприданница" (1962),
 "Двенадцатая ночь" (1963) и др. Декорации Т. отличаются романтич.
 приподнятостью, подчёркнутой цветовой экспрессией. В. К у л.
  ТАХМАСЙБ, Мамед Гусейн (р. 22.VII.1907) - азерб. сов; драматург. Чл.
 Коммунистич. партии с 1944. Окончил в 1933 Азерб. педагогический
 институт. Лит. деятельность начал в 1934. Пьеса "Ба-хар" ("Весна", 1940,
 Т-р им. Азизбекова) посв. вопросам воспитания сов. молодёжи. О
 злодеяниях фашистов рассказывает пьеса "Львиное логово" (1942, Арм.
 бакинский т-р), жизни сов. деревни посв. пьеса "Расцвет мечты" (1951,
 Т-р им. Азизбекова). Т.- автор пьес для детей: "Цветистая гора" (1955,
 Азерб. ТЮЗ), "Индийская сказка" (1956, там же). Жизнь деревенской
 молодёжи показана в пьесе "Смеющиеся глаза" (1957, там же). Т. пишет
 также киносценарии. К. Кае.
  ТДХМАСЙБ, Рза Аббас-Кули оглы (р. 20. IV. 1894) - азерб. сов. актёр,
 режиссёр. Засл. деят. иск-в. Азерб. ССР (1946). Чл. Коммунистич. партии
 с 1949. Работу в т-ре начал в 1910 в тифлисской труппе "Союза
 мусульманских актёров". Тогда же проявилась склонность Т. к режиссёрской
 работе. Первая самостоятельная пост. - "Мертвецы" Мамедкулизаде (1915,
 Нахичеванскии т-р). Работал актёром и режиссёром в т-рах Тифлиса,
 Еревана, Нахичевани. В 1920 - ведущий актёр, режиссёр, а в 1922-24,
 1937-38 и 1953-59 - директор и худ. рук. Т-ра им. Азизбекова.
  Роли: Искендер ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Иблис и Ариф ("Иблис"
 Джавида), шейх Сенан (о. п. Джавида), Ага Мамед шах Каджар (о. п.
 Ахвердова), Рустам ' Ла-мус" Ширванзаде), Сулейман ("Хаят" Ибрагимова),
 Кошкин ("Любовь Яровая"), Карл Моор ("Разбойники") и др.
  Актёрское мастерство Т. особенно полно проявилось в пьесах Дж.
 Джабарлы, где он играл обычно людей прошлого, исторически обречённых на
 гибель: Балаш ("Севиль"), "Гаджи Ахмед" ("Алмас"), кулак Имамяр
 ("Яшар"). Игра Т. отмечена ясностью мысли, естественностью, реалистич.
 выразительностью. Поставил в Т-ре * им. Азизбекова и в др. т-рах
 спектакли: "Шейх Сенан" Джавида (1931), "Чужой ребёнок" Шкваркина
 (1936), "Севиль" Джа-барлы (1934) и др. Пост. также ряд кинофильмов, в
 т. ч. "Аршин мал алан" (Гос. пр. СССР, 1946), перевёл на азерб. яз. "Без
 вины виноватые" и др. пьесы. Ведёт педагогич. работу, с 1947 - профессор
 Азерб. театр. ин-та. К. Кае. ТАШКЕНБАЕВ, Ингаберды (1886-1963)-узб. сов.
 артист цирка; канатоходец. Нар. арт. РСФСР (1939) и Узб. ССР. Чл.
 Ком-мунистич. партии с 1941. Герой Труда Узб. ССР. Т. развивал иск-во
 узб. дорбозов (канатоходцы по на-клонно подвешенным пеньковым канатам,
 выступавшие на ярмарках, традиционных празднествах, нар. гуляньях и т.
 п.). Т., внук и сын дорбозов, в возрасте десяти лет начал работать с
 отцом, а через пять лет - самостоятельно. Создал ансамбль узб. сов.
 канатоходцев и многие годы руководил им. Ансамбль гастролировал в Москве
 (впервые в 1935), Киеве, Харькове, Одессе, Ереване, Тбилиси, Хабаровске,
 Владивостоке, Минске и других городах СССР. Т. воспитал целую плеяду
 артистов советского цирка, в их числе сыновья Т.- Абиджан (засл. арт.
 Узб. ССР), Кадыржан иШакыржан, внуки-Иркин и Камалиддин, внучка Д о-н а
 х о н. А. Шн.
  ТАШКЕНТ -столица Узб. ССР (в 1966-1140 тыс. жителей). В 19 в. в Т.
 выступали труппы узб. нар. актёров- кызыкчи, кукольного т-ра, с 1867
 ставились рус. любительские спектакли. С 1877 в Т. работали рус. проф.
 театр. антрепризы - труппы В. И. Васильева-Вятского, В. М. Янова, Н. Д.
 Кручинина и др. С 1903 антрепризу держала 3. А. Малиновская, у к-рой в
 разные годы работали Н. И. Соболыциков-Самарин, С. Л. Кузнецов и др.,
 гастролировали В. Ф. Комиссаржевская, П. Н. Орле-нев, М. В. Дальский,
 бр. Адельгейм, М. Петипа. В 1914 в Т. была организована любит, труппа из
 узб. бурж. интеллигенции, к-рая ставила националистич. пьесы.
  После Октябрьской революции в Т. были созданы проф. т-ры: Узбекская
 драм. труппа им. К. Маркса, первый в Ср. Азии-рус. сов. драм. т-р под
 назв. "Советский театр" (1918), рус. оперный т-р (1918), рус. Драм.
 студия им. Комиссаржев-ской(1920). За годы Сов. власти Т. стал
 крупнейшим культурным центром республики. Здесь работают (1966): Т-р
 оперы и балета им. Навои (два сектора-узб. с 1939 и рус.), узб. драм.
 Т-р им. Хамзы (1929), узб. Т-р муз. драмы и комедии им. Мукими (1939),
 Рус. драм. театр им. М. Горького (1934), ТЮЗ им. Ахунбабаева (два
 сектора - узб. и рус., 1929), Т-р кукол (два сектора -узб. и рус.,
 1939).
  В Т. работают также (1967): узб. филармония (1936), в составе к-рой -
 симфонический оркестр, оркестр нар. инструментов, ансамбль песни и
 танцев, хоровая капелла, струнный квартет, эстрадный оркестр, татар, и
 хореографич. ансамбли, рус. эстрадный т-р. В Т. работают также госцирк
 (1918), республиканский Дом нар. творчества (1933), дворцы культуры (4),
 дома культуры (7), клубы (50), Дом Сов. Армии, коллективы театр. и муз.
 самодеятельности, 2 нар. т-ра (при з-де "Ташсельмаш" и оперный т-р при
 клубе медработников).
  В Т. имеются Ин-т искусствознания им. Хамзы, занимающийся изучением
 истории и теории т-ра, изобразительного иск-ва, кино, музыки (1928),
 Театр.-художественный ин-т им. Островского (1945) с актёрским,
 режиссёрским, театроведческим и декоративно-художественным факультетами.
 Консерватория (1936), муз. уч-ще и школы, хореографич. уч-ще (1933). В.
 Д.
  ТАШКЕНТСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Ташкентский русский драматический театр
 им. М. Горького). Открылся в Ташкенте 22 окт. 1934 пьесой Славина
 "Интервенция". В труппу входили: реж.-В. А. Чиркин, Е. А. Простов,
 актёры - А. С. Загаров, Е. Л. Ленина, А. М. Шеста-ков, Н. С. Фирсов,
 позднее - О. И. Андреева, О. И. Герасимова, П. С. Давыдов, Г. Н.
 Загурская, 3. А. Радецкая, А. П. Розанцев и др. Одним из организаторов и
 первым директором т-ра был М. К. Вул-конский. Осн. внимание т-р уделял
 пьесам сов. авторов: "Бойцы" Ромашова, "Платон Кречет"; "Аристократы"
 Погодина (все в 1935), "Далёкое" (1936), "Машенька" (1941) Афиногенова,
 "Разлом" (1937), "Беспокойная старость", "Любовь Яровая" (оба в 1938),
 "Оптимистическая трагедия" (1939), "Человек с ружьём" (1940). На сцене
 т-ра ставились произв. классич. драматургии: "Горе от ума" (1934);
 "Борис Годунов" Пушкина (1935), "Бесприданница" (1936), "Безумный день,
 или Женитьба Фигаро" (1936), "Отелло" (1937), "Гроза" (1937), "Три
 сестры" (1941). Большое значение в творч. истории т-ра сыграли пост.
 пьес Горького: "На дне" и "Враги" (1936), "Мещане" и "Егор Булычев и
 другие" (1938), "Последние" (1939), "Дети солнца" (1941). В 30-е гг. на
 сцене т-ра осуществлены пост. пьес неск. узб. драматургов: "Предатели"
 Фатхуллина (1939) и "Бай и батрак" Хамзы (1939).
  В годы войны пост. спектакли: "Батальон идёт на Запад" Мдивани,
 "Накануне" Афиногенова, "Русские люди", "Нашествие"; "Олеко Дундич"
 Ржешев-ского и Каца,"Генерал Брусилов" Сельвинского.
  Важнейшие темы современности отражал и репертуар последующих лет:
 "Калиновая роща" Корней-.чука (1950), "Свадьба с приданым" Дьяконова
 (1951), "Кто смеётся последним" Крапивы (1954), "Настоящий человек" по
 Полевому (1954), "В добрый час!" (1955), "В поисках радости" (1958),
 "Неравный бой" (1960) и "В день свадьбы" (1965) Розова, "Искатели"
 Гранина
  (1955), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна (1961),
 "Палата" Алёшина (1963), "Совесть" Павловой (1964). Теме борьбы за мир
 посв. спектакли "Русский вопрос" (1947); "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо
 (1947), "Голос Америки" Лавренёва (1950), "Два лагеря" Якобсона (1952),
 "Полк идёт" по Шолохову (1965). Этапными спектаклями стали пост.
 пьес-Маяковского "Клоп" (1956), Назыма Хикмета "Первый день праздника"
 (1954). Т-р работает над пьесами совр. зарубежной драматургии: "Земной
 рай" Василева (1952), "Три соловья, д. 17" Добричанина
  (1956), "Филумена Мартурано" Де Филиппе (1957), "Каменное гнездо"
 Вуолийоки (1958),"Такая любовь" Когоута (1959).
  Продолжая работу над драматургией Горького, т-р пост.: "Враги"
 (1948), "Егор Булычев и другие" (1950), "На дне" (1955), "Зыковы"
 (1946), "Варвары" (1947), "Дачники" (1952), "История пустой души" по
 роману "Жизнь Клима Самгина" (1958), "Яков Богомолов" (1962). Среди
 пост. классич. драматургии в 50-60-е гг.:
  "Воскресение" по Толстому (1950), "Укрощение строптивой" (1950),
 "Трактирщица" (1951); "Пигмалион" Шоу (1951), "Ромео и Джульетта"
 Шекспира (1953), "Месяц в деревне" Тургенева (1953), "Вишнёвый" сад"
 (1954), "Горячее сердце" (1959); "Преступление и наказание" по
 Достоевскому (1960), "Гамлет" (1961), "Чайка" (1964); "Дом Бернарды
 Альбы" Гарсиа Лорки (1966).
  Значит, вклад в пропаганду произв. узб. нац. драматургии внесли
 спектакли "Заря Востока" Сафарова (1949), "Шёлковое сюзане" Каххара
 (1952), "Тайны паранджи" (1956) и "Проделки Майсары" Хамзы (1960).
  В 1959 т-р принял участие в декаде узб. иск-ва и литературы в Москве.
 В 1962 совершил гастрольную поездку в Москву.
  В т-ре в разные периоды работали: реж.-Н. А. Бондарев, Я. А.
 Варшавский, Н. В. Ладыгин, А. П. Ри-даль, А. В. Милославский, И. В.
 Радун, Ю. С. Иоффе, В. Я. Головчинер, С. Г. Микаэлян, А. С. Михайлов;
 худ.- В. В. Роберг, Е. Д. Пыжов, Н. А. Ба-чурин; актёры - Н. Д.
 Никомаров, Б. Н. Сабуров, В. Л. Извеков, А. И. Степанов, Е. К. Злобин,
 А. А. Гзовская, В. К. Козлов и др. В 1951-58 и 1960-64 возглавлял т-р А.
 О. Гинзбург.
  В труппе т-ра (1966): нар. арт. Узб. ССР - К. Г. Ефремова, Г. Н.
 Загурская, М. Р. Любанский, М. Ф. Мансуров, Н. Г. Хачатуров, Е. Г.
 Яворский; засл. арт. Узб. ССР- П. С. Дроздов, Ф. П. Котельников, К. М.
 Михайлов; актёры - Н. И. Мягкова, Л. С. Колесников, Л. С. Мельникова, П.
 И. Мироненко, В. А. Русинов и др. Гл. реж. т-ра с 1964-засл. арт. БССР
 М. Л. Спивак. В 50-е гг. коллектив т-ра пополнился молодёжью -
 выпускниками Ташкентского театр. художеств. ин-та.
  Лит.: Государственный русский драматический театр им. М. Горького. 20
 лет (1934-1954), Ташкент, 1955; Театр им. М. Горького, Ташкент, 1959. В.
 Д.
  ТАШКЕНТСКИЙ ТЕАТРАЛЬНО-ХУДбЖЕСТ-ВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - см. Узбекский
 театрально-художественный институт.
  ТАШКО КОЧО (Tashko Косо), Тэфта [1908(?) - 1947] - алб. артистка
 оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. НРА (1961, посмертно). Муз.
 образование получила в Париже. Начала петь с сер. 30-х гг. в концертах и
 на радио. Т. К. обладала лёгким, нежным сопрано. Партии: Чио-Чио-сан,
 Розина, Джильда и др. Исполняла также нар. алб. песни. Р. К.
  ТАШМАТОВ, Орифджан (псевдоним - О р и ф-г а р м о н ь; 1887-1944) -
 актёр узб. традиц. т-ра, музыкант. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Учился в
 мусульманской школе. С 1905 выступал в бродячих труппах как актёр и
 музыкант. Т. был мастером сатирич. ролей, пантомимы, разыгрывал в лицах
 юмористич. новеллы. В* сов. время выступал как музыкант и комедийный
 актёр в Туркестанской краевой разъездной политич. труппе (1918-19),

<< Пред.           стр. 739 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу