<< Пред. стр. 758 (из 913) След. >>
"Нью"), "Три сестры" (1951, т-р "Ол-дуич"), "Светские обычаи" Конгрива(1953, т-р "Лирик", Хам-мерсмит), "Гедда Габлер" Ибсена (1954, там же),
"Жетидина с моря" Ибсена (1961, т-р "Куинс"); постановки пьес совр.
драматургов: "Стража на Рейне" Хелман (1942, т-р "Олдуич"), "Глубокие
корни" Гоу и Д'Юссо (1947, т-р "Уиндемс"), "Смерть коммивояжёра" Миллера
(1949, т-р "Финикс"), "Жаворонок" Ануя (1955, т-р "Лирик", Хаммерсмит),
"Дневник Анны Франк" Гудрич и Хэкетта (1956, т-р "Финикс"), "Человек для
всех времён" Болта (1960, т-р "Глобус").
Фирма привлекала к работе крупных режиссёров il актёров: Г.
Байем-Шоу, М. Бенталл, Т. Гатри, Дж. Гилгуд, Э. Эванс, С. Джонсон, А.
Куэйл, М. Лейтон, Дж. Невилл, Р. Паско, М. и В. Ред-грев, Р. Ричардсон,
П. Скофилд, Ф. Робсон, Р. Хели-ман, П. Эшкрофт и др.; художников: Б.
Аронсон;
С. Битон, П. Майо, О. Мессел, Т. Моисеевич, Мотли (псевдоним О. С. и
М. Харрис и Э. Монтгомери), А. Холленд и др. Спектакль "Гамлет" в пост.
П. Брука был показан на гастролях в Сов. Союзе (1955). Ф. К.
ТЕННЕССИ УЙЛЬЯМС - см. Уильяме Теннесси.
ТЕННИСОН (Tennyson), Алфред (6. VI II. 1809- 6. X. 1892) - англ. поэт
и драматург. Род. в семье сельского священника. Лит. деятельность начал
в 1830, с 1850 - поэт-лауреат. В 1884 ему был присвоен титул лорда. Как
драматург впервые выступил в 1847, написав мелодраму в стихах
"Принцесса". Автор пьес на псторич. и сказочные сюжеты "Королева Мария"
(1876, т-р "Лицеум", в обработке Г. Ирвинга), "Гарольд" (изд. 1876;
1928, "Бирмингемский репертуарный т-р"), "Сокол" (1879, т-р
"Сент-Джеймсес"), "Кубок" (1881, т-р "Лицеум"), "Жители лесов" (1892,
там же), "Беккет" (1893, там же) н пьесы на совр. сюжет - "Майское
обещание" (1882, т-р "Глобус") и др. В своих пьесах Т. пытался
продолжить традиции романтической драматургии, но они не утвердились в
репертуаре т-ров, т. к. появились в период господства бурж. бытовой
драмы и мелодрамы. Нек-рый успех имели только пьесы "Беккет" и "Кубок".
Лит.: История английской литературы, т. 2, вып. 2, М, 1955. Ю. К.
ТЕНОР (итал. tenore, от лат. teneo - держу) - 1) Высокий мужской
певческий голос. Диапазон: д о малой октавы - до 2-й октавы. В совр.
нотной записи партия Т. обозначается октавой выше её действительного
звучания. Партии Т. приобретают ведущее значение в европ. опере с начала
19 в., после снижения популярности певцов-кастратов. Осн. разновидности
Т.: лирический (тенор ди грациа - tenor di grazia) п драматический
(тенор ди форца - tenor di forza).
Лпрпч. Т. свойственны мягкая задушевность тембра, способность к
передаче мелодий певучего характера, лёгкая подвижность. Партии:
Альмавива, Фауст, Ленский; Юродивый ("Борис Годунов"), Левко ("Майская
ночь") и др. Драм. Т. отличается большой силой звучания на всём
диапазоне, выразительным, горячим, ярким тембром. Певцы, имеющие драм.
Т., исполняют обычно партии мужественных, энергичных героев: Рауль
("Гугеноты"), Радамес; Отелло (о. п. Верди), Хозе, Канио, Герман, Садко.
Бывает также лирико-драм. Т. (меццо-характерный) и Т.-аль-тино (диапазон
до м и 2-й октавы, для к-рого предназначены нек-рые оперные партии:
Звездочёт ("Золотой петушок"), Капитан ("Воццек" Берга) и др. Выдающиеся
певцы-Т.: Н. Н. Фигнер, В. П. Дамаев, Л. В. Собинов, Д. А. Смирнов, Дж.
Рубини, Э. Тамберлик, Т. Скипа, Э. Карузо, М. Ланца, Б. Джильи, М. дель
Монако, Дж. диСтефано,А. Нурри, Г. Зобиан, М. Гар-сиа (отец); среди сов.
певцов- И. В. Ершов, H.C. Ханаев, С. П. Юдин, Н. К. Печковский, И. С.
Козловский, С. Я. Лемешев, Г. М. Нэлепп, 3. И. Анджапаридзе.
2) Один из средних голосов в многоголосном произв. или партия средних
голосов-в хоре.
Лит.: Львов М., Из истории вокального искусства, М., 1964; Т и м о х
и н В., Выдающиеся итальянские певцы, М., 1962; Озеров Н., Оперы и
певцы, М., 1964.. Д,
TEO Наркомпроса - театр. отдел Народного комиссариата просвещения
РСФСР. Создан в янв. 1918 для руководства театр. делом. ТЕО боролся за
создание нового революц. т-ра, нового репертуара, за освоение
культурного наследия прошлого. Большое влияние на деятельность ТЕО
Наркомпроса оказал "Декрет об объединении театрального дела",
подписанный В. И. Лениным в авг. 1919. В состав ТЕО входил ряд секций
(историко-теоретич., репертуарная, режиссёрская, педагогич.) и отделов
(экспериментальный, детских т-ров, национальных т-ров и др.). ТЕО
организовывал лекции и диспуты, рассылал рекомендательные списки лучших
драм. произв., занимался учётом и охраной частных театр. библиотек,
музеев и коллекций. Указами Ленина в ведение ТЕО были переданы Театр.
музей им. А. А. Бахрушина в Москве (февр. 1919) и Ин-т истории иск-в в
Петрограде (1920).
ТЕО возглавляли А. В. Луначарский, В. Э. Мейерхольд и др. В 1920 ТЕО
был реорганизован: часть его функций передана Управлению акаде-мич.
т-рами (рук. Е. К. Малиновская), др. часть- Главполитпросвету.
Лит.: Очерки истории русской советской драматургии, т. 1, 1917-1934,
Л., 1963, с. 9-10, 27-28, 30; Литовский О., Так и было. Очерки.
Воспоминания. Встречи, М., 1958, с. 182-84; Первые мероприятия
Наркомпроса по управлению театрами, "Исторический архив", 1959, N" i,
янв.-февр., с. 50-60; В ТЕО (Сводка работ), "Вестник театра", 1921, ј
78-79, с. 22-24. Д. Ним.
ТЕОДОР [Theodore, наст. имя и фам.-Мари-Мадлен Крепе (Crepe); 6.X.
1760 - 9.IX.1799]- франц. артистка балета. Ученица Ж. Б. Лани.
Дебютировала в Парижской Опере в 1777. В 1785-96 (с перерывами) -
ведущая танцовщица "Т-ра Гран" в Бордо, где выступала в балетах своего
мужа балетмейстера Ж. Доберваля. Партии: Луиза ("Дезертир" на муз.
Монсиньи),Лиза ("Тщетная предосторожность", 1789; первая
исполнительница). Гл. партии в балетах "Ветреный паж", "Деревенский
праздник", "Телемак на острове Калипсо". Танец Т. был грациозным и
воздушным. Ж. Ж. Новер отмечал лёгкость и непринуждённость её
исполнения: "благодаря одной лишь эластичности подъёма ступни,- писал
он,- даже не сделав прыжка, она создавала впечатление полёта и* будто бы
вовсе не касалась пола".
Лит.: Слонимский Ю., Тщетная предосторожность, Л., 1961, с. 7-9;
Классики хореографии, Л.-М., 1937, с. 66; Х у д e к о в С. Н., История
танцев, ч. 3, П., 1915, с. 50; Du Bois A., Une page de la vie d'une
danseuse francaise au XVIII siecle, m-lle Theodore, Brux., 1896; Т о
u-chard Lafosse G., Chroniques seeretes et galantes de l'Opera.
1667-1845, v. 3, P., 1846, p. 146-52,265-67.
A. A. B. ТЕОДОРЙНИ (Teodorini), Елена (25. III. 1857- 1. III. 1926) -
рум. артистка оперы (меццо-сопрано), педагог. Училась в Миланской
консерватории (1871-76). В 1877-80 участвовала в спектаклях итал. труппы
в Бухаресте. Т.- первая рум. артистка, выступавшая в т-ре "Ла Скала"
(1880-83, 1893-94, 1901 и др. годы). В 1896-97 - солистка Рум. лирич.
ансамбля (Бухарест). Пела в разд. городах Румынии и мн. др. стран.
Участвовала совм. с Дж. Штефэнеску в организации первой рум. постоянной
оперной труппы. Т. обладала сильным голосом широкого диапазона
(исполняла партии контральто, меццо-сопрано и сопрано), большим
артистич. темпераментом и музыкальностью.
Партии: Адальжиза, Амина ("Норма", "Сомнамбула" Беллини), Розина;
Семирамида (о. п. Россини), Амнерис;
Азучена, Дездемона ("Трубадур", "Отелло." Верди), Рахиль ("Жидовка"
Галеви), Зибель ("Фауст"), Валентина, Селика ("Гугеноты", "Африканка"
Мейербера) и др.
Вела педагогия, деятельность (профессор консерватории неск. стран, в
т. ч. Аргентины). Автор трудов по иск-ву пения.
Лит.: Cosma V., Cintareata Elena Teodorini, Buc., 1962. А. Ив.
ТЕОДОРЯН (Teodorian), Валентин (р. 4.VI.1928)- рум. артист оперы
(лирич. тенор). Засл. арт. СРР. В 1949 окончил Бухарестскую
консерваторию. С 1949 - солист Бухарестского т-ра оперы и балета.
Обладает гибким голосом, умеет передавать вок. средствами юмор.
Гастролировал в СССР, Югославии, Болгагрии и др. странах.
Партии: Эрнесто ("Дон Паскуале" Доницетти), Риннуччио ("Джанни
Скикки" Пуччини), Балоняну, Штефан ("Восстание", "Девушка с гвоздиками"
Думитреску), Рикэ Вентуряно ("Бурная ночь" Константинеску), Альмавива,
Рудольф, Альфред, Герцог; Бельмонт ("Похищение из сераля" Моцарта),
Джеральд ("Лакме"), Владимир Игоревич ("Князь Игорь") Ленский; Юродивый
("Борис Годунов") и др.
Лит.: Colfescu А., Valentin Teodorian, "Muzica", Вис., 1963, ј 1,
old. 42-43. Л. Ив.
ТЕР-АБРАМЯН, Арменак Ефремович (р.15.IX. 1898-1957) - арм. сов.
артист оперы и оперетты (тенор). Нар. арт. Арм. ССР (1954). В 1920
окончил Тбилисскую консерваторию. В 1937-41 - солист Т-ра оперы и балета
им. Спендиарова (Ереван). Был одним из организаторов (1942) и первых
артистов Армянского т-ра муз. комедии в Ереване.
Партии: Саро ("Ануш" Тиграняна), Сето ("Лусабацин" Степаняна) и др.
А. Ив.
ТЕР-ГЕВОНДЯН, Анушаван Григорьевич [24.11 (8.III). 1887-6.VI.
1961]-арм. сов. композитор и муз. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1953).
Окончил Петерб. консерваторию в 1915 (учился у А. К. Лядова, В. П.
Калафати, Я. И. Витоля, М. О. Штейн-берга и А. К. Глазунова). Т.-Г.автор
опер-"Седа" (соч. 1921), "В лучах солнца" (1949, Т-р оперы и балета им.
Спендиарова, Ереван); балетов-"Невеста огня" (соч. 1934), "Анаит",
(1940, там же); музыки к драм. спектаклям и фильмам. Вёл педагогич.
работу в Тбилисской (1918-25), Ереванской (1926-30 - директор, с 1938 -
профессор, с 1949 - зав. теоретико-композиторской кафедрой) и Бакинской
(1934-38) консерваториях.
Лит.: Тигра нов Г., Армянский музыкальный театр. т 2, Ер., 1960, гл.
1. Кн. Г.
ТЕР-ГРИГОРЯН, Григор Арамович [2(15).I. 1916] -арм. сов. драматург.
Засл. деят. иск. Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1945.
Окончил строительный (1939) и историч. (1947) ф-ты ереванских
Политехнич. и Педагогич. ин-тов. Автор драм и комедий: "Эти звёзды наши"
(1949), "Возрождение" (1953; обе с Л. Карагезяном), "Ошибка Со-фик"
(1956), "Последние гвоздики" (1958), "Весенний дождь" (1960), "Всё - или
ничего" (1960), "Умирающая флора" (1962), "Мой любимый Жорж" (1963) и
др. Пьесы Т.-Г. посв. современной жизни. Ставились в Театре им.
Сундукяна и др. армянских т-рах. "Последние гвоздики" - в Т-ре им.
Моссовета (1960). Б. А. Соч.: Весенний дождь. [Пьесы], Ер , 1962.
ТЕР-ГРИГОРЯН, Микаел Мовсесович (1827-69)- арм. драматург. В 1858
окончил медицинский ф-т Моск. ун-та. Доктор медицинских наук. Один из
активных организаторов, арм. проф. т-ра в Тифлисе (1863). Автор
реалистич. социально-бытовых драм, комедий, фарсов, водевилей,
противостоящих мело-драматич. репертуару арм. т-ра того времени. Пьесы
Т.-Г.-"Скупой", "Ах, мой вечер", "Бурдючок Пэпо", "Невеста и свекровь",
"Кто виноват?", "Вот тебе и сватовство", "Обручение Нипо", "Наставление
старухам", "Нашла коса на камень" и др.-с 60-х гг. 19 в. часто ставились
на арм. сцене. Б. А.
ТЕР-ГРИГОРЯН, Эмин Овакимович (1855- 26. XII. 1939) - арм. драматург,
театр. деятель. Окончил Лазаревский ин-т в Москве. Автор драм и
водевилей. Первая пьеса Т.-Г. "Инжир Хечо" (1869, Лазаревский ин-т)
часто ставилась в арм. проф. и любительских т-рах, переведена на азерб.,
груз., тур. яз. Автор драм - "Жертва лишения", "Любовь или смерть", "Под
маской благотворительности" (1892), "Дамоклов меч", "Меч и огонь";
комедий- "Мода", "Дикарка", ."Домовой", "Двое влюбленных", "Причиной
раздора был я". Пьесы Т.-Г. отражали социальные противоречия арм.
действительности. В 1908-13 в журн. "Ушарар" ("Суфлёр", в Тифлисе) были
напечатаны воспоминания Т.-Г. о театр. жизни Еревана в 70-х гг. 19 в. Б.
А.
ТЕР-ДАВТЯН, Геворк Захарьевич [13(25). VIII. 1850 -13.XI. 1934]- арм.
сов. актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1923). Сценич. деятельность начал в
1872. Один из крупнейших арм. комедийных актёров-реалистов.
Роли: 1-й могильщик ("Гамлет", 1880), Белогу-бов ("Доходное место",
1880), Молчалян ("Горе от ума", 1881), Добчин-ский ("Ревизор", 1882),
Жевакин ("Женитьба", 1882), Шприх ("Маскарад", 1882), Шут ("Король Лир",
1887) и др.
В исполнении Т.-Д. роли старика Гико в пьесе Сундукяна "Пэпо" нашли
выражение лучшие традиции сце-нич. иск-ва (играл эту роль и на открытии
Т-ра им. Сундукяна в 1922). В связи с 50-летием сценической деятельности
Т.-Д. первый среди армянских актёров получил звание Нар. арт. Арм.ССР.
Реалистич. иск-во Т.-Д. высоко ценили писатели Г. Сундукян, О. Туманян,
великий итал. трагик Э. Росси. Б. А.
TEPEBCAT (Театр революционной сатиры) - рус. сов. театр. Т. в значит,
степени был т-ром малых форм, агитпьес, злободневных полит-обозрений. Т.
является предшественником "Синей блузы" и "Живой газеты", был близок им
по идейно-художественным задачам. Организован в 1919 в Витебске при
Политуправлении Зап. фронта поэтом М. Я. Пустыниным. В репертуаре т-ра
были агитпье.сы и политобозрения, написанные Пустыниным,А. М. Арго-11
др. авторами. С 1920 Т. работал в Москве (реж. Д. Г. Гутман, худ. В. П.
Комарденков). Начиная с 1920 аналогичные т-ры возникают в Петрограде,.
Томске, Киеве, Баку и др.
В репертуаре моек. Т.: "Мужичок" Шишкова, "Новый фронт" Криницкого,
политич. обозрение-"Путешествие Бульбуса 17-21" Гутмана, Адуева, Арго
(все в 1920-21), "Город в кольце" Минина, "Железная пята" по Дж.
Лондону, "Земля обетованная" - политсатира Д. Бедного (все в 1921);
"Овод" Вой-нич (1922). В этот период т-р постепенно переходит к
многоактным спектаклям, острого политич. социального звучания.
Режиссёрами т-ра были: А. П. Петровский, М. А. Разумный, В. Б. Вильнер и
др. В 1922 Т. реорганизован в Моск. театр Революции.
Лит.: Московский театр Революции. 1922-1932. Сб. статей, [М.], 1933.
Л. Ним.
ТЕРЕГУЛОВ, Мамед Ханифа Гасанович (27.XI. 1877-18.XII.1942) - азерб.
сов. актёр и театр. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Герой
Труда..
Окончил в 1899 Закавказскую учительскую семинарию в Гори, работал
педагогом в Ереванской губернии, затем в Баку. Т. оказал большую помощь
в формировании нац. муз. т-ра (1910). Был одним из ведущих исполнителей
(баритон), способствовал организации оперного хора. Создавал яркие
сценич. образы в муз. произв. У. Гаджибекова и М. Магомаева: Нофель
("Лейли и Меджнун"), Ма-ставар ("Шах Аббас и Хуршид Бану"), священник
Арсен ("Асли и Керем"), Шах-Аслан ("Шах Ис-маил") и др. К. Kac.
ТЕРЕНЦИЙ, Публий Теренций Африканец (Publius
Тегеп1л18А1ег)(ок.185-159до н.э.),- древнеримский драматург. По античным
свидетельствам, родом из Карфагена. В раннем возрасте попал в Рим в
качестве раба к сенатору Теренцию Лукану, к-рый дал ему образование и
отпустил на волю. Т. написал 6 комедий в жанре паллиаты: "Андриянка"
(166 до н. э.), "Свекровь" (165), "Сам себя наказывающий" (163), "Евнух"
и "Формион" (обе 161), "Братья" (160).
Т. примыкал к влиятельной эллинофильской группировке Сципиона
Младшего, к-рая стремилась к примирению обществ, противоречий в среде
римских граждан, а в области идеологии пропагандировала социальный мир,
гуманное отношение к людям. В соответствии с этой
либерально-филантропич. установкой Т. ориентировался в основном на
произв. Ме-нандра и отказывался от комич. приёмов Плавта (буффонада,
нарушение театр. иллюзии и т. п.). Осн. внимание Т. обращал на
изображение характеров героев, часто используя для этого варианты одних
и тех же сценич. персонажей. Т. подчёркивал положит. качества героев
(благожелательное отношение родителей к детям, чистота чувств молодых
людей). Так, напр., в комедии "Свекровь" действующие лица проявляют
максимальное благородство и сочувствие друг к другу в трудных жизненных
обстоятельствах, в комедии "Братья" утверждается либеральная система
воспитания юношества, основанная на гуманистич. принципах эллинистич.
философии, требующая взаимного доверия, уважения в отношениях между
поколениями.
Используя традиционные для новой аттич. комедии ситуации (насилие,
совершённое над девушкой неизвестным молодым человеком; потеря или
похищение ребёнка с последующим его "узнаванием"; любовь молодых людей,
не встречающая одобрения у родителей), Т. стремился к естественному и
правдоподобному сюжету, к раскрытию чувств, побуждающих героев к
действию. Он отказался от экспозиционного пролога, характерного для
греч. образцов, и достиг более увлекательного развития интриги; прологи
использовались Т. для лит. полемики и изложения своих творч. принципов
(в частности, обоснование права на контаминацию).
Произв. Т. способствовали созданию новой европ. комедии. "Евнух"
наряду с "Племянниками" Плавта послужил образцом для комедии Ариосто
"Подменённые" (1509). "Формион" стал основой комедии "Плутни Ска-пена"
(1671), в "Школе мужей" Мольера заметно влияние "Братьев". Эта комедия
Т. благодаря её "просветительской" тенденции была особенно популярна в
18 в. ("Холерик" Камберленда, 1774), а творчество Т. привлекало внимание
создателей и теоретиков "мещанской драмы" (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг).
Соч.: [Tragedie], t. 1-2, Р., 1958; в рус. пер. - Комедии, пер. А. В.
Артюшкова, М.-Л., 1934; "Адельфы" (введение и комментарий С. И.
Соболевского), М., 1954.
Лит.: Савельева Л. И., Художественный метод П. Теренция Афра, Казань,
1960; Norwood G., The art of Terence, Oxf., 1923; Duckworth G., The
nature of roman comedy, Princeton, 1952; В г о z e k M., Terencjusz i
jego komedie, Wr., 1960. В. Я.
ТЕРЕШКОВИЧ, Макс Абрамович [i 7(29). XI. 1897-24.11.1939] - рус. сов.
актёр, режиссёр, педагог. Творч. деятельность начал в 1914 в Моск. т-ре
им. В. Ф. Комиссаржевской. В 1920-22 работал в Т-ре РСФСР 1-м, в 1922-33
- в Моск. т-ре Революции.
Лучшие роли: Интеллигент ("Мистерия-Буфф" Маяковского, 1921),
Тарелкин ("Смерть Тарелкина" Сухо-во-Кобылина, 1922), Крон,'Гранатов
("Озеро Люль", 1923, "Человек с портфелем", 1928, Файко), Коромыс-лов,
Севастьянов ("Воздушный пирог", 1925, "Конец Криворыльска", 1926,
Ромашова), Ермаков ("Инга" Глебова, пост. Т., 1929). Т. играл гл. обр.
остро сати-рич. роли, соединяя яркую театральность, приёмы гротеска с
художественной правдой. С 1927 выступал как режиссёр. В 1929 организовал
Театр-студию им. А. В. Луначарского, к-рая в 1931 влилась в труппу
Театра-студии им. М. Н. Ермоловой. В 1933-36 был художеств.
руководителем этого т-ра. Пост. спектакли: "Бедность не порок" (1933),
"Последняя жертва" (1934); "Бойцы" Ромашова (1934, совм. с А. И.
Пла-тоновым), "Искусство интриги" Скриба (1935), "M'd-чеха" Бальзака
(1936) - оба совм. с М. О. Кне-бель.
Др. пост.: "Наследство Рабурдена" Золя (1927, Т-р Революции), "Город
Глупов" (по "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина, 1932, Моск. т-р
Сатиры), "Тихий Дон" Дзержинского (1985, Ленингр. Малый оперный т-р),
"Луиза Миллер" Верди (1936, Ленингр. т-р оперы и балета им. Ки-Рова). А.
Шн.
ТЕРЕЩЕНКО, Марк Степанович (р. 6.1.1894) - укр. сов. режиссёр. Засл.
арт. УССР (1930). В 1914 окончил муз.-драм. школу Н. Лысенко в Киеве.
Сценич. деятельность начал как актёр в Молодом т-ре (Киев). В 1921-26
возглавлял Т-р Г. Михайличенко в Киеве, пост. здесь на основе лит.
композиций монументальные представления, т. н. "мистецтва д1йства":
"Печаль последняя", "Поэма отваги", "Небо горит", "Карнавал", "Дом
Нового века" и др. В 1927-32 работал как режиссёр и художеств.
руководитель в Одесском гос. драм. т-ре, в Харьковском т-ре Революции.
Пост. спектакли: "Диктатура", "Кадры", "Девушки нашей страны" Микитенко,
"Рельсы гудят", "Хлеб" Киршона, "Страх" Афиногенова. Работал в кино.
Автор книги о режиссёрском построении массовых сцен "Мистецтво д1йства"
(1921), воспоминаний о ведущих деятелях укр. сов. т-ра. Ведёт педагогич.