<< Пред. стр. 754 (из 913) След. >>
их интересов ограничен только драматургией. П. О. Морозов, написал"Очерки из истории русской драмы XVII-XVIII столетий" (1888). Большую
научную ценность представляют исследования Н. С. Тихонравова, П. А.
Кулиша, В. И. Шенрока о Гоголе, Е. Н. Сверчевского, А. М. Скабичевского
о Грибоедове, Александра Н. Веселов-ского о Фонвизине и т. п.
В те же годы печатаются очерки о жизни и творчестве актёров,
содержащие фактич. материал, но лишённые методологич. основы: работы А.
Н. Сиротинина о Я. Е. Шушерине (1890), А. А. Ярцева о П. С. Мочало-ве
(1898), А. Швырева "Знаменитые актёры и актрисы" (1902) и др.
Продолжается публикация фактич. материала: "Архив Дирекции императорских
театров" (4 тт., 1892) и др.
Русские учёные всегда уделяли большое внимание вопросам зарубежного
искусства, в том числе драматургии и театру. Ряд работ был посвящён
драматургии Шекспира, Мольера, Шиллера, Гюго и др. В 1872 Н. И.
Стороженко опубликовал книгу "Предшественники Шекспира", доказывая в ней
что на становление англ. т-ра большое влияние оказало нар. иск-во.
Богатый фактич. материал содержит книга А. Н. Веселовского "Старинный
театр в Европе" (1870). Гл. внимание исследователь уделяет
сравнительному анализу т-ров разных стран, их взаимовлиянию. В конце 19
в. вышли в свет первые работы о провинциальном т-ре (Н. И. Николаева о
т-ре Киева, А. С. Гациского о т-ре Нижнего Новгорода и др.). Т. о., к
этому времени накапливается большой фактич. материал. Но отсутствие
подлинно научной методологии мешало Т. стать самостоятельной наукой.
В конце 19 и нач. 20 вв. появились работы революционеров-марксистов
по общим вопросам иск-ва. Но существенного воздействия эти работы на
учёных, в ту пору занимающихся т-ром, не оказали. В Т. преим. внимание
уделялось академич. филологии, изучению фактологии (много новых фактов
содержат книги Н. В. Дризена "Материалы к истории русского театра",
1905, "Драматическая цензура двух эпох. 1825-1881", 1917, и др.). Т.
по-прежнему отличается эмпиризмом, отсутствием выводов и обобщений. В то
же время в работах по т-ру заметно стремление авторов освещать его
развитие в связи с общественными событиями. Т-р рассматривается как
самостоятельное иск-во, а не один из разделов лит-ры ("Театр в России в
эпоху Отечественной войны" В. Н. Все-володского-Гернгросса, 1912,
"История театрального образования в России", его же, 1913).
В 1908-10 вышло две части "Истории русского театра" Б. В. Варнеке. В
1914 издаётся первый том "Истории русского театра" под ред. В. В.
Каллаша и Н. Е. Эфроса. В этот период начали появляться первые'работы
режиссёров (В. И. Немировича-Данчен-ко, В. Э. Мейерхольда, Ф. Ф.
Комиссаржевского, Н. Н. Евреинова, В. Г. Сахновского), внёсшие вклад в
Т. Однако в ряде трудов проявились модернистские тенденции. В них
отрицалась идеологич. сущность т-ра ("Театр как таковой" Н. Н. Евреинова
и др.) и значение т-ра как самостоятельного вида иск-ва (Ю. И.
Айхенвальд "Отрицание театра", 1912), осн. внимание уделялось внешним
формам сценич. иск-ва. Эти тенденции Т. отражали общий кризис театр.
иск-ва перед революцией.
Советское театроведение. После Октябрьской революции перед Т.
возникли новые задачи, связанные с требованиями, предъявлявшимися
Коммунистич. партией и Сов. правительством к иск-ву т-ра, с утверждением
его воспитательного значения. Наследуя достижения рус. прогрессивной
мысли, эстетич. принципы великих рус. писателей и критиков-революц.
демократов (Пушкина, Гоголя, Белинского), сов. Т. развивалось, как и
другие отрасли искусствознания, на основе марксистско-ленинской
эстетики. Развитие сов. т-ра, как иск-ва, отражающего жизнь народа,
борющегося за построение коммунизма, определили эстетич. критерии сов.
Т.
Строительство сов. театр. иск-ва с первых же дней возникновения
потребовало науч. изучения закономерностей его формирования. Сов. т-р не
мог развиваться вне историко-теоретич. осмысления своего опыта. После
Октябрьской революции Т. становится отраслью самостоятельного научного
исследования. Были созданы важнейшие идейные предпосылки,
организационные и материальные условия, обеспечивающие подъём Т., его
постепенное обособление в самостоятельную науч. дисциплину. Еще в 1918 в
Театр. отделе Наркомпроса была образована историко-театр. секция,
ставившая задачей собирание и изучение материалов по т-ру,
пропагандировавшая театр. знания. Позже учреждаются театр. отделы в Гос.
академии художественных наук (ГАХН) в Москве (1921-31) и в Российском
ин-те истории иск-в (РИИИ) в Петрограде. В науч. работу в области
истории т-ра включаются театр. музеи во главе с Гос. центральным театр.
музеем им. А. А. Бахрушина (Москва).
Работы первых послевоен. лет носили преим. фак-тологич. характер
("Старинный театр в России" А. И. Белецкого, 1923, сб. "Старинный театр
в России XVII-XVIII вв.", 1928). Первые статьи и книги о сов. т-ре,
появившиеся в 20-е гг., содержали большое количество фактов, попытки
обобщить эти факты в свете задач развития революц. иск-ва. Для Т. 20-х
гг., в отличие от дореволюц. Т., занимавшегося преим. вопросами
драматургии, характерно внимание к изучению вопросов режиссуры,
актёрского иск-ва, декорац. оформления и др. компонентов спектакля.
Предметом изучения стали иск-во оперы, балета, пантомимы, массовые
зрелища.
Уже в 20-е гг. определился значит, отряд сов. учёных, занимающихся Т.
К авторам, книги к-рых появились ещё до революции (Н. Е. Эфрос, Ю. В.
Соболева В. А. Филиппов, А. Р. Кугелъ, Э. М. Веснин), присоединились
новые искусствоведы -П. А. Марков, Б. В. Алперс, С. С. Игнатов, Е. М.
Кузнецов, П. И. Новицкий, Д. Л. Тальников, С. Н. Дурылин, Н.Ц.Волков,
большинство к-рых входило в театр. секцию ГАХН. В коллектив учёных,
объединённых в РИИИ в Петрограде (с 1931 - Гос. академия
искусствознания, ГАИС, позднее-Ленпнгр. ин-т т-ра, музыки и
кинематографии), входили: А. А. Гвоздев, С. С. Мокулъский, А. И.
Пиотровский, В. Н. Всеволодский-Гернгросс, К. Н. Державин, С. С.
Данилов, А. С. Булгаков, И. И. Соллертинский и др.; в работе ин-та
принимали участие Н. И. Конрад, В. Н. Перётц и др. Работам этих учёных
были присущи и нек-рые недостатки. Влияние нем. учёного М. Германа,
призывавшего к созданию истории т-ра на основе реконструкции спектаклей,
привело к недооценке изучения драматургии, как основы спектакля;
преимущественное внимание уделялось внешнему оформлению спектакля,
технике сцены. Это определило и формальный подход к изучению истории
т-ра ("Очерки тто истории европейского театра", 1923).
В последующие годы сов. театроведы осознают необходимость изучения
истории т-ра в связи с обществ. жизнью и обращаются к анализу
драматургии. Однако на их работах сказалось влияние
формально-социологич. метода, приведшего к вульгарному социологизму
(классовое содержание иск-ва трактовалось упрощённо: между явлениями
иск-ва и социаль-но-экономич. факторами эпохи устанавливалась
непосредственная связь). Влияние пролеткультовских тенденций, породивших
неверную оценку творчества старейших рус. т-ров, противопоставление им
т-рбв, возникших после Октябрьской революции,- также ограничивало
развитие Т. 20-х гг.
Но уже в этот период появляются отдельные работы (вначале обычно
статьи), в к-рых содержатся важные предпосылки для науч. исследования
процесса развития сов. т-ра как новой страницы в истории мировой театр.
культуры. Принципы марксистско-ленинской эстетики утверждают статьи и
книги А. В. Луначарского. Важное значение для развития Т. имело
партийное Совещание по вопросам т-ра (1927), на к-ром получило резкую
оценку нпги-листич. отрицание традиций рус. дореволюц. т-ра, значения
классич. наследия. В 1930-31 проходила театроведческая дискуссия, на
к-рой были подвергнуты критике формальный метод и вульгарно-социо-логич.
тенденции. Впервые в рус. Т. объектом исследования становится творч.
коллектив, выражающий определённые художеств. воззрения, история
развития этого коллектива в связи с обществ, жизнью страны. В сер. 20 -
нач. 30-х гг. вышли сборники и монографии, посв. как т-рам, возникшим до
революции ("Московский Художественный театр" Н. Е. Эфроса, 1924,
"Московский Художественный театр" Ю. В. Соболева, 1928, сб-ки
"Московский Малый театр. 1824-1924", "Сто лет Малого театра", 1924,
"Московский Художественный театр Второй", 1925), так и т-рам, возникшим
после Октября ("Театр пм. Вс. Мейерхольда" А. А. Гвоздева, 1927, книги
Б. В. Алперса о Т-ре Революции, 1928, В. И. Блюма о Т-ре им. МГСПС,
1928, К. Н. Державина о Камерном т-ре, 1934). Театроведческие работы
отражали многообразие художеств. направлений сов. т-ра. Первой работой,
обобщившей опыт сов. т-ра ранних пореволюционных лет, стала книга П. А.
Маркова "Новейшие театральные течения" (1924). Были предприняты попытки
суммирования и публикации богатого документального материала, связанного
с характеристикой жизни сов. т-ров (напр., сб. "Театры Москвы.
1917-1927", 1928).
Опыты науч. исследования сов. сценич. иск-ва получили развитие в 30-е
гг. В эти годы утвердился осн. творч. метод сов. иск-ва - социалистич.
реализм, открывший возможность чёткого идейного осмысления этапов
развития сов. т-ра. Лучшие работы в области т-ра противостояли
формалистич. устремлениям, вульгарному социологи зированию, нигилистпч.
отношению к классич. наследию. Решение ЦК КПСС о ликвидации РАПП (1932)
способствовало преодолению вульгарно-социологич. влияний. Среди работ,
определяющих научный подход к оценке историч. процесса,- 1-й т. "Истории
советского театра", подготовленный Гос. академией искусствознания (1933,
Ленинград). Хотя и. не свободная от формально-социологич. тенденций, эта
книга освещала деятельность петроградских т-ров в 1917-21,
воспроизводила широкую картину обществ, жизни и явилась первым опытом
историч. исследования развития сов. т-ра. Принцип историзма в
рассмотрении осн. течений совр. т-ра проявился и в др. исследовательских
работах того времени, в частности в книге К. Н. Державина "Эпохи
Александрийской сцены" (1932).
Плодотворным оказалось преодоление формально-социологич. метода в
изучении т-ра: исследователи обращаются к изучению драмы как
органической неотъемлемой части театр. пск-ва, рассматривают сценич.
иск-во в единстве и взаимодействии с лит-рой. Возникает серия сборников
и монографий, посв. творчеству крупных драматургов, их взаимоотношениям
с т-ром, сценич. историям отдельных пьес и т. п.: книги А. В.
Февральского о Маяковском (1940), Б. А. Бялика о Горьком (1938), А. А.
Смир-нова о Шекспире (1934), С. С. Мокульского о Мольере-(1935-36) и
Бомарше (1936).
Разработка истории зарубежного т-ра в 30-е гг. характеризуется
отказом театроведов от упрощён-но-социологич. схем, глубоким и
последовательным раскрытием народной основы передовых явлений театр.
культуры прошлого, определением их неповторимых эстетич. особенностей.
Это нашло отражение в обобщающих трудах, ставших учебными пособиями:
"История западноевропейского театра" С. С. Мокуль-ского (т. 2, 1939),
"История западноевропейского театра" от возникновения до 1789 года" А.
К. Дживе-легова и Г. Н. Бояджиева (1941), "История западноевропейского
театра нового времени" С. С. Игнатова (1940), "Западноевропейский театр
на рубеже XIX и XX столетий" А. А. Гвоздева (1939). Восполняя пробел
бурж. Т., умаляющего значение развития иск-ва в революц. эпохи, сов.
театроведы создают книги о т-ре франц. революции (К. Н. Державин),
Парижской Коммуны (Ю. И. Данилин).
Освобождаясь от ошибочных тенденций, сов. Т. утверждалось как наука,
основанная на марксистско-ленинской методологии. Расширяя и углубляя
изучение рус. драматургии, сов. исследователи раскрывают общественный
смысл театр. иск-ва, связь драматургии и т-ра с развитием освободит,
движения, значение критич. реализма: "Гоголь и театр" С. С. Данилова
(1936), "Пушкин и театр" М. Б. Загорского (1940) и др.; монографии и
сборники о сце-нич. истории отдельных пьес - ""Ревизор" на сцене" С. С.
Данилова (1934) и др. В конце 30-х гг. ВТО предприняло издание серии
монографий о спектаклях под ред. И. И. Юзовского (""Царь Фёдор
Иоанно-вич "на сцене МХАТ" Б. И. Ростоцкого и Н. Н. Чуш-кина; ""На
всякого мудреца довольно простоты" в Малом т-ре" С. Н. Дурылина;
""Горячее сердце" на сцене МХАТ" Д. Л. Тальникова и др.). Продолжается
изучение отдельных т-ров ("Сто лет. Александрийский театр - Театр
Госдрамы", 1932, "Моск. Художеств, театр в иллюстрациях и документах,
1898-1938", 1938).
Обогащение методов театроведческого исследования, углубление внимания
к отдельным элементам сценич. творчества проявились в работах, посв.
режиссёрскому творчеству (двухтомник "Мейерхольд" Н. Д. Волкова, 1929,
монография "Вахтангов" Н. Г. Зог-рафа, 1939, и др.), актёрскому иск-ву
("Театральные портреты" П. А. Маркова, 1939, "Образы актёров" П. И.
Новицкого, 1941, "Актёр Южин" В. А. Филиппова, 1941, и др.), работе
художника в т-ре ("Художник в театре" А. А. Гвоздева, 1931). Публикуются
книги актёров, являющиеся обобщением их творч. опыта. Появляются
монографии об отдельных актёрах и режиссёрах: "П. Мочалов" Ю. В.
Соболева (1937), "М. С. Щепкин" С. С. Данилова (1938), "В. Н. Давыдов"
А. М. Брянского (1939), "Гликерия Федотова" Г. И. Гояна (1940) и др.
Отряд сов. учёных, работающих в области Т., пополнился за счёт
обращения к науке о т-ре критиков и литературоведов: И. Л. Альтмана, Г.
Н. Бояджиева, И. И. Юзовского, А. С. Гурвича, А. П. Мац-кина, Ю. А.
Дмитриева, Б. И. Ростоцкого, Н. Н. Чушкина, Е. Д. Суркова, Ю. С.
Калашникова.
С 30-х гг. театроведческая работа ведётся на кафедрах высших учебных
заведений, в республиканских театр. об-вах. В 1944 в Москве создан Ин-т
истории иск-в, включающий сектор т-ра. Аналогичные ин-ты организуются в
ряде союзных республик. В Ленинграде с 1939 работал
Научно-исследовательский ин-т т-ра и музыки (с 1961 слит с Ин-том им. А.
Н. Островского и называется Ин-том т-ра, музыки и кинематографии).
Характерной чертой сов. Т. является его тесная связь с творч.
практикой - обращение актёров и режиссёров к науке о т-ре, а учёных-к
изучению совр. практики художеств. коллективов, связь Т. и театральной
критики. Ещё в 20-х гг. была опубликована "Моя жизнь в искусстве"
Станиславского, ставшая настольной книгой деятелей сов. т-ра. Тогда же
были изданы книги В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова, во многом спорные,
но отразившие творч. искания этих мастеров. Основополагающим трудом,
определившим развитие сценич. иск-ва, стала книга К. С. Станиславского
"Работа актёра над собой" (1938) и труды его сподвижников - В. И.
Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова. Расширяются масштабы Т.:
появляются книги о крупнейших т-рах периферии (книга Е. Д. Суркова о
Горьковском т-ре и др.), формируется Т. в республиках (выходят книги и
статьи по истории укр., груз., азербайджанского т-ров).
В годы войны развитие сов. Т. не приостановилось. Были изданы
сборники статей, а также альманахи ВТО.
Во 2-й пол. 40-х-нач. 50-х гг. создаются обобщённые труды, освещающие
путь сов. т-ра. Среди них сборник "Советский театр. К тридцатилетию
Советского государства" (1947, под общей ред. М. С. Григорьева) и 1-й т.
"Очерков истории русского советского драматического театра" (1954),
подготовленный Ин-том истории иск-в АН СССР. Однако в этих работах, как
и в других, изданных в те же годы, отразились догматич. влияния. Ошибки
историч. науки, выразившиеся в субъективизме, произвольности оценок,
нашли отражение и в Т.
В то же время в Т. получили развитие и прогрессивные тенденции,
противостоявшие догматич. представлениям. Началась систематич. науч.
публикация лит. наследия Станиславского и Немировича-Дан-ченко. Издание
восьмитомного собр. соч. Станиславского (1954-61) и двухтомника
Немировича-Данченко (1952-54), опубликование режиссёрских экземпляров
пьес, стенограмм репетиций выдающихся режиссёров, подготовленных
Комиссией по изданию трудов основателей МХТ, свидетельствуют об огромном
значении разработки вопросов теории и истории т-ра в СССР. Рядом с этими
изданиями видное место заняли "Ежегодники МХТ" (за 1943-58). Творч.
осмысление идей Станиславского и Немировпча-Данченко с точки зрения
современности придало особый интерес книгам, посв. их наследию:
"Режиссёрские уроки К. С. Станиславского" Н. М. Горчакова (1950);
"К. С. Станиславский на репетиции" В. О. Топоркова (1949). Эти книги
явились как бы продолжением связи Т. со сценич. практикой.
Подъём в развитии всех областей сов. культуры вызванный решениями XX,
а затем XXII и XXIII съездов КПСС, чётко обозначился и в развитии Т. у в
особенности в сфере изучения сов. сценич. иск-ва. Решения съездов КПСС
открыли перед наукой о т-ре творч. перспективы, помогли сов. учёным
преодолеть пережитки догматизма, определили подлинна историч. подход к
исследованию и оценке явлений театр. иск-ва, свободный от предвзятости и
схемати-. зации. Это сказалось в отказе от искусственного сужения круга
явлений, подвергающихся науч. рассмотрению, в преодолении узости и
вульгаризации оценок.
Процесс углубления и обновления сов. Т. отразился в коллективных
трудах сов. учёных - во 2-м и 3-м тт. "Очерков истории русского
советского драматического театра" (1960, 1961). Творч. наследие
Станиславского и Немировича-Данченко получили дальнейшую разработку в
книгах - "Режиссура В. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре" П.
А. Маркова (1960), "Система Станиславского и советский театр" Н. А.
Абалкина (1950,2 изд., 1954),"О последних творческих исканиях
Станиславского" (1954), "В спорах о Станиславском" В. Н. Прокофьева
(1962), "Эстетический идеал К. С. Станиславского" Ю. С. Калашникова
(1965), выдвинувших важные вопросы теории т-ра. Творчеству
Станиславского и Мемиро-вича-Данченко посв. свои книги В. Я. Виленкин,
М. Н. Строева, Г. В. Кристи.
Преодоление догматизма, восстановление справедливой, исторически
точной оценки значительных явлений сов. т-ра проявились в работах "О
режиссёрском творчестве В. 3. Мейерхольда" Б. И. Ростоцкого (1960), в
сб. "Новаторство советского театра" (авторы А. Н. Анастасьев, Г. Н.
Бояджиев, А. Г. Образцова, К. Л. Рудницкий, 1963). Освещению
многообразия творч. индивидуальностей художников и театр. коллективов
посв. книга Г. Н. Бояджиева "Театральность и правда" (1945). Многие
театроведы показали в своих работах богатство и многогранность метода
социалистич. реализма, теоретически осмыслили художеств. достижения сов.
т-ра.
Наряду с изучением истории отдельных т-ров (в т. ч. и т-ров
периферии), творчества режиссёров, актёров, театр. художников (работы М.
Н. Пожарской, Ф. Я. Сыркиной, Н. Н. Чушкина и др.) большое внимание
уделяется творчеству крупнейших сов. драматургов. В числе этих работ
исследования И. И. Юзов-ского и С. С. Данилова о М. Горьком, Б. И.
Ростоцкого о В. Маяковском, А. О. Богуславского, А. В. Ка-раганова об А.
Н. Афиногенове, Е. Д. Суркова о К. А. Тренёве, Е. Н. Горбуновой об А. Е.
Корнейчуке, Н. В. Зайцева о Н. Ф. Погодине и др.
Внимание исследователей привлекает драматургия крптич. реализма:
написаны работы о драматургии Д. И. Фонвизина (К. В. Пигарев, Г. П.
Макого-ненко), А. С. Грибоедова (М.В. Нечкина, В.Н. Орлов), А. С.
Пушкина (Б. В. Томашевский, Д. Д. Благой, Б. П. Городецкий, Б. С.
Мейлах), А. Н. Островского (А. II. Ревякин, Л. М. Лотман), А. В.
Сухово-Ко-былпна (И. М. Клейнер и К. Л. Рудницкий), М. Е.
Салтыкова-Щедрина (Д. И. Золотницкий), А. П. Чехова (В. В. Ермилов, Г.
П. Бердников). Общие вопросы драматургии разрабатываются в книгах И. Л.
Альтмана (1936), Ю. А. Осноса, Е. Г. Холо-дова, М. С. Гуса. Вышли
"Очерки истории рус. сов. драматургии" (2 тт., 1963, 1966).
Творч. опыт крупнейших режиссёров и актёров получил отражение в сб.
"Спектакли этих лет" (1957) и "В творческом соревновании" (1958), в
книгах "В. П. Марецкая" Г. Н. Бояджиева (1954), "Качалов" В. Я.
Виленкина (1962), "Гамлет - Качалов" Н. Н. Чушкина (1966) и др.
Разработку проблем режиссуры продолжают труды деятелей сов. т-ра - В.