<< Пред. стр. 74 (из 913) След. >>
полулюбительская комедийная театральная организация. Создана в Париже вконце 14 в. Продолжала ср.-век. традицию корпораций "дураков" ("Б. р."
избирали из своей среды "Принца дураков" и "Дурацкую мать"). Шутовской
жёлто-зелёный наряд "Б.р." состоял из трико, накидки с бубенцами и
остроконечного колпака, часто с ослиными ушами. "Б. р." создали
своеобразный сатирич. литературный жанр - сотй ("Мир и злоупотребления",
1513, "Как Бедность, Дворянство и Церковь стирали бельё" и др.).
Выступая в шутовском обличий, они высмеивали пороки своего времени,
выводили в образах "дураков" надменных воинов ("Тщеславный дурак"),
клерков-взяточников ("Дурак-обманщик"), простодушных крестьян
("Дурак-невежда"). Особой силы достигала сатира "Б. р." в антицерковных
сотй. Одним из членов общества "Б. р." был поэт П. Грен гуар, автор
острого политич. сотй "Игра о Принце дураков и Дурацкой матери" (1512),
направленного против папы Юлия II. В корпорации "Б. р.п прославился
актёр Ж. де л'Эспина (псевдоним Понтале), обладавший большим
импровизационным даром. Он был лучшим исполнителем фарсов и моралите,
автором сотй, мистерий, показанных в Париже. Деятельность "Б. р." была
запрещена королевской властью в 1612.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульсного, т. 1, М., 1956, с. 107-109; Petit de Julleville L., Les
comediens en France au moyen age, P., 1885; С о h e n G., Le theatre en
France en moyen asre, V. 1. u., 1928. Гр.Р.
"БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГА PO"- см. "Женитьба Фигаро".
БЕЗЫМЕНСКИЙ, Александр Ильич [р. 7(19). I. 1898) -, русский советский
поэт. Член КПСС с 1916. У частник Октябрьского вооружённого восстания в
Петрограде. Лит. деятельность начал в 1918. В 1929 написал публицистич.
комедию-памфлет в стихах "Выстрела, направленную против бюрократов,
исполненную оптимизма, веры в победу советских людей над
классово-враждебными элементами. В 1929-30-е гг. "Выстрел" был пост.
Т-ром им. Вс. Мейерхольда и др. т-рами.
Соч.: Выстрел, в сб.: Пьесы советских писателей, т. 2, М., 1953.
БЕЙБУТОВ, Рашид Мад-жид оглы (р. 14. XII. 1915) - азербайджанский
советский певец (лирич. тенор). Нар. арт. СССР (1959). Известен как один
из лучших исполнителей азерб. нар. песен. Исполнительское мастерство
перенял у своего отца, известного нар. певца. В 1933- 1934 пел в Тбилиси
(в концер-I тах), в 1934-44 - в Ереване
(Филармония и Т-р им. Ахундова). В 1946-56- солист Азерб. филармонии
и Т-ра им. Ахундова. Исполнял гл. партии в опере "Севиль" Амирова и муз.
комедии "Аршин мал алан" У. Гаджибекова. В 1957- 1959 Б.- худ. рук.
Азерб. концертного ансамбля. Снимался в кино ("Аршин мал алан", Ст. пр.
1946, и др. фильмы). Б.- один из ведущих мастеров сов. эстрады. В его
репертуаре - нар. песни, произв. сов. и зап.-европ. композиторов,
исполняемые им на азерб., рус. и др. языках. Исполнение Б. привлекает
задушевностью, экспрессией, своеобразной нац. манерой пения.
Гастролировал в Китае, Индии, Сирии, Бельгии, Финляндии и др. странах.
Я. Кае.
Лит. : Карагичева Л.,ИсмаиловаГ., "Севилы, "Советская музыка", 1954,
ј 4; Шахназарова H., Заметки об азербайджанской декаде, там же, 1959, ј
8; Рашид Бейбутов. Народный артист Азерб. ССР, Баку, 1959 (Буклет).
БЕЙЕР (Bejer), Агне (р. 24. XII. 1888) - шведский театровед. Почётный
доктор философии Упсаль-ского университета (1942). В 1921 окончил
Упсальский университет. С 1946-профессор истории т-ра в Высшей театр.
школе в Стокгольме. В 1921-22 руководил восстановлением
Дротнингхольмского дворцового театра, организовал в нём музей (с
1925-директор). Б.-автор книги "Дворцовые театры Дротнингхольма и
Грипс-хольма", очерков, статей по истории швед. театр. иск-ва.
Соч.: Recueii de plusieurs fragments de premieres comedies
italiennps, Stockh., 1928' Slottsteatrama pa Drottningholm och
Gripsholm, Stockh., 1937. H. Г.
БЕЙЕР, Владимир Иванович (1868-29. VI. 1945)- русский советский
театральный художник. Засл. арт. РСФСР (1932). Окончил Академию
художеств в Петербурге (1892). В первые годы после Октябрьской революции
Б. увлёкся идеей создания т-ра для детей, стал одним из основателей
Ленингр. т-ра юных зрителей (Лентюз). С 1921 был гл. художником этого
т-ра. Своеобразие сценич. площадки Лентюза (состоящей из орхестры,
открытого просцениума и собственно сцены, почти лишённой глубины)
требовало от художника особой изобретательности и мастерства при
создании оформления (мгновенные перемены места действия на глазах у
зрителя, умение развёртывать сценич. композиции не только по
горизонтали, но и по вертикали на разных высотах). В ряде спектаклей
Лентюза (большей частью в сотрудничестве с режиссёром А. А. Брянцевым)
Б. с успехом разрешил эти задачи с помощью чёткой декоративной обработки
портала сцены, введения объёмных станков и конструкций. Так, в
"Коньке-Горбунке" по Ершову (1922) конструктивное убранство портала было
разработано Б. в формах сев. зодчества; сцена имела вид старинного
терема, украшенного древнерусским орнаментом, бутафория была .выполнена
в духе русской кустарной игрушки. В "Похитителе огня" Горлова (1924)
пещера первобытного человека в скалистой местности изображалась с
помощью трёхмерных станков на просцениуме и драпировок задней сцены.
Лит.: Брянцев А., Художник в театре для детей (В. И. Бейер), Л.,
1927; Театр юных зрителей. 1922-1927. [Сб. статей], Л., 1927. M. П.
Б‚ЯЕРЛЕ (Bauerle), Адольф (9. IV. 1786-19/20. IX. 1859) - австрийский
драматург, театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1806. В
18061859 был издателем Венской театр. газеты. Написал ок. 70 комедий,
к-рые с успехом шли в "Леопольдштадт-театре" (Вена). Среди них: "Буржуа
в Вене" (1813), "Свадьба Штабердя" (1814), "Очарованный принц" (1818),
"Вена, Париж, Лондон и Константинополь" (1823) и др. Пьесы В.- "комедии
положений", построенные на волшебных превращениях, несколько наивные,
были связаны-с совр. автору жизнью Австрии.
Представления их сопровождались музыкой, что сближало комедии Б. с
зикгшпилями.
Лит.: Holl К." Geschichte des deutschen Lustspiels, Lpz., 1923;
Rommel 0., Die Alt-Wiener Volkskomodie, W., 1952; F u r s t R., Raimunds
Vorganger Bauerle, Gleich, Meisl, W., 1954. ' Л. Лоб.
БЕЙЕРЛЕЙН (Beyerlein), Франц Адам (22. III. 1871-27. II. 1949) -
немецкий писатель, драматург. Наибольшую известность приобрела его пьеса
"Вечерняя зоря" (1903), критически рисующая жизнь немецкой военщины. Эта
пьеса пост. в 1906-08 в моек. Малом, петерб. Александрийском т-рах, в
киевском- Т-ре Соловцова, в Т-ре Корша, в 1926- Бакинским т-ром, и др.
Б. написал также пьесы "Демон Отел-ло" (1895), "Батрак" (1905), посв.
жизни нем. деревни;
"Женщина" (1913), "Тироль летом" (1933) и др. Э. Г.
БЕЙКЕР (Baker), Джордж Пирс (4. IV. 1866- 6. I. 1935) - американский
театральный критик, театровед. В 1913 основал "47-ю мастерскую" при
Гарвардском ун-те, где преподавал основы драматургии. Мастерская была
экспериментальной сценич. площадкой, на к-рой студенты выступали как
авторы, режиссёры, актёры, гримёры, критики. Здесь Б. осуществлял на
практике теоретич. положения, излагавшиеся в его лекциях о т-ре и
драматургии. Б. был одним из зачинателей и энтузиастов университетского
театр. движения, вдохновителем театр. постановок в учебных заведениях.
Среди учеников Б.- Ю. О'Нил, С. Говард, Э. Шелдон, Ф. Барри, С. Берман и
др.
С о ч.: The principles of argumentation, Boston- L., 1895, new ed.,
Boston-N. Y., [1925]; The development of Shakespeare as a dramatist, N.
Y.,-L., 1920; Dramatic technique, Boston-N. Y., [1919].
Лит.: Goad 0. S. and Mims E., The American stage, New Haven, 1929; K
i n n e W. P., George' Pierce Baker and the American theatre, Cambr.,
1954.
Б1ЙЛ, Б e и л ь (Bale), Джон (21.XI. 1495-1563)- английский
драматург. Будучи епископом, поддерживал политику реформы церкви,
проводимую Генрихом VIII. Пьесы Б., написанные преим. в форме мистерий -
"Божьи обещания", "Иоанн Баптист", "Искушение Христа" (все в 1538), и
моралите - "Три закона" (1538), направлены против католицизма и папы.
Гл. произв. Б.- "Король Джон" (1538; пост. 1539, церковь Св. Стефенса,
Кентербери; 1561, т-р в Ипсвиче) - первый опыт историч. драмы в англ.
т-ре эпохи Возрождения. В пьесе наряду с историч. персонажами действуют
и абстрактные фигуры (напр., Мятеж и др.), что свидетельствует о
сохранении автором приёмов моралите. А. А.
БЕЙЛИС (Baylis), Лилиан Мэри (9. V. 1874-25. XI. 1937) - английский
театральный деятель, антрепренёр. Имела звание магистра иск-в
Оксфордского ун-та (1924) за пропаганду драматургии Шекспира. С 1898 Б.
принадлежал т-р "Олд Вик1, в это время здесь ставились пьесы Шекспира и
оперные спектакли, были установлены низкие цены на билеты, к-рые делали
спектакли этого т-ра доступными широкому зрителю. В 30-х гг. при
содействии Б. в репертуаре "Олд Вик" появились спектакли с хореографич.
номерами (балетная интермедия в спектакле "Мнимый больной", балетм. Н.
де Валуа). В 1931 на сцене "Олд Вик" дан первый самостоятельный вечер
балета. В этом же году Б. совместно с де Валуа организовала в здании
т-ра "Сэдлерс-Уэллс" балетную школу, на основе к-рой создана балетная
труппа, выступавшая на сцене "Олд Вик" и в "Сэдлерс-Уэллс". Лит.:
HarcourtWilliams E. (editor), Vic-Wells:
the work of Lilian Baylis, L., 1938. Ham P.
БЕЙРОН (Beyron), Эйнар (р. 24. II. 1901) - шведский артист оперы
(лирико-драматич. тенор). Член Швед. муз. академии (с 1947). Пению
обучался в оперной школе в Копенгагене у В. Линке и в Германии у Л.
Бахнера. Впервые выступил на оперной сцене в 1923 в Гстеборге. С 1924
Б.- артист (с 1926 - солист) Королевской оперы в Стокгольме. Получил
известность как исполнитель теноровых партий в операх Верди и Пуччини. С
успехом выступал в операх Вагнера - партии Фро, Парсифаля, Тристана
("Золото Рейна", "Парсифаль", "Тристан и Изольда") и др.; исполнял также
партии: Мате ("Невеста" Рангстрёма), Астольф ("Остров блаженных"
Росенберга), Еста Бьорлинг ("Кавалеры из Экебю" Цандонаи по "Саге о Есте
Бьорлинге" С. Лагерлёф) и др. Выступает в опереттах. Роли: Альфред
("Летучая мышь" Штрауса), Граф ("Граф Люксембург" Легара), Парис
("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др. Я. Г.
БЕЙСЕКОВА, Шабал (р. 1. X. 1919) - казахская советская артистка оперы
(сопрано). Нар. арт. Каз. ССР (1959). Пению обучалась в муз. уч-ще в
Алма-Ате и в Моск. консерватории. С 1943 Б.- солистка Т-ра оперы и
балета им. Абая (Алма-Ата). Партии: Сара ("Биржан и Сара" Тулебаева, Ст.
пр. 1949), Кыз-Жибек ("Кыз-Жибек" Брусиловского), Маро ("Даи-си"
Палиашвили), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Микаэла и др. АН. Я.
Б‚ЙСЕРО (Buysero), Дирк (1644-1707) - голландский поэт, драматург,
переводчик. В 1670 перевёл на голл. яз. пьесу "Астрате" Кино, в 1679 -
"Амфитриона" Мольера, и др. Автор либретто к "Торжествующей любви"
Хакверта (1680) - одной из первых опер на голландской сцене. А. Вис.
БЕЙТС (Bates), Джэкоб (сер. 18 в., гг. рожд. и смерти неизв.) -
английский цирковой деятель, наездник. В 1764 приехал в Москву, выстроил
(неподалёку от теперешней Комсомольской пл.) амфитеатр и давал в нём
представления, имевшие большой успех. В 1765 организовал конные
представления в Петербурге; демонстрировал умение стоять на скачущей
галопом лошади, упражнения вольтижировки и др. номера. Считается, что
амфитеатр Б. был первым полустационарным цирком в России. До приезда в
Россию и после отъезда выступал в различных городах Англии, Франции,
Германии; строил там спец. манежи. М. Зон.
БЕЙШЕНАЛИЕВА, Бюбюсара (р. 15. IX. 1926)- киргизская советская
артистка балета. Нар. арт. СССР (1958). Окончила Ленингр. хореографич.
уч-ще. С 1941 - солистка Т-ра оперы и балета (Фрунзе). Создала яркие
образы в нац. репертуаре: киргизская девушка Чолпон (1944) и злая
волшебница Ай-дай (1953) в балете "Чолпон" Раухвергера, Анар (о. п.
Власова и Фере, 1950) (в ролях Анар и Айдай Б. выступала на декаде кирг.
иск-ва в Москве в 1958). Партии в классич. и сов. балетах: Раймонда
(1947), Одетта и Одилия (1950);
Мария и Зарема ("Бахчисарайский фонтан", 1950), Тао Хоа (1953),
Эсмеральда(1955). Искусство Б. характеризуется нац. своеобразием,
высокой танцевальной техникой, артистич. обаянием и драматич.
выразительностью. Образы, создаваемые Б., глубоко эмоциональны, чётки и
ясны по форме. Естественность мимики и движений, слитность с музыкой,
логич. развитие мысли отличают творчество Б. - первой кирг. балерины. Н.
Л.
Лит.: Львов Н., Киргизский театр. М., 1953; Бюбюсара Бейшеналиева,
Фрунзе, 1958 (К декаде киргизского искусства в Москве); Л у ц к а я Е;,
Бюбюсара Бейшеналиева, "Театр", 1959, ј 2.
БЕК (Becque), Анри Франсуа [9 или 28(?). IV. 1837- 12. V. 1899] -
французский драматург. В 1867 написал либретто оперы "Сарданапал" (муз.
В. Жонсьера; по Байрону). Автор пьес "Блудный сын" (1868), "Мишель
Попер" (1870, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Порядочные женщины" (1880, т-р
"Жимназ"), "Парижанка" (1885, т-р "Ренессанс") и др. Наиболее
значительная пьеса Б. - "Вороньё" ("Вороны"; 1875, т-р "Ко-меди
Франсез"-1882), раскрывающая с большой обличительной силой тему
жестокости, эгоизма бурж. общества. Пьесу ставили Свободный т-р О. Брама
(1889-90, Берлин), А. Антуан в т-ре "Одеон" (1910, Париж) и др. В
"Парижанке" гл. роль в течение мн. лет играла актриса Г. Режан.
Представитель критич. реализма в драматургии, противник сценически
эффектных, но далёких от жизненной правды пьес Э. Скриба и его эпигонов,
Б. стремился воспроизводить события жизни, показывал в своих пьесах
судьбу семьи, разоблачал бурж. лицемерие. Пьеса "Вороньё" оказала
значит, влияние на развитие франц. т-ра. Б. оказывал активную поддержку
А. Антуану в его работе в Свободном т-ре. В 90-е гг. творчество Б. стало
определяющим для драматургов, группировавшихся вокруг Антуана. Автор
ценных для изучения истории т-ра критич. статей и мемуаров.
На рус. сцене "Парижанку" ставил моек. т-р Корша (1890), "Вороньё" -
франц. труппа петерб. Михайловского т-ра (1893) и др.
С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-7, P., 1924-26; в рус. пер.- Вороны.
Пьеса, Л.-М., 1958.
Лит.: (т о t A., Henry Becque. Sa vie et son oeuvre, P., 1920;
Arnaoutovitch A., H. Becque, v. 1-3, P., 1927. Ал. П.
БЕК (Bek), Виктор (р. 26. VII. 1888) - югославский (хорватский) актёр
и режиссёр. В 1909 начал сценич. деятельность в Загребе, затем работал в
передвижных труппах Осиека, Сплита, Сараево. С 1952 - в Загребском драм.
т-ре. Созданные Б. сценич. образы отличаются реалистич. разработкой
характера. Роли: Перу ("Госпожа министерша" Нушича), Гамлет, Яго, Франц
Моор, Хлестаков; Раскольников ("Преступление и наказание" по
Достоевскому), Аким ("Власть тьмы"), Машкович ("Ярмарка мечтаний"
Берича; премия Т-ра им. Сте-рии, 1958) и др. Среди пост. Б. в т-рах
провинции:
"Дубравка" Гундулича, "В агонии" Крлежи, "Отел-ло", "Сон в летнюю
ночь", "Хозяйка гостиницы" и др. Б.- переводчик пьес, автор статей о
театральном искусстве. , Аг. М.'
БЕК (Beck), Генрих (19. II. 1760 - 6. V. 1803) -немецкий актёр.
Сценич. деятельность начал в 1777 под руководством К. Экгофа в
придворном театре г. Гота. С 1778 работал в Национальном т-ре в
Мангей-ме, где играл роли: Фердинанда; маркиза Позы, Ко-синского ("Дон
Карлос", "Разбойники") и др. С 1799 был актёром и директором мюнхенского
придворного т-ра. С 1803 снова работал в Мангейме. Написал несколько
лёгких комедий - "Шахматная машина" (1797), "Хамелеон" (1803) и др. Б.
был актёром-реалистом, выдвигавшим принцип верности жизненной .правде.
С О ч.: Meine Bemerkungen uber die Kunst, die Welt und mich.
Mannheim, 1782, 2 Aufl., Mannheim, 1930.
Б‚К (Boeck). Огюст де (9. V. 1865-9. V. 1937)- бельгийский
композитор. Музыке обучался в Брюссельской консерватории по классу
органа и композиции; позднее совершенствовался под рук. П. Жиль-сона.
Композиторскую деятельность начал в 90-х гг. Произведения Б. отличаются
красочностью оркестровки, лирич. выразительностью. Осн. часть наследия
Б. составляют оперы, написанные гл. обр. на нац. сюжеты и использующие
элементы бельг. фольклора; наиб. известна "Изумрудная дорога" (1921,
Гент). Б. написал также оперы-"Теруань де Мерикур" (1901, Антверпен),
"Сон в зимнюю ночь" (1903, Аятверпен), "Рейнские гномы" (1906),
балеты-"Ночная бабочка" (1914, Брюссель), "Золушка", "Чувство поэта",
мелодраму "Иисус из Назарета", а также ряд симф. и др. произв. С 1920 Б.
- профессор и директор консерватории в Антверпене.
Лит.: С о г b e t A., In memoriam August de Boeck (De Vlaamse Grids),
Ghent, 1937, Novembre; Gr i l s o n Р., Notes de musique, Brux., 1942;
Rasse Fr., A. de Boeck, Brux., 1943. Л. M.
БЕК (Beck), Ханс (31. III. 1861 - 10. VI. 1952)- датский артист
балета, балетмейстер. Учился в школе при балетной труппе т-ра "Датский
Королевский балет". Дебютировал в труппе Королевского т-ра в 1879
(Копенгаген). В последующие годы занимал положение ведущего танцовщика
датского балета. В 1894-1915 - гл. балетмейстер датского балета. Б.
возобновил и способствовал сохранению в репертуаре т-ра балетов Августа
Бу/?"о"вмля (св. 15), а также традиций датской школы классич. танца.
Среди самостоятельных постановок Б. наиболее известен балет "Русалочка"
Энрикеса (1909). Воспитал многих ведущих артистов датского балета: Г.
Улендорфа, Р. Енсена, Э. Прайс и др. Автор книги, в к-рой изложил основы
датской школы классич. танца. Соч.: Fra Livet og dansen, Kjobh., 1944.
Лит.: Krag h-J a c o b s e n S., The Royal Danish ballet. L.. 1955.
Ham.P.
БЕКЕР, правильнее Б e и к e p (Baker), Жозефина (p. 3. VTI.
1906)американская артистка эстрады, певица и танцовщица. Род. в бедной
негритянской семье в г. Сент-Луисе (США). Девочкой выступала в ночном
негр. клубе. После блестящего дебюта в 1926 в негр. ревю в Париже стала
"звездой" варьете. Много гастролировала по Европе и Юж. Америке.
Талантливая певица и танцовщица, Б. является замечательной
исполнительницей негритянских песен и танцев. В период 2-й мировой войны
жила во Франции, выступала с песенками, призывавшими к мужеству и
смелости. За свою патриотич. деятельность была впоследствии награждена
орденом Сопротивления и Крестом почётного легиона. Активный борец с
расизмом, Б. не раз подвергалась преследованиям.
Лит.: "Театр", М., 1956, ј 10, с. 166-67; Leo n-M a r-t i n L., Le
music-hall et ses figures, P., 1928; Jacques-Charles, Cent ans de
music-hall, Gen.-P., 1956, с. 219-223.
БЕКЕФИ, Альфред Фёдорович (1843-1925) - русский артист балета. По
национальности венгр. В 1876 приехал из Венгрии в Россию. Дебютировал на
сцене Большого т-ра (Москва), в 1883 переведён на сцену Мариинского
т-ра. Был ярким характерным танцовщиком, внёс большой вклад в развитие
характерного танца в рус. балете. С большой чёткостью и выразительностью
исполнял он чардаши, мазурки и др. танцы. Обладая мимич. дарованием, с
успехом выступал в партиях Квазимодо ("Эсмераль-да"), Сеид-паши
("Корсар" Адана), гусарского ротмистра ("Привал кавалерии" Армсгеймера)
и др. После ухода из Мариинского т-ра (1905) гастролировал по Европе.
Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939, с. 118.
БЕКИ (Bechi), Джино (р. 16. X. 1913) - итальянский артист оперы
(баритон). С 1930 пел в концертах. В 1936 впервые выступил на оперной
сцене в Эмпо-ли. Гастролировал в Испании, Германии, Англии, Египте, Юж.
Америке, США. Пользуется известностью как один из лучших исполнителей
партий Фигаро, Риголетто; Жермона ("Травиата"), Амо-насро ("Аида"),
Жерара ("Андре Шенье" Джордано) и др. Высокое вокальное мастерство
сочетается в творчестве Б. с выразительным актёрским исполнением.
Обладает сочным, сильным, красивым по тембру голосом. Пение Б.
отличается экспрессией и одухотворённостью. Снимался во мн. фильмах. Вс.