<< Пред.           стр. 775 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 революции.
  Т. д. зародилась в русле агитационной драматургии первых
 послереволюц. лет. В 20-х гг. создавались пьесы гл. обр. на бытовые темы
 и пьесы о борьбе с басмачеством. Против принудительного брака направлены
 пьесы: "Неравенство" Б. Абдуллина (1927), "Айджамал" Ш. Керими (1925) и
 "Торг не состоялся" Яраданкули (1926). В пьесе "Без калыма" А.
 Хал-дурдыева (1929) показана борьба сов. людей за раскрепощение
 женщины-туркменки. Этой же теме посв. пьеса "Кровавый лес" Каушутова
 (1928). Курителей опиума и невежественных знахарей высмеивает пьеса
 "Терьякеш и табиб" Б. Кербабаева (1926).
  Значит, идеи, образы и конфликты выдвигает Т. д. в 30-е гг. Пьесы "В
 пустыне Кара-Кумы" Ш. Р?екило-ва, X. Чарыева, М. Клычева (1934) и "Кель"
 Г. Карпова, Н. Новроцкой и Д. Волжина (1935) посв. борьбе с басмачеством
 и раскрепощению женщины-туркменки. В пьесах "Подъём" Кербабаева (1937) и
 "Айна" А. Карлиева (1937) сделана попытка показать совр. жизнь
 колхозного крестьянства.
  Во 2-й пол. 30-х гг. развитие Т. д. идёт по трём руслам:
 историко-революц. пьесы ("Джума" Каушутова 1939), пьесы на сюжет из
 совр. жизни республики ("Шемшат" Т.Эсеновой,1937, пост. 1941),
 героико-роман-тич. пьесы, основанные на фольклоре и произведениях туркм.
 классич. лит-ры ("Кеймир Кёр" К. Бурунова и Б. Аманова, 1940, "Зохре и
 Тахыр" Аманова и X. Чарыева, 1939). Туркм. драматурги расширяют тематич.
 и жанровые границы. Возникают новые жанры - Драма ("Айна"), трагедия
 ("Зохре и Тахыр"), комедия ("Шемшат"), разрабатываются разл. темы.
 Развитие Т. д. этих лет характеризуется реалистич. образностью,
 повышением мастерства драматургов, стремлением к психологически точной
 обрисовке характеров, использованием* приёмов и средств рус. и мировой
 драматургии. Изменилась природа драматич. конфликта: в основе многих
 пьес не социальное столкновение противодействующих сил, а морально-этич.
 проблемы, борьба с пережитками прошлого в сознании людей ("Шемшат"
 Эсеновой).
  В годы Великой Отечеств, войны драматурги создали ряд произведений на
 историко-фольклорном материале. Кербабаев написал историко-биографич.
 драму "Махтумкули" (1941), инсценировал дестан "Хур-луга и Хемра"
 (1943), Каушутов написал героич. драму "Гер оглы" по мотивам туркм.
 эпоса (1943), Аманов - трагедию "Солтан Санджар" (1945) и комедию
 "Кемпне" (1942).
  Большое внимание уделялось созданию либретто опер и балетов для
 организованного нац. муз. т-ра. На совр. сюжет были написаны пьесы:
 "Любовь к Родине" (1941), "Братья" (1944) Кербабаева, "Кур-бан Дурды"
 Кербабаева и А. Кекилова (1942) и др,
  Решения партии по идеологическим вопросам определили дальнейший путь
 развития нац. туркм. драматургии. В конце 40-х - нач. 50-х гг туркм.
 писатели обратились к совр. тематике. Они показывали в своих пьесах
 лучшие черты колх. крестьянства, рабочего класса, сов. интеллигенции, В
 эти годы были созданы пьесы: "Семья Аллана" (1947), "Весёлый гость"
 (1954) Г. Мухтарова, "Сын пастуха" (1949) и "Серебряный портсигар"
 (1949) Г. Мухтарова и К. Сейтлиева, "Испытание" Б. Аннанурова (1952). Т.
 д. приобретает черты, присущие всей сов. .драматургии: широта охвата
 жизненных явлений, углублённое проникновение в сущность изображаемых
 событий и характеров, яркий нац. колорит, многообразие тем, жанров,
 конфликтов. Среди драматургич. произв. 50-60-х гг.: инсценировка романа
 Кербабаева "Решающий шаг" (1957), пьесы "30-е годы" (1958), "На
 рассвете" (1962), "Кто преступник?" (1963) Мухтарова, "Совесть" Б.
 Пурлиева (1964) и др.
  Лит.: Керими К., Туркменский театр. М., 1964;
  Репин И., Расцвет культуры Советского Туркменистана, Ашхабад, 1957;
 Очерк по истории туркменской советской литературы, ч. 1-2, Ашхабад,
 1958-62 (на туркм. яз.), Степанова Е. И., Развитие туркменской советской
 драматургии, Ашхабад, 1957. f{. Kep.
  ТУРКМЕНСКИЙ ТЕАТР. До Октябрьской революции туркм. народ не имел
 проф. т-ра. Его заменяли муз. и поэтич. фольклор, иск-во нар. певцов
 (бахши) и сказителей (гоенде), игры и обряды, включавшие элементы театр.
 зрелища. В 1926 была организована первая туркм. драм. студия,
 объединившая участников самодеятельных театр. кружков, возникших в годы
 гражд. войны под влиянием выступлений рус., узб., азерб., тат. трупп. В
 этом же году в Ашхабаде'создан рус. т-р (ныне - Ашхабадский гос. рус.
 драм. т-р им. Пушкина), ставший пропагандистом рус. сценич. культуры в
 республике.
  В 1929 на базе студии возник проф. туркм. т-р (ныне - Туркм. гос. т-р
 драмы им. Молланепеса). С деятельностью т-ра связано зарождение и
 развитие в нач. 20-х гг. туркменской драматургии. Т-р открылся
 спектаклем "Без калыма" Халдурдыева. Затем были пост. пьесы: "Подъём"
 (1937), "Решающий шаг" (1957) Кербабаева, "Джума" Каушутова (1939,
 1966), "Кеймир Кёр" Бурунова и Аманова (1940,1965), "Айна" Карлиева
 (1937), "Шемшат" Эсеновой (1941), "Семья Аллана" (1949), "30-е годы"
 (1958), "Кто преступник?" (1963) Мухтарова, "Сын пастуха" (1949),
 "Серебряный портсигар" (1949) Мухтарова и Сейтлиева, "Кушкин-ская
 крепость" Атаджанова (1964) и др. В репертуар т-ра включалась классич.
 драматургия. Были пост.:
  "Ревизор" (1934, 1945, 1955), "Доходное место" (1950), "Без вины
 виноватые" (1951), "Враги" (1941), "Васса Железнова" (1959), "Отелло"
 (1940, 1954), "Король
  Лир" (1964), комедии К. Гольдони, Мольера и др. Из пьес сов.
 драматургов - "Любовь Яровая" (1937), "Русский вопрос" (1948),
 "Кремлёвские куранты" (1960), "Платон Кречет" (1936) и "Фронт" (1943);
 "Ле-вониха на орбите" Макаёнка (1961), "1905-й год" Дж. Джабарлы,
 "Больные зубы" Каххара (1956) и др. Т-р ставил пьесы драматургов
 зарубежного Востока:
  "Тайфун" Цао Юя (1956), "Легенда о любви" Назы-ма Хпкмета (1957),
 "Белый лотос" по Шудраке (1958).
  Иск-во т-ра определяется творчеством талантливых актёров, среди
 к-рых: нар. арт. СССР-А. Кульмаме-дов, Сона Мурадова, Б. Аманов, нар.
 арт. Туркм. ССР- К. Бердыев, М. Черкезов, Н. Союнова, А. Дурдыев, К.
 Дурдыев, М. Сейтниязов, А. Бекмурадов, Сурай Мурадова, Н. Бекмиев, К.
 Херраев. Т-р пополнялся выпускниками студии ГИТИСа, воспитанниками О. И.
 Пыжовой, Б. В. Бибикова и Н. В. Петрова; среди молодых актёров - засл.
 арт. Туркм. ССР X. Аннама-медов, А. Курбандурдыев, О. Хаджимурадов и др.
  В числе нац. режиссёров: А. Карлиев, М. Сейтниязов, Б. Аманов; первый
 туркм. театр. художник - X. Аллабердыев. Большую помощь в развитии т-ра
 оказали рус. режиссёры: А. Аврусин, Н. Теппер, 3. Вин, И. Громов, Я. С.
 Фельдман, пост. на сцене т-ра ряд спектаклей. Значит, вклад в развитие
 театр.-декорационного иск-ва республики внесли рус. театр. художники А.
 Лушин и X. Кордыш.
  В 1955 театр принимал участие в декаде туркм. иск-ва и лит-ры в
 Москве; показал спектакли "Семья Аллана" Мухтарова, "Ревизор", "Отелло".
 В 1930, 1936, 1959, 1965 гастролировал в Москве.
  В 30-е гг. организованы т-ры в областных городах:
  Мары, Ташауз, Керки и колх.-совх. т-ры. Значит. спектакли были
 созданы на сцене Марыйского т-ра .пм. Кемине. В 1963 открыт Туркм. ТЮЗ
 (Ашхабад), в труппу к-рого вошли выпускники туркм. студий ГИТИСа.
  В 1940 в Ашхабаде был открыт Муз. т-р (ныне - Туркм. гос. т-р оперы и
 балета им. Махтумкули). Большое место в репертуаре т-ра заняли
 спектакли, использующие муз. и поэтич. фольклор туркм. народа. Значит,
 помощь в развитии туркм. Муз. т-ра оказали рус. композиторы, принявшие
 участие в создании ряда опер совм. с туркм. музыкантами: "Зохре и Тахыр"
 Шапошникова (1941; 2-я ред. 1952, совм. с Му-хатовым), "Абадан" Ю.
 Мейтуса и А. Кулиева (1943), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Д. Овезова
 (1944), "Кемине и казы" Шапошникова и Мухатова (1947), "Лейли и Меджнун"
 Мейтуса и Овезова (1946), "Айна" Шапошникова и Овезова (1957), "Сона" А.
 Агаджико-ва (1964); балетов - "Алдар Косе" Корчмарёва (1942), "Чудесный
 лекарь" М. Равича и Н. Мухатова (1960), "Студенты" X. Алланурова и И.
 Якушенко (1964), "Сахры" Равича (1964).
  В 1955 т-р принял участие в декаде туркм. лит-ры и иск-ва в Москве
 (спектакли: "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова, "Евгений Онегин";
 "Алдар Косе" Корчмарёва).
  Значит, вклад в развитие нац. муз. иск-ва внесли: нар. арт. СССР М.
 Кулиева, А. Аннакулиева; нар. арт. Туркм. ССР X. Аннадурдыев, X. Аннаев,
 Е. Хуммаев; засл. арт. Туркм. ССР X. Мамедъяров, А. Курбанов, М.
 Масумов, К. Ризаев; солисты балета Б. Мамедова, X. Мурадов, Л. Кондюкова
 и др., реж. нар. арт. СССР А. Карлиев, дирижёры - засл. деят. иск-в
 Туркм. ССР X. Аллануров, Нуры Мухатов, балетм. К. Джапаров, хормейстер
 Б. Нигматулин.
  Илл. см. на отдельном листе к стр. 17-18.
  Лит.: К е р и м и Г., Туркменский театр оперы и балета, Ашхабад, 1962
 (на туркм. яз.); Туркменский государственный театр оперы и балета, М.,
 1955; Степанова Е., Развитие туркменской советской драматургии, Ашхабад,
 1957; К е р и м и К., Туркменский театр. М., 1964. Я. Кер., Л. Ив.
  ТУРКМЕНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ МАХТУМКУЛИ (Туркменский ордена
 Труд о. вог о-Красного Знамени театр оперы и балета и м. Махтумкули)муз.
 т-р Туркм. ССР. Создан в 1941 на базе туркм. Муз. т-ра (1940). В 1956
 т-ру присвоено имя Махтумкули.
  В 1937 при Туркм. драм. т-ре в Ашхабаде был создан муз. сектору в
 к-рый входили симф. оркестр, хор из 22 чел., неск. певцов-солистов и 10
 танцоров. Одновременно была открыта туркм. оперная студия с двумя
 отделениями - вок. и балетным. Первая пост. муз. сектора - муз.-драм.
 спектакль "Бахчисарайский фонтан" по Пушкину (1938). В 1938 на основании
 Постановления Совнаркома Туркм. ССР ранее созданная Туркм. оперная
 студия реорганизована в спец. учебное заведение. Её окончили певцы: А.
 Аннакулиева, Е. Хуммаев, X. Аннаев, С. Мурадова и др. В студии
 преподавали: С. Березнёв, М. Акопян, хормейстер Э. Дивентман.
  В 1939 состоялась премьера первой туркм. муз. драмы "Зохре и Тахыр"
 о" музыкой А. Г. Шапошникова - композитора, способствовавшего развитию
 муз. культуры республики. В 1940 открыт Туркм. гос. муз. т-р. В его
 состав вошли выпускники оперно-балетной студии, артисты муз. сектора
 драм. т-ра и оркестр. Муз. рук. и гл. дирижёр С. Я. Орланский (до 1945).
 10 февр. 1941 состоялась премьера туркм. оперы "Судьба бах-ши" Кахиани.
 В 1941 т-р возглавил Т. Е. Шарашпдзе (худ. рук. и гл. реж.). В состав
 труппы вошли студенты туркм. отделения Моск. консерватории. Активное
 участие в создании т-ра приняли туркм. композиторы - В. Мухатов, А.
 Кулиев, Д. Овезов, дирижёр X. Аллануров. К созданию репертуара были
 привлечены туркм. писатели, рус. и укр. композиторы. В результате творч.
 содружества А. Г. Шапошникова, К. А. Корчмарёва, Б. С. Шехтера, Ю. С.
 Мейтуса с А. Кулиевым, В. Мухатовым, Д. Овезовым в годы Отечеств, войны
 было написано и пост. 9 опер и балетов на нар. туркм. муз. материале.
 Среди первых пост. т-ра - опера "Зохре и Тахыр" Шапошникова (1941). В
 1952 Шапошников совм. с Мухатовым написал 2-ю ред. оперы на либр. А.
 Карлиева; в оперу были введены развитые арии и ансамбли, драматизирован
 речитатив. В 1942 т-р пост. первую туркм. оперу на совр. тему -
 "Счастливая молодость" Корчмарёва. Этапными работами муз. т-ра военного
 периода явились пост. опер - "Абадан" Мейтуса и Кулиева (1943),
 воспевающей героич. подвиги сов. воинов (в 1950 театр пост. новую ред.),
 и "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова на основе музыкального
 фольклора.
  В 40-е и 50-е гг. туркм. муз. т-р обращается к клас-сич. наследию. На
 туркм. языке были пост. произведения айковского, Римского-Корсакова,
 Бородина, Верди, Пуччини и др. Ставятся оперные и балетные произведения
 мировой классики и сов. композиторов: "Евгений Онегин" (1946), "Пиковая
 дама" (1958), "Лебединое озеро" (1953), "Русалка" (1952), "Князь Игорь"
 (1960), "Раймонда" (1958), "Травиата" (1947), "Риголетто" (1948), "Аида"
 (1958), "Чио-Чио-сан" (1947), "Фауст" (1953), "Кармен" (1954),
 "Севильский цирюльник" (1956), а также: "Кёр-оглы" (1957), "Аршин мал
 алан" (1961) У. Гаджибекова, "Бахчисарайский фонтан" (1946), "Красный
 мак" (1951); "Юность" Чулаки (1957), "Сердце гор" Балан-чивадзе (1950) и
 др.
  На основе народного сказания 18 в. Мейтус и Овезов создали оперу
 "Лейли и Меджнун" (1946). В 1947 Шапошников и Мухатов написали первую
 туркм. комич. оперу "Кемине и казы". В 1955 т-р принял участие в декаде
 туркм. лит-ры и иск-ва в Москве (спектакли "Шасенем и Гариб", "Евгений
 Онегин" и др.). В 1964 в т-ре пост. опера "Сона" Агаджикова.
  Т-р явился творч. лабораторией по созданию туркм. сов. оперы. Он
 объединил вокруг себя нац. композиторов, дирижёров, режиссёров, воспитал
 большую Группу туркм. артистов.
  В т-ре работали: режиссёры А. Карлиев, Б. Анна-нуров, М. Кепбанов, Я.
 Ф. Фельдман, И. И. Келлер, А. Л. Колтыпин; дирижёры Д. Овезов, Г. Р.
 Ступ-пель, X. Аллануров, Г. А. Столяров; балетмейстеры Г. С. Гуринович,
 Д. И. Бененсон, Л. В. Ошурко, Н. С. Холфин, Л. В. Якобсон, К. Джапаров,
 И. К. Ковтунов; художники А. П. Фальковский, П. И. Смирнов, X.
 Аллабердпев, X. X. Кордыш, А. Кулиев; артисты оперы X. Аннадурдыев, Е.
 Хуммаев, С. Дурдыева, А. Оразова, А. Хакимов; артисты балета В.
 Чиротанова, Г. Бабаева, Н. Реджепова, Р. Розые-ва, Т. Сатлыклычева, К.
 Керими, 3. Тухватулина, Р. Г. Самгина, Р. Аннакурбанов, X. Исмаилов, X.
 Му-радов, И. Гельдыев, М. Ахундов, М. Клычев, А. Ма-медов, О. Ниязов, Б.
 Какабаев и др.
  В труппе т-ра (1967): певцы - нар. арт. СССР А. Ан-накулиева, М.
 Кулиева; нар. арт. Туркм. ССР X. Ан-наев; засл. арт. Туркм. ССР М.
 Шахбердыева, С. Мурадова, М. Кульмамедова, И. Кузьмина, А. Кур-банов, Б.
 Артыков, К. Ризаев, М. Масумов, X. Ма-медьяров; артисты А. Алашаева, Р.,
 Грехова-Удяе-ва, Д. Караджаев; в балете - засл. арт. Туркм. ССР Б.
 Мамедова, Л. И. Кондюкова; арт. Р. Чарыева, Г. Хуммаева, Н. П. Раткина,
 А. П. Сонин и др. Гл. реж.-А. А. Макаровский, реж.- М. Кепбанов; гл.
 дирижёр - засл. деят. иск-в Туркм. ССР X. Аллануров; дирижёры - засл.
 деят. иск-в Туркм. ССР Н. Муха-тов, М. Мередов; гл. балетм. - Н. Н.
 Корягин, ба-летм.- засл. деят. иск-в Туркм. ССР К. Джапаров; гл.
 хормейстер - засл. деят. иск-в Туркм. ССР Б. Ниг-матулин; гл. худ. - А.
 Кулиев, худ. - Б. Марченко; хормейстер - Ч. Мурадов.
  РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
  (в скобках указаны фамилии постановщиков)
  1941. "Судьба бахши Кахиани (Фельдман), "Зохре и Та-хыр" Шапошникова
 (Шарашидзе), "Вечер балета" (Холфин, Бененсон).
  1942. "Юсуп и Ахмет" Шехтера и Кулиева (Шарашидзе), (Алдар Косе"
 Корчмарёва (Холфин), "Счастливая молодость" Корчмарёва (Карлиев).
  1943. "Гюль и Бильбиль" Шапошникова (Карлиев), "Абадан" Мейтуса и
 Кулиева (Карлиев).
  1944. "Девушки моря" Корчмарёва (Холфин), "Шасенем и Гариб"
 Шапошникова и Овезова (Карлиев).
  1945. "Акпамык" Зноско-Боровского и Мухатова (Джапаров).
  1946. "Евгений Онегин" (Келлер, Колтыпин), "Бахчисарайский фонтан"
 (Ковтунов); "Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова (Карлиев).
  1947. "Травиата" (Карлиев), "Чио-Чио-сан" (Колтыпин);
  "Кемине и ка-зы" Шапошникова и Мухатова (Аннануров).
  1948. "Алдар Косе" Корчмарёва (Джапаров), "Лауренсия" (Ковтунов);
 "Севастопольцы" Коваля (Колтыпин), "Риголетто" (Колтыпин);
 "Конек-Горбунок" Пуни (Ковтунов, Аннакурбанов, Бененсон).
  1950. "Сердце гор" А. Баланчивадзе (Ковтунов), "Река счастья"
 Столляра и Хоршова (Карлиев).
  1951. "Красный цветок" ("Красный мак") (Джапаров);
  "Морозко" Красева (Макаровский).
  1952. "Зохре и Тахыр" Шапошникова и Мухатова (Карлиев), "Русалка"
 (Макаровский).
  1953. "Лебединое озеро" (Джапаров), "Гюлынен" Г. Гад-жибекова
 (Джапаров), "Фауст" (Макаровский).
  1954. "Кармен" (Макаровский), "Эсмеральда" (Сирганиди-Керн).
  1955. "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова (Карлиев), "Евгений
 Онегин" (Аннадурдыев, Макаровский).
  1956. "Царская невеста" (Макаровский), "Дон Кихот" (Биньяс),
 "Севильский цирюльник" (Кепбанов).
  1957. "Кёр-оглы" У. Гаджибекова (Бадалбейли), "Паяцы" (Макаровский),
 "Тщетная предосторожность" (Цейтлин);
  "Айна" Шапошникова и Овезова (Аннадурдыев, Кепбанов), "Юность" Чулаки
 (Цейтлин).
  1958. "Пиковая дама" (Макаровский), "Раймонда" (Цейтлин), "Аида"
 (Макаровский).
  1959. "Красный цветок" ("Красный мак") (Цейтлин, Джапаров), "Иоланта"
 (Кепбанов).
  1960. "Бахчисарайский фонтан", "Князь Игорь" (Титов);
  "Кето и Котэ" Долидзе (Кепбанов), "Чудесный лекарь" Н. Мухатова и
 Равич (Джапаров), "Трубадур" (Титов); "Майсара" ("Проделки Майсары")
 Юдакова (Кепбанов), "Лакме" (Баленко), "Флория Тоска" (Кепбанов),
 "Жизель" (Джапаров).
  1961. "Аршин мал алан" У. Гаджибекова (Масумов), "Тихий Дон"
 (Варламова); "Гюль и Бильбиль" Шапошникова (Карлиев, Кепбанов), "Доктор
 Айболит" Морозова.
  1963. "Махтумкули" Мейтуса, "Человек, который смеётся" Зейдмана.
  1964. "Тропою грома" Караева, "Сона" Агаджикова" "Студенты" Аллану
 рова и Якушенко.
  1965. "Каменный цветок" Прокофьева.
  Лит.: К е р и м и К., Туркменский театр. Очерк истории" М., 1964;
 Беньяш Р., Туркменский государственный театр. Ашхабад, 1939; Декада
 туркменской литературы и искусства в Москве. 1955, Ашхабад, 1957;
 Синявер Л., Туркменская ССР, М., 1955; Бедросов Г., Музыка Советского
 Туркменистана, Ашхабад, 1943. А. Ив.
  ТУРНИК (франц. tourniquet, от tourner - вертеться, вращать) - 1)
 Гимнастпч. снаряд, состоящий из горизонтальной перекладины, укреплённой
 с обоих концов на двух вертикальных стойках (одинарный Т.). В таком
 простейшем виде Т. появился в 60-х гг. 19 в. С течением времени он
 усложнялся, совершенствовался. В наст. вр. существует целая система Т.
 (от двух до семи), размещаемых на манеже на разл. дистанциях, на разл.
 высотах (партерные Т.- на самой арене, "воздушные" Т.- приподнятые над
 ареной), в различных конфигурациях (в ряд, квадратом, пересекающимся
 крестом, параллельные). Один из сложнейших видов - Т. с батутом
 (комбинация Т. с другим цирковым аппаратом, батутом,- трамплином в виде
 сетки из верёвок, тесьмы или брезента на резиновых амортизаторах). 2)
 Цирковой жанр: совокупность разл. стоек и вращательных упражнений на
 Т.,. перелёты с одного Т. на другой и пр. А. Шн.
  ТУРСУН-ЗАДЕ, Мирзо (р. 2.V.1911) - тадж. сов. поэт, драматург. Чл.
 Коммунистич. партии с 1941. Первая крупная пьеса Т.-з. "Приговор"
 направлена против бурж. националистов (1935, Ленинабадский муз.-драм.
 т-р). Т.-з.-автор (совм. с А. Дехоти) либретто первой тадж. оперы
 "Восстание Восе" (1939), посв. нар. восстанию в 1885. Написал либретто
 оперы "Тахир и Зухра" (1944), комической оперы "Невеста" (1946).
 Либретто Т.-з. отличаются высоким драматизмом, поэтичностью, лиризмом.
 Т.-з. перевёл на таджикский язык "Платона Кречета" и др. пьесы. Гос.пр.
 СССР (1948), Ленинская пр. (1960). Академик АН Таджикской ССР (с 1951).
 Я. Я.
  ТУРУСБЕКОВ, Джусуп (24.XII.1910-IV.1944) - кирг. сов. драматург,
 поэт. Лит. деятельность начал в 1928. Т.- автор одной из первых кирг.
 муз. драм - "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь"; Кирг. драм. т-р,
 1934), перераб. впоследствии в оперу (муз. В. Власова, А. Малдыбаева, В.
 Фере, Кирг. т-р оперы и балета, 1938); пьеса посв. событиям восстания

<< Пред.           стр. 775 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу