<< Пред. стр. 759 (из 913) След. >>
работу. Л. Б,ТЕРЖ (Torzs), Енё (23.IV.1887-4.II.1946) - венг. актёр. В 1906
окончил театр. школу в Будапеште. Принимал участие в создании
прогрессивного театра-студии "Талия". В 1908 после закрытия "Талии"
играл в т-рах Будапешта. С 1926 - в т-ре "Мадьярсин-хаз". Роли: Гамлет;
Пер Гюнт (о. п. Ибсена), Немой рыцарь (о. п. Хелтаи), доктор Келемен
("Волк" Моль-нара) и др. С особым успехом исполнял лирич. роли и роли,
требующие глубокого психологич. раскрытия, обладал особой
выразительностью слова и жеста. Снимался в кино. А. Гер.
ТЕРЗАКИС (????????), Ангелос (р. 1907) - греч. писатель, драматург.
Окончил юридич. ф-т Афинского ун-та. С 1930 начал выступать как
журналист. С 1940 - зав. лит. частью Нац. т-ра в Афинах (в 1942- 1944 -
директор этого т-ра).
Пьесы Т. "Император Михаил" (1936, Нац. т-р), "Крест и Меч" (1939,
там же), "Феофано" (1956, там же) - историч. драмы, написанные на
материале византийской, ср.-век. истории. В них психологич. и
нравственно-философская проблематика трактуется с абстрактно-гуманистич.
и идеалистич. позиций. Среди др. пьес Т.: "Свадебный марш" (1937, Т-р
Котопу-ли), "Большая игра" (1944, Нац. т-р), "Ночь в Средиземном море"
(1958, там же), "Фома двудушный" (1962, Т-р Хорна) и др. Д. С.
ТЕРЗИБАШЯН, Ваграм Ваганович [6(18).1.1898- 16.У.1964]-арм. сов.
театровед и литературовед. Доктор филологич. наук (1962). Засл. деят.
иск-в Арм. ССР (1961). В 1916 окончил Арм. семинарию в Тифлисе. Лит.
деятельность начал в 1924. В 1946-49 преподавал историю арм. т-ра в
Ереванском театр. ин-те. С 1958 - старший научный сотрудник Ин-та иск-в
Арм. ССР. Написал ряд статей о связях арм. т-ра и лит-ры с рус., франц.,
итал. культурой.
Соч. (на арм. яз.): Шекспир, Ер., 1956; История армянский
драматургии, т. 1-2, Ер., 1959-64; Жасмен, Ер., 1959; Петрос Дурян, Ер.,
1959. Б. А.
ТЕРЗЯН, Товмас Акопович (17(29).VIII.1838- 1909] - арм. поэт,
драматург. Первая драма Т. - "Дева Сандухт" (1862) на
исторпко-легендарный сюжет - сохранялась в репертуаре арм. трупп 19 -
нач. 20 вв. Написал либретто для оперы Т. Чухаджяна "Аршак II". Автор
псторико-романтич. драм: "Смерть Авеля "Хосров II", "Иосиф Прекрасный".
Б. А.
ТЕРМИТНИКОВ, Шаршен (1895-8.VIII.1943) - кирг. сов. актёр. Нар. арт.
Кирг. ССР (1942). Род. в семье крестьянина-бедняка, батрачил у баев и
мана-пов. С 1931 работал в Кирг. драм. т-ре, выступал в концертах, с
1936 - в Респ. филармонии. Нар. комик-импровизатор (эл куудулдары), Т.
владел искусством перевоплощения. Исполнял сатирические сценки,
направленные против пережитков старины. Используя речитатив, в
сопровождении народного музыкального инструмента - комуза, создавал
образы нац. фольклора. Д. Бр.
Т‚РМОНД (Thurmond), Джон (кон. 17 в. - 1-я треть 18 в.) - англ.
танцовщик и мим. Сын актёра Джона Т.-старшего. Работал в т-ре
"Друри-Лейн" (Лондон), в антрепризе Дж. Рича. Выступал как балетмейстер.
Т. - автор шести танц. пантомим, в т. ч. "Арлекин-доктор Фауст" (1723,
исп. роль бога Марса), "Бегство Арлекина" (1723), "Арлекин-пастух"
(1724), "Аполлон и Дафна" (1724), "Скряга, пли Вагнер и Аберикок"
(1726).
Лит.: W i 1 1 s о n-D i s h e г M., Clowns and pantomimes, L., 1925;
S t u in m e G., "Faust" als pantomim und ballett, Lpz., 1942. 0 f{
ТЕРН (Them), Карой (Карл) (13.VIII.1817-13.1\. 1886) - венг.
композитор, дирижёр, педагог. По нац. словак. Учился в Будапеште. С 1841
- дирижёр Национального т-ра в Будапеште, с 1853 преподавал в
Будапештской консерватории. Автор опер: "Гизул" (соч. 1841), "Осада
Тихани" (соч. 1845), "Мнимый больной" (соч. 1855), к-рые ставились венг.
оперными труппами. А. Ив.
Т‚РНЕР (Turner), Александр (7. VIII. 1907 - ум. в сер. 20 в.) -
австрал. драматург. Один из прогрессивных совр. драматургов. Известен
как автор реалистич. пьес о жизни простых людей Австралии. В своих
произведениях Т. пытается ставить сложные проблемы войны и мира,
экономич. кризисов, расовой дискриминации и др.
Среди пьес Т.: "Австралийские станции" (изд. 1944, пост. на радио),
"Соседи", "Путешествие на Запад", "Я - датчанин". Г. Ш.
Т‚РНЕР (Turner), Ева (р. 10. II 1.1898) - англ. артистка оперы
(драматич. сопрано). Пению училась в Королевской муз. академии (Лондон)
у Э. Леви. В 1915-24 выступала с англ. труппой К. Роза, с 1924- в
миланском т-ре "Ла Скала". В 1920-30-х гг. гастролировала в странах
Европы и Америки. С 1928 регулярно выступала в т-ре "Ковент-Гарден"
(Лондон).
Т. - одна из крупнейших певиц 20 в. Исполняла преим. итал. репертуар;
прославилась как исполнительница партии Турандот (о. п. Пуччини).
Др. партии: Аида, Дездемона, Леонора, Амелия (о. п., "Отелло".
"Трубадур", "Бал-маскарад" Верди), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи),
Минни ("Девушка с Запада" Пуччини). Широко известна также как концертная
певица. С 1959 ведёт педагогич. деятельность в Королевской муз. академии
(Лондон). Вс. Т.
Т‚РНЕР (Tourneur, Turner), Сирил [1575(?) - 28.11. 1626] - англ.
драматург. Из пьес, написанных Т., сохранились "Трагедия мстителя"
(1607-11?, труппа "Слуги короля") и "Трагедия атеиста, или Месть
честного человека" (ок. 1607-11, там же). Пьесы Т. относятся к жанру
"кровавой трагедии", популярному в англ. драматургии 1-го десятилетия 17
в. Они изобилуют сценами убийств, насилий,-коварными интригами и др.
Мрачная атмосфера этих произв. отражает глубокое разочарование
гуманистов в окружающей действительности.
Соч.: The works, ed. by A. Nicoll, L., 1930, переизд., N. Y., 1963;
рус. пер. - Трагедия атеиста, в кн.: А к с ё-н о в И. А., Елисаветинцы,
вып. 1, M., 1916.
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, M.- Л., 1945, с.
120-24; E I I i s-F e г m о г L\, The Jacobean drama, L., 1947; В о w e
r s F. Т., Elizabethan revenge tragedies. 1587-1642, N. Y., 1959. A. A.
ТЕР-ОГАНЕСЯН, Арам Артемьевич [р. 2(14). 1. 1886] - арм. сов. оперный
и хоровой дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1956). Окончил Петербургскую
консерваторию (1917). В 1918-38 - зав. Студией и дирижёр Ленингр. Малого
оперного т-ра. В 1940-42 и в 1955-59 - художеств. руководитель хоровой
капеллы Арм. филармонии. В 1942-45 - дирижёр Арм. т-ра муз. комедии
(Ереван); в 1945-47 - Киргизского т-ра оперы и балета. С 1918 ведёт
педагогич. деятельность.
Лит.: Б р у т я н Ц. Г., Арам Тер-Оганесян, Ер., 1962 (на арм. яз.).
M. Мур.
Т‚РРИ (Terry), ЭлленАлис(27.П.1847, Ковентри,- 21.VII.1928, Кент) -
англ. актриса. Род. в актёрской семье. Дебютировала в Лондоне в
девятилетнем возрасте в роли Мамиллия ("Зимняя сказка" Шекспира, т-р
"Принсесс", рук. Ч. Кин). Выступала в этом т-ре до 1859. В 1859-63,
1867-68 гастролировала по стране. После длительного перерыва вернулась
на сцену в 1874. С успехом исполнила роли Порции ("Венецианский купец",
1875, т-р принца Уэлльского) и Оливии (о. п. Уилса по роману
"Векфильдский священник" Голдсмита, 1878, т-р "Корт"). В 1878-1902
работала в т-ре "Лпцеум", к-рым руководил Ирвинг, являлась его
постоянной партнёршей. Т. была широко образованным человеком, хорошо
знала живопись и музыку, во время репетиций давала ценные указания
Ирвингу, проводила занятия с молодыми актрисами (Л. Фонтейн, В. Ванбру).
Т. тщательно изучала свои роли, продолжала работать над ними и после
премьеры. Обладала музыкальным, выразительным голосом, позволявшим
передавать тончайшие оттенки чувств. Образы, созданные Т., отличались
эмоциональностью, трепетностью, задушевностью. Это - женщины, активно
борющиеся за своё счастье, не покоряющиеся судьбе (Порция -
"Венецианский купец", Виола - "Двенадцатая ночь", Беатриче - "Много шума
из ничего"), и женщины, раздавленные судьбой и покорившиеся' ей (Офелия;
Маргарита - "Фауст" Гёте;
Оливия - "Векфильдский священник"). Несмотря на то, что причину
трагедии женской судьбы Т. видит в некоем абстрактном зле, в роке, сила
протеста, выраженная в её иск-ве, так искренна и велика, что значение
его в борьбе за социальные права женщины стоит на одном уровне с
борьбой, к-рую вели её современники - Г. Ибсен, Г. Гауптман, Б. Шоу, Дж.
Гол-суорси.
Роли: Дездемона; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Камма и
Розамунда ("Кубок" и "Беккет" Тен-нисона, 1881, 1892), Летиция .Харди
("Уловки красавицы" Коулей, 1881), Эллалина ("Янтарное сердце" Кальмора,
1887), Имогена и Волумния ("Цимбелин" и "Кориолан" Шекспира, 1895,
1901).
В 1902 ушла из т-ра "Лицеум" и руководила т-ром "Импириал", где пост.
совм. с Г. Крэгом (сын Т.) "Воители в Хельгеланде" Ибсена (исполнила
роль Йордис) и "Много шума из ничего" (1903). Т. играла в много-числ.
мелодрамах. Позднее выступала в ролях: леди Сесилии, написанной для неё
Б. Шоу ("Обращение капитана Брэссбаунда", т-р "Корт", 1906), Книртье
("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1904), Элис Грей ("Элис-сиди-у-огня"
Дж. Барри, т-р "Дьюк оф Йорке", 1905). С 1910 гастролировала по городам
Англии, Австралии, США и др. Выступала с лекциями о Шекспире,
сопровождая их исполнением отрывков из ролей в драматургии Шекспира.
Снималась в кино. Брат и сестры Т. были также актёрами: Флоренс
(1854-1896), Фред (1863-1933), К e и т (1844-1924), Марнон (1856-1930).
С о ч.: The story of my life, L., 1908, Ellen Terry and Bernard Shaw.
A correspondence, N. Y., 1931; История моей жизни, пер. с англ., Л.-,
М., 1963.
Лит.: С г a i g E. G.. Ellen Terry and her secret self, L.,1931; H
iatt Ch., Ellen Terry and her impersonations, L., 1898; Pemberton T. E.,
Ellen Terry and her sisters, L., 1902: St. John C., Ellen Terry, L.,
1907. (См. также лит. к ст. Ирвинг Г.). ф f{
ТЕР-СЕМ‚НОВ, Николай Георгиевич [22.XII. 1897 (3.1.1898) -
4.VII.1960] - рус. сов. актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1954). Спенич.
деятельность начал в 1919 в Севастополе. Затем работал в Вологде,
Калуге, Свердловске, Симферополе. В 1947-60 - актёр Ереванского рус.
т-ра.
Роли: Кудряш ("Гроза"), Бублик ("Платон Кречет"), Грубек ("Под
каштанами Праги" Симонова), Счастливцев;
Сорокин ("В одном городе" Софронова), Барабошев ("Правда хорошо, а
счастье лучше" Островского), Хлестаков; Робинзон ("Бесприданница"),
Расплюев ("Свадьба Кречинского") и др. Играл роль В. И. Ленина в
спектаклях "Кремлёвские куранты" (1956); "Юность отцов" Горбатова
(1959). E. X.
ТЕРЦЕТ (итал. terzetto, от лат. tertius - третий) - вокальный
ансамбль из трёх исполнителей (трио) в опере, оперетте, оратории,
кантате. В опере - Т. чаще всего смешанные, в них соединены женские и
мужские голоса. Есть Т., в к-рых участвуют только мужские или только
женские голоса, при это1 обычно сочетаются голоса разной высоты и разных
тембров. Т. в опере - одна из форм обобщения драматич. ситуаций. Т.
может выражать общность состояния героев - "ансамбли согласия"
(лирический терцет Алексея, Андрея и Анюты в 3-м д., 9-й картине
"Повести о настоящем человеке" Прокофьева; скорбный терцет Антонины,
Вани и Собинина в финале оперы "Иван Сусанин"; терцет Григория, Любаши и
Бомелия в 1-м д. "Царской невесты", выражающий мрачные предчувствия
героев). Др. вид Т. - "ансамбли разногласия", в к-рых каждый из героев
находится в своём, отличном от другого эмоциональном состоянии (терцет
Аиды, Амнерис и Радамеса в 1-м д. "Аиды"; терцет Марфы, Андрея
Хованского и Эммы в 1-м д. "Хованщины"). Т. часто встречаются в
комических операх.
Лит.: Друекин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952;
Яру-стовский Б., Драматургия русской оперной классик, М., 1952. Р. Л,
ТЕССЕЙР-ДОНЕЦ, Мария Эдуардовна (р. 4.V. 1889) - укр. сов. артистка
оперы (колоратурное con-рано), вок. педагог. Засл. деят. иск-в УССР
(1960). Училась в Венской п Миланской консерваториях. В 1915-48 (с
перерывом) - солистка Киевского оперного т-ра (с 1948 - Т-ра оперы и
балета им. Шевченко). В 1923-26 пела в оперных т-рах Одессы, Харькова,
Житомира, Свердловска.
Партии: Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Марильца, Панночка, Оксана
("Тарас Бульба", "Утопленница", "Рождественская ночь" Лысенко), Царевна
Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Антонида ("Иван Сусанин"), Виолетта;
Маргарита ("Фауст"), Розина, Джильда и др.
С 1935 ведёт педагогич. деятельность (с 1953 - профессор Киевской
консерватории). Среди учени-ков - И. И. Масленникова, E. С. Мирошниченко
и др. Т.-Д. - автор ряда работ по методике преподавания пения. Ек. Л.
ТЕССИТУРА (итал. tessitura, буквально - ткань, от tessere - ткать) -
отрезок звукового диапазона певческого голоса пли муз. инструмента,
занимающий определённое высотное положение. Соответствие Т. характеру
голоса певца или выразительным и технпч. возможностям инструмента -
необходимое условие художеств. исполнения.
ТЕССЬЕ (Tessier), Валентина (р. 1892) - франц. актриса. Ученица П.
Муне. С 1913 работала в т-ре "Вьё коломбье" (Селимена - "Мизантроп"
Мольера, Перикола - "Карета св. даров" Мериме, Сюзанна - "Женитьба
Фигаро" и др.). В 1917-19 вместе с труппой Ж. Копо гастролировала в
Нью-Йорке. Не ограничиваясь комедийным репертуаром и амплуа гранд-кокет,
Т. играла драм. роли: Грушенька ("Братья Карамазовы" по Достоевскому) и
др. В 1924, когда Копо оставил т-р "Вьё коломбье", Т. перешла в т-р
"Комедия Елисейских полей", к-рым руководил Л. Жуве. Выступала преим. в
произв. совр. франц. драматургии (в пьесах Ж. Сармана, Ш. Вильдрака, С.
Пассёра и др.). Наиболее близкой ей стала драматургия Ж. Жироду. В его
пьесах она играла роли: Женевье-ва ("Зигфрид"), Алкмена ("Амфитрион
38"), Изабелла ("Интермеццо") и др.
Т. покоряла красотой, очарованием женственности, изысканной грацией,
отточенным мастерством. С 1934 Т. работала в театрах бульваров,
выступала в пьесах Д. Амьеля, Ж. Деваля, А. Бернстей-на, Г. С. Колет и
др. После 1945 перешла на роли немолодых женщин: Филумена Мартурано (в
о. п. Де Филиппе, театр "Ренессанс", Аркадина, театр "Ателье"), г-жа
Уоррен ("Профессия г-жи Уоррен" Шоу, театр "Атеней"), Клэр Цаханасян
("Визит пожилой дамы" Дюрренматта, Вост. театр. центр, г. Эперне),
Епанчина ("Идиот" по Достоевскому) и др. Снималась в кино.
Лит.: Van Tieghem Ph., Les grands acteurs contemporains (1900-1960),
P., 1960. ?. ?.
ТЕТМАЙЕР-ПШЕРВА (Tetmajer-Przerwa), Кази-меж (12.II.1865-1940) -
польский поэт, прозаик и драматург. Окончил ун-т в Кракове, учился также
в Гейдельбергском ун-те. Т. - один из ведущих поэтов "Молодой Польши"
(лит. объединение на рубеже 19-20 вв.).
Присущие представителям этой группы модернистские настроения,
связанные с осознанием трагич. безысходности, индивиду алистич.
настроения, нашли отражение в пьесах Т.: одноактная фантастич. пьеса
"Сфинкс" (1893, Краков), драмы - "Революция" (соч. 1906) и "Иуда" (1922,
т-р "Редута", Варшава). Для творчества Т. характерен уход в мир поэзии,
фантастики, отказ от ограниченной бурж.-мещанской повседневной жизни.
Это отразилось в пьесе "Завиша Чёрный" (1901, Краков), воссоздающей
образ польского рыцаря, участника битвы при Грюнвальде (15 в.). Пьеса
широко ставилась в т-рах Польши. Б. Рос.
ТЕТРАДЗЕ, Нуну Ильинична [р. 10(23).XI.1911 ]- груз. сов. актриса.
Нар. арт. Груз. ССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1932-37 -
актриса Т-ра им. Руставели (окончила драм. студию при этом т-ре). С 1937
- актриса Батумского т-ра. Игра Т. отличалась драматизмом,
эмоциональностью, романтич. направленностью.
Роли: Эмилия ("Отелло"), Гертруда ("Гамлет"), Иока-ста ("Царь Эдип"
Софокла), Bacca Железнова; Любовь Яровая; Беатриче ("Слуга двух
господ"), Мехмене Бану ("Легенда о- любви" Н. Хикмета), Нуну
("Отцеубийца" Каз-беги). Невеста ("Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки),
Миран-долина ("Хозяйка гостиницы"), Рукайя ("Измена" Сумба-това-Южина),
Нина ("Слепая" Мдивани) и др. Эт. Г.
ТЕТРАЛОГИЯ (греч. ??????????, от ?????, в сложных словах - четыре
и ????? - слово, повествование) - в др.-греч. т-ре 5 в. до н. э. четыре
драм. произв. (три трагедии и одна сатировская драма), с к-рыми
драматург выступал на состязаниях в Афинах. У Эсхила трагедии обычно
были связаны между собой единством содержания (сохранившийся образец -
трилогия "Орестея"), а сатировская драма разрабатывала побочный эпизод
из того же круга сказаний. У Софокла и Еврипида драмы, составляющие Т.,
обычно сюжетно не связаны между собой; Еврипид вместо сатпровской драмы,
по-видимому, ставил ещё четвёртую трагедию с благополучным концом или
элементами комедийной характеристики персонажей (напр., "Алкестида").
Образец Т. в драматургии нового времени - пьесы Г. Гауптмана на
античные темы "Ифигения в Авлиде, "Ифигения в Дельфах", "Смерть
Агамемнона", "Электра". В муз. т-ре примером Т. служит цикл опер Р.
Вагнера "Кольцо Нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид",
"Гибель богов").
Лит.: [В lumenthai ?. ???], Tetralogie, в кн.: Раи-lys-Wissowa,
Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, 2 Reihe, Halbbd
9, Stuttg., 1934, Koi. 1077-1084. В. Я.
ТЕТРАЦЦЙНИ (Tetrazzini), Луиза (29.VI.1871 - 28.IV.1940) - итал.
артистка оперы (колоратурное сопрано). Училась в муз. ин-те во Флоренции
у Чекке-рини. На оперной сцене дебютировала во Флоренции (1890, т-р
Пальяно). Гастролировала в разл. городах Италии, Испании, США, Англии,
Аргентины, Польши, России (900-е гг.). Т. обладала гибким, лёгким
голосом чистого, хрустального тембра со звонкими, сверкающими высокими
нотами. Исполнение Т. отличалось высоким колоратурным мастерством.
Партии: Розина; Лючия, Линда, Адина ("Лючия ди Ламмермур", "Линда ди
Шамуни", "Любовный напиток" Доницетти), Динора, Маргарита Валу а
("Динора", "Гугеноты" Мейербера), Амина ("Сомнамбула" Беллини), Эльвира
("Пуритане" Беллини); Джильда, Виолетта;
Оскар ("Бал-маскарад" Верди), Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе),
Маргарита ("Фауст"), Филина ("Миньон" Тома).
Соч.; My life of song, L., 1921; Phil., [1922]. Лит.: Francavilla F.,
L. Tetrazzini, "Omnibus", 1937, Ott.; S h a w e-T a l о г D., L.
Tetrazzini, "Opera", L., 1963, p. 593-99. Св. Г.
ТЕХНИКА РЕЧИ - см. Речь сценическая.
ТЕЭТСОВ, Александр Янович (4. III. 1891- 22. VIII. 1946) - эст. актёр
и режиссёр. Театр. деятельность начал в Пярну в театр. кружке об-ва
"Валгус" (1906), затем работал в эст. т-рах ("Эндла", "Ванемуйне"). В
1936-44 - в Таллинском рабочем т-ре (с 1941 - "Малый т-р). С 1944 -
актёр Таллинского молодёжного т-ра. Роли: Вольмер Вомм ("Сватовство"
Китцбер-га), барон Кремер ("Молочник из Мяэкюла" Внльде), Пиетола
("Сплавщики леса" Паккала), Фальстаф (1939), Юрка ("Новый сатана из
Пыргупыхья" Тамм-сааре), Слопашев ("Школа Мауруса" Таммсааре, 1945). Т.
исполнял характерные роли с большим юмором, в яркой свободной манере.
Был одним из популярных комедийных актёров.
Выступал и как режиссёр. Пост. спектакли: "Оборотень" Китцберга
(1911), "Сапожники Иумми" FiiiBii (1919), "Ревизор" (192'6). М. Вал.
ТЙББЕТТ (Tibbett), Лоренс (16.XI.1896-15.VII. 1960) - амер. артист
оперы (баритон). Ученик Б. Рёйсдала и Ф. Ла Форжа. В 1923 дебютировал в
т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Широкую известность принесло ему
исполнение партии Форда ("Фальстаф" Верди). Гастролировал в Англии,
Австрии, Швеции, Франции, Чехословакии, Венгрии. Оставил оперную сцену в
1950.
Т. - один из крупнейших оперных артистов США. Голос Т. привлекал
редкой подвижностью, экспрессивностью, сочностью и чистотой звука. Т.