<< Пред.           стр. 772 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Лит.: Храмцовский Н., Краткий очерк истории и описание
 Нижнего-Новгорода, Н.-Новгород, 1857, с 179-80; Ленский А. П., Статьи.
 Письма. Записки, М.-Л., 1935, с. 81-85; "Суфлер", 1880, ј 5 [Некролог];
 Б о б о р ы к и н П. Д., Воспоминания, т. 1, 1965, с. 58. А. Кл.
  ТРСОВА, Елизавета (Лизавета) Агафоновна (урожд. - Вышеславцева; около
 1803 - 1859) - рус. актриса. Сестра А. А. Вышеславцевой. Сценич.
 деятельность начала ещё будучи крепостной в Т-ре Н. Г. Шаховского в Н.
 Новгороде. Получив вольную, до конца жизни играла на сцене
 Нижегородского т-ра. Занимала в труппе второе место после своей
 знаменитой сестры. В молодости исполняла препм. роли молодых женщин в
 комедиях, водевилях, иногда и в операх. Живо, грациозно, задушевно
 играла роли Маруси ("Казак-стихотворец" Шаховского), Надежды
 ("Аскольдова могила" Верстовского) и др. С конца 40-х гг. Т. перешла на
 роли пожилых женщин в комедиях. Лучшая роль этого периода - Атуева
 ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина).
  Лит.: Храмцовский Н., Краткий очерк истории и описание
 Нижнего-Новгорода, Н.-Новгород, 1857, с. 176;
  "Пантеон", 1848, кн. 12; "Суфлер", 1880, ј 5. А. Кл.
  ТРУФФИ, Иосиф Антонович (1850-1925) - рус. оперный дирижёр. Итальянец
 по происхождению. Работал в Московской частной русской опере (1885- 1891
 и 1898-99), в Тифлисской опере, Панаевском т-ре в Петербурге, в
 основанном им "Товариществе оперных артистов", гастролировавшем в
 провинции (конец 90-х - нач. 900-х гг.). Т. содействовал первым сценич.
 успехам Ф. И. Шаляпина, был пропагандистом рус. оперного иск-ва, под его
 управлением прошли первые исполнения опер "Моцарт и. Сальери" и "Боярыня
 Вера Шелога" Римского-Корсакова (1898). После Октябрьской революции Т.
 жил в Москве, работал с молодыми вокалистами и дирижёрами. В. Ю.
  ТРУЦЦИ, Вильяме Жижеттович (1888-1931) - сов. артист и режиссёр
 цирка;-дрессировщик лошадей. Дед Т., итальянец по происхождению, остался
 после гастролей в России у А. Саломонского, организовал цирковую труппу
 и стал её директором. Отец Т. тоже был директором цирка. Т. выступал с
 десяти лет в конно-спортивных и конно-балетных номерах. Затем возглавлял
 цирки в Севастополе, Петрограде. Принял активное участие в строительстве
 сов. цирка. В 20-х гг. был худ. рук. Управления гос. цирками. Т.
 способствовал возрождению и развитию лучших традиций конного жанра,
 создал большие композиционно сложные конные номера ("Гирлянды", "Ковбой
 из Техаса", "Арена Юлия Цезаря" и др.), отличавшиеся безупречной
 дрессурой, быстрым темпом, чёткими ритмами, артистизмом исполнения,
 режиссёрской выдумкой, праздничной красочностью. В
 сценах"Лошадь-артиллерист", "Лошадь в кровати", "Лошадь в ресторане"
 лошади пользовались предметами быта человека, повторяли его действия.
  Режиссёрская деятельность Т. развернулась в постановках пантомим (Л
 енингр. цирк). В своих ранних работах он повторял старые цирковые
 представления, но декорации, костюмы, использование света, танца,
 широкое применение всех видов конного жанра помогали создавать на арене
 сказочную атмосферу Востока ("Тысяча и одна ночь", 1922), динамично и
 ярко воплощать остро занимательный сюжет ("Рыцарь золотого льва", 1923).
 Позднее Т. вводил в пантомимы грандиозные постановочные эффекты
 (особенно в водной феерии). Деятельность Т. дала возможность создавать
 массовые тематические трюковые представления и положила начало сов.
 водной пантомиме ("Чёрный пират", 1929). Последняя пост. Т.-пантомима
 "Махновщина" - цирковое представление нового типа как по содержанию
 (историко-революц. тема), так и по форме (включение диалога).
  Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; е г о же, Арена и люди
 советского цирка, М.-Л , 1947; Д м и т р и-е в Ю., Советский цирк, М.,
 1963. М. 3.
  ТРЯ (Truja), Иордня (р. 6.1.1909) - алб. артистка оперы (сопрано),
 педагог, обществ, деятель. Засл. арт. НРА (1961). Окончила Римскую
 консерваторию в 1932-Гастролировала в Италии, Франции, Югославии,
 Венгрии, СССР (1955) и др. С 1956 - солистка Гос. т-ра оперы и балета в
 Тиране. Партии: Наташа ("Русалка"), Антонида ("Иван Сусанин") и др.
 Выступает как режиссёр. Пост. оперу "Незабудка" К. Коно (1961).
 Исполняет нар. алб. песни. Р. К.
  ТРЭЙЛ‚СКУ (Trailescu), Корнель (р. 11.VIII. 1926) - рум. композитор,
 дирижёр. В 1945-49 учился в Тимишоарской, в 1949-53-в Бухарестской
 консерваториях. В 1946-49 - концертмейстер Тими-шоарского т-ра оперы и
 балета, в 1952-55 - хормейстер, с 1955- дирижёр Рум. гос. т-ра оперы и
 балета в Бухаресте. Автор оперы "Кот в сапогах" (1964, Бухарестский т-р
 оперы и балета) и балета "Барышня Настасия" (соч. 1965). Дирижировал в
 Рум. гос. т-ре оперы и балета операми: "Трубадур" (1958), "Отелло"
 (1960) Верди, "Лючия ди Ламмермур" Доницетти (1964), балетом "Янку
 Жпану" Кириака (4964) и др.
  Лит.: ParocescuN., Opera "Motanul incaltat", de Cornel Trailescu,
 "Muzica", 1964, .ј 7. А. Ив.
  ТРЮМ - см. Устройство сцены.
  ТУАЕВ, Давид Афанасьевич (15.X.1903-3.VIII. 1964) - осетинский сов.
 драматург. Засл. деят. иск-в С.-О. АССР (1955). Работал
 инженером-электриком в JPocTOBe-на-Дону, на Садонских рудниках. В 1941 в
 Сев.-Осет. т-ре (Орджоникидзе) была пост. его первая пьеса "Мать сирот",
 в к-рой показано зарождение революц. мысли горцев под влиянием борьбы
 пролетариата. Пьеса имеет героич. звучание. Т. написал также пьесу
 "Сумасшедший пастух", в годы Отечеств. войны-сатирич. комедию
 "Поминалыцики" (1942), пьесы: "Свинец" (1942) о горняках Садона,
 "Наступление продолжается", "Семья Татархана", "Нарт Сыр-дон" (1943) по
 мотивам эпоса и первую осетинскую муз. комедию "Желание сердца"
 ("Желание Паша", 1944) о жизни дореволюц. Осетии. Эмоциональность
 образов, лиризм, широкое использование нац. муз. фольклора определили
 популярность этой комедии, сохраняющейся в репертуаре осетинского т-ра.
 Т. принадлежит одна из первых осетинских пьес для детей - "Сказка"
 (1945), созданная по мотивам нац. фольклора. В 1945 он написал пьесу
 "Фатима Харзое-ва", затем "Под белой горой"-о рабочих Садонских
 рудников. К 100-летию со дня рождения Коста Хе-тагурова в Сев.-Осет.
 т-ре была пост. пьеса Т. "Коста" (1959). В 1963 там же пост. его пьеса о
 новой колхозной деревне "Ваши знакомые", в 1964 - "Два сына" о гражд.
 войне в Осетии. Пьесы Т. ставились и в Грузии, Татарии, Кабарде. Аза X.
  ТУБАЕВ, Мухамед Мударович (р. 14.IX.1919) - кабардинский сов. актёр и
 драматург. Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1951), засл. арт. РСФСР (1957).
 Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1936 поступил в Театр. студию в
 Нальчике. С 1938 - актёр кабардинского колх.-совх. т-ра, с 1940 -
 Каб.-Балк. драм. т-ра им. А. Шогенцукова (в 1941-47 находился в рядах
 Сов. Армии). Играл героико-романтич. и характерные роли:
  Платон Кречет; Фердинанд ("Коварство и любовь"), С. М. Киров ("Аул
 Батыр" Шортанова), боец за счастье народа Канамат ("Канамат и Касбулат"
 Ше-риева), зловещий Амырхан ("Мать сирот" Туаева), создал искренние
 образы людей, исполненных душевной чистоты: Максим Максимыч ("Бэла" по
 Лермонтову), парторг колхоза Жантемир ("На чужого коня не садись"
 Тубаева и Яралова), патриот Жантоха ("Испытание" Теунова).
  Как драматург дебютировал в 1938 пьесой "Маджид и Марьят" по мотивам
 кабардинского фольклора. Героизму сов. людей в Отечеств, войне посв.
 пьеса "Парень из Кабарды" (1949). Совр. жизнь кабардинского народа Т.
 изображает в пьесах: "Светлый путь" (1951), "На чужого коня не садись"
 (совм. с А. Ярало-вым, 1960), "Счастье надо беречь" (1960). Написал ряд
 одноактных пьес. Драматургия Т. вошла в репертуар Каб.-Балк. т-ра и др.
 т-ров Сев. Кавказа.
  ТУБИН, Линда (р. 22.VIII.1905)- эст. сов. актриса, Занималась в
 Тартуской музыкальной школе. В 1927 стала работать в т-ре "Ванемуйне"
 (Тарту), выступала как солистка оперы и драм. актриса. С 1940 - актриса
 Т-ра им. В. Кингисеппа (Таллин). Сценич. творчество Т. отмечено
 эмоциональностью, лспхологич. глубиной.
  Партии: Микаэла ("Кармен"), Мюзетта ("Богема", 1934), Вайке
 ("Викерры" Аава, 1935), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи, 1935),
 Сольвейг ("Пер Гюнт" Грига, 1940).
  Роли:Василиса ("Надне"), Тийна ("Оборотень" Китцбер-га), Анна
 Николаевна ("Нашествие", 1945), Простакова ("Недоросль", 1952) и др. М.
 Вал.
  ТУБИН, Эдуард (р. 18. VI, 1905) - эст. композитор и дирижёр. Окончил
 Тартуское высшее муз. уч-ще (1930, класс композиции X. Эллера). В
 1934-44 - дирижёр т-ра "Ванемуйне" (Тарту). Пост. здесь оперы "Тихий
 Дон" Дзержинского (1940), "Чио-Чио-сан" (1940); оперетту "Орфей в аду"
 Оффенбаха (1940); балет "Эсмеральда" (1941) - первую самостоятельную
 пост. балетной труппы этого т-ра. Написал музыку к ряду драм. спектаклей
 т-ра "Ванемуйне". Т.- автор первого эст. балета "Кратть" (1943, 1961,
 т-р "Ванемуйне"; 1944, 1966, т-р "Эстония"). С 1944 живёт в Стокгольме,
 зав. муз частью Дротнингхольмского дворцового т-ра. Ар. Т.
  ТУВИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Тувинская драматургия зародилась в
 сер. 20-х гг. 20 в.
  В своих пьесах тувинские драматурги обличали античеловечные феод.
 порядки ("Ханский закон" коллектива авторов, "Добрый день" В. Кок-оола)
 сатирически изображали духовных лиц - лам и шаманов ("Человекоподобная
 еда" С. Сарыг-оола и Хойлакаа), раскрывали значение революции для
 освобождения трудящегося человека, ярко изображали старую и новую жизнь
 ("Чего мать не видела, дочь увидит" Сарыг-оола, "Женщина" С. Тока),
 поднимали общественно-политич. и моральные проблемы ("Узун-Кара и
 Семис-Кара" Тока, "Не забывайте джут", "Чалым-Хая" Кок-оола). В годы
 становления национальной драматургии пьесы тув. писателей носили гл.
 обр. агитационный характер, им была свойственна нек-рая наивность,
 схематизм. К концу 30-х гг. тувинская драматургия достигла значит,
 успехов; в 1936-38 появляются пьесы: "Хайыран бот" Кок-оола и
 "Тонгур-оол" Тока, сохраняющиеся в репертуаре. Трагич. гибель героини
 пьесы Кок-оол показал как неизбежное следствие феодальных порядков.
 Пьеса Тока - сатира на политически беспечного руководителя, в ней
 показано коварство врага, содержится призыв к бдительности (обе пьесы в
 дальнейшем подверглись значительной переработке).
  После вступления Тувы в состав СССР (1944) драматурги стремились
 отразить новые процессы жизни, писали о коллективизации, строительстве
 социализма. Этим темам были посв. пьесы: "Учитель в сумоне" (1948) и "На
 стане" (1947) Сарыг-оола, "Стремление" О. Саган-оола(1950). В пьесе
 Саган-оола "В одном сельсовете" (1954) разоблачается бюрократизм и
 карьеризм; в драме "Спою тебе" рассказывается о борьбе со старым, о*
 победе нового, в историч. драме "Пробуждение" показаны рост политич.
 сознания аратов (крестьян) под влиянием Октябрьской революции и революц.
 события в Туве в 1918-21. Пьеса Тока "Осуществлённая мечта" посв. Вел.
 Отечеств, войне, дружбе народов СССР.
  В 50-60-е гг. расширился круг драматургов. Одноактные пьесы писали К.
 Кудажи, С. Сюрюн-оол. Кок-оол написал комедию "Ах, красавица!" и пьесу
 "Самбажык" о восстании аратов против феодалов в 19 в. К. Сагды в пьесе
 "Путь девушки" рассказала о тувинской молодёжи. Сарыг-оол написал первое
 тувинское оперное либретто "Чечен и Белекмаа", М. Мун-зук - пьесу
 "Товарищ директор" о жизни тувинского совхоза. Тув. проф. т-р возник в
 сер. 30-х гг.
  В 1936 по решению Президиума Малого хурала Тув. Нар. Республики
 основана театр. студия в Кызыле (открылась пьесой "Хайыран бот"
 Кок-оола). Студия совмещала производственную деятельность с учебной,
 готовила кадры работников т-ров. Большую помощь тув. народу в развитии
 нац. культуры оказали деятели сов. иск-ва: режиссёр И. Исполнев,
 композиторы Р. Миронович, А. Аксёнов, хормейстер С. Булатов. В 1940 было
 образовано Театр. уч-ще, в к-ром занимались и актёры т-ра. Ставились
 спектакли; "Мятеж", "Любовь Яровая", "Русские люди". В 1939 группа
 актёров во главе с В. Оскал-оолом организовала цирковой коллектив,
 получивший широкую известность.
  В 1945 в Туве создан проф. нац. т-р. В 1947 при т-ре создана рус.
 труппа. В 1950 при Нац. т-ре организована актёрская студия. В 1958 Нац.
 т-р реорганизован в Муз.-драм. т-р; муз. комедии идут на рус. и
 тувинском яз. (в 1955 труппу пополнили выпускники тувинской нац. студии
 при Ленингр. театр. ин-те). Тувинская труппа муз.-драм. т-ра пост. пьесы
 тувинских драматургов, в т. ч.: "Стремление" (1949), "Пробуждение"
 (1957), "В одном сельсовете" (1954) Саган-оола, "Ах, красавица!" (1959),
 "Самбажык" (1963) Кок-оола, "Тонгур-оол" (1950, 1961), "Осуществлённая
 мечта" (1954) Тока, "Товарищ директор" Мунзука (1961), "Дорогу осилит
 идущий" ("Счастье трудных дорог") В. Журавлёва (1964), "Любовью надо
 дорожить" С. Пюрбю (1964).
  Тувинский т-р пост. произв. Островского ("Гроза", 1962, и др.),
 Гоголя ("Ревизор", 1952), Горького ("Васса Железнова", 1958), Шиллера
 ("Коварство и любовь", 1965), рус. сов. драматургии ("Человек с ружьём",
 1957, в роли В. И. Ленина - О. Намдара), пьесы туркм., казах.,
 хакасских, бурятских, осетинских, укр., белорус. драматургов. В 1941
 пост. первый тувинский муз. спектакль "Хайран-бот" (музыка осн. на нар.
 мелодиях, обраб. А. Аксёновым). В 1964 комп. Р. Кенденбиль закончил
 оперу "Чечен и Белек-маа" на сюжет сказки С. Тока.
  Среди тув. певиц и певцов: .засл. арт. РСФСР Кара-Кыс, Мунзук, арт.
 Д. Дамба-Даржа, Л. Хур-гулек, О, Болдукпан. В числе деятелей тувинского
 т-ра: засл. арт. РСФСР Л. Севильбаа, М. Мунзук, В, Кок-оол, Но Кысыгбай,
 X. Конгар, нар. арт. Тувинской АССР Н. Ользей-оол, арт. Т. Сат, Е.
 Кенденбиль, Б, Бады-Саган, Г. Дугержаа п др. Гл. реж, т-ра работали: Н.
 В. Стаховский, И/ С. Забродин, Е. А. Меркулович, А. М. Киссельгоф, В. В.
 Журавлёв (с 1964), заел, арт. РСФСР С. П.Майер, О. Сиин-оол, комн. С.
 Кайдан, А. Лаптан, А. Чиргал-оол, С, Базыр-оол, Р. Кенденбпль, художники
 Н. П. Ка-широв, засл. деят. иск-в С. К. Ланзы.
  В 1967 в республике работали: Муз.-драм. т-р в Кызыле, Чаданский нар.
 т-р (осн. в 1960), Кызыльский нар. т-р,
  Лит.' Тыва литература. Допчу тоочузу, Кызыл, 1964;
  КалзанА" К вопросу о закономерностях развития тувинской драматургии,
 "Ученые записки Тувинского научно-исследовательского ин-та языка,
 литературы и истории", Кызыл, 1961, вып. 9; Анчима X., 25-летие
 Тувинского театра - важная веха в культурной жизни трудящихся области,
 там же; ТавакайА., Твои артисты, Тува, "Нева", 1955, ј5;Алянский Ю-,
 Далекое и близкое, "Театр", 1956, ј 8; К и с с е л ь г о ф А., В далекой
 Туве, "Театральная жизнь", 1958, ј 6; Аксенов А., Тувинская народная
 музыка, "Сов, музыка" 1960 " А. Ив'.
  ТУТАНОВ, Александр Александрович [19.III (31. III).1871-6.III.1960] -
 рус- сов. актёр, режиссёр, педагог. Нар. арт. Азерб. ССР (1936). Начал
 театр. деятельность в любит, кружке в Москве (1888). 10 лет работал в
 Т-ре Корша в Москве и в т-рах крупных городов Европ. России и Сибири.
 Роли: Чацкий, Гамлет; Петруччио ("Укрощение строптивой") и др. С 1915
 руководил т-ром Товарищества артистов Российского театр. об-ва (ТАРТО) в
 Тифлисе. С 1924 жил в Баку. Принимал активное участие в развитии азерб.
 театр. иск-ва. Был рук. и гл. реж. Т-ра им. Азизбекова, ТЮЗа им. М.
 Горького.
  Т. был пропагандистом рус. реалистич. иск-ва, воспитал многих
 деятелей театр. иск-ва РСФСР, Азербайджана, Грузии и Армении. Вёл
 педагогич. работу, с 1945 заведовал кафедрой актёрского мастерства в
 Азерб. театр. ин-те им. М. А. Алиева (с 1947 - профессор).
  Пост.: "Ревизор" (1924), "На дне" (1925); "Вильгельм Телль" Шиллера
 (1925), "Дон Жуан" Мольера (1926), "Гаджи Кара" Ахундова (1926),
 "Оевиль" (1928), "Алмас" (1931), "Невеста огня" (1928) Джабарлы,
 "Гамлет" (1926): "Загмук" Глебова (1929), "Макбет" (1936) - в Т-ре им.
 Азиабекова;
  "Тартюф" (1937), "Ромео и Джульетта" (1937)-в Бакинском рус. т-ре;
 "Разбойники" (1937) - в Бакинском арм. т-ре;
  "Ревизор" (1939), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (1941) - в ТЮЗе.
 Г. К.-К.
  ТУГАНОВ, Михаил Николаевич (р. 2.VIII.1900)- сов. артист цирка;
 наездник. Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистической партии с 1942.
 Начал работу в цирке в 1922 в труппе джигитов Алп-Бек. В 1923 выступил
 со своим номером. В 1928 пост. конную пантомиму "В горах Кавказа",
 продемонстрировав высокое мастерство дрессировки лошадей и джигитовки.
 Подготовил сцены конного боя в пантомиме "Шамиль" (1936). В 1940 создал
 и возглавил ансамбль донских казаков (наездники, плясуны, певцы,
 музыканты, соединявшие высшую школу верховой езды, казацкую джигитовку,
 виртуозное исполнение сложнейших приемов кавалерийского боя с пением и
 пляской). В начале Отечественной войны все артисты ансамбля стали
 бойцами Сов. Армии. После войны Т. собрал коллектив и возобновил
 выступления, придав им большую артистичность и обогатив новыми трюками.
  Лит.: К у з н е ц о в Е., Арена и люди советского цирка, М. - Л.,
 1947; Дмитриев Ю., Советский цирк, М.,1963. М. 3.
  ТУГ‚ЛОВ, Нурдин Сооронбаевич (р.15. IX.1920) - кирг. сов. артист
 балета, балетмейстер и педагог. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1958). В
 1935-41 учился в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1941-42 и с 1945- солист
 балетной труппы Киргизского театра оперы и балета (Фрунзе), с 1950 -
 балетмейстер, а в 1958-64- гл. балетмейстер этого т-ра. С 1946 преподаёт
 во Фрунзенском хореографич. уч-ще.
  Партии: Вацлав, Ну-рали ("Бахчисарайский фонтан"), Зигфрид ("Л
 ебединое озеро"), Ли Шан-фу ("Красный цветок") и др. Пост.: "Анар"
 Власова и Фере (2-я ред. 1950), "Чолпон" Раухвергера (1956),
 "Эсмеральда" (1955); "Корсар" Адана и Пуни (1961), "Ромео и Джульетта"
 (1962); танцы в операх - "Токтогул" Малдыбаева и Абдраева, "Аджал
 ордуна" Власова, Малдыбаева и Фере, и др. Ст. М.
  ТУЗЛУКОВ, Борис Димитриевич [р. 5(18).V. 1909] - рус. сов. театр.
 художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). Учился в Курской гор. студии
 живописи и рисунка. В 1934 - художник и педагог изостудии Бауманского
 детского дома культуры (Москва). С 1936 - художник Центр, т-ра кукол под
 рук. С. В. Образцова (Москва).
  Т. создал своеобразный оформительский стиль спектаклей т-ра кукол.
 Его пост. отличаются единством образного решения кукол и декораций,
 умением раскрыть характер персонажа в пластич. выражении. Куклам Т.
 присущ особый стиль, сочетающий чёткость скульптурной формы, изящество
 пропорций с тонкой цветовой гаммой костюма.
  Среди работ: "Кот в сапогах" Владычиной (1937), "Большой Иван"
 Образцова и Преображенского (1937), "Путешествие в странные страны"
 Полякова (1939), "Король-Олень" Сперанского (1943, по Гоцци), "Краса
 ненаглядная" Сперанского (1948), "Чёртова мельница" Штока и Дрды (1953),
 "Соломенная шляпка" Лабиша (1959), "Царевна-Лягушка" Гернет (1960),
 "Божественная комедия" Штока (1961), "И-го-го!" Сперанского (1964) и др.
 fy Дис.
  ТУЙБАЕВА, София Эрджановна (р. 30. 1.1913) - тадж. сов. актриса. Нар.
 арт. Тадж. ССР (1941). С сер. 20-х гг. участвовала в спектаклях
 школьного самодеятельного кружка в Бухаре, затем в спектаклях местного
 узб. т-ра. В 1929- 1931-актриса Т-ра им. Хам-зы, с 1931 - Т-ра им.
 Лаху-ти. Играла -роли героинь:
  Дильбар ("Два коммуниста" Яшена, 1931), Турсун ("Ху-джум" Яна, 1931),
 Ширин ("Борьба" Усманова, 1933) и др. Дарование Т. в полной мере
 раскрылось во 2-й пол. 30-х гг. В эти годы она сыграла роли; Луизы
 ("Коварство и любовь"), Дездемоны;
  Бахтияр ("Клевета" Сапдму-радова и Исмаилова), Гурдо-фарид ("Рустам и
 Сухроб"
  Пирмухаммед-заде и Волькенштейна). Т. развивает в своём творчестве
 тему борьбы женщины за свободу, за право на счастье, тему страстного
 протеста против насилия и гнёта. Роли: Лауренсия (1942), Джульетта
 (1947); Саодат (о. п. Саидмура-дова и Рабиева, 1948), Любовь Яровая
 (1955); Ши Пин ("Тайфун" Цао Юя, 1958), Сарвар ("Приговор матери"

<< Пред.           стр. 772 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу