<< Пред.           стр. 774 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 сближения с В. Г. Белинским и редакцией журн. "Современник", Т.
 становится продолжателем гоголевских традиций крп-тич. реализма,
 писателем "натуральной школы". В своих статьях и рецензиях (на драму
 "Смерть Ляпунова" Гедеонова и трагедию "Генерал-по-ручпк Паткуль"
 Кукольника,
  1846) Т. критиковал господствовавшую ходульную драматургию
 официозно-реакц. направления, призывал к созданию самобытных драм.
 произв., к-рые правдиво отражали бы рус. действительность. В 1843 Т.
 написал драм. очерк "Неосторожность", в к-ром метко пародировал
 эпигонскую псевдоромантпч. драматургию. Первой оригинальной реалистич,
 комедией Т. была пьеса "Безденежье" (1845, пост. 1852, Александрин-скпй
 т-р; спектакль был показан только два раза). В ней дана картина петерб.
 нравов; по своей критич. направленности п сюжетным мотивам она
 перекликается с "Ревизором". Связь с гоголевским направлением наиболее
 ярко проявилась в т. н. социально-бытовых психологич. комедиях
 "Нахлебник" (1848) и "Холостяк" (1849). В основе их - гуманистич. тема
 маленького человека, протестующего против угнетения личности,
 сохраняющего своё достоинство. Стремление к глубокому психологич.
 раскрытию характеров персонажей, изображению социальной среды,
 определяющей эти характеры, отличают бытовые жанровые сцены в пьесах Т.
 Правдивое воспроизведение быта в сочетании с поэтич. лиризмом и
 психологически тонкой разработкой характера стало впоследствии осн.
 особенностью драматур-гич. стиля Т. Комедия "Нахлебник", воспринятая
 реакц. критикой как пьеса, направленная против русских дворян, была
 запрещена цензурой. Показанная впервые в 1849 в домашнем спектакле у М.
 С.Щепкина (для к-рого Т. написал роль Кузовкин, а также роль Мошкина в
 "Холостяке"), она была пост. в т-ре лишь в 1862 (Малый т-р на сцене
 Большого т-ра, бенефис Щепкина; Александрийский т-р, в репертуаре не
 удержалась, вновь пост. в 1889). Комедия "Холостяк" пост. в 1849 *в
 Александрийском, в 1850 в Малом т-рах (Мошкина играл М. С. Щепкин; в
 1859 в той же роли с огромным успехом выступил в Александрийском т-ре А.
 Е. Мартынов). В обличительной сатирич. комедии "Завтрак у предводителя"
 (1849) Т. рисует быт помещиков-крепостников, осмеивает ограниченность,
 некультурность, своекорыстие дворянского об-ва. Пост. в 1849 в
 Александрийском т-ре в бенефис П. А. Каратыгина, пьеса была затем
 запрещена цензурой. Драм. произв. Т. не пользовались широким признанием
 публики и критики, не понимавшими новаторской сущности драматургии Т.
 Его пьесы требовали новых средств сценич. выразительности, к-рые ещё не
 были найдены т-рами. Неудачи постановок и гонения цензуры побудили
 автора впоследствии прекратить драматур-гич. деятельность (1852).
  Оригинальность, новаторство драматургии Т. наиболее ярко проявились в
 его лирико-психологпч. комедиях "Где тонко, там п рвётся" (1847) и
 "Месяц в деревне" (1850). "Без преувеличения скажу...,-писал о первой
 его пьесе Н. А. Некрасов,- что вещицы более грациозной и художественной
 в русской нынешней литературе вряд ли отыскать" (Полн. собр. соч. и
 писем, т. 10, 1952, с. 114). Драм. конфликт этой пьесы, развивающийся на
 фоне обыденной усадебной жизни, представлен в виде своеобразного
 пси-хологич. поединка персонажей, построенного на остроумном, живом,
 богатом по подтексту диалоге. Образ Горского выражает черты будущего
 рефлектирующего героя Т.- дворянина-интеллигента, лишённого твердых
 убеждений, неспособного к решительным поступкам. Пост. в 1851 в
 Александрийском т-ре с цензурными сокращениями, пьеса эта успеха не
 имела и после 3-го представления была снята с репертуара. В 1912 пьеса
 "Где тонко, там и рвётся" была пост. в МХТ (Горский - Качалов, Вера -
 Гзовская). Глубина психологич. анализа, поэтичность, тонкость нюансов
 отличают пьесу Т. "Месяц в деревне" (1850, первонач. назв. "Студент";
 пьеса была запрещена цензурой). Основное содержание пьесы составляет
 тема социального неравенства: автор раскрывает психологию персонажей,
 принадлежащих к разным социальным классам. Вялости чувств, рефлексии,
 бездеятельности, безволию дворянина Ракитина противопоставлены в этой
 пьесе душевное здоровье, сила, цельность, молодой задор
 разночинца-демократа Беляева. Представителем де-мократич. лагеря
 является и врач Шпигельский. В пьесе звучит также тема любви, показанная
 автором в разл. аспектах - лирпко-драматпч. (Наталья Петровна - Ракптин,
 Верочка - Беляев), комическом (Шпигельскпй - Лизавета Богдановна). В
 комедии "Месяц в деревне" отчётливо сказались особенности драматургии
 Т., делающие её предшественницей драматургии А. П. Чехова: простота и
 ясность сюжета сочетаются в ней с насыщенностью внутр. психологпч.
 действия, характеры героев раскрываются препм. в переживаниях, диалогах,
 словесных поединках, в под- текстах, паузах, намёках, недомолвках.
 Опубликован-* ная в первой запрещённой для сцены редакции лишь в 1869,
 пьеса с купюрами была впервые пост. в 1872 в Малом т-ре (бенефис Е. Н.
 Васильевой, исполнившей роль Натальи Петровны), а в 1879 - в
 Александрийском т-ре (бенефис М. Г. Савиной). Роли Верочки, а затем
 Натальи Петровны стали лучшими работами М. Г. Савиной. Наиболее глубокую
 и верную интерпретацию эта пьеса получила в спектакле МХТ в 1909 (реж.
 Станиславский и Москвин, Наталья Петровна - Книппер-Чехова, Ракитин -
 Станиславский).
  Последние две одноактные комедии Т.- "Провинциалка" (1850, пост.
 1851, Малый т-р, бенефис Щепкина, игравшего роль Ступендьева, в том же
 году в Александрийском т-ре, Ступендьев - Мартынов;
  1912, МХТ, Любин - Станиславский) и "Вечер в Сорренто" (1852, пост.
 1885, Александрийский т-р, бенефис Савиной). Сцена "Разговор на большой
 дороге" (1850), посв. П. М. Садовскому, предназначена для чтения с
 эстрады. Драматургия Т. характеризуется прогрессивными
 обличительно-критич., гуманистич. тенденциями, острым чувством
 современности, высокими художеств. достоинствами. Пьесы Т. имеют большую
 сценич. историю, ставятся также и за рубежом.
  В конце 60-х гг. Т. написал на франц. яз. четыре либретто оперетт на
 муз. П. Виардо ("Слишком много жён", "Последний колдун", "Людоед",
 "Зеркало"). Т. выступал также как критик (рецензии на переводы драмы
 Шиллера "Вильгельм Телль", 1843, трагедии Гёте "Фауст", 1844, на комедию
 Островского "Бедная невеста", 1851, позднее "Речь о Шекспире", 1864, и
 др.). На сценах т-ров широко идут инсценировки романов Т. ("Дворянское
 гнездо" и др.).
  Соч.: Собр. соч., т. 9 - Сцены и комедии, М., 1962;
  Полн. собр. соч. и писем, т. 2, 3, М.-Л., 1961-62; Литературное
 наследство, т. 73, кн. 1, М., 1964.
  Лит.: Гроссман Л., Театр Тургенева, П., 1924;
  Тургенев и театр. М., 1953; Драматургия Тургенева, в кн.:
  Петрове. М.,И. С.Тургенев, М., 1961; Станиславский К. С., Моя жизнь в
 искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 326-32; Литературное
 наследство, т. 73, кн. 1, М., 1964, с. 69-258. Я. 3.
  ТУРГУНБАЕВА, Мукаррам [р. 30.IV(13.V).1913]- узб.сов. артистка
 балета, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с
 1953. Деп. Верх. Совета Узб. ССР 3-5-го созывов. Одна из выдающихся
 исполнительниц узб. нар. и совр. танцев. Творч. деятельность начала в
 1929 в первом узб. муз.-драм. т-ре. Танц. иск-ву училась у Ю. К.
 Шакирджанова, У. А. Камилова, Тамары Ханум. . Одна из создательниц
 первого узб. балета "Шахида" Таля (1939). Т. исполнила заглавные партии
 в нац. балетах "Гуляндом" Брусилов-ского (1940), "Акбиляк" Василенко
 (1943) и др. Основываясь на нар. танц. традициях, Т. стремилась
 приблизить национальный танец к современности. В 1954 организовала
 женский хореографич. ансамбль "Ба-хор", к-рый затем был преобразован в
 Гос. ансамбль танца Узб. ССР (1963). Среди лучших танц. композиций,
 созданных Т.: сольные - "Ожидание", "Смелая девушка", "Хлопок" и др.;
 массовые - "Андижанская полька", "Уйгурский", "Большая игра",
 "Наман-ганские яблочки" и др.
  В 1934-41 преподавала в Балетном уч-ще в Ташкенте, в 1945-57 - в Узб.
 хореографич. уч-ще. Гос. пр. СССР (1946. 1951). Л. Ав.
  ТУРДЫЕВ, Амин (р. 10.VI.1910) - узб. сов. актёр и режиссёр. Нар. арт.
 Узб. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Участвовал в театр.
 самодеятельности. В 1929 принят в Рабочий передвижной т-р, в 1931 - в
 Т-р им. Хамзы. Затем работал как актёр и режиссёр в Самаркандском и
 Наманганском т-рах. С 1937 - снова в Т-ре им. Хамзы. Т.- характерный,
 разноплановый актёр.
  Роли: Шадрин ("Человек с ружьём"), Макар Дубрава (о. п. Корнейчука),
 Прохор Храпов ("Васса Железнова"), Турахан-бай ("Путеводная звезда"
 Яшена), Заргаров ("Больные зубы" Каххара), Линьков ("Хозяин" Соболева),
 Кассий ("Юлий Цезарь" Шекспира), Вожак ("Оптимистическая трагедия"),
  Пост. в Т-ре им. Хамзы: "Мать" Уйгуна (1943), "Полёт орла" Султанова
 (1942, совм. с И. Н. Берсеневым), "Новбахор" Уйгуна (1949, совм. с Д.
 Абидовым), "Шамсикамар" Аблиева (1955), "Рискованная шутка" Уйгуна
 (1944), "Дядя и племянник" Бабаджана (1959) и др.
  Ставил спектакли в обл. т-рах, с 1963-гл. режиссёр ТЮЗа им.
 Ахунбабаева. Снимается в кино. Ведёт лит. работу. Я. Ф.
  ТУРЕЛЬ (Tourel, анаграмма фам. Э л ь - Т у р, El-Tour), Дженни (р.
 22.VI.1910) - канадская артистка оперы (меццо-сопрано), франко-русского
 происхождения. Ученица рус. певицы А. Эль-Тур. В 1933 дебютировала в
 партии Кармен на сцене "Опера комик" (Париж), была солисткой этого т-ра
 до 1940. В 1941 переехала в США. В 1944 с успехом выступила на сцене
 т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). После окончания 2-й мировой войны
 гастролировала в Англии, Франции, Италии, Голландии. Участвовала в
 премьере оперы Стравинского "Карьера мота" (Венеция, 1951). С 1950-х гг.
 выступает как концертная певица. Голос Т. отличается обширным
 диапазоном, ровностью и пластичностью звука, красивой, бархатной
 окраской. Одна из лучших совр. исполнительниц вок. лирики Чайковского.
  Партии: Розина; Миньон (о. п. Тома), Кармен; Адаль-жиза ("Норма"
 Беллини), Шарлотта ("Вертер" Массне) и др.
  Вс. Т.
  ТУРЕНКЙВ, Алексей Евламппевпч [ 9 (21). I.I 886 - 27. IX. 1*958] -
 белорус. сов. композитор, педагог, муз.-обществ, деятель. Засл. деятель
 иск-в БССР (1939). Был депутатом Верх. Совета БССР 1-го созыва. Учился в
 Петерб. консерватории (1911-14, класс композиции А. К. Лядова и Н. А.
 Соколова). Автор опер "Цветок счастья" (1940, Белорус. т-р оперы и
 балета,. Минск), "Ясный рассвет" (1958, 1963, там же) и др.,. балета
 "Лесная сказка" (соч. 1952); музыки к драм. спектаклям и фильмам.
 Произв. Т. созданы на основе белорус. нар. песенности. В 1919-34 вёл
 педа-гогич. работу в Могилёве п Гомеле. А. Ив., Б. См.
  ТУРЕЦКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР - один из ведущих гос. т-ров Турции. Осн. в
 1945 в Анкаре. Состоит из оперной и драматич. трупп. См. Турецкий театр
 и драматургия.
  ТУРЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР. Осн. в 1914 в Стамбуле.
 Первоначально наз. "Дарюльбедайи Османи" ("Османский храм иск-ва"), с
 1931 получил новое наименование - Городской т-р (см. Турецкий театр и
 драматургия).
  ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Наиболее древние виды театр. иск-ва
 Турции - кукольный и теневой т-ры (карагёз), площадные игровые
 представления ("орта оюну") и выступления рассказчиков-импровизаторов
 (меддахов). Эти формы нар. творчества положили начало развитию совр.
 тур. т-ра.
  Проникновение европ. т-ра в Турцию началось с конца 18 в. Реформы
 периода Танзимата (40-70-е гг. 19 в.) в области просвещения и культуры
 способствовали развитию театр. иск-ва. На гастроли в Стамбул и др.
 города Турции начали приезжать европ. проф. театр. труппы. Постоянными
 посетителями спектаклей, как правило, были представители немусульманских
 народов многонациональной Османской империи: армяне, греки и др.
 Любители-армяне организовали первые театр. труппы Турции,
 способствовавшие созданию тур. проф. т-ра. В сер. 50-х гг. 19 в. Наум
 Эфенди построил в одном из стамбульских кварталов (Галатасарае) первое
 театр. помещение - "Наум тиятросу", предназначавшееся вначале для
 гастролей европ. театр. трупп. С 1860 в "Наум тиятросу" ставились
 спектакли на арм. яз., исполнителями к-рых были выпускники театр. школ.
 Приток зрителей турок в "Наум тиятросу" увеличился после того, как в
 программах начали печатать содержание спектаклей на тур. яз. Важным
 этапом в истории театр. иск-ва Турции явилось создание в Стамбуле арм.
 т-ра "Гедик-паша" (1869), на сцене к-рого регулярно ставились и
 спектакли на тур. яз. Театр "Гедик-паша" возглавил Гюллю Акоп (Вардовян)
 -актёр, режиссёр и переводчик, объединивший вокруг т-ра прогрессивных
 тур. литераторов и общественных деятелей: Му-стафа Фазыл-пяша,
 Реджаизаде Экрем, Али-бей, На-мык Кемалъ и др. На сцене т-ра ставились
 пьесы Намы-ка Кемаля, Шемседдина Сами, Эбуззия Тевфика и Ахмеда Мидхата,
 направленные против деспо-тич. феодально-мусульманских устоев. В
 репертуар т-ра включались также произведения Шекспира, Шиллера, Мольера,
 Гюго и др.Наряду с армянами и греками в т-ре выступали турки (Ахмет
 Фехим, Ахмет Неджип, Хамит и др.), мн. из к-рых раньше принимали участие
 в представлении "орта оюну". Женские роли исполняли греч. и арм.
 актрисы, т. к. религия запрещала тур.- женщинам выступать в т-ре.
  Установление в Турции реакц.-деспотич. режима в период правления
 султана Абдул-Хамида II (1876 - 1909) затормозило развитие тур. т-ра. В
 1882 т-р "Гедик-паша" был закрыт, а здание - разрушено. В эти годы были
 предприняты попытки организации т-ра в провинции. Ахмет Вефик-паша,
 меценат и переводчик пьес Мольера, создал т-р в г. Бурса, где в 1882-85
 он был губернатором. В труппу вошли актёры "Гедик-паша". Т-р
 просуществовал более 3 лет. Однако усилия меценатов и общественности не
 смогли предотвратить общий процесс упадка Т. т. и д. Театр. труппы
 ставили адаптированные легковесные комедии и мелодрамы.
  Популярностью пользовалась труппа М. Минакья-на, в составе к-рой были
 арм. и тур. (Фехим, Алексьян Эфенди и др.) актёры.
  Большое значение для последующего развития тур. театр. иск-ва на
 рубеже 19 и 20 вв. имела деятельность т-ра "Тулуат" ("Театр
 импровизации"), к-рый возглавил антрепренёр и актёр Абдурреззак Эфенди.
 Позднее были созданы труппы, к-рыми руководили актёры Шевки, Кель Хасан
 и др. В этих т-рах работали тур. актёры: Нашит, Мукбиль Салих Саит,
 Мехмет Али Эфенди и популярные комики Али Риза и Дюмбюллю Исмаил.
  Младотурецкая бурж. революция 1908, восстановившая режим
 конституционной монархии, вызвала нек-рое оживление в театр. жизни
 Турции. Прогрессивная интеллигенция стремилась объединить актёрские силы
 и создать постоянный нац. т-р. В любительском т-ре Реза Руги, ставившем
 классич. зап.-европ. драматургию, впервые в Турции был пост. "Гамлет"
 (1913), заглавную роль исполнял один из лучших тур. актёров Мухсин
 Эртугрул. В репертуар любительских и полупроф. т-ров включались пьесы
 тур. писателей 2-й пол. 19 в.- Намыка Кемаля, Ахмеда Мидхата, Абдулхака
 Хамида, а также пьесы совр. драматургов - Дженаба Шахабеддина, Халида
 Зип, Ака Гюндюза, Решада Нури Гюнтекина, Халида Фах-ри, Юсуфа Зии. В
 1914 муниципалитет Стамбула открыл консерваторию, получившую назв.
 "Дарюль-бедайи Османи" ("Османский храм иск-ва"). Среди учащихся
 школы-студии, созданной при консерватории, были первые актрисы-турчанки
 Афифе, Бехпре, Мемдуха, Бейза, Рефика (позднее из-за преследования
 реакционеров они были вынуждены оставить сцену).
  Отсутствие средств и поддержки правительства мешало созданию нац.
 т-ра. Театр. об-ва и полупроф. т-ры, проработав один сезон, распадались.
  В 1916 спектаклем "Чюрюк темель" ("Гнилой фундамент") Хюсейна Суата в
 здании стамбульского т-ра "Тепебаши" выпускники студии "Дарюльбедайи
 Османи" открыли первый нац. тур. т-р. Этот т-р получал дотацию от
 муниципалитета. Однако просуществовал недолго: после капитуляции Турции
 в 1918 и оккупации Стамбула войсками держав Антанты театр. жизнь в
 Турции снова замирает. Возрождение т-ра стало возможным только после
 завершения нац.-освободит. войны 1919-22 и провозглашения Турецкой
 республики (1923).
  С 1926 "Дарюльбедайн Османи" вновь стал финансироваться стамбульским
 муниципалитетом, а в 1931 был преобразован в Городской т-р. Большая
 заслуга в развитии тур. театр. иск-ва принадлежит Мухспну Эртугрулу
 (возглавившему с 1927 "Дарюльбедайп Османи") и его сподвижникам -
 актёрам и режиссёрам Васфи Риза Зобу, Кязиму Кёрмюкчу, Галибу Ар-джану.
 В 1925, 1927 и 1934 Эртугрул приезжал в Сов. Союз, где знакомился с сов.
 театр. иск-вом, изучал систему К. С. 'Станиславского и др. Городской т-р
 поддерживал творч. связь с т-рами Москвы, Ленинграда, Баку и в
 последующие годы. Наряду с пьесами зап.-европ. авторов здесь ставились
 пьесы, посв. нац.-освободит, борьбе тур. народа: "Голубая молния" Ака
 Гюндюза, "Хабер", "Герой" и "Родина" Фарука Нафыза, "Пастух" и "Атилла"
 Бехчета Кемаля, "Эпопея десяти лет" Хамида Фахри и др. Здесь же были
 пост. пьесы Назыма Хикмета "Череп" (1932), "Дом покойника" (1932),
 "Всеми забытый" (1935), ставившие проблему роли личности в
 каппта-листич. обществе, разоблачавшие общественный строй, уродующий
 жизнь человека. В 30-е гг. Городской т-р пост. пьесы рус. классич.
 драматургии:
  "Живой труп", "Анна Каренина", "Ревизор", "Женитьба", "Волки и овцы",
 "На дне", пьесы Чехова и др. В течение продолжительного времени
 Городской т-р оставался ведущим драматическим т-ром страны. В его труппе
 работали известные актёры - Галпб Бе-дие, Хюсейн Кемаль, Рашид Боран,
 Асфи Риза п др.
  В годы 2-й мировой войны в Анкаре был создан Государственный т-р,
 деятельность к-рого вызвала появление ещелескольких т-ров - Большой т-р
 (опер-но-драматич.),1алый т-р. Третий гос. т-р, Детский т-р, Камерный
 т-р и Консерватория. Все эти т-ры были затем объединены в единую
 организацию - государственные т-ры.
  В Стамбуле (1965) работает св. 17 т-ров, пять из них (Драматич. т-р,
 Т-р драмы и комедии, "Ка-дыкёй тиятросу", Малый оперный т-р, Новый т-р),
 находящихся на гос. субсидии, составляют особую театр. организацию -
 городские т-ры. Остальные т-ры ("Арена тиятросу", "Азак", "Бульвар",
 "Дормен", "Генар" и др.) - частные. Существуют также любительские театр.
 труппы при высших учебных заведениях ("Джеп тиятросу", Молодёжный т-р,
 Т-р технического университета, Т-р Академии изящных искусств и др.).
 Нек-рые труппы в Анкаре и Стамбуле ставят спектакли для детей. Созданы
 организации, популяризирующие нск-во т-ров карагёз и "орта оюну".
  В 1963-64 на сцене стамбульских т-ров были пост. спектакли: "Отелло"
 ("Малая сцена"); "Цезарь и Клеопатра" Шоу, "Храбрый солдат Швейк" по
 Гашеку ("Арена тиятросу") и др. Среди пост. сезона 1964 -65:
  "Тартюф"; "Пигмалион" Шоу, "Узники Альтоны" Сартра* ("Оралоглу
 тиятросу"), а также пьесы тур. драматургов-"Перед оттепелью" Джевдета
 Фехми Баш-кута (под назв. "Переселение" пост. в Т-ре им. Азиз-бекова,
 1964), "Мечтатель" Решада Нури Гюнтекина, "Зяблики" и "Муртаза" Орхана
 Кемаля, "Идите сюда" Азиза Несина, "Али из Кешана" Халдуина Танер и др.
  Среди лучших тур. актёров: Генго Эркал, Йилды-рым Eнал, актрисы -
 Айфер Ферай, Айла Алган и др.
  Лит.: Современная Турция, М., 1958,с 250-55; Современная Турция, М.,
 1965, с. 299-302; Sabr? EsatSi-yavusgil, Folklorda, Sahnede ve resimde
 turk, "Yeni Turkiye", istanbul, 1959; Mehmet Fuat, Tiyatro tarihi,
 istanbul, 1961, s. 303-45; "Turkiye y?ll?g?", 1963, s. 327-332; XIX
 yuzy?l Turk tiyatrosu tarihi, Ankara, 1963; "Turkiye yilligi", 1964 s.
 393-396; "Turkiye y?ll?g?", 1965. s- 417-22.
  P. Kop.
  ТУРКМЕНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Нац. драматургия в Туркмении возникла после
 Октябрьской революции, в годы гражд. войны. Первая туркм. пьеса -
 "Взятие Кизыл-Арвата красными войсками", написана в 1919 рабочим X.
 Аташевым. В 1920 слушатель учительских курсов X, Ханов написал пьесу
 "Генерал Колмыков" о зверствах царского генерала (пьеса не сохранилась).
 В 1922 А. Каушутов в пьесе "Закаспийский фронт" воссоздал один из
 эпизодов революц. борьбы трудящихся с врагами, запечатлел победу

<< Пред.           стр. 774 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу