<< Пред. стр. 772 (из 913) След. >>
Лит.: Храмцовский Н., Краткий очерк истории и описаниеНижнего-Новгорода, Н.-Новгород, 1857, с 179-80; Ленский А. П., Статьи.
Письма. Записки, М.-Л., 1935, с. 81-85; "Суфлер", 1880, ј 5 [Некролог];
Б о б о р ы к и н П. Д., Воспоминания, т. 1, 1965, с. 58. А. Кл.
ТРСОВА, Елизавета (Лизавета) Агафоновна (урожд. - Вышеславцева; около
1803 - 1859) - рус. актриса. Сестра А. А. Вышеславцевой. Сценич.
деятельность начала ещё будучи крепостной в Т-ре Н. Г. Шаховского в Н.
Новгороде. Получив вольную, до конца жизни играла на сцене
Нижегородского т-ра. Занимала в труппе второе место после своей
знаменитой сестры. В молодости исполняла препм. роли молодых женщин в
комедиях, водевилях, иногда и в операх. Живо, грациозно, задушевно
играла роли Маруси ("Казак-стихотворец" Шаховского), Надежды
("Аскольдова могила" Верстовского) и др. С конца 40-х гг. Т. перешла на
роли пожилых женщин в комедиях. Лучшая роль этого периода - Атуева
("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина).
Лит.: Храмцовский Н., Краткий очерк истории и описание
Нижнего-Новгорода, Н.-Новгород, 1857, с. 176;
"Пантеон", 1848, кн. 12; "Суфлер", 1880, ј 5. А. Кл.
ТРУФФИ, Иосиф Антонович (1850-1925) - рус. оперный дирижёр. Итальянец
по происхождению. Работал в Московской частной русской опере (1885- 1891
и 1898-99), в Тифлисской опере, Панаевском т-ре в Петербурге, в
основанном им "Товариществе оперных артистов", гастролировавшем в
провинции (конец 90-х - нач. 900-х гг.). Т. содействовал первым сценич.
успехам Ф. И. Шаляпина, был пропагандистом рус. оперного иск-ва, под его
управлением прошли первые исполнения опер "Моцарт и. Сальери" и "Боярыня
Вера Шелога" Римского-Корсакова (1898). После Октябрьской революции Т.
жил в Москве, работал с молодыми вокалистами и дирижёрами. В. Ю.
ТРУЦЦИ, Вильяме Жижеттович (1888-1931) - сов. артист и режиссёр
цирка;-дрессировщик лошадей. Дед Т., итальянец по происхождению, остался
после гастролей в России у А. Саломонского, организовал цирковую труппу
и стал её директором. Отец Т. тоже был директором цирка. Т. выступал с
десяти лет в конно-спортивных и конно-балетных номерах. Затем возглавлял
цирки в Севастополе, Петрограде. Принял активное участие в строительстве
сов. цирка. В 20-х гг. был худ. рук. Управления гос. цирками. Т.
способствовал возрождению и развитию лучших традиций конного жанра,
создал большие композиционно сложные конные номера ("Гирлянды", "Ковбой
из Техаса", "Арена Юлия Цезаря" и др.), отличавшиеся безупречной
дрессурой, быстрым темпом, чёткими ритмами, артистизмом исполнения,
режиссёрской выдумкой, праздничной красочностью. В
сценах"Лошадь-артиллерист", "Лошадь в кровати", "Лошадь в ресторане"
лошади пользовались предметами быта человека, повторяли его действия.
Режиссёрская деятельность Т. развернулась в постановках пантомим (Л
енингр. цирк). В своих ранних работах он повторял старые цирковые
представления, но декорации, костюмы, использование света, танца,
широкое применение всех видов конного жанра помогали создавать на арене
сказочную атмосферу Востока ("Тысяча и одна ночь", 1922), динамично и
ярко воплощать остро занимательный сюжет ("Рыцарь золотого льва", 1923).
Позднее Т. вводил в пантомимы грандиозные постановочные эффекты
(особенно в водной феерии). Деятельность Т. дала возможность создавать
массовые тематические трюковые представления и положила начало сов.
водной пантомиме ("Чёрный пират", 1929). Последняя пост. Т.-пантомима
"Махновщина" - цирковое представление нового типа как по содержанию
(историко-революц. тема), так и по форме (включение диалога).
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; е г о же, Арена и люди
советского цирка, М.-Л , 1947; Д м и т р и-е в Ю., Советский цирк, М.,
1963. М. 3.
ТРЯ (Truja), Иордня (р. 6.1.1909) - алб. артистка оперы (сопрано),
педагог, обществ, деятель. Засл. арт. НРА (1961). Окончила Римскую
консерваторию в 1932-Гастролировала в Италии, Франции, Югославии,
Венгрии, СССР (1955) и др. С 1956 - солистка Гос. т-ра оперы и балета в
Тиране. Партии: Наташа ("Русалка"), Антонида ("Иван Сусанин") и др.
Выступает как режиссёр. Пост. оперу "Незабудка" К. Коно (1961).
Исполняет нар. алб. песни. Р. К.
ТРЭЙЛ‚СКУ (Trailescu), Корнель (р. 11.VIII. 1926) - рум. композитор,
дирижёр. В 1945-49 учился в Тимишоарской, в 1949-53-в Бухарестской
консерваториях. В 1946-49 - концертмейстер Тими-шоарского т-ра оперы и
балета, в 1952-55 - хормейстер, с 1955- дирижёр Рум. гос. т-ра оперы и
балета в Бухаресте. Автор оперы "Кот в сапогах" (1964, Бухарестский т-р
оперы и балета) и балета "Барышня Настасия" (соч. 1965). Дирижировал в
Рум. гос. т-ре оперы и балета операми: "Трубадур" (1958), "Отелло"
(1960) Верди, "Лючия ди Ламмермур" Доницетти (1964), балетом "Янку
Жпану" Кириака (4964) и др.
Лит.: ParocescuN., Opera "Motanul incaltat", de Cornel Trailescu,
"Muzica", 1964, .ј 7. А. Ив.
ТРЮМ - см. Устройство сцены.
ТУАЕВ, Давид Афанасьевич (15.X.1903-3.VIII. 1964) - осетинский сов.
драматург. Засл. деят. иск-в С.-О. АССР (1955). Работал
инженером-электриком в JPocTOBe-на-Дону, на Садонских рудниках. В 1941 в
Сев.-Осет. т-ре (Орджоникидзе) была пост. его первая пьеса "Мать сирот",
в к-рой показано зарождение революц. мысли горцев под влиянием борьбы
пролетариата. Пьеса имеет героич. звучание. Т. написал также пьесу
"Сумасшедший пастух", в годы Отечеств. войны-сатирич. комедию
"Поминалыцики" (1942), пьесы: "Свинец" (1942) о горняках Садона,
"Наступление продолжается", "Семья Татархана", "Нарт Сыр-дон" (1943) по
мотивам эпоса и первую осетинскую муз. комедию "Желание сердца"
("Желание Паша", 1944) о жизни дореволюц. Осетии. Эмоциональность
образов, лиризм, широкое использование нац. муз. фольклора определили
популярность этой комедии, сохраняющейся в репертуаре осетинского т-ра.
Т. принадлежит одна из первых осетинских пьес для детей - "Сказка"
(1945), созданная по мотивам нац. фольклора. В 1945 он написал пьесу
"Фатима Харзое-ва", затем "Под белой горой"-о рабочих Садонских
рудников. К 100-летию со дня рождения Коста Хе-тагурова в Сев.-Осет.
т-ре была пост. пьеса Т. "Коста" (1959). В 1963 там же пост. его пьеса о
новой колхозной деревне "Ваши знакомые", в 1964 - "Два сына" о гражд.
войне в Осетии. Пьесы Т. ставились и в Грузии, Татарии, Кабарде. Аза X.
ТУБАЕВ, Мухамед Мударович (р. 14.IX.1919) - кабардинский сов. актёр и
драматург. Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1951), засл. арт. РСФСР (1957).
Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1936 поступил в Театр. студию в
Нальчике. С 1938 - актёр кабардинского колх.-совх. т-ра, с 1940 -
Каб.-Балк. драм. т-ра им. А. Шогенцукова (в 1941-47 находился в рядах
Сов. Армии). Играл героико-романтич. и характерные роли:
Платон Кречет; Фердинанд ("Коварство и любовь"), С. М. Киров ("Аул
Батыр" Шортанова), боец за счастье народа Канамат ("Канамат и Касбулат"
Ше-риева), зловещий Амырхан ("Мать сирот" Туаева), создал искренние
образы людей, исполненных душевной чистоты: Максим Максимыч ("Бэла" по
Лермонтову), парторг колхоза Жантемир ("На чужого коня не садись"
Тубаева и Яралова), патриот Жантоха ("Испытание" Теунова).
Как драматург дебютировал в 1938 пьесой "Маджид и Марьят" по мотивам
кабардинского фольклора. Героизму сов. людей в Отечеств, войне посв.
пьеса "Парень из Кабарды" (1949). Совр. жизнь кабардинского народа Т.
изображает в пьесах: "Светлый путь" (1951), "На чужого коня не садись"
(совм. с А. Ярало-вым, 1960), "Счастье надо беречь" (1960). Написал ряд
одноактных пьес. Драматургия Т. вошла в репертуар Каб.-Балк. т-ра и др.
т-ров Сев. Кавказа.
ТУБИН, Линда (р. 22.VIII.1905)- эст. сов. актриса, Занималась в
Тартуской музыкальной школе. В 1927 стала работать в т-ре "Ванемуйне"
(Тарту), выступала как солистка оперы и драм. актриса. С 1940 - актриса
Т-ра им. В. Кингисеппа (Таллин). Сценич. творчество Т. отмечено
эмоциональностью, лспхологич. глубиной.
Партии: Микаэла ("Кармен"), Мюзетта ("Богема", 1934), Вайке
("Викерры" Аава, 1935), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи, 1935),
Сольвейг ("Пер Гюнт" Грига, 1940).
Роли:Василиса ("Надне"), Тийна ("Оборотень" Китцбер-га), Анна
Николаевна ("Нашествие", 1945), Простакова ("Недоросль", 1952) и др. М.
Вал.
ТУБИН, Эдуард (р. 18. VI, 1905) - эст. композитор и дирижёр. Окончил
Тартуское высшее муз. уч-ще (1930, класс композиции X. Эллера). В
1934-44 - дирижёр т-ра "Ванемуйне" (Тарту). Пост. здесь оперы "Тихий
Дон" Дзержинского (1940), "Чио-Чио-сан" (1940); оперетту "Орфей в аду"
Оффенбаха (1940); балет "Эсмеральда" (1941) - первую самостоятельную
пост. балетной труппы этого т-ра. Написал музыку к ряду драм. спектаклей
т-ра "Ванемуйне". Т.- автор первого эст. балета "Кратть" (1943, 1961,
т-р "Ванемуйне"; 1944, 1966, т-р "Эстония"). С 1944 живёт в Стокгольме,
зав. муз частью Дротнингхольмского дворцового т-ра. Ар. Т.
ТУВИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Тувинская драматургия зародилась в
сер. 20-х гг. 20 в.
В своих пьесах тувинские драматурги обличали античеловечные феод.
порядки ("Ханский закон" коллектива авторов, "Добрый день" В. Кок-оола)
сатирически изображали духовных лиц - лам и шаманов ("Человекоподобная
еда" С. Сарыг-оола и Хойлакаа), раскрывали значение революции для
освобождения трудящегося человека, ярко изображали старую и новую жизнь
("Чего мать не видела, дочь увидит" Сарыг-оола, "Женщина" С. Тока),
поднимали общественно-политич. и моральные проблемы ("Узун-Кара и
Семис-Кара" Тока, "Не забывайте джут", "Чалым-Хая" Кок-оола). В годы
становления национальной драматургии пьесы тув. писателей носили гл.
обр. агитационный характер, им была свойственна нек-рая наивность,
схематизм. К концу 30-х гг. тувинская драматургия достигла значит,
успехов; в 1936-38 появляются пьесы: "Хайыран бот" Кок-оола и
"Тонгур-оол" Тока, сохраняющиеся в репертуаре. Трагич. гибель героини
пьесы Кок-оол показал как неизбежное следствие феодальных порядков.
Пьеса Тока - сатира на политически беспечного руководителя, в ней
показано коварство врага, содержится призыв к бдительности (обе пьесы в
дальнейшем подверглись значительной переработке).
После вступления Тувы в состав СССР (1944) драматурги стремились
отразить новые процессы жизни, писали о коллективизации, строительстве
социализма. Этим темам были посв. пьесы: "Учитель в сумоне" (1948) и "На
стане" (1947) Сарыг-оола, "Стремление" О. Саган-оола(1950). В пьесе
Саган-оола "В одном сельсовете" (1954) разоблачается бюрократизм и
карьеризм; в драме "Спою тебе" рассказывается о борьбе со старым, о*
победе нового, в историч. драме "Пробуждение" показаны рост политич.
сознания аратов (крестьян) под влиянием Октябрьской революции и революц.
события в Туве в 1918-21. Пьеса Тока "Осуществлённая мечта" посв. Вел.
Отечеств, войне, дружбе народов СССР.
В 50-60-е гг. расширился круг драматургов. Одноактные пьесы писали К.
Кудажи, С. Сюрюн-оол. Кок-оол написал комедию "Ах, красавица!" и пьесу
"Самбажык" о восстании аратов против феодалов в 19 в. К. Сагды в пьесе
"Путь девушки" рассказала о тувинской молодёжи. Сарыг-оол написал первое
тувинское оперное либретто "Чечен и Белекмаа", М. Мун-зук - пьесу
"Товарищ директор" о жизни тувинского совхоза. Тув. проф. т-р возник в
сер. 30-х гг.
В 1936 по решению Президиума Малого хурала Тув. Нар. Республики
основана театр. студия в Кызыле (открылась пьесой "Хайыран бот"
Кок-оола). Студия совмещала производственную деятельность с учебной,
готовила кадры работников т-ров. Большую помощь тув. народу в развитии
нац. культуры оказали деятели сов. иск-ва: режиссёр И. Исполнев,
композиторы Р. Миронович, А. Аксёнов, хормейстер С. Булатов. В 1940 было
образовано Театр. уч-ще, в к-ром занимались и актёры т-ра. Ставились
спектакли; "Мятеж", "Любовь Яровая", "Русские люди". В 1939 группа
актёров во главе с В. Оскал-оолом организовала цирковой коллектив,
получивший широкую известность.
В 1945 в Туве создан проф. нац. т-р. В 1947 при т-ре создана рус.
труппа. В 1950 при Нац. т-ре организована актёрская студия. В 1958 Нац.
т-р реорганизован в Муз.-драм. т-р; муз. комедии идут на рус. и
тувинском яз. (в 1955 труппу пополнили выпускники тувинской нац. студии
при Ленингр. театр. ин-те). Тувинская труппа муз.-драм. т-ра пост. пьесы
тувинских драматургов, в т. ч.: "Стремление" (1949), "Пробуждение"
(1957), "В одном сельсовете" (1954) Саган-оола, "Ах, красавица!" (1959),
"Самбажык" (1963) Кок-оола, "Тонгур-оол" (1950, 1961), "Осуществлённая
мечта" (1954) Тока, "Товарищ директор" Мунзука (1961), "Дорогу осилит
идущий" ("Счастье трудных дорог") В. Журавлёва (1964), "Любовью надо
дорожить" С. Пюрбю (1964).
Тувинский т-р пост. произв. Островского ("Гроза", 1962, и др.),
Гоголя ("Ревизор", 1952), Горького ("Васса Железнова", 1958), Шиллера
("Коварство и любовь", 1965), рус. сов. драматургии ("Человек с ружьём",
1957, в роли В. И. Ленина - О. Намдара), пьесы туркм., казах.,
хакасских, бурятских, осетинских, укр., белорус. драматургов. В 1941
пост. первый тувинский муз. спектакль "Хайран-бот" (музыка осн. на нар.
мелодиях, обраб. А. Аксёновым). В 1964 комп. Р. Кенденбиль закончил
оперу "Чечен и Белек-маа" на сюжет сказки С. Тока.
Среди тув. певиц и певцов: .засл. арт. РСФСР Кара-Кыс, Мунзук, арт.
Д. Дамба-Даржа, Л. Хур-гулек, О, Болдукпан. В числе деятелей тувинского
т-ра: засл. арт. РСФСР Л. Севильбаа, М. Мунзук, В, Кок-оол, Но Кысыгбай,
X. Конгар, нар. арт. Тувинской АССР Н. Ользей-оол, арт. Т. Сат, Е.
Кенденбиль, Б, Бады-Саган, Г. Дугержаа п др. Гл. реж, т-ра работали: Н.
В. Стаховский, И/ С. Забродин, Е. А. Меркулович, А. М. Киссельгоф, В. В.
Журавлёв (с 1964), заел, арт. РСФСР С. П.Майер, О. Сиин-оол, комн. С.
Кайдан, А. Лаптан, А. Чиргал-оол, С, Базыр-оол, Р. Кенденбпль, художники
Н. П. Ка-широв, засл. деят. иск-в С. К. Ланзы.
В 1967 в республике работали: Муз.-драм. т-р в Кызыле, Чаданский нар.
т-р (осн. в 1960), Кызыльский нар. т-р,
Лит.' Тыва литература. Допчу тоочузу, Кызыл, 1964;
КалзанА" К вопросу о закономерностях развития тувинской драматургии,
"Ученые записки Тувинского научно-исследовательского ин-та языка,
литературы и истории", Кызыл, 1961, вып. 9; Анчима X., 25-летие
Тувинского театра - важная веха в культурной жизни трудящихся области,
там же; ТавакайА., Твои артисты, Тува, "Нева", 1955, ј5;Алянский Ю-,
Далекое и близкое, "Театр", 1956, ј 8; К и с с е л ь г о ф А., В далекой
Туве, "Театральная жизнь", 1958, ј 6; Аксенов А., Тувинская народная
музыка, "Сов, музыка" 1960 " А. Ив'.
ТУТАНОВ, Александр Александрович [19.III (31. III).1871-6.III.1960] -
рус- сов. актёр, режиссёр, педагог. Нар. арт. Азерб. ССР (1936). Начал
театр. деятельность в любит, кружке в Москве (1888). 10 лет работал в
Т-ре Корша в Москве и в т-рах крупных городов Европ. России и Сибири.
Роли: Чацкий, Гамлет; Петруччио ("Укрощение строптивой") и др. С 1915
руководил т-ром Товарищества артистов Российского театр. об-ва (ТАРТО) в
Тифлисе. С 1924 жил в Баку. Принимал активное участие в развитии азерб.
театр. иск-ва. Был рук. и гл. реж. Т-ра им. Азизбекова, ТЮЗа им. М.
Горького.
Т. был пропагандистом рус. реалистич. иск-ва, воспитал многих
деятелей театр. иск-ва РСФСР, Азербайджана, Грузии и Армении. Вёл
педагогич. работу, с 1945 заведовал кафедрой актёрского мастерства в
Азерб. театр. ин-те им. М. А. Алиева (с 1947 - профессор).
Пост.: "Ревизор" (1924), "На дне" (1925); "Вильгельм Телль" Шиллера
(1925), "Дон Жуан" Мольера (1926), "Гаджи Кара" Ахундова (1926),
"Оевиль" (1928), "Алмас" (1931), "Невеста огня" (1928) Джабарлы,
"Гамлет" (1926): "Загмук" Глебова (1929), "Макбет" (1936) - в Т-ре им.
Азиабекова;
"Тартюф" (1937), "Ромео и Джульетта" (1937)-в Бакинском рус. т-ре;
"Разбойники" (1937) - в Бакинском арм. т-ре;
"Ревизор" (1939), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (1941) - в ТЮЗе.
Г. К.-К.
ТУГАНОВ, Михаил Николаевич (р. 2.VIII.1900)- сов. артист цирка;
наездник. Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистической партии с 1942.
Начал работу в цирке в 1922 в труппе джигитов Алп-Бек. В 1923 выступил
со своим номером. В 1928 пост. конную пантомиму "В горах Кавказа",
продемонстрировав высокое мастерство дрессировки лошадей и джигитовки.
Подготовил сцены конного боя в пантомиме "Шамиль" (1936). В 1940 создал
и возглавил ансамбль донских казаков (наездники, плясуны, певцы,
музыканты, соединявшие высшую школу верховой езды, казацкую джигитовку,
виртуозное исполнение сложнейших приемов кавалерийского боя с пением и
пляской). В начале Отечественной войны все артисты ансамбля стали
бойцами Сов. Армии. После войны Т. собрал коллектив и возобновил
выступления, придав им большую артистичность и обогатив новыми трюками.
Лит.: К у з н е ц о в Е., Арена и люди советского цирка, М. - Л.,
1947; Дмитриев Ю., Советский цирк, М.,1963. М. 3.
ТУГ‚ЛОВ, Нурдин Сооронбаевич (р.15. IX.1920) - кирг. сов. артист
балета, балетмейстер и педагог. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1958). В
1935-41 учился в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1941-42 и с 1945- солист
балетной труппы Киргизского театра оперы и балета (Фрунзе), с 1950 -
балетмейстер, а в 1958-64- гл. балетмейстер этого т-ра. С 1946 преподаёт
во Фрунзенском хореографич. уч-ще.
Партии: Вацлав, Ну-рали ("Бахчисарайский фонтан"), Зигфрид ("Л
ебединое озеро"), Ли Шан-фу ("Красный цветок") и др. Пост.: "Анар"
Власова и Фере (2-я ред. 1950), "Чолпон" Раухвергера (1956),
"Эсмеральда" (1955); "Корсар" Адана и Пуни (1961), "Ромео и Джульетта"
(1962); танцы в операх - "Токтогул" Малдыбаева и Абдраева, "Аджал
ордуна" Власова, Малдыбаева и Фере, и др. Ст. М.
ТУЗЛУКОВ, Борис Димитриевич [р. 5(18).V. 1909] - рус. сов. театр.
художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). Учился в Курской гор. студии
живописи и рисунка. В 1934 - художник и педагог изостудии Бауманского
детского дома культуры (Москва). С 1936 - художник Центр, т-ра кукол под
рук. С. В. Образцова (Москва).
Т. создал своеобразный оформительский стиль спектаклей т-ра кукол.
Его пост. отличаются единством образного решения кукол и декораций,
умением раскрыть характер персонажа в пластич. выражении. Куклам Т.
присущ особый стиль, сочетающий чёткость скульптурной формы, изящество
пропорций с тонкой цветовой гаммой костюма.
Среди работ: "Кот в сапогах" Владычиной (1937), "Большой Иван"
Образцова и Преображенского (1937), "Путешествие в странные страны"
Полякова (1939), "Король-Олень" Сперанского (1943, по Гоцци), "Краса
ненаглядная" Сперанского (1948), "Чёртова мельница" Штока и Дрды (1953),
"Соломенная шляпка" Лабиша (1959), "Царевна-Лягушка" Гернет (1960),
"Божественная комедия" Штока (1961), "И-го-го!" Сперанского (1964) и др.
fy Дис.
ТУЙБАЕВА, София Эрджановна (р. 30. 1.1913) - тадж. сов. актриса. Нар.
арт. Тадж. ССР (1941). С сер. 20-х гг. участвовала в спектаклях
школьного самодеятельного кружка в Бухаре, затем в спектаклях местного
узб. т-ра. В 1929- 1931-актриса Т-ра им. Хам-зы, с 1931 - Т-ра им.
Лаху-ти. Играла -роли героинь:
Дильбар ("Два коммуниста" Яшена, 1931), Турсун ("Ху-джум" Яна, 1931),
Ширин ("Борьба" Усманова, 1933) и др. Дарование Т. в полной мере
раскрылось во 2-й пол. 30-х гг. В эти годы она сыграла роли; Луизы
("Коварство и любовь"), Дездемоны;
Бахтияр ("Клевета" Сапдму-радова и Исмаилова), Гурдо-фарид ("Рустам и
Сухроб"
Пирмухаммед-заде и Волькенштейна). Т. развивает в своём творчестве
тему борьбы женщины за свободу, за право на счастье, тему страстного
протеста против насилия и гнёта. Роли: Лауренсия (1942), Джульетта
(1947); Саодат (о. п. Саидмура-дова и Рабиева, 1948), Любовь Яровая
(1955); Ши Пин ("Тайфун" Цао Юя, 1958), Сарвар ("Приговор матери"