<< Пред.           стр. 773 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ансори, 1962) и др. Играла роль Н. К. Крупской в спектакле "Ураган"
 Киямова и Абдулло (1957).
  Творчеству Т. присущи глубокая эмоциональность и высокий драматизм,
 лприч. тонкость, обаяние, орга-нич. единство речевого и пластпч. рисунка
 роли, тщательность отделки деталей. Актриса обладает большой художеств.
 культурой, чувством меры. Она свободно, непринуждённо и изящно играет
 комедийные роли - Туанет ("Мнимый больной"), Пошлёпкина ("Ревизор"),
 Холнисо ("Шёлковое сюзане" Каххара), Гульбпби ("Сердце сердцу весть
 подаёт" Киямова и Мороз), развивая в своём исполнении традиции нар.
 тадж. т-ра. С 1933 снимается в кино. ff jf
  ТУЙГУН, Шукурджан (р. 12. II 1.1909) - узб. сов. драматург, писатель.
 Окончил Ин-т просвещения в Бухаре и ф-т яз. и лит-ры Бакинского ун-та
 (1930). Лит. деятельность начал в 1928. Как драматург выступил в 1939,
 издав пьесу "Бохадыр" о прошлом узб. народа. В 1941 совм. с А. Умари
 написал драму "Месть" о героизме воинов-узбеков на фронтах Великой
 Отечеств, войны. В пьесе "Мухаббад" (1946) Т. рассказывает о сов. людях
 в первый послевоен. год, в пьесе "Хикмат" (1951)-об узб. интеллигенции.
 Пьесы Т. были пост. в Т-ре им. Хамзы и др. узб. т-рах, а также в тадж. и
 туркм. т-рах.
  Соч.: Пьёсалар, Таш., 1955; Однотомник, Таш. 1959;
  "Пилля-ая", Таш., 1965.
  Лит.: Узбекская драматургия, т. 2, Таш., 1958; Писатели Советского
 Узбекистана, Таш., 1959. В Д
  ТУКАЕВ, Газим Мутагарович [р. 14(27).III.1909]- башк. сов. актёр.
 Нар. арт. Башк. АССР (1954). Засл. арт. РСФСР (1955). Чл. Коммунистпч.
 партии с 1947. Окончил театральное отделение Уфимского техникума
 искусств. С 1930 - актёр Башкирского т-ра драмы (Уфа). Играет главным
 образом характерные и комедийные роли.
  Роли* Якуб ("Карлугас" Бикбая), Ишмай ("Тансулпан" Даяна), Шаги,
 Дервиш ("Одинокая берёза", "В ночь лунного затмения" Карима), Земляника,
 Яичница ("Ревизор", "Женитьба"), Шмага; Бальзаминов ("Женитьба
 Бальзаминова" Островского), Телегин ("Дядя Ваня"), Перчихин, Татарин,
 Трубач ("Мещане", "На дне", "Егор Булычев и другие"), Пикалов ("Любовь
 Яровая"), Шадрин ("Человек с ружьём") и ДР- А. Ив.
  ТУКАЙ, Габдулла [14(26). IV.1886- 2(15). IV.1913]- тат. поэт,
 основоположник нац. демократпч. лит-ры. Т. способствовал организации
 нац. проф. т-ра. В стихотворений "Театр" (1907) он определяет сущность
 реалп-стич. сценич. иск-ва. Т. считал т-р школой народа и призывал к
 правдивому изображению жизни. В четверостишиях, посв. первой тат.
 актрисе С. Гиззатуллиной-Волжской, поэт определяет место и назначение
 актёра в обществ, жизни. Написал несколько рецензий на спектакли и
 пьесы.
  Мн. произв. Т. послужили основой для создания пьес, баллад и опер. По
 мотивам поэмы "Шурале" написаны пьеса-сказка "Находчивый юноша"
 Аппаковой, балет "Шурале" Ф. Яруллина. По мотивам др. произведений
 Т.-балет "Золотой гребень" Бакирова. Комп. Р. Губайдуллин написал оперу
 "Кисекбаш" по поэме Т., а драматург А. Камал - пьесу для кукольного
 театра.
  С о ч.; Сайланма эсэрлэр, т. 1-2, Казан, 1946-1948. У 1-С
  ТУКЙЧИ (Tukici), Ибрахим (р. 4. VI. Г926) - алб арт. оперы (тенор).
 Засл. арт. НРА (1961). В 1957 окончил Моск. консерваторию. С 1957 -
 солист Т-ра оперы и балета в Тиране. Партии: Ленский; Туридду ("Сельская
 честь" Масканьи) и др. Р. К.
  ТУКМАНОВА, Арина Ивановна (1778-1804) - рус. артистка балета. В 1797
 окончила Петерб. театр. школу; училась у Дж. Канцианиа и И. И.
 Вальберха. С 1794 выступала на сцене придворного т-ра в спектаклях
 балетм. Ш. Ле Пика, П. Шевалье, Вальберха. С 1'799 - ведущая танцовщица
 петерб. балетной труппы. Танец Т. отличался благородством, высокой
 техникой, лукавой грацией. С успехом выступала также как оперная и
 комедийная актриса. В 1803 из-за болезни была вынуждена покинуть сцену.
  Партии: Зефир ("Амур и Психея"), Берениса ("Возвращение Полиорцета"),
 Вакханка ("Ариана, покинутая Тезеем на острове Наксосе"
 Мартин-и-Солера), Лусинда ("Оракул" Мартин-и-Солера), Грация ("Свадьба
 Фетисы и Пе-лея" Париса).
  Лит.: Архив Дирекции императорских театров, вып. 1 (1746-1801), отд.
 3, СПБ, 1892; Борисоглебский М. В. [сост.], Материалы по истории
 русского балета, т. 1, Л., 1938. Л. И.
  ТУЛЕБАЕВ, Мукан Тулебаевич [28.11(13.111). 1913-2. IV. 1960] - казах,
 сов. композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1959). Засл. деят.
 иск-в Казах. ССР. Чл. Коммунистпч. партии с 1956. Был деп. Верх. Совета
 Казах. ССР 4-го и 5-го созывов. В 1951 окончил Моск. консерваторию
 (класс композиции Н. Я. Мясковского и В. Г. Фере). Т.-автор опер
 "Амангельды" (совм. с Е. Г. Брусиловским, 1945, Т-р оперы и балета им.
 Абая, Алма-Ата), "Биржан и Сара" (1946, там же, Гос. пр. СССР, 1949;
 вторая ред. 1957); музыки к фильмам, песен, романсов и инструментальных
 произведений. Вёл педагогическую деятельность в Алма-Атинской
 консерватории. Был председателем Союза композиторов Казах. ССР
 (1956-60).
  Лит.: Ч у м б а л о в а, М. Т. Тулебаев, в кн.: Композиторы
 Советского Казахстана, Алма-Ата, 1958; Ж у б а н о в А., Мукан Тулебаев,
 Алма-Ата, 1963 (наказах, яз.). Б. Е.
  ТУЛЕГ‚НОВА, Бибигуль Ахметовна (р. 16.XII. 1929) - казах, сов.
 артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. Казах. ССР (1959). В
 1954 окончила Алма-Атинскую консерваторию. В 1954-56- солистка Т-ра
 оперы и балета им. Абая (Алма-Ата), с 1956 - Казах, филармонии. Обладает
 серебристым по тембру голосом. Партии: Джильда; Норина ("Дон Паскуале"
 Доницетти), Кыз-Жибек (о. п. Брусилов-ского). Выступает в концертах с
 исполнением классич. репертуара и народных песен. Концертировала во
 многих городах СССР, Китая, Польши, ГДР, Вьетнама. Б. Е.
  ТУЛЛАЛЬ (букв. - беганье и скакание) - инд. нар.-театр. танец,
 зрелище (др. назв.- катакха-лп бедных). Т. появился в нач. 19 в.
 Основоположником его считают танцовщика Канчана Намбиара. Получил
 распространение у народности малаяли (штат Керала). Т. несложный танец;
 танцовщик, двигаясь в быстром темпе вперёд и назад, перемежает это
 движение прыжками и одновременно поёт. Т. получил широкое
 распространение в народе благодаря своему демократич. характеру: по
 сравнению с дорогостоящими оформлениями представлений катакхали пост. Т.
 дёшевы и, следовательно, доступны беднякам. Сатирич. куплеты, к-рые
 исполняет танцовщик-певец в Т., направлены против несправедливости,
 жрецов, феодалов и помещиков. Св. П.
  ТУМАНИНА, Надежда Васильевна [р. 1(14).IX. 1909] - рус. сов.
 музыковед. В 1936 окончила Моск. консерваторию (историк о-теоретич. ф-т,
 класс В. Э. Фермана). С 1951 - ст. науч. сотрудник Сектора музыки
 народов СССР Ин-та истории иск-в (Москва). Ведёт педагогич. работу. В
 1934-45 - преподаватель истории музыки в Моск. муз. техникуме (ныне -
 Уч-ще им. Гнесиных); в 1939-44- ассистент кафедры истории зарубежной
 музыки Моск. консерватории, в 1944-49 и с 1957 - доцент кафедры истории
 рус. музыки (там же), в 1949-57 - зав. этой кафедрой. Т.- автор науч.
 исследований по истории рус. муз. т-ра.
  Соч.: М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество, М.-Л., 1939; Чайковский и
 музыкальный театр. М., 1961; Чайковский. Путь к мастерству, М., 1962;
 Оперное творчество Чайковского, М., 1957 (совм. с В. В. Протопоповым);
 Музыкальная трилогия "Орестея", в кн.: Памяти Сергея Ивановича Танеева.
 1856-1946, М.-Л., 1947; Отечественная герои-ко-трагическая опера Глинки
 "Иван Сусанин", в сб.: М. И. Глинка, М.-Л., 1950; Музыка Глинки к
 трагедии Кукольника "Князь Холмский", там же, и др. А. ffg
  ТУМАНИШВИЛИ, Автандпл Бпртвеловпч (1793- ок. 1820) - груз. драматург.
 С 1814 работал в Петербурге в 4-м департаменте Сената. В 1819 был
 обвинён в "противозаконной переписке", лишён прав и звания и отдан в
 солдаты. Автор фарса "Разговоры" (1814), сатирически осмеивающего груз.
 аристократию, направленного против крепостного права, развивающего
 традиции т-ра сахиоба. Эта пьеса определила значение Т. как
 основоположника груз. обличительной реалп-стич. комедии. Д. Д.
  ТУМАНИШВИЛИ, Михаил Бпртвеловпч (1818- 1875)-груз. театр. критик. С
 1851 печатал в груз. и рус. журналах и газетах театр. рецензии и статьи
 о спектаклях груз. т-ра Г. Эриставп (Тифлис), где нек-рое время работал
 суфлёром. В своих статьях Т. защищал реалистич. направление театр.
 иск-ва, рассматривал т-р как просветительское учреждение, призванное
 пропагандировать прогрессивные идеи. Много внимания уделял творчеству
 драматургов и актёров:
  3. Антонова, Г. Дванадзе, Г. Джапаридзе и др. Писал рецензии на
 спектакли Тифлисского русского театра. Д. Д.
  ТУМАНИШВИЛИ, Михаил Иванович (р. 6.11. 1921) - груз. сов. режиссёр.
 Нар. арт. Груз. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Окончил
 режиссёрский ф-т Груз. театр. ин-та (Тбилиси) по классу
  Г. А. Товстоногова (1949). С этого же года - режиссёр Т-ра им. Ш.
 Руставели (в 1965-66- гл. реж.). Яркой сценич. формой, выразительными
 мизансценами, выдумкой, искрящимся весельем отличался пост. Т. спектакль
 "Испанский священник" ФлеТчера (1954). Режиссёрские находки, острота
 характеристик, изобретательность присущи и др. комедийным спектаклям Т.:
 "Доктор философии" Нушича (1956), комедия-сказка "Чинчрака" Нахуцришвили
 (1963), "Повесть о любви" Буачидзе (1958) и др. В спектакле "Такая
 любовь" Когоута (1959) Т. проявил склонность к глубокому психологизму,
 эмоциональности, гра-фич. чёткости, ритмичности сценич. действия,
 яркости сценич. формы. В 1951 пост. спектакль "Люди, будьте бдительны!"
 по Ю. Фучику, в 1966 - "Король Лир". С 1949 Т. ведёт педагогич.
 деятельность в Груз. театр. ин-те им. Ш. Руставели.
  Лит.: Абхаидзе Ш. и ШвангирадзеН., Ордена Ленина гос. театр им. Ш.
 Руставели (Краткий очерк), Тб., 1958; Февральский А., Театр имени
 Руставели, М., 1959; УрушадзеН., (статьи), "Сабчота хеловнеба", 1959,.ј
 12, с. 69-77, 1960, JSTs 10, с. 49-56.
  ТУМАНОВ (Т у м а н и ш в и л и), Иосиф Михайлович [р. 2(15).1.1909] -
 сов. реж., педагог. Нар. арт. СССР (1964). Чл. Ком-мунистпч. партии с
 1956. Сценич. деятельность начал в Тбилиси в 1923. Окончил драм. курсы
 под рук. Ю. А. Завадского .(1929), Был актёром Т-ра-студии Завадского
 (1925-32), где сыграл ряд ведущих ролей и пост. "Дело о душах"
 Голичнпкова и Попа-рпгопуло (1931) и др. В 1933-34 Т.- гл. реж. Моск.
 рабочего художеств. т-ра, где пост. "На острове Хондо" Пушкога; в 1934 -
 36 - реж. Нового т-ра, пост. "Дети Ванюшина" Найдёнова и др. В 1936-1946
 - реж., с 1938 - гл. реж. Оперного т-ра им. Станиславского (с 1941-Муз.
 т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Пост. оперы- "Дарвазское
 ущелье" Степанова (1939, совм. с М. Л. Мельтцер под рук.
 Станиславского), "Бал-маскарад" Верди (1941), балет "Лола" Василенко
 (1943, совм. с В. П. Бурмейсте-ром) и др. В 1946-53 Т.- худ. рук. Моск.
 т-ра оперетты. Содействовал утверждению в репертуаре т-ра спектаклей
 современной темы. Пост.: "Вольный ветер" Дунаевского, "Летучая мышь" И.
 Штрауса (обе в 1947), "Беспокойное счастье" (1948), "Трембита" (1949,
 Гос. пр. СССР, 1950), "Девичий переполох" Милютина (1950), "Самое
 заветное" Соловьёва-Седого (1952) и др.
  В 1953-61 - гл. реж. Моск. т-ра им. Пушкина. Пост.: "Поезд можно
 остановить" Маккола (1954), "Жена" Борщаговского, "Белый лотос"
 Винникова и Осноса (обе в 1956), "Деревья умирают стоя" Касоны (1958),
 "Столпы общества" Ибсена (1961). С 1962 Т.- гл. реж. Кремлёвского Дворца
 съездов, а с 1964 и Большого т-ра. Пост. на сцене Дворца съездов первые
 оперные спектакли: "Дон Карлос" Верди (1963), "Октябрь" Мурадели (1964),
 отличавшиеся масштабностью и выразительностью нар. сцен. В 1966 пост.
 оперы - "Сказание о невидимом граде Китеже..." Римского-Корсакова и
 "Мазепа" в Большом т-ре.
  Т. был худ. рук. декад бурятского (1940) и грузинского (1958) пск-ва
 и лит-ры в Москве и постановщиком заключит, концертов мн. нац. декад.
 Пост. первую бурят, оперу "Энхе-Булат батор" Фролова (Улан-Удэ, 1940);
 груз. оперы-"Абесалом и Этери" Палиашвили (1953, Т-р оперы и балета им.
 Палиашвили, Тбилиси) и "Невеста севера" Торадзе (1958, там же). С 1928
 Т. ведёт педагогич. работу. С 1951 - преподаватель, с 1965 - профессор
 ГИТИСа; худ. рук. курсов актёров и режиссёров муз. т-ра.
  Лит.: К а н н Е., Музыкальный театр им. Станиславского и
 Немировича-Данченко в дни войны, в сб.: Театр. М., 1944;
  ГрошеваЕ., Образы и маски, "Театр", 1948, ј 11 ;А. К., Творческие
 итоги Московского театра оперетты, "Сов. музыка", 1950, .ј 4; Н е с т ь
 е в И., "Дон Карлос", "Муз. жизнь", 1963, ј 23. M. Лифш.
  ТУМАНЯН, Ованес Тадевосович [7(19).II.1869, село Дсех, ныне - Туманян
 Арм. ССР,- 23. III. 1923, Москва] - арм. поэт. В молодости увлекался
 т-ром. Принимал участие в любительских спектаклях, выступал с П.
 Адамяном, о к-ром написал воспоминания. Произв. Т., насыщенные глубоким
 драматизмом, послужили либретто для пьес, киносценариев, опер (оперы
 "Ануш" Тиграняна, "Алмаст" Спендиарова и др.). Т. писал рецензии и
 статьи об арм. т-ре, защищая реалистич. и демократич. принципы в иск-ве.
  Лит.: Туманян-критик, Ер., 1938 (на арм. яз.). Б. А.
  ТУНКЕЛЬ, Давид Владимирович (29.III.1905-18.VI. 1966)- рус. сов.
 режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1954). В 1927 окончил театр. школу
 при Т-ре Революции и был принят в труппу этого т-ра. В 1936-66- режиссёр
 Центр, т-ра Красной (ныне Советской) Армии. Т. был режиссёром в пост. А.
 Д. Поповым спектаклях: "Дело" Сухово-Кобылнна (1940), "Полководец"?
 Тренёва (1945). Самостоятельно пост.: "На всякого мудреца довольно
 простоты" (1941); "За тех, кто в море!" Лавренёва (1947), "Тихий океан"
 Прута (1949), "Варвары" (1955); "Физики" Дюрренматта(1965). В творч.
 биографии режиссёра большое место занимает совр. драматургия. Он пост.
 пьесы: "За вторым фронтом" Собко (1949), "Стрекоза" Бараташвили (1953),
 "Извините, пожалуйста" Макаёнка (1954), "Крепость над Бугом" Смирнова
 (1956), "Караван" Штока (1957, совм. с А. А. Петровым), "Якорная
 площадь" Штока (1960), "Бой с тенью" В. Тура (1966) и ряд др. Т. ставил
 спектакли и в др. т-рах: "Кляксы" Дыхович-ного и Слободского (1959) в
 Моск. т-ре эстрады и миниатюр, "Гурий Львович Синичкин" Дыховичного,
 Слободского, Червинского (1963), "Четвёртый позвонок" по о. п. Ларни
 (1961) - оба в Московском театре Сатиры.
  Для режиссёрского творчества Т. характерна тщательная работа с
 актёром, психологич. разработка образов. Спектаклям Т. присущи юмор,
 комедий-ность. Я. Мор. ТУОНГ- см. Вьетнамский театр и драматургия.
 ТУОРИЛА,Суло Александрович [р. 9(22).VI.1911]- карельский сов. режиссёр
 и актёр. Нар. арт. Карел. . АССР (1956). Засл. дсят. иск-в РСФСР (1959).
 В 1932 окончил Ленингр. драм. техникум. В 1932 вошёл в труппу вновь
 организованного фин. драм. т-ра в Петрозаводске. С 1948 ведёт и
 режиссёрскую деятельность.
  Роли: Труффальдино ("Принцесса Турандот" Гоцци), Максимов ("За тех,
 кто в море!"Лавренёва),Годун("Разлом"), Хлестаков, Егор Булычев; Оскар
 ("Сын рыбака" Лациса), Астров ("Дядя Ваня"), Куллерво (о. п. Киви),
 Дронов ("Всё остаётся людям" Алёшина) и др.
  Пост.: "За тех, кто в море!" Лавренёва, "Люди с Дангора"
 Андерсена-Нексё, "Сельские сапожники" Киви, "Беспокойная старость"
 Рахманова. (7 Кол.
  ТУР, братья [псевдоним; наст. фам.- Т у б е л ь-с к и и, Леонид
 Давидович (11.IV.1905-14.II.19()1) и Рыже и, Пётр Львович (р.
 24.1.1908)] - рус. сов. драматурги. Лит. деятельность начали в 1923 как
 журналисты. Среди первых пьес - "Нефть" (1930, Ленингр. т-р драмы им.
 Пушкина), "Утопия" (1930, Ленпнгр. Большой драм. т-р) - обе совм. с Л.
 Гор-вым и А. П. Штейном, "Земля и небо" (1932, Красный т-р, Ленинград).
 Т. написали (совм. с Л. Б. Шейниным) пьесу "Очная ставка" (1938,
 Камерный т-р, Москва) - одну из первых пьес, посв. работе сов. разведки.
 Эта пьеса, как и мн. др. пьесы Т., имеет напряжённый, действенный
 сюжет,острые коллизии, стремительно развёртывающуюся интригу. Т. (совм.
 с Шейниным) принадлежит пьеса "Губернатор провинции" (1947, Моск. т-р
 им. Ленинского комсомола), показывающая мирную политику Сов. Союза, его
 прогрессивное историч. значение в борьбе за мир.
  Среди др. пьес: "Восточный батальон" (1935, Центр, т-р Красной
 Армии), "Генеральный консул" (совм. с Шейниным, 1939, моек. Камерный
 т-р), "Неравный брак" (совм.с Шейниным, 1941, Моск. т-р Сатиры, Центр,
 т-р Красной Армии), "Дым отечества" (1942), "Поединок" (совм.с
 Шейниным,1944), "Кому подчиняется время" (совм. с Шейниным, 1946, Т-р
 им. Вахтангова), "Софья Ковалевская" (1948, Моск. т-р им. Ленинского
 комсомола), "Особняк в переулке" (1949, там же), "Третья молодость" (1
 952, Моск.т-р драмы), "Колесо счастья" (1955, Моск.т-р им. Ленинского
 комсомола), "После разлуки" (1957, Т-р им. Вахтангова), "Побег из ночи"
 (1958, моек. Т-р им. Маяковского), "Северная мадонна" (1961, моек. Т-р
 им. Ермоловой).
  В 1960 П. Л. Тур написал пьесу "Посторонняя женщина" (1964, Ленингр.
 т-р Комедии). В соавторстве с А. С. Тур - пьесу "Перебежчик" (1965, Т-р
 им. Маяковского) об интернациональной дружбе народов. Пьесы Т. "Софья
 Ковалевская", "Побег из ночи", "Северная мадонна", "Перебежчик"
 отличаются более глубоким раскрытием образов героев. Пьесы Т. ставились
 на сценах зарубежных т-ров (Австралия, Англия, Венгрия, Румыния,
 Чехословакия и др.). По сценариям Т. пост. неск. фильмов; Гос. пр. СССР
 (1950) за участие в работе над сценарием фильма "Встреча на Эльбе".
  Соч.: Драмы, М., 1962; Перебежчик, М., 1966. Лит.: Носова Г.,
 "Губернатор провинции" в Сиднее, "Огонек", 1949, .N" 6; К а р а г а н о
 в А., Сценический образ и актерская мысль, "Театр", 1950, ј 9; Р о ш е р
 Р., Пьесы советских авторов на сценах ГДР, "ГДР. Информация и
 иллюстрации", 1960, ј 9.
  ТУР (фр. tour - поворот, кругооборот, от лат. torno - круглю) - в
 хореографическом искусстве полный (или частичный) оборот танцовщика или
 танцовщицы в какой-либо танц. позе; телу придаётся вращательное движение
 (или поворотный толчок). Частичные повороты могут выполняться на 1
 (unquart du tour), 2 (demitour) и на 3/ (trius quart du tour). T.
 исполняются как на полу (a terre; tour lent, tour chaines), так и в
 воздухе (tour en l'air). Л. И.
  ТУРАЛЫСОВ, Георгий Михайлович [р. 9(22).IV. 1903] - якутский сов.
 театр. художник. Засл. деят. пск-в РСФСР (1957) и нар. художник ЯАССР
 (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1956. Основоположник якут. декорац.
 иск-ва. В 1929 окончил ВХУТЕИН (театр.-декорац. отд.). Работал
 художником в Вилюй-ском народном доме (1922-24). С 1929 - режиссёр и
 художник, с 1930 - гл. художник Якутского т-ра (ныне Муз.-драм. т-р им.
 П. А. Ойунского). Т.- первый проф. театр. художник Якутии. В 30-40-е гг.
 большое место в своих работах уделял пейзажу, придавая ему
 эмоциональность, поэтичность. Особенно удачны его картины суровой
 северной природы. С 50-х гг. в работах Т. живопись сочетается с
 объёмными декорациями, с тщательной разработкой планировки сцены.
  Оформил спектакли: "Братья" Ефремова (1936, 1949);
  "Ньюргун Боотур" - муз.драма Сивцева (1940) и опера Жир-нова и
 Литинского (1945, 1948, 1957), "Манчары" Протодья-конова (1942 и 1948),
 "Под майским небом" Гоголева (1963), "Любовь Яровая" (1942), "Человек с
 ружьём" (1947), "Недоросль" (1935), "Ревизор" (1938), "Коварство и
 любовь" (1952), "Отелло" (1955), "Снегурочка" (1964), "Лебединое озеро"
 (1961) и др.
  Лит.: Якутский государственный муз.-драм. театр им. П. А. Ойунского,
 Якутск, 1957; Каталог выставки, Якутск, 1953; СметанинТ., Художник Г. М.
 Туралысов, Якутск, 1959. ' М.Лифш.
  ТУРГЕНЕВ, ИванСергеевич[28.Х(9.Х1).1818, Орёл,- 22.VIII(3.IX).1883,
 Буживаль, Франция]-рус. писатель. Окончил философский ф-т Петерб. ун-та
 (словесное отделение). В начале своего творч. пути Т. находился под
 влиянием романтизма; его первый лит. опыт - дра-матич. поэма в стихах
 "Сте-но" (1834)-подражание "Ма-нфреду" Байрона. В 40-е гг., в результате

<< Пред.           стр. 773 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу