<< Пред. стр. 77 (из 913) След. >>
цыганка" и др.), школьные драмы Симеона Полоцкого и др. авторов,интермедии школьного т-ра ("Об униате и схизматике", "Диспут пана
Самохвальского и мужика Гаврилы", "Селянин в костёле" и др.).
Первым проф. белорус. драматургом был В. И. Дунин- Марцинкевич автор
водевиля "Рекрутский еврейский набор" (пост. в Минске в 1841 группой,
любителей при участии автора), комической опоры "Селянка" на муз.
Монюшко (1846, пост. 1852), са-тирич. комедий "Пинская шляхта" (соч.
1866) и "Сватовство" ("Залёты", соч. 1870). Эти произведения
воспроизводили картины подневольной жизни крепостного крестьянства,
обличали отд. пороки обществ. строя. Все они шли в т-ре, созданном и
руководимом автором. Известны названия не дошедших до нас пьес
современников Дунина-Марцинкевича - "Гордость", "Гнев", "Грех" А. И.
Вериги-Даревского, "Оказия при полковницах" Г. Марцинкевича. Царское
самодержавие пресекало попытки развития нац. культуры, особенно после
крестьянского восстания 1863, и это тормозило рост Б. д. Лишь после
революции 1905-07 началось активное развитие белорус. т-ра и
драматургии. В эти годы выступает Я. .Купала, написавший ряд драматич.
поэм ("Сон на кургане", "На привале", "Извечная песня") и пьесы
"Павлин-ка" (соч. 1912), "Примаки" и "Разорённое гнездо" (соч. 1913).
Пьесы Купалы показывают обнищание народа под гнётом царизма и назревание
протеста против эксплуататорского строя, старого уклада жизни. На
бытовые темы писал пьесы К. Каганец. Наибольшую известность приобрела
его комедия "Модный шляхтюк" (соч. 1910), в к-рой драматург высмеял
никчёмных, заносчивых мелких дворян-шляхтичей. Под влиянием Я. Купалы
создали свои пьесы М. Грымот и К. А. Буйла. Грымот написал драму
"Блудники" (соч. 1912), показывающую разлагающее влияние представителей
господствующего класса на бедноту (пьеса была запрещена цензурой к пост.
и изданию). Буйла в пьесе "Цветок папоротника" (соч. 1914), построенной
на мотивах нар. легенды, говорит о тщетных в условиях эксплуататорского
строя поисках народом счастья. В предреволюционные годы в драматургии
выступил Я. Колас. В пьесе "Антось Лата" (соч. 1916) он правдиво
изобразил тяжёлую жизнь трудового крестьянства. Накануне Октябрьской
революции появились первые драматич. произведения В. И. Голубка -
"Писаревы именины" и "Последняя встреча" (обе соч. 1917). В первой пьесе
показывалось самоуправство чиновников на селе, во второй отображено
участие представителей народа в революц. движении. Все пьесы,
появившиеся в период между двумя революциями, шли в любительских и проф.
белорусских т-рах.
После Великой Октябрьской социалистической революции началось быстрое
развитие Б. д. В 1917 была впервые пост. драма Я. Купалы "Разорённое
гнездо", в 1923 - пьеса В. С. Горбацевича "Красные цветы Белоруссии" на
тему партизанского движения в годы иностр. интервенции. В то же время
белорусские т-ры получили ряд произведений на историч. и фольклорные
темы: "Машека" (1923), "Коваль-воевода" (1925) и "Кастусь Калиновский"
(1923) Е. А. Миро-вича, "Свадьба" ("Вяселле") В. Горбацевича (1922), "На
купалле" М. Чарота(М.С. Куделька; 1921) и др. Эти пьесы рассказывали о
нар. героях, о борьбе белорус. крестьян против царского самодержавия. В
них были использованы образцы народного муз., песенного и танцевального
творчества, обряды, поверья и т. п. В то же время в 20-х гг. в Б. д.
проявились тенденции этнографизма, отдельные пьесы выражали
нацио-налистич. тенденции.
Во 2-й пол. 20-х гг. белорус. драматурги начинают отображать совр.
действительность. В 1926 Миро-вич написал пьесу "Победа" (пост. 1926) о
восстановлении разрушенного хозяйства в освобождённой Белоруссии. В его
пьесе "Карьера товарища Брыз-галина" (1925) создан сатирич. образ
бывшего жандарма, тайно борющегося против Советской власти; пьеса
"Запоют веретена" (1928) посвящена росту социалистич. сознания
представителей молодого рабочего класса. Проблеме перехода старой
интеллигенции на сторону Советской власти посвятил пьесу "Мост" Е. С.
Романович (пост. 1929). Все эти пьесы пост. на сцене 1-го Белорус. т-ра,
а пьеса
"Мост" и в т-рах РСФСР и Украины. В. Голубок в своих пьесах "Ганка"
(1918),. "Суд" (1920), "Плотогоны" (1923), "Пан Сурынта" (1923),
"Пинская мадонна" (1926) и др. обращался к историч. темам и совр. жизни
белорус. народа. На эти же темы написали пьесы М. А. Громыка, О. Л.
Дыло, Ц. Гарт-ный (Д. Ф. Жылунович). Широкое развитию получила Б. д. в
годы довоенных пятилеток. Осн. темами драматургии стали: строительство
социализма и борьба против его врагов, преодоление бурж. пережитков в
сознании советских людей. Создавались также пьесы на темы Октябрьской
революции и гражданской войны, партизанского движения в Белоруссии, на
историко-фольклорном материале. Значительным этапом в белорус.
драматургии явилась пьеса Г. Кобеца "Гута" (1930), в к-рой поднимались
вопросы индустриализации страны, борьбы против саботажников и
вредителей. Этой же теме посв. пьеса И. Д. Гурского "Кочегары" (1931)-о
рабочих электростанции. Коллективизация с. х-ва получила отображение в
пьесах "Конец дружбы" К. К. Крапивы (1934) и "Гибель волка" Э. Л.
Самуйлёнка (1939). Развитию жанра сатирич. комедии в советской
драматургии способствовало появление сатирич. пьесы Крапивы "Кто смеется
последним" (1939). Вопросы бдительности и подготовки к обороне Родины
поднимались в пьесах "Сержант Дроб" Самуйлёнка (1935) и "Междубурье" Д.
И. Курдина (1929). Важнейшее историч. событие в жизни белорусского
народа - воссоединение его в едином Советском государстве, нашло
отражение в пьесе К. Черного "Иринка" (1941). Значение социалистич.
революции в судьбе белорус. народа было показано в пьесах: "Отечество"
Черного (1932), "Война - войне" (1936) и "В пущах Полесья" Коласа
(1937), "Партизаны" Крапивы (1938), "Над Берёзой-рекой" П. Ф. Глебки
(1940) и др. Пьеса "Война - войне" показывает революц. подъём в
Белоруссии в годы империалистич. войны, "В пущах Полесья" - партизанское
движение в Белоруссии в годы борьбы против интервентов. Значит, вкладом
в белорус. сценич. иск-во явилась пьеса "Партизаны" - о борьбе белорус.
народа против белополя-ков. Борьбе против иноземных захватчиков
посвящена и пьеса "Над Берёзой-рекой". Среди историч. и фольклорных пьес
этого периода: "Соловей" 3. Бядули (1937), "Катерина Жерносек" М. Н.
Климко-вича (1938) и "Нестерка" В. Ф. Вольского (1941). В годы Великой
Отечеств, войны создана пьеса "Испытание огнём" Крапивы (1943), в к-рой
показан духовный рост советских людей, их мужество в борьбе с
фашистскими захватчиками.
В послевоен. годы белорус. драматурги продолжают обращаться к теме
Отечеств, войны и партизанского движения: "С народом" Крапивы (1948),
позднее "Люди и дьяволы" (1958), "Брестская крепость" К. Л. Губаревича
(1950), "Константин Заслонов" А. Мовзона (1947). В конце 40-х и в 50-х
гг. осн. внимание белорус. драматургов сосредоточивается на создании
произведений, воссоздающих образы современников- активных участников
коммунистич. строительства. Драматурги стремятся показать трудовую жизнь
рабочего класса - "Заинтересованное лицо" Крапивы (1953), "Песня наших
сердец" В. П. Полесского (1949), людей социалистич. с. х-ва. Широкую
известность в Белоруссии и за её пределами получили пьесы "Поют
жаворонки" Крапивы (1950) - о жизни и труде сельскохозяйственной артели,
"Извините, пожалуйста!" А. Е. Макаенка (1953)-сатирич. комедия,
разоблачающая карьеристов, искажающих политику партии в области
колхозного строительства. В пьесах "Алазанская долина" Губаревича и И.Л.
Дор-ского (1949), "На крутом повороте" Губаревича (1956) и др. созданы
образы передовых колхозников, показана их жизнь, борьба за подъём с.
х-ва. Но в послевоенные годы в Б. д. появились и пьесы, лишённые острого
конфликта, недостаточно глубоко отражающие темы труда советских людей,
жизнь рабочих.
В 50-е гг.созданы пьесы об Октябрьской ревэлюции- "Свет с востока"
Глебки (1957), "Вся власть Советам" М. Климковича (изд. 1956), "Главная
ставка" Губаре вича, "В битве великой" Мовзона (обе соч. 1957), "Дни
нашего рождения" И. П. Мележа (1958) и др. На темы из истории и
фольклора писали М. Климкович - "Отплата" и "Георгий Скарина" (трилогия)
(соч. в 40-е гг.), В. Витка (Т. В. Крысько) -"Счастье поэта" (1952), И.
Козел-"Папоротник-цветок" (1957). Характерная черта Б. д.- её тесная
связь с нар. творчеством. Успешному развитию Б. д. в сов. время
способствует органическое освоение лучших традиций рус. классич. и сов.
драматургии. Б. д. оказывает решающее влияние на развитие белорус.
театр. иск-ва.
Лит.: Няфёд Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959;
Семянов?ч А. А., Аб вытоках беларускай драматурги, в кн.: Беларуская
л?таратура, т. 1, М?нск, 1958;
Хрэстаматыя па старажытнай беларускай л?таратуры. Скла А. Ф. Коршуна,
М?нск, 1959; У с ? к а у Я., Беларуская батлейка, "Беларусь", 1958, ј 5;
Драматург?я. Зборн?к ар-тыкула, М?нск, 1934; Н е ф ё ц Вл., Белорусская
драматургия, в кн.: Белорусская драматургия, т. 1,Л.-М., 1949;
Майхров?ч Сц., В. ?. Дун?н-Марц?нкев?ч, М?нск, 1955; Семянов?ч А. А.,
Драматург?я В. 1. Дун?на-Марц?нкев?ча, в кн.: Беларуская л?таратура, т.
2, М?нск, 1959;
К а р ?? а у Ул., Драматург?я Янк? Купалы, в кн.: Па шляху сталасц?,
М?нск, 1952; Я р о ш М. Г., Драматург?я Янк? Купалы, М?нск, 1959;
Мозольков Е., Янка Купала. Жизнь и творчество, М., 1950; Янка Купала у
беларуск?м мастацтве. Зборн?к матэрыяла, М?нск, 1958; К а р а б а н С.,
Драматург?я Я. Купалы, в кн.: Вучоныя зап?ск? М?нскага Пед?нстытута,
вып. 1, М?пск, 1950; Карабан С., Драма "Раск?данае гняздо", в кн.:
Вучоныя зап?ск? М?нскага Пед?н-стытута, вып. 3, М?нск, 1954; А г ? е
в ? ч Ул., Першая нацыя-нальная драма, "Беларусь", 1951, "ј 8; Ларчанка
М., Пра драму "Ванна да пабеднага канца" Якуба Коласа, в кн.:
Драматург?я..., М?нск, 1934; У с ? к а у Я., Драматург?я Кандрата
Крап?вы, М?нск, 1953; К а р п а у Ул., Сатыра, проза, драматург?я К.
Крап?вы, в кн.: Па шляху сталасц?, М?нск, 1952; В о л ь с к ? В., Кузьма
Чорны?, в кн.: Нарысы па г?сторы? беларускай л?таратуры, М?нск, 1956;
Есако А., Есц?гней М?ров?ч, в кн.: М?ров?ч Е., П'есы, М?нск, 1957;
Вольск? В., Эдуард Самуйлёнак, М?нск, 1951;
Б е р к о в П., Виталий Вольский и его драматические сказки, в кн.:
Вольский В., Пьесы, М., 1954. В. Н.
БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР. Истоки театр. иск-ва Белоруссии - древние обряды и
игры, творчество скоморохов (впервые скоморохи упоминаются в проповедях
Кирилла Туровского 13 в.). Скоморохи часто выступали под личиной
медведя, козы, журавля, чёрта и т. п., с муз. сопровождением (наиболее
распространённые музыкальные инструменты скоморохов: дуда, жалейка,
бубен, цимбалы, позднее - скрипка). Зрителя привлекали скоморошьи
бытовые ("Кобылка", "Ульяна", сцены с медведем, "Коза" и др.) и сатирич.
сценки, в к-рых едко высмеивались представители власти и церкви.
Скоморохи в Белоруссии имели различные названия: "музыка", "ба-хари",
"волочобники", "блазны", "дудари", "медвежатники" и др.
В 17 в. возникает нар. драма (как и в России, были распространены
драмы "Царь Максимилиан", "Лодка"). С 16 в. по нач. 20 в. существовал
кукольный т-р Батлейка, завоевавший широкую популярность в народе и
оказавший влияние на развитие белорус. т-ра и драматургии. В 16-17 вв.
получил распространение школьный т-р, крупнейшим драматургом к-рого был
Симеон Полоцкий. Комедийные интермедии бытового и сатирич. содержания,
вставлявшиеся в религиозно-нравоучительные представления, выражали
традиции нар. т-ра ("Об униате и схизматике", "Диспут пана
Самохвальского и мужика Гаврилы" и др.). Во 2-й пол. 18 в. в Белоруссии
стали возникать крепостные т-ры (т-р С. Зорича в Шклове, 3. Чернышёва в
Могилёве и др.), просуществовавшие до сер.
19 в. и давшие много талантливых актёров, певцов, танцоров,
музыкантов.
В 1-й пол. 19 в. в Белоруссии гастролировали рус., польские, укр.
труппы. К сер. 19 в. относится деятельность белорусского драматурга В.
И. Дунина-Марцинкевича, создавшего белорус. полупрофессиональный т-р
(сначала в Минске, затем в усадьбе Люцинке под Минском), где ставились
его пьесы.
После подавления революц. крестьянского восстания под руководством
Кастуся Калиновского (1863) усилились репрессии, приостановившие
развитие белорус. т-ра. Подъём белорус. культуры начинается в годы,
предшествующие революции 1905. В 1890 в Минске возникает "Об-во
любителей изящных искусств" с драм. секцией, ставившей пьесы Горького,
Чехова, Островского, Ибсена (закрыто в 1906), делаются попытки создания
нац. т-ра (в Радошкови-чах, 1892, на Петровщине под Минском, 1906, и
др.). С 1905 во мн. городах, местечках, деревнях получают
распространение т. н. "белорусские вечеринки", включавшие выступления
самодеятельности (исполнялись песни, танцы, ставились пьесы). Эти
вечера, проводившиеся по инициативе любителей иск-ва, способствовали
формированию постоянных любительских трупп (в Вильно, Гродно, Минске,
Слуцке, Копыле, Полоцке и др.). В 1907 И. Т. Буйниц-кий создал на основе
кружка в Поливачах (Диснен-ский уезд) белорус. проф. т-р, именовавшийся
"Первой белорусской труппой". Этот т-р, существовавший до 1913, ставил
пьесы: "Предложение" Чехова, "Модный шляхтюк" Каганца, "Хам" и "Рысь"
("В зимний вечер") Ожешко, "По ревизии", "Пошилися в дурни"
Кропивницкого и др., спектакли его были насыщены песнями, танцами. Т-р
Буйницкого, заложивший основы совр. белорус. проф. театр. иск-ва, давал
спектакли в местечках и деревнях Белоруссии, га' стролировал в
Петербурге и Варшаве. Прекратил своё существование в связи с
материальными трудностями и помехами, чинившимися ему царскими властями.
В нач. 20 в. переживает подъём белорус. драматург гия. В это время
создают свои пьесы Янка Купала, Якуб Колас. С драматургич.
произведениями выступает К. Каганец, К. Буйла, В. Голубок и др. В мае
1917 в Минске возник т-р "Первое товарищество белорусской драмы и
комедии". На его сцене шли пьесы Купалы, Каганца, Дунина-Марцинкевича,
Голубка и др. В состав "Товарищества" входили актёры В. С. Фальский, В.
И. Голубок, Ф. П. Жданович, П. В. Мядёлка, Г. Ю. Григонис, А. П.
Крыница, А. К. Ильинский, Л. И. Ржецкая, Н. А. Мицкевич и др.
После изгнания интервентов и окончательного установления в Белоруссии
Советской власти встал вопрос о создании нац. гос. т-ра. Осенью 1920 в
Минске был организован 1-й Белорус. гос. драм. т-р (1-й БГДТ) (ныне
Белорусский театр им. Янки Купалы), в к-рый вошли актёры из
расформированного "Товарищества" и др. коллективов.
Т-р начал свою деятельность с пост. пьес Я. Купалы "Павлинка",
"Разоренное гнездо" и русской классики ("На дне" и др.). Затем были
пост. пьесы "Машека", "Кастусь Калиновский", ".Коваль-воевода" Мировича,
"Ганка" Голубка, "Свадьба" Горбацевича - на материале истории и
фольклора Белоруссии. Спектакли, пост. художеств. руководителем т-ра Е.
А. Мирови-чем, были насыщены песнями, музыкой, танцами: показывали нар.
быт. В 1923 была пост. первая пьеса на совр. тему "Красные цветы
Белоруссии" Горбацевича о борьбе белорусских партизан против
белополь-ских интервентов. Во 2-й пол. 20-х гг. в репертуар включаются
пьесы рус. сов. драматургов - "Мятеж", "Бронепоезд 14-69". Жизнь сов.
Белоруссии изображали в своих пьесах Е. Мирович ("Победа"), Е. Романович
("Мост"). К числу основоположников 1-го Белорус. драм. т-ра принадлежат
актёры В. Н. Крылович, Г. Ю. Григонис, И. Ф. Жданович, Б. В. Платонов,
В. И. Владомирский, Л. И. Ржецкая, О. В. Галина. Несколько позднее к
осн. составу присоединился Г. П. Глебов.
В 1920 по инициативе В. И. Голубка был создан белорус. передвижной
т-р, в задачу к-рого входило художеств. обслуживание р-нов республики.
Театр этот ставил пьесы Я. Купалы, В. Дунина-Марпин-кевича, К. Каганца.
Значительное место в его ре-нертуаре занимали пьесы Голубка ("Ганка",
"Пан Су-рынта", "Плотогоны" и др.) в постановке самого автора. В составе
театра были В. И. Дедюшко, К. Ф. Бы-лич и др.
В 1926 в Витебске был создан 2-й Белорус. гос. драм. т-р (2-й БГДТ;
ныне Белорусский театр им. Якуба Коласа), в состав к-рого вошли молодые
артисты, окончившие Белорус. студию в Москве. В конце 20-х гг. т-р
осуществил постановки пьес Киршона ("Рельсы гудят", "Город ветров"),
Лавренёва ("Разлом"). В составе труппы были А. К. Ильинский, П. С.
Молчанов, К. Н. Санников, Н. А. Мицкевич, С. М. Станюта, Т. Н.
Сергейчик, Р. Н. Кошелъникова, Е. П. Радзялов-ская, М. С. Белинская,
позже Н. П. Звездочётов, А. Г. Шелег.
Успехи белорус. сов. т-ра вызвали сопротивление бурж. националистов,
стремившихся приглушить реалистич. направленность белорус. театр.
иск-ва, протащить на сцену т-ров националистич. репертуар, буржуазную
зап.-европ. драматургию. В 1928 в печати началась т. н. "театральная
дискуссия", в ходе к-рой националисты пытались опорочить лучшие совр.
русские и белорусские пьесы. Передовые деятели сов. т-ра, поддержанные
сов. и партийными орг-циями, отстояли реалистич. тенденции, социалистич.
идейность нац. иск-ва.
30-е годы принесли театру БССР новые успехи. Начала расти сеть
театров. Возникли: Белорус. гос. т-р оперы и балета (1933), Гос. рус.
драм. т-р БССР (1932), Белорус. ТЮЗ (1931), областные и
колхозно-совхозные т-ры. Накануне Отечественной войны в БССР
насчитывалось 23 театра. 1-й БГДТ ставил пьесы об индустриализации
("Гута" Кобеца) и коллективизации страны ("Конец дружбы" Крапивы), о
борьбе трудящихся за социалистич. отечество ("Отечество" Черного).
Этапными спектаклями были "Гибель волка" Самуйлёнка (1939) о борьбе с
кулачеством, "Партизаны" Крапивы (1938) о гражданской войне в Белоруссии
и сатирич. комедия "Кто смеётся последним" Крапивы (1939). Т-р продолжал
ставить пьесы на сюжеты из истории и фольклора Белоруссии ("Соловей"
Бядули). Поставил пьесы рус. и укр. сов. драматургов ("Беспокойная
старость" Рахманова, "В степях Украины" Корнейчука) и классику
(Островского, Мольера). История т-ра этого периода связана с борьбой
против формалистич. ошибок отд. режиссёров. Значит, этапом в утверждении
реализма в сценическом искусстве Белоруссии стал спектакль "Последние"
(1937).
Путь 2-го БГДТ в 30-е гг. также отмечен борьбой с формализмом,
проявившимся в первых пост. т-ра. Спектакли "Первая конная" Вс.
Вишневского, "Гибель эскадры" Корнейчука утвердили реалистич. тенденции
в творчестве т-ра. Большое значение для развития коллектива т-ра имели
спектакли "Война - войне" и "В пущах Полесья" Я. Коласа, "Человек с
ружьём". Прошлая жизнь белорус. народа была воссоздана в спектаклях
"Павдинка", "Примаки" Купалы, "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича. В
30-е гг. на сцене театра шли пьесы Островского, Горького, Мольера,
Ибсена.
В 1932 Белорусский передвижной т-р был реорганизован в Белорусский
3-й Государственный драматический театр (3-й БГДТ). Репертуар т-ра
расширился за счёт пьес драматургов братских советских республик
(Микитенко, Погодина и др.). Лучшим спектаклем этого периода был
"Сержант Дроб" Самуйлёнка (1935). В 1937 3-й БГДТ был расформирован, а
его актёры вошли в 1-й БГДТ и др. белорус. т-ры.
Ярким свидетельством роста нац. театр. иск-ва БССР была проведённая в
1940 в Москве декада белорусского иск-ва. В декаде приняли участие
Белорус. Гос. т-р оперы и балета, 1-й БГДТ.
Немецко-фашистские оккупанты, вторгшиеся на территорию Белоруссии в
июне 1941, подвергли здания театров разрушению. Благодаря заботе партии
и правительства лучшие театры республики были сохранены и эвакуированы в
вост. районы СССР, где продолжали свою работу. 1-й БГДТ находился в
Томске, 2-й БГДТ - в Уральске, а затем- в Орехово-Зуеве. В эвакуации
т-ры сначала возобновили свои прежние, а затем пост. новые спектакли:
"Фронт" (1942) в 1-м БГДТ, "Нашествие" (1943) во 2-м БГДТ. В эти годы
белорус. драматурги и т-ры обращаются к теме партизанской войны,
советского патриотизма ("Испытание огнём" Крапивы, "Поле-щуки"
Романовича), к героич. прошлому народа ("Кас-тусь Калиновский" Мировича,
"Отплата" Климковича и др.). На сцене 2-го БГДТ с успехом шла комедия